Армагеддон

"И он собрал их на место, называемое
по−Еврейски Армагеддон"
(Отк.16:16)
                                                                        
"И соберу все народы на войну против
Иерусалима, и взят будет город …"
(Зах.14:2)
 
        
     Через евангелистов Матфея (Мт.24:29, 30) и Луку (Лк.21:25-28), пророка Захарию (Зах. 13:1, 1:16, 12:10, 2:10-13) Господь открывает последовательность основных событий в день Свой.
     Померкнет свет от солнца и луны по причине затмений, спадут звёзды-метеоры, поколеблются силы (тела) небесные, явится знамение - знак на небе, восшумит да возмутится море.
      Бесстрашные станут умирать от страха в ожидании бедствий, грядущих на вселенную, зарыдают все племена земные. Затем, после Великой скорби, уцелевшие жители увидят грядущего Сына Человеческого. До начала указанного великого  события, построится иерусалимский Храм, народ завета очистится от греха,  дух Божий изольётся на Израиль; тогда Мессия воцарится в Иерусалиме.
      Все перечисленные события последнего времени, не взирая на мнения претеристов, непременно произойдут, согласно обещания Йахвэ.
     "Ибо видение относится ещё к определённому времени ("видение это о грядущем" [Л.31]) и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди (исполнения) его, ибо непременно (в точности) сбудется, не отменится" (Авв.2:3; Евр.10:37).
      Библейские пророчества о Великой скорби, Армагеддоне, Тысячелетнем царстве исполнятся не в духовной сфере, так считают амилленаристы, например [Л.34, стр. 517-519], но в физическом мире, на земле.

1. Последнее крупное сражение

     Внимательно исследуя книгу нави Зехарйа, нельзя не обратить внимание на одно важное событие. Оно произойдёт во время Великой скорби, ДО начала Тысячелетнего мессианского царства на земле. Речь  о войне Израиля со  всеми окрестными  народами, в
т. ч. осада и захват Иерусалима.
      "Вот, Я сделаю Иерусалим
(опьяняющей) чашею исступления (яда) для всех окрестных народов, и также для (врагов) Иуды во время осады Иерусалима (Зах.12:2, "народы, обложившие осадой Иудею и Иерусалим, зашатаются, как в пьяном умопомрачении" [Л.33])" (14:2, а).
     "В этом отрывке описывается, как в тот день (перед вторым пришествием Христа) языческие народы выступят против Иерусалима" [Л.35, стр. 1119].
      "И соберу (Я) все народы на войну против Иерусалима, и взят (захвачен) будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жёны (женщины), и половина города (народа) пойдёт в плен; но остальной народ (половина) не будет истреблён (уведен) из города" (14:2, б; "но немногие жители в городе уцелеют" [Л.31]).
      Апостол Иоханан уточняет с какими племенами земли, от восхода солнечного, когда - после пересыхания реки Евфрат, в каком именно месте произойдёт решающее сражение (Отк. 16:12-16).
    "И он (точнее «они» − духи бесовские [Л.11]) собрал (собрали) их (царей) на место, называемое по−Еврейски Армагеддон" (ст.16). Слово "Армагеддон" означает гора (холм) или горы (холмы) Мегиддо [Л.1]. Но гора с таким названием не известна.
       Однако у юго-западного края  долины Йизреэль в предгорье Кармель существует холм (тель) на месте древнего города Мегиддо, в Синод. пер. "Мегиддон". Тель находится возле современного посёлка с тем же названием, в гористой местности на юг и северо-запад от него. Долина Изреель служила стратегическим ключом к территории Иудеи, местом многочисленных исторических сражений [Л.2-4].
     В Библии не сообщается по какой причине начнётся война. Кроме исторического духа вражды между евреями и окрестными народами, причина  в грехах да беззакониях самого Израиля, как не раз бывало в прошлом: "ибо за грехи наши и беззакония (вину) отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании (презрении) у всех, окружающих нас (окрестных народов)" (Дан.9:16, б).      
     Поводом к войне окажется строительство иерусалимского Храма ("Бейт Адонай") на Храмовой горе (Аль-Харам аль Кудс аш Шариф). На том месте, где сейчас находится мешхед "Купол Скалы" или "Купол над Скалой". Он построен в 687-691 годах от Р.Х. согласно повеления омейядского халифа Абд аль-Малика. Сегодня Куббат ас-Сахра с мечетью Омара ("Аль-Акса") составляют единый религиозный комплекс "Харам аш Шариф".
    Стройка начнётся после разрушения великим землетрясением мешхеда "Купол над скалой"  (рис.1) и мечети "Аль-Акса".
    В тот день город распадётся на 3-и части (Отк.16:18, 19. На 2-е части расколется Елеонская гора (Зах.14:4.), на её западном склоне из гробов выпадут кости жителей Йерушалаима (Иер.8:1). Гористая Иудея уподобится равнине (Зах.14:10).
     По окончании указанных драматических событий, "будет стоять Иерусалим безопасно (будет жить в безопасности) (ст.11, б).
   Отныне "чертогов иноплеменников": Купола Скалы, Аль-Акса, подземной мечети уже нет в городе (Ис.25:1-3).

2. Пророчества Зехарйа о войне

     Вначале, священная война для израильтян окажется неудачной, т. к. на одного защитника придётся 70 нападающих (Зах.14:2, Суд.1:7). С юга и севера на территорию Мединат Йисраэль вторгнутся вражеские отряды с целью уничтожить евреев; они наводнят всю землю (Дан.11:40, 41).
       Толкователи Писания предполагают, Даниил говорит о Египте и России [Л.5, 29], некоторые добавляют к ним армии Европы, Африки, Китая, Индии [Л.6, 7]. Типичный сценарий диспенсационалистов приводит их критик, автор [Л.34], интересен следующий отрывок.
     "Затем начнётся "самая страшная из войн", Третья мировая война - "величайшая во всей истории" (Lindsey, 71). Двести миллионов китайских солдат ("цари от восхода") маршируют на Израиль, а антихрист в это время ведёт на Израиль армию европейцев. Эти две гигантские армии соединяются на территории Израиля, в месте, называемом Армагеддон" (стр. 559). 
      Однако у данного сказочного сценария отсутствует основание. В Библии не сообщается о грандиозной международной бойне типа Третьей мировой войны. Скорее всего имеются в виду локальные военные конфликты между уцелевшими после Дня Господа двумя группами людей, израильтянами и окрестными народами; в т. ч. решающее сражение (Зах.14:3), очевидно на горах Мегиддо.
     Поскольку в предсказании Захарии, "соберутся против него (Йерушалаима) все народы земли" (Зах.12:3) речь не о всей планете. Но всего лишь о населении ближневосточных стран, Йоэйл называет их "народы окрестные" (Иоил.3:11).
      Почему же библейские пророки ни одним словом не упоминают участие в войне на Ближнем Востоке США, многолетнего верного союзника Израиля. Очевидно, США не смогут оказать какую-либо реальную помощь израильскому народу. Территория Северной Америки сильно пострадает от стихийных бедствий.
    Мегаземлетрясений, чудовищных цунами высотой в сотни метров, извержений вулканов 8-й высшей категории, взрыва супервулкана Йеллоустоун, продолжительного затопления почти всего континента. Американский флот, подобно флотилиям иных стран, "погибнет" (Отк.8:9).
      Военные стычки в Палестине будут сопровождать голод, эпидемии, нашествия диких зверей (Отк.6:8, Иез.38:21, 22). В ходе военных действий Йерушалаим подвергнется осаде, захвату, разграблению, дележу добычи; как предсказано.
      "Вот наступает (особый, судный) день Господень (когда) и разделят награбленное у тебя среди тебя ("награбленное у вас будут делить на ваших глазах" [Л.32]). И соберу (Я) все народы на войну против Иерусалима, и взят (захвачен) будет город, и разграблены будут домы ..." (Зах.14:1,2; 12:2).
       "Под Днём Господним в данном случае подразумевается последняя осада Иерусалима языческими народами" [Л.35, стр. 1121].

3. Спасение Мединат Йисраэль

      В  последней войне, Эль Шаддай, наказав мятежный дом, защитит остаток Свой (Зах.12:8), как обещано.
      "Но Господь накажет
(покарает) народы, сражающиеся против Иерусалима. Он пошлёт на них ужасную болезнь.  Их (плоть) кожа начнёт гнить, когда они ещё живы ("будут ещё держаться на ногах" [Л.32]) , глаза станут гнить в глазницах, а язык будет гнить во рту. Эта ужасная болезнь будет свирепствовать во вражеском стане ..." (Зах.14:12-15, пер. [Л.11]).
      Не одна свирепая эпидемия физически сильно ослабит вражеские отряды, но вооружённые стычки друг с другом (14:13, Агг.2:22). В те дни начальники Иуды окажутся лесным костром, он спалит врагов словно солому огонь; защитники одолеют нападавших, жители Йерушалаима вздохнут спокойно (Зах.12:5, 6).
      Обязательно, в полной мере исполнится обещание Йахвэ Элохим. "И будет в тот день (в те дни), Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (12:9, "пришедшие сражаться против Иерусалима" [Л.11]).
      Во время шумного сражения, в городе раздастся "голос (шум) из храма, голос Господа, воздающего возмездие (наказание) врагам Своим" (Ис.66:6, б). Адонай Цеваот возлюбил Йисраэль, Он отдаст жизнь многих жителей земли за душу его (43:4).
      Таким образом, вначале, Зехарйа сообщает о гибели в День Господень двух третей народа израильского, очищении его третьей части огнём (13:8, 9, [Л.8]). Затем он описывает войну окрестных племён против Йерушалаима, помощь Господа, победу (14:1-15).
     Указанные пророком события относятся ко второй половине данииловой седьмины, они произойдут вслед за тем, как Господь небесных воинств потрясёт "небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, 21). Гора Елеонская ("Ар Азэйтим") расколется землетрясением на две части, северную да южную. Образуется широкая долина (Зах.14:4), по ней во время войны убегут жители из Иерусалима (ст.5), потом "придёт Господь".
      В дни Великой скорби, вслед за великим землетрясением, "эта земля, от Гевы до Риммона, что к югу от Иерусалима, станет равниной" (14:10, а; пер. [Л.32]). "Вся земля будет как равнина, и Иерусалим будет возвышаться над нею" [Л.35, стр. 1122]. Затем жители вернутся в город, он вновь отстроится  "и никакой враг больше не придёт, чтобы разрушить город" (ст.11, пер. [Л.11]).
    Согласно предсказания Захарии, военные конфликты начнутся в условиях уникального природного явления, длительного отсутствия света. "И будет в тот (особенный) день: не станет света …" (14:6), что не означает буквальное полное отсутствие света в течение около 3,5 лет.
      Тем не менее,  примерно на 30 % ослабеет свет от светил на небосводе, исполнится новозаветное видение Иоханана (Отк.8:12). Свет померкнет из-за попадания в атмосферу пепла, сажи, золы, дыма, минеральной пыли, пара, иных грубых аэрозолей.
      Поэтому нельзя отличить день от ночи. По утверждению ветхозаветного пророка, "ни день, ни ночь" (Зах.14:7, "не будет в этот день ни дня, ни ночи" пер. [Л.11]; "предсказываются глобальные изменения в климате" [Л.35, стр. 1121]).
      Верно, днём сумрачно по причине сильной запыленности атмосферы [Л.9]. Ночи же окажутся светлыми  благодаря попаданию солнечных лучей с дневной стороны планеты на её ночную сторону из-за многократного отражения лучей дисперсными атмосферными аэрозолями [Л.10].
      В таком случае становится понятным современный перевод стиха Зах.14:7, "когда обычно опускается тьма, всё ещё будет свет" [Л.11].  Вместе с тем проясняется загадочное эсхатологическое пророчество Иоил. 3:15, "звёзды потеряют блеск свой" по причине колоссальных объёмов пыли  в земной атмосфере.

4. Пророчества Йоэйла о войне

     Сведения об эсхатологическом Дне Господнем, полученные нави Иоилем, не менее обширны, их основные моменты совпадают с тем, что Бог открыл Захарии.
     Так за описанием опустошенной земли (Иоил. гл.1), разорённой небесным полчищем Йахвэ (2:1-11), в  3-й главе Йоэйл пишет о войне окрестных народов против Израиля, после восстановления его государственности (3:1-8); главное сражение произойдёт в долине Йеошафата (означает "Господь судит" [Л.32]).
     "Пусть воспрянут (поднимутся) народы и низойдут (сойдут) в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы ("окрестных стран" [Л.31]) отвсюду (вокруг)" (3:12). 
    В стихах 12, 13 речь об Армагеддонской битве в Палестине, вовсе не вселенском суде, предсказанном в Мт.25:31-46, по ошибочному мнению авторов  [Л.12; Л.29, стр. 83]). Долина Иосафата в те древние времена не существовала, оттого  комментаторы полагают, "это должна быть одна из долин вблизи Иерусалима" [Л.24, стр. 883; Л.1, 12; Л. 29, стр. 84].
      Однако такой обширной впадины, в ней должны разместиться "все народы" (3:2) даже окрестных стран, вблизи Йерушалаима нет. Скорее всего, Йоэйл имел в виду долину Йизреэль, точнее её западную часть, равнину Мегиддо (рис.2).
      В указанной долине поражение Израиля в прошлом, иудейского царя Иосии  от фараона Нехао, обернётся победой в будущем, "ибо велик день Изрееля!"  (Ос.1:5, 11; Зах.12:11).
      Подобный успех в войне иудеи получили над Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х.,  когда ангел Господень умертвил в стане ассирийском 185 тысяч воинов,  предназначенных для осады Йерушалаима, остальные покинули страну  (4Цар.19:35, 36).
     То же самое Яхве Элохим совершит в день Изрееля. "Я заставлю  северные  народы покинуть вашу страну ... Эти люди принесли много  зла. Они поплатятся за это и будут гнить, как мертвецы. И поднимется  вокруг них страшное зловоние" (Иоил.2:20, пер. [Л.11]; сравните с  Зах.14:12).
     В  последнем крупном эсхатологическом сражении победят герои Его, ибо  "Господь будет защитою для народа Своего" (Иоил.3:9-16). Затем  освободится территория страны, потом – осаждённая столица (Зах.12:7); "и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить чрез него ("в него не вступит чужеземцев рать", пер. [Л.32], "никакие чужеземцы в град сей не вторгнутся" [Л.33])" (Иоил.3:17; Ис.52:1).
      Подобно пророку Захарии, Иоиль относит военные действия Дня Господа ко времени, когда наступят сумрачные дни да светлые ночи. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15; Зах.14:6, 7). Война разразится спустя некоторое время как "содрогнутся (поколеблются) небо и земля" (Иоил.3:16).
      После победы, окончания строительства третьего иерусалимского храма, его освящения воцарится Господь на Цийоне, на святой горе Своей (Иоил.3:17-21, Зах.14:9, Соф.3:15-17). Он прославит остаток Ам Йисраэль (ст.12) среди поносивших его народов, согласно обещания.
      "Вот, Я стесню (покараю, накажу) всех притеснителей твоих  (в Масоре "Я уничтожаю всех мучивших тебя") в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное (изгнанников) и приведу их в почёт и именитость на всей этой земле поношения их ("где они были унижены" [Л.31])" (Соф.3:19).

5. Пророчества Михи и Овадйа о войне

      Военное поражение враждебных Израилю стран перед наступлением мессианского царства предсказывают нави Миха (Михей) и Овадйа (Авдий).
     Так в начале дней Великой скорби израильтяне, вышедшие из городов из-за страха перед землетрясениями, живущие в поле, схватят муки "как рождающую" (Мих.4:9, 10; [Л.8]). Затем против дщери Цийона объединятся многие племена. Они скажут, "да будет она осквернена, и да наглядится око наше на Сион!" (4:11, "Пусть наши глаза увидят несчастье Сиона!", пер. [Л.32]).
     Конец данного пагубного решения уже известен. Собранные Богом в долину Йеошафата, "как снопы на гумно", все нападающие на Йисраэль  истребятся (4:12, 13, Зах.12:9).
     Храмовая же гора утвердится над язычниками, возвысится над всем миром. Потекут к ней многие народы, "ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (Мих.4:1-8; Ис.2:2-4). Под управлением Мессии наступит долгожданный мир на всей земле (Мих.5:4, 5), "Он возвестит мир народам" (Зах.9:10).
     И провидцу Овадйа открывается незавидная участь стран, враждебных Израилю. На примере Едома, народа, исчезнувшего в I веке от Р.Х. "Ибо близок день Господень (день суда) на все народы", они будут пить из чаши гнева Божьего, пока не исчезнут, "как бы их не было" (Авд.15, 16, "придёт тебе конец, будто тебя никогда не было" [Л.11]).
      В результате побед в долине Йеошафата, на горах Мегиддонских, в Йерушалаиме, Израиль не только защитит свою территорию, но значительно расширит её.  В видении Авдия, иудеи завладеют всей землёй, обещанной Адонаем, вернут наследие своё, по Писанию.
     "А на горе Сионе будет спасение и будет она святынею (святой обителью); и дом (род) Иакова получит во владение наследие своё" (Авд.17-21; Быт.15:18-21).
      Новые границы страны почти не отличаются от границ, указанных в древности (Иез.47:13-20, сравните с Числ.34:1-12). Но даже в таких широких пределах, в них получат наделы и постоянно проживающие иноплеменники (Иез.47:21-23), со временем  народу станет тесно (Ис.49:17-20).

6. Йом Адонай

      Итак "малым" пророкам, равным образом апостолам, Всеведущий открыл, в разном объёме, одни и те же последовательность да содержание событий последних дней неверного рода сего.
      Поэтому не удивительно, откровения, данные "большим" нави (Йехэзкэйл, Йирмейа, Йешайа) принципиально не отличаются от предсказаний, записанных в Терей-Асар или Евангелиях. Например Зехарйа, Миха, Маттафия, Иоханан сообщают о плаче, страданиях, гибели людей в День Господень.
      Тайновидец Йоэйл описывает орудия наказания, упоминая могущественного исполнителя слова Его (2:1-11). Иезекиилю же Яхве открывает имя исполнителя, время нашествия, его разрушительные последствия.
      "И было ко мне слово Господне … вот Я − на тебя (против тебя), Гог.  И поверну тебя (обратно, вспять), и вложу удила (крюки) в челюсти твои … в последние (грядущие) годы ты придёшь (тебя позовут действовать) в землю, избавленную от меча (возрождённую после войны), собранную из многих народов (люди разных стран соберутся вместе, чтобы вернуться),
     на горы Израилевы, которые
(долго) были в постоянном запустении, но теперь жители её будут возвращены из народов (вернулись из рассеяния) и все они будут жить безопасно … Я сказал (обещал): истинно в тот день произойдёт великое потрясение (страшное землетрясение) … и обрушатся горы и упадут утёсы (скалы), и все стены падут (рухнут) на землю" (Иез., гл.38; в скобках, уточнения из совр. переводов).
     Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года, восстановлена государственность Израиля. За этим событием, предсказанным Йирмейа (Иер.30:3), пророк видит последние дни: время ужаса, страданий, горя.
     "Так сказал Господь: голос (крики, вопли) смятения и ужаса слышим мы, а не мира …"  (Иер.30:5-7). "Вот, яростный вихрь (ураган) идёт от Господа, вихрь (смерч) грозный; он падёт на голову нечестивых (злодеев) … В последние (грядущие) дни уразумеете это"  (ст.23, 24; "В конце времён вы постигнете это" [Л.33]).
      Нави Йешайа, Адонай сообщает о громе, землетрясении, буре, огне в день Своего посещения земли (Ис.29:6), оттого провидец  советует народу. "Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила (гибель) от Всемогущего ("Опустошенье Сильный ниспослал" [Л.31])" (13:4-13).
      Что же принесёт грядущий День? какова цель Божьего наказания? Пророк Исаия отвечает,  "приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать (превратит Он) землю пустынею и истребить с неё грешников её" (13:9; 24:17-23).

7. Совпадение пророчеств о последней войне

     Описав трагические соьытия Йом Адонай, малые пророки повествуют о последней войне Мединат Йисраэль с окружающими народами.
      Тоже самое предсказывают Йешайа и Йирмейа, День Господень (Ис.29:6, Иер.30:5-7, 23, 24) и войну. Например Исаия, за осадой Иерусалима в 701 г. до Р.Х. ассирийским царём Сеннахиримом, провидит начало иной войны, эсхатологической.
     "И как сон, как ночное сновидение (кошмар), будет множество всех народов (Разноплеменные полчища), воюющих против Ариила (Йерушалаима), и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших (окруживших) его" (Ис.29:7, "ведущих против него осаду" [Л.33]).
    Окружение города неприятелем произойдёт после того, как Бог небесных воинств покарает землю громом с небосвода, землетрясением, сильным шумом, бурей (ураганом), вихрем и пламенем огня, мгновенно уничтожающем ВСЁ, что может гореть (ст.6).
     Иеремия же предсказывает чем война окончится. "Но все, пожирающие тебя (кто тебя уничтожает), будут пожраны (уничтожены); и все враги твои - все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены ..." (Иер.30:11-16).
       Пророк Йехэзкэйл в главе 39 об этом военном конфликте рассказывает традиционным мифопоэтическим языком.
      "И поверну тебя (обратно) и поведу тебя (поволоку), и выведу тебя от краёв севера и приведу (пошлю) тебя на горы Израилевы ... Падёшь (будешь убит) ты на горах Израилевых, ты и все полки (воины) твои, и народы (вместе с народами), которые с тобою; отдам тебя на съедение (в пищу) всякого рода хищным птицам и зверям полевым" (Иез.39:2-4).
     Иезекииль, в отличие от Иоиля, не делает различия между небесными орудиями гнева Божьего (полчище гогово, гл. 38) и вооружёнными силами человеческими (гл. 39). Тем более, обе армии придут от краёв севера (38:15, 39:2), в одном и том же году (39:8).
      Однако существенное отличие всё же есть. Первые, ведомые зверем Гогом, вызовут мощные природные катаклизмы (38:18-20, [Л.9, 10]). Вторые, под руководством человека-вождя, очевидно по прозвищу "Гог", станут пищей птиц да зверей (39:4, 17-20).

8. Армагеддон

      Тайновидец Иоханан сообщает место решающего сражения  "Армагеддон" (Отк.16:16). По-видимому, горы Мегиддонские, гористая местность у западного края Изреельской долины, где был расположен древний город Мегиддо. Холм с развалинами на месте города (рис.3) находится в 15 км на юго-запад от Нацрата (Назарета).
    Но почему главное столкновение воюющих сторон произойдёт на Меггидонских горах? ведь более удобна для сражения большая равнина, расположенная рядом с горами.
    Причина в том, что после затопления водами многочисленных цунами из Средиземного моря и сорокадневных ливневых дождей [Л.28] долина Йизреэль и прибрежная равнина севернее горы Кармил надолго превратятся в непроходимую заболоченную местность.
      Великое невиданное землетрясение (Отк.16:18) изменит рельеф местности, в т. ч. русла рек. Когда окончится затопление территории Междуречья (Месапотамии) и высохнет река Евфрат (ст.12), наступит время для Армагеддонского сражения.
      Невысокие Мегиддонские горы нави Йехэзкэйл называет горами Йисраэля (Иез.39:2). "В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля говорится о "горах Израилевых" [Л.1, стр. 51]. На горах Мегиддонских да в "открытом поле" погибнут все, восставшие на Цийон (ст.4, 5).
      Никакого отношения к христианству данное событие не имеет, вопреки мнению автора [Л.34]. "Вместе с антихристом будут уничтожены все армии, собранные для армагеддонского нашествия на Церковь" (стр. 578).
      Исход сражения между Израилем и окрестными народами решит Йахвэ Элохим, так предсказано в терминах, понятиях, образах ветхозаветного времени.
     "И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу (вырву) стрелы твои из правой руки твоей ..." (Иез.39:3-5). "И явлю славу (дело) Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу (опустил) на них" (ст. 17-21).
      Вооружённые стычки, оккупация Йерушалаима продолжатся больше года, согласно пророчества Йешайа, "приложите год к году" (Ис.29:1; может означать "что произойдёт это по окончании предыдущего года, плюс по прошествии ещё одного" [Л.12]), очевидно 2035-го.

9. Время начала войны

     Армагеддонская военная кампания начнётся осенью 2034 года, очевидно в сентябре/октябре; когда схлынет вода, заливавшая долину Изреель, территории враждебных стран, окружающих Израиль.
    Высохнет река Евфрат (Отк.16:12), точнее превратится в 7 мелких ручьёв (Ис.11:15) по причине великого невиданного землетрясения (Отк.16:18) в апреле 2024 г. Глобальное потрясение земли изменит рельеф всей планеты, в частности региональную геоморфологию Ближнего Востока.
      Станет иным расположение гор, холмов, долин Армянского нагорья, где берёт начало р. Евфрат, и горной гряды Тавра, которую река пересекает. Оттого пересохнут древние полноводные  Евфрат и Нил, каналы, озёра; иссякнут ручьи, исчезнет вода в старых источниках (Отк.16:12, Ис.19:5-7, 42:15, Иез.30:12, Пс.106:33).
      В те дни из-за повсеместного непрерывного пеплопада, соответственно сильной запыленности всей атмосферы, нельзя отличить день от ночи, "ни день, ни ночь" (Зах.14:7). "Померкнут солнце и луна, и перестанут сиять вёзды" (Иоил.3:15, пер. [Л.11]).
      Пророк Йехэзкэйл предаёт нам  слова Йахвэ Элохим. "Вот, это придёт и сбудется", сражение на горах Израилевых, "это - тот день (день Господень), о котором Я сказал" (Иез.39:8).
      Да, Армагеддонская битва осуществится в предназначенный День Господень. Что не означает, война "будет продолжаться вплоть до появления Христа, и в день возвращения Господа уличные бои разгорятся в Иерусалиме. Следовательно Иисус придёт в начале "Армагеддонской битвы" или в разгар её ..." [Л.20, стр. 570].
       Или в её конце, по иной версии. "Второе пришествие Христа во славе положит конец Армагеддонской битве ... в вечернее время сильный свет 2-го пришествия Господа Иисуса Христа как прожектором ослепит безумцев и прекратит человеческое бесчинство" [Л.30, стр. 805]. "Христос їх потопче так, що гори розмокнуть від крови й земля вп’ється кров’ю" [Л.17, стр. 242].
      Вышеперечисленные излишне эмоциональные мнения лишены логики, они не подтверждаются Писанием. Согласно библейских пророчеств, Господь будет мирно пребывать в иерусалимском храме (Иез.37:26-28, 43:4-7, Зах.2:10-12, 8:3, Иоил.3:17).
     Строительство же Бейт а-Микдаш начнётся ПОСЛЕ потрясения неба и земли, разрушения землетрясением Йерушалаима, смерти людей в стихийных бедствиях. Завершится возведение Храма в мирное время, по окончании Великой скорби, перед самым возвращением Господа (Агг.2:6-9, Мих.3:12 - 4:2, Иер.30:8-24).

10. Время окончания войны

     Последняя ближневосточная война прекратится вначале чрезвычайно холодной зимы 2035/2036 годов. Останется огромное количество уже не нужного оружия.
      Оттого немногочисленным жителям разрушенных городов израильских придётся уничтожать оружие на протяжении семи лет, хоронить трупы в мёрзлую землю семь месяцев (Иез.39:9-16). Местом самого большого захоронения будет "долина прохожих (путников) на восток от моря" (ст.11, в Масоре, "проходящих на восток к морю").
      Логично предположить, имеется в виду долина Йизреэль, расположенная на великом приморском пути, преграде для путников идущих на восток, стремящихся к Мёртвому морю. Там в долине, "весь народ земли (дом Йисраэля) будет хоронить их" (ст.12, 13).
      В Йерушалаиме, восстающем из руин от не бывало мощного землетрясения (Отк.16:18, 19), на прежнем месте соорудится Храм (Иер.30:18, Зах.1:16). Наречётся он Домом молитвы для всех народов (Ис.56:6-8), поэтому.
      "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир" (Агг.2:9, "Я пошлю мир этому месту" [Л.31]). Именно Господь, обитающий на Сионе (Иоил.3:21), пошлёт мир да безопасность Израилю, переставшему страдать от соседей, желавших ему зла (Иез.28:24-26).
      Угнетавшие и презиравшие Израиль народы теперь станут покорны ему, придут для поклонения в город Господа (Ис.60:14, Зах.8:20-23, 14:16). "Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут (уничтожены будут), и такие народы совершенно (до конца) истребятся" (Ис.60:12).
      Излиянием Святого Духа ознаменуется наступление мессианского царства (Иез.39:29, Зах.12:10, Иоил.2:28).  Затем исполнится обетование Божье о массовом духовном обновлении уцелевших. "Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно (плечом к плечу, сообща)" (Соф.3:9).
      Увы, до сегодняшнего дня Израиль не слышит ушами, не видит глазами, нет у него сердца, чтобы обратиться к Господу Иисусу Христу за исцелением.

11. Армагеддон новозаветный и ветхозаветный

      Традиционно предполагается, рассказ о сражении при Армагеддоне содержится в главе 19 книги Откровение Иоанна. Например, в работе [Л.1, стр. 39] написано.
      "Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда Антихрист выведёт своё войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Отк.19:19)". "Кульминацией станет великая битва при Армагеддоне, во время которой народы мира присоединятся к сатане, чтобы сражаться с Иисусом Христом"  [Л.36, стр. 470].
       Автор работы [Л.13] утверждает, «явление Христа на облаках во славе для избавления своего народа − это и есть Армагеддон», сражение между интернациональными войсками Антихриста и небесным воинством Христовым (рис.4). 
 
     
      В те дни "он (дракон) приведёт войска антихриста в землю Израиля, окружит гору Елеон, чтобы поразить Сына Божия прямо в воздушных пространствах, когда Он будет спускаться с неба на землю" [Л.18, стр. 307].
     "Вооружённые всею мощью современной техники, эти войска приготовятся встретить Христа и сопровождающих Его святых огнём всех орудий, ракет и всех видов оружия ..." [Л.30, стр. 764], "антихрист направлял свои армии в Палестину, чтобы не допустить приземления (?) Христа и Церкви ..." (там же, стр. 769).
     Многие толкователи и комментаторы Библии [Л.5, 14-21, 29, 30] придерживаются именно такой гипотезы, несмотря на её сказочную невероятность, указанную в [Л.22, стр. 147].
       Сравнение вселенской Божьей битвы всех веков (День Господень), увиденной Иохананом, с местными военными действиями в Палестине (Армагеддон), описанными ветхозаветными пророками, заставляет усомниться в правильности приведенных выше широко распространённых толкований. Указанные два события, согласно нижеприведенной сопоставительной таблице, мало похожи.
 
  Наименование события Война в видении Иоанна (гл.19) Война у ветхозаветных пророков
1 Война происходит В неопределённой местности На территории Палестины
2 Война против Бога (ст.19) Израиля
3 На войну народы собирают Зверь и цари земные (ст.19) Бесовские духи
4 Против народов воюет Бог и воинства небесные (ст.11-14) Израильский народ
5 Бог поражает Непосредственно Сам Опосредствованно
6 Орудия поражения Меч, жезл железный, давильня (ст.15, 21)

Болезни, паника, стычки союзных отрядов неприятеля

7 Военные действия народов Отсутствуют Присутствуют
8 Результаты войны Гибель народов, зверь – в огненном озере (ст.17-21) Победа Израиля   

12. Апокалипсис Иоанна

       Дело в том, что открытые Иоханану видения главы 19 касаются совершенно разных событий.
      Первое (19:1-10), относится к началу 1000-летнего царства, т.е. окончанию велико скорбных дней, "ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (ст.6). Потому на небесах радость из-за спасения, от наказания греха на земле, "ибо истинны и праведны суды Его!" (ст.1-3). 
      Второе событие, описанное Иоанном в 19:11-21, также не имеет отношения к Армагеддонскому сражению, оно происходит  в самом начале  Великой скорби [Л. 1, 16, 18]. "Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать (судить) обитателей земли (народы) за их беззаконие (преступления, грехи)" (Ис.26:21, сравните с Отк.19:11).
     Поэтому апостол одновременно видит: на небесах, Иисуса Христа и воинство Его (19:11-14), в нашем мире, "наказание обитателей земли",- столкновение Земли с метеорно-астероидным потоком. Называя орудия наказания горой, звездойкадильницей с неба (8:5-12, [Л.9,10]. Падение массивных космических тел сопровождается громоподобным трубным звуком.
      Наслоение двух удивительных  видений Иоанна порождает  грандиозную картину сражения Небесного Воителя с надменно-враждебным миром, безбожными жителями земли, извратившим путь свой.
      "Из уст (рта) же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило (в давильне) вина (готовя вино) ярости и гнева Бога Вседержителя ... А прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст (рта) Его; и все птицы напитались (досыта наелись) их трупами" (19:15-21).

13. Аллегорический образ карающего Бога

     Параллельные места из Книги пророка Йешайа (63:1-6) и Теиллим (Пс.2) дополняют образ подобного Сыну Человеческому из книги Откровение (1:14-16, 19:12-15; [Л.7]).
      Например, Иоханан сообщает о великом точиле-давильне гнева Божия (14:19, 20, 19:15). В него брошены да истоптаны народы земли "… и потекла кровь из точила (давильни) даже до (высоты) узд конских, на тысячу шестьсот стадий" (14:20, высота потока примерно 1,5 метра, длина около 300 километров).
      В некоторых толкованиях, "точило отождествляется с Божьим гневом против греха и в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина" [Л.23, стр. 1213]. "Подобно тому, как люди топчут виноград в точиле и при этом пятнают одежды брызгами крови от раздавленных ягод, так и Христос будет давить кровь виновных людей" [Л.5, стр. 151].
      Иное, менее кровожадное толкование стиха 19:13. "Это кровь Агнца, пролитая Им на Голгофе" [Л.30, стр. 765]. Нави Йешайая указывает на Того, Кто топчет точило, на Чьи ризы брызгает кровь.
    "Я − изрекающий правду (праведный суд), сильный, чтобы спасать ... "Я топтал точило  (в давильне) один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал Мне);
      и Я топтал их во гневе Моём и попирал
(топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё" (Ис.63:1-6; в скобках, уточнения из [Л.31]).
      Оттого у Иоанна «Слово Божие» облечено в одежду, обагрённую кровью (Отк.19:13). Богословы до сих пор спорят, чья это кровь: вражеских армий (19:19, 21), верующих, погибших мученической смертью (6:9-10) или кровь Самого Иисуса Христа, пролитая на кресте.
      Пророки видят, Мессия пасёт народы жезлом железным, поражает мечом, исходящим из уст (!?), духом уст Своих убивает нечестивого (19:15, Ис.11:4); сокрушает мятущиеся народы. "Бог даёт Христу прерогативу наказывать непокорных и мятежных" [Л. 35, стр. 530].
     "Ты поразишь (сокрушишь) их жезлом железным; сокрушишь (разобьёшь) их, как (глиняный) сосуд горшечника" (Пс.2:9). Очевидно в ст.9 аллюзия, либо на ветхозаветный обрядовый закон, он предписывал разбивать осквернённые сосуды [Л.23, стр. 215]. Либо на египетских фараонов, писавших имена побеждённых врагов  на глиняных сосудах, которые затем разбивались [Л. 24, стр. 593].
      Следует отметить, на древнем Ближнем Востоке существовало широко распространённое представление об активном участии божества в военных конфликтах, ему приписывали победы  в сражениях [Л.24, стр. 755].

14. Основа пророческих аллегорий

     Вышеуказанные сюрреалистические толкования (§13), необычные аллегорические образы главы 19 Откровения  не следует воспринимать буквально.
      Поскольку точилом (давильней) "вина ярости и гнева Бога Вседержителя" пророки называют, вероятнее всего, радиант метеорного потока [Л. 25]. Метеорные вспышки божественного точила на небосводе подобны брызгам крови. Его земной аналог - яма, в ней топтали виноград.
      Узкие длинные яркие шлейфы-хвосты болидов нави именуют мечом Божьим (Отк.19:15, 21, Ис.34:4-6), как аналог человеческого оружия (Втор.32:42). Астероид Гог называют жезлом железным (Отк.19:15, Пс.2:9, Ис.11:4).
     В старину жезлом погоняли скот, носили его у пояса, на посох опирались при ходьбе; при необходимости жезл и посох  использовали в качестве оружия [Л.24, стр. 599]. Предполагать, пророк имел в виду Слово Божие (меч) и дисциплину закона (жезл железный), подобно автору работы [Л.26, стр. 7, 48], нет никаких библейских оснований.
      Кроме того, следует учесть буквальное значение слова "уста", это выходное или входное "отверстие во внутреннюю полость" [Л.23, стр. 1006]. Устрашающее "отверстие" на небосводе в центре радианта, пророки именуют устами Господа.
       Из уст на небе исходят орудия гнева Всемогущего, падают небесные тела с хвостами дыма. Огненное дыхание Его, по-научному высокотемпературная ударная волна, убивает грешника, как написано в Ветхом Завете.
     "Поднялся дым ("Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.32]) от гнева  (буквально "горячего дыхания")  Его и из уст Его огонь поядающий; горячие (горящие) угли сыпались от (вокруг) Него" (Пс.17:9, 16),
      "и жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4; 30:27,33), "дохну на вас огнём негодования Моего, и (вы) расплавитесь (в нём) среди него" (Иез.22:21).
       То же самое читаем в Новом Завете о пришествии Господа Иисуса Христа в силе и славе. "Из уст же (рта) Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы" (Отк.19:15; 2Фесс.2:8).  Меч, выходящий из Божьего рта (синекдоха), несомненно символ.
       Однако библейская символика не абстрактна, она всегда основана на конкретных физических свойствах предмета или явления. В данном случае, за уста Господа, Иоанн принимает "отверстие" сияющего радианта на небе; блеск его "как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!" (Авв.3:4).
      Ученик Христа видит, "острый ... меч", исходящий из таинственных уст-отверстия (Отк.19:15),- острый длинный яркий след болида. Лицо же Господа, т.е. сам радиант, "как солнце, сияющее в силе своей" (1:16); "лицо Его было подобно ярко сияющему солнцу", пер. [Л.32]). 
      Ещё одна подобная пророческая аллегория. Всемогущий одевается светом, словно ризой (Пс. 103:2), в День же Господень небеса приобретут кроваво- красный цвет (рис.5, [Л.12]).      
      Поэтому Йешайа уподобляет Его светоносное одеяние червлёным,  т.е. красным ризам (63:1-3), Иоханан - окровавленной одежде. "Он  был  облечён в одежду (плащ), обагрённую кровию" (19:13).
    Продолжая пророческую символику, Исаия и Иоанн называют  покрасневшую речную, озёрную, морскую воду [Л. 27, 28] кровью  народов, вылитой на землю (Ис.63:6, Отк.14:20).
    Оттого у тайновидца Йоэйла такие удивительные физические  знамения Дня Господа: кровь, огонь, столпы дыма; причём одни и те  же  как на небе, так на земле (Иоил.2:30).

15. Грядущий день силы Его

      Итак, если Изрекающий правду (Ис.63:1), Верный, Истинный (Отк.19:11), Помазанник (Пс. 2:2) одно Лицо, тогда видение Иоанна (19:11-21) следует отнести к началу дней Великой скорби (17:12-14).
      Он же День Господень (Йом Адонай), грядущий день гнева Его, о нём сообщает псалмопевец (Пс.2:10-12, 109:5-7). Исаия же видит День гнева сбывшимся. "И попрал (топтал) Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их" (63:4-6, 13:5-13, 24:1-22).
     "Когда Господь вернётся, чтобы установить Своё царство, Он должен будет вначале истребить Своих врагов" [Л. 35, стр. 943]. Через пророков Создатель всего сущего предупреждает знающих трубный зов, заранее извещает о надвигающейся гибели (Соф.1:2, 3). Весь мир сгорит в огне ревности Его (Мал.4:1, Иоил.2:3, Ис.66:15, 16, Отк.8:7, 2Пет.3:10).
      Потому что всё вернулось на круги свои. Опять "велико развращение человеков на земле ("много зла на земле от людей" [Л.31]), и что все мысли и помышления сердца их были зло (устремлены к злу) во всякое время" (Быт.6:5); "нет делающего добро, нет ни одного" (Пс.13:1-3).
      Более того, " не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах (магии, колдовстве) своих, ни в блудодеянии (разврате) своём, ни в воровстве своём" (Отк.9:21). Сегодня только в США совершаются: грабёж – каждые 9 секунд, изнасилование – каждые 6 минут, убийство – каждые 25 минут.
      Оттого несмотря на всё техническое могущество своё современная богоборческая цивилизация мгновенно рухнет, погибнет от меча Небесного Воителя.
      "Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности (негодования) Его пожрана будет вся эта земля ("в пламени Его ревности сгорит вся земля" [Л.32]), ибо истребление, и при том внезапное, совершит Он над всеми жителями земли" (Соф.1:18, "страшный конец уготован Им для всех, кто на земле обитает" пер. [Л.33]; Ис.24:1-6, 17-22, Мих.7:15-17).
     Во всех открытых водоёмах покраснеют воды (Отк.16:3-6), помрачнеет воздух (ст.10). Непрозрачная атмосфера нагреется до такой высокой температуры, что станет жечь людей (ст.9).
      По причине изменившихся геоморфологических особенностей местности высохнет река Перат (Евфрат), "чтобы готов был путь царям от восхода солнечного (с востока)" (ст.12). Тогда бесовские духи соберут уцелевших восточных правителей на последнее крупное сражение, на Армагеддонскую битву (ст.13-16).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг, Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
2. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
3. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1 468 с.
4. Евангельский словарь библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
6. Куйвенховен Э. День Господень.- СПб.: Мирт, 2006.- 220 с.
7. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Фриденсботэ, 1995.-287с.
8. Статья № 4 "Время великой скорби".
9. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
10. Статья № 3 "День Господень".
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
13. Брукс Р. Вся слава Агнцу: комментарии на книгу Откровения.- Минск: МФЦП, 2005.- 224с.
14. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.   
17. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
18. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе пришествие.- М: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
19. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
20. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
21. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
22. Салов-Астахов Н.И. Царство Божие и Царство Мира сего.- Wheaton: Евангельское слово, 1995.- 215 с.
23. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
24. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
25. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
26. Чопчик Д.И. Синтезы Апокалипсиса.- Луцьк: РТ МКФ "Християнське життя", 2007.- 64 с.
27. Статья № 6 "Казни египетские и Второе пришествие Христа".
28. Статья № 5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
29. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
30. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975с.
31. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
32. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
34. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
35. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142 с.
36. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696.
День Господень