Армагеддон

"И он собрал их на место, называемое
по−Еврейски Армагеддон"
(Отк.16:16)
                                                                        
"И соберу все народы на войну против
Иерусалима, и взят будет город …"
(Зах.14:2)
 
        
      Господь через евангелистов Матфея (Мт.24:29, 30) и Луку (Лк.21:25-28), пророка Захарию (Зах. 13:1, 1:16, 12:10, 2:10-13) открывает нам такую последовательность основных событий в день Свой.
     Померкнет свет от солнца и луны по причине затмений, спадут звёзды (метеоры), поколеблются силы (тела) небесные, явится знамение - знак от Бога на небе, восшумит да возмутится море.
     Люди начнут умирать от страха в ожидании бедствий, грядущих на вселенную, тогда восплачутся все племена земные. Затем, по окончании Великой скорби, они увидят грядущего Сына Человеческого. Точнее, построится иерусалимский храм, народ израильский очистится от греха,  дух Божий изольётся на Израиль, Мессия воцарится в Иерусалиме.
     Все перечисленные события последнего времени, не взирая на мнения претеристов, непременно сбудутся. Как обещает Адонай Элохим.
   "Ибо видение относится ещё к определённому времени ("видение это о грядущем" [Л.31]) и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди (исполнения) его, ибо непременно (в точности) сбудется, не отменится" (Авв.2:3; Евр.10:37).
     Библейские пророчества о Великой скорби, Армагеддоне, Тысячелетнем царстве сбудутся не в духовной сфере, как считают амилленаристы (например [Л.34, стр. 517-519], но в физическом мире, на земле.

1. Последнее крупное сражение

      Внимательно исследуя книгу нави Зехарйа, нельзя не обратить внимание на одно важное эсхатологическое событие. Оно произойдёт во время Великой скорби, перед началом тысячелетнего царства Христа на земле.
      Это война Израиля со всеми окрестными народами, в том числе осада и захват Иерусалима. Так Захария передаёт следующие пророческие слова Яхве.
    "Вот, Я сделаю Иерусалим
(опьяняющей) чашею исступления (яда) для всех окрестных народов, и также для (врагов) Иуды во время осады Иерусалима (Зах.12:2, "народы, обложившие осадой Иудею и Иерусалим, зашатаются, как в пьяном умопомрачении" [Л.33])".
    "И соберу (Я) все народы на войну против Иерусалима, и взят (захвачен) будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жёны (женщины), и половина города (народа) пойдёт в плен; но остальной народ (половина) не будет истреблён (уведен) из города" (14:2, "но немногие жители в городе уцелеют" [Л.31]).
     Иоханан уточняет с какими племенами земли, от восхода солнечного; когда - после пересыхания реки Евфрат; в каком именно месте произойдёт решающее сражение (Отк. 16:12-16).
    "И он (точнее «они» − духи бесовские [Л.11]) собрал (собрали) их (царей) на место, называемое по−Еврейски Армагеддон" (ст.16). Слово Армагеддон означает гора (холм) или горы (холмы) Мегиддо [Л.1] Но гора с таким названием неизвестна.
    Однако у юго-западного края  долины Йизреэль в предгорье Кармель существует холм (тель) на месте древнего города Мегиддо, в Синод. пер. "Мегиддон". Тель находится возле современного посёлка с тем же названием, в гористой местности на юг и северо-запад от него.  
      Долина Изреель (Ездрелон) являлась стратегическим ключом к территории Иудеи, местом многочисленных исторических сражений [Л.2-4].

     В Библии не сообщается по какой причине начнётся война. Кроме исторического духа вражды между евреями и окрестными народами, причина  в грехах да беззакониях самого Израиля. Как не раз бывало в прошлом:
    "ибо за грехи наши и беззакония (вину) отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании (презрении) у всех, окружающих нас (окрестных народов)" (Дан.9:16, б).      
     Поводом к войне послужит строительство иерусалимского храма ("Бейт Адонай") на Храмовой горе (Аль-Харам аль Кудс аш Шариф). На том месте, где сейчас находится мешхед "Купол Скалы" или "Купол над Скалой". Он построен в 687-691 годах от Р.Х. по повелению омейядского халифа Абд аль-Малика.
     Куббат ас-Сахра с мечетью Омара ("Аль-Акса") составляют единый комплекс "Харам аш Шариф".
    Стройка начнётся после разрушения землетрясением мешхеда "Купол над скалой"  (рис.1) и мечети "Аль-Акса". В тот день великий город распадётся на 3-и части (Отк.16:18, 19), расколется Елеонская гора (Зах.14:4.). На её западном склоне из гробов выпадут кости жителей Йерушалаима (Иер.8:1). Гористая Иудея уподобится равнине (Зах.14:10).
   После чего "будет стоять Иерусалим безопасно (будет жить в безопасности) (ст.11, б). Отныне "чертогов иноплеменников": Купола Скалы, Аль-Акса, подземной мечети уже нет в городе (Ис.25:1-3).

2. Пророчества Зехарйа о войне

      Вначале, священная война израильтян окажется неудачной, так как на одного защитника придётся 70 нападающих (Зах.14:2, Суд.1:7). С юга и севера на территорию Мединат Йисраэль вторгнутся вражеские отряды с целью уничтожить евреев. Они наводнят всю землю (Дан.11:40, 41).
     Многие толкователи считают, речь о Египте и России [Л.5, 29], а некоторые добавляют к ним армии Европы, Африки, Китая, Индии [Л.6, 7]. Типичный сценарий диспенсационалистов приводит их критик, автор [Л.34], в том числе следующий отрывок.
     "Затем начнётся "самая страшная из войн", Третья мировая война - "величайшая во всей истории" (Lindsey, 71). Двести миллионов китайских солдат ("цари от восхода") маршируют не Израиль, а антихрист в это время ведёт на Израиль армию европейцев. Эти две гигантские армии соединяются на территории Израиля, в месте, называемом Армагеддон" (стр. 559). 
     Однако у такого сказочного сценария отсутствует прочное основание. В Библии не говорится о грандиозной международной бойне типа Третьей мировой войны. Скорее всего имеются в виду локальные военные конфликты между уцелевшими после Дня Господа группами людей: израильтянами и окрестными народами.  В том числе решающее сражение (Зах.14:3), очевидно на горах Мегиддо.
    Ведь в предсказании Захарии "соберутся против него (Йерушалаима) все народы земли" (Зах.12:3) говорится не о всей планете. Но только о населении ближневосточных стран, Йоэйл называет их "народы окрестные" (Иоил.3:11).
     Почему же библейские пророки ни одним словом не упоминают участие в войне на Ближнем Востоке США, как многолетнего верного союзника Израиля? Очевидно, потому что США не смогут оказать какую-либо реальную помощь израильскому народу. Северная Америка, особенно её Западное побережье, сильно пострадает от стихийных бедствий. Мегаземлетрясений, чудовищных цунами высотой в сотни метров, извержений вулканов 8-й высшей категории, в частности супервулкана Йеллоустоун. Американский флот как и флотилии иных стран "погибнет" (Отк.8:9).
     Военные стычки в Палестине будут сопровождать голод, эпидемии, нашествия диких зверей (Отк.6:8, Иез.38:21, 22). В ходе военных действий Йерушалаим подвергнется осаде, взятию, разграблению, дележу добычи. Как предсказано.
    "Вот наступает (особый, судный) день Господень (когда) и разделят награбленное у тебя среди тебя ("награбленное у вас будут делить на ваших глазах" [Л.32]). И соберу (Я) все народы на войну против Иерусалима, и взят (захвачен) будет город, и разграблены будут домы ..." (Зах. 14:1, 2; 12:2).

3. Спасение Йисраэля

      В  последней войне, Эль Шаддай, наказав мятежный дом,  защитит остаток Свой (Зах.12:8). Ибо обещано.
    "Но Господь накажет
(покарает) народы, сражающиеся против Иерусалима. Он пошлёт на них ужасную болезнь.  Их (плоть) кожа начнёт гнить, когда они ещё живы ("будут ещё держаться на ногах" [Л.32]) , глаза станут гнить в глазницах, а язык будет гнить во рту. Эта ужасная болезнь будет свирепствовать во вражеском стане ..." (Зах.14:12-15, пер. [Л.11]).
      Не только свирепая эпидемия физически сильно ослабит вражеские отряды, но также вооружённые стычки друг с другом (14:13, Агг.2:22). Тогда  начальники Иуды явятся лесным костром, он спалит врагов как солому огонь. Они победят нападавших, а жители Йерушалаима вздохнут спокойно (Зах.12:5, 6).
     Обязательно, в полной мере исполнится обещание Йахвэ Элохим. "И будет в тот день (в те дни), Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (12:9, "пришедшие сражаться против Иерусалима" [Л.11]).
     Во время шумного сражения, в городе раздастся "голос (шум) из храма, голос Господа, воздающего возмездие (наказание) врагам Своим" (Ис.66:6, б). Так как Адонай Цеваот возлюбил Йисраэль, Он отдаст жизнь многих людей за душу его (43:4).
     Таким образом, вначале, Зехарйа говорит о гибели (в день Господень) двух третей народа израильского и очищении его третьей части огнём (13:8, 9, [Л.8]). Затем он описывает войну окрестных племён против Йерушалаима, помощь Господа, победу (14:1-15).
      Указанные пророком события относятся ко второй половине данииловой седьмины, т.е. они произойдут после того, как Господь небесных воинств потрясёт "небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, 21).
      Тогда  гора Елеонская ("Ар Азэйтим") землетрясением уже будет расколота на две части, северную и южную. Образуется широкая долина (Зах.14:4), по ней во время войны убегут жители Иерусалима (ст.5), только потом "придёт Господь".
     В дни Великой скорби, после глобального землетрясения, "эта земля, от Гевы до Риммона, что к югу от Иерусалима, станет равниной" (14:10, а; пер. [Л.32]). Затем жители вернутся в Йерушалаим, он вновь отстроится  "и никакой враг больше не придёт, чтобы разрушить город" (ст.11, пер. [Л.11]).
    Согласно предсказания Захарии, военные конфликты произойдут в условиях уникального природного явления - длительного отсутствия света. "И будет в тот (особенный) день: не станет света …" (14:6). Конечно это не означает буквальное полное отсутствие света в течение около 3,5 лет.
     Тем не менее,  примерно на 30 % ослабеет свет от небесных тел, как в новозаветном видении Иоханана (Отк.8:12). Свет померкнет из-за попадания в атмосферу Земли дыма, пепла, сажи, минеральной пыли, пара. Поэтому нельзя отличить день от ночи. Как утверждает ветхозаветный пророк "ни день, ни ночь" (Зах.14:7, "не будет в этот день ни дня, ни ночи" [Л.11]).
     Действительно, днём станет сумрачно по причине сильной запыленности атмосферы [Л.9]. Ночи же окажутся светлыми  благодаря попаданию солнечных лучей с дневной стороны планеты на её ночную сторону из-за многократного отражения лучей грубо дисперсными аэрозолями [Л.10].
    В таком случае становится понятным перевод стиха Зах.14:7 "когда обычно опускается тьма, всё ещё будет свет" [Л.11].  Также проясняется загадочное эсхатологическое пророчество Иоил. 3:15 "звёзды потеряют блеск свой" по причине колоссального количества пыли (точнее, аэрозолей) в земной атмосфере.

4. Пророчества Йоэйла о войне

      Сведения о дне Господнем, полученные нави Иоилем, не менее обширны, а их основные моменты совпадают с тем, что Бог открыл Захарии.
    Так за описанием опустошенной земли (Иоил. гл.1), разорённой полчищем Йахвэ (2:1-11), в  3-й главе Йоэйл пишет о войне народов против Израиля, после восстановления его государственности (3:1-8).  Главное сражение произойдёт в долине Йеошафата (досл. перевод "Яхве рассудил").
    "Пусть воспрянут (поднимутся) народы и низойдут (сойдут) в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы ("окрестных стран" [Л.31]) отвсюду (вокруг)" (3:12). 
     В стихах 12, 13 говорится об Армагеддонской битве в Палестине, а не вселенском суде, предсказанном в Мт.25:31-46, как ошибочно считают некоторые авторы  [Л.12; Л.29, стр. 83]).
     Долина с таким названием в те времена не существовала, поэтому  комментаторы полагают, "это должна быть одна из долин вблизи Иерусалима" [Л.24, стр. 883; Л.1, 12; Л. 29, стр. 84].
    Однако такой обширной впадины, в которой могут разместиться "все народы" (3:2) даже окрестных стран, вблизи Йерушалаима нет. Скорее всего, Йоэйл имел в виду долину Йизреэль, точнее её западную часть – равнину Мегиддо (рис.2).
     В этой долине поражение Израиля в прошлом, иудейского царя Иосии от фараона Нехао, обернётся победой в будущем, "ибо велик день Изрееля!" (Ос.1:5, 11; Зах.12:11).
    Подобный успех в войне иудеи получили над Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., когда ангел Господень умертвил в стане ассирийском 185 тысяч воинов, предназначенных для осады Йерушалаима, остальные покинули страну (4Цар.19:35, 36).
     То же самое Яхве Элохим совершит в день Изрееля. "Я заставлю северные народы покинуть вашу страну ... Эти люди принесли много зла. Они поплатятся за это и будут гнить, как мертвецы. И поднимется вокруг них страшное зловоние" (Иоил.2:20, пер. [Л.11]; сравните с Зах.14:12).
     В  последнем крупном эсхатологическом сражении победят герои Его, ибо "Господь будет защитою для народа Своего" (Иоил.3:9-16). После чего  освободится территория страны, а затем – осаждённая столица (Зах.12:7);
     "и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить чрез него ("в него не вступит чужеземцев рать" [Л.32], "никакие чужеземцы в град сей не вторгнутся" [Л.33])" (Иоил.3:17; Ис.52:1).
     Подобно пророку Захарии, Иоиль относит военные действия Дня Господа ко времени, когда наступят сумрачные дни да светлые ночи. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15; Зах.14:6, 7). Это произойдёт спустя некоторое время как "содрогнутся (поколеблются) небо и земля" (Иоил.3:16).
    После победы, окончания строительства третьего иерусалимского храма, его освящения воцарится Господь на Цийоне, на святой горе Своей (Иоил.3:17-21, Зах.14:9, Соф.3:15-17). Он прославит остаток Ам Йисраэль (ст.12) среди поносивших его народов, как обещано.
     "Вот, Я стесню (покараю, накажу) всех притеснителей твоих  (в Масоре "Я уничтожаю всех мучивших тебя") в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное (изгнанников) и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их ("где они были унижены" [Л.31])" (Соф.3:19).

5. Пророчества Михи и Овадйа о войне

      Военное поражение враждебных Израилю стран перед наступлением мессианского царства предсказывают нави Миха (Михей) и Овадйа (Авдий).
    Так в начале дней Великой скорби народ израильский, вышедший из городов из-за страха перед землетрясениями да живущий в поле, схватят муки "как рождающую" (Мих.4:9, 10; [Л.8]).
     Затем против дщери Цийона объединятся многие племена и скажут "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!" (4:11, "Пусть наши глаза увидят несчастье Сиона!" [Л.32]).
     Конец такого пагубного решения известен. Собранные Богом в долину Йеошафата "как снопы на гумно", все нападающие на Йисраэль  истребятся (4:12, 13, Зах.12:9).
    Храмовая же гора утвердится над язычниками, возвысится над всем миром. Потекут к ней многие народы, "ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (Мих.4:1-8; Ис.2:2-4). Под управлением долгожданного Мессии наступит мир на всей земле (Мих.5:4, 5), "Он возвестит мир народам" (Зах.9:10).
     Провидцу Овадйа также открывается незавидная участь стран, враждебных Израилю. На примере Едома, как народ переставшего существовать в I веке от Р.Х.
    "Ибо близок день Господень (день суда) на все народы", они будут пить из чаши гнева Божьего, пока не исчезнут, "как бы их не было" (Авд.15, 16, "придёт тебе конец, будто тебя никогда не было" [Л.11]).
     В результате побед в долине Йеошафата, на горах Мегиддонских, в Йерушалаиме Израиль не только защитит свою территорию, но значительно расширит её.   В видении Авдия, иудеи завладеют всей землёй, обещанной Богом, вернут наследие своё. Как обещано.
    "А на горе Сионе будет спасение и будет она святынею (святой обителью); и дом (род) Иакова получит во владение наследие своё" (Авд.17-21; Быт.15:18-21).
    Новые границы страны почти не отличаются от границ, указанных в древности (Иез.47:13-20, сравните с Числ.34:1-12). Но даже в таких широких пределах, в которых получат наделы также постоянно проживающие иноплеменники (Иез.47:21-23), со временем  народу станет тесно (Ис.49:17-20).

6. День Яхве Элохим

      Итак малым пророкам, а также апостолам Всеведущий открыл, в разном объёме, одни и те же последовательность да содержание событий последних дней неверного рода сего.
    Поэтому не удивительно, что откровения, данные большим нави (Йехэзкэйл, Йирмейа, Йешайа) принципиально не отличаются от предсказаний, записанных в Терей-Асар или Евангелиях. Например, Зехарйа, Миха, Маттафия, Иоханан говорят о плаче, страданиях, гибели людей в день Господень.
    Тайновидец Йоэйл описывает орудия наказания и упоминает могущественного исполнителя слова Его (2:1-11). Иезекиилю же Яхве открывает имя исполнителя, время нашествия, его разрушительные последствия.
     "И было ко мне слово Господне … вот Я − на тебя (против тебя), Гог.  И поверну тебя (обратно, вспять), и вложу удила (крюки) в челюсти твои … в последние (грядущие) годы ты придёшь (тебя позовут действовать) в землю, избавленную от меча (возрождёную после войны), собранную из многих народов (люди разных стран соберутся вместе, чтобы вернуться),
     на горы Израилевы, которые
(долго) были в постоянном запустении, но теперь жители её будут возвращены из народов (вернулись из рассеяния) и все они будут жить безопасно … Я сказал (обещал): истинно в тот день произойдёт великое потрясение (страшное землетрясение) … и обрушатся горы и упадут утёсы (скалы), и все стены падут (рухнут) на землю" (Иез., гл.38; в скобках, уточнения из совр. переводов).
     Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года восстановлена государственность Израиля. За этим событием, предсказанным Йирмейа (Иер.30:3), пророк видит последние дни, время ужаса, страданий, горя.
    "Так сказал Господь: голос (крики, вопли) смятения и ужаса слышим мы, а не мира …"  (Иер.30:5-7). "Вот, яростный вихрь (ураган) идёт от Господа, вихрь (смерч) грозный; он падёт на голову нечестивых (злодеев) … В последние (грядущие) дни уразумеете это"  (ст.23, 24; "В конце времён вы постигнете это" [Л.33]).
     Нави Йешайа Адонай сообщает о громе, землетрясении, буре, огне в день посещения Своего (Ис.29:6). Оттого провидец  советует народу. "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила (гибель) от Всемогущего ("Опустошенье Сильный ниспослал" [Л.31])" (13:4-13).
    Что же принесёт этот день? какая цель Божьего наказания? Пророк отвечает  "приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратит Он) землю пустынею и истребить с неё грешников её" (13:9; 24:17-23).

7. Совпадение пророчеств о последней войне

      После описания дня Яхве малые пророки повествуют о последней войне Мединат Йисраэль с окружающими народами.
     Тоже самое предсказывают Йешайа и Йирмейа - День Господень (Ис.29:6, Иер.30:5-7, 23, 24), а также войну. Например Исаия, за осадой Иерусалима в 701 г. до Р.Х. ассирийским царём Сеннахиримом, провидит начало иной войны, эсхатологической.
   "И как сон, как ночное сновидение (кошмар), будет множество всех народов (Разноплеменные полчища), воюющих против Ариила (Йерушалаима), и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших (окруживших) его" (Ис.29:7, "ведущих против него осаду" [Л.33]).
     Окружение города неприятелем произойдёт после того, как Бог небесных воинств покарает землю громом с небосвода, землетрясением, сильным шумом, бурей (ураганом), вихрем и пламенем огня, мгновенно уничтожающем ВСЁ, что может гореть (ст.6).
     Иеремия же предсказывает чем война закончится. "Но все, пожирающие тебя (кто тебя уничтожает), будут пожраны (уничтожены); и все враги твои - все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены ..." (Иер.30:11-16).
      Пророк Йехэзкэйл в главе 39 об этом военном конфликте говорит традиционным мифопоэтическим языком.
    "И поверну тебя (обратно) и поведу тебя (поволоку), и выведу тебя от краёв севера и приведу (пошлю) тебя на горы Израилевы ... Падёшь (будешь убит) ты на горах Израилевых, ты и все полки (воины) твои, и народы (вместе с народами), которые с тобою; отдам тебя на съедение (в пищу) всякого рода хищным птицам и зверям полевым" (Иез.39:2-4).
     Иезекииль, в отличие от Иоиля, не делает различия между небесными орудиями гнева Божьего (полчище гогово, гл.38) и вооружёнными силами человеческими (гл.39). Тем более, что обе армиии придут от краёв севера (38:15, 39:2), в одном и том же году (39:8).
    Однако различие всё же есть. Первые, ведомые зверем Гогом, вызовут мощные природные катаклизмы (38:18-20, [Л.9, 10]). Вторые, под руководством человека- вождя, очевидно по прозвищу "Гог", станут пищей птиц да зверей (39:4, 17-20).

8. Армагеддон

    Тайновидец Иоханан сообщает место решающего сражения  "Армагеддон" (Отк.16:16). По-видимому, горы Мегиддонские, т.е. гористая местность у западного края Изреельской долины, где был расположен древний город Мегиддо. Холм и развалины на месте города (рис.3) находятся в 15 км на юго-запад от Нацрата (Назарета).
    Но почему главное столкновение воюющих сторон произойдёт на Меггидонских горах? ведь более удобна для сражения большая равнина, расположенная рядом с горами.
    Причина в том, что после многодневных дождей [Л.28] долина Йизреэл и прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
   Армагеддонское сражение произойдёт после высыхания  реки Евфрат (16:12), т.е. после великого невиданного землетрясения (ст.18), оно изменит рельеф местности.
    Именно  невысокие Мегиддонские горы Йехэзкэйл называет горами Йисраэля (Иез.39:2). "В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля говорится о "горах Израилевых" [Л.1, стр. 51].
     На этих горах да в "открытом поле" погибнут все, восставшие на Цийон (ст.4, 5). Никакого отношения к христианству это событие не имеет, вопреки мнению автора [Л.34]. "Вместе с антихристом будут уничтожены все армии, собранные для армагеддонского нашествия на Церковь" (стр. 578).
     Исход сражения между Израилем и окрестными народами решит Йахвэ Элохим, как предсказано в терминах, понятиях, образах ветхозаветного времени.
     "И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу (вырву) стрелы твои из правой руки твоей ..." (Иез.39:3-5). "И явлю славу (дело) Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу (опустил) на них" (ст. 17-21).
     Вооружённые стычки, а также оккупация Йерушалаима продолжатся больше года, согласно пророчества Йешайа "приложите год к году" (Ис.29:1; может означать "что произойдёт это по окончании предыдущего года, плюс по прошествии ещё одного" [Л.12]), очевидно 2035-го.

9. Начало Армагеддона

     Армагеддонская военная кампания начнётся, по-видимому, осенью 2034 года. К этому времени высохнет река Евфрат (Отк.16:12). Точнее превратится в 7 мелких ручьёв (Ис.11:15) по причине великого невиданного землетрясения (Отк.16:18).
     Глобальное потрясение земли изменит рельеф всей планеты, в частности региональную геоморфологию Ближнего Востока. В том числе станет иным расположение гор и долин Армянского нагорья, где берёт начало Евфрат, а также горной гряды Тавра, которую река пересекает.
     Оттого пересохнут древние полноводные  реки Евфрат и Нил, каналы, озёра; иссякнут ручьи, исчезнет вода в старых источниках (Отк.16:12, Ис.19:5-7, 42:15, Иез.30:12, Пс.106:33).
     В те дни из-за пеплопада, соответственно сильной запыленности атмосферы, нельзя отличить день от ночи, "ни день, ни ночь" (Зах.14:7). "Померкнут солнце и луна, и перестанут сиять вёзды" (Иоил.3:15, пер. [Л.11]).
     Пророк Йехэзкэйл предаёт такие слова Йахвэ Элохим. "Вот, это придёт и сбудется", сражение на горах Израилевых, "это - тот день (день Господень), о котором Я сказал" (Иез.39:8).
     Да. Армагеддонская битва произойдёт в предназначенный День Господень. Однако это не означает, что война "будет продолжаться вплоть до появления Христа, и в день возвращения Господа уличные бои разгорятся в Иерусалиме. Следовательно Иисус придёт в начале "Армагеддонской битвы" или в разгар её ..." [Л.20, стр. 570].
      Или в её конце. "Второе пришествие Христа во славе положит конец Армагеддонской битве ... в вечернее время сильный свет 2-го пришествия Господа Иисуса Христа как прожектором ослепит безумцев и прекратит человеческое бесчинство" [Л.30, стр. 805].
     Но такие эмоциональные мнения лишены логики, они не подтверждаются Писанием. Согласно библейских пророчеств, Господь будет пребывать в иерусалимском храме (Иез.43:4-7, 37:26-28, Зах.2:10-12, 8:3, Иоил.3:17).
     Строительство же Бейт а-Микдаш начнётся ПОСЛЕ потрясения неба и земли, разрушения Йерушалаима, массовой смерти людей. А завершится в мирное время, по окончании Великой скорби, перед самым возвращением Господа (Агг.2:6-9, Мих.3:12 - 4:2, Иер.30:8-24).

10. Окончание войны

    Последняя ближневосточная война окончится очевидно зимой 2035 года. Останется огромное количество уже никому не нужного оружия. Поэтому немногочисленным жителям городов израильских придётся уничтожать его на протяжении семи лет, а хоронить трупы – семь месяцев (Иез.39:9-16).
     Местом самого большого захоронения явится "долина прохожих (путников) на восток от моря" (ст.11, в Масоре "долину проходящих на восток к морю").
     Логично предположить, это долина Йизреэль, расположенная на великом приморском пути, преграда для путников идущих на восток, стремящихся к Мёртвому морю. Там в долине "весь народ земли (дом Йисраэля) будет хоронить их" (ст.12, 13).
     В Йерушалаиме, восстающем из руин после небывало мощного землетрясения (Отк.16:18, 19), на прежнем месте соорудится храм (Иер.30:18, Зах.1:16). Наречётся он Домом молитвы для всех народов (Ис.56:6-8).
      Поэтому "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир" (Агг.2:9, "Я пошлю мир этому месту" [Л.31]). Угнетавшие да презиравшие Израиль теперь станут покорны ему, придут для поклонения в город Господа (Ис.60:14, Зах.8:20-23, 14:16).
     "Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут (уничтожены будут), и такие народы совершенно (до конца) истребятся" (Ис.60:12).
    Излиянием Святого Духа ознаменуется наступление мессианского царства (Иез.39:29, Зах.12:10, Иоил.2:28).  После чего исполнится обетование Божье о духовном массовом обновлении людей.
    "Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно (плечом к плечу, сообща)" (Соф.3:9).
     Увы! до сегодняшнего дня Израиль не слышит ушами, не видит глазами, нет у него сердца, чтобы обратиться к Господу Иисусу Христу за исцелением.

11. Армагеддон новозаветный и ветхозаветный

      Традиционно считается, рассказ о сражении при Армагеддоне содержится в главе 19 книги Откровение. Например, в работе [Л.1, стр. 39] утверждается следующее. "Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда Антихрист выведёт своё войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Отк.19:19)".
     Автор работы [Л.13] пишет «явление Христа на облаках во славе для избавления своего народа − это и есть Армагеддон», т.е. сражение между интернациональными войсками Антихриста и небесным воинством Христовым (рис.4). 
 
     
В те дни "он (дракон) приведёт войска антихриста в землю Израиля, окружит гору Елеон, чтобы поразить Сына Божия прямо в воздушных пространствах, когда Он будет спускаться с неба на землю" [Л.18, стр. 307].
    "Вооружённые всею мощью современной техники, эти войска приготовятся встретить Христа и сопровождающих Его святых огнём всех орудий, ракет и всех видов оружия ..." [Л.30, стр. 764], "антихрист направлял свои армии в Палестину, чтобы не допустить приземления (?) Христа и Церкви ..." (там же, стр. 769). Многие толкователи и комментаторы Библии [Л.5, 14-21, 29, 30] придерживаются именно этой гипотезы, несмотря на её невероятность, указанную в [Л.22, стр. 147].
     Однако сравнение вселенской Божьей битвы всех веков (День Господень), увиденной Иохананом, с местными военными действиями в Палестине (Армагеддон), описанными ветхозаветными пророками, заставляет усомниться в правильности вышеуказанной гипотезы. Эти два события, согласно нижеприведенной сопоставительной таблице, мало похожи.
 
  Наименование события Война в видении Иоанна (гл.19) Война у ветхозаветных пророков
1 Война происходит В неопределённой местности На территории Палестины
2 Война против Бога (ст.19) Израиля
3 На войну народы собирают Зверь и цари земные (ст.19) Бесовские духи
4 Против народов воюет Бог и воинства небесные (ст.11-14) Израильский народ
5 Бог поражает Непосредственно Сам Опосредствованно
6 Орудия поражения Меч, жезл железный, давильня (ст.15, 21)

Болезни, паника, стычки союзных отрядов неприятеля

7 Военные действия народов Отсутствуют Присутствуют
8 Результаты войны Гибель народов, зверь – в огненном озере (ст.17-21) Победа Израиля   

 

12. Апокалипсис Иоанна

     Дело в том, что открытые Иоханану видения главы 19 касаются разных событий. Первое (19:1-10), относится к началу 1000-летнего царства, т.е. окончанию велико скорбных дней, "ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (ст.6).
     Потому на небесах радость от спасения, от наказания греха на земле, "ибо истинны и праведны суды Его!" (ст.1-3).  Второе событие, описанное Иоанном в 19:11-21, также не имеет отношения к Армагеддонскому сражению, так как происходит  в самом начале  Великой скорби [Л. 1, 16, 18].
    "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать
(судить) обитателей земли (народы) за их беззаконие (преступления, грехи)" (Ис.26:21, сравните с Отк.19:11).
    Поэтому Иоханан одновременно видит: на небесах – Иисуса Христа и воинство Его (19:11-14), в нашем мире – "наказание обитателей земли", столкновение Земли с метеорно-астероидным потоком. Орудия наказания тайновидец называет горой, звездойкадильницей с неба (8:5-12, [Л.9,10]. Их падение сопровождается громоподобным трубным звуком.
     Наслоение двух удивительных  видений порождает  грандиозную картину сражения Бога небесных воинств с надменно-враждебным миром, с безбожными людьми, извратившим путь свой.
    "Из уст (рта) же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило (в давильне) вина (готовя вино) ярости и гнева Бога Вседержителя ... А прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст (рта) Его; и все птицы напитались (досыта наелись) их трупами" (19:15-21).

13. Аллегорический образ карающего Бога

     Параллельные места из Книги пророка Йешайа (63:1-6) и Теиллим (Пс.2) дополняют образ подобного Сыну Человеческому из книги Откровение (1:14-16, 19:12-15, [Л.7]).
     Например, Иоханан говорит о великом точиле-давильне гнева Божия (14:19, 20, 19:15). В него брошены да истоптаны народы земли "… и потекла кровь из точила (давильни) даже до (высоты) узд конских, на тысячу шестьсот стадий" (14:20, т.е. высота потока примерно 1,5 метра, длина – 300 километров).
     Здесь "точило отождествляется с Божьи гневом против греха и в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина" [Л.23, стр. 1213]. "Подобно тому, как люди топчут виноград в точиле и при этом пятнают одежды брызгами крови от раздавленных ягод, так и Христос будет давить кровь виновных людей" [Л.5, стр. 151]. Иное, менее кровожадное толкование стиха 19:13. "Это кровь Агнца, пролитая Им на Голгофе" [Л.30, стр. 765].
     Нави Йешайая указывает на Того, Кто топчет точило, на Чьи ризы брызгает кровь.
     "Я − изрекающий правду
(праведный суд), сильный, чтобы спасать ... "Я топтал точило  (в давильне) один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал Мне);
     и Я топтал их во гневе Моём и попирал
(топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё" (Ис.63:1-6; в скобках, уточнения из [Л.31]).
    Оттого у Иоанна «Слово Божие» облечено в одежду, обагрённую кровью (Отк.19:13). Богословы до сих пор спорят, чья это кровь: вражеских армий (19:19, 21), верующих, погибших мученической смертью (6:9-10) или кровь Самого Иисуса Христа, пролитая на кресте.
    Пророки видят как Мессия пасёт народы жезлом железным, поражает мечом, исходящим из уст (!?), духом уст Своих убивает нечестивого (19:15, Ис.11:4). Сокрушает мятущиеся народы.
    "Ты поразишь (сокрушишь) их жезлом железным; сокрушишь (разобьёшь) их, как (глиняный) сосуд горшечника" (Пс.2:9).
    Очевидно здесь аллюзия. Либо на ветхозаветный обрядовый закон, он предписывал разбивать осквернённые сосуды [Л.23, стр. 215]. Либо на египетских фараонов, писавших имена побеждённых врагов  на глиняных сосудах, которые затем разбивались [Л. 24, стр. 593].
     Следует отметить, в древности на Ближнем Востоке существовало широко распространённое представление об активном участии божества в военных конфликтах, ему приписывали победы  в сражениях [Л.24, стр. 755].

14. Основа пророческих аллегорий

      Вышеуказанные необычные аллегорические образы (§13) не следует воспринимать буквально. Ведь точилом (давильней) "вина ярости и гнева Бога Вседержителя" пророки называют, вероятнее всего, радиант метеорного потока [Л. 25].
      Метеорные вспышки этого огромного божественного точила подобны брызгам крови. Его земной аналог - яма, в ней топтали виноград. Узкие, длинные, яркие шлейфы-хвосты болидов нави именуют мечом Божьим (Отк.19:15, 21, Ис.34:4-6), как аналог человеческого оружия (Втор.32:42). Астероид Гог называют жезлом железным (Отк.19:15, Пс.2:9, Ис.11:4).
     В старину жезлом погоняли скот и носили его у пояса, на посох опирались при хотьбе, а при необходимости их использовали как оружие [Л.24, стр. 599]. Считать, пророк имел в виду Слово Божие (меч) и дисциплину закона (жезл железный), подобно автору работы [Л.26, стр. 7, 48], нет никаких библейских оснований.
     Кроме того, следует учесть буквальное значение слова "уста" - выходное или входное "отверстие во внутреннюю полость" [Л.23, стр. 1006]. Такое грандиозное "отверстие" на небосводе (радиант), в ТаНаХе, именуется  устами Господа.
      Изо "рта" на небе исходят орудия гнева, падают небесные тела с хвостами дыма. Огненное дыхание Всемогущего, по-научному высокотемпературная ударная волна, убивает грешника. Как написано.
    "Поднялся дым ("Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.32]) от гнева  (буквально "горячего дыхания")  Его и из уст Его огонь поядающий; горячие (горящие) угли сыпались от (вокруг) Него" (Пс.17:9, 16),
    "и жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4; 30:27,33), "дохну на вас огнём негодования Моего, и (вы) расплавитесь (в нём) среди него" (Иез.22:21).
     То же самое читаем в Новом Завете о пришествии Иисуса Христа в силе и славе. "Из уст же (рта) Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы" (Отк.19:15; 1:16, 2Фесс.2:8).  Меч, выходящий из Божьего рта (синекдоха), несомненно является символом.
     Однако билейская символика не абстрактна, она всегда основана на конкретных физических свойствах явления или предмета. В данном случае это мощный уста-радиант на небе - жилище Бога, а также выходящий из него острый длинный след болида, меча небесного.

     Ещё одна подобная пророческая аллегория. Всемогущий одевается светом, как ризой (Пс. 103:2), но в День Господень небеса приобретут кроваво- красный цвет (рис.5, [Л.12]).
     Поэтому Йешайа уподобляет Его одеяние червлёным, т.е. красным ризам (63:1-3), а Иоханан - окровавленной одежде. "Он был облечён в одежду (плащ), обагрённую кровию" (19:13).
     Продолжая пророческую символику, Исаия и Иоанн называют покрасневшую речную, озёрную, морскую воду [Л. 27, 28] кровью народов, вылитой на землю (Ис.63:6, Отк.14:20).
     Оттого у тайновидца Йоэйла такие удивительные физические знамения дня Господа: кровь, огонь, столпы дыма; причём одни и те же как на небе, так и на земле (Иоил.2:30).

15. Грядущий день силы Его

     Итак, если Изрекающий правду (Ис.63:1), Верный и Истинный (Отк.19:11), Помазанник (Пс. 2:2) одно Лицо, тогда видение Иоанна (19:11-21) следует отнести к началу дней Великой скорби (17:12-14).
     Он же День Господень (Йом Яхве), грядущий день гнева Его, о нём говорит псалмопевец (Пс.2:10-12, 109:5-7). Исаия же видит этот день сбывшимся. "И попрал (топтал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (63:4-6, 13:5-13, 24:1-22).
     Через Своих пророков Создатель всего сущего предупреждает знающих трубный зов. Заранее извещает о гибели, надвигающейся на мир (Соф.1:2, 3), который сгорит в огне ревности Его (Мал.4:1, Иоил.2:3, Ис.66:15, 16, Отк.8:7, 2Пет.3:10).
     Потому что всё вернулось на круги свои. Опять "велико развращение человеков на земле ("много зла на земле от людей" [Л.31]), и что все мысли и помышления сердца их были зло (устремлены к злу) во всякое время" (Быт.6:5), "нет делающего добро, нет ни одного" (Пс.13:1-3).
     Более того, " не раскаялись они (ни) в убийствах своих, ни в чародействах (магии, колдовстве) своих, ни в блудодеянии (разврате) своём, ни в воровстве своём" (Отк.9:21). Сегодня только в США совершаются: грабёж – каждые 9 секунд, изнасилование – каждые 6 минут, убийство – каждые 25 минут.
     Поэтому несмотря на всё могущество своё современная богоборческая цивилизация мгновенно рухнет, погибнет от меча Всемогущего.
    "Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности (негодования) Его пожрана будет вся эта земля ("в пламени Его ревности сгорит вся земля" [Л.32]), ибо истребление, и при том внезапное, совершит Он над всеми жителями земли" (Соф.1:18, "страшный конец уготован Им для всех, кто на земле обитает" [Л.33]; Ис.24:1-6, 17-22, Мих.7:15-17).
     После чего покраснеют воды во всех открытых водоёмах (Отк.16:3-6). Помрачнеет воздух (ст.10), он нагреется до такой высокой температуры, что станет жечь людей (ст.9).
     По причине изменившихся геоморфологических особенностей местности высохнет река Перат (Евфрат), "чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (с востока)" (ст.12). Тогда бесовские духи соберут уцелевших восточных правителей на последнее крупное сражение − Армагеддонскую битву (ст.13-16).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг, Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
2. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
3. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1 468 с.
4. Евангельский словарь библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
6. Куйвенховен Э. День Господень.- СПб.: Мирт, 2006.- 220 с.
7. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Фриденсботэ, 1995.-287 с.
8. Статья № 4 "Время великой скорби".
9. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
10. Статья № 3 "День Господень".
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
13. Брукс Р. Вся слава Агнцу: комментарии на книгу Откровения.- Минск: МФЦП, 2005.- 224с.
14. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416 с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.   
17. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
18. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе пришествие.- М: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
19. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
20. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
21. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
22. Салов-Астахов Н.И. Царство Божие и Царство Мира сего.- Wheaton: Евангельское слово, 1995.- 215 с.
23. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
24. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
25. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
26. Чопчик Д.И. Синтезы Апокалипсиса.- Луцьк: РТ МКФ "Християнське життя", 2007.- 64 с.
27. Статья № 6 "Казни египетские и Второе пришествие Христа".
28. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
29. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
30. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975с.
31. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
32. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
34. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
День Господень