Комментарии к Псалтири. Теофания (Пс.17:5-17)

"Наклонил Он небеса и сошёл,- и   мрак под ногами
Его" (Пс.17:10)
 
"Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды;
бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои"
(Авв.3:10)

1. Вступление

      Псалтирь представляет собой манускрипт древнееврейских хвалебных песнопений, исполнявшихся в музыкальном сопровождении [Л.1-3]. Её название происходит от греч. "псалмос", перевод евр. слова "мицмор", означающего игру на струнном музыкальном инструменте, по русски, "псалтирь" [Л.4].
      В ТаНаХе, точнее в Писаниях (евр. "Кетувим" [Л.5]), сборник религиозных гимнов называется Теиллим, означает "восхваления", часто именуемые "Книга Хвалы" [Л.6]. Её условно делят на 5 частей: Пс.1-40, 41-71, 72-88, 89-105, 106-150.
      Современный вид рукописи представляет компиляцию ранее разрозненных собраний песнопений: псалмов Давида (Пс.3-40), хоровых песен сынов Кореевых (41-48), гимнов восхождения (119-133), прочее [Л.3, 7].
       Насчитывается не менее семи авторов Псалтири [Л.6]. Многие из мицморов приписываются царю Давиду, в Кетувим - 73 псалма, Септуагинте - 84, в латинской Вульгате - 85 [Л.1].
      Теиллим присущ язык ассоциаций, он характеризуется постоянным использованием образных оборотов, символов, иносказаний [Л.4], притч, пословиц, загадок, метафор, аллегорий; широко используется персонификация и антропоморфизм [Л.8].
      "Псалмопевец использует образы, потому что они позволяют ему выразить смысл, не поддающийся уяснению каким-то другим путём" [Л.21, стр. 944].
      Время написания книги. Учёные консервативной школы предполагают, первый мицмор возник около 1410 г. до Р.Х., последний написан после вавилонского плена, примерно с 500 г. по 430 г.  до Р.Х. [Л.6, 8].
        Композиция ст. 17:5-17
.
           1. Физическое состояние Давида (17:5-7).
           2. Созерцание Богоявления (17:8-16).
           3. Избавление (17:17).
        Главная тема. Теофания, сопровождаемая глобальными катаклизмами.
        Цель написания. Воздать хвалу Йахвэ, проявляющему Своё присутствие через стихийные бедствия, спасающему человека.
       Содержание. Давид испытал на себе загадочную смертельную болезнь (17:5, 6), побудившую обратиться к Адонаю (ст.7), в ответ ему открылось поразительное видение (17:8-16). Богоявление сопровождалось: землетрясением (ст.8); дымом, огнём, горячими углями (ст.9), падающими через прорванные небеса (ст.10); ветром, мраком, грозовыми облаками (ст.11, 12).
       От слепящего сияния Небесного Воителя, от гласа Его бежали облака, град, угли огненные (17:13, 14). В гневе Он пустил стрелы Свои, рассеяв их, и множество молний, рассыпав их (ст.15). Отчего открылись источники моря, обнажились основания суши (ст.16), но Всевышний спас сына Иессея, извлёк из глубоких вод (ст.17).
      Проблемы толкования. Какие муки смертные объяли царя, что означают уста, ноздри, ноги, голос Бога. Рассказ о теофании следует воспринимать метафорически или буквально, он исполнился или нет.

2. Смертельная  болезнь (17:5, 6)

     Гибель царя Саула [Л.8], впоследствии, побудила Давида написать песнь Господу (Пс.17). За избавление от преследований ([Л.10], рис.1), за победу над окружающими враждебными племенами [Л.4].
    Мицмор 17 содержит беспрецедентное видение (ст.8-16), записанное с небольшими изменениями в 2Цар.22:8-16.
     Видимо пребывая в особом духовном состоянии, автор моления не только видит чудо Богоявления, но ощущает на себе его последствия.

      "Объяли (оплели) меня муки смертные (Узы смерти), и потоки ("реки") беззакония (бедствий [Л.5]) устрашили меня (захлестнула стремнина гибели);
     Цепи ада (мира мёртвых, "Шеола") облегли (обвили) меня, и сети ("капканы") смерти опутали меня"(17:5, 6; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.12]).

      "Этот Псалом удивительным образом рисует Христа ..."  предполагается в работе [Л.13, стр. 23]. "Очевидно, что за образом Давида скрывается Мессия ..." [Л.14, стр. 191], "говорится о Господе Иисусе Христе" [Л.27, стр. 549].
      Однако контекст не даёт оснований для такой исключительно новозаветной экзегезы. Иное суждение. "Давид описывает своё горе (ст.5-7) и говорит о себе как о человеке, который попал в ловушку, связан, брошен в воду ..." [Л.15]. Поскольку в Палестине с наступлением сезона дождей "часто происходят быстрые и опасные разливы" [Л.21, стр. 1016].
     "Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти" [Л.9]. Верно, тайновидца "со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью" [Л.16].
       В чём выражалась опасность? чем она "умучила, согнула да скрючила" его? какие конкретные смертельные болезни опутали? Ответы можно найти в псалме 37, удивляющем необычностью, царь написал его в напоминание (ст.1).
      "Стрелы Твои в меня впились (вонзились), Твоя рука настигла меня (Причиняешь боль мне, Господи). На теле здорового места нет - это сделала ярость Твоя. Не знают покоя кости мои (до самых костей боль пробирает меня) ...
      Смердят и гноятся раны мои ... Поясницу терзает боль ("Палящей болью полны мои бёдра", "нутро моє повне запалення" [Л.26]), на теле целого места нет. Я изнемог (ослабел), я разбит ("полностью сокрушён"), из глубин нутра стоны идут (от боли всё время стону) ...
      Сердце трепещет ("колотится"), нет больше сил, и свет меркнет в моих глазах (я зренье теряю) ... не слышу я - как (словно) глухой, как немой, я рта не раскрыл (словно немой, что не молвит). Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (37:3-15, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.11]).

3. Физиологические  расстройства

        Итак  Давида оплели некие мучения, устрашили реки бедствий (стремнина гибели), обвили цепи мира умерших (Шеола), опутали сети смерти (17:5, 6). Яркими метафорами герой Израиля передаёт ужасное состояние, вызванное вонзившимися в него стрелами Яхве Цеваот (37:3-15).
       В пророческом видении ярость Его не оставила на теле царя ни одного здорового места. Боль проникла в кости (37:4), раны смердят и гноятся (ст.6), палящей болью полны чресла (ст.8); он сильно ослабел, чрезвычайно удручён, кричит от "терзания сердца" (ст.9).
     Приводящее в изумление депрессивное состояние Давида усугубилось необычными физиологическими расстройствами (37:11-15). Учащённым сердцебиением, утратой силы мышц (ст. 11), потерей (!) зрения, слуха, речи (ст.11, 14). "Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (ст.15, пер. [Л.12]).
      Развязка таинственной теофании (17:5, 6), временно сказавшаяся на его физическом и психическом здоровье (37:3-15), настолько впечатлила псалмопевца, что он вспоминает о пережитом в мицморе 54.
     "Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня (ужас смертный меня сдавил); Страх и трепет ("тремтіння" [Л.26]) нашёл на меня, и ужас объял меня  (отчаяние охватило)" (54:5, 6; в скобках, текст из [Л.12]). "Его тело сотрясают приступы жестокой лихорадки", полагает автор [Л.27, стр. 587].
       На самом деле, характер воздействия смертных ужасов указывает на внешнюю причину, посему он стремится "поскорей бы в убежище скрылся от ветра, вихря и бурь" (ст.7-9, пер. [Л.12]). Данное страстное желание Давида, находившегося в чрезвычайно странном загадочном состоянии, можно объяснить следующим обстоятельством.
     При написании некоторых песней израильский царь, впоследствии многие из библейских пророков, испытали на себе физиологические расстройства и психосоматические болезни эсхатологического Дня Господа [Л.18]. В грядущем, "от ветра, вихря и бурь" (54:7-9), вызывающих ужас (ст.5, 6), на потерпевших нападёт трепет органов тела, поразит временная утрата зрения, слуха, речи (37:11-15; [Л.18]).
     Кульминацией дней Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), окажутся гигантские цунами, также телецунами [Л.19], несколько раз огибающие земной шар. Вместе с тем, начнутся сильные многодневные дожди, непрерывные повсеместные ливни, оттого провидец, продолжая тему видения дел Всемогущего (Пс.17:5-17), обращается к Нему в мольбе.
     "Боже, спаси меня: подступила к горлу вода (до шеи моей!). Я в трясине (глубоком иле) увяз, не на чём стать (нет опоры). Я в глубине, под водой (потоком накрыло меня), и уносит меня поток", нет даже соломинки, чтобы ухватиться.
      "От крика я изнемог, пересохшее горло (иссушено) горит. Слепнут мои глаза, глядя вдаль: где же помощь Божья?" (68:2-4, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11]).

4. Беда  придёт,  с  ног  собьёт (17:7, 8)

       Пребывая  в столь мистических стеснённых обстоятельствах, очевидно в духе (Пс.17:5, 6, 37:3-15, 68:2-4; в Библии нет указаний на историчность непонятных перипетий), Давид воззвал к Адонаю.

     "В тесноте ("беде") моей (бедствии своём) я призвал Господа и к Богу моему воззвал ("возопил"). И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль (крик) мой дошёл до слуха (ушей) Его" (17:7; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.25]).

      Из небесного чертога Йахвэ Элохим услышал вопль сына Иессея, открыл ему картину будущей теофании.
    
     "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули ("пошатнулись" [Л.11], "поколебались" [Л.25]) и подвиглись ("затряслись і хитались" [Л.26]) основания гор; ибо разгневался Бог" (17:8).
 
      Здесь "Поэтическое описание Божьего личного вмешательства для защиты Израиля в Пс.17 во многом основывается на такой традиции богоявленческой символики" [Л.21, стр. 263]. "Богоявление в ответ на вопль его Давид изображает в серии метафор, взятых из природы ..." [Л.4].
      Вовсе нет. В стихе 17:8 не символика да метафоры, но обороты речи с употреблением слов в буквальном смысле. По крайней мере тех, которые относятся к природным катастрофам, так утверждают другие комментаторы.
     "Его присутствие в основном описывается через различные бедственные явления в природе ..." [Л.6]. "Его вмешательство сравнивается в стихе 8 с землетрясением" [Л.8], "от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор" [Л.16, стр. 797].
      Стих 8 не метафора, а указание на самое настоящее глобальное потрясение суши "в своих глубоких недрах". Всё же не от раскатов грома, т.к. написано, "дрогнули и подвиглись основания небес" (2Цар.22:8; древние верили, небосвод опирается на высокие горы [Л.1-3, 21]).
       Причина великого сейсма совершенно иная, автор псалма умоляет Вседержителя так. "Сотряс Ты землю всю, разверз её, сомкни же расселины её, ибо вот-вот развалится она" (Пс.59:4, пер. [Л.25]; "Ты заставил землю дрожать и расколол её", пер. ([Л.11]).
       Расколотая твердь не только потряслась, содрогается, дрожит, но "всколебалась" (17:8, а), стала подниматься да опускаться, словно морская волна. Отчего даже "дрогнули и подвиглись основания гор" (ст.8, б), горы двинулись (!) в "сердце морей" (45:3).
       К какому периоду надобно отнести исполнение ст. 17:8-16? Одни авторы предполагают, к воскресению Христа, например, [Л.27, стр. 549]. Другие, к далёкому прошлому, исходу евреев из Египта [Л.7, 13], к событиям на Синае (ст.8, 9), суду над египтянами (ст.10-13), спасению от вод Чермного моря (ст.16, 17).
       Иной взгляд излагается в [Л.15]. "Господь долго терпел царя Саула, но теперь Он в гневе начал сотрясать всё, как землетрясение или извержение вулкана" (стр. 222).  Но в дни Шемот или царей Саула и Давида не было ни крупномасштабного землетрясения, ни вызванного им наводнения или извержений вулкана [Л.1-3].
      Сверх того, когда "горы обрушатся  в бездну моря" (Пс.45:3, пер. [Л.11]), сообщает Всевышний, "Я буду превознесён в народах, превознесён на земле" (ст.11, б), чего НЕ произошло до сих пор.  Следовательно, явление Бога ещё впереди, оно произойдёт в день гнева Его (17:.8).

5. Что  падает  в  воду  красным,  а  выходит  чёрным? (17:9)

      Согласно полученного псалмопевцами откровения, бедствия не ограничатся потрясением, колебаниями, расколами земли, шатанием, дрожанием да перемещением оснований гор (17:8, 45:3, 59:4).

     "Поднялся ("бухнув") дым от гнева (из ноздрей) Его и из уст Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли сыпались (разгорались) от Него (і жар запалився від Нього!")" (17:9; в скобках, текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.26]).
 
       В ст.9 "Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища" [Л.21, стр. 712]. Странное мнение, в ст.3 говорится о Нём словно скале, щите, убежище, совсем не мистическом чудище. Адонай слышит вопль (ст.7), гневается (ст.8); у Него есть рот (ст.9), голос (ст.14), ноги (ст.10), даже рука, извлекающая из воды (ст.17).
      Более того. "Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме ..." [Л.20, стр. 596]. "Вполне понятно, что в псалмах много антропоморфизмов (приписывания человеческих качеств другим существам), в том числе упоминания о голосе, словах, глазах, ушах, лице, руках или пальцах Бога" [Л.1, стр. 1052].
       Вовсе не случайно Давид использовал именно такие, на первый взгляд, неуместные антропоморфизмы. В буквальном переводе [Л.25], "дым изошёл ("бухнув" [Л.26]) из ноздрей Его, и огонь вырвался из уст Его - угли зажглись от него" (17:9). Что же подразумевается под ноздрями да ртом Эль Шаддай? неужели здесь действительно архетип "мистического огнедышащего чудовища"?
      Отвечая на поставленные вопросы, необходимо учесть 2 важных обстоятельства. В Библии образы больших размеров связываются с Богом, во-вторых, используются для изображения Его силы и суда [Л.21, стр. 106]. "В буквальном смысле", уста "это входное отверстие во внутреннюю полость" ( там же, стр. 1006).
       Ртом Яхве Элохим тайновидец называет "отверстие" огромного радианта  на небе [Л.22], жилище Его (2Пар.30:27). Откуда "уста Его извергают огонь пожирающий, обрушились дождём уголья пылающие от Него" (ст.9, пер. [Л.23]).
     В современном понимании, из радианта вылетают болиды ("огонь пожирающий") и малые метеорные тела ("уголья пылающие"). Становится понятным доселе загадочное пророчество. "Дождём прольёт Он на нечестивых (На злодеев) горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля (участь) из чаши" (10:6; в скобках, текст [Л.12]).
      Из огромной чаши в вышине Небесный Воитель дождём прольёт: раскалённые угли, пламя, горящую серу (ст.6, по-научному, "метеорные тела" [Л.22]). Доля нечестивых вихрь огненный, "палящий ветер" (10:6, б) горячей, до 700 000 оС, ударной волны [Л.19].
      Одновременно Давид увидел. "Дымом полыхали Его ноздри"  (17:9, пер. [Л.12]), "Дымились Его ноздри" ([Л.17]), "Дым вырвался из Его ноздрей" ([Л.11]), "із ніздер Його бухнув дим" [Л.26].
      Иными словами, автор псалма видел огненные языки болидов, оставляющих за собой длинные хвосты дыма (рис.2) из раскалённых газов и твёрдых частиц [Л.22].
      Никто не сможет устоять перед лицом Всевышнего, если Он негодует,  возвещая суд с неба на испугавшуюся землю (Пс.75:8, 9). Эль Шаддай высвободит Свою ярость в полной мере, тогда  выжившие в стихийных бедствиях смирятся, по окончании гнева Его (ст.11, пер. [Л.11]).

6. Теофания (17:10-12)

     В одном из псалмов царь Израиля призывает. "Господь, спустись, прорвавши небеса, и горы тронь, чтоб задымились" (143:5, пер. [Л.17]). Яхве отвечает на его просьбу откровением анализируемого 17-го мицмора.

     "Наклонил Он небеса и сошёл - и мрак под ногами Его" (17:10, Синод. пер., [Л.25]); или "Он расторг небеса и сошёл, под ногами - мглистые тучи" (пер. [Л.11]; или "И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" [Л.17]).

       Расторгнутой или разорванной заоблачной высью Давид называет невиданный ранее радиант, отверстие в небосводе ("рот" Бога в ст.9), из "уст" Его сыплются на землю горячие угли, летит огонь. В таком случае, "ногами Его" (ст.10) очевидно именуются столпы огня от болидов, словно раскалённые в печи.
      Если в ст.9 речь о радианте, из него вылетают космические тела, почему, прежде чем наступит мрак не земле (ст.10), наклонится небо? разве такое возможно? Вполне возможно.
      Когда в море упадёт "большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8) произойдут масштабные сдвиги масс в коре и верхней мантии нашей планеты, сместится (условная) ось её вращения, изменится вид звёздного неба [Л.19]. Оно потрясётся и наклонится (Пс.17:10), а "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13).
      Мглистые чёрные тучи (Пс.17:10) возникнут в результате сильного импакта с последующим попадания в атмосферу огромных объёмов грубых дисперсных аэрозолей: минеральной пыли, вулканического пепла, размолотой пемзы, сажи, золы, паров морской воды, прочее [Л.24].
       Соответственно псалмопевец сначала видит как изо "рта" Элохим вылетает огонь и горячие угли, а из "ноздрей" Его бухнет дым (ст.9), затем - разорванное наклонившееся небо, наступивший мрак от грозных чёрных туч (ст.10). Что же произойдёт потом?

      "И воссел на херувимов (херувима) и полетел, и понёсся (помчался Он) на крыльях ветра" (17:11; в скобках, уточнения из [Л.12]).

      Трудно определить идёт ли речь об одном из высших ангельских чинов или херувимом (евр. "керув") называется нечто иное, подобно случаю со ртом, ноздрями, ногами Всемогущего; в "Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения ..." [Л.21, стр. 1203].
      Сильным ветром, на его крыльях помчится Вседержитель (ст.11), именуются газо-пылевые ударные волны чрезвычайно высокой температуры, летящие со сверхзвуковой скоростью. "Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним ("бежит пылающий", пер. [Л.25]) огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря" (Пс.49:3).
      Огонь сверху несётся впереди Эль Шаддай, мгновенно превращая в пепел врагов сильной горячей бурей, бушующей вокруг Него (ст.3, 96:3-5), в сотворённой Им кромешной тьме.

      "И мрак сделал покровом (укрытием) Своим, сению (шатром) вокруг Себя мрак (темнота) вод, облаков воздушных (туч небесных, "густые тучи дождевые")" (17:12; в скобках, текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.25]).

      Мужу по сердцу Господу открыты результаты удивляющей своей необычностью теофании (17:8-16), но Его Самого он не видел. Йахвэ Элохим укрылся во мраке, шатром "окружил Себя тучами дождевыми" (ст.12, пер. [Л.11]); они без ног, но бегут, без глаз, но плачут.
       В параллельном стихе (2Цар.22:12) указано каким образом Он создаст непроглядный покров из грозовых туч, "сгустив воды облаков небесных". По-научному, путём повсеместной конденсации колоссальных объёмов паров воды на многочисленных аэрозолях, попавших в атмосферу в период стихийных бедствий [Л.24].

7. Семь  бед,  таков  ответ? (17:13)

       Продолжая рассказ, Давид переходит от общих планов: глобального землетрясения (17:8), дыма, огня (ст.9), разорванного неба (ст.10), всеобщего мрака из-за грозовых облаков (ст.12) к поразительным грозным деталям.

      "От сияния перед Ним разгорались огненные угли (пылали тучи) падал град, и сверкали молнии (искры)" (17:13, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.12]).

     Масоретский текст. "От сияния пред Ним прошли тучи Его (с) градом и углями огненными" [Л.5]. "Его слепящее сиянье распарывало тучи, грянул град и молнии скрестились" (пер. [Л.17]). "Вот блистает свет пред Ним, в страхе бегут от Него облака, угли огненные и град" [Л.23].    
       Приведенные выше переводы ст.13 несколько отличаются друг от друга, в т.ч. от Синодального. Тем не менее, делая акцент на тех или иных деталях, все они близки к истине, вместе рисуя полнокровную картину космической катастрофы.
       Слепящее сияние (ст.13) собственно не является Богом, оно блистает "перед Ним". Излучение распарывает облака, заставляет их пылать, бежать, а "угли огненные" (искры), разгораться. Несомненно здесь, также в ст.9, 14, 15, речь о  мощном радианте метеорного потока [Л.22].
      Кроме того, при массовой конденсации паров воды в тропосфере, образуются огромные грозовые облака (ст.12), засверкает множество электрических искровых разрядов (17:13, 15, рис. 3). Как написано.    
     "Молнии Его освещают (озаряют) вселенную; земля видит (их) и  трепещет (дрожит)" (Пс.96:4; в скобках, текст из [Л.12]).
      Увидев зловещие вспышки атмосферных разрядов (17:15), от гнева Эль  Шаддай дрожит не одна  земля (96:4), взволнуется поверхность всех водоёмов,  даже океана.
      "Боже! Воды, увидев Тебя, воды, увидев Тебя, дрожат, и трепещут   пучины (содрогнулись бездны, "глубокий океан затрепетал").
      Хлынул ливень из облаков, гром раздаётся из туч (небо разразилось  громом), Твои ("огненные") стрелы повсюду летят" (Пс.76:17, 18, пер. [Л.12];  в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.17]).
       Вместе с ливневыми потоками воды сверху массово  падает крупный град  (17:13, 14), глыбы льда массой в десятки (!) килограммов  (Отк.16:21).

8. Голос  Вседержителя (17:14)

        Псалмопевец видит чем сопровождается чудо Богоявления (17:8-13), даже слышит Его голос.

      "Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал (разнёсся) глас Свой, град и угли (искры) огненные" (17:14; в скобках, текст из [Л.12]).

      Что имеет в виду Давид под слуховым образом антропоморфного характера? называя архетип "голос Яхве". "Удары и раскаты грома - грозный глас Божий" [Л.16]. "Раскаты грома уподобляются гласу Божиему" [Л.4; Л.9, 14].
      Логично, где гроза и молнии, там сильный шум - "глас Божий"; один из переводов так и начинается. "Возгремел Господь громом" [Л.25]. Всё-таки, псалом-панегирик 28 заставляет усомниться в правильности приведенных выше суждений.
      "Голос Господа - сама мощь (могуч), голос Господа - величье само, голос Господа валит кедры (сокрушает в щепки могучие кедры), Господь валит (сокрушает, "трощить" [Л.26]) кедры Ливанские! Заставляет горы скакать! Скачут горы Ливана, словно бычок (резвящийся телец), Сирионские горы - как юный тур (вол)" (28:4-6, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.17]).
      Предполагается, стихи 4-6 подразумевают грозу, "бурю в целом и, в частности, раскаты грома" [Л.27 стр. 567]. Но каким бы сильным не был грохот в час грозы он НЕ может ни сокрушить в щепки деревья, ни заставить горы скакать подобно бычкам. Такое в силах сделать лишь ударная волна (в земле, воздухе, воде) от столкновения крупного объекта с нашей планетой [Л.19].
       Сильное землетрясение заставит горы и холмы скакать (28:6), т.е. резко подниматься и опускаться (Ам.9:5). Вместе с ними, будто звери, прыгают вверх и падают вниз деревья, вырываются с корнями, сокрушаются, ломаются словно спички (Пс.28:5).
       Возвращаясь к экзегезе ст. 17:14, речь не только о раскатах грома в пору многодневной грозы, но и мощных звуковых импактных (ударных) волнах. На фоне прорванных небес (ст.10), когда падают "угли огненные" (ст.13, 14). В таком случае, откуда возьмётся таинственный  град среди горячих (ст.9) да огненных (ст.13, 14) углей?
       Град образуется при замерзании паров воды, массово выброшенных в верхние слои атмосферы, где очень низкая температура воздуха (до минус 60°С). За счёт намерзания льда на микрочастицах пыли, песка, размолотой пемзы, камешков, затем коагуляции,  ледяные кристаллы увеличиваются в диаметре до 0,4 метра, примерно 35 кг и более, удерживаясь мощными восходящими потоками воздуха [Л.24].
       Вода из приземных слоёв тропосферы, глыбы льда из вышележащих слоёв, вместе с метеорными телами ("угли огненные"), упадут с великим шумом (17:12-14; Отк.16:21). Словно воск растают горы перед лицом Владыки (Пс.96:5). "Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет" (ст.4).

9. Орудия  гнева Его (17:15)

      На древнем Ближнем Востоке. "В русле представлений о божественном воителе ... боги поражают своих врагов громом и молнией" [Л.20, стр. 589]. Давид, при написании ст.15, очевидно использовал подобное представление о Йахвэ Цеваот.
    
     "Пустил стрелы Свои и рассеял (розпорошив) их, множество молний, и рассыпал (побентежив) их" (17:15; в скобках, текст из [Л.26]).

      Считается, в ст.15 имеются в виду мощные искровые разряды статического электричества в атмосфере [Л.4, 9, 14, 15]. "Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии (см.: 2Цар.22:15; Пс.76:18, 19)" [Л.20, стр. 594]. "Стрела часто явно или неявно сравнивается с молнией" [Л.21, стр. 1165].
      Однако как в Септуагинте, так Масоре написано, "пустил стрелы", затем, "бросил молнии" [Л.5]. То же самое мы видим в мицморе 76, как летающие стрелы среди туч (ст.18), так вспышки, освещающие трясущуюся землю (ст.19).
       Псалом 10 помогает понять о каких загадочных орудиях негодования сообщается в ст. 17:15, 76:18. "Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу ..." (10:6, т.е. "метеорные тела").
       Метеоры именуются в ст. 17:9 словами: "горячие угли" (точнее "горящие", пер. [Л.11]), "угли огненные" (ст.13, 14), "искры" (пер. [Л.12]) или "стрелы" (ст.15).
     Ведь яркие искры-треки вспыхнувших метеорных тел имеют вид прямых линий, метеоры подобны заострённым тонким стержням (рис.4). Вспышки же молний выглядят ломаными линиями с зигзагообразными ответвлениями (рис.3).
     Небесный Воитель стрелы Свои пускает, рассеивает (ст.15, а), т.е. метеоры испаряются, рассеиваются в атмосфере; а молнии бросает [Л.5], рассыпает (ст.15, б), приводит их в смятение.
    Таким образом в кромешной тьме (17:10-12), на фоне мощного радианта метеорного потока из орудий Эль Шаддай, среди падающего града возникнут  искровые разряды, сопровождаемые громом (ст.13-15).
      В тот же самый час внизу происходит нечто поразительное. "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог" (ст.8).

10. Нанесёт  горя  с  моря?(17:16)

       Описывая вызывающую страх теофанию, автор псалма рассказал о своём физическом состоянии (17:5-7), землетрясении (ст.8), астрономических эффектах (ст.9-15). Переводя взор с неба  на сушу, затем на пучину, он видит нечто невероятное.

     "И явились (Тогда открылись) источники вод, и открылись (обнажились) основания вселенной от грозного гласа (упрёка) Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего (от дыхания ноздрей Твоих)" (17:16; в скобках, текст из [Л.11]).

       Менее буквальным, но более понятным выглядит перевод в [Л.17]. "От Его огненного, гневного дыханья дно океана оголилось, и открылось основание земли". Или "Стало зримым дно морей, основания мира обнажились" [Л.25]. Всё же, о чём речь конкретно?
      "Открылись основания вселенной" - обнажилось дно морей. Этим выражением-гиперболой Давид хотел обозначить силу потоков дождя, обилие воды: её было так много, что как бы вода вылилась из всех морей и затопила землю" [Л.16; Л.4].
     Несомненно, ливни будут очень сильными многодневными повсеместными [Л.24], но они НЕ могут обнажить бездну внизу.  Наоборот, скрывают её дополнительными водопадами дождевой воды, хлябями небесными, как написано.
     "Бездна бездну призывает голосом ("шумом" [Л.11]) водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною" (41:8).
       По утверждению псалмопевца, пучина выйдет из берегов, поднимется (?) на горы, затем спустится в долины (103:8), открывая на своём дне "источники вод" (17:16, в древности полагали, моря имеют внизу родники [Л.21]).
     Авторы переводов ст.16 указывают разные причины  уникального явления значительного оголения океанического ложа. Обнажение произойдёт от гласа (голоса) Господа [Л.5], упрёка Его [Л.11], укора [Л.25], оклика [Л.12], грозы [Л.23], от Его "огненного гневного дыханья" [Л.17], дыхания ветра из ноздрей [Л.5]. Как ни странно, но ВСЕ переводы верны.
       Действительно, полёт космического тела, сопровождаемый громоподобной акустической волной (17:14), можно назвать "голосом" Бога небесных воинств, упрёком или окликом (ст.16). Горячую ударную волну, возникающую при импакте,- ветром из "ноздрей Его",  "огненным гневным дыханием"  (ст.8, 9, 13-16).
     Падение массивного объекта в Мировой океан вызовет высокие гравитационные волны [Л.19]. В связи с приближением цунами к побережью, произойдут сильные отливы, вода отступит от берегов на десятки километров.
      Оттого Давид видит, "дно океана оголилось, и открылось основание земли" (17:16, пер. [Л.17]; в до научную эпоху верили, основание тверди плавает в океане). Всевышний обнажит "глубокое морское дно одним Своим дыханием" [Л.1, стр. 632].

11. Спасение (17:17)

       В ужасающих невыносимых обстоятельствах конца света: сильном землетрясении (17:8), падающих с неба огне, граде, огненных углях (ст.9, 13-15); кромешной тьме, громе, молниях (ст.10-15), цунами (ст.16) скользким станет путь нечестивых.
      Эль Шаддай низвергнет их в пропасти (Пс.72:18). "Как нечаянно (в миг единый) пришли они в разорение (как уничтожены они были), исчезли, погибли от ужасов!" (ст.19; в скобках, текст из [Л.25]).
      Равнодушные к Богу, словам и делам Его, ослепшие обрушатся в открывшиеся внезапно ямы-ловушки.  Бегущие упадут словно подкошенные на уходящую из под ног почву, будто пойманные силками да сетями (9:16-18). Иная доля чистых сердцем (ст.19), попавшим в такое же тяжёлое положение (17:5, 6), но взывающих к Господу подобно израильскому царю.
      "Спаси меня, Боже, потому что воды поднялись до шеи моей! Я погряз в глубоком иле, и нет опоры; вошёл
(попал) в глубокие воды, и потоком накрыло (волны вот-вот потопят) меня" (68:2, 3; пер. [Л.11], в скобках, текст из [Л.25]).
     Здесь не просто яркие метафоры или символы хаоса, бедствий, страдания как трактуется в работах [Л.4, 7, 9, 16]. Нет. Сверхъестественным образом тайновидец на себе ощутил загадочные последствия эсхатологической драмы молотьбы и жатвы. Гораздо раньше, чем испытали ветхозаветные пророки Йешайа, Йирмейа, Йехэзкэйл, Хаваккук, Нахум [Л.18].
       Изведали, ибо "Господь испытывает праведного" (Пс.10:5, а), предлагая ему: "призови Меня в день бедствия, и Я спасу тебя" (49:15, пер. [Л.11]).  Благословенный услышал молитву из чертога Своего (17:7), спас героя Израиля.
      
     "Он простёр руку с высоты (Он склонился), и взял меня, и извлёк из (глубоких) вод многих" (17:17; в скобках, текст из [Л.11]).

      Чудесное спасение Давид вспоминает в 39-м псалме. "Он поднял меня из страшной пропасти, из зыбкой трясины. Он поставил ноги мои на камень и стопы мои утвердил" (Пс.39:3, пер. [Л.11]). Милость Господа в воде не тонет.
      Он прибежище "во времена скорби" (9:10), помогая в любом бедствии (49:15). "При всяких несчастьях уповающие на Бога могут рассчитывать на Его защиту" [Л.21, стр. 658].
      Посему мы не устрашимся, "хотя бы поколебалась (когда трясётся) земля, и горы двигнулись ("зсуваються") в сердце (в глубь) морей". "Пусть шумят ("ревут" [Л.11]), воздымаются ("і киплять") воды их, трясутся горы от волнения их (содрогаются горы, вздымаясь)" (45:3, 4; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.26]).
      Не убоимся, хотя вокруг. "Народы все в страхе, рушатся царства" (ст.7, пер. [Л.17]). От гласа Всемогущего волнуется поверхность суши, от гнева Его растает всё, возвышающееся над ней (ст.7, б).
      Когда произойдут таинственные перипетии (17:8-16), открытые провидцу? знает один Создатель всего сущего. "- Я назначу время и срок и вершить буду правый суд! (Я буду судить справедливо)" (Пс.74:3, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11]).
       Именно Он, возвестив суд с небес, остановит трясущуюся планету (75:9), по Писанию. "Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её" (74:4). Адонай не только прекратит разрушения, но восстановит Сион, явится в славе Своей (101:17), установит теократическое правление, согласно предсказания.
      "Вспомнят и обратятся к Господу ВСЕ концы земли, и поклонятся (падут ниц) пред Тобою ВСЕ племена (людские) язычников, Ибо Господне есть царство, и Он - владыка (властвует) над народами" (21:28, 29; в скобках, текст из [Л.12]. "По правде будет судить Он мир и народами править по справедливости" (9:9, пер. [Л.11]), т.к. правосудие основание престола Его (88:15).

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Краткий Библейский словарь. - Germany, Eschenburg: GBV, Благая весть, 2008.- 862 с.
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
4. Толкование Ветхозаветных книг. От первой Книги царств по Книгу песни песней.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1992.- 618 с.
5. Кетувим.- Йерушалаим: Мосад Арав Кук, 1978.- 394 с.
6. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
7. Новый Библейский комментарий в 3 ч. Ч.2. Ветхий завет. Псалтирь - Книга Пророка Малахии.- СПб.: Мирт, 2000.- 571 с.
8. Лоусон С. Комментарии на псалмы 1- 50. Том 1. Sacramento: Grace Publishing International, 2004.- 516 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2007.- 987 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Беллетт Дж. Г. Размышления над Псалмами, об их пророческом значении.- Ровно, Живое слово, 2010.- 192 с.
14. Сперджен Ч. Сокровищница Давида: комментарии на Псалтирь, том 1.- Минск: МФЦП, 2005.- 336с.
15. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
16. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
17. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
18. Статья № 4 "Время великой скорби".
19. Статья № 2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
20. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
21. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016,- 1 423 с.
22. Статья № 1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
23. Книга хвалений: Псалтирь. Переложение Б.Г. Херсонского.- Одесса: Богомыслие, 1994.- 432 с.
24. Статья №3 "День Господень".
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
26. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
27. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет.- Bielefeld: CLV, 2009.- 1142с.
День Господень