Казни египетские и Второе пришествие Христа

"И явил Господь знамения и чудеса
великие и казни над   Египтом …" 
(Втор. 6:22)
 
"Как во дни исхода твоего из земли
Египетской, явлю ему дивные дела"
(Мих.7:15)


1. Шемот и Второе пришествие

      Перед исходом евреев из земли египетской  Эль Шаддай произвёл удивительные знамения, поразительные чудеса, необычные суды (Исх. гл.7-12). "Ряд беспрецедентных несчастий, постигших Египет ..." [Л.11, стр. 657].
      Наказания, которыми  Господь  подверг Мицрайим за зло его (1:11, 22), имели следующие цели. (1) Избавить от рабства и спасти Свой народ (Исх.6:6), (2) заставить фараона отпустить сынов израилевых (7:2-4), (3) явить могущество Своё (7:5, 9:16, 10:2).
     Бог Авраама, Ицхака, Йаакова не только вывел народ из дома рабства, но (4) заключил с ним завет. Дал Закон, установил правила новой жизни, соблюдая их, благословен человек до тысячи родов.
     Размышления над фабулой Исхода невольно вызывают аналогии с Брит Хадаша (Новым Заветом), с первым и вторым пришествиями Мессии. Особенно со вторым, когда Христос:
         
1) спасёт Свой народ (Евр.9:28, 1Фес.1:10, Ис.25:9);
         2) выведет его из дома рабства (Мт.24:31, 1Фес. 4:14-17);
         3) явит могущество Своё и суд (Мт.24:30, 25:31-46, Ис.40:10);
         4) утвердит завет для новой жизни  в мессианском царстве (Иез.34:23-25, Отк.11:15-17).
      Автор работы [Л.1] резонно замечает. "Мы не сможем понять полностью новозаветную идею Второго Пришествия, если не будем знать её ветхозаветных истоков ..." (стр. 442). Можно утверждать, перипетии исхода из Египта и спасение израильтян Господом есть прообраз грядущего грозного Дня Его, с последующим спасением христиан и мессианских евреев.
      Древний же Мицрайим олицетворяет образ мира  последнего времени, в нём мы живём. Ибо. "Всё это происходило (случилось) с ними, как образы (прообразы); а описано в наставление (предупреждение, для назидания) нам, достигшим последних веков ("живущих при близящемся конце мира", пер. [Л.16])" (1Кор.10:11).
    В Библии существует принцип первичного и вторичного исполнения некоторых пророчеств. Вслед за ранним первичным исполнением (частичное исполнение), позже произойдёт его вторичное исполнение (см., например, Агг.2:9, Ис.61:2, Иоил.2:28), полное окончательное [Л.2]. "Потому что свидетельство об Иисусе - это дух пророчества" (Отк.19:10, пер. [Л.15]).
     Учитывая вышеизложенное, естественно предположить, возвращению Иеhошуа ха Машиах бен Давид станут предшествовать события, подобные ветхозаветным. "Всё, что есть и что будет, уже было прежде, ведь Бог повторяет то, что прошло" (Еккл.3:15, пер. [Л.18]; "Что случилось в прошлом, то случается и в настоящем, а то, что случится в будущем, случалось и раньше", пер. [Л.12]).  
     Предлагаю вместе исследовать, какие "дивные дела" (Мих.7:15-17), подобно временам Шемот, скоро повторит Всемогущий перед устыдившимися при всём могуществе своём народами?

2. Змея (Исх.7:8-12)

      Превращение палицы в аспида. "Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл (в Масоретском тексте, "посох") свой пред фараоном и пред рабами (приближёнными) его, и он сделался змеем" (ст.10).
      Особое знамение, первое чудо, его произвёл Яхве Элохим перед фараоном, преобразование гада  в жезл Аарона, поглотившего посохи чародеев египетских (ст.12, древние верили, змеи обладают колдовской силой).
      Надобно учесть, в ст. 7:12 подразумевается не обычная  змеюка,  например  как в 4:34, где в оригинале использовано другое слово, а  хтонические  чудовища-архетипы из Бырэйшит (1:21, [Л.3, стр. 81]).
     В Египте их образом мог служить Апоп (Апофиc),  олицетворявший силы  мрака и зла, извечный враг бога солнца Ра (рис.1).
     На древнем Ближнем Востоке, жезл (евр. "матэ") представлял собой   дубинку  до 1 метра длиной с утолщением на конце. Посох был длиной более 1  метра  с изогнутой или Т-образной рукояткой [Л.3, 4], на него опирались при  ходьбе,  а палицу носили у пояса, ей погоняли скот, защищались от зверей.
      Интересно, тем же словом "матэ" в Библии называется род, колено, племя,  т.к. "жезл являлся неким родовым символом, "знаменем" [Л.5, стр. 328].  Хтоническим существом,   булавой дней Великой скорби, послужит всадник Гог, карликовая планета из околополярного созвездия Цефей в северном полушарии звёздного неба.
     Мифологического эфиопского царя Цефея (Кефея) на древних звёздных картах изображали со скипетром в левой руке, направленном на землю, и царской короной (венцом) на голове, размахивающего платком. Семья, колено, племя гогово "от пределов севера" (Иез.38:6), доселе невидимое, сделается   ужасной тварью, грозящей проглотить нашу планету.
     По традиции, оживотворяя небесное тело, Ийов  называет данный архетип левиафаном (Иов.3:8, 40:20), Йехэзкэйл - Гогом (Иез.38:2-23), Даниэйл именует камнем, оторвавшимся от (мировой) горы,  и зверем (Дан.2:34, 35, 7:7), Йирмейа - великой гибелью, истребителем народов (Иер.4:6, 7).
     Иоханан тоже зооморфно персонифицирует космический объект, отождествляя его с архаичным красным драконом, описывая в терминах, понятиях, образах своего времени. "И другое знамение явилось на небе: вот, большой (огромный) красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (венцов)" (Отк.12:3, 4).
      В работах [Л.6-10] изложены результаты "поглощения" Земли многоголовым чудовищем из бездны, метеорно-астероидным потоком. Важно сравнить последствия будущих стихийных бедствий с карами над Египтом. Поскольку 10 казней египетских, как прообразы более масштабных судов в День Господень, есть конец рода сего; о нём предупреждает Иисус Христос (Мт.24:3, 14, Лк.17:26-30).

3. Первая казнь (Исх.7:14-24)

      Трансформация воды в кровь. "Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом (посохом), который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке (Нил), и она превратится в кровь;
      И рыба в реке умрёт
(погибнет); и река воссмердит (станет зловонной), и Египтянам омерзительно (невозможно) будет пить воду из реки" (ст.17, 18).
      По воле Адоная,  монооксид дигидрогена бесподобным образом превратился в красную жидкость по всей  стране египетской (ст.19), "чтобы они не могли пить" (Пс.77:44, б). В итоге, "рыба погибла и вода протухла" [Л.11].
     Негативное преобразование  основы жизни, гибель рыбы авторы работы [Л.11, стр. 658] объясняют сильным разливом р. Нил, принесшим красную землю с Эфиопских возвышенностей, или увеличением количества красного планктона, или массовым размножением бактерий и одноклеточных организмов класса жгутиковых [Л.4, стр. 438].
     В грядущий Йом Адонай произойдёт нечто похожее на Исх.7:21, но по ВСЕЙ осквернённой планете. Небесный Воитель поразит её жезлом ("матэ") железным, накажет племенем ("матэ") гоговым. Апостол Иоханан видит. "Он правит железным скипетром и топчет в давильне виноград, готовя вино ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк.19:15, пер. [Л.18]; Пс.2:9, Ис.11:4).
     Форма астероида Гог, по-видимому, слегка вытянутая с утолщением на одном конце будто у древнего жезла. Тайновидец  использует похожий образ кадильницы (Отк.8:5), архетип металлической чаши с ручкой, чтобы переносить горящие угли  [Л.3, стр.135].
      В те дни любые открытые водоёмы: океаны, моря, озёра, реки, лужи покраснеют, сделаются густой тёмной кровью словно у мертвеца (Отк.8:8, 14:20, 16:3-6; рис.2). Неожиданно, "реки их потекут, как масло" (Иез. 32:6, 14). Вода станет "кровью" по причине физического процесса окрашивания  гидратированными оксидами. 
    Красно-бурые оксиды образуются  в результате химических реакций атмосферного кислорода и паров Н2О с микрочастицами свободного железа испарившихся метеорных тел [Л.8].
     Реки, засыпанные золой, сажей, пеплом, размолотой пемзой, минеральной пылью, текут медленно словно "масло" (Иез.32:14), среди мусора плавает дохлая  рыба (Исх.7:18).
      "Как и всё творение, рыбы подвергаются Божьему суду (Ис.19:8; 50:2; Ос.4:3; Соф.1:3)"
  [Л.19, стр. 1017].
     Те, кто живут в пресноводных водоёмах, погибнут от удушья, высокой температуры  и повышенной кислотности среды обитания. Из-за тухлой рыбы жидкость станет зловонной, непригодной для питья (Исх.7:18).

4. Кровопролитие

       Истинно пошлёт Всевышний необычное наказание  роду сему. В одном из откровений Иоанн слышит угрозу ангела вод. "За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны (заслужили) того" (Отк.16:6; Мт.23:35, 36).
      Апостол видит истоптанные в точиле жертвы, "и потекла кровь из точила" (Отк.14:20, давильня для плодов винограда). В данном "сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина" [Л.19, стр. 1213].
    Знамениями Йом Адонай на небе и земле будут: кровь, огонь, столпы дыма (Иоил.2:30). Панораму последних дней с растоптанными народами (архетип), Яхве Элохим открыл Своему нави. "И попрал (топтал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (Ис.63:6), она зальёт сушу "до самых гор" (Иез.32:6).
      Цефанйа тоже провидит катаклизмы Дня Господа (Соф.1:2-16), когда "размётана будет кровь их (людей), как прах" (ст.17, "как вода", пер. [Л.18], "будет литься по земле" [Л.12]).
     Разумеется, в эсхатологических библейских пророчествах речь о специфической красной жидкости, вовсе не буквальной подвижной ткани, состоящей из плазмы и форменных частиц. По составу химических элементов, молекул, их соединений, по свойствам  монооксид дигидрогена физически НЕ станет кровью, но лишь по цвету, солёному вкусу, температуре.
      Тёмно-красный цвет  жидкости придадут оксиды железа; солёный (горький) вкус – морская соль, серная, азотная, соляная кислоты; к повышенной температуре приведёт горячий повсеместный многодневный ливневый дождь.
     Кроваво-красную горькую тёплую воду пить омерзительно (Исх.7:18, Пс.77:44), сверх того, смертельно опасно (Отк.8:11). Засыпанные пеплом водоёмы воссмердят по причине разлагающихся дохлой рыбы, мёртвых животных, человеческих трупов (Исх.7:21, Ис.34:3, Соф.1:3).
     Люди да животные погибнут в результате стихийных бедствий [Л.9]. Рыба и морские твари (Отк.16:3, Ос.4:3, Пс.104:29) - от ударных гидродинамических волн, возникающих из-за падения крупных небесных тел в гидросферу, высокой температуры, закисления Мирового океана. Птицы сгорят в атмосфере раскалённых газов ударных волн, огненных вихрей и штормов.
      Уцелевшие копают колодцы, подобно древним египтянам во времена Исхода евреев, ищут артезианскую воду, пригодную для питья (Исх.7:24). Ибо распухший "язык их сохнет от жажды" (Ис.41:17, б) в среде очень горячего воздуха (Отк.16:9).

5. Вторая казнь (Исх.8:1-14)

      Вторжение лягушек. "И сказал (велел) Господь Моисею: скажи Аарону: простри (пусть занесёт он) руку твою с жезлом (посохом) твоим на реки, на потоки (каналы, протоки Нила) и на озёра; и выведи (наведи) жаб (в Масоретском тексте, "лягушек") на землю Египетскую …
       И сделал Господь по слову Моисея. Жабы
вымерли в домах, на дворах и на полях. И собрали их в (многие) груды (кучи), и воссмердела земля" (ст.5, 13, 14; "стали гнить, и вся страна стала смердеть", пер. [Л.12]).
      Сильный разлив р. Нил мог привести к размножению бесхвостых земноводных, с последующей миграцией. Слово «цефардеа», переведенное в ст. 8:2-14 как "жабы", означает крупных озёрных лягушек длиной до 15 см [Л.4]. Их внезапная гибель  может объясняться каким-нибудь заболеванием [Л.11], болезнетворными бактериями [Л.4].
      Нечто подобное, но гораздо большего (планетарного) масштаба, произойдёт в дни Великой скорби, когда эскалация космической бомбардировки астероидами вызовет глобальный, непрерывный горячий дождь  продолжительностью 6 недель
      Образование большого числа водоёмов с тёплой водой приведёт к стремительному размножению насекомых и земноводных. В частности настоящих лягушек и настоящих жаб всевозможных видов.
     Бесчисленные глубокие лужи, болота, озёра, закишат их обитателями (ст.3). Затем большинство смердящих водоёмов пересохнет (Ис.19:5-7, 42:15, 50:2) из-за глобальной засухи продолжительностью более 3-х лет.
     Оттого озёрные и т.н. "съедобные" зелёные лягушки массово выйдут на сушу. Пополняя ряды многочисленных квакш и жаб, живущих на суше; точно саранча покрывая землю, заполняя всё вокруг (Исх.8:2-6, рис.3).
    Земноводные сохранятся только в больших не высыхающих реках, подобно дням Шемот (8:11), остальные вымрут из-за недостатка воды, пищи, от болезней. Воздух наполнится зловонием, "воссмердела земля" (ст.14).

6. Третья казнь (Исх.8:16-19)

      Нашествие кинним. "Так они и сделали: Аарон простёр (занёс) руку свою с жезлом (посохом) своим, и ударил в персть земную (по пыли); и явились (облепили) мошки (в Масоре "вши") на людях и на скоте (животных). Вся персть (пыль) земная сделалась мошками (вшами) по всей земле Египетской" (ст.17; "тут же тучи мошек облепили людей и скот", пер. [Л.20]) .
      Насекомые, определившие характер чудо-казни, в точности неизвестны [Л.3, 11]. Вероятно, на самом деле, мошкара, семейство мелких двукрылых, всего их 1 500 видов, распространённых повсеместно. Их самки пьют кровь теплокровных животных, млекопитающих, птиц.
    Возможно имелись в виду комары [Л.18], насчитывается более 3 000 видов, оводы [Л.11, стр. 657] или иные маленькие членистоногие. Их самки имаго, которые относятся к гнусу, совокупности кровососущих двукрылых крохотных созданий, они особенно многочисленны вблизи болот, озёр, рек, иных открытых водоёмов. Из 4-х фаз развития, три проходят в стоячей или слабо проточной воде, во влажной почве.
     Древнееврейское "кинним" иногда переводится словом "вошь", всё же описанный принцип размножения указывает скорее на мошки, чем вши. Под кинним могли подразумеваться собственно "мошки настоящие", боевые комары, москиты, песчаные мухи, мокрецы, прочее.
      Но почему для появления мошкары Аарон ударил жезлом в землю? Ответ можно найти в архаичных воззрениях на трёхъярусное устройство мира-космоса: небо, земля, подземный мир [Л.3, стр. 17]. С последним соотносились разные виды насекомых, в т.ч. вредоносные связывались с нижним  миром, подземным [Л.15, стр. 202].
     В дни Великой скорби, за ударами крупных космических тел в землю, последуют гибель людей, животных, птиц; горячий ливневый дождь, повсеместные наводнения. Наличие множества открытых водоёмов, высокая влажность, повышенная температура воздуха, наличие разлагающихся трупов вызовут массовое размножение букашек.
      Земля покроется ковром из мошек, они будут везде, на всём (ст.17). Мучая укусами (Пс.77:45), заражая вирусами, бактериями, плазмодиями, филяриями, риккетсиями, гельминтами, другими патогенными микроорганизмами.
    К счастью через несколько месяцев от момента появления, тучи мошкары, сонмища комаров, полчища мух исчезнут из-за похолодания. Его вызовет сокращение поступления солнечной энергии к поверхности суши через сильно запыленную атмосферу.

7. Четвёртая казнь (Исх.8:20-24)

      Интервенция аров. "Так и сделал Господь: налетело множество (Густые рои) песьих мух (в Масоре "аров", или оводов [Л.16]) в дом (дворец) фараонов, и в домы рабов (приближённых) его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от песьих мух (арова)" (ст.24).
      В те дни египтянам принесли страдания как тучи мошек да комаров, так болезненные укусы песьих мух, "в еврейском подлиннике это слово означает "рой насекомых" [Л.21, стр. 92], их направил Йахвэ словом Своим (Пс.104:31). "Послал на них насекомых, чтобы жалили их ..." (77:45).
      Наиболее вероятная идентификация аров - оводы, относятся к семейству двукрылых средних размеров, возможно слепни [Л.20] или домашние мухи [Л.11, стр. 463]. Личинки разных видов подкожных, желудочных, носоглоточных оводов развиваются в теле млекопитающих; вызывая опухоли, гнойные нарывы, язвы, нередко гибель. У человека личинки-паразиты провоцируют полостные и кожные миазы, офтальмомиазы.
     В День Господень от нашествия бесчисленных оводов, слепней, осенних жигалок, мух цеце, комаров, москитов, мясных мух будет погибать фактически вся планета. Они не просто досаждают мучительными укусами, но служат переносчиками возбудителей некоторых опасных для животных и человека  инфекционных болезней [Л.13].
     Например, кровососущие самки боевых комаров распространяют многие виды вирусов, в т.ч. возбудителей малярии (причина смерти около миллиона человек ежегодно), жёлтой лихорадки, лихорадки денге, туляремии, сибирской язвы, филяриатозов, вирусных энцефалитов. Мошки и москиты переносят возбудителей малярии, лейшманиозов, паппатачи (москитная лихорадка), онхоцеркозов.
     Слепни да жигалки носители сибирской язвы, туляремии, сепсиса, других  болезней. Мухи цеце - трипаносом, возбудителей сонной болезни, вызывающей анемию, невралгические необратимые нарушения, коматозное состояние, смерть. Иксодовые клещи распространяют вирусы, например, возбудителей клещевого энцефалита, геморрагических лихорадок; также риккетсии, причину пятнистых лихорадок, североазиатского сыпного тифа.
    Постоянные спутники войны и природных катаклизмов вши (мелкие облигатные эктопаразиты), в частности нательная человеческая вошь. Она переносит такие опасные заболевания как эпидемический сыпной тиф, возвратный тиф, "окопная лихорадка", чума. От блох можно заразиться бубонной чумой, брюшным тифом, сыпным тифом.
      Только сильное похолодание прекратит массовое размножение насекомых самых разных видов.

8. Пятая казнь (Исх.9:1-6)

      Падёж домашних животных. "То вот, рука (кара) Господня будет (поразит страшным мором) на скоте твоём, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах (дословно "на крупном и мелком скоте"); будет моровая язва (чума губительная) весьма тяжкая" (ст.3).
     В результате болезни, по-видимому сибирской язвы [Л.3, 4, 21], вымер в поле весь скот египетский (ст.6). Так в дни грядущей Великой скорби погибнут животные, уцелевшие от цунами, огня, града, кислотных дождей, наводнения (рис.4).
      Хаваккук, увидев явление Господа (Авв.3:3-17), предупреждает. "Перед Ним идёт мор, чума - за Ним по пятам" (ст.5, пер. [Л.16]). Иоанн зрит, на четвёртой части земли уничтожается всё живое (Отк.6:8), в т.ч.  мором, т.е. эпидемическими болезнями.
     Падёж скота (рис.2) произойдёт из-за эпизоотий и панзоотий. Источники  инфекций, вода, воссмердевшая от разлагающихся трупов (Исх.7:18), да  земля  (8:14).
     Зараженные болезнетворными бактериями, грибками, токсинами, паразитами  вода и  земля, вызовут острые инфекционные болезни: ящур, чуму,  туляремию,  лептоспироз,  гепатит, пироплазмоз.
     Одной из причин массовой гибели домашних животных (Исх.9:3) послужат  трансмиссивные болезни: сибирская язва, пироплазмоз, акариазы,  иные  заразные заболевания, их возбудителей передают кровососущие  членистоногие.
      В частности боевые комары, мошки, клещи, блохи, мухи, слепни, оводы  (Исх.8:17, 24), они  распространяют малярию, жёлтую лихорадку, чуму, тиф, холеру,  дизентерию,  гепатит, гастроэнтерит.
       Укусы многочисленных насекомых и клещей (насчитывается более 48 тысяч видов) вызовут у животных интоксикацию, воспаления, нарывы, сибиреязвенные  карбункулы; отёк лимфатических узлов и лёгких, смерть.

9. Шестая казнь (Исх.9:8-11)

      Скопление гноя от воспалений. "И сказал (велел) Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла (золы) из печи, и пусть бросит его Моисей (в воздух) к небу в глазах (присутствии) фараона;
      И поднимется
пыль (точнее "станет зола пылью") по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с (гнойными) нарывами, во всей земле Египетской" (ст.8, 9, "зола превратится в пыль, которая пронесётся по египетской земле, и если пыль эта коснётся человека или животного, у того на теле появятся нарывы", пер. [Л.12]).
      В те давние времена по воле Адоная произошло чудо:
        • Моше бросил к небу пепел (золу), взятый из большой печи (евр. «кишбан») для обжига извести или плавки металлов, с верхним выходом для дыма;
        • горячая зола, несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей при сгорании топлива, превратилась в пыль, пронеслась по земле Египетской;
        • из-за пыли сделалось воспаление, переходящее в гнойники (ст.8-10); предполагается,  их вызвали укусы жигалки осенней [Л.4], но в ст.9 ясно написано, причина - тонкая пыль (пер. [Л.18].
    Аналогичные события в День Господа произойдут в такой же последовательности. Жерла нескольких сотен вулканов, проснувшихся от великого землетрясения (Отк.16:18), выбросят высоко в атмосферу огромные объёмы горячих пепла, золы, сажи, пемзы, водяного пара, иных газов, капель серной, соляной, иных кислот.
     Когда Элоах, прорвав небеса сойдёт на землю, вулканы ("горы") сгорят в пламени "словно кусты", закипят "словно вода", растают от лица Его (Ис.64:1, 2; пер. [Л.12]).
     Например, самый мощный супервулкан Йеллоустоун, взорвавшись (VEI = 8 баллов), может выбросить до 2 500 кубических километров (!) горячего вулканического  вещества. К нему добавятся пыль земная, заброшенная сильными вихрями, ураганами, гиперганами; взрывами от падений астероидов, сконденсировавшиеся в атмосфере частички испарившихся горных пород; а также прах небесный сгоревших метеорных тел.
     Из-за пыли, праха, иных грубых дисперсных аэрозолей, в течение нескольких лет небосводом завладеют эффектные кроваво-красные утренние да вечерние зори.

10. Пыль и респираторные заболевания

      В последние дни наконец-то исполнится загадочно-непонятное библейское пророчество. "Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и (только) прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблён" (Втор.28:24; "пока ты не задохнёшься", пер. [Л.20]).
     С окончанием сорокадневных дождей, около трёх лет  с мутного неба на землю  непрерывно падают размолотая пемза, зола, пепел, сажа, минеральная пыль подобно временам шестой египетской казни.
      Пыль да прах с неба, по-научному "пеплопады", содержат мелкие и ультрамелкие стекловидные частицы вулканического пепла и импактного стекла. Они могут попасть в верхнюю часть дыхательных путей человека или животного, где задерживаются крупинки диаметром, превышающим 5 микрон; а меньшего размера проникают в мелкие бронхи и бронхиолы.
      Накопившееся в лёгких порошкообразное вещество, контактируя с влагой слизистой оболочки, образует цементные камневидные пробки. Со временем возникают  пневмокониозы, в т.ч. силикоз, бронхиальная астма, эмфизема лёгких или смерть от асфикции (удушья). Как предсказано, "пока ты не задохнёшься" (Втор.28:24, пер.[Л. 20]) из-за кислородного голодания, избытка углекислоты в крови и тканях. 
    Ещё большую опасность представляют аэрозоли менее 1 микрона, проникающие в альвеолы лёгких, а частички нанометрических размеров, через альвеолы, попадают даже в кровь, образуя токсичные продукты биохимических реакций. При инкапсуляции пылинок и закупорке кровоснабжающих сосудов возникают тяжёлые сердечно-сосудистые болезни, в частности, инфаркты органов: сердца, лёгких, почек.
      Могут происходить вспышки инфекционных заболеваний, токсемия, микозы, т.к. аэрозоли способны нести на себе вирусы, микробы, грибки. Из-за постоянной пыли в воздухе избежавшие предыдущих казней закроют лица.
     В результате указанных физико-химических процессов "будет на людях и на скоте воспаление с нарывами", подобно временам Моше (Исх.9:9, б). Вовсе не по причине выпадания радиоактивных осадков в результате термоядерной войны, как предполагают некоторые.
      От попадания аэрозолей на слизистую оболочку воспалятся глаза, из-за респираторных болезней лопнет кожа, тело покроется опухолями, гноящимися мокнущими язвами и струпьями, выпадут волосы (Отк.16:2, Втор.28:22, 59-61, Ис.1:6, 3:23, Зах.14:12). Исполнится обещание Вседержителя разлагающемуся роду сему, "моль поест их, как одежду, черви пожрут их, словно шерсть ..." (Ис.51:8, пер. [Л.18]).
      Плачущих жителей земли, спотыкающихся о сухие кости в полях да блуждающих среди развалин городов, покроют хлопья сажи. Пепел наполнит рот (Плач.3:16, пер. [Л.16], скрежещущий во рту песок сокрушит зубы (Мт.13:40-42). Потому что не внимали увещеваниям Господа, не соблюдали ни заповедей ни уставов Его (Исх.15:26). Густой пеплопад засыплет живых, похоронит мёртвых.

11. Седьмая казнь (Исх.9:18-25)

      Невиданные осадки. "И был (Падал) град и огонь  между градом (в Масоре, "пламенеющий среди града"), град весьма (самый) сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения (заселения) её. 
       И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле (под открытым небом), от человека до скота (животных); и всю траву полевую (растения) побил град, и все деревья (полезные) в поле поломал" (ст.24, 25).
      В седьмом эпизоде удивляет особенностью несколько обстоятельств. Во-первых, невероятно разрушительная сила атмосферных осадков, в Пс.77:47 написано,- лёд, т.е. "крупный град" [Л.4, стр. 527]); он убил людей и скот, поломал все деревья (Исх.9:25).
     Обычно льдинки имеют размер от миллиметра до нескольких сантиметров, продолжительность таких осадков в среднем 5 ... 10 минут. Самые крупные ледяные шары диаметром до 13 см, единичной массой около 1 кг выпали в Бангладеш 14 апреля 1986 г., в результате погибло 92 человека [Л.14, стр. 182].
      Имеются случаи выпадания более массивных глыб, например, т.н. "ледяных бомб" диаметром с футбольный мяч. Всё же такая бомбардировка никогда не носила массового характера и не охватывала большие территории.
     Во-вторых, изумляет то обстоятельство, что падающий с неба лёд перемешан с огнём, как написано. "И был град и огонь между градом ..." (Исх.9:24, Пс.104:32). Посольство злых ангелов уничтожило скот (Пс.77:48, в оригинале, не "молниям", а "пламени").
      Библия не содержит прямых физических аналогов вызывающим недоумение осадкам, они сопровождаются огнём  между кусками льда, клубами пламени  (Исх.9:23, буквально "огонь полетел к земле" Пс.104:32). Что-то похожее, рассказывая о будущем посещении земли Господом, сообщают:
        1) Давид в Псалме 17. "От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные" (Пс.17:13). "Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии (в Масоре "угли огненные") скрестились", пер. [Л.12];
        2) Йешайа в эсхатологической 30-й главе, "... в пламени поедающего огня; в буре и в наводнении и в каменном граде" (Ис.30:30). Иные переводы: "взметнётся пламя, огонь пожирающий! Начнётся ливень, буря, град полетит!" [Л.16]; "сила Господня - буря с великим дождём и крупным градом" [Л.12]).

12. Уникальное природное явление

     В принципе, возможно ли массовое выпадание ледяных бомб, падающих среди огня
     Сцена, увиденная Иохананом (Отк.8:7, 16:21), рассеивают наши сомнения. "И град, величиною в талант (примерно 35 кг !), пал с неба на людей" (ст.21).
     Приготовил такие осадки Небесный Воитель на смутное время, день битвы да войны (Иов.38:23); на весенний месяц авив (нисан), когда заколосится ячмень, а пшеница да рожь ещё не созреют (Исх.9:31, 32).
    Глыбы льда диаметром до 0,4 метра и более (рис.5), массой в несколько десятков килограммов  образуются в переохлаждённых облаках. Возникнут по причине мощных турбулентных  залповых выбросов паров воды в атмосферу, последующего эффекта конденсации и замерзания жидкости [Л.8].
    Чудовищный по размерам град фактически может убить всех, кто не укроется от него (Исх.9:19, 25), в силах разрушить любые древние постройки (Иез.13:11-13, Ис.28:17), в том числе пирамиды, т.к. скорость падения ледяных бомб около 300 километров в час.
      Сверх того, согласно видений Иоанна, в судный день начнут падать другие необычные осадки. "Первый ангел вострубил, и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.8:7-10).
     Аналогичное предсказание содержится в некоторых апокрифах. Предвечный поразит землю "серой, с неба летящей, камнями огромными, градом ужасным" (Сивиллины книги, 3:691). Великие полные свирепости облака прольют "страшную звезду, огонь и град, мечи летающие и многие воды" (3Езд. 15:40, 41).
      В современном понимании, вместе с кусками льда (Ис.30:30) и кроваво-красным дождём, с грохотом будут падать огненные шары болидов. В Масоре, это "огонь, пламенеющий среди града" (Исх.9:24), вызывающий пожары по всей земле (9:23, Отк.8:7, б).

13. Восьмая казнь (Исх.10:3-6, 12-15)

     Нашествие сельскохозяйственных вредителей. "И напала (слетелась) саранча на всю землю Египетскую … Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву (растения, каждую былинку) земную и все плоды древесные (на деревьях), уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни (листьев) на деревах, ни на траве полевой (растениях) во всей земле Египетской" (ст.14, 15).
     "Во Втор.28 предвозвещено, что "в последние дни" (Втор.4:30, в Синод. пер. "в последствие времени") Израиль подвергнется казням египетским (Втор.28:27, 60), включая казнь саранчи (Втор.28:38-39, 42) ..." [Л.17, стр. 511].
     Акриды относятся к отряду прямокрылых [Л.4], семейство "настоящие саранчовые". В фазе "имаго" могут образовать крупную стаю в нескольких миллионов особей, мигрирующих на расстояния до 2 000 км от места выплода. По воле Яхве великое множество перелётных кузнечиков (Migratoria) на Египет нанёс  восточный ветер (ст.13). С тех пор такие вторжения стали архетипом божьего проклятия.  
      Миграция стадных насекомых, как правило из Судана, начинается ранней весной. Площадь, какую они могут покрывать достигает 400 квадратных миль [Л.3, стр.225], т.е. до 1 000 км2, плотность составляет более 100 млн. особей на 1 квадратную милю (2,59 км2).
      Одна кобылка, в июне, откладывает в кубышке от 28 до 146 яичек, "походных" кладок может быть от одной до шести [Л.11, стр. 466]. За 4 месяца каждая самка, длиной от 1 см до 10 см, может дать начало около 18 миллионов потомков [Л.3, стр. 880].
    В дни Великой скорби огромные перелётные стаи пустынной саранчи возникнут повсеместно. Везде, где почва продолжительное время влажная и тёплая. Естественные её враги: птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся погибнут раньше в результате стихийных бедствий.
    Указанные благоприятные условия приведут к массовому размножению насекомых (рис.6); каждое из них в день поглощает количество пищи, примерно равное собственному весу. 
     Исполнится видение Амоца о нашествии вредителей, его угрозу    молитвой  он отвёл в ветхозаветные времена (Ам.7:1-3). Невиданная ранее экспансия по  масштабам, о ней будут передавать весть из рода в  род  (Иоил.1:2, 3).
      Помимо кобылок, размножатся гусеницы (Пс.104:34), жуки, личинки  (Иоил. 1:4). Они по всей земле съедят уцелевшее от града и огня; всё, что  снова  насадит человек.
     Йоэйл провидит День Господень, когда наказание совершится. "Оставшееся  от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели  черви (личинки), а  оставшееся от червей доели жуки" (Иоил.1:4, 2:25; Втор.28:38-40). Однако не гневается Господь навек, посылая великое войско Своё из акрид, личинок, жуков, гусениц (Иоил.2:25).

14. Девятая казнь (Исх.10:21-23)

      Полное отсутствие света. "И сказал (велел) Господь Моисею: простри (Воздень) руку твою к небу, и будет (опустится) тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простёр руку свою к небу, и была густая (непроницаемая) тьма по всей земле Египетской три дня" (ст.21, 22; "Египет покрыло облако тьмы, которая стояла над Египтом три дня", пер.[Л.12]).
      Неизвестно посредством какого природного чуда Адонай вызвал длительное избирательное отсутствие света в Египте. Версии о сильной песчаной буре (хамсине), выносе в атмосферу пыли от землетрясения или вулканического извержения мало убедительны.
      В День Господень физической причиной густого мрака послужит массовая конденсация паров воды в атмосфере (2Цар.22:12). Вокруг земного шара образуется сплошная пелена дождевых облаков толщиной в тысячи метров.
     Непомерная темнота окажется густой (ст.22), даже осязаемой (ст.21) благодаря высокой плотности воздуха, сильным порывам ветра с пеплом, песком, мелкими камнями. 
       О черноте Дня эсхатологического суда, пишет автор христианского произведения начала II века от Р.Х., "тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир" (Откровение Петра, 5:1-5). Предсказанное глобальное затемнение в нестерпимо жарком воздухе (Отк.16:9) видит Иоханан.
       "Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно (погрузилось во тьму)" (ст.10, а). Под престолом зверя, наводящего ужас, следует понимать не город, столицу "антихриста", а воздух (Еф.2:2). Царство дикого животного,  не восстановленная Римская империя, но вся Земля.
     Весь мир, одетый в непроглядные потёмки, окутанный в буквальную мглу провидел Амоц. "Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нём сияния" (Ам.5:20, "Так и День Господень мраком обернётся для вас, а не светом долгожданным. Для вас он - тьма беспросветная!" пер. [Л.20]).

15. Темень последних дней

       Не одни Амос и автор "Откровения Петра" предсказывают беспросветную ночь Дня Господня, но Цефанйа, Йоэйл, Йешайа, Йирмейа, царь Давид.
      Основная тема ветхозаветных провидцев Йом Адонай, "который часто связывается с понятием тьмы" [Л.11, стр. 1254]. Например. "Близок великий день Господа … день тьмы и мрака, день облака (туч) и мглы" (Соф.1:14, 15). "День тьмы и мрака, день облачный (туч) и туманный ..." (Иоил.2:2; Ис.5:30, 8:22, Иер.4:28).
      За поражением Египта от царя Вавилонского (Иез.32:11, очевидно Навуходоносора II),  в пророческой перспективе Йехэзкэйл видит День  гибели всех египтян (ст.4-7), затем страна погрузится в круглосуточную чёрную ночь.
      "Все светила, светящиеся на небе (считалось, источники света: солнце, луна, звёзды [Л.3, стр. 17]), помрачу  над тобою (Скрою во мраке), и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог" (Иез.32:8, "станет тёмной вся страна", пер. [Л.12]; 30:3, 18).  Такой душераздирающий период, в состоянии упадка духа, проклинает многострадальный Ийов.
     "Пусть тот день станет тьмой, пусть Бог с высоты не вспомнит о нём, пусть свет в тот день не сияет. Пусть он достанется мраку и мгле 
(Пусть тьма и смерти тень его поглотят), пусть будет затянут тучей, пусть тьма его свет затмит (затмение его пусть ужаснёт)" (Иов.3:4, 5, пер. [Л.18]; в скобках, текст из [Л.20]).
     О грядущей поре блужданий в темноте предупреждает пророк Йирмейа (Иер.13:16). Давид видит пришествии Адоная так. "Наклонил (расторг) Он небеса и сошёл,- и мрак под ногами Его" (Пс.17:10; "небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" пер. [Л.12]).
     Кромешная темень смертная продлится примерно 40 суток траура (рис.7), столько, сколько будет плакать небо. По окончании шумного ливневого дождя, мрак перейдёт в сумрак.
     Физической причиной сумрака послужат огромные объёмы грубых дисперсных частиц в атмосфере: минеральной пыли, импактного и вулканического пепла,  сажи, золы, размолотой пемзы, дыма, прочее.
     В течение длительного срока  уровень освещённости окажется недостаточным для зрения в пасмурные да туманные дни, время без дождей.
     Оттого нави Йоэйл характеризует День Господень как "День тьмы и мрака", одновременно, "день облачный (точнее, "пасмурный") и туманный" (Иоил.2:2). В те трагические недели. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой (перестанут сиять)" (3:15).

16. Десятая казнь (Исх.11:4-7, 12:13, 21-30)

     Смерть первородных. "В полночь Господь поразил (лишил жизни) всех первенцев в земле Египетской … и сделался великий вопль (рыдания) в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца" (12:29, 30).
     Каким образом древние египтяне поступали с евреями (Исх.1:22), так Вседержитель поступит с их потомками. Накануне Шемот умерли  исключительно первенцы, но Иезекииль предсказывает полное уничтожение жителей страны в День Господень (Иез.30:1-4).
      Небесный воитель грядет в Мицрайим "на облаке лёгком" (Ис.19:1; "быстром", пер. [Л.12, 18]). "Фараон исхода олицетворяет всех, кто противостоит истинному Богу. Выступающие против Бога превращаются в ничто" [Л.19, стр. 1268]. Да, как в видении  Йешайа,
     "потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает (замерло) в нём" (Ис.19:1, в). Ибо великое землетрясение потрясёт истуканы, рухнут тысячелетние пирамиды, затрепещут сердца  жителей от инфразвуковых волн [Л.9]. Исполнится угроза Йахвэ Элохим,
      "сделаю (превращу) землю Египетскую пустынею, и когда лишится земля всего, наполняющего её ("всё, что на ней есть, погибнет" [Л.16]), когда поражу (уничтожу) всех живущих на ней ..." (Иез.32:15). Горы, долины, рытвины заполнятся трупами (ст.5, 6), сушу зальёт кровь (ст.6); "горы размокнут от крови их" (Ис.34:3, "кровь их будет течь по горам" [Л.12]), бурными потоками [Л.7 - 9].
       Эль Шаддай обещает, "закрою (скрою) небеса (небо), и звёзды их помрачу (спрячу во мраке), солнце закрою облаком (тучей), и луна (не даст света) не будет светить светом своим" (Иез.32:7; в скобках, текст из [Л.20]). Высохнет р. Нил (Ис.19:5-10, Зах.10:11), "кровеносная" система страны, отчего Мицр сделается пустыней из пустынь (Иез.29:9, 10, Иоил.3:19).
     Коснётся ли нарастающий по тяжести наказания бедлам лишь египтян? подобно временам Моше. Нет. В последние дни, возмездие за совершённые преступления настигнет также мятежный дом,
     "потому что они отвергли закон (Тору) Господа Саваофа (Воинств) и презрели (пренебрегли) слово Святого Израилева. За то возгорится (вспыхнет) гнев Господа на народ Его, и прострёт (поднимет) Он руку Свою на него, и поразит (накажет) его, так что содрогнутся горы, и трупы их (мёртвые тела) будут как помёт (точно отбросы) на улицах" (Ис.5:24, 25).
       Горы содрогнутся из-за глобального землетрясения, погибнет множество нечестивых, но гнев Божий не утихнет, наказание Его не прекратится (ст.25, г). Пока не исполнятся все стадии всеобъемлющей кары безбожного рода сего; не избегнут суда ни земля, ни вода, ни воздух.
       От перипетий Великой скорби многие погибнут в земле египетской, израильтяне умрут в пустыне, всё это уже было (Числ.14:2, 29-32) и ... будет (Еккл.1:9-11). Ибо не исполнилось пророчество, "все, кто привержен злу, будут истреблены" (Ис.29:20, пер. [Л.18]).
      Любое творение, отпадающее от Творца вселенной, погибает; осуждению подвергнутся Йисраэль, Мицрайим, население всей Земли, извратившее путь свой. Позорное существование человечества прекратится, как открыто в видении Иоханану.
     "И я взглянул (увидел), и вот, конь бледный (зеленовато-жёлтый), и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему (им) власть над четвёртою частью земли - (чтобы) умервщлять мечем и голодом, и мором (эпидемиями, чумой) и зверями земными" (Отк.6:8; Соф.2:4-3:8, Ис.24:1-6, 17-22).

17. Конец рода сего

      Одни приверженные злу погибнут в масштабных природных катаклизмах, местных стихийных бедствиях, вооружённых стычках. Иные умрут, отравленные непригодным для дыхания воздухом, ядовитой водой, токсичной пищей.  Измученные укусами насекомых, поражённые воспалениями, нарывами, язвой губительной; ослабевшие от голода, холода, болезней.
      "Тяжкими смертями (мучительной смертью) умрут они ("погибнут от страшных болезней" [Л.18]) и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом (лежать) на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным" (Иер.16:4; 25:33).
      Не погребённые мёртвые тела одичавшие собаки разорвут на части, хищные птицы напитаются останками (7:33, Отк.6:8, 19:21); долины покроются сухими костями (Иез.37:1, 2). За 42 месяца умрёт так много потерпевших, что в Библии предвещается конец рода сего, в живых останется очень мало обитателей (Отк.6:8, 8:9-11, 9:18, 19:21, Ис.13:12, 24:6, Иер.4:25, 27, Соф.1:3).
      "И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть" (Мк.13:20, "не уцелело бы ни одно живое существо" [Л.18]). От депрессии изнеможет "всякое дыхание", сотворённое Богом (Ис.57:16).  В ночь последней казни Он пощадил всех, повиновавшихся; губитель прошёл мимо домов, помеченных кровью заместительной жертвы, пасхального агнца (Исх.12:21-23).
      В день Христов тоже спасутся послушные Ему, кто запечатлён, искуплен, кто оправдан кровью Его (Еф.1:13, Отк.5:9, Рим.5:8, 9). Сохранят жизнь укрывшиеся в убежищах, не выходящие наружу до окончания гнева, подобно временам Шемот (Исх.12:22, в).
      Итак десятью специфическими казнями египетскими Всевышний предупреждает ныне живущих, ожесточивших сердца. Он напоминает о грядущих 7-и чашах гнева всем, кто пренебрегает заповедями Его. В близком преддверии дня Своего предлагает жизнь и смерть, спасение и гибель, победу или фиаско.
      "Пламенный гнев Господа не отвратится (не утихнет), доколе Он не совершит и не выполнит намерений (замыслов) сердца Своего. В последние (грядущие) дни уразумеете это" (Иер.30:24, "В конце времён вы постигнете это", пер. [Л.20]). Несомненно, в грядущем исполнится пророчество Йирмейа (30:24) о Великой гибели (4:6, в), её приведёт Эль Шаддай от севера (ст.6, б).
      Страшно возгремит Он с высоты (25:30), сильный гул раздастся по всей планете (ст.31), возникнет большой вихрь, бедствие обрушится на народы (ст.32). "Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю" [Л.11, стр. 658]. Трупы покроют землю (ст.33), нет места, где можно укрыться от гнева Его (ст. 34-38).
      Вот почему написано. "И убоятся (устрашатся) все человеки, и возвестят (расскажут) дело Божие,  и уразумеют, что (Он совершил) это Его дело" (Пс.63:10,  "Будет человечество во страхе говорить друг другу о делах Господних, и начнут тогда они размышлять о Нём", пер. [Л.12]).
      Но страх перед Владыкой всего сущего лишь начало мудрости. Разум заключается в познании воли Его, и окончание мудрости - Премудрость любви Его.
       Друг, размышляй о Сотворившем мир сегодня, избери жизнь с Иисусом Христом завтра. Зачем тебе умирать в последние дни? "Ибо я не хочу смерти умирающего (ничьей смерти), говорит Господь Бог; но (раскайтесь) обратитесь (вернитесь ко Мне) - и живите! (сохраните себе жизнь!)" (Иез.18:32).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам.- Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1986.- 447 с.
2. Спраул Р.Ч. Что говорил Иисус о последних днях.- СПб.: Библия для всех, 1999.- 246 с.
3. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Ч. 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.-984 с.
4. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
5. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
6. Статья № 1 «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
7. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
8. Статья № 3 «День Господень».
9. Статья № 4 «Время великой скорби».
10. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
11. Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
12. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
13. Насекомые.
14. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
15. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
17. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
18. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
19. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
21. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
День Господень