Комментарии к Псалтири. Теофания (Пс.17:5-17)

"Наклонил Он небеса и сошёл,- и
 
мрак под ногами Его" (Пс.17:10)

1. Вступление

     Книга псалмов является сборником древнееврейских хвалебных песнопений, исполнявшихся в музыкальном сопровождении [Л.1-3]. Русское название Псалтирь происходит от греч. "псалмос" как перевод евр. слова "мицмор", означающего игру на струнном музыкальном инструменте, по рус. "псалтирь" [Л.4].
     В ТаНаХе, точнее в Писаниях (евр. "Кетувим" [Л.5]), Псалтирь называется Теиллим, что означает "Восхваления", часто именуемые "Книга Хвалы" [Л.6]. Её делят на 5 частей: Пс.1-40, 41-71, 72-88, 89-105, 106-150.
     В своём нынешнем виде Псалтирь является собранием ранее разрозненных сборников древних песнопений: псалмов Давида (Пс.3-40), хоровых песен сынов Кореевых (41-48), псалмов восхождения (119-133) и т.д. [Л.3, 7].
     Насчитывается не менее семи авторов Псалтири [Л.6]. Многие из псалмов приписываются царю Давиду, в Кетувим - 73 псалма, Септуагинте - 84, в латинской Вульгате - 85 [Л.1].
     Псалтири присущ язык ассоциаций, характеризующийся постоянным использованием образных оборотов, символов, иносказаний [Л.4]. В том числе сравнений, метафор, аллегорий, также широко используется персонификация и антропоморфизм [Л.8].
     Время написания книги. Учёные консервативной школы считают, первый псалом появился около 1410 г. до Р.Х., а последний написан после вавилонского плена, примерно с 500 г. до 430 г.  по Р.Х. [Л.6, 8].
     Композиция ст. 17:5-17
.
       1. Физическое состояние Давида (17:5-7).
       2. Видение теофании (17:8-16).
       3. Спасение псалмопевца (17:17).
     Главная тема. Теофания, т.е. Богоявление и сопровождающие его события.
     Цель написания. Воздать хвалу Йахвэ, являющему Своё присутствие в стихийных бедствиях, спасающему человека.
     Содержание. Давид испытал на себе странную смертельную болезнь (17:5, 6), что побудило его обратиться к Богу (ст.7). В ответ псалмопевцу открылось видение теофании (17:8-16). Богоявление сопровождалось землетрясением (ст.8); дымом, огнём, горячими углями (ст.9), падающими через прорванные небеса (ст.10); ветром, мраком, грозовыми облаками (ст.11, 12).
     От слепящего сияния перед Адонай Элохим да гласа Его бежали облака, град и угли огненные (17:13, 14). В гневе Он пустил стрелы Свои, рассеяв их, а также множество молний, рассыпав их (ст.15). Отчего открылись источники моря, обнажились основания земли (ст.16). Но Господь спас псалмопевца, извлёк его из глубоких вод (ст.17).
     Проблемы толкования. Какие муки смертные объяли Давида. Что означают уста, ноздри, ноги, голос Бога. Описание теофании следует воспринимать метафорически или буквально, она исполнилась или нет.

2. Смертельная болезнь (17:5, 6)

    Гибель царя Саула [Л.8], со временем побудила Давида написать песнь Господу (Пс.17). За избавление от преследований ([Л.10], рис.1), а также за победу над окружающими враждебными племенами [Л.4].
    Псалом 17 содержит видение теофании (ст.8-16), записанное с некоторыми изменениями также в 2Цар.22:8-16.
    Очевидно пребывая в особом духовном состоянии, Давид не только видит чудо Богоявления, но ощущает на себе его последствия.

     "Объяли (оплели) меня муки смертные (Узы смерти), и потоки ("реки") беззакония (бедствий [Л.5]) устрашили меня (захлестнула стремнина гибели);
     Цепи ада (мира мёртвых, "Шеола") облегли (обвили) меня, и сети ("капканы") смерти опутали меня"(17:5, 6; в скобках, уточнения из [Л.11], в кавычках - из [Л.12]).

     "Этот Псалом удивительным образом рисует Христа ..." утверждается в работе [Л.13, стр. 23]. "Очевидно, что за образом Давида скрывается Мессия ..." [Л.14, стр. 191].  Однако контекст не даёт оснований для такого новозаветного толкования.
     "Давид описывает своё горе (ст.5-7) и говорит о себе как о человеке, который попал в ловушку, связан, брошен в воду ..." [Л.15]. "Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти" [Л.9].
     Верно. Тайновидца "со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью" [Л.16]. Но в чём выражалась опасность? какие конкретные смертельные болезни опутали его? Ответы можно найти в псалме 37, удивляющем своей необычностью. Давид написал его в воспоминание (ст.1).
    "Стрелы Твои в меня впились (вонзились), Твоя рука настигла меня (Причиняешь боль мне, Господи). На теле здорового места нет - это сделала ярость Твоя. Не знают покоя кости мои (до самых костей боль пробирает меня) ...
    Смердят и гноятся раны мои ... Поясницу терзает боль ("Палящей болью полны мои бёдра", "нутро моє повне запалення" [Л.26]), на теле целого места нет. Я изнемог (ослабел), я разбит ("полностью сокрушён"), из глубин нутра стоны идут (от боли всё время стону) ...
    Сердце трепещет ("колотится"), нет больше сил, и свет меркнет в моих глазах (я зренье теряю) ... не слышу я - как (словно) глухой, как немой, я рта не раскрыл (словно немой, что не молвит). Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (37:3-15, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.11]).

3. Болезни и физиологические расстройства

      Итак  Давида оплели муки смертные, устрашили реки бедствий (стремнина гибели), обвили цепи мира умерших (шеола), опутали сети смерти (17:5, 6). Такими яркими образными словами-архетипами псалмопевец передаёт своё ужасное физическое состояние, вызванное вонзившимися в него стрелами Яхве Цеваот (37:3-15).
     В пророческом видении ярость Вседержителя не оставила на теле царя ни одного здорового места. Боль проникла в кости (37:4), раны смердят и гноятся (ст.6), палящей болью полны чресла (ст.8); он сильно ослабел, чрезвычайно удручён, кричит от "терзания сердца" своего (ст.9).
     Тяжёлое физическое состояние Давида усугубилось необычными физиологическими расстройствами (37:11-15). А именно, сильным сердцебиением, утратой силы мышц (ст. 11), потерей (!) зрения, слуха, речи (ст.11, 14). "Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (ст.15, пер. [Л.12]).
     Последствия таинственной теофании (17:5, 6), временно сказавшиеся на его здоровье (37:3-15), настолько впечатлили царя, что он вспоминает о пережитом в псалме 54.
     "Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня (ужас смертный меня сдавил);
     Страх и трепет ("тремтіння" [Л.26]) нашёл на меня, и ужас объял меня  (отчаяние охватило)" (54:5, 6; в скобках, текст из [Л.12]).
     На внешний характер воздействия смертных ужасов указывает страстное желание псалмопевца "поскорей бы в убежище скрылся от ветра, вихря и бурь" (ст.7-9, пер. [Л.12]). Такое желание Давида, который находился в чрезвычайно странном физическом состоянии, можно объяснить следующим обстоятельством.
    При написании некоторых псалмов израильский царь, а впоследствии многие из ветхозаветных пророков, испытали на себе физиологические расстройства и психосоматические болезни эсхатологического дня Господа [Л.18].     
      В эти дни "от ветра, вихря и бурь" (54:7-9), вызывающих ужас (ст.5, 6), на всех жителей земли нападёт трепет органов тела, поразит временная утрата зрения, слуха и речи (37:11-15).
     Кульминацией дней Великой скорби явится гигантское цунами [Л.19], оно обогнёт земной шар несколько раз. Кроме того, начнутся сильные многодневные дожди (ливни). Поэтому Давид, продолжая тему видения Богоявления (Пс.17:5-17), т.е. дня Господа, с такой молитвой обращается к Нему.
     "Боже, спаси меня: подступила к горлу вода (до шеи моей!). Я в трясине (глубоком иле) увяз, не на чём стать (нет опоры). Я в глубине, под водой (потоком накрыло меня), и уносит меня поток.
     От крика я изнемог, пересохшее горло (иссушено) горит. Слепнут мои глаза, глядя вдаль: где же помощь Божья?" (68:2-4, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11]).

4. Отклик Господа (17:7, 8)

    Пребывая, очевидно в духе, в столь загадочных стеснённых обстоятельствах (Пс.17:5, 6, 37:3-15, 68:2-4; указаний на их историчность в Библии нет), Давид воззвал к Адонаю.

    "В тесноте ("беде") моей (бедствии своём) я призвал Господа и к Богу моему воззвал ("возопил"). И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль (крик) мой дошёл до слуха (ушей) Его" (17:7; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.25]).

     Из небесного чертога Йахвэ услышал вопль сына Иессея, открыл ему эсхатологическое видение теофании.
    
    "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули ("пошатнулись" [Л.11], "поколебались" [Л.25]) и подвиглись ("затряслись і хитались" [Л.26]) основания гор; ибо разгневался Бог" (17:8).
 
     "Поэтическое описание Божьего личного вмешательства для защиты Израиля в Пс.17 во многом основывается на такой традиции богоявленческой символики" [Л.21, стр. 263]. "Богоявление в ответ на вопль его Давид изображает в серии метафор, взятых из природы ..." [Л.4].
     Нет. Здесь не метафоры да символика, но обороты речи с употреблением слов и выражений в буквальном смысле. По крайней мере тех, которые относятся к природным явлениям, как считают другие комментаторы.
    "Его присутствие в основном описывается через различные бедственные явления в природе ..." [Л.6]. "Его вмешательство сравнивается в стихе 8 с землетрясением" [Л.8], "от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор" [Л.16, стр. 797].
    Поэтому ст. 8 не метафора, а указание на самое настоящее глобальное землетрясение "в своих глубоких недрах". Однако не от раскатов грома, ибо написано "дрогнули и подвиглись основания небес" (2Цар.22:8; древние считали, что небосвод опирается на высокие горы [Л.1-3, 21]).
      Причина великого землетрясения совершенно иная. Ведь Давид так умоляет Господа. "Сотряс Ты землю всю, разверз её, сомкни же расселины её, ибо вот-вот развалится она" (Пс.59:4, пер. [Л.25]; "Ты заставил землю дрожать и расколол её" ([Л.11]).
     Расколотая земля не только потряслась, содрогается, дрожит, но "всколебалась" (17:8, а), стала подниматься да опускаться, словно морская волна. Отчего даже "дрогнули и подвиглись основания гор" (ст.8, б), горы двинулись (!) в "сердце морей" (45:3).
      К какому времени следует отнести исполнение стихов 17:8-16? Одни авторы считают, к далёкому прошлому, к исходу евреев из Египта [Л.7, 13]. А именно, событиям на Синае (ст.8, 9), суду над египтянами (ст.10-13), спасению от вод Чермного моря (ст.16, 17).
      Иное мнение излагается в [Л.15]. "Господь долго терпел царя Саула, но теперь Он в гневе начал сотрясать всё, как землетрясение или извержение вулкана" (стр. 222). 
    Однако во времена Шемот или царей Саула и Давида не было ни крупномасштабного землетрясения, ни вызванного им наводнения или извержений вулкана [Л.1-3]. Следовательно, Богоявлению ещё предстоит осуществиться, в день гнева Его (17:.8).

5. Дым, огонь, горячие угли от Бога (17:9)

     Согласно полученного псалмопевцами откровения, дело не ограничится потрясением, колебаниями и расколами земли, шатанием, дрожанием да перемещением оснований гор (17:8, 45:3, 59:4). Ибо Давид сообщает следующее.

    "Поднялся ("бухнув") дым от гнева (из ноздрей) Его и из уст Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли сыпались (разгорались) от Него (і жар запалився від Нього!")" (17:9; в скобках: Масоретскийо текст [Л.5], в кавычках - [Л.26]).
 
     Здесь "Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища" [Л.21, стр. 712]. Однако в ст.3 говорится о Боге как о скале, щите, убежище, а не мистическом чудовище. Он слышит вопль (ст.7), гневается (ст.8), у Него есть уста (ст.9), голос (ст.14), ноги (ст.10), даже рука, которой Адонай извлекает из воды (ст.17).
    Более того, "Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме ..." [Л.20, стр. 596]. "Вполне понятно, что в псалмах много антропоморфизмов (приписывания человеческих качеств другим существам), в том числе упоминания о голосе, словах, глазах, ушах, лице, руках или пальцах Бога" [Л.1, стр. 1052].
    Верно. Однако не случайно Давид использовал именно такие странные следующие антропоморфизмы. В буквальном переводе [Л.25], "дым изошёл ("бухнув" [Л.26]) из ноздрей Его, и огонь вырвался из уст Его - угли зажглись от него" (17:9). Что же подразумевает тайновидец под ноздрями и ртом Йахвэ? неужели это действительно архетип "мистического огнедышащего чудовища"?
    Отвечая на поставленные вопросы, необходимо учесть следующие обстоятельства. В Библии образы больших размеров связываются с Богом, а также используются для изображения Его силы и суда [Л.21, стр. 106]. Поэтому устами Яхве Элохим псалмопевец называет огромный яркий радиант метеорного потока на небе - жилище Бога [Л.22].
    Оттого написано "уста Его извергают огонь пожирающий, обрушились дождём уголья пылающие от Него" (ст.9, пер. [Л.23]).
    По-научному, из радианта вылетают болиды ("огонь пожирающий") и малые метеорные тела ("уголья пылающие"). Становится понятным таинственное пророчество Давида.
   "Дождём прольёт Он на нечестивых (На злодеев) горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля (участь) из чаши" (10:6; в скобках, текст [Л.12]).
      Из огромной чаши на небосводе Всемогущий дождём прольёт небесные тела: горящие угли, огонь, серу (ст.6). Также Давид увидел как. 
     "Дымом полыхали Его ноздри"  (17:9, пер. [Л.12]), "Дымились Его ноздри" ([Л.17]), "Дым вырвался из Его ноздрей" ([Л.11]), "із ніздер Його бухну дим" [Л.26].
     В современном понимании, он видит огненные шары болидов, оставляющие за собой длинные хвосты дыма (рис.2) из раскалённых газов и твёрдых частиц [Л.22].

6. Теофания (17:10-12)

      В одном из псалмов Давид призывает. "Господь, спустись, прорвавши небеса, и горы тронь, чтоб задымились" (143:5, пер. [Л.17]). Йахвэ отвечает на его просьбу откровением теофании, описанной в 17-м псалме.

    "Он расторг небеса и сошёл, под ногами - мглистые тучи" (17:10, пер. [Л.11]; или "И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" [Л.17]).

     Расторгнутыми или разорванными небесами псалмопевец называет невиданный ранее радиант - отверстие в небосводе, из него сыплются на землю горячие угли и огонь (ст.9). Тогда "ногами Его" (ст.10) именуются столпы огня от болидов, как раскалённые в печи.
     Мглистые чёрные тучи возникнут в результате попадания в атмосферу огромного количества грубо дисперсных аэрозолей: минеральной пыли, вулканического пепла, сажи, золы, паров морской воды [Л.24].

     "И воссел на херувимов (херувима) и полетел, и понёсся (помчался Он) на крыльях ветра" (17:11; в скобках, уточнения из [Л.12]).

    Трудно определить идёт ли речь об одном из высших ангельских чинов или под херувимом (евр. "керув") подразумевается нечто иное. Подобно случаю со ртом, ноздрями и ногами Всемогущего, так как. "В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения ..." [Л.21, стр. 1203].
     Сильный ветер, на крыльях которого помчится Адонай (ст.11), вызовут сверхзвуковые ударные волны высокой температуры (до 700 000 °С [Л.19]). Оттого написано.
     "Грядет Бог наш, и не в безмолвии: (огонь) пред Ним (бежит пылающий) огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря" (Пс.49:3; в скобках, текст из [Л.25]).
     Огонь с неба несётся впереди Всемогущего, мгновенно превращая в пепел врагов сильной бурей, бушующей вокруг Него (ст.3, 96:3-5). В сотворённой Им кромешной тьме.

     "И мрак сделал покровом (укрытием) Своим, сению (шатром) вокруг Себя мрак (темнота) вод, облаков воздушных (туч небесных, "густые тучи дождевые")" (17:12; в скобках, текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.25]).

     Мужу по сердцу Господу были открыты последствия таинственной теофании (17:8-16), но Его Самого псалмопевец не видел. Ибо Йахвэ укрылся во мраке, шатром "окружил Себя тучами дождевыми" (ст.12, пер. [Л.11]).
      В параллельном стихе (2Цар.22:12) указано каким образом Он создаст непроглядный покров из грозовых туч - "сгустив воды облаков небесных". По-научному, путём конденсации на грубо дисперсных аэрозолях колоссальных объёмов паров воды, попавших в атмосферу во время катастрофы [Л.24].

7. Огненные угли, молнии, град (17:13)

     Продолжая описание, Давид переходит от общих планов: глобального землетрясения (17:8), дыма, огня (ст.9), разорванного неба (ст.10), всеобщего мрака из-за грозовых туч (ст.12) к таким поразительным деталям.

    "От сияния перед Ним разгорались огненные угли (пылали тучи) падал град, и сверкали молнии (Град и искры)" (17:13, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.12]).

     Масоретский текст - "От сияния пред Ним прошли тучи Его (с) градом и углями огненными" [Л.5]. "Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии скрестились" [Л.17]. "Вот блистает свет пред Ним, в страхе бегут от Него облака, угли огненные и град" [Л.23].    
    Указанные переводы ст.13 несколько отличаются друг от друга и от Синодального перевода. Тем не менее, делая акцент на тех или иных деталях, все они близки к истине, вместе рисуя полнокровную картину стихийного бедствия.
     Так слепящее сияние на небе собственно не является Богом, оно блистает "перед Ним". Сияние распарывает тучи, заставляет их пылать и бежать, а "угли огненные" (искры) - разгораться. Несомненно здесь, а также в ст. 9, 14, 15 содержится описание мощного радианта метеорного потока [Л.22].
      После конденсации паров воды, в нижнем слое атмосферы, с образованием грозовых облаков (ст.12) засверкает множество молний (17:13, 15, рис. 3). Как написано.     
     "Молнии Его освещают (озаряют) вселенную; земля видит (их) и трепещет (дрожит)" (Пс.96:4; в скобках, текст из [Л.12]).
    При виде множества молний (17:15), от гнева Эль Шаддай будет дрожать не только земля, но взволнуется поверхность воды во всех водоёмах, даже в океане!
     "Боже! Воды, увидев Тебя, воды, увидев Тебя, дрожат, и трепещут пучины (содрогнулись бездны, "глубокий океан затрепетал").
    Хлынул ливень из облаков, гром раздаётся из туч (небо разразилось громом), Твои ("огненные") стрелы повсюду летят" (Пс.76:17, 18, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).
     Вместе с потоками воды из грозовых облаков на землю станет массово падать крупный град (17:13, 14) весом в десятки (!) килограммов [Л.24].

8. Глас Вседержителя (17:14)

     Псалмопевец не только видит последствия чуда Богоявления (17:8-13), но даже слышит Его голос.

    "Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал (разнёсся) глас (голос) Свой, град и угли (искры) огненные" (17:14; в скобках, текст из [Л.12]).

    Что же имеет в виду Давид под слуховым образом антропоморфного характера? называя архетип голос Яхве. "Удары и раскаты грома - грозный глас Божий" [Л.16]. "Раскаты грома уподобляются гласу Божиему" [Л.4; Л.9, 14]. Логично, где гроза и молнии, там раскаты грома - " глас Божий", поэтому один из переводов начинается так "Возгремел Господь громом" [Л.25].
     Однако псалом 28 заставляет усомниться в правильности такой гипотезы. "Голос Господа - сама мощь (могуч), голос Господа - величье само, голос Господа валит кедры (сокрушает в щепки могучие кедры), Господь валит (сокрушает, "трощить" [Л.26]) кедры Ливанские!
      Заставляет горы скакать! Скачут горы Ливана, словно бычок (резвящийся телец), Сирионские горы - как юный тур (вол)" (28:4-6, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.17]).
     Каким бы сильным не был гром во время грозы он НЕ может ни сокрушить в щепки деревья, ни заставить горы скакать подобно бычкам. Это в силах сделать только ударная волна (в земле, воздухе, воде) от столкновения небесного тела с нашей планетой [Л.19].
     Оттого в 17:14 речь идёт как о раскатах грома во время многодневной грозы, так и мощных звуковых импактных волнах. На фоне прорванных небес (ст.10), когда падают "угли огненные" (ст.13, 14). В таком случае, откуда возьмётся град среди горячих (ст.9) и огненных (ст.13, 14) углей?
     Град образуется при замерзании паров воды, выброшенных в верхние слои атмосферы, где очень низкая температура воздуха (до минус 60°С). За счёт намерзания льда на бесчисленных микрочастицах пыли и коагуляции ледяные кристаллы увеличиваются в диаметре до 0,4 метра, примерно 35 кг, и более [Л.24].
     Вода из приземных слоёв тропосферы, а также глыбы льда из вышележащих слоёв атмосферы, вместе с метеорными телами ("угли огненные"), с великим шумом упадут на землю (17:12-14).

9. Стрелы и молнии (17:15)

     На древнем Ближнем Востоке, "В русле представлений о божественном воителе ... боги поражают своих врагов громом и молнией" [Л.20, стр. 589]. Псалмопевец при написании следующего стиха, по-видимому, использовал именно такое представление о Йахвэ Цеваот.
    
     "Пустил стрелы Свои и рассеял (розпорошив) их, множество молний, и рассыпал (побентежив) их" (17:15; в скобках, текст из [Л.26]).

    Считается, в ст.15 речь о молниях [Л.4, 9, 14, 15]. "Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии (см.: 2Цар.22:15; Пс.76:18, 19)" [Л.20, стр. 594]. "Стрела часто явно или неявно сравнивается с молнией" [Л.21, стр. 1165].
     Однако как в Септуагинте, так и  Масоре написано "пустил стрелы", а затем "бросил молнии" [Л.5]. То же самое мы видим в псалме 76 - летающие стрелы среди туч (ст.18), а также молнии, освещающие трясущуюся землю (ст.19).
     Псалом 10 помогает понять о каких загадочных стрелах Бога говорится в 17:15, 76:18. "Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу ..." (10:6), т.е. метеорные тела (рис.4).
     Именуемые в стихе 17:9 "горячие угли" (точнее, горящие [Л.11]), "угли огненные" (ст.13, 14), "искры" (пер. [Л.12]) или "стрелы" (ст.15).
   Потому что яркие искры (треки) вспыхнувших метеорных тел имеют вид прямых линий, метеоры подобны именно стрелам (рис.4). Вспышки же молний выглядят как ломаные линии с зигзагообразными ответвлениями (рис.3).
    Эль Шаддай Свои стрелы пускает и рассеивает (ст.15, а), т.е. метеоры испаряются, рассеиваются в атмосфере. А молнии - бросает [Л.5] и рассыпает (ст.15, б), приводит их в смятение.
     Таким образом в кромешной тьме (17:10-12), на фоне мощного радианта метеорного потока из стрел Всевышнего, среди падающего града появится множество молний, сопровождаемых громом (ст.13-15).
     В это время внизу происходит также нечто необычное. "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог" (ст.8).

10. Гнев Божий (17:16)

     Описывая таинственную теофанию, Давид рассказал о своём физическом состоянии (17:5-7), землетрясении (ст.8), небесных явлениях (ст.9-15). Переводя свой взор с неба  да земли на морские воды, он видит следующую невероятную картину.

    "И явились (Тогда открылись) источники вод (моря), и открылись (обнажились) основания вселенной (земли) от грозного гласа (упрёка) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего (от дыхания ноздрей Твоих)" (17:16; в скобках, текст из [Л.11]).

     Менее буквальным, но более понятным выглядит перевод в [Л.17]. "От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось, и открылось основание земли". Или "Стало зримым дно морей, основания мира обнажились" [Л.25]. Всё же, о чём конкретно идёт речь?
    "Открылись основания вселенной" - обнажилось дно морей. Этим выражением-гиперболой Давид хотел обозначить силу потоков дождя, обилие воды: её было так много, что как бы вода вылилась из всех морей и затопила землю" [Л.16; Л.4].
    Да, ливни будут очень сильными, весьма продолжительными [Л.24], однако они не могут обнажить "дно морей" (морскую бездну).  Наоборот, скрывают дно дополнительными водопадами дождевой воды из небесной бездны, как написано.
     "Бездна бездну призывает голосом ("шумом" [Л.11]) водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною" (41:8).
     По утверждению псалмопевца, воды морской бездны выйдут из берегов, открывая "источники вод" (17:16, в древности считалось, моря имеют на дне источники [Л.21]). Авторы переводов на русский язык ст.16 указывают следующие разные причины  уникального явления - значительного оголения океанического дна.
     Оно произойдёт от гласа (голоса) Господа [Л.5], упрёка Его [Л.11], укора [Л.25], оклика [Л.12], грозы [Л.23], от Его "огненного гневного дыханья" [Л.17], дыхания ветра из ноздрей [Л.5]. Как ни странно, но все переводы верны.
     Действительно, полёт пылающего небесного тела, сопровождаемый громоподобной акустической волной (17:14), можно назвать "голосом" Эль Шаддай, упрёком или окликом с небес (ст.16). А высокотемпературную ударную волну после падения,- огненным "гневным дыханием", ветром из "ноздрей Его" (ст.8, 9, 13-16).
     Падение крупного тела в Мировой океан вызовет гравитационные волны - мегацунами [Л.19]. При их приближении к побережью произойдут сильные отливы, морская вода отступит от суши на несколько километров!
     Оттого Давид видит как "дно океана оголилось, и открылось основание земли" (17:16, пер. [Л.17]; в до научную эпоху полагали, основание земли плавает в океане). Бог обнажит "глубокое морское дно одним Своим дыханием" [Л.1, стр. 632].

11. Спасение (17:17)

    В таких ужасающих обстоятельствах: сильном землетрясении (17:8), падающих с неба огне, граде и огненных углях (ст.9, 13-15); кромешной тьме, громе, молниях (ст.10-15), мегацунами (ст.16) скользким станет путь нечестивых.
    Всемогущий низвергнет их в пропасти (Пс.72:18). "Как нечаянно (в миг единый) пришли они в разорение (как уничтожены они были), исчезли, погибли от ужасов!" (ст.19; в скобках, текст из [Л.25]).
     Забывшие Бога ослепшие народы обрушатся в открывшиеся ямы-ловушки.  Бегущие упадут как подкошенные на уходящую из под ног землю, словно пойманные силками да сетями (9:16-18). Иная доля чистых сердцем (ст.19), попавшим в такие же тяжёлые обстоятельства (17:5, 6), но взывающих к Господу подобно Давиду.
    "Спаси меня, Боже, потому что воды поднялись до шеи моей! Я погряз в глубоком иле, и нет опоры; вошёл
(попал) в глубокие воды, и потоком накрыло (волны вот-вот потопят) меня" (68:2, 3; пер. [Л.11], в скобках, текст из [Л.25]).
     Это не просто яркие метафоры или символы хаоса, бедствий, страданий как считается в работах [Л.4, 7, 9, 16]. Нет. Удивительным образом тайновидец на себе ощутил последствия эсхатологического дня Господня. Даже гораздо раньше, чем испытали на себе ветхозаветные пророки Йешайа, Йирмейа, Йехэзкэйл, Хаваккук, Нахум [Л.18].
      Благословенный услышал молитву Давида из чертога Своего (17:7), спас его.
     
    "Он простёр руку с высоты (Он склонился), и взял меня, и извлёк из (глубоких) вод многих" (17:17; в скобках, текст из [Л.11]).

    Спаситель наш - прибежище "во времена скорби" (9:10), поможет в любом бедствии. Поэтому мы не устрашимся, "хотя бы поколебалась (когда трясётся) земля, и горы двигнулись ("зсуваються") в сердце (в глубь) морей.
     Пусть шумят ("ревут" [Л.11]), воздымаются ("і киплять") воды их, трясутся горы от волнения их (содрогаются горы, вздымаясь)" (45:3, 4; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.26]).
    Не убоимся. Хотя вокруг "Народы все в страхе, рушатся царства" (ст.7, пер. [Л.17]). Ибо от гласа Вседержителя волнуется поверхность земли и растает всё, возвышающееся над ней (ст.7, б).
     Когда произойдут таинственные события (17:8-16), открытые Давиду? это знает только Создатель всего сущего. "- Я назначу время и срок и вершить буду правый суд! (Я буду судить справедливо)" (Пс.74:3, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11]).
     Именно Он, возвестив суд с небес, остановит трясущуюся планету (75:9). Как обещано. "Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её" (74:4). Господь не только прекратит разрушения на земле, но установит теократическое правление, так предсказал Давид.
    "Вспомнят и обратятся к Господу ВСЕ концы земли, и поклонятся (падут ниц) пред Тобою ВСЕ племена (людские) язычников, Ибо Господне еть царство, и Он - владыка (властвует) над народами" (21:28, 29; в скобках, текст из [Л.12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Краткий Библейский словарь. - Germany, Eschenburg: GBV, Благая весть, 2008.- 862 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
4. Толкование Ветхозаветных книг. От первой Книги царств по Книгу песни песней.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1992.- 618 с.
5. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Лоусон С. Комментарии на псалмы 1- 50. Том 1. Sacramento: Grace Publishing International, 2004.- 516 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2007.- 987 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Беллетт Дж. Г. Размышления над Псалмами, об их пророческом значении.- Ровно, Живое слово, 2010.- 192 с.
14. Сперджен Ч. Сокровищница Давида: комментарии на Псалтирь, том 1.- Минск: МФЦП, 2005.- 336с.
15. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
16. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
17. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
18. Статья № 4 "Время великой скорби".
19. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
20. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
21. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005,- 1 423 с.
22. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
23. Книга хвалений: Псалтирь. Переложение Б.Г. Херсонского.- Одесса: Богомыслие, 1994.- 432 с.
24. Статья №3 "День Господень".
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
26. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень