Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится

"И как было во дни Ноя, так будет и во дни  Сына 
  Человеческого: … пришёл потоп и погубил всех."

"Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился
с неба дождь огненный и серный и истребил всех: Так
будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится"
(Лк.17:26-30)
 

1. Что было, то будет ...

     Господь Иисус Христос, давая пояснения ученикам относительно грядущего Царства Божия на земле, сравнивает Своё возвращение с днями, когда жили Ной или Лот (Лк.17:22-30).
     В те давние времена жители земли, осуетившись, забыли Создателя своего, возлюбив зло; извратили путь свой. Пока потоп не застал врасплох современников Ноя, а гибель городов Содома, Гоморры, Адмы, Севоима – сограждан Лота.
     Нынешний род, отвергая волю Творца,  пребывает в таком же извращённом, порочном, растленном состоянии (Рим.1:18-32), подобном ДО потопному миру. В те дни.
    "Бог посмотрел на землю и увидел, что люди погубили её (мир растлился): повсюду было насилие ("зло её переполнило" [Л.26]), жизнь людей на земле была загублена.
     Тогда Бог сказал Ною: "Люди заполнили землю гневом  (жестокостью) и насилием ("злодеяниями" Синод. пер.), поэтому Я уничтожу всё живое, смету всё с лица земли" (Быт.6:11-13, пер. [Л.1]).
      Истинно, всё живое смёл Творец вселенной с лица земли в прошлом. Нечто подобное произойдёт в будущем, в последние дни. Ибо так говорит Господь. "Я предрекал минувшее (прежнее) заранее, (задолго) уста Мои возвещали его, и Я объявлял о нём; затем внезапно Я действовал, и всё исполнялось (сбылось)" (Ис.48:3, пер. [Л.28]).
      Прежнее сбылось, о грядущих же наказаниях Божьих, аналогичных минувшим, возвещает Иисус Христос (Лк.13:1-5, 17:26-30). Внимая словам Господним, рассмотрим, что же общего  кроме внезапности  в этих давних трагических событиях и наступающих днях Великой скорби.

2. История Лота и городов содомских

    Откроем  "Сефер Маасэ Бырэйшит", книгу "Созидания основ мира", в ней описана история праведного Лота, его семьи, порочных жителей городов долины (Быт.18:20-33, 19:1-38). Обратим внимание на загадочные стихи 19:24, 25.
     "И пролил (обрушил) Господь на Содом и Гоморру дождём серу ("горящую серу" [Л.1-3, 26, 28, 29]) и огонь от Господа с неба, И ниспроверг (разрушил, уничтожил) города сии, и всю окрестность (всю долину) сию, и всех жителей городов сих, и произрастения (растения) земли".
     Однозначное толкование ст. 24, 25 среди богословов отсутствует. Предполагается, города погибли по следующим возможным причинам:
         1) землетрясения, сопровождаемого возгоранием залежей горючих веществ [Л.4, 5, 27];
         2) вулканического извержения, его продукты обрушились на головы людей как будто с неба [Л.6];
         3) извержения вулкана или подземного взрыва битума [Л.8];
         4) одновременно извержения вулкана и землетрясения с сильной грозой [Л.7].
     Однако такие гипотезы лишены логической связности. Ведь  говорится о необычных атмосферных осадках и не упоминаются землетрясение, извержение вулкана или молнии.
     "И пролил Господь … дождём серу и огонь (точнее "послав с неба огонь и горящую серу" [Л.1])", затем повторяется откуда исходит наказание - "от Господа с неба" (19:24).
    Даже внезапное извержение вулкана не в состоянии уничтожить сразу "всех жителей" четырёх городов долины Сиддим, удалённых друг от друга на значительные расстояния, как утверждают археологи.
     Поэтому сказанное в 19:24 следует воспринимать буквально. Гнев Яхве Цеваот излился на жителей городов содомских непосредственно с небосвода. Возможно ли такое? существует научное объяснение такого феноменального астрономического явления?

3. Дождь из серы и огня

       Очевидно, материальными орудиями наказания городов содомских послужили:
         • камни, падающие с небес как во времена Иисуса Навина; "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11);
         • каменный град, огонь, сера; "и пролью на него ... каменный град, огонь и (горящую) серу" (Иез. 38:22);
        • атмосферные осадки в виде горящих углей, огня, серы; "Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу ("раскалённые угли с горящей серой" [Л.28])" (Пс.10:6; 17:9).
     При анализе подобных библейских текстов следует учитывать, они написаны в  ДО научную эпоху. Записаны с использованием архетипов (прообразов), понятий и верований своего времени.    
     Современное название этих орудий гнева Бога звёздных воинств "метеорные тела", т.е. космические объекты до их попадания в атмосферу Земли (рис.1).
    А именно метеоры, т.е. мельчайшие твёрдые частицы, дающие вспышку не ярче 4-й звёздной величины, полностью "сгорающие" в атмосфере Земли (кроме микрометеоритов).
     Болиды - небесные объекты, у которых различимы угловые размеры или вспышка ярче 4-й звёздной величины. Они теряют только часть своей массы, иногда до 90 %, тормозятся атмосферой и падают на поверхность земли (метеориты) или разрушаются в воздухе с выпадением мелких метеоритов.
     Мошэ (Быт.19:24), Йехэзкэйл (Иез.38:22), Давид (Пс.10:6, 17:9, 13, 14) называли "огнём" болиды; «каменным градом», «горящими углями» - метеориты, а горящей "серой" - метеоры [Л.9].
     В таком случае, почему Моисей именует метеорные вспышки от мелких небесных тел "дождём из серы"? Какое отношение имеет этот химический элемент к железным, железокаменным и каменным объектам из космоса?

4. Самородная сера

     Некоторым народам с древнейших времён знаком "горючий камень" [Л.8]. По-научному, минерал (самородная сера), обладающий свойством  пирофорности.
     В тонко измельчённом виде он способен к самовоспламенению без нагрева, только за счёт экзотермической реакции окисления. "Это легковоспламеняющийся минерал, выделяющий при горении едкий и ядовитый дым ..." [Л.15, стр. 613].
     На Ближнем Востоке залежи самородной серы находились, в частности, в долине реки Иордан, в том числе на берегах Мёртвого (Солёного) моря [Л.8, стр. 800, Л.10, стр. 887]. "Самородки серы местами лежат на поверхности земли, в особенности на северо-западном берегу Мёртвого моря" [Л.28].
    Сера при сгорании на углях в размельчённом виде даёт яркие вспышки и увеличивает силу огня [Л.4, стр. 595, 715]. Поэтому Моисей называет метеорные вспышки "горящей серой", пролитой "словно дождь ...- с небес" (Быт.19:24, пер. [Л.26; Л.1-3]).
   Таким образом, причиной воспламенения природных газов и битума (тяжёлые фракции нефти) в окрестностях городов долины Сиддим послужили не вулкан, землетрясение или молнии. А космические тела с неба - "раскалённые угли с горящей серой" (19:24, пер. [Л.28]). Они разрушили города, уничтожили их окрестности (ст.25).
     Утром Авраам увидел "вот, (густой) дым поднимается с земли, как дым из (гончарной) печи" (19:28, "густой дым, словно дым великого пожара" [Л.1]). Это давнее событие напоминает новозаветное видение Иоханана  о падении "звезды" (т.е. астероида) с неба на землю (Отк.9:1).
     После падения "вышел (повалил) дым из кладезя (колодец бездны), как дым из большой (огромной) печи", отчего "помрачилось (затмилось) солнце и воздух" (9:2,  "потемнело небо, и солнце потускнело от дыма" [Л.1]).
     Дождь из серы да огня уничтожил всех жителей городов (Быт.19:25). В том числе жену Лота, она погибла вероятно из-за внезапного ожогового шока. От попадания на тело горячего расплава минерала галита, т.е. каменной соли (кристаллическая форма хлорида натрия, температура плавления 800 ºС). Расплав галита, выброшенный при падении метеорита,  мгновенно затвердел и женщина "стала соляным столпом" (ст. 26).
    Ведь окрестности Содома изобиловали смоляными ямами (Быт.14:10, [Л.4, стр. 38]) да соляными полями [Л.10, стр. 927, вклейка 87], т.е. содержали открытые месторождения тяжёлых фракций нефти, а также залежи каменной соли [Л.8, стр. 800].

5. Огненный потоп

     Превращение в пепел городов содомских, осуждённых Богом на истребление за пороки их жителей, является наглядным примером для нечестивого рода сего (2Пет.2:6).
     В последние дни "земля и все дела на ней сгорят" (3:10, д), уничтожатся "серой, с неба летящей" (Сивиллины книги, 3:690). Исаия таким провидел суд над будущими нечестивцами, естественно в терминах, понятиях, образах своего времени. 
     "Ибо вот, придёт Господь в огне
(как огонь), и колесницы Его - как вихрь ("Его армии - в облаках пыли" [Л.1]), чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё (укор, изобличение) с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня") ... и много будет поражённых Господом" (Ис.66:15, 16).
     Нави Аввакум, подробно описывая это тайное пришествие Господа (Авв.3:3-16), в частности утверждает "по стопам Его - жгучий ветер" (ст.5, буквально "жар сожигающий"; в Масоре "пламя").
     По-видимому, о таком же необычном ветре Господнем, похожем на хамсин, пророчествует Иеремия. В дни бедствия да Великой гибели  "жгучий ветер несётся с (голых вершин) высот пустынных ... поднимается он подобно (словно тучи) облакам, и колесницы его - как вихрь (ураган) ..." (Иер.4:11-13).
    Хамсин - жгучий ветер на северо-востоке Африки, а также в странах Ближнего Востока. Его особенности: 1) высокая температура, до 50 ºС и более; 2) очень низкая относительная влажность (менее 10 %) воздуха, наполненного пылью, мелким и крупным песком; 3) штормовая сила ветра до 100 км/час, его сильные шквалистые порывы продолжаются от 20 минут до 2-3 часов.
     Жгучий ветер из пророчеств Аввакума и Иеремии, вихрь, огонь, гнев Бога из видения Исаии, по научному называются высокотемпературной ударной волной. Именуемой "дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:9-11).
    Великий ветер Господень, его Давид называет "палящий ветер" (Пс.10:6, точнее "вихрь огненный" [Л.26]), состоит из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Температура фронта до 700 000 ºС, время существования около 1 часа, скорость 3 500 км/час, т.е. сверхзвуковая.
    Провидец Нахум именует ударную волну  "вихрем", "бурей", "облаком пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3). Шествие Его сопровождается землетрясением и колебанием поверхности (ст.5), пламенем разливающегося гнева, разрушением скал (ст.6); высыханием моря, рек, увяданием растительности на горах да холмах (ст.4; Ис.42:15, Ам.1:2).

6. Убежище в день скорби

     Только Господь может послужить надёжным укрытием "в день скорби" (Наум.1:7). Когда неугасимый огонь ударной  волны, как в печи огненной, спалит врагов Божьих, сожжёт будто сухую солому (ст.10, Мт.3:12).
      Уничтожит всех, ненавидящих Его (Пс.20:9-13), ибо написано. "Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную ("словно бросишь их в горящую печь" [Л.26]); во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их (испепелит, сожжёт) огонь" (20:10).
    "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются ... и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).
     Такое же физическое наказание ожидает отступивший от Бога ам Йисраэль (Иер.7:20, Ис.1:28-31, Соф.1:18). Горе придёт в День Господень, во время огненной бури, когда почти  вся  Земля станет огромным кишбаном - печь для обжига кирпичей и плавления металлов [Л.4, стр. 597].

     Огненный потоп планетарного масштаба вызовет "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8, рис.2). А именно,  падение крупного небесного тела, орудия гнева  Бога военного могущества и силы. О Нём  Йешайа говорит "язык Его, как огонь поедающий" (30:27, "всепоедающий" [Л.1]).
     Падение большой горы, пылающей огнём ("язык Его", "колесница Его"), пророк описывает так.
    "Господь Саваоф (Воинств) посетит тебя (в Масоре "От Господа Цеваота наказан будешь") громом и землетрясением, и сильным гласом (страшным шумом), бурею (ураганом) и вихрем, и пламенем всепожирающего огня" (Ис.29:6).
      В своих эсхатологических пророчествах Исаия, не обладая  научными знаниями, удивительно точно перечисляет последствия наказания, а также их очерёдность.
     За громом с небосвода (звуковая ударная волна) последуют землетрясение и страшный шум (взрыв); возникнут огненная яма, ураган, вихрь, шквал всепожирающего огня. Так как в месте падения астероида образуются:
     1) глубокое и широкое (диаметром до 200 км) озеро кипящей лавы в земле;
     2) всплывающий в атмосфере огромный огненный шар с температурой в центре не менее миллиона градусов, принимающий форму грибовидного облака;
    3) высокотемпературная ударная волна из газов, минеральной пыли, песка, расширяющаяся со  скоростью, превышающей скорость звука (1 200 км/час в воздухе).

7. Всепожирающий огонь

      О таком шквале всепожирающего огня (1) ударной волны, мгновенно испаряющей всё живое, за которой  щё долго полыхает пламя (2) как в печи, говорится в пророчествах Малахи и Йоэйла.
     "Ибо вот, придёт день, пылающий как печь ("жгущий, словно раскалённая печь" [Л.26]) ..." (Мал.4:1).
     "Пред ним пожирает огонь (1), а за ним палит (полыхает, сжигает) пламя (2); перед ним (его приходом) земля как сад Едемский, а за ним (после него) опустошенная степь (выжженная пустыня) и никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3; в скобках, тексты из совр. переводов).
     Для тех, кто не зароется в землю  "не будет спасения" из-за сверхзвуковой скорости перемещения фронта огня. Нечестивым не скрыться от гласа Господа с неба, Его карающей руки, сильного гнева "в пламени поедающего огня, в буре" (Ис.30:30, в Масоре "пламени огня пожирающего ураганом").
     Кроме горячей ударной волны возникнут огненные  атмосферные вихри (смерчи, торнадо) и огненные штормы (бури). По причине пожаров, извержений вулканов, взрывов супервулканов, попадания в воздух огромных объёмов высвободившихся метана, этана, сероводорода, пропана, других горючих газов.
    Они горят, образуя море сплошного огня высотой около 50 метров, диаметром от одного до нескольких десятков километров, температурой до 1 000 ºС и скоростью перемещения от 30  км/час  до 70 км/час. Разрушая то, что не догорело, превращая землю в необитаемую пустыню.
     Видение такого огненного смерча-шторма из горящего воздуха (!) открыто нави: "и всё это,- т.е. огонь, пламя, искры, бури,- смешалось вместе: и дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:10).
     Ибо восстал Бог для опустошения, огонь гнева Его пожрёт всю землю (Соф.3:8) да небо (2Пет.3:7, 12). Он поразит их. "Пламенем и дождём, затопляющим землю, и серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:690, 691). Господь будет крестить мир огнём (Мт.3:10-12).
    Поэтому  пророк Малахи в ужасе задаёт риторический вопрос. "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь (плавильной печи) расплавляющий и как щелок очищающий" (Мал.3:2; Наум.1:6).
     Однако, почему провидец  день пришествия Яхве сравнивает не только с огнём, но также со щёлоком? В результате крупномасштабных пожаров образуется много древесной золы. Растворяясь  в воде, она образует щёлок, т.е. раствор карбонатов калия и натрия, обладающий сильнощелочной реакцией.
      Ещё раньше очень похожий на Мал.3:2 вопрос задавал другой ветхозаветный пророк, Йоэйл, "ибо велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит (переживёт) его?" (Иоил.2:11). Иоханан же видел каким образом "пришёл великий день гнева Его" (Отк.6:12-17).

8. Очищение огнём

      Разные народы да племена пройдут крещение и очищение пылающим огнём Господним. Издали наблюдая за дымом от пожаров своих городов (Отк.18:8-10), погорельцы осознают смысл испытания ... но не все. 
     "Многие очистятся (буквально "сделают себя пригодными ... для служения Богу" [Л.1]), убелятся и будут испытаны, но нечестивые будут продолжать поступать нечестиво. Никто из нечестивых не поймёт, но те, кто мудр, поймут" (Дан.12:10, пер. [Л.28]).
     С плавлением серебристого свинца в огне для удаления примесей, пророк Йешайа сравнивает очищение страданием нечистого дома Иакова в будущем, используя т.н. "пророческое прошедшее" время.
     "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле (печи) страдания (бедствий)" (Ис.48:10, "Я очистил тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне страданий" [Л.1]).
     Пророк Зехарйа уточняет, две трети израильского народа будут истреблены, вымрут (Зах.13:8), а очистке подвергнется только треть.
     "И введу эту третью часть в огонь ("проведу Я сквозь пламя" [Л.26]), и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу (испытаю) их, как очищают золото ..." (ст.9, "И тогда Я испытаю этих выживших ..." [Л.1]).
     За гибелью Ниневии, столицы Ассирии, нави Нахум провидит грозный день пришествия Господа на землю (Наум.1:1-5). Он задаёт тревожные риторические вопросы, в том числе. кто стерпит (может выдержать) пламя гнева Его?", поясняя, "Гнев (ярость) Его разливается как огонь ..." (ст.6).
     Истинно так. В день Господень возгорится огонь как во времена исхода в Тавэйре, как при истреблении городов содомских, только планетарного масштаба. В огненном искушении, посылаемом для испытания, все пройдут крещение огнём (Мт.3:11, 12).
     Тогда исполнятся пророчества  о соломе (ст.12), плевелах (13:10), пылающем словно раскалённая печь  дне Его (Мал.4:1).
    "Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (точнее "явит Себя")" (Лк.17:29, 30; 3:17).
    Также сбудется аналогичное пророчество Амоса о разрушении Израиля, подобно уничтожению городов Содома и Гоморры (Ам.4:11). Это произойдёт, когда народ завета встретится с Богом своим (ст.12) на развалинах Иерусалима (Ис.52:8, 9).
     Истребление, предсказанное Иисусом и Амосом, коснётся не только Мединат Йисраэль. О всемирном характере  кары Господней за беззакония людей свидетельствуют многие библейские тексты (Мт.13:38-42, 2Пет.3:6-10, Отк.6:12-17, Ис.13:5-11, 24:1-6, Соф.1:2, 3, 3:8, Авд.15).
    "Ибо открывается (нисходит) гнев Божий с неба на всякое нечестие (грех) и неправду (зло) человеков" (Рим.1:18, "... и несправедливость людей, которые злом попирают истину" [Л.20]). Устами нечестивых разрушатся ВСЕ города (Пр.11:11), так как наказание Божье пропорционально преступлениям человеческим (Отк.18:4-8).
     В те дни произойдут затмения Солнца и Луны (Иоил.2:31), спадут звёзды, появится знамение Сына Человеческого на небе (Мт.24:29,30). На самом деле "будут знамения в солнце и луне и звёздах" (Лк.21:25, а), ибо  наполненная огнём кадильница  упадёт с неба (Отк.8:5), потопит землю в огне (ст.7).

9. Ночью придёт день?

      После астрономических знамений тех дней (солнечного и лунного затмений) "силы небесные", т.е. небесные воинства - "звёзды" [Л.11] "поколеблются (сотрясутся)" (Лк.21:26), придут в движение. Оттого прольётся "дождь огненный и серный … на всех живущих по всему лицу земному" (17:29, 21:35; [Л.12-14]).
     Сверкающие метеорные вспышки, словно дождь из огня и горящей серы (17:29), как блистание молнии (ст.24), согласно некоторым толкованиям "как сияние солнца", озарят всё небо (рис.3). Станет так светло будто ночью наступил день, как написано. "Придёт же день ... ночью" (2Пет.3:10, а).

    Видимые на ночном небосводе следы метеорных тел не пересекаются, а взамен падающих и сгорающих метеоров, появляются новые.
    Поэтому пророк Йоэйл, используя знакомые земные образы, так говорит о загадочной армии (Иоил.2:11) Бога небесных воинств.
    "Они не давят (не толкают) друг друга, каждый идёт своим путём. И если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд" (2:8, пер. [Л.1]).
      Перед ними трясётся земля, содрогается небо, меркнет свет от солнца, луны, звёзд (ст.10).
     Такой звёздный дождь, посылаемый Господом с неба, приведёт к разрушению городов (Быт. 19:25, Отк.16:19, Ис.17:9), истреблению людей (Быт.19:25, Отк. 8:11, 9:18, [Л.13]), гибели растительности (Быт.19:25, Отк.8:7, Иоил.1:19), бесплодию земли (Втор.29:23, Иоил.1:17).
     Об устрашающих астрономических явлениях и апокалиптических знаках предупреждает Христос. "Будут ... ужасные явления (с неба) и великие знамения с неба" (Лк.21:11).
     "Знамениями с неба", о которых говорит евангелист, могут быть астероиды, осколки комет или другие космические явления"
[Л.25, стр. 131]). Ведь библейское "знамение означает начало исполнения пророчества" [Л.4, стр. 681].
    Падения летающих мечей метеорных тел,- "звёзд" в Мк.13:25 и "сил небесных" в Лк.21:26, через несколько дней дополнятся большими землетрясениями в различных местах планеты (ст.11, Отк.16:18-20). Землетрясения до дна возмутят море (Лк.21:25), как написано в Третьей книге Ездры, разумеется в до научной терминологии.
    "Содрогнулась земля и основания её; море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его" (3 Езд.16:12).
    Затем начнётся все потопляющий дождь (Лк.17:26, Иез.38:22). Оттого Спаситель, посланный  объявить также о дне мщения (Ис.61:2, б), советует покинуть города и бежать в горы (Лк.17:31, Мт.24:16). "Потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное" (Лк.21:22, "ибо это - дни возмездия, когда исполнится всё предсказанное в Писании" [Л.29]).  

10. Потоп водный

     Что же написано в Торе о великом наводнении от Господа? Оно повторится в День Христов, о чём пишет евангелист Лука. 
     "И как было во дни (времена) Ноя, так будет и во дни  Сына Человеческого (в те дни, когда вернётся Сын Человеческий): Ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл (начался) потоп и погубил (уничтожил) всех (все погибли)" (Лк.17:26, 27; в скобках, тексты из иных переводов).
      В поисках ответа на поставленный вопрос прочтём Книгу "Бырэйшит" (гл. 6-8), в том числе следующие стихи.
     "Но земля растлилась
(Омерзительна стала) пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями (преисполнилась разврата и насилия)". "И вот, Я наведу на землю потоп водный (великий потоп), чтоб истребить всякую плоть (всё живое), в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни (погибнет)".
     "Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь
(ливень) на землю (он будет длиться) сорок дней и сорок ночей; и истреблю (смету, сотру) всё существующее (всех живых существ), что Я создал, с лица земли" (Быт.6:11, 17, 7:4; в скобках, тексты из совр. переводов).
     Точно так произошло. Через 7 дней после того как Ноах вошёл в ковчег, пришли воды, залили всю землю, затопили выше самых высоких гор (7:10-12, 17-20).
    Следует заметить, еврейское слово «мабул», космические воды на небе, означает не только потоп. Но связано с понятием бездны, евр. "техом", космические воды на земле. То есть морской пучины, со всех сторон омывавшей сушу. Эти воды по представлениям древних евреев питались источниками [Л.4, стр. 601, Л.15, стр. 216].
    Бездна являлась олицетворением первозданного хаоса, а также хтонических чудовищ (таннин, левиафан, раав [Л.3]). Они стремились уничтожить землю, но Бог удерживает их.
   "Ты положил предел (морям), которого не перейдут, и не возвратятся (вновь) покрыть землю" (Пс.103:6-9; 73:12-14, Ис.27:1). В момент катастрофы преграды между первозданным океаном-бездной и сушей были сняты [Л.16].
    Некоторые ученые отрицают мировой масштаб потопа, в частности на том основании, что атмосфера нашей планеты не могла содержать необходимое количество воды. Верно, если сгустить все водяные пары в атмосфере (1,5 х 10^13 тонн), а затем равномерно разместить конденсат по поверхности земного шара (510,2 х 10^6 км2), тогда высота такого слоя воды составит не более 3-х сантиметров.
     Однако не известно, какое количество влаги могла содержать атмосфера во времена Ноя. Существуют и другие объяснения столь значительного подъёма уровня воды.

11. Основания всемирного характера потопа

     Критики глобальной катастрофы как будто не замечают, в Библии говорится о 2-х физических причинах потопа:
    "в сей день (1) разверзлись все источники великой бездны ("отверзлись жерла великой пучины" [Л.26]), и (2) окна небесные (неба) отворились" (Быт.7:11, б). Иными словами, источниками воды послужили:
      1) гидросфера , "великая бездна", указана первой;
     2) атмосфера, т.е. "небо, отворившее свои окна". В древности небо считалось твёрдым, а окна (или ворота) удерживали воды над твердью [Л.15, стр. 552], через них же изливался дождь [Л.4, стр. 580].
     Главным источником хлынувшей на сушу воды послужил Мировой океан. Некоторые толкователи считают, в Быт.7:11 речь идет о подземных (грунтовых) водах. Однако это не верно, так как словом "бездна" здесь переведено то же др. евр. "техом", что в Быт.1:2 [Л.17, стр. 93].
    В дни Ноя бездна исторгнулась, вышла как бы из чрева (Иов.38:8), т.е. высвободилась: широко открылась, раздвинулась, разверзлась. По-видимому, из-за катастрофических смещений (подвижек) пластов земной коры [Л.6], в том числе тектонических плит океанического дна [Л.18]. Вероятно по причине столкновения нашей планеты с кометой [Л.17] или крупным астероидом.
    Атмосферные осадки не являлись основной причиной потопа, на что указывает дальнейшее усиление наводнения ещё на протяжении 110 дней после окончания сорокадневных дождей. Ибо написано.
    "И лился (хлынул) на землю дождь сорок дней и сорок ночей (лился он)", "Вода же усиливалась (наводнение продолжалось) на земле сто пятьдесят дней" (Быт.7:12, 24).
    Затем наведенный ветер остановил разлитие вод; вода постепенно вернулась в океаны да моря (8:1-3). Только через год и 11 дней Ной со своим семейством да животными вышли из ковчега (7:11, 8:13, 14). Все обитатели суши погибли.
    "И лишилась жизни
(погибла) всякая плоть (всё живое), движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады ("твари, какими была полна земля" [Л.26]), ползающие по земле, и (погибли) все люди" (7:21-23).
    "На основании устных и письменных преданий, а также геологических открытий и археологических находок современные исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о которой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов" [Л.10, стр. 771].

12. Повторится ли потоп?

    По окончании всемирного потопа Адонай заключил с Ноахом и его потомками завет "не будет более (никогда больше не повторится) истреблена всякая плоть (всё живое) водами потопа, и не будет уже (больше) потопа на опустошение земли" (Быт.9:9-11, "никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле" [Л.1]).
     Также через пророка Йешайа Яхве сообщает. "Я поклялся, что (Ноев потоп) воды Ноя не придут более на землю" (Ис.54:9, б). Знаком этого вечного завета является радуга на небе (Быт.9:13-17).
    "Завет с Ноем был фактически всеобщим заветом с человечеством и всеми живыми существами. Бог обещал никогда больше не посылать потоп, чтобы наказать людей" [Л.8, стр. 476].
     Отчего же тогда Иисус утверждает? "И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого" (Лк.17:26).
     Йешайа  же видит как в день посещения Господом "окна (ворота наводнения) с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (Ис.24:18; сравните с Быт.7:11, б). Отчего "придёт Он как бушующая река ("как потоп" [Л.15, стр. 658]), гонимая Господним вихрем" (59:19, пер. [Л.28]).
     Нави Нахум, описывая эсхатологическое пришествие Господа для наказания виновных (Наум.1:2-7), предупреждает. "Он сокрушит Своих врагов во тьму, и с потопом (Синод пер. "всепотопляющим наводнением") всему придёт конец" (ст.8, пер. [Л.1]).
    В пророчествах  еврейской сивиллы говорится о наказании "дождём, затопляющим землю" (Сивиллины книги, 3:690) во время эсхатологического Божьего суда (3:689). Неужели катастрофа мирового масштаба повторится?
    Нет. Потопа "на опустошение земли" не будет, Бог выполняет Свои обещания. "Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Числ.23:19, б). Вода уже никогда не истребит всё ползающее, летающее, дышащее.
    Однако это не означает, что наводнение не произойдёт. Ведь Господь уже сломал жезл благоволения к роду сему: прелюбодейному, лукавому, неверному. Он же расторгнет завет, который заключил со всеми народами, в лице семьи Ноаха (Быт.9:9).
    Ныне действующий Ноев завет из 7-и заповедей (согласно Талмуду) "уничтожен будет в тот день" (Зах.11:10-11). Физическим орудием уничтожения послужит не вода, но огонь, о чём пишется во многих стихах Библии. Например, о нём говорит Иисус.
   "Посему, как собирают плевелы (сорняки вырывают) и огнём сжигают, так будет при кончине века ("конце света" [Л.1], "конце мира" [Л.26, 28, 29]) сего" (Мт.13:40-42).
     Эсхатологический огонь предсказывает Иоанн Креститель. "Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Лк.3:16, 17). Провидит Иоханан, "от огня, дыма и серы ... умерла третья часть людей" (Отк.9:18; Ис.66:15, 16, Ам.7:4 и т.д.).
    Поэтому апостол Пётр, сравнивая гибель мира во времена Ноя и уничтожение мира в последние дни, говорит о всепоглощающем огне:
   "тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля … сберегаются огню (для огня) на день суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков … земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:6, 7, 10; "земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена" [Л.1]).

13. Наводнение

     Итак в дни Великой скорби наполненная злодеяниями земля истребится огнём, оттого Христос уподобляет их дням Лота (Лк.17:28-30). Однако сравнение Иисусом конца мира с потопом во  времена Ноя (ст.26, 27) также не является случайным.
     В день Божьего гнева вода затопит опустошенную  огнём сушу (рис.4, [Л.12-14]). Мир будет наказан "Пламенем и дождём, затопляющим землю ..." (Сивиллины книги, 3:690). Говорившие цинично "после нас хоть потоп",- утонут.

     Пророк Йешайа так описывает этот день. "И возгремит (даст людям услышать) Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу (карающую руку) Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре, и в наводнении (великом дожде), и в каменном граде" (Ис.30:30).
     Потому что "окна (врата наводнения) с небесной высоты растворятся …" (24:18, в). "Врата наводнения"  откроются из-за образования грозовых облаков после падения звезды, града, огня.
      Как написано в Третьей книге Ездры с использованием существовавших понятий, терминов, образов.      
   "И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей её; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод" (3 Езд.15:40, 41).
    Иными словами, причиной наводнения после падения "звезды", града, огня, послужит чудовищный многодневный ливень. Великие потоки, словно из чрева вселенной, стеной хлынут на землю. Исполнится пророчество Йехэзкэйла "пролью на него … всепотопляющий дождь ("неистовый ливень" [Л.28])" (Иез.38:22, б).
     Иоанн же видит "пустил змий (изрыгнул) из пасти своей вслед жены воду  как реку, дабы увлечь  (захлестнуть) её рекою" (Отк.12:15). Но почему провидец сообщает о наводнении и его причине в таких странных мифопоэтических образах?
     Видимо это аллюзия на древнеегипетский миф об огромном змее Апопе, олицетворявшем мрак и зло; он выпивал воды подземной реки Нил. Однако побеждающий его бог солнца Ра заставлял змея выпустить проглоченную воду [Л.19, стр. 96].
     Многострадальный Ийов так пророчествует о судьбе человека, беззаконие которого откроет небо. "Наводнение унесёт его дом (смоют его) - стремительные воды в день Божьего гнева" (Иов.20:27-29, пер. [Л.1]). В день Божьего гнева подуют ветры, пойдёт дождь, разольются реки и рухнут все дома, ибо построены на песке (Мт.7:27).
     Отчего же произойдёт наводнение? Ведь количества влаги в тропосфере и стратосфере явно недостаточно для существенного подъёма уровня воды в результате даже проливного дождя. Тем не менее, Иоанн видит потоки (красной!) воды высотой не менее 1,5 метра (Отк.14:20). 
     Очевидно, во дни Сына Человеческого атмосфера нашей планеты будет содержать значительно большее количество воды, чем сейчас. Но почему? из-за каких физических процессов?

14. Разогрев атмосферы

     В результате падений мелких метеорных тел, метеороидов, астероидов;  выбросов высокотемпературных продуктов импактов, в том числе конденсации  паров минералов; извержений да взрывов вулканов;  глобальных пожаров, горения высвободившихся природных газов  в  атмосферу поступит огромное количество теплоты.
    Что резко изменит её температуру, произойдёт сильная температурная инверсия. Вместо существующего распределения температуры по вертикали тропосферы (в среднем) от +10°С в приземном слое до минус 55°С на границе со стратосферой, после катастрофы температура воздуха соответственно возрастёт до +50 °С ... +400 °С. 
      Поэтому пророк Малахи называет грядущий грозный Йом Адонай "день, жгущий, словно раскалённая печь" (Мал.4:1, пер. [Л.26]). Огонь от Господа спалит всех гордецов, дерзких, злодеев как солому. Например, Иоанн видит.
    "Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной ..." (Отк.16:8, 9, "Их жгла невыносимая жара" [Л.20, 28], "Люди сгорали от сильного жара" [Л.26], "Опалил людей нестерпимый зной" [Л.29]).
     О такой же участи предупреждает беззаконников Давид. "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых (злодеев) горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши", "а непокорные (отвернувшиеся от Бога) остаются в знойной пустыне" (Пс.10:6, 67:7; в скобках, тексты из иных переводов).
     Резкое повышение температуры воздуха увеличит ёмкость тропосферы по водяному пару более чем в 200 раз. Так максимальная абсолютная влажность воздуха при давлении 760 мм рт. ст. и температуре минус 30°С равна 0,29 г/м³, а при +50°С - уже 83 г/м³. Иными словами, с увеличением температуры тропосферы существенно возрастёт максимальное значение массы водяного пара, который может находиться в воздухе без образования конденсата. 
     На самом деле, влагоёмкость тропосферы возрастёт ещё больше из-за попадания в неё колоссального количества двуокиси углерода. Во много раз возрастёт не только теоретическая влагоёмкость, но также реальное влагосодержание атмосферы. За счёт следующих физических процессов:
       1) извержений нескольких тысяч подводных и наземных вулканов, особенно  взрывах  супервулканов, таких как Йеллоустоун, Тоба, Кос;
       2) падений космических тел в Мировой океан; например, астероид диаметром 10 км выбросит около 10 триллионов тонн воды и столько же пара;
      3) кипения морской воды, она проникнет к расплавленной силикатной массе (магме) верхней мантии Земли через глубокие геологические разломы океанического дна длиной до 1 000 км и более;    
      4) уноса воды мощными вихрями; например, даже небольшой вихрь с радиусом воронки 100 м и высотой 15 км засасывает более миллиона тонн воды в час;
      5) испарения воды с поверхности океанов, морей, локальных открытых водоёмов, а также из почвы; так как температура земли в зоне прохождения взрывной ударной волны, а также в местах горения газов и растительности составит до 300 °С;
       6) увеличения концентрации диоксида углерода в атмосфере.
     В итоге над 1 м² земной поверхности в тропосфере, частично в стратосфере, будет находиться несколько тонн воды (в каплях) и водяного пара, вместо теперешних 28,5 кг.

15. Пожар гидросферы?

    Ещё об одной причине испарения колоссального количества морской воды говорит пророк Амос:
   "вот, Господь Бог произвёл
(призвал) для суда огонь (огненный дождь),- и он пожрал (сжёг, иссушил) великую пучину ("загорелась великая пучина, часть сгорела" [Л.26])" (Ам.7:4; Иов.41:23). На самом деле, Мировой океан полностью не испарится, но его уровень действительно понизится, примерно на четыре метра.
     В ветхозаветные времена эта кара не состоялась по молитве нави (Ам.7:6). Наказание наступит в день Господень (Соф.3:8). Когда Он проложит путь конями Своими "по морю, чрез пучину великих вод" (Авв.3:15), "вспенивая великие воды" [Л.28].
    Тогда "воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое ..." (Откровение Петра, 5:1-5). Однако  возможно ли такое, чтобы горела великая пучина-океан? ведь вода не горит даже в луже!
     Вероятно, пророки видели горение метана, этана, пропана,  сероводорода, других газов, вызванное огненным дождём (Ам.7:4). Газы всплывут на поверхность морей и океанов в процессе повсеместных сильных землетрясений (Лк.21:11, Отк.16:18-20), возмущающих море (Лк.21:25).
    Основным источником горючих газов явятся  залежи газовых гидратов под океаническим дном. Повышение их температуры (по причинам №1 ÷ №3 в § 14) вызовет обвальное необратимое разложение гидратов с освобождением гигантских объёмов газов. Достаточных для длительного поддержания горения, вызывающего испарение воды с огромной площади (мировые запасы углеводородов в гидратах оцениваются в среднем как 5 х 10^16 м³).
    По вышеперечисленным семи физическим причинам, в тропосфере соберётся такое количество воды, которого достаточно, чтобы покрыть весь земной шар равномерным слоем толщиной в несколько метров.
   Наводнение произойдёт в результате многодневного непрерывного дождя из-за постепенного охлаждения атмосферы. Ведь процесс постоянного снижения её температуры ниже "точки росы" будет сопровождаться непрекращающейся конденсацией (сгущением) паров воды. Потому что воздух всё это время находится в состоянии полного насыщения водяными парами, т.е. относительная влажность воздуха - 100 %. Несмотря на постепенное уменьшение его влагосодержания, т.е. значений абсолютной влажности воздуха.
     Путём сгущения колоссальных объёмов водяного пара, возникнут грозовые облака толщиной в тысячи метров, покрывающие сплошным шатром весь земной шар. Наступит кромешная тьма, как образно говорит Давид.
     "И мраком покрыл Себя, как сению
("Тьму вокруг простёр как Свой покров" [Л.26]), сгустив воды облаков небесных" (2Цар.22:12, "воды облаков собрал Он в грозовую тучу" [Л.1]).
    Затем начнётся глобальный всепотопляющий дождь (Иез.38:22). Он без перерывов продлится в круглосуточной тьме примерно 40 дней (Быт.7:12, Лк.17:26). В результате чего, частично, восстановится первоначальный уровень Мирового океана.

  16. Основная причина наводнения

    Однако как во дни Ноя, не дождь окажется главной причиной наводнения. Ибо Господь обещает,- перед приходом Желаемого всеми народами (Йеhошуа ха Машиах), "Я потрясу (сотрясу) небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6-9).
     Действительно, полёт крупных космических тел - орудий гнева Божьего потрясёт небо, а их столкновение с Землёй потрясёт море и сушу (Отк.8:8, 9:1, 16:18, Ис.24:18-20, 29:6). 
    Неботрясение, падение астероидов в гидросферу, землетрясения, крупномасштабные береговые ползни,  локальные колебания атмосферного давления, а также подводные: землетрясения, извержения вулканов, тектонические деформации океанического дна, большие оползни   вызовут гравитационные волны разной мощности (т.е. цунами, рис.5) во ВСЕХ крупных водоёмах.

    Так через пророка Зехарйа Всемогущий предупреждает. "И пройдёт бедствие по морю и поразит (в Масоретском тексте "вздыбит") волны морские" (Зах.10:11, а).
     Давид же, описывая шествие Яхве (2Цар.22:8-16), сообщает нечто удивительное. "И открылись источники моря (точнее «ложа морские»), обнажились основания вселенной ("опоры мира обнажились" [Л.26])" (ст.16, а).
     Современные переводы 2Цар.22:16 выглядит так. "От грозного гласа Господа, от мощного дыхания из Его ноздрей, смогли увидеть мы морское дно ..." [Л.1], "Стало зримым дно морей" [Л.29].
    Научное объяснение такого необычного пророческого видения выглядит так. Перед появлением мегацунами, произойдут сильные отливы. Они обнажат морское дно на несколько километров (!) от берега. Тогда ложе мрачной бездны будет видно всем ... желающим.
     Пророк Хаваккук о том же событии, т.е. таинственном шествии Господа, сообщает следующее.
    "Увидевши Тебя, вострепетали
(затрепетали, поколебались) горы, ринулись воды; бездна дала голос свой (взревела), высоко подняла руки (взметнув волны) свои" (Авв.3:10, "Увидев Тебя, сотряслись вершины. Воды отступили от суши; вода морская взревела ..." [Л.1]).

17. Гигантские  гравитационные  волны

           Как предсказывают библейские пророки, так и будет. Поколеблется земля (Пс.17:8, 45:3), вострепещут горы (Авв.3:10, Пс.17:8, 45:4), ринутся воды (Авв.3:10). Потому что начальная скорость цунами в море может достигать 1 000 км в час, на суше - до 50 км/час. 
    На мелководном шельфе стена воды шириной по фронту от 100 км до 300 км погонит перед собой массы воздуха с сильным шумом, гулом, рёвом - море даст голос свой (Авв.3:10, Пс.45:4).
     По утверждению Хаваккука, бездна высоко поднимет руки свои (Авв.3:10). Да, на самом деле, от падения крупного астероида возникнут гигантские волны высотой до 4 000 метров (!) в эпицентре и от 300 м до 400 м при выходе на континенты [Л.21].
    Таким образом, волны мегацунами, импактного происхождения, "восходят до небес" (Пс.106:25, 26), потоками рассекая землю (Авв.3:9). На сотни километров проникая вглубь суши, сметая всё на своём пути (Ам.9:6). Самые мощные цунами несколько раз обогнут земной шар по поверхности Мирового океана.
     В первую очередь, будут разбиты морями все города на побережьях, утонут в пучине вод как Тир (Иез.27:34). Израиль же убежит на многочисленные холмы и многие горы (Иер.3:23); станет жалобно плакать на высотах (ст.21) да стонать (Иез.7:16, Ис.59:11).
      В страхе и отчаянии услышат народы рёв разъярённого моря, увидят как высокой стеной вздымаются возмущённые волны.  "И заревёт на него в тот день как бы рёв разъярённого моря" (Ис.5:30; дословно «И взревёт он на него в тот день рёвом моря»).
     Тогда "море восшумит (точнее "заревёт") и возмутится (разбушуется) ..." (Лк.21:25, "на земле народы будут в трепете и отчаянии от рёва морских волн" [Л.28]). Бездна выбросит на сушу морских животных да рыб.
     Эль Шаддай  ввергнет в пучину грехи человеческие, морские воды  зальют лик земли (Мих.7:19, Ам.9:6, Ис.28:17), затопят все долины, низины, ущелья гор. Вода и морская рыба из большого моря очевидно попадут во впадину Солёного моря (Иез.47:10), расположенную в разломе Иорданской долины. Сегодня  уровень воды в Мёртвом море находится на 423 м ниже уровня Средиземного.
    В дни Великой скорби, кто не сгорел в огне, не задохнулся в дыму, не погиб от каменного града, кого не похитила буря и не завалила земля, кто не убежит в горы, тот утонет (Иов.22:10, 11, Пс.41:8).
     Как от Индонезийского цунами утонули в водах Индийского океана около 270 тысяч  человек (по разным оценкам, от 225 до 300 тысяч). Стихийное бедствие произошло 26 декабря 2004 года на побережье  Юго-Восточной Азии, высота волн не превышала 30 метров.
     Цунами вызвал внезапный разлом океанического дна (магнитуда   9,1 ... 9,3 по шкале Рихтера) длиной 1 200 км, по границе соприкосновения двух тектонических плит. Одна плита "Бирманская" поднялась над другой "Индийской" на высоту примерно 12 м. Некоторые небольшие острова около о. Суматра реально "убежали" на расстояние до 20 метров (смотрите последствия будущего великого землетрясения в Отк.16:20).

18. Предсказания  космической катастрофы

    В подтверждение изложенного, можно сослаться на  научную выдержку, приведенную в  [Л.22, стр. 134] о катастрофических событиях. Они произойдут в случае отклонения Земли  от своей оси из-за приближающегося небесного тела.
    "В этот момент землетрясение заставило бы землю содрогнуться. Воздух и вода продолжали бы двигаться по инерции; ураганы подмели бы землю, и моря разлились бы по континентам, неся с собой гравий, песок и морских животных, которых выбросили бы на землю.
     Жара усилилась бы, горы расплавились, вулканы изверглись, лава полилась бы из трещин в полопавшуюся землю и заполнила громадные пространства. На равнинах внезапно возникли бы горы и стали двигаться и взбираться на склоны других гор, создавая разрывы и трещины.
     Озёра опрокинулись бы и опустели, реки изменили бы свои русла; большие участки земли со всем, населяющим их, ушли бы под воду. Леса сгорели бы или ураганы и бурные моря исторгли бы их из земли, на которой они росли, и нагромоздили бы ветки и корни в огромные кучи. Моря превратились бы в пустыни, и воды утекли бы из них".  
    
Отцами ранней Церкви часто цитировалась 3-я Сивиллина книга (прорицаний), написанная во II веке до Р.Х., очевидно иудеем из Александрии. В этой книге содержание предсказаний глобальной катастрофы (Сивиллины книги, 3:363-691) лишено научной точности, но тоже впечатляет.
    "С небес  на землю падут огненные мечи. Светила сойдут, великие и яркие, сверкая среди людей; и земля, мать вселенной, содрогнётся (будет сотрясаться) в те дни от руки Предвечного. И рыбы морские, и звери земные, и бесчисленные виды летающих существ, и все души людей, и все моря  содрогнутся от присутствия Предвечного, и (везде) будет смятение (паника).
     И возвышающиеся  вершины гор, и гигантские холмы разрушит
(переделает) Он, и мрачная бездна (тёмные бездны) будет видна всем. И глубокие ущелья в высоких горах будут полны мёртвых тел, и по скалам будет течь кровь, и потоки её заполнят долину  (зальют равнины) ...
    И Бог будет судить всех войной и мечом, и сера будет литься с небес, да, камни и дождь, и град,
ужасные и непрекращающиеся. И смерть постигнет четвероногих зверей ... Да, сама земля будет пить кровь погибающих, и звери насытятся их плотью"
[Л.23, стр. 10-11]. 
     В древнескандинавских эпосах содержится предсказание о гибели мира (Рагнарёк) в результате битвы богов с хтоническими чудовищами ([Л.24, стр. 362]; рис.6). Тогда один волк (Фенрир) проглотит солнце, другой волк похитит  луну, а злой великан Сурт сожжёт огнём весь мир. "Прорицание вёльвы", написанное в Х-м веке от Р.Х., самая знаменитая из песен  "Старшей Эдды"; там содержится, в частности, такое пророчество.
   "Солнце чёрно; земли канули в море. Звёзды срываются вниз с вышины. Пар всюду пышет, и жизни питатель, лижет всё небо жгучий огонь" (пер. Свириденко). Иной перевод того же текста. "Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звёзды,  пламя бушует источника жизни, жар нестерпимый до неба доходит".

19. Ветхий  Завет о событиях дня Господа

     По сравнению с приведенными предсказаниями самым древним, полным и наиболее точным является описание дня Господа в терминах, понятиях, образах своего времени. Оно содержится в Книге Теиллим.
    "Земля  тряслась (задрожала, закачалась, затряслась земля), до основания горы дрожали (поколебались основания гор) - так разгневался Господь.
     Дымились Его ноздри
(Дым вырвался из Его ноздрей), изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры (горящие угли) разлетались (сыпались от Него).
     И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя
(мрак под ногами Его). Он херувимов оседлал (воссел) и полетел, паря на крыльях ветра.
     Под пологом тяжёлых, грозовых туч
(темнота вод - от туч небесных), Он скрывался в отдаленье. Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (искры) скрестились (огненные угли).
     И громовыми, долгими раскатами Всевышнего раскатывался голос (с градом и огненными углями). Он стрелы слал свои, удары молний, Он разбросал (рассеял) и разгромил врага (привёл их в смятение).
     От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось
(стало зримым дно морей), и открылось основание земли (опоры мира)" (Пс.17:8-16, пер. [Л.1]; в скобках, тексты из иных переводов).
    "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши" (Пс.10:6).
    "Глас Господа сокрушает (ломает) кедры; Господь сокрушает (валит, ломает) кедры Ливанские. И заставляет их (горы) скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион (т.е. гора Ирман) - подобно молодому единорогу (в Масоре "диким бычкам").
    Глас Господа высекает пламень огня (ослепляет вспышками). Глас Господа потрясает (сотрясает) пустыню ..." (Пс.28:3-10; в скобках, уточнения из иных переводов).
     Гнев Всемогущего проявится в землетрясении, дыме, горящих углях, искрах, всепожирающем пламени огненных вихрей. Глас Его подобен раскатам грома, он  как молот, разбивающий скалу, словно пылающая гора, проламывающая небосвод. Будто огненная кадильница с неба.

20. Новозаветные описания Великой скорби

     В Новом Завете катастрофические последствия падений кадильницы, наполненной огнём, пылающей горы, горящей звезды с трубным звуком низвергнутых на землю, описываются Иоанном:
    "сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью и пали (низверглись) на землю, и (треть земли сгорела) третья часть дерев сгорела, и вся  трава зелёная сгорела ... и как-бы большая (огромная) гора, пылающая (охваченная) огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
     И умерла третья часть одушевлённых тварей (всего живого), живущих в море, и третья часть судов (кораблей) погибла ... упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику (факелу) ... и многие из людей умерли от вод ...
     и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд (потускнели они на треть) ... и третья часть дня не светла была - так, как и ночи (день лишился трети света своего, и ночь также) ...
     и я увидел звезду, падшую (упавшую) с неба на землю ... и вышел (повалил) дым из кладезя (устья; прохода, ведущего к бездне), как дым из большой (огромной) печи; и помрачилось (потемнело небо) солнце и воздух от дыма из кладезя (устья) ...
     и вот, произошло великое (сильное) землетрясение, и  солнце стало мрачно (почернело) как власяница (рубище), и луна сделалась (стала красной) как кровь;  И звёзды небесные пали (попадали) на землю ...
     И небо скрылось (исчезло), свившись как свиток (небеса раскололись и свернулись); и всякая гора и остров  (все горы и острова) двинулись (сдвинулись) с мест своих" (Отк.8:5-12, 9:1, 2, 6:12-14; в скобках, тексты из совр. переводов).
     На космический масштаб будущих событий указывает апостол Пётр и автор одного из произведений начала II века от Р.Х., широко известном у ранних христиан, вошедшем в т.н. "Канон Муратори".
    "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (тела небесные), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней (вместе со всем, что на ней) сгорят (будет сожжена)" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.1]).
    "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).

21. Друг, не спи, бодрствуй!

    Как видим, грядущие события  очень похожи на те, что произошли во дни Лота да во времена Ноя. Поэтому Иисус Христос, описывая Своё возвращение, говорит об огненном дожде и наводнении.
     Они настигнут людей, отвергающих Бога, погубят беспечных, суетных, спящих (Лк.17:26-30). Всех, кто имеет глаза и не видит признаков последнего времени, конца рода сего. У них есть уши, однако не хотят слушать слов Господа; есть разум, но отказываются принять волю Его.     
     Но поверивший Христу узрит то, что не видит глаз, услышит недоступное уху, познает многое, чего не постичь рассудком. Однако мятежному роду сему не оправдаться перед Творцом, предупреждающим Своё творение. 
    "Следите за собой, иначе ум ваш помрачится (будьте осторожны, чтобы разум ваш не притупился" [Л.1]) в разгуле, пьянстве и заботах житейских, и застигнет вас день тот (т.е. "день Господа" [Л.9]) врасплох, как западня (ловушка, сеть), ибо он наступит (настигнет) для всех живущих на земле.
     Бодрствуйте
(всё время) и постоянно молитесь, чтобы (хватило сил) смогли вы пройти через всё то, чему быть должно ("всех этих бедствий" [Л.28]), и предстать перед Сыном Человеческим" (Лк.21:34-36, пер. [Л.29]).
     Если Бог не пощадил нечестивого ДО потопного мира, если осудил порочных жителей городов долины Сиддим (2Пет.2:5, 6), то пощадит ли лукавый, прелюбодейный, неверный род сей? "Нет! Но говорю вам, если вы не раскаетесь, вы тоже погибнете, как они" (Лк.13:3, пер. [Л.20, 28]).   
     Ибо Господь наказывает любую страну, которая грешит перед Ним, вероломно отступает от Него (Иез.14:13-20). Он изгонит людей с лица Своей земли за мерзости их (Втор.18:10-12). В огненной печи уничтожит все соблазны века сего и делающих зло (Мт.13:40-42). Всю землю пожнёт серп суда, орудие жатвы (Отк.14:14-20).
     Нет ни одного человека, кто стал бы перед Богом в проломе. Смирил гнев Его, закрыл уста Его, спас Землю. Поэтому, друг, не спи, бодрствуй! чтобы дух, душа и тело оказались беспорочны, когда вернётся Иисус Христос. Чтобы нам не устыдиться в пришествие Его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
2. Бытие. Перевод Международного библейского общества.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 1998.- 81с.
3. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия.- Минск: Изд-во РГГУ, 1999.- 128с.
4. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
5. Библейский словарь. Составил Э.Нюстрем.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
6. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Бытие по Книгу Руфь.-Киев: Демос, 1994.- 463с.
7. Учебная Библия. С комментариями Дж. Мак-Артура.- Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
8. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
9. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
10. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
11. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.-М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
12. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
13. Статья № 3 «День Господень».
14. Статья № 4 «Время великой скорби».
15. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
16. Мень А. Библиологический словарь в 3-х томах. Том 2. М.: Фонд им. А.Меня, 2002.-560с.
17. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
18. Джон К. Уиткомб. Погибший мир. - Russian Edition, 1993.- 184 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, Inter. Bible Society, 1999.- 687 c.
21. Ганипровский П. Угроза космического терроризма.
22. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld, CLV, 2000. 1 465 с.
23. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское Общество, 2008.- 410 с.
24. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
25. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West  Sacramento: Grace Publ. Int., 2007.- 358 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
27. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
28. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
День Господень