Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится

"И как было во дни Ноя, так будет и во дни  Сына 
  Человеческого: … пришёл потоп и погубил всех."

"Но в день, в который Лот вышел из Содома,
пролился с неба дождь огненный и серный и
  истребил всех: Так будет и в тот день, когда
Сын Человеческий явится"  (Лк.17:26-30)
 

1. Что было, то будет ...

      Господь Иисус Христос, давая пояснения ученикам относительно грядущего Царства на земле, сравнивает обстоятельства Своего возвращения с днями, когда жили Ной или Лот (Лк.17:22-30).
     В те давние времена жители земли, осуетившись, забыли Создателя своего; возлюбив зло, извратили путь свой. Пока потоп не застал врасплох современников Ноя, а гибель городов Содома, Гоморры, Адмы, Севоима – сограждан Лота.
     Нынешний род, отвергая волю Творца,  пребывает в таком же извращённом, порочном, растленном состоянии (Рим.1:18-32), подобном ДО потопному миру. В те дни.
    "Бог посмотрел на землю и увидел, что люди погубили её (мир растлился): повсюду было насилие ("зло её переполнило" [Л.26]), жизнь людей на земле была загублена.
     Тогда Бог сказал Ною: "Люди заполнили землю гневом  (жестокостью) и насилием ("злодеяниями" Синод. пер.), поэтому Я уничтожу всё живое, смету всё с лица земли" (Быт.6:11-13, пер. [Л.1]).
     Истинно, всё живое смёл Всемогущий с лица земли в прошлом, нечто сходное произойдёт в будущем, в последние дни. Ибо так говорит Господь. "Я предрекал минувшее (прежнее) заранее, (задолго) уста Мои возвещали его, и Я объявлял о нём; затем внезапно Я действовал, и всё исполнялось (сбылось)" (Ис.48:3, пер. [Л.28]).
      Согласно древнееврейской легенде, "человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.24, стр. 440]. Прежнее сбылось (потоп), о грядущих же наказаниях Божьих возвещает Иисус Христос (Лк.13:1-5, 17:26-30). Внимая словам Господним, рассмотрим, что же общего  кроме внезапности,  в давних трагических событиях и наступающих днях Великой скорби.
     "Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло" (Еккл.3:15, пер. [Л.28]).

2. История Лота и городов содомских

      Откроем  "Сефер Маасэ Бырэйшит", книгу "Созидания основ мира", в ней описана история праведного Лота, его семьи, порочных жителей городов долины (Быт.18:20-33, 19:1-38). Обратим внимание на загадочно-непонятные стихи 19:24, 25.
      "И пролил (обрушил) Господь на Содом и Гоморру дождём серу ("горящую серу" [Л.1-3, 26, 28, 29]) и огонь от Господа с неба, И ниспроверг (разрушил, уничтожил) города сии, и всю окрестность (всю долину) сию, и всех жителей городов сих, и произрастения (растения) земли".
      Однозначное толкование ст. 24, 25 среди богословов отсутствует. Предполагается, города погибли по следующим возможным причинам:
           1) землетрясения, сопровождаемого возгоранием подземных залежей горючих веществ [Л.4, 5, 27];
           2) вулканического извержения, его продукты обрушились на головы людей как будто с неба [Л.6];
           3) извержения вулкана или подземного взрыва битума [Л.8];
           4) одновременно извержения вулкана и землетрясения с сильной грозой [Л.7].
     Однако перечисленные версии уникального события лишены логической связности, т. к. в истории с Лотом сообщается о необычных атмосферных осадках, вовсе не упоминаются: землетрясение, извержение вулкана или молнии.
      Напомню текст, "пролил Господь … дождём серу и огонь (точнее "послав с неба огонь и горящую серу", пер. [Л.1])", затем повторяется откуда исходит наказание, "от Господа с неба" (19:24).
     Даже внезапное извержение вулкана не в состоянии уничтожить сразу "всех жителей" четырёх городов долины Сиддим, удалённых друг от друга на значительные расстояния, по мнению археологов. Пророк Иеремия уведомляет, Содом разрушен мгновенно (Плач.4:6).
     Поэтому стих Быт.19:24 следует воспринимать буквально, гнев Заставляющего падать излился на жителей городов содомских непосредственно с неба. Так утверждает и Господь Иисус Христос (Лк.17:29), но разве  сие возможно? Существует ли научное объяснение данного феноменального астрономического явления?

3. Дождь из серы и огня

      Очевидно, материальными орудиями наказания грешных городов содомских послужили:
      • камни, падающие с небес подобно временам Иисуса Навина; "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11);
         • каменный град, огонь, сера; "пролью на него ... каменный град, огонь и (горящую) серу" (Иез. 38:22);
        • атмосферные осадки в виде горящих углей, огня, серы; "Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу ("раскалённые угли с горящей серой", пер. [Л.28])" (Пс.10:6; 17:9).
     Изучая аналогичные библейские тексты, следует учитывать, они написаны в  ДО научную эпоху. Записаны с использованием архетипов (прообразов), понятий, верований своего времени.    
    Современное название падающих орудий гнева Бога звёздных воинств  "метеорные тела", космические объекты до их попадания в атмосферу Земли  (рис.1).
      Среди них метеоры, мельчайшие твёрдые частицы, дающие вспышку не  ярче 4-й звёздной величины, полностью "сгорающие" в атмосфере Земли, кроме  микрометеоритов.
    Болиды, более крупные небесные объекты с различимыми угловыми  размерами или вспышкой ярче 4-й звёздной величины. Они теряют часть своей  массы, иногда до 90 %, тормозятся атмосферой и падают на поверхность земли   или разрушаются динамическим давлением в воздухе с выпадением мелких  метеоритов.
     Мошэ (Быт.19:24), Йехэзкэйл (Иез.38:22), Давид (Пс.10:6, 17:9, 13, 14)  называли "огнём" болиды; «каменным градом», «горящими углями» - метеориты, горящей "серой" - метеоры [Л.9; Л.31, стр. 244, 616].
      В таком случае, почему Моисей именует метеорные вспышки, т.е. треки от мелких небесных тел, "дождём из серы"? Какое отношение имеет данный химический элемент к железным, железо-каменным и каменным пришельцам из космоса?

4. Самородная сера

      Некоторым народам с древнейших времён знаком "горючий камень" [Л.8], по-научному, минерал (самородная сера), обладающий свойством  пирофорности.
     В тонко измельчённом виде горючий камень способен к самовоспламенению без нагрева, лишь за счёт экзотермической реакции окисления. "Это легковоспламеняющийся минерал, выделяющий при горении едкий и ядовитый дым ..." [Л.15, стр. 613].
      На Ближнем Востоке залежи самородной серы находились в долине реки Иордан, в т. ч. на берегах Мёртвого (Солёного) моря [Л.8, стр. 800; Л.10, стр. 887]. "Самородки серы местами лежат на поверхности земли, в особенности на северо-западном берегу Мёртвого моря" [Л.28].
     Сера при сгорании на углях в размельчённом виде даёт яркие вспышки, увеличивает силу огня [Л.4, стр. 595, 715]. Поэтому Моисей называет метеорные вспышки "горящей серой", пролитой "словно дождь ...- с небес"  (Быт.19:24, пер. [Л.26; Л.1-3]).
      Таким образом, причиной воспламенения природных газов и битума (тяжёлые фракции нефти) в окрестностях городов долины Сиддим послужили не вулкан, землетрясение или молнии. Нет, но космические тела с неба, "раскалённые угли с горящей серой" (19:24, пер. [Л.28]), они мгновенно разрушили города, уничтожили их окрестности (ст.25).
      Утром Авраам увидел, "вот, (густой) дым поднимается с земли, как дым из (гончарной) печи" (19:28, "густой дым, словно дым великого пожара", пер. [Л.1]). В Третьей книге Ездры читаем. "И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда", облака "прольют звезду и ярость ... поднимется пыль и дым до самого неба" (3Езд.15:40, 44).
     Приведенные описания напоминают новозаветное видение Иоханана  о падении "звезды" (астероида) с неба на землю (Отк.9:1). Вслед за падением, "вышел (повалил) дым из кладезя (колодец бездны), как дым из большой (огромной) печи", отчего "помрачилось (затмилось) солнце и воздух" (9:2, "потемнело небо, и солнце потускнело от дыма", пер. [Л.1]).
      Во времена Лота, дождь из серы да огня уничтожил всех жителей городов (Быт.19:25), в том числе его жену (ст. 26). Она погибла из-за внезапного ожогового шока, физического повреждения от попадания на тело горячего расплава минерала галита  (кристаллическая форма хлорида натрия, плавится при 800 ºС).
      Расплав каменной соли, выброшенный при падении метеорита,  мгновенно затвердел, женщина "стала соляным столпом" (ст. 26). Поскольку окрестности Содома изобиловали смоляными ямами (Быт.14:10, [Л.4, стр. 38]) да соляными полями [Л.10, стр. 927, вклейка 87], т.е. содержали открытые месторождения тяжёлых фракций нефти и залежи каменной соли [Л.8, стр. 800].
    Метеоритные кратеры диаметром от 17 м до 100 м и метеоритное железо учёные нашли в 1931 году в пустыне Вабар, расположенной в юго-западной части пустыни Руб-эль -Хали на Аравийском полуострове.

5. Огненный потоп

      Превращение в пепел городов содомских, осуждённых Богом на истребление за пороки жителей, служит наглядным примером для развратного рода сего (2Пет.2:6).
       В последние дни, "земля и все дела на ней сгорят" (3:10, д), уничтожатся "серой, с неба летящей" (Сивиллины книги, 3:690). Исаия  провидел эсхатологический суд над нечестивцами; естественно в терминах, понятиях, образах своего времени. 
      "Ибо вот, придёт Господь в огне
(как огонь), и колесницы Его - как вихрь ("Его армии - в облаках пыли" [Л.1]), чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё (укор, изобличение) с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня") ... и много будет поражённых Господом" (Ис.66:15, 16).
     Погибших окажется чудовищно много, оттого пророк восклицает. "Если бы Господь Сил не оставил нам нескольких уцелевших, то мы уподобились бы Содому, стали бы как Гоморра" (1:9, пер. [Л.28]).
       Нави Аввакум, подробно описывая тайное пришествие Господа (Авв.3:3-16), в частности утверждает, "по стопам Его - жгучий ветер" (ст.5, буквально "жар сожигающий"; в Масоре "пламя").
      Очевидно, о таком же необычном ветре Господнем, похожем на хамсин, пророчествует Иеремия. В дни бедствия да Великой гибели,  "жгучий ветер несётся с (голых вершин) высот пустынных ... поднимается он подобно (словно тучи) облакам, и колесницы его - как вихрь (ураган) ..." (Иер.4:11-13).
       Хамсин - жгучий ветер на северо-востоке Африки, также в странах Ближнего Востока. Его особенности:
          1) высокая температура, до 40 ºС и более;
          2) очень низкая относительная влажность (менее 10 %) воздуха, наполненного пылью, мелким да крупным песком;
          3) штормовая сила ветра до 140 км/час, его сильные шквалистые порывы продолжаются от 20 минут до 2 ... 3 часов.
   Жгучий ветер из пророчеств Аввакума и Иеремии, вихрь, огонь, гнев Бога из видения Исаии, по научному называются высокотемпературной ударной волной. Она же, "дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:10).
       Великий ветер Господень, его Давид именует "палящий ветер" (Пс.10:6, точнее "вихрь огненный", пер. [Л.26]), состоит из раскалённых газов, каменной пыли, песка, мелких камней. Температура фронта до 700 000 ºС, время существования около 1 часа, скорость 3 500 км/час (сверхзвуковая).
       Провидец Нахум именует ударную волну  "вихрем", "бурей", "облаком пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3). Шествие Его сопровождается землетрясением, колебаниями поверхности суши (ст.5), пламенем разливающегося гнева, разрушениями скал (ст.6); высыханием моря, рек; увяданием растительности на горах да холмах (ст. 4; Ис.42:15, Ам.1:2).

6. Убежище в день скорби

      Один Господь может служить надёжным укрытием "в день скорби" (Наум.1:7), когда неугасимый огонь ударной  волны спалит врагов Божьих, словно в печи огненной, сожжёт будто сухую солому (ст.10; Мт.3:12).
     Уничтожит огонь всех, ненавидящих Его (Пс.20:9-13), ибо написано. "Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную ("словно бросишь их в горящую печь" [Л.26]); во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их (испепелит, сожжёт) огонь" (20:10).
       Облака прольют "страшную звезду, огонь и град, мечи летающие" (3Езд.15:40, 41). "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются ... и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).
       Аналогичное физическое наказание пламенем огня ожидает отступивший от Бога ам Йисраэль (Иер.7:20, Ис.1:28-31, Соф.1:18). В  День Господень прилетит горе чёрным лебедем, примчится беда на белом коне. Во время огненной бури суша станет огромным кишбаном, печью для обжига кирпичей или плавления металлов [Л.4, стр. 597].
      Огненный потоп планетарного масштаба вызовет "страшная звезда", "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8, рис.2), крупное небесное тело, орудие гнева  Бога военного могущества и силы.
      Невиданное орудие  Йешайа называет "язык Его, как огонь поедающий" (30:27, "всепоедающий" пер. [Л.1]). Последствия падения большой горы, пылающей огнём ("язык Его", "колесница Его"), пророк описывает так.
     "Господь Саваоф (Воинств) посетит тебя (в Масоре "От Господа Цеваота наказан будешь") громом и землетрясением, и сильным гласом (страшным шумом), бурею (ураганом) и вихрем, и пламенем всепожирающего огня" (Ис.29:6; 30:30, 33).
     В эсхатологических пророчествах, Исаия, не обладая  научными знаниями, удивительно точно перечисляет последствия наказания, их очерёдность.
     За громом с небосвода звуковой ударной волны, последуют землетрясение и страшный шум (тепловой взрыв). Появятся огненная яма в земле, большие волны в море, сильные ветры, шквалы всепожирающего огня в атмосфере. В месте падения астероида возникнут:
      1) ударный кратер,- глубокое широкое, диаметром до 200 км, озеро кипящей лавы;
      2) всплывающий огненный шар с температурой в центре около 1 000 000 оС, принимающий форму огромного грибовидного облака;
    3) высокотемпературная ударная волна из газов, минеральной пыли, песка, расширяющаяся со  скоростью, превышающей скорость звука в воздухе (1 200 км/час );
      4) деформация земной коры, обширные смещения масс, тектонические сдвиги литосферных плит;
      5) телецунами, по нескольку раз огибающие земной шар.

7. Всепожирающий огонь

      Шквал всепожирающего огня (1) ударной волны, мгновенно испаряющей всё живое, за ней  ещё долго полыхает пламя (2) будто в громадной печи, упоминается в пророчествах Малахи и Йоэйла.
     "Ибо вот, придёт день, пылающий как печь ("жгущий, словно раскалённая печь" [Л.26]) ..." (Мал.4:1).
     "Пред ним пожирает огонь (1), а за ним палит (полыхает, сжигает) пламя (2); перед ним (его приходом) земля как сад Едемский, а за ним (после него) опустошенная степь (выжженная пустыня) и никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3; в скобках, тексты из иных переводов).
    Для тех, кто не зароется в землю,  "не будет спасения" из-за высокой температуры фронта огня, он перемещается со сверхзвуковой скоростью. Нечестивым не скрыться от гласа Господа с неба, Его карающей руки, сильного гнева "в пламени поедающего огня, в буре" (Ис.30:30, в Масоре "пламени огня пожирающего ураганом").
     Кроме горячей ударной волны возникнут огненные  атмосферные вихри (смерчи, торнадо) и огненные штормы (бури). Их вызовут: масштабные лесные пожары, взрывы супервулканов, извержения вулканов, горение нефти, попадание в воздух огромных объёмов высвободившихся метана, этана, сероводорода, пропана, других горючих газов.
     Газы горят, образуя море сплошного огня высотой около 50 метров, диаметром до нескольких десятков километров, температурой до 1000 ºС, скоростью перемещения от 30  км/час  до 70 км/час; дожигая уцелевшее от ударной волны, превращая землю в необитаемую пустыню.
      Видение описанного выше огненного смерча-шторма из горящего воздуха (!) открыто нави: "всё это,- т.е. огонь, пламя, искры, бури,- смешалось вместе: и дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:10).
     Ибо восстал Небесный Воитель для опустошения, огонь гнева Его пожрёт всю землю (Соф.3:8) да небо (2Пет.3:7, 12). Предвечный поразит. "Пламенем и дождём, затопляющим землю, и серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:690, 691).
    Господь будет крестить мир огнём (Мт.3:10-12), Он Сам зажжёт его (Иез.20:47); оттого пророк Малахи в ужасе задаёт риторический вопрос. "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь (плавильной печи) расплавляющий и как щелок очищающий" (Мал.3:2; Наум.1:6).
      "День пришествия Его - это день вторичного прихода Мессии на Землю" [Л.30, стр. 1127]. Почему же провидец  День пришествия Мессии сравнивает не только с огнём, но также со щёлоком?
       В результате крупномасштабных пожаров образуется много древесной золы, растворяясь  в воде, зола образует щёлок, раствор карбонатов калия и натрия, обладающий сильной щелочной реакцией.
      Ещё раньше очень похожий на Мал.3:2 вопрос задавал другой ветхозаветный пророк, Йоэйл, "ибо велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит (переживёт) его?" (Иоил.2:11). Иоханан же видел, каким образом "пришёл великий день гнева Его" (Отк.6:12-17).

8. Очищение огнём

       В первое пришествие, Иисус Христос крестил Духом Святым, во второе, будет крестить огнём (Мт.3:11). Ведь "пророчество часто исполняется в два этапа - во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия" [Л.27, стр. 937].
       Разные народы да племена пройдут крещение и очищение пылающим огнём Господним. Издали наблюдая за дымом от пожаров своих городов (Отк.18:8-10), погорельцы осознают смысл испытания ... но не все. 
      "Многие очистятся (буквально "сделают себя пригодными ... для служения Богу", пер. [Л.1]), убелятся и будут испытаны, но нечестивые будут продолжать поступать нечестиво. Никто из нечестивых не поймёт, но те, кто мудр, поймут" (Дан.12:10, пер. [Л.28]).
       С плавлением серебристого свинца в огне, для удаления примесей из серебра, пророк Йешайа сравнивает очищение страданием нечистого дома Иакова в будущем, используя т.н. "пророческое прошедшее" время.
       "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле (печи) страдания (бедствий)" (Ис.48:10, "Я очистил тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне страданий", пер. [Л.1]).
      Пророк Зехарйа уточняет, 2/3 израильского народа истребятся, вымрут (Зах.13:8) "в период Великой скорби" [Л.30]; очистке подвергнется всего лишь треть. "И введу эту третью часть в огонь ("проведу Я сквозь пламя" [Л.26]), и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу (испытаю) их, как очищают золото ..." (ст.9, "И тогда Я испытаю этих выживших ...", пер. [Л.1]).
      За гибелью Ниневии, столицы Ассирии, нави Нахум провидит грозный день пришествия Господа на землю (Наум.1:1-5). Пророк задаёт тревожные риторические вопросы, в том числе. кто стерпит (может выдержать) пламя гнева Его?", поясняя, "Гнев (ярость) Его разливается как огонь ..." (ст.6).
      Истинно так, в День Господень возгорится огонь словно во времена исхода в Тавэйре или во время истребления городов содомских, но гораздо масштабнее. В огненном искушении, посылаемом для испытания, все пройдут крещение огнём (Мт.3:11, 12). Тогда исполнятся пророчества  о соломе (ст.12), плевелах (13:10), пылающем словно раскалённая печь  дне Его (Мал.4:1).
     "Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (точнее "явит Себя")" (Лк.17:29, 30; 3:17).
      Сбудется аналогичное пророчество Амоса о разрушении Израиля, подобно уничтожению городов Содома да Гоморры (Ам.4:11). Пророчество исполнится, перед встречей народ завета с Богом своим (ст.12) на развалинах Иерусалима (Ис.52:8, 9).
       Истребление, предсказанное Иисусом и Амосом, коснётся не одного Мединат Йисраэль. О всемирном характере  кары Господней за беззакония свидетельствуют многие библейские тексты (Мт.13:38-42, 2Пет.3:6-10, Отк.6:12-17, Ис.13:5-11, 24:1-6, Соф.1:2, 3, 3:8, Авд.15 и т.д.).
      "Ибо открывается (нисходит) гнев Божий с неба на всякое нечестие (грех) и неправду (зло) человеков" (Рим.1:18, "... и несправедливость людей, которые злом попирают истину" пер. [Л.20]). Устами нечестивых разрушатся ВСЕ города (Пр.11:11), т. к. наказание Божье пропорционально преступлениям человеческим (Отк.18:4-8).
      В те дни произойдут затмения Солнца и Луны (Иоил.2:31), спадут "звёзды", появится знамение Сына Человеческого на небе (Мт.24:29,30). На самом деле, "будут знамения в (1) солнце и (2) луне и (3) звёздах" (Лк.21:25, а), потому что  наполненная огнём кадильница  упадёт с неба (Отк.8:5); обмолачивая землю, потопит её в огне (ст.7).

9. Ночью придёт день?

    По окончании астрономических знамений тех дней, солнечного и лунного затмений, "силы небесные", т.е. небесные воинства-"звёзды" [Л.11], "поколеблются (сотрясутся)" (Лк.21:26), придут в движение.
      Прольётся "дождь огненный и серный … на всех живущих по всему лицу земному" (17:29, 21:35; [Л.12-14]). Сверкающие метеорные вспышки, словно дождь из огня, из горящей серы (17:29), точно блистание молнии (ст.24), по некоторым толкованиям "как сияние солнца", озарят всё небо.
      Метеоры вылетают из области в центре радианта (рис.3) будто из пасти громадного зверя, верхняя челюсть которой упирается в небо, а нижняя - в землю. Станет видно словно ночью взошло солнце, внезапно ночью наступил день,  согласно предсказания. "Придёт же день ... ночью" (2Пет.3:10, а). 
      Видимые на ночном небосводе следы-треки метеорных тел не пересекаются,  взамен падающих да сгорающих метеоров, появляются новые.
      Поэтому пророк Йоэйл, используя знакомые земные образы, так говорит о  загадочной армии (Иоил.2:11) Бога небесных воинств.
     "Они не давят (не толкают) друг друга, каждый идёт своим путём. И   если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд"  (2:8, пер. [Л.1]). Перед ними трясётся земля, содрогается небо, меркнет свет от  солнца, луны, звёзд (ст.10).
      Посылаемый Господом с неба звёздный дождь от пределов севера приведёт  к разрушению городов (Быт. 19:25, Отк.16:19, Ис.17:9), истреблению людей  (Быт.19:25, Отк. 8:11, 9:18, [Л.13]), гибели растительности (Быт.19:25, Отк.8:7,  Иоил.1:19), бесплодию земли (Втор.29:23, Иоил.1:17).
      Об устрашающих астрономических явлениях, апокалиптических знаках с неба предупреждает Христос. "Будут ... ужасные явления (с неба) и великие знамения с неба" (Лк.21:11).
     "Знамениями с неба", о которых говорит евангелист, могут быть астероиды, осколки комет или другие космические явления"
[Л.25, стр. 131]). Поскольку библейское "знамение означает начало исполнения пророчества" [Л.4, стр. 681].
      Падения летающих мечей метеорных тел, "звёзд" в Мк.13:25 и "сил небесных" в Лк.21:26, через несколько дней дополнятся большими землетрясениями в различных местах планеты (ст.11; Отк.16:18-20). Землетрясения до дна возмутят море (Лк.21:25), как написано в Третьей книге Ездры, разумеется в до научной терминологии.
     "Содрогнулась земля и основания её; море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его" (3 Езд.16:12). Начнётся все потопляющий многодневный непрерывный дождь (Лк.17:26, Иез.38:22).
      Оттого Спаситель, посланный  объявить также о дне мщения (Ис.61:2, б), советует покинуть города, немедленно бежать в горы (Лк.17:31, Мт.24:16). "Потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное" (Лк.21:22, "дни возмездия, когда исполнится всё предсказанное в Писании", пер. [Л.29]).  

10. Потоп водный

      Что же написано в Торе о великом наводнении от Господа? оно повторится в День Христов, о чём сообщает евангелист Лука. 
     "И как было во дни (времена) Ноя, так будет и во дни  Сына Человеческого (в те дни, когда вернётся Сын Человеческий): Ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл (начался) потоп и погубил (уничтожил) всех (все погибли)" (Лк.17:26, 27; в скобках, тексты из иных переводов).
       В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к Книге "Бырэйшит" (гл. 6-8), в том числе к следующм стихам.
      "Но земля растлилась
(Омерзительна стала) пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями (преисполнилась разврата и насилия)". "И вот, Я наведу на землю потоп водный (великий потоп), чтоб истребить всякую плоть (всё живое), в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни (погибнет)".
      "Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь
(ливень) на землю (он будет длиться) сорок дней и сорок ночей; и истреблю (смету, сотру) всё существующее (всех живых существ), что Я создал, с лица земли" (Быт.6:11, 17, 7:4; в скобках, тексты из соврем. пер.).
      Точно так произошло. Через 7 дней как Ноах вошёл в ковчег, пришли воды, залили всю землю, затопили выше самых высоких гор (7:10-12, 17-20). Следует заметить, евр. «мабул», космические воды на небе, означает не только потоп, но связано с понятием бездны (евр. "техом", космические воды на земле), морской пучины, со всех сторон омывавшей сушу.
     Морские воды, по представлениям древних евреев, питались источниками [Л.4, стр. 601; Л.15, стр. 216]. Бездна служила олицетворением первозданного хаоса и хтонических чудовищ (таннин, левиафан, раав [Л.3]); они стремились уничтожить землю, но Бог удерживает бездну.
      "Ты положил предел (морям), которого не перейдут, и не возвратятся (вновь) покрыть землю" (Пс.103:6-9; 73:12-14, Ис.27:1). В момент катастрофы, она произошла примерно в XI веке до Р.Х., преграды между первозданным океаном-бездной да сушей были сняты [Л.16].
     Некоторые ученые отрицают мировой масштаб потопа, полагая,  атмосфера нашей планеты не могла содержать необходимое количество воды. Верно, если сгустить существующие водяные пары в атмосфере (1,5 х 1013 тонн), затем равномерно разместить конденсат по поверхности земного шара (510,2 х 106 км2), высота слоя воды составит не более 3-х сантиметров.
      Однако не известно, какое количество влаги могла содержать атмосфера во времена Ноя. Существуют другие объяснения столь значительного подъёма уровня воды.

11. Основания всемирного характера потопа

      Критики глобального природного катаклизма как будто не замечают, в Библии говорится о 2-х физических причинах всемирного потопа:
     "в сей день (1) разверзлись все источники великой бездны ("отверзлись жерла великой пучины" [Л.26]), и (2) окна небесные (неба) отворились" (Быт.7:11, б). Иными словами, источниками воды служили:
        1) гидросфера , "великая бездна", указана первой;
        2) атмосфера, "небо, отворившее свои окна". В древности небо считалось твёрдым, окна же или ворота удерживали воды над твердью [Л.15, стр. 552], через них изливался дождь [Л.4, стр. 580].
     Главным источником хлынувшей на сушу воды оказался Мировой океан, "великая бездна". Некоторые толкователи предполагают, в Быт.7:11 имеются в виду подземные (грунтовые) воды. Однако данная версия неверна, т. к. словом "бездна" здесь переведено то же древнееврейское "техом", что в Быт.1:2 [Л.17, стр. 93].
      Во времена Ноя бездна исторгнулась, вышла словно из чрева (Иов.38:8), высвободилась: широко открылась, раздвинулась, разверзлась. По-видимому из-за катастрофических смещений (подвижек) пластов земной коры [Л.6], в том числе тектонических плит океанического дна [Л.18]; согласно модели в рамках Теории катастрофической тектоники плит [Л.31, стр. 517 - 622].
      Пусковым механизмом безудержной субдукции могло послужить столкновение нашей планеты с кометой по версии автора [Л.17], на самом деле, крупным астероидом, зверем багряным. Зверь из бездны был (Отк.17:8, а), посещал жителей земли за 10 450 лет до Р.Х., что привело к всемирному потопу; но зверь ещё раз явится (ст. 8, в).
    Основная причина потопа отнють не атмосферные осадки. Из-за постоянно возникающих многочисленных больших волн наводнение усиливалось в течение ещё 110 дней после окончания сорокадневных дождей, как написано. "И лился (хлынул) на землю дождь сорок дней и сорок ночей (лился он)". "Вода же усиливалась (потоп набирал силу) на земле сто пятьдесят дней" (Быт.7:12, 24).
       Затем наведенный ветер остановил разлитие вод, вода постепенно вернулась в океаны да моря (8:1-3). Через год и 11 дней Ной со своим семейством да животными вышли из ковчега (7:11, 8:13, 14). Все обитатели суши погибли.
      "И лишилась жизни
(погибла) всякая плоть (всё живое), движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады ("твари, какими была полна земля", пер. [Л.26]), ползающие по земле, и (погибли) все люди" (7:21-23).
    "На основании устных и письменных преданий, а также геологических открытий и археологических находок современные исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о которой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов" [Л.10, стр. 771].
      "Библейское учение совершенно однозначно: Потоп был катастрофой всемирного масштаба"
[Л.31, стр. 611], что подтверждается широким распространением легенд о Потопе в народах и племенах [Л.24, стр. 324 - 327]. Всего в мире существует более 500 легенд о Потопе.

12. Повторится ли потоп?

     По окончании всемирного потопа Адонай заключил с Ноахом, с его потомками завет, "не будет более (никогда больше не повторится) истреблена всякая плоть (всё живое) водами потопа, и не будет уже (больше) потопа на опустошение земли" (Быт.9:9-11, "никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле" пер. [Л.1]).
     Равным образом, через пророка Йешайа, Яхве сообщает. "Я поклялся, что (Ноев потоп) воды Ноя не придут более на землю" (Ис.54:9, б). Знак завета - радуга на небе (Быт.9:13-17). "Завет с Ноем был фактически всеобщим заветом с человечеством и всеми живыми существами. Бог обещал никогда больше не посылать потоп, чтобы наказать людей" [Л.8, стр. 476].
      В таком случае, почему Иисус утверждает? "И как было во дни Ноя, так будет и во дни ("когда придёт" [Л.29]) Сына Человеческого" (Лк.17:26).
     Йешайа  же видит, в день посещения земли Господом, "окна (ворота наводнения) с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (Ис.24:18; сравните с Быт.7:11, б). Отчего "придёт Он как бушующая река ("как потоп" [Л.15, стр. 658]), гонимая Господним вихрем" (59:19, пер. [Л.28]).
       Нави Нахум, описывая пришествие Господа на землю для наказания виновных (Наум.1:2-7), предупреждает. "Он сокрушит Своих врагов во тьму, и с потопом (Синод пер. "всепотопляющим наводнением") всему придёт конец" (ст.8, пер. [Л.1]).
      В пророчествах  еврейской сивиллы сообщается о наказании "дождём, затопляющим землю" (Сивиллины книги, 3:690) во время эсхатологического Божьего суда (3:689). Многие воды "затопят город, и стены, и горы, и холмы, и дерева в лесах, и траву в лугах, и хлебные растения их" (3Езд.15:42).
      Неужели катастрофа мирового масштаба повторится? Нет. Глобального потопа "на опустошение земли" не будет, Бог выполняет Свои обещания. "Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Числ.23:19, б). Вода уже никогда не истребит всё ползающее, бегающее, летающее.
     Тем не менее, наводнения произойдут (Лк.17:26), Господь уже сломал жезл благоволения к роду сему: прелюбодейному, лукавому, неверному. Он же расторгнет завет, который заключил со всеми народами, в лице семьи Ноаха (Быт.9:9).
     Ныне действующий Ноев завет из 7-и заповедей, согласно Талмуду [Л.31, стр. 704], "уничтожен будет в тот день" (Зах.11:10-11). Физическим орудием уничтожения послужит не вода, но огонь, о чём сообщается во многих библейских стихах. Например, о нём говорит Иисус.
      "Посему, как собирают плевелы (сорняки вырывают) и огнём сжигают, так будет при кончине века ("конце света" [Л.1], "конце мира" [Л.26, 28, 29]) сего" (Мт.13:40-42).
      Эсхатологический огонь от Господа предсказывает Иоанн Креститель. "Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Лк.3:16, 17). Провидит Иоханан, "от огня, дыма и серы ... умерла третья часть людей" (Отк.9:18; Ис.66:15, 16, Ам.7:4 и т.д.).
     Поэтому апостол Пётр, сравнивая гибель мира во времена Ноя и уничтожение нечестивых в последние дни, пишет о всепоглощающем огне:
      "тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля … сберегаются огню (для огня) на день суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков … земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:6, 7, 10; "земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена", пер. [Л.1]).

13. Наводнение

     Итак в дни Великой скорби наполненная злодеяниями земля истребится огнём, оттого Христос уподобляет их дням Лота (Лк.17:28-30). Однако сравнение Иисусом конца мира с потопом во  времена Ноя (ст.26, 27) не случайно.
     В день Божьего гнева вода затопит большую часть суши на всех континентах (рис.4, [Л.12-14]). Народы будут наказаны "Пламенем и дождём, затопляющим землю ..." (Сивиллины книги, 3:690). Говорившие цинично, "после нас хоть потоп", утонут.
    Пророк Йешайа описывает судный день так. "И возгремит (даст людям услышать) Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу (карающую руку) Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре, и в наводнении (великом дожде), и в каменном граде" (Ис.30:30).
     Потому что "окна (врата наводнения) с небесной высоты растворятся …" (24:18, в), "пророк сокрушается, предвидя ужасы Великой скорби" [Л.30, стр. 915].
     "Врата наводнения"  откроются из-за образования грозовых облаков вслед за падением страшной звезды, летающих мечей-метеоров, огня, града. Так предсказано в Третьей книге Ездры с использованием существовавших понятий, терминов, образов.      
    "И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей её; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод" (3 Езд.15:40, 41).
     Иными словами, причиной наводнения после падения звезды-астероида, огня, града, метеорных тел послужит: 1) чудовищный многодневный ливень, великие потоки, словно из чрева вселенной, стеной хлынут с неба на землю. Исполнится пророчество Йехэзкэйла, "пролью на него … всепотопляющий дождь ("неистовый ливень", пер. [Л.28])" (Иез.38:22, б).
      Иоанн же видит вторую причину наводнения - цунами, "пустил змий (изрыгнул) из пасти своей вслед жены воду  как реку, дабы увлечь  (захлестнуть) её рекою" (Отк.12:15). Но почему провидец, сообщая о наводнении, излагает его причину в таких странных мифопоэтических образах?
     Видимо здесь аллюзия на популярный древнеегипетский миф об огромном змее Апопе, олицетворявшем мрак и зло. Змей выпивал воды подземной реки Нил, однако побеждающий его бог солнца Ра заставлял чудовище выпустить проглоченную воду [Л.19, стр. 96].
     Многострадальный Ийов так пророчествует о судьбе человека, его беззаконие откроет небо. "Наводнение унесёт его дом (смоют его) - стремительные воды в день Божьего гнева" (Иов.20:27-29, пер. [Л.1]).
      Действительно, в день Божьего гнева подуют ураганной силы ветры-гиперганы, широко разольются стремительные воды океанов да морей, пойдут многодневные непрерывные дожди. Тогда рухнут дома человеческие, ибо построены на песке (Мт.7:27).
     Странно, количества влаги в атмосфере явно недостаточно для существенного подъёма уровня воды в результате даже затяжного проливного дождя. Тем не менее, Иоанн видит потоки (красной) воды высотой не менее 1,5 метра (Отк.14:20). 
      Очевидно, в День Господень атмосфера нашей планеты будет содержать значительно больше воды, чем сейчас. Но почему? из-за каких физико-химических процессов?

14. Разогрев земной  атмосферы

      В результате падений мелких метеорных тел, метеороидов, астероидов;  выбросов высокотемпературных продуктов импактов, в т. ч. конденсации  испарившихся тепловым взрывом минералов; извержений да взрывов вулканов;  масштабных лесных пожаров, горения высвободившихся природных газов  и нефти, в  атмосферу поступит огромное количество теплоты.
      Отчего резко изменится её температура, произойдёт сильная температурная инверсия. Вместо существующего распределения температуры по вертикали тропосферы (в среднем) от +10°С в приземном слое до минус 55°С на границе со стратосферой, после катастрофы температура воздуха соответственно возрастёт до +50 °С ... +400 °С. 
      Поэтому пророк Малахи называет грядущий грозный Йом Адонай, "день, жгущий, словно раскалённая печь" (Мал.4:1, пер. [Л.26]). Огонь от Господа спалит всех гордецов, дерзких, злодеев словно солому. Например, Иоанн видит.
      "Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной ..." (Отк.16:8, 9, "Их жгла невыносимая жара" [Л.20, 28], "Люди сгорали от сильного жара" [Л.26], "Опалил людей нестерпимый зной" [Л.29]).
     О подобной участи предупреждает всех беззаконников Давид. "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых (злодеев) горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши", "а непокорные (отвернувшиеся от Бога) остаются в знойной пустыне" (Пс.10:6, 67:7; в скобках, тексты из иных переводов).
       Резкое повышение температуры воздуха увеличит ёмкость тропосферы по водяному пару более чем в 200 раз. Так максимальная абсолютная влажность воздуха при давлении 760 мм рт. ст. и температуре минус 30°С равна 0,29 г/м³, но при +50°С - уже 83 г/м³. Таким образом, с увеличением температуры тропосферы существенно возрастёт максимальное значение массы водяного пара, который может находиться в воздухе без образования конденсата. 
     На самом деле, влагоёмкость тропосферы увеличится ещё больше из-за попадания в неё колоссального количества двуокиси углерода. Во много раз возрастёт не только теоретическая влагоёмкость, но реальное влагосодержание атмосферы за счёт следующих физических процессов:
        1) падений космических тел в Мировой океан; например, астероид диаметром 10 км выбросит около 10 триллионов тонн воды и столько же пара;
       2) кипения морской воды, она проникнет к расплавленной силикатной массе (магме) верхней мантии Земли через глубокие геологические разломы океанического дна длиной более 1 000 км, шириной до 100 км;    
      3) уноса воды гиперганами, иными мощными ветрами; даже небольшой вихрь с радиусом воронки 100 м и высотой 15 км засасывает более миллиона тонн воды в час;
       4) испарения воды с поверхности океанов, морей, локальных открытых водоёмов; из почвы, т. к. температура земли в зоне прохождения взрывной ударной волны, в местах горения газов, нефти, растительности достигнет 300 °С и более;
       5) спровоцированных импактом извержений сотен наземных и десятков подводных вулканов, взрывах  супервулканов, таких как Йеллоустоун, Тоба, Кос;
        6) увеличения концентрации диоксида углерода в атмосфере.
      В итоге над 1 м² земной поверхности, в тропосфере, частично стратосфере, будет находиться несколько тонн воды (в каплях) и водяного пара, вместо теперешних 28,5 кг.

15. Пожар гидросферы?

      Ещё об одной причине испарения колоссальных объёмов морской воды сообщает Амос: "вот, Господь Бог произвёл (призвал) для суда огонь (огненный дождь),- и он пожрал (сжёг, иссушил) великую пучину ("загорелась великая пучина, часть сгорела" [Л.26])" (Ам.7:4; Иов.41:23).
     На самом деле, Мировой океан полностью не испарится, но его уровень временно понизится на несколько метров. Кара не состоялась по молитве пророка (Ам.7:6), наказание исполнится в День Господень (Соф.3:8). Когда Небесный Воитель проложит путь конями Своими "по морю, чрез пучину великих вод" (Авв.3:15), "вспенивая великие воды" [Л.28].
     В те дни, "воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое ..." (Откровение Петра, 5:1-5). Однако  возможно ли, чтобы горела великая пучина-океан? вода не горит даже в луже.
     Вероятно, пророки видели горение освободившихся метана, этана, пропана,  сероводорода, других горючих газов; горение, вызванное огненным дождём (Ам.7:4). Газы вырвутся со дна на поверхность морей и океанов в процессе повсеместных сильных землетрясений (Лк.21:11, Отк.16:18-20), возмущающих море (Лк.21:25).
      Основным источником газов окажутся  залежи газовых гидратов под океаническим дном. Повышение их температуры вызовет обвальное необратимое разложение гидратов с освобождением огромных объёмов газов. Частично растворяясь, углекислый газ приведёт к повышению кислотности вод Мирового океана, а горючие газы обеспечат длительное поддержание горения, вызывающего испарение воды с огромной площади (мировые запасы углеводородов в гидратах оцениваются в среднем как 5 х 1016 м3).
     Согласно перечисленным выше 7-и физическим причинам, в тропосфере соберётся количество воды, достаточное, чтобы покрыть ВЕСЬ земной шар условным равномерным слоем толщиной в несколько метров.
     Наводнение произойдёт из-за многочисленных цунами, а также многодневного непрерывного дождя по причине постепенного охлаждения атмосферы, т. к. процесс постоянного снижения её температуры ниже "точки росы"  сопровождается непрекращающейся конденсацией (сгущением) паров воды.
     Потому что воздух всё время находится в состоянии полного насыщения водяными парами, т.е. относительная влажность воздуха 100 %, несмотря на постепенное уменьшение его влагосодержания, снижение значений абсолютной влажности воздуха.
     Путём сгущения колоссальных объёмов атмосферного водяного пара, возникнут грозовые облака толщиной в тысячи метров, окутывающие сплошной оболочкой весь земной шар. Наступит кромешная тьма, по образному выражению Давида.
     "И мраком покрыл Себя, как сению
("Тьму вокруг простёр как Свой покров" [Л.26]), сгустив воды облаков небесных" (2Цар.22:12, "воды облаков собрал Он в грозовую тучу" пер. [Л.1]). Затем начнётся все потопляющий дождь (Иез.38:22) с начальной интенсивностью, превышающей 100 мм в час (на 1 м2).
     Повсеместный дождь без перерывов продлится в круглосуточной тьме примерно 40 дней траура (Быт.7:12, Лк.17:26). В результате ливневого горячего дождя, таяния льдов, постепенного возвращения морской воды, залившей сушу, восстановится первоначальный уровень Мирового океана.

  16. Основная причина наводнения

       Подобно временам Ноя, не дождь рыдающей Земли окажется главной причиной наводнения. Ибо Бог обещает, перед приходом Желаемого всеми народами (Йеhошуа ха Машиах), "Я потрясу (сотрясу) небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6-9).
     Полёт массивных космических тел, орудий гнева Божьего, потрясёт небо, их столкновение с Землёй сотрясёт море да сушу (Отк.8:8, 9:1, 16:18, Ис.24:18-20, 29:6). 
      Неботрясение, падение астероидов в гидросферу, спровоцированные импактом землетрясения, материковые береговые оползни,  локальные колебания уровня океанов и атмосферного давления; одновременно, подводные: землетрясения, извержения вулканов, тектонические деформации океанического дна, масштабные оползни   вызовут гравитационные волны разной мощности (цунами, рис.5). Во ВСЕХ крупных водоёмах,  в течениене не менее пяти месяцев (Быт.7:24).
    Через пророка Зехарйа Всемогущий предупреждает. "И пройдёт бедствие по морю и поразит (в Масоретском тексте "вздыбит") волны морские" (Зах.10:11, а).
   Давид же, описывая шествие Яхве (2Цар.22:8-16), сообщает нечто удивительное. "И открылись источники моря (точнее «ложа морские»), обнажились основания вселенной ("опоры мира обнажились" [Л.26])" (ст.16, а).
      Современные переводы 2Цар.22:16: "От грозного гласа Господа, от мощного дыхания из Его ноздрей, смогли увидеть мы морское дно ..." [Л.1], "Стало зримым дно морей" [Л.29].
      Научное объяснение необычного пророческого видения выглядит так. Перед появлением мегацунами у побережий, произойдут сильные отливы, они обнажат морское дно на несколько километров от берега; ложе мрачной бездны будет видно всем желающим. Пророк Хаваккук о том же событии, таинственном шествии Господа, пишет.
     "Увидевши Тебя, вострепетали
(затрепетали, поколебались) горы, ринулись воды; бездна дала голос свой (взревела), высоко подняла руки (взметнув волны) свои" (Авв.3:10, "Увидев Тебя, сотряслись вершины. Воды отступили от суши; вода морская взревела ...", пер. [Л.1]).

17. Гигантские  гравитационные  волны

      Как предсказывают библейские пророки, так произойдёт. Поколеблется земля (Пс.17:8, 45:3), вострепещут горы (Авв.3:10, Пс.17:8, 45:4), ринутся воды (Авв.3:10), т. к. скорость цунами в море может достигать 1 000 км в час. 
     На мелководном шельфе стена воды шириной по фронту от 100 км до 300 км и более погонит перед собой массы воздуха с сильным шумом, гулом, рёвом; море даст голос свой (Авв.3:10, Пс.45:4). По утверждению Хаваккука, бездна высоко поднимет руки (Авв.3:10).
     Да, на самом деле, от падения астероида возникнут волны высотой до 4 000 метров (!) в эпицентре, от 300 м до 400 м при выходе на континенты [Л.21]. Оттого  мегацунами  импактного происхождения "восходят до небес" (Пс.106:25, 26);  стремительными потоками, сильными "водоворотами, со скоростью до 80 м/сек" [Л.31, стр. 653] заливают землю. На сотни километров проникая вглубь суши (Ам.9:6).
     Самые мощные телецунами несколько раз обогнут земной шар по поверхности Мирового океана. В первую очередь, будут разбиты морями мегаполисы и города на побережьях, утонут в пучине вод подобно городу Тир (Иез.27:34). Израиль же убежит на многочисленные холмы и горы (Иер.3:23); станет жалобно плакать на высотах (ст.21) да стонать (Иез.7:16, Ис.59:11).
     Парализованные страхом услышат рёв разъярённого моря, увидят, по суше высокой стеной набегают возмущённые волны.  "И заревёт на него в тот день как бы рёв разъярённого моря" (Ис.5:30; дословно «И взревёт он на него в тот день рёвом моря»).
      В те дни, "море восшумит (точнее "заревёт") и возмутится (разбушуется) ..." (Лк.21:25, "на земле народы будут в трепете и отчаянии от рёва морских волн" пер. [Л.28]). Бездна массово выбрасывает на сушу рыбу, млекопитающих, иных морских животных, водоросли.
      Эль Шаддай  ввергнет в пучину грехи человеческие, морские воды более чем на год (Быт.7:11, 8:13, 14) затопят долины, низины, ущелья гор (Мих.7:19, Ам.9:6, Ис.28:17), зальют лик земли. Благодаря неоднократным цунами, вода и рыба из большого моря попадут во впадину Солёного моря (Иез.47:10), расположенную в разломе Иорданской долины, поднимая его уровень более чем на 100 метров. Сегодня  уровень воды в Мёртвом море находится на 423 м ниже уровня Средиземного, снижаясь примерно на 1 метр каждый год.
      В День Господень, кто не сгорел в огне, не задохнулся в дыму, уцелел от каменного града, спрятался от бури, кого не завалила земля, кто не убежит в горы, тот утонет (Иов.22:10, 11, Пс.41:8).
      Подобно как в XXI веке от Индонезийского цунами утонули в водах Индийского океана около 230 000  (!) человек, по разным оценкам, от 225 до 300 тысяч. Стихийное бедствие произошло 26 декабря 2004 года на побережьях  Юго-Восточной Азии, высота волн не превышала 30 метров, пострадали территории 18 стран.
      Цунами вызвал внезапный разлом океанического дна (магнитуда   9,1 ... 9,3 по шкале Рихтера) длиной 1 200 км, по границе соприкосновения двух тектонических плит. На глубине 30 км одна плита "Бирманская" в зоне субдукции поднялась над другой "Индийской" на высоту примерно 15 м, возникла зона разлома размерами 400 км на 100 км. Некоторые небольшие острова около острова Суматра реально "убежали" на расстояние до 20 метров (смотрите последствия будущего великого землетрясения в Отк.16:20).

18. Предсказания  космической катастрофы

     В подтверждение изложенного, можно сослаться на  научную выдержку, приведенную в  [Л.22, стр. 134] о катастрофических стихийных бедствиях. Например, они произойдут в случае отклонения Земли  от теперешнего её положения из-за приближающегося очень массивного небесного тела.
    "В этот момент землетрясение заставило бы землю содрогнуться. Воздух и вода продолжали бы двигаться по инерции; ураганы подмели бы землю, и моря разлились бы по континентам, неся с собой гравий, песок и морских животных, которых выбросили бы на землю.
      Жара усилилась бы, горы расплавились, вулканы изверглись, лава полилась бы из трещин в полопавшуюся землю и заполнила громадные пространства. На равнинах внезапно возникли бы горы и стали двигаться и взбираться на склоны других гор, создавая разрывы и трещины.
       Озёра опрокинулись бы и опустели, реки изменили бы свои русла; большие участки земли со всем, населяющим их, ушли бы под воду. Леса сгорели бы или ураганы и бурные моря исторгли бы их из земли, на которой они росли, и нагромоздили бы ветки и корни в огромные кучи. Моря превратились бы в пустыни, и воды утекли бы из них".  
     
Отцами ранней Церкви часто цитировалась 3-я Сивиллина книга (прорицаний), написанная во II веке до Р.Х., очевидно иудеем из Александрии. В свитке содержание предсказаний глобальной катастрофы (Сивиллины книги, 3:363-691) лишено научной точности, но тоже впечатляет.
     "С небес  на землю падут огненные мечи. Светила сойдут, великие и яркие, сверкая среди людей; и земля, мать вселенной, содрогнётся (будет сотрясаться) в те дни от руки Предвечного. И рыбы морские, и звери земные, и бесчисленные виды летающих существ, и все души людей, и все моря  содрогнутся от присутствия Предвечного, и (везде) будет смятение (паника).
      И возвышающиеся  вершины гор, и гигантские холмы разрушит
(переделает) Он, и мрачная бездна (тёмные бездны) будет видна всем. И глубокие ущелья в высоких горах будут полны мёртвых тел, и по скалам будет течь кровь, и потоки её заполнят долину  (зальют равнины) ...
     И Бог будет судить всех войной и мечом, и сера будет литься с небес, да, камни и дождь, и град,
ужасные и непрекращающиеся. И смерть постигнет четвероногих зверей ... Да, сама земля будет пить кровь погибающих, и звери насытятся их плотью"
[Л.23, стр. 10-11]. 
     В древних скандинавских эпосах содержится предсказание гибели мира (Рагнарёк) в результате битвы богов с хтоническими чудовищами ([Л.24, стр. 362]; рис.6). Битва начнётся после великого землетрясения и падения звёзд с неба. Всплывёт,  опоясавший всю землю мировой змей Ёрмунганд, отчего море выйдет из берегов, низвергая на сушу огромные волны.
     Разорвёт оковы чудовищный по размерам волк Фенрир,  прикованный богами к скале глубоко под землёй. Ужасный волк откроет пасть, верхняя  челюсть которой упирается в небо, нижняя - в землю. Его сын, громадный  волк  Сколль, проглотит солнце, другой волк, его брат Хати похитит  луну.
      Во главе  огненных великанов в битве примет участие чёрный великан Сурт,  от исходящего от него жара рушатся горы, небо раскалывается на части.  Огненный великан Сурт, у которого меч "ярче солнца", метнёт огонь на землю и  сожжёт весь мир. За гибелью мира последует 3-х годичная "великанская зима" со  снежными бурями.
     "Прорицание вёльвы", написанное в Х-м веке от Р.Х. (самая знаменитая из  песен  "Старшей Эдды"); содержит в частности такое пророчество. "Солнце  чёрно; земли канули в море. Звёзды срываются вниз с вышины. Пар всюду  пышет, и жизни питатель, лижет всё небо жгучий огонь" (пер. Свириденко).
      Иной перевод того же текста. "Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звёзды,  пламя бушует источника жизни, жар нестерпимый до неба доходит".

19. Ветхий  Завет о событиях дня Господа

     По сравнению с приведенными выше предсказаниями, самым древним, полным, наиболее точным является описание Дня Господа, естественно в терминах, понятиях, образах своего времени. Оно содержится в Книге Теиллим.
    "Земля  тряслась (задрожала, закачалась, затряслась земля), до основания горы дрожали (поколебались основания гор) - так разгневался Господь.
     Дымились Его ноздри
(Дым вырвался из Его ноздрей), изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры (горящие угли) разлетались (сыпались от Него).
      И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя
(мрак под ногами Его). Он херувимов оседлал (воссел) и полетел, паря на крыльях ветра.
       Под пологом тяжёлых, грозовых туч
(темнота вод - от туч небесных), Он скрывался в отдаленье. Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (искры) скрестились (огненные угли).
      И громовыми, долгими раскатами Всевышнего раскатывался голос (с градом и огненными углями). Он стрелы слал свои, удары молний, Он разбросал (рассеял) и разгромил врага (привёл их в смятение).
      От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось
(стало зримым дно морей), и открылось основание земли (опоры мира)" (Пс.17:8-16, пер. [Л.1]; в скобках, тексты из иных переводов).
    "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши" (Пс.10:6).
     "Глас Господа сокрушает (ломает) кедры; Господь сокрушает (валит, ломает) кедры Ливанские. И заставляет их (горы) скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион (гора Ирман) - подобно молодому единорогу (в Масоре "диким бычкам").
    Глас Господа высекает пламень огня (ослепляет вспышками). Глас Господа потрясает (сотрясает) пустыню ..." (Пс.28:3-10; в скобках, уточнения из иных переводов).
       Гнев Всемогущего проявится в землетрясении, горящих углях, искрах, дыме, всепожирающем пламени огненных вихрей. Глас Его подобен раскатам грома, он  точно молот, разбивающий скалу; будто пылающий топор, проламывающий небосвод; словно барабан огненной кадильницы с неба.

20. Новозаветные описания Великой скорби

     В Новом Завете катастрофические последствия падений кадильницы, наполненной огнём, пылающей горы, горящей звезды с трубным звуком низвергнутых на землю, описываются Иоанном:
    "сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью и пали (низверглись) на землю, и (треть земли сгорела) третья часть дерев сгорела, и вся  трава зелёная сгорела ... и как-бы большая (огромная) гора, пылающая (охваченная) огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
     И умерла третья часть одушевлённых тварей (всего живого), живущих в море, и третья часть судов (кораблей) погибла ... упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику (факелу) ... и многие из людей умерли от вод ...
      и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд (потускнели они на треть) ... и третья часть дня не светла была - так, как и ночи (день лишился трети света своего, и ночь также) ...
      и я увидел звезду, падшую (упавшую) с неба на землю ... и вышел (повалил) дым из кладезя (устья; прохода, ведущего к бездне), как дым из большой (огромной) печи; и помрачилось (потемнело небо) солнце и воздух от дыма из кладезя (устья) ...
      и вот, произошло великое (сильное) землетрясение, и  солнце стало мрачно (почернело) как власяница (рубище), и луна сделалась (стала красной) как кровь;  И звёзды небесные пали (попадали) на землю ...
      И небо скрылось (исчезло), свившись как свиток (небеса раскололись и свернулись); и всякая гора и остров  (все горы и острова) двинулись (сдвинулись) с мест своих" (Отк.8:5-12, 9:1, 2, 6:12-14, в скобках, тексты из соврем. пер.).
     На космический масштаб будущих событий указывают апостол Пётр и автор одного из произведений начала II века от Р.Х., широко известном у ранних христиан, вошедшем в т.н. "Канон Муратори".
     "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (тела небесные), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней (вместе со всем, что на ней) сгорят (будет сожжена)" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.1]).
     "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).

21. Друг, не спи, бодрствуй!

      Видим, грядущие события  очень похожи на те, что произошли во дни Лота да времена Ноя. Поэтому Иисус Христос, описывая Своё возвращение, говорит об огненном дожде и наводнении.
      Они настигнут людей, равнодушных к Богу, погубят беспечных, суетных, спящих (Лк.17:26-30). Всех, кто имеет глаза и не видит признаков последнего времени, конца безумного рода сего. У них есть уши, однако не хотят слушать слов Господа; есть разум, но отвергают увещевания Его.     
     Но поверивший Христу узрит то, что не видит глаз, услышит недоступное уху, познает многое, чего не постичь рассудком. Мятежному роду не оправдаться перед Творцом, предупреждающим Своё творение. 
    "Следите за собой, иначе ум ваш помрачится (будьте осторожны, чтобы разум ваш не притупился" [Л.1]) в разгуле, пьянстве и заботах житейских, и застигнет вас день тот (т.е. "день Господа" [Л.9]) врасплох, как западня (ловушка, сеть), ибо он наступит (настигнет) для всех живущих на земле.
     Бодрствуйте
(всё время) и постоянно молитесь, чтобы (хватило сил) смогли вы пройти через всё то, чему быть должно ("всех этих бедствий" [Л.28]), и предстать перед Сыном Человеческим" (Лк.21:34-36, пер. [Л.29]).
      Если Бог не пощадил нечестивого ДО потопного мира, если осудил порочных жителей городов долины Сиддим (2Пет.2:5, 6), то пощадит ли гниющий во грехе лукавый, прелюбодейный, неверный род сей? "Нет! Но говорю вам, если вы не раскаетесь, вы тоже погибнете, как они" (Лк.13:3, пер. [Л.20, 28]).   
    Господь наказывает любую страну, которая грешит перед Ним, вероломно отступает от Него (Иез.14:13-20), Он изгонит нечестивых с лица Своей земли за мерзости их (Втор.18:10-12). Всю обмолоченную землю пожнёт серп суда, орудие жатвы (Отк.14:14-20); в огненной печи сгорят все соблазны века сего, погибнут делающие зло (Мт.13:40-42).
      Нет ни одного человека, кто стал бы перед Богом в проломе, смирил гнев Его, закрыл уста Его, спас Землю. Поэтому, друг, не спи, бодрствуй! чтобы дух, душа и тело оказались беспорочны, когда вернётся Господь Иисус Христос, чтобы нам не устыдиться в пришествие Его ...
      "Но когда Сын Человеческий придёт, то найдёт ли Он веру на земле?" (Лк.18:8, пер. [Л.28]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
2. Бытие. Перевод Международного библейского общества.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 1998.- 81с.
3. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия.- Минск: Изд-во РГГУ, 1999.- 128с.
4. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
5. Библейский словарь. Составил Э.Нюстрем.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
6. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Бытие по Книгу Руфь.-Киев: Демос, 1994.- 463с.
7. Учебная Библия. С комментариями Дж. Мак-Артура.- Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
8. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
9. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
10. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
11. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.-М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
12. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
13. Статья № 3 «День Господень».
14. Статья № 4 «Время великой скорби».
15. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
16. Мень А. Библиологический словарь в 3-х томах. Том 2. М.: Фонд им. А.Меня, 2002.-560с.
17. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
18. Джон К. Уиткомб. Погибший мир. - Russian Edition, 1993.- 184 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, Inter. Bible Society, 1999.- 687 c.
21. Ганипровский П. Угроза космического терроризма.
22. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000. 1 465 с.
23. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское Общество, 2008.- 410 с.
24. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
25. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West  Sacramento: Grace Publ. Int., 2007.- 358 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
28. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
30. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
31. Сарфати Джонатан Д. Хроника начала. - Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень