Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится

"И как было во дни Ноя, так будет и во дни  Сына 
  Человеческого: … пришёл потоп и погубил всех."

"Но в день, в который Лот вышел из Содома,
пролился с неба дождь огненный и серный и
  истребил всех: Так будет и в тот день, когда
Сын Человеческий явится"  (Лк.17:26-30)
 

1. Что было, то будет ...

       Учитель, давая пояснения ученикам относительно грядущего Царства на земле, сравнивает обстоятельства Своего возвращения с днями, когда жили Ной или Лот (Лк.17:22-30).
      В ту давнюю эпоху человек, осуетившись, забыл Творца своего, возлюбив зло, извратили путь свой. До тех пор как потоп не застал врасплох современников Ноя, а гибель городов Содома, Гоморры, Адмы, Севоима – сограждан Лота.
     Нынешний род, отпавший от Создателя вселенной, отвергает волю Его, попирает истину злом.  Пребывая в таком же извращённом, порочном, растленном состоянии (Рим.1:18-32), подобном ДО потопному миру. В те дни.
    "Бог посмотрел на землю и увидел, что люди погубили её (мир растлился): повсюду было насилие ("зло её переполнило", пер. [Л.26]), жизнь людей на земле была загублена.
     Тогда Бог сказал Ною: "Люди заполнили землю гневом  (жестокостью) и насилием ("злодеяниями" Синод. пер.), поэтому Я уничтожу всё живое, смету всё с лица земли" (Быт.6:11-13, пер. [Л.1]).
      Истинно, всё живое Он смёл  с лица планеты в прошлом, нечто сходное произойдёт в будущем. Ибо так говорит Всеведущий. "Я предрекал минувшее (прежнее) заранее, (задолго) уста Мои возвещали его, и Я объявлял о нём; затем внезапно Я действовал, и всё исполнялось (сбылось)" (Ис.48:3, пер. [Л.28]).
      Согласно одного древнего предания, "человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.24, стр. 440]. Да, прежнее, возьмём Потоп, сбылось и грядущие наказания возвещает Господь Иисус Христос (Лк.13:1-5, 17:26-30).
      Внимая словам Его, рассмотрим, что общего,  кроме внезапности,  в давних трагических перипетиях и стремительно наступающих днях Великой скорби.  Ибо, согласно Писания."Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло" (Еккл.3:15, пер. [Л.28]).

2. История  городов содомских

      Откроем  "Сефер Маасэ Бырэйшит", книгу "Созидания основ мира", в ней есть новелла о праведном Лоте, его семье, порочных жителях городов долины (Быт.18:20-33, 19:1-38). Обратим внимание на загадочно-непонятные стихи 19:24, 25.
      "И пролил (обрушил) Господь на Содом и Гоморру дождём серу ("горящую серу" [Л.1-3, 26, 28, 29]) и огонь от Господа с неба, И ниспроверг (разрушил, уничтожил) города сии, и всю окрестность (всю долину) сию, и всех жителей городов сих, и произрастения (растения) земли".
    Однозначная трактовка ст. 24, 25 среди интерпретаторов отсутствует. Предполагается, города разрушены по следующим возможным причинам:
           1) землетрясения и возгорания подземных залежей горючих веществ [Л.4, 5, 27];
           2) вулканического выброса, его продукты обрушились  как будто со свода, сверху [Л.6];
           3) извержения вулкана или подземного взрыва битума [Л.8];
           4) одновременно извержения вулкана и землетрясения с сильной грозой [Л.7].
     Перечисленные версии чрезвычайного события лишены логической связности, т.к. в истории с Лотом сообщается о необычных атмосферных осадках, вовсе не упоминаются: потрясение суши, извержение вулкана или грозовые молнии.
      Вспомним фабулу, "пролил Господь … дождём серу и огонь (точнее "послав с неба огонь и горящую серу", пер. [Л.1])", затем повторяется откуда исходит наказание - "от Господа с неба" (19:24).
     Даже внезапное извержение вулкана не в состоянии уничтожить сразу "всех жителей" четырёх городов долины Сиддим, удалённых друг от друга на значительные расстояния, по мнению археологов. Иеремия уведомляет, Содом разрушен мгновенно (Плач.4:6).
     Посему стих Быт.19:24 следует воспринимать буквально, гнев Заставляющего падать орудия наказания излился на города содомские непосредственно с небосвода. Так утверждает и Иисус Христос (Лк.17:29), но разве  сие возможно? Существует ли научное объяснение данного феноменального астрономического явления?

3. Уникальный дождь

       Вероятно, материальными орудиями наказания грешных городов содомских послужили:
      • камни, падающие сверху подобно временам Иисуса Навина; "Господь бросал на них с небес большие камни" (Иис.Н.10:11);
         • град камней, огонь, сера; "пролью на него ... каменный град, огонь и (горящую) серу" (Иез. 38:22);
        • пылающие осадки; "Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу ("раскалённые угли с горящей серой", пер. [Л.28])" (Пс.10:6; 17:9).
     Ориентируясь в аналогичных библейских текстах, надобно учесть, они написаны в  ДО научную эпоху. Записаны с использованием архетипов (прообразов), понятий, верований своего времени.    
      Научное название орудий гнева Бога звёздных воинств  "метеорные тела",  космические объекты до их попадания в атмосферу Земли  (рис.1).
      Среди них метеоры, мельчайшие твёрдые частицы, дающие вспышку не  ярче 4-й звёздной величины и полностью "сгорающие", кроме микрометеоритов. 
    Болиды, более крупные космические объекты с различимыми угловыми  размерами или вспышкой ярче 4-й звёздной величины. Они теряют часть   массы,  иногда до 90 %, тормозятся гомосферой и падают на поверхность нашей  планеты   или разрушаются динамическим давлением в воздухе с выпаданием  мелких  метеоритов.
     Мошэ (Быт.19:24), Йехэзкэйл (Иез.38:22), Давид (Пс.10:6, 17:9, 13, 14)  нарекали "огнём" болиды, «каменным градом», «горящими углями» -  метеориты, горящей "серой" - метеоры [Л.9; Л.31, стр. 244, 616].
      В таком случае, почему Моисей именует метеорные вспышки, т.е. треки от мелких небесных тел, "дождём из серы"? Какое отношение имеет данный химический элемент к железным, железо-каменным и каменным пришельцам из космоса?

4. Самородная сера

      Некоторым народам с древнейших времён знаком "горючий камень" [Л.8], по-научному, минерал, обладающий специфическим свойством  пирофорности.
     В тонко измельчённом виде горючий камень способен к самовоспламенению без нагрева, лишь за счёт экзотермической реакции окисления. "Это легковоспламеняющийся минерал, выделяющий при горении едкий и ядовитый дым ..." [Л.15, стр. 613].
      На Ближнем Востоке залежи такого самородного вещества находились в долине реки Иордан, в т.ч. на берегах Мёртвого (Солёного) моря [Л.8, стр. 800; Л.10, стр. 887]. "Самородки серы местами лежат на поверхности земли, в особенности на северо-западном берегу Мёртвого моря" [Л.28].
      При сгорании на углях в размельчённом виде, минерал даёт яркие вспышки, увеличивает силу огня [Л.4, стр. 595, 715]. Вот почему Моше называет вспыхивающие метеоры "горящей серой", пролитой "словно дождь ... с небес"  (Быт.19:24, пер. [Л.26; Л.1-3]).
      Таким образом, причиной воспламенения природных газов и битума (лат. "горная смола") в долине Сиддим послужили не вулкан, землетрясение или молнии. Нет. Но космические тела с неба, "раскалённые угли с горящей серой" (ст.24, пер. [Л.28]), они мгновенно разрушили города, уничтожили их окрестности (ст.25).
      Утром Авраам увидел, "вот, (густой) дым поднимается с земли, как дым из (гончарной) печи" (19:28, "словно дым великого пожара", пер. [Л.1]). В Третьей книге Ездры о последних днях читаем. "И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда", облака "прольют звезду и ярость ... поднимется пыль и дым до самого неба" (3Езд.15:40, 44).
     Приведенные описания напоминают новозаветное видение Иоханана  о падении "звезды" (астероида) с неба на землю (Отк.9:1). Вслед за ударом, "вышел (повалил) дым из кладезя (колодец бездны), как дым из большой (огромной) печи", отчего "помрачилось (затмилось) солнце и воздух" (9:2, "потемнело небо, и солнце потускнело", пер. [Л.1]).
      Во времена Лота, когда небо заплакало огненными слезами, дождь из серы да огня уничтожил всех жителей городов (Быт.19:25), в т.ч. его жену, которая бежала со всеми, но остановилась, оглянулась назад (ст. 26). Женщина погибла из-за внезапного ожогового шока, физического повреждения от попадания на тело горячего расплава минерала галита  (кристаллическая форма хлорида натрия, плавится при 800 ºС).
      Расплав каменной соли, выброшенный при падении метеорита,  мгновенно затвердел, жена Лота "стала соляным столпом" (ст. 26). Как-никак окрестности Содома изобиловали смоляными ямами (Быт.14:10, [Л.4, стр. 38]) да соляными полями [Л.10, стр. 927, вклейка 87], т.е. разработками битоминозных пород  и открытыми залежами каменной соли [Л.8, стр. 800].
     Метеоритные кратеры диаметром от 17 м до 100 метров и метеоритное железо учёные нашли в 1931 г. в пустыне Вабар, расположенной в юго-западной части пустыни Руб-эль-Хали на Аравийском полуострове. Кроме того, совсем недавно археологи обнаружили на предполагаемых руинах г. Содом полутораметровый слой пепла, угля, расплавленного сырцового кирпича и глиняной посуды, а также крупицы т.н. "шокового кварца", свидетельствующие об ударном их происхождении.

5. Огненный потоп

      Древнегреческая легенда о гибели Фаэтона, сына Гелиоса, и превращение в пепел городов содомских, осуждённых Богом на истребление за пороки их жителей, служат наглядным примером для развратного рода сего (2Пет.2:6).
      В последние дни (3:3-7), взорвётся и запылает из-за атмосферных плюмов небо, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, д), уничтожатся "серой, с неба летящей" (Сивиллины книги, 3:690). Йешайа  таким провидел эсхатологический суд над нечестивцами, разумеется в терминах, понятиях, образах своего времени. 
      "Ибо вот, придёт Господь в огне
(как огонь), и колесницы Его - как вихрь ("Его армии - в облаках пыли" [Л.1]), чтоб излить гнев Свой (буквально "горячее дыхание") с яростью и прещение Своё (укор, изобличение) с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня") ... и много будет поражённых Господом" (Ис.66:15, 16).
      Погибших окажется очень много, оттого пророк восклицает. "Если бы Господь Сил не оставил нам нескольких уцелевших, то мы уподобились бы Содому, стали бы как Гоморра" (1:9, пер. [Л.28]; Мт.24:21, 22).
      Нави Хаваккук, раскрывая подробности тайного пришествие Эль Шаддай (Авв.3:3-16), утверждает, "по стопам Его - жгучий ветер" (ст.5, буквально "жар сожигающий"; в Масоре "пламя").
      По-видимому, о таком же  стремительном горячем необычном потоке воздуха, напоминающем хамсин, пророчествует Йирмейа. В дни бедствия да Великой гибели,  "жгучий ветер несётся с (голых вершин) высот пустынных ... поднимается он подобно (словно тучи) облакам, и колесницы его - как вихрь (ураган) ..." (Иер.4:11-13). Хамсин терзает северо-восток Африки и страны Ближнего Востока. Его особенности:
          1) высокая температура, до 40 ºС и более;
          2) очень низкая относительная влажность (менее 10 %) воздуха, наполненного пылью, мелким да крупным песком;
          3) штормовая сила до 140 км/час, шквалистые порывы продолжаются от 20 минут до 2 ... 3 часов.
    Жгучий хамсин из пророчеств Аввакума и Иеремии, вихрь, огонь, гнев Адоная из видения Исаии, по научному называются высокотемпературной газо-пылевой ударной волной, она же, "дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:10).
    Великий огненный смерч, именуемый "палящий ветер" (Пс.10:6, точнее "вихрь огненный", пер. [Л.26]), состоит из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, камней. Температура фронта до 700 000 ºС, время существования около 1 часа, скорость 3 500 км/час (сверхзвуковая).
      Пророк Нахум именует бегущую ударную волну  "вихрем", "бурей", "облаком пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3). Шествие Его сопровождается землетрясением, колебаниями поверхности суши (ст.5), пламенем разливающегося гнева, разрушениями скал (ст.6); высыханием моря, рек; увяданием растительности на горах да холмах (ст. 4; Ис.42:15, Ам.1:2).

6. Убежище в день скорби

      Один Господь может служить надёжным укрытием "в день скорби" (Наум.1:7), когда ударная  волна спалит врагов Его, словно в печи, сожжёт будто сухую солому (ст.10; Мт.3:12).
      Пламя уничтожит всех, ненавидящих Йахвэ Элохим (Пс.20:9-13). "Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную ("словно бросишь их в горящую печь" [Л.26]); во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их (испепелит, сожжёт) огонь" (20:10).
       Облака прольют "страшную звезду, огонь и град, мечи летающие" (3Езд.15:40, 41). "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются ... и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).      
      Аналогичное физическое наказание пламенем ожидает отступивший от Бога ам Йисраэль (Иер.7:20, Ис.1:28-31, Соф.1:18).
    В  Йом Адонай польётся неукротимый северный поток, угрожающий миру, примчится юркая беда на белом коне, прилетит горе чёрным лебедем., выпадут из пасти железные зубы дракона.
      Из-за пылающей бури суша станет огромным кишбаном, печью для обжига кирпичей или плавления металлов [Л.4, стр. 597].
      Огненный потоп планетарного масштаба вызовет "страшная звезда", "как-бы большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8, рис.2). Вращающееся небесное тело диаметром около 15 км, массой 5 триллионов тонн, орудие гнева  Бога военного могущества и силы.
     Невиданную ранее пылающую гору, падающую с неба, пророк называет "язык Его, как огонь поедающий" (Ис.30:27, "всепоедающий" пер. [Л.1]).      

7. Бомбардировка из космоса

      Появление "языка" Небесного Воителя (синекдоха), он же "колесница Его", описано так. "Господь Саваоф (Воинств) посетит тебя (в Масоре "От Господа Цеваота наказан будешь") громом и землетрясением, и сильным гласом (страшным шумом), бурею (ураганом) и вихрем, и пламенем всепожирающего огня" (29:6; 30:30, 33).
     В эсхатологических пророчествах, Йешайа, не обладая  научными знаниями, удивительно точно фиксирует: а) последствия эскалации наказаний; б) их очерёдность.
     За громом с небосвода, т.е. звуковой ударной волной, следуют землетрясение и сильный шум, тепловой взрыв, его эхо разнесётся по всей планете.
      Образуются огненная яма в земле, большие волны в море, сильные ветры и шквалы всепожирающего пламени в гомосфере. В месте падения астероида возникнут:
      1) ударный кратер,- глубокое широкое, диаметром до 200 км, озеро кипящей лавы;
      2) всплывающий шар с температурой в центре около 1 000 000 оС, принимающий форму большого грибовидного облака;
     3) горячая ударная волна из газов, минеральной пыли, песка, расширяющаяся во все стороны со  скоростью, превышающей скорость звука в воздухе (1 200 км/час );
      4) деформации земной коры, масштабные смещения континентальных масс, тектонические сдвиги литосферных плит;
      5) телецунами, нескольку раз огибающие земной шар;
     6) сильный импакт и последующий дисбаланс сместят направление оси вращения планеты, оттого изменятся вид ночного небосвода, положение звёзд, движения Солнца, Луны, планет в поясе зодиака.

8. Печь размером с Землю

       Шквал всепожирающего огня (1) ударной волны, мгновенно испаряющей всё живое, за ней  ещё долго полыхает пламя (2), упоминается в пророчествах Малахи и Йоэйла. "Ибо вот, придёт день, пылающий как печь ("жгущий, словно раскалённая печь" [Л.26]) ..." (Мал.4:1).
      "Пред ним пожирает огонь (1), а за ним палит (полыхает, сжигает) пламя (2); перед ним (его приходом) земля как сад Едемский, а за ним (после него) опустошенная степь (выжженная пустыня) и никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3; в скобках, тексты из иных переводов).
      Для тех, кто не закопается,  "не будет спасения" из-за высокой температуры фронта смерча, он перемещается со сверхзвуковой скоростью сдувая холмы, сокрушая скалы, вырывая с корнями деревья. Нечестивым не скрыться от гласа Вседержителя с неба, Его карающей руки, сильного гнева "в пламени поедающего огня, в буре" (Ис.30:30, в Масоре "огня пожирающего ураганом").
      Чрезвычайно горячая ударная волна спровоцирует атмосферные вихри (смерчи, торнадо) и штормы (бури). Их вызовут: обширные лесные пожары, взрывы супервулканов, извержения вулканов, горение нефти, попадание в воздух огромных объёмов высвободившихся метана, этана, сероводорода, пропана, других горючих газов.
      Газы горят, образуя море сплошного огня высотой около 50 м, диаметром в несколько десятков километров, температурой до 1000 ºС, скоростью перемещения от 30  км/час  до 70 км/час; дожигая уцелевшее от ударной волны, превращая сушу в необитаемую пустыню.
      Видение описанного выше смерча-шторма из горящего воздуха открыто тайновидцу: "всё это,- т.е. огонь, пламя, искры, бури,- смешалось вместе: и дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря" (3Ездр.13:10).
      Ибо восстал Эль Шаддай для опустошения, жар гнева Его обдаст все народы (Соф.3:8) даже небо (2Пет.3:7, 12). Предвечный поразит. "Пламенем и дождём, затопляющим землю, и серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:690, 691).
       Господь будет крестить мир огнём (Мт.3:10-12), Он Сам зажжёт его (Иез.20:47); вот почему Малахи в ужасе задаёт риторический вопрос. "И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь (плавильной печи) расплавляющий и как щелок очищающий" (Мал.3:2; Наум.1:6).
      "День пришествия Его - это день вторичного прихода Мессии на Землю" [Л.30, стр. 1127]. Верно, но отчего "День пришествия Его"  нави сравнивает со щёлоком? В результате бесчисленных пожаров образуется много древесной золы, растворяясь  в воде, она образует щёлок, раствор карбонатов калия и натрия, обладающий сильной щелочной реакцией.
      Ещё раньше похожий на Мал.3:2 вопрос задавал другой ветхозаветный пророк, "ибо велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит (переживёт) его?" (Иоил.2:11). Иоханан же видел, каким образом "пришёл великий день гнева Его" (Отк.6:12-17).

9. Очищение  крещением

     Иисус в первое пришествие крестил Духом Святым, во второе, будет крестить огнём (Мт.3:11). Ведь "пророчество часто исполняется в два этапа - во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия" [Л.27, стр. 937].
      Разные народы да племена пройдут крещение и очищение огнём. Погорельцы, издали наблюдая за дымом от пожаров своих городов (Отк.18:8-10), осознают смысл испытания, но далеко не все.
     "Многие очистятся (буквально "сделают себя пригодными ... для служения Богу", пер. [Л.1]), убелятся и будут испытаны, но нечестивые будут продолжать поступать нечестиво. Никто из нечестивых не поймёт, но те, кто мудр, поймут" (Дан.12:10, пер. [Л.28]).
       С плавлением серебристого свинца в огне, для удаления примесей, провидец сравнивает очищение страданием нечистого дома Иакова в будущем, используя т.н. "пророческое прошедшее" время.
      "Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле (печи) страдания (бедствий)" (Ис.48:10, "Я очистил тебя, как в пламени серебро очищают. Тебя Я очистил в огне страданий", пер. [Л.1]).
      Зехарйа уточняет, 2/3 израильтян истребятся, вымрут (Зах.13:8) "в период Великой скорби" [Л.30]; очистке подвергнется лишь 1/3. "И введу эту третью часть в огонь ("проведу Я сквозь пламя" [Л.26]), и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу (испытаю) их, как очищают золото ..." (ст.9, "И тогда Я испытаю этих выживших ...", пер. [Л.1]).
      Вслед за гибелью Ниневии, столицы Ассирии, Нахум видит грозный день пришествия Йахвэ (Наум.1:1-5), он задаёт тревожный риторический вопрос. кто стерпит (может выдержать) пламя гнева Его?", поясняя, "Гнев (ярость) Его разливается как огонь ..." (ст.6).
     Истинно так, в День Господень начнётся пожар как во времена Шемот в Тавэйре или при истреблении городов содомских, но гораздо масштабнее. В посылаемом испытании все пройдут крещение огнём (Мт.3:11, 12).  Исполнятся пророчества  о соломе (ст.12), плевелах (13:10), пылающем словно раскалённая печь  дне Его (Мал.4:1), невыносимой жаре (Отк.16:9) во тьме (ст.10).
     "Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (точнее "явит Себя")" (Лк.17:29, 30; 3:17).
      Сбудется аналогичное обещание разрушения Израиля, подобно уничтожению городов Содома да Гоморры (Ам.4:11). Пророчество исполнится перед встречей народа завета с Богом своим (ст.12) на развалинах Иерусалима (Ис.52:8, 9).

10. Наказание мира

       Бедствие, предсказанное Иисусом и Амосом, коснётся не только Мединат Йисраэль. О глобальном характере  кары Господней за беззакония рода сего свидетельствуют многие иные стихи (Мт.13:38-42, 2Пет.3:6-10, Отк.6:12-17, Ис.13:5-11, 24:1-6, Соф.1:2, 3, 3:8, Авд.15 и т.д.).
      "Ибо открывается (нисходит) гнев Божий с неба на всякое нечестие (грех) и неправду (зло) человеков" (Рим.1:18, "... и несправедливость людей, которые злом попирают истину" пер. [Л.20]). Устами нечестивых разрушатся ВСЕ города (Пр.11:11), т.к. наказание мира пропорционально преступлениям человеческим (Отк.18:4-8).
      В те дни возникнут: 1) зловещие затмения Солнца и Луны (Иоил.2:31); 2) пугающий десант "звёзд"; 3) грозное знамение на небе (Мт.24:29,30). Да, на самом деле, "будут знамения в (1) солнце и (2) луне и (3) звёздах" (Лк.21:25, а). Из-за того, что  наполненная огнём кадильница  упадёт с неба (Отк.8:5), обмолачивая землю с востока до запада, с севера до экватора; потопит её в огне (ст.7).
       По окончании угрожающих знаков, солнечного и лунного затмений, "силы небесные", т.е. небесные воинства-"звёзды" [Л.11], "поколеблются (сотрясутся)" (Лк.21:26), придут в движение. Прольётся "дождь огненный и серный … на всех живущих по всему лицу земному" (17:29, 21:35; [Л.12-14]).
      Сверкающие метеорные вспышки, будто дождь из горящей серы (17:29),  точно блистание молнии (ст.24), по некоторым толкованиям "как сияние  солнца",  озарят всё небо.
      Метеоры вылетают из области в центре радианта (рис.3) точно из зубастой  пасти громадного зверя, верхняя челюсть её упирается в небо, нижняя -  землю.
      В Библии искры-треки именуются горящей серой с неба, следы от полёта  небольших болидов - огнём, зажигательными стрелами, мечом Бога.
      Длинные яркие шлейфы за метеороидами называются копьями Его, астероид  -  огненной  колесницей, как бы горой, пылающей огнём. 

11. Ночью придёт день? 

      От ярких многочисленных вспышек будет светло, словно ночью взошло солнце,  как-будто  ночью внезапно наступил день,  согласно немногословного предсказания апостола Петра. "Придёт же  день ... ночью" (2Пет.3:10, а). 
      Видимые на небосводе треки  не  пересекаются,  взамен падающих да сгорающих метеоров,  появляются новые.  Поэтому Йоэйл, используя знакомые современникам земные образы, так говорит о  загадочной  армии  Бога небесных воинств (Иоил.2:11).
     "Они не давят (не толкают) друг друга, каждый идёт своим путём. И   если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд"  (2:8, пер. [Л.1]). Перед легионами варваров, которые невозможно остановить, трясётся земля, содрогается небосвод, меркнет свет звёзд, луны, солнца (ст.10).
      Звёздный дождь от пределов севера приведёт  к фундаментальному разрушению городов (Быт. 19:25, Отк.16:19, Ис.17:9), истреблению людей  (Быт.19:25, Отк. 8:11, 9:18, [Л.13]), гибели растительности (Быт.19:25, Отк.8:7,  Иоил.1:19), бесплодию земли (Втор.29:23, Иоил.1:17).
      Господь Иисус Христос предупреждает живущих в последнее время об астрономических эффектах, апокалиптических знаках. "Будут ... ужасные явления (с неба) и великие знамения с неба" (Лк.21:11).
     "Знамениями с неба", о которых говорит евангелист, могут быть астероиды, осколки комет или другие космические явления" [Л.25, стр. 131]). Поскольку библейское "знамение означает начало исполнения пророчества" [Л.4, стр. 681].
      Падения стрел, дротиков, мечей метеорных тел ("звёзд" в Мк.13:25, "сил небесных" в Лк.21:26), дополнятся большими землетрясениями в различных местах планеты (ст.11; Отк.16:18-20). Мегасотрясения до дна возмутят море (Лк.21:25), как написано в Третьей книге Ездры, разумеется в до научной терминологии.
      "Содрогнулась земля и основания её; море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его от лица Господа и от величия силы Его" (3 Езд.16:12). Вслед за содроганием земли и волнением морей начнётся все потопляющий многодневный непрерывный дождь (Лк.17:26, Иез.38:22).
      По указанным причинам, Спаситель, посланный  объявить о дне мщения (Ис.61:2, б), советует покинуть города, немедленно бежать в горы (Лк.17:31, Мт.24:16). "Потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное" (Лк.21:22, "дни возмездия, когда исполнится всё предсказанное в Писании", пер. [Л.29]).  

12. Потоп водный

       Что написано в Торе о великом наводнении? оно непременно повторится в День Христов, о чём фрагментарно пишет евангелист Лука. 
      "И как было во дни (времена) Ноя, так будет и во дни  Сына Человеческого (в те дни, когда вернётся Сын Человеческий): Ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл (начался) потоп и погубил (уничтожил) всех (все погибли)" (Лк.17:26, 27; в скобках, тексты из иных переводов).
       В поисках ответа на поставленный вопрос опять обратимся к Книге "Бырэйшит" (гл. 6-8).
      "Но земля растлилась
(Омерзительна стала) пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями (преисполнилась разврата и насилия)". "И вот, Я наведу на землю потоп водный (великий), чтоб истребить всякую плоть (всё живое), в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни (погибнет)".
      "Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь
(ливень) на землю (он будет длиться) сорок дней и сорок ночей; и истреблю (смету, сотру) всё существующее (всех живых существ), что Я создал, с лица земли" (Быт.6:11, 17, 7:4; в скобках, тексты из соврем. пер.).
      Спустя 7 дней как Ноах с семьёй вошли в ковчег пришла вода, залила сушу, затопила её выше самых высоких гор (7:10-12, 17-20). Надобно заметить, евр. «мабул», космические воды на небе, означает не только наводнение, оно связано с понятием бездны (др. евр. "tehom", космические воды на земле). Техом - морская пучина, со всех сторон омывавшая землю.
      Моря, согласно представлений древних евреев, питались источниками [Л.4, стр. 601; Л.15, стр. 216]. Бездна служила олицетворением первобытного хаоса [Л.24. стр. 581], др. греч. "зияющая бездна". Там находились хтонические чудовища: таннин, левиафан, раав [Л.3]), они стремислись уничтожить сушу, но Творец удерживал их.
      "Ты положил предел (морям), которого не перейдут, и не возвратятся (вновь) покрыть землю" (Пс.103:6-9; 73:12-14, Ис.27:1). В момент катастрофы, она произошла почти 12 00 лет назад, преграды между первозданным океаном-бездной да твердью были сняты [Л.16].
     Некоторые ученые отрицают всемирный характер потопа, заявляя,  атмосфера нашей планеты НЕ могла удерживать необходимое количество воды. Верно. Если сгустить все существующие ныне пары в гомосфере (1,5 х 1013 тонн), затем равномерно разместить конденсат по земному шару площадью 510,2 х 106 км2, высота его слоя составит не более 3-х сантиметров.
    Всё же не известно, сколько влаги могла содержать атмосфера во времена Ноя. Существуют и другие объяснения столь значительного подъёма уровня морей.

13. Всемирный или локальный

       Критики глобального катаклизма как будто не замечают, в Библии сообщается о 2-х физических причинах всемирного потопа, "в сей день (1) разверзлись все источники великой бездны ("отверзлись жерла великой пучины", пер. [Л.26]), и (2) окна небесные (неба) отворились" (Быт.7:11).
      Иными словами, источниками воды служили: 1) гидросфера , "великая бездна", указана первой; 2) атмосфера, "небо, отворившее свои окна"; в древности оно считалось твёрдым, окна или ворота удерживали жидкость над твердью [Л.15, стр. 552], через них изливался дождь [Л.4, стр. 580].
     Главным источником хлынувших на сушу потоков с севера был Мировой океан, "великая бездна". Некоторые толкователи предполагают, в Быт.7:11 имеются в виду подземные (грунтовые) воды. Однако данная версия неверна, т.к. словом "бездна" здесь переведено то же древнееврейское "tehom", что в Быт.1:2 [Л.17, стр. 93].
      Во времена Ноя техом исторгнулся, вышел словно из чрева (Иов.38:8), высвободился: широко открылся, раздвинулся, разверзся. Очевидно из-за катастрофических смещений пластов земной коры [Л.6], подвижек тектонических плит океанического дна [Л.18]; согласно модели в рамках Теории катастрофической тектоники плит [Л.31, стр. 517 - 622].
      Пусковым механизмом безудержной субдукции могло послужить столкновение нашей планеты с кометой по версии автора [Л.17], на самом деле, массивным астероидом, одной из голов зверя багряного. Монстр из бездны был (Отк.17:8, а), посещал жителей Земли примерно за  9 900 лет до Р.Х., что привело к всемирному затоплению; но химера ещё раз явится (ст. 8, в).
      Основная причина потопа во времена Ноя отнють не атмосферные осадки. Землетрясения, деформации океанического дна, сдвиги ледников, масштабные оползни, извержения вулканов привели к постоянному возникновению многочисленных больших волн (цунами) во всех крупных водоёмах. Вот почему тотальное затопление усиливалось в течение ещё 110 дней ПОСЛЕ окончания сорокадневных дождей, как написано.
      "И лился (хлынул) на землю дождь сорок дней и сорок ночей (лился он)". "Вода же усиливалась (потоп набирал силу) на земле сто пятьдесят дней" (Быт.7:12, 24). Затем наведенный ветер остановил разлитие воды, она постепенно вернулась в океаны да моря (8:1-3). Спустя год и 11 дней Ной со своим семейством да животными вышли из ковчега (7:11, 8:13, 14).
      Увы, все обитатели суши погибли. "И лишилась жизни (погибла) всякая плоть (всё живое), движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады ("твари, какими была полна земля", пер. [Л.26]), ползающие по земле, и (погибли) все люди" (7:21-23).
       Сверх того, условная точка северного полюса, которая находилась на острове Гренландия, переместилась на нынешнее место по причине тогдашних крупномасштабных сдвигов масс земной коры, в т.ч. льда. Повышение температуры воздуха на планете привело к таянию ледников Гренландии, Канады, Северной Европы, на 18 метров поднялся уровень Мирового океана за несколько столетий после катаклизма, затопив развалины древних городов.
    "На основании устных и письменных преданий, а также геологических открытий и археологических находок современные исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о которой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов" [Л.10, стр. 771].
      "Библейское учение совершенно однозначно: Потоп был катастрофой всемирного масштаба"
[Л.31, стр. 611]. Что подтверждается широким распространением в народах и племенах преданий о великом наводнении  [Л.24, стр. 324 - 327], в мире существует более 500 (!) таких сказаний.

14. Повторится ли наказание?

      После всемирного разлива вод Адонай заключил с Ноахом и его потомками завет: "не будет более (никогда больше не повторится) истреблена всякая плоть (всё живое) водами потопа, и не будет уже (больше) потопа на опустошение земли" (Быт.9:9-11, "никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле" пер. [Л.1]).
      Ещё раз Яхве обещает. "Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю" (Ис.54:9, б). Знак завета - радуга на небе (Быт.9:13-17). "Завет с Ноем был фактически всеобщим заветом с человечеством и всеми живыми существами. Бог обещал никогда больше не посылать потоп, чтобы наказать людей" [Л.8, стр. 476].
       В таком случае, почему Иисус утверждает? "И как было во дни Ноя, так будет и во дни ("когда придёт" [Л.29]) Сына Человеческого" (Лк.17:26). Йешайа  видит, в те дни, "окна (ворота наводнения) с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (Ис.24:18; сравните с Быт.7:11, б); "придёт Он как бушующая река ("как потоп" [Л.15, стр. 658]), гонимая Господним вихрем" (59:19, пер. [Л.28]).
       Нахум, рассказывая о пришествии Небесного Воителя на землю для наказания виновных (Наум.1:2-7), предупреждает. "Он сокрушит Своих врагов во тьму, и с потопом (Синод пер. "всепотопляющим наводнением") всему придёт конец" (ст.8, пер. [Л.1]).
      В пророчествах  еврейской сивиллы сообщается о наказании "дождём, затопляющим землю" (Сивиллины книги, 3:690) во время эсхатологического суда (3:689). Многие воды "затопят город, и стены, и горы, и холмы, и дерева в лесах, и траву в лугах, и хлебные растения их" (3Езд.15:42).
      Неужели глобальное наводнение "на опустошение земли" повторится? Нет, Бог выполняет обещания. "Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Числ.23:19, б). Вода не истребит всё ползающее, бегающее, летающее, хотя сильный разлив будет.
      Ибо Йахвэ Элохим уже сломал жезл благоволения к роду сему: прелюбодейному, лукавому, неверному. Он же расторгнет завет, который заключил со всеми народами в лице семьи Ноаха (Быт.9:9). Ныне действующий Ноев завет из 7-и заповедей, согласно Талмуду [Л.31, стр. 704], "уничтожен будет в тот день" (Зах.11:10-11).
      Орудием уничтожения окажется не вода, но огонь, о чём сообщается во многих библейских стихах, в частности, говорит Иисус. "Посему, как собирают плевелы (сорняки вырывают) и огнём сжигают, так будет при кончине века ("конце света", пер. [Л.1], "конце мира" [Л.26, 28, 29]) сего" (Мт.13:40-42).
      Эсхатологическое наказание от Господа предсказывает Иоанн Креститель. "Он будет крестить вас Духом Святым и огнём" (Лк.3:16, 17). Фиксирует Иоханан, "от огня, дыма и серы ... умерла третья часть людей" (Отк.9:18; Ис.66:15, 16, Ам.7:4 и т.д.).
       Апостол Пётр, сравнивая гибель мира во времена Ноя и уничтожение нечестивых в последние дни, предупреждает: "тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля … сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков … земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:6, 7, 10; "земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена", пер. [Л.1]).

15. Наводнение    

     Итак наполненный злодеяниями мир истребится огнём в пору Великой скорби,  оттого Христос уподобляет их временам Лота (Лк.17:28-30).
      Однако сравнение Иисусом конца мира с потопом в эпоху Ноя (ст.26, 27) тоже не случайно.
     В час Божьего гнева вода затопит все острова и большую часть суши на всех континентах (рис.4, [Л.12-14]).
    Народы будут наказаны "Пламенем и дождём, затопляющим землю ..." (Сивиллины книги, 3:690). Говорившие цинично, "после нас хоть потоп", утонут.
    Тайновидец описывает судный день так. "И возгремит (даст людям услышать) Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу (карающую руку) Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре, и в наводнении (великом дожде), и в каменном граде" (Ис.30:30).
     В том числе, "окна (врата наводнения) с небесной высоты растворятся …" (24:18, в), "пророк сокрушается, предвидя ужасы Великой скорби" [Л.30, стр. 915]. Ворота  откроются из-за образования грозовых облаков вслед за падением страшной звезды, летающих мечей-метеоров, огня, града. Так предсказано в Третьей книге Ездры с использованием существовавших понятий, терминов, образов.      
     "И поднимутся облака, великие и сильные, полные свирепости, и звезда, чтобы устрашить всю землю и жителей её; и прольют на всякое место, высокое и возвышенное, страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды, чтобы наполнить все поля и все источники множеством вод" (3 Езд.15:40, 41).
      Другими словами, причиной затопления, вслед за падением звезды-астероида, послужит невообразимый 40-а суточный ревущий ливень в кромешной тьме [Л.13]. Великие потоки, словно из чрева вселенной, стеной хлынут с неба на землю. Исполнится предсказание Йехэзкэйла, "пролью на него … всепотопляющий дождь ("неистовый ливень", пер. [Л.28])" (Иез.38:22, б).
      Иоанн видит вторую причину сильного наводнения,- цунами, "пустил змий (изрыгнул) из пасти своей вслед жены воду  как реку, дабы увлечь  (захлестнуть) её рекою" (Отк.12:15). Но почему провидец, сообщает о катаклизме с помощью  вызывающих удивление мифопоэтических образов?
      Видимо здесь аллюзия на популярный египетский миф о громадном змее Апопе, олицетворявшем мрак и зло. Он выпивал подземный Нил, а побеждающий его бог солнца Ра заставлял чудовище выпустить проглоченную реку [Л.19, стр. 96].
     Многострадальный Ийов так пророчествует о судьбе человека, его беззаконие откроет небо. "Наводнение унесёт его дом (смоют его) - стремительные воды в день Божьего гнева" (Иов.20:27-29, пер. [Л.1]). Действительно, в день Божьего гнева подуют ураганной силы воющие ветры-гиперганы, широко разольются океаны да моря, пойдут многодневные очень шумные проливные дожди. В итоге рухнут дома, построенные на песке (Мт.7:27).
     Странно, количества влаги в атмосфере явно недостаточно для существенного подъёма уровня воды от даже затяжного ливня. Но Иоанн видит локальный кроваво-красный  поток высотой не менее 1,5 метра (Отк.14:20).  Очевидно, в День Господень газообразная оболочка нашей планеты будет содержать значительно больше влаги, чем сейчас. Но почему, из-за каких физико-химических процессов?

16. Разогрев  атмосферы

      В результате сгорания мелких метеоров, частичной сублимации метеороидов, контактного испарения астероидов при ударе;  выбросов горячих продуктов импактов, в т.ч. плюмов; конденсации  испарившихся от теплового взрыва минералов; извержений да взрывов вулканов;  лесных пожаров, горения природных газов  и нефти, в  гомосферу поступит преогромное количество теплоты.
      Значительно изменится её температура, произойдёт сильная температурная инверсия. Вместо существующего распределения температуры по вертикали тропосферы (в среднем) от +10°С в приземном слое до минус 55°С на границе со стратосферой, из-за перечисленных выше перипетий температура воздуха соответственно возрастёт до +50 °С ... +400 °С. 
      Вот почему библейский пророк называет грядущий пытающий Йом Адонай так: "день, жгущий, словно раскалённая печь" (Мал.4:1, пер. [Л.26]). Огонь спалит всех гордецов, дерзких, злодеев словно солому. Так Иоанн видит.
      "Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной ..." (Отк.16:8, 9, "Их жгла невыносимая жара", пер. [Л.20, 28], "Люди сгорали от сильного жара" [Л.26], "Опалил людей нестерпимый зной" [Л.29] во тьме (ст.10). Будет жарко от падающих обломков разгоревшихся стихий, словно небеса разрушились (2Пет.3:10-12) чудовищным взрывом [Л.12, 13].
     О подобной участи предупреждает всех беззаконников Давид. "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых (злодеев) горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши", "а непокорные (отвернувшиеся от Бога) остаются в знойной пустыне" (Пс.10:6, 67:7; в скобках, тексты из иных переводов).
       Резкое повышение температуры воздуха увеличит ёмкость атмосферы по водяному пару более чем в 200 раз. Так максимальная абсолютная влажность воздуха при давлении 760 мм рт. ст. и температуре минус 30°С равна 0,29 г/м³, но при +50°С  уже 83 г/м³. Таким образом, с увеличением температуры существенно возрастёт максимальная масса водяного пара, который может находиться в воздухе без образования конденсата. 
      На самом деле, влагоёмкость гомосферы увеличится ещё больше из-за попадания в неё больших количеств двуокиси углерода, метана, иных газов, создающих парниковый эффект. Во много раз возрастёт как теоретическая влагоёмкость, так реальное влагосодержание  за счёт различных физических процессов:
       1) падений космических тел в Мировой океан; например, астероид диаметром 10 км выбросит около 10 триллионов тонн жидкости и столько же пара;
      2) кипения морской воды в рифтовых зонах срединно-океанических хребтов; она проникнет к расплавленной базальтовой магме верхней мантии Земли через глубокие разломы глубоководных желобов (длиной более 1 000 км, шириной до 100 км) на границах литосферных плит;    
      3) уноса воды гиперганами, иными мощными ветрами; даже небольшой вихрь с радиусом воронки 100 м и высотой 15 км засасывает более миллиона тонн в час;
      4) испарения воды с поверхности океанов, морей, локальных открытых водоёмов; из почвы, т.к. температура земли в зоне прохождения взрывной ударной волны, в местах горения газов, нефти, растительности достигнет 300 °С и более;
       5) спровоцированных импактом извержений сотен наземных и десятков подводных вулканов, взрывах  супервулканов, таких как Йеллоустоун, Тоба, Кос;
        В итоге над каждым квадратным метром поверхности земного шара, в тропосфере, частично стратосфере, будет находиться несколько тонн  пара и воды (в каплях), вместо теперешних 28,5 кг.

17. Пожар гидросферы?

       Ещё об одной причине испарения  колоссальных объёмов морской воды кратко говорит Амос, "вот, Господь Бог произвёл (призвал) для суда огонь (огненный дождь),- и он пожрал (сжёг, иссушил) великую пучину ("загорелась великая пучина, часть сгорела" [Л.26])" (Ам.7:4; Иов.41:23).
      На самом деле, Мировой океан полностью не испарится, но его уровень временно понизится на несколько метров. Ранее кара не состоялась по молитве нави (Ам.7:6), наказание исполнится в День Господень (Соф.3:8). Когда Небесный Воитель проложит путь конями Своими "по морю, чрез пучину великих вод" (Авв.3:15).
       Вследствие чего, "воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое ..." (Откровение Петра, 5:1-5). Всё-таки  возможно ли, чтобы кипело от негодования море, пылала великая пучина-океан? монооксид дигидрогена не вспыхивает даже в мелкой луже.
      Очевидно, пророки видели воспламенение освободившихся метана, этана, пропана,  сероводорода, вызванное огненным дождём (Ам.7:4) и атмосферными плюмами импактного происхождения. Природные газы вырвутся из глубины на поверхность морей и океанов в процессе повсеместных сильных землетрясений (Лк.21:11, Отк.16:18-20), возмущающих море (Лк.21:25).
     Помимо сероводорода на дне морей имеются  залежи газовых гидратов под океаническим дном. Повышение их температуры вызовет обвальное необратимое разложение гидратов с освобождением гигантских объёмов различных газов.
      Частично растворяясь, диоксид углерода приведёт к повышению кислотности вод Мирового океана, а горючие газы обеспечат длительное поддержание экзотермической реакции. Произойдёт кипение жидкости на огромной площади, поскольку мировые запасы углеводородов в гидратах оцениваются в среднем как 5 х 1016 м3.
      Согласно перечисленным выше 6-и физическим причинам, в гомосфере соберётся количество влаги, достаточное, чтобы покрыть ВЕСЬ земной шар условным равномерным слоем толщиной в несколько метров.
     Наводнение вызовет горячий непрерывный дождь из-за охлаждения тропосферы, т.к. процесс постоянного снижения её температуры ниже "точки росы"  сопровождается непрекращающейся конденсацией. Потому что воздух всё время находится в состоянии полного насыщения парами, т.е. относительная влажность воздуха 100 %, несмотря на постепенное уменьшение его влагосодержания, снижение значений абсолютной влажности воздуха.
      Путём сгущения неимоверных объёмов горячего пара, возникнут грозовые облака толщиной в тысячи метров, окутывающие сплошной оболочкой весь земной шар. Наступит кромешная тьма, по образному выражению Давида. "И мраком покрыл Себя, как сению ("Тьму вокруг простёр как Свой покров" [Л.26]), сгустив воды облаков небесных" (2Цар.22:12, "воды облаков собрал Он в грозовую тучу", пер. [Л.1]).
     Затем начнётся все потопляющий дождь (Иез.38:22) с начальной интенсивностью, превышающей 100 мм в час на 1 м2. Повсеместные ливни без перерывов продлятся в круглосуточной тьме 40 дней траура планеты (Быт.7:12, Лк.17:26). Первоначальный уровень Мирового океана восстановится благодаря ливневым горячим дождям, таянию льдов, возвращению в течение 7-и месяцев морской воды,  заливавшей сушу 5 месяцев гравитационными волнами (цунами).

  18. Основная  причина  затопления

       Подобно временам Ноя, не кровавый дождь избитой рыдающей Земли окажется первопричиной наводнения. Бог обещает, перед приходом Желаемого всеми народами (Йеhошуа ха Машиах), "Я потрясу (сотрясу) небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6-9).
      Действительно, вторжение массивных космических тел, орудий гнева Его, потрясёт небо, их столкновение с Землёй сотрясёт море да сушу (Отк.8:8, 9:1, 16:18, Ис.24:18-20, 29:6). 
      Неботрясение, падение астероидов в гидросферу, спровоцированные импактом землетрясения, материковые береговые оползни,  локальные колебания уровня океанов и атмосферного давления; одновременно, подводные: землетрясения, извержения вулканов, тектонические деформации океанического дна, крупные оползни   вызовут гравитационные волны разной мощности, они ворвутся во все города на побережьях (рис.5). 
      В течение не менее 5-и месяцев (Быт.7:24) колебания будут возникать во ВСЕХ крупных водоёмах,  размывая побережья, заливая водой сушу.
      Через Своего пророка Всемогущий предупреждает. "И пройдёт бедствие по морю и поразит (в Масоретском тексте, "вздыбит") волны морские" (Зах.10:11, а).
      Псалмопевец, рассказывая о шествии Йахвэ (2Цар. 22:8-16), сообщает нечто поразительное. "И открылись источники моря (точнее «ложа морские»), обнажились основания вселенной ("опоры мира обнажились" [Л.26])" (ст.16, а). Современные переводы 2Цар.22:16. "От грозного гласа Господа, от мощного дыхания из Его ноздрей, смогли увидеть мы морское дно ..." [Л.1], "Стало зримым дно морей" [Л.29].
      Научное объяснение необычного видения выглядит так. Перед появлением лавины воды у побережий, произойдут чрезмерные отливы из-за попадания берега во впадину длинной приближающейся волны, на километры (!) от берега обнажится дно; ложе мрачной бездны станет видно всем желающим.
     Пророк Хаваккук о том же событии, таинственном шествии Адоная, пишет. "Увидевши Тебя, вострепетали (затрепетали, поколебались) горы, ринулись воды; бездна дала голос свой (взревела), высоко подняла руки (взметнув волны) свои" (Авв.3:10, "Увидев Тебя, сотряслись вершины. Воды отступили от суши; вода морская взревела ...", пер. [Л.1]).

19. Исполинские цунами

      Как предсказывают библейские провидцы, так произойдёт. Поколеблется земля (Пс.17:8, 45:3), вострепещут горы (Авв.3:10, Пс.17:8, 45:4); вздыбятся, запылают (Ам.7:4), закипят моря (Иов.41:23). Ринутся воды (Отк.12:15), со скоростью в открытом море до 1 000 км в час.
     На мелководном шельфе водяная стена шириной по фронту от 100 км до 300 км и более погонит перед собой массы воздуха с сильным шумом, гулом, рёвом. Бездна даст голос свой (Авв.3:10, Пс.45:4), высоко поднимет руки (Авв.3:10).
     Взметнёт гигантские волны, до 4 000 метров (!) в эпицентре, от 300 м до 400 м при выходе на континенты из-за падения астероида [Л.21]. Такие мегацунами "восходят до небес" (Пс.106:25, 26),  неистовыми "водоворотами, со скоростью до 80 м/сек" [Л.31, стр. 653], стремительными потоками заливают землю. На сотни и тысячи километров проникнут вглубь суши (Ам.9:6).
      Телецунами несколько раз обогнут земной шар по поверхности Мирового океана. В первую очередь, будут разбиты морями руины покинутых мегалополисов, городов, посёлков на побережьях; утонут в пучине подобно городу Тир (Иез.27:34). Израильтяне убегут на холмы и горы (Иер.3:23), станут жалобно плакать на высотах (ст.21) да стонать (Иез.7:16, Ис.59:11).
     Парализованные страхом жители услышат рёв разъярённой стихии, увидят, по суше высокой стеной набегает возмущённый пенящийся вал.  "И заревёт на него в тот день как бы рёв разъярённого моря" (Ис.5:30; дословно «И взревёт он на него в тот день рёвом моря»).
       Разумеется, оно "восшумит (точнее "заревёт") и возмутится (разбушуется) ..." (Лк.21:25, "на земле народы будут в трепете и отчаянии от рёва морских волн", пер. [Л.28]). Бездна массово выбросит на сушу водоросли, рыбу, млекопитающих, иных животных. Воды окажется очень много, но солёной, не пригодной для утоления жажды; от неё погибнет пресноводная рыба рек, озёр, иных водоёмов.
      Эль Шаддай  ввергнет грехи в пучину, более чем на год (Быт.7:11, 8:13, 14) она затопит долины, низины, ущелья гор (Мих.7:19, Ам.9:6, Ис.28:17), зальёт лик планеты. Благодаря неоднократным большим волнам, вода и рыба из Средиземного попадут во впадину Солёного моря (Иез.47:10), расположенную в разломе Иорданской долины, поднимая его уровень более чем на 100 метров. Сегодня  уровень воды в Мёртвом море находится на 430 м ниже уровня Средиземного, снижаясь примерно на 1 метр каждый год.
      В День Господень, кто не сгорел в огне, не задохнулся в дыму, уцелел от каменного града, спрятался от бури, кого не завалила земля, кто не убежит в горы, тот утонет (Иов.22:10, 11, Пс.41:8). Подобно как от Индонезийского цунами погибло более 230 000  человек. Стихийное бедствие обрушилось на побережьях  Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 года, высота волн не превышала 30 метров, пострадали территории 18 стран.
      Колебание воды вызвал разлом океанического дна (магнитуда   9,1 ... 9,3) длиной 1 200 км по границе соприкосновения двух тектонических плит. На глубине 30 км одна плита "Бирманская", в зоне субдукции, поднялась над другой "Индийской" на высоту примерно 15 м, возникла зона разлома размерами 400 км на 100 км. Некоторые небольшие острова около Суматры реально "убежали" на расстояние до 20 м (смотрите последствия будущего землетрясения в Отк.16:20).

20. Предсказания  космической катастрофы

     Для подтверждение изложенного, можно сослаться на фрагмент научной выдержки [Л.22, стр. 134] о масштабных стихийных  бедствиях при отклонении Земли  от теперешнего её положения из-за приближающейся массивной планеты.
     "В этот момент землетрясение заставило бы землю содрогнуться. Воздух и вода продолжали бы двигаться по инерции; ураганы подмели бы землю, и моря разлились бы по континентам, неся с собой гравий, песок и морских животных, которых выбросили бы на землю. Жара усилилась бы, горы расплавились, вулканы изверглись, лава полилась бы из трещин в полопавшуюся землю и заполнила громадные пространства. На равнинах внезапно возникли бы горы и стали двигаться и взбираться на склоны других гор, создавая разрывы и трещины.
       Озёра опрокинулись бы и опустели, реки изменили бы свои русла; большие участки земли со всем, населяющим их, ушли бы под воду. Леса сгорели бы или ураганы и бурные моря исторгли бы их из земли, на которой они росли, и нагромоздили бы ветки и корни в огромные кучи. Моря превратились бы в пустыни, и воды утекли бы из них".  
     
В ранней Церкви часто цитировалась 3-я Сивиллина книга прорицаний, написанная во II веке до Р.Х., очевидно иудеем из Александрии. В книге содержание пророчества о глобальной катастрофе (Сивиллины книги, 3:363-691) лишено научной точности, но впечатляет эмоционально.
     "С небес  на землю падут огненные мечи. Светила сойдут, великие и яркие, сверкая среди людей; и земля, мать вселенной, содрогнётся (будет сотрясаться) в те дни от руки Предвечного. И рыбы морские, и звери земные, и бесчисленные виды летающих существ, и все души людей, и все моря  содрогнутся от присутствия Предвечного, и (везде) будет смятение (паника).
      И возвышающиеся  вершины гор, и гигантские холмы разрушит
(переделает) Он, и мрачная бездна (тёмные бездны) будет видна всем. И глубокие ущелья в высоких горах будут полны мёртвых тел, и по скалам будет течь кровь, и потоки её заполнят долину  (зальют равнины) ...
     И Бог будет судить всех войной и мечом, и сера будет литься с небес, да, камни и дождь, и град,
ужасные и непрекращающиеся. И смерть постигнет четвероногих зверей ... Да, сама земля будет пить кровь погибающих, и звери насытятся их плотью"
[Л.23, стр. 10-11].

21. Рагнарёк    

     В древних скандинавских эпосах содержится предсказание гибели мира  (Рагнарёк) в результате сражения богов с хтоническими чудовищами ([Л.24, стр.  362; Л.19, стр. 288]; рис.6).
      Сулящая большое горе битва начнётся со звуком громкого рога стража богов  и  хранителя мирового древа Хеймдалля, последующих падения звёзд с неба да  великого землетрясения.
      Всплывёт  опоясавший всю землю хвостом мировой змей Ёрмунганд, отчего  море выйдет из берегов, низвергая на сушу огромные волны.
     Разорвёт оковы громадный волк Фенрир,  прикованный  богами  к скале  глубоко под землёй. Хтоническое чудовище откроет пасть, верхняя  зубастая  челюсть  её упирается в небо, нижняя - в землю, из глаз и ноздрей пышет  пламя.  Его сын, большущий  волк  Сколль, проглотит солнце, другой хищник, его  брат Хати похитит  луну.
      Во главе  огненных великанов в битве примет участие Сурт,  чёрное существо громадных размеров, от исходящего от него жара горят море и воздух, рушатся горы, небо расколется  на части и рухнет на землю.  Огненный исплин Сурт, у которого меч "ярче  солнца", метнёт пламя на землю, сожжёт людей и весь мир; за его гибелью от огня и наводнения последует  3-х годичная "великанская зима" со  снежными бурями.
     "Прорицание вёльвы", написанное в Х-м веке от Р.Х., самая знаменитая из  песен  "Старшей Эдды", содержит эсхатологическое пророчество. "Солнце  чёрно; земли канули в море. Звёзды срываются вниз с вышины. Пар всюду  пышет, и жизни питатель, лижет всё небо жгучий огонь" (пер. Свириденко).
      Иной перевод того же текста. "Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звёзды,  пламя бушует источника жизни, жар нестерпимый до неба доходит".

22. Ветхий  Завет о  Йом Адонай

      По сравнению с приведенными выше предсказаниями, самое древнее, полное, наиболее точное - библейское повествование о Дне Господа, конечно в терминах, понятиях, образах своего времени.
     "Земля  тряслась (задрожала, закачалась, затряслась земля), до основания горы дрожали (поколебались основания гор) - так разгневался Господь.
     Дымились Его ноздри
(Дым вырвался из Его ноздрей), изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры (горящие угли) разлетались (сыпались от Него).
      И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя
(мрак под ногами Его). Он херувимов оседлал (воссел) и полетел, паря на крыльях ветра.
       Под пологом тяжёлых, грозовых туч
(темнота вод - от туч небесных), Он скрывался в отдаленье. Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (искры) скрестились (огненные угли).
      И громовыми, долгими раскатами Всевышнего раскатывался голос (с градом и огненными углями). Он стрелы слал свои, удары молний, Он разбросал (рассеял) и разгромил врага (привёл их в смятение).
      От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось
(стало зримым дно морей), и открылось основание земли (опоры мира)" (Пс.17:8-16, пер. [Л.1]; в скобках, тексты из иных переводов).
    "Дождём прольёт (обрушит) Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу (раскалённые угли с горящей серой); и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля из чаши" (Пс.10:6).
     "Глас Господа сокрушает (ломает) кедры; Господь сокрушает (валит, ломает) кедры Ливанские. И заставляет их (горы) скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион (гора Ирман) - подобно молодому единорогу (в Масоре "диким бычкам").
    Глас Господа высекает пламень огня (ослепляет вспышками). Глас Господа потрясает (сотрясает) пустыню ..." (Пс.28:3-10; в скобках, уточнения из иных переводов).
       Его гнев откроется в землетрясении, горящих углях, искрах, дыме, всепожирающем пламени огненных вихрей. Его голос подобен раскатам грома, он точно гремящий молот, разбивающий скалу; будто пылающая гора, грохочущая наковальня, проламывающая небосвод; словно гудящий барабан огненной кадильницы с неба.

23. Новозаветная  Великая скорбь

     В Брит Хадаша катастрофические следствия падений кадильницы, наполненной огнём, пылающей горы, горящей звезды, с трубным звуком низвергнутых на землю, видит Иоанн:
    "сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью и пали (низверглись) на землю, и (треть земли сгорела) третья часть дерев сгорела, и вся  трава зелёная сгорела ... и как-бы большая (огромная) гора, пылающая (охваченная) огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
     И умерла третья часть одушевлённых тварей (всего живого), живущих в море, и третья часть судов (кораблей) погибла ... упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику (факелу) ... и многие из людей умерли от вод ...
      и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд (потускнели они на треть) ... и третья часть дня не светла была - так, как и ночи (день лишился трети света своего, и ночь также) ...
      и я увидел звезду, падшую (упавшую) с неба на землю ... и вышел (повалил) дым из кладезя (устья; прохода, ведущего к бездне), как дым из большой (огромной) печи; и помрачилось (потемнело небо) солнце и воздух от дыма из кладезя (устья) ...
      и вот, произошло великое (сильное) землетрясение, и  солнце стало мрачно (почернело) как власяница (рубище), и луна сделалась (стала красной) как кровь;  И звёзды небесные пали (попадали) на землю ...
      И небо скрылось (исчезло), свившись как свиток (небеса раскололись и свернулись); и всякая гора и остров  (все горы и острова) двинулись (сдвинулись) с мест своих" (Отк.8:5-12, 9:1, 2, 6:12-14, в скобках, тексты из соврем. пер.).
      На широкий размах будущих катаклизмов указывают апостол Пётр и автор одного из произведений начала II века от Р.Х., широко известном у ранних христиан, вошедшем в т.н. "Канон Муратори".
     "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (тела небесные), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней (вместе со всем, что на ней) сгорят (будет сожжена)" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.1]).
     "И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех, огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и всё на земле будет гореть, и море станет огнём, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева ..." (Откровение Петра, 5:1-5).

24. Друг, не спи, бодрствуй!

     Видим, грядущие события  очень похожи на те, что произошли во дни Лота да времена Ноя. Вот почему Иисус Христос, рассказывая о Своём возвращении, говорит об огненном дожде и наводнении (Лк.17:26-30).
      Они настигнут равнодушных к своему Творцу, игнорирующих заповеди Его, погубят беспечных, суетных, спящих. Всех слепцов, кто имеет глаза и не видит признаков конца безумного рода сего. У них есть уши, однако не хотят слушать слов Господа; есть разум, но отвергают увещевания Его.     
      Наоборот, слепорождённый, поверивший Христу, узрит то, что не видит глаз, услышит недоступное уху, познает многое, чего не постичь рассудком. Мятежному роду не оправдаться перед Богом, предупреждающим Своё творение. 
    "Следите за собой, иначе ум ваш помрачится (будьте осторожны, чтобы разум ваш не притупился" [Л.1]) в разгуле, пьянстве и заботах житейских, и застигнет вас день тот (т.е. "день Господа" [Л.9]) врасплох, как западня (ловушка, сеть), ибо он наступит (настигнет) для всех живущих на земле.
      Бодрствуйте
(всё время) и постоянно молитесь, чтобы (хватило сил) смогли вы пройти через всё то, чему быть должно ("всех этих бедствий" [Л.28]), и предстать перед Сыном Человеческим" (Лк.21:34-36, пер. [Л.29]).
       Если Бог не пощадил нечестивого ДО потопного мира, ежели осудил порочных жителей городов долины Сиддим (2Пет.2:5, 6), то простит ли гниющий во грехе лукавый, прелюбодейный, неверный род сей? "Нет! Но говорю вам, если вы не раскаетесь, вы тоже погибнете, как они" (Лк.13:3, пер. [Л.20, 28]).   
    Вседержитель наказывает любой народ, который грешит перед Ним, каждую страну, вероломно отступающую от Него (Иез.14:13-20). Он изгонит нечестивых с лица Своей земли за мерзости их (Втор.18:10-12).
       Обмолоченную землю пожнёт серп суда, орудие жатвы (Отк.14:14-20); в огненной печи сгорят все соблазны века сего, погибнут делающие зло (Мт.13:40-42). Умрут от термического шока, травм, голода, холода, болезней, насилия [Л.14].
      Нет ни одного человека, кто стал бы перед Богом в проломе, смирил гнев Его, закрыл уста Его, спас Землю от всемирной катастрофы. Посему, друг, не спи, бодрствуй, чтобы дух, душа и тело оказались беспорочны при возвращении Господа Иисуса Христа, чтобы нам не устыдиться в пришествие Его ... "Но когда Сын Человеческий придёт, то найдёт ли Он веру на земле?" (Лк.18:8, пер. [Л.28]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
2. Бытие. Перевод Международного библейского общества.- М.: ББИ св. апостола Андрея, 1998.- 81с.
3. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Книга Бытия.- Минск: Изд-во РГГУ, 1999.- 128с.
4. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
5. Библейский словарь. Составил Э.Нюстрем.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
6. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Бытие по Книгу Руфь.-Киев: Демос, 1994.- 463с.
7. Учебная Библия. С комментариями Дж. Мак-Артура.- Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
8. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
9. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
10. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
11. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.-М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
12. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
13. Статья № 3 «День Господень».
14. Статья № 4 «Время великой скорби».
15. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
16. Мень А. Библиологический словарь в 3-х томах. Том 2. М.: Фонд им. А.Меня, 2002.-560с.
17. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
18. Джон К. Уиткомб. Погибший мир. - Russian Edition, 1993.- 184 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, Inter. Bible Society, 1999.- 687 c.
21. Ганипровский П. Угроза космического терроризма.
22. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000. 1 465 с.
23. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское Общество, 2008.- 410 с.
24. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
25. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West  Sacramento: Grace Publ. Int., 2007.- 358 с.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
28. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
30. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
31. Сарфати Джонатан Д. Хроника начала. - Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень