Твоего пришествия и кончины века?″ (Мт.24:3)
небе; и тогда восплачутся все племена земные
и увидят Сына Человеческого, грядущего на
Израиль не распознал время, когда Сын Божий посетил его, по милости Своей Бог Отец предоставит второй шанс. Так, ободряя евреев, находящихся в рассеянии, апостол писал.
″Долготерпите (запаситесь терпением) и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие (день возвращения) Господне приближается″ (Иак.5:8; в скобках, текст из [Л.35]). Очень нетерпеливые христиане города Фессалоника полагали, Христос уже пришёл (2Фес.2:1, 2).
Они заблуждались не понимая, Его триумфальному возвращению предваряют: потеря иудеями государственности, рассеяние, затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, голод, эпидемии (Мт.24:6, 7). Ведь Господь часто говорит "о том, чего ещё нет, как будто оно уже есть" (Рим.4:17, в; пер. [Л.37]).
Несомненно, о таком эпохальном событии возвестит Бог (Ис.42:9, Ам.3:7), появится пророк Илия (Мал.4:5), произойдут солнечное и лунное затмения (Иоил.2:31), возникнет оповещающее знамение на небе, возвратится Иисус Христос с силой и славой великой (Мт.24:30).
Не только в эпоху первоапостольской церкви, но даже сегодня нередко возникает указанное заблуждение фессалоникийцев. В основном из-за того, что верующие, например сторонники претеризма, не отличают исторические пророчества, они относятся к разрушению иерусалимского храма в 70-м году после Р.Х., от эсхатологических.
Согласно определения, эсхатология - "Раздел богословия, посвящённый изучению последних времён, конца света, судьбы отдельных личностей и мира в этот момент" [Л.36, стр. 1417].
1. Пророческая перспектива
В-третьих, в Новом Завете, как в ТаНаХе, мы сталкиваемся с "пророческой перспективой" [Л.2, стр. 85] или "сокращением перспективы" [Л.3, стр. 472], "прогрессирующим исполнением пророчеств" [Л.4, стр. 14], "спрессованным временем" [Л.30, стр. 178, 429]. Когда два похожих предсказания, разделённые длительным промежутком времени, исполняются будто одновременно, словно сливаются.
Иными словами, близкое и отдалённое во времени провидцы нередко объединяли в ОДНО [Л.31, стр. 105, 334]. "Для библейского пророчества весьма характерно совмещение двух будущих событий, между которыми на самом деле есть большой временной промежуток" [Л.39, стр. 121], "для Библии вообще характерен принцип "сближения" событий, отдалённых друг от друга во времени" [Л.29, стр. 586].
Например, предсказания Исаии о двух разных пришествиях Мессии (Ис.9:6, 7; 61:1, 2) не отделены друг от друга [Л.30, стр. 551], подобно пророчествам Михея (Мих.5:2-4), Захарии (Зах.9:9, 10), Малахии (Мал.3:1-3).
Отсутствует промежуток времени между строительством 2-го иерусалимского храма и будущего 3-го храма в книге Аггея (Агг.2:2-9). Объединены предсказания Иезекииля, Исаии, Иеремии о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господа (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Иер.25:9-38).
Предвидения Иеремии об освобождении иудеев из вавилонского плена и пришествии Мессии тоже соединены (Иер.30:6-10, 18-24, гл. 31). Аналогично пророчествам Наума о посещении Господом земли в День скорби (Наум. гл.1) и гибели ассирийского города Ниневия (гл.2, 3).
У Даниила слиты воедино видения периода правления Селевкидов, в частности Антиоха IV Епифана, и последних дней гнева, конца времени (Дан.8:1-26).
Автор работы [Л.2, стр. 85] пишет, "к примеру, о разрушении Иерусалима в 70-м году нашей эры и о дне суда - кончине века сего - говорится как об одном событии, и мы должны это иметь в виду, читая такие главы, как Матф.24 и 25 или Марк 13 и Лук. 21" (смотрите также [Л.4, стр. 15, 66; Л.5, стр. 19]).
Современный комментарий на Лк.21:7. "Он (Иисус Христос) говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушении храма и конце света" [Л.1, стр. 204]; они "... произойдут в 70-м году и в конце века сего, в день суда" [Л.2, стр. 86].
"В таком изложении событий Иисус следовал ветхозаветным пророкам, предсказывавшим будущие далёкие события в "терминах" и образах событий ближайшего будущего ..." [Л.12, стр. 172], "пророчество часто исполняется в два этапа - во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия" [Л.27, стр. 937].
"Иерусалим будет попираем ("будут топтать" [Л.35]) язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лк.21:24, б). "И во всех народах прежде ("чем придёт конец", пер. [Л.35]) должно быть проповедано Евангелие" (Мк.13:10).
2. Когда наступит конец?
Оттого они спросили: "скажи нам, когда это будет? и какой признак (знак) Твоего пришествия и кончины века?" (Мт.24:3; "какое будет знамение Твоего возвращения, и когда наступит конец света?" пер. [Л.26], "какое знамение укажет на Твоё возвращение и на конец нынешнего мира?" [Л.37]).
"Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его ("время его разрушения близко" [Л.37, 38]) …
И падут (будут гибнуть) от острия меча, и отведутся в плен во все народы (в разные страны); и Иерусалим будет попираем (будут топтать) язычниками, доколе (так до тех пор, пока) не окончатся времена язычников" (Лк.21:20-24, "пока не истечёт их время", пер. [Л.35, 38]).
Именно так произошло. В 70-м году от Р.Х. во время первого иудейского восстания (66 ... 73 г.г.) римские войска под командованием Тита, сына императора Веспасиана, по истечении пятимесячной осады захватили и разрушили Йерушалаим, в т.ч. Храм. В целом погибло около 600 000 евреев, как предсказал Господь, "падут от острия меча".

Исполнилась вторая часть пророчества Иисуса о национальной катастрофе евреев, "отведутся в плен во все народы" ("поведут их пленниками к другим народам" пер. [Л.26]).
Третья часть предсказания Христа осуществилась лишь в 1980 году с провозглашением Иерусалима единой неделимой столицей государства Израиль (рис.1); окончились для города "времена язычников".
3. Признак пришествия
Отвечая на второй вопрос учеников, "каким будет знак (знамение), по которому мы узнаем о Твоём возвращении и о конце этого мира?" (Мт.24:3, пер. [Л.35]), Учитель подробно охарактеризовал период последнего времени (Мт. гл.24, Мк. гл.13, Лк. гл.17, 21).Явлению Спасителя будут предшествовать многочисленные исторические события: войны, голод, эпидемии, преследования христиан, упадок веры, появление лжепророков, умножение зла, остывание любви (Мт.24:6-12).
Признаки "конца этого мира" можно наблюдать вот уже на протяжении 2 000 лет от Р.Х., практически в любой исторический период. Посему Второго пришествия ожидали: фессалоникийская церковь в 40-х годах, множество христиан в 1000 г., последователи одного из культов в 1914 г., некоторые верующие в 1943, 1999 и 2000 годах.
Все ожидания не сбылись. Перечисленные события, строго говоря, не есть признаки, т.е. предзнаменования кончины лукавого рода сего. Нет, лишь характеристика последнего времени, от вознесения Иисуса Христа до Его возвращения; они начало мук рождения, совсем не конец.
Кроме того, ученики спрашивали не о многих приметах, но об ОДНОМ признаке, предшествующем кончине нынешнего мира (Мт.24:3, Мк.13:4, Лк.21:7). На последний вопрос Господь дал прямой ответ.
"И (прежде) проповедано будет сие Евангелие Царствия ("Радостная Весть о Царстве будет возвещена по всему миру" [Л.37]) по всей вселенной (земле), во свидетельство (чтобы услышали) всем народам; и (только) тогда придёт (наступит) конец" (Мт.24:14; в скобках, текст из [Л.35]).
Понятно, ни в 1000 году, ни в 2000, ни в марте 2006 года Благая Весть о грядущем Царстве на земле не достигла всех жителей, оттого не возвратился Сын Божий.
"Не медлит Господь исполнением обещанного, хотя и говорят иные о промедлении. Он очень терпелив к вам и хочет, чтобы никто не погиб, но все покаялись" (2Пет.3:9, пер. [Л.38]).
Итак признак кончины прогнившей цивилизации - проповедь Благой Вести о приближающемся мессианском Царстве на земле всем народам, по всей планете. Данный показатель настолько очевиден, что некоторые верующие, например [Л.8], считают его признаком (знамением) пришествия Христа; но такое мнение ошибочно.
4. Знамение на небе
"Тогда явится знамение ("знак" [Л.35]) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся ("возопиют от страха и смятения" [Л.38]) все племена (народы) земные и увидят Сына Человеческого, грядущего (нисходящего) на облаках небесных с силою и славою великою" (ст.30).
Природное замение вызывается Божественной силой, носит характер чуда, согласно Писания. "Какое величие в Его знамениях, какая сила в Его чудесах!" (Дан.3:33, пер. [Л.37]). Необычный знак чаще всего предшествует, иногда сопутствует или завершает какое-то важное историческое событие.
Например, перед исходом из Египта, Яхве, с целью убедить израильский народ в миссии Моисея, даёт знамения. Жезл превращается в змея и наоборот; рука покрывается либо очищается от проказы; вода, коснувшаяся земли, делается кровью (Исх.4:1-9, 28-31).
"В более широком контексте древнего ближневосточного мировоззрения знамения были тождественны предзнаменованиям" [Л.28, стр. 681]. Так наступлению Дня Господа предваряют буквальные солнечное и лунное затмения (Иоил. 2:31), сопутствуют реальные апокалиптические знаки на небе: кровь, огонь, столпы дыма (ст.30), они же, "ужасные явления и великие знамения с неба" (Лк.21:11, б).
По окончании потопа Адонай Элохим поставил радугу в напоминание завета (Быт.9:13-16). Знамением Божьим может служить сам человек: Иезекииль (Иез.24:24), дева Мария (Ис.7:14), Иона (Мт.12:38-40).
5. Знак пришествия
Многие христиане полагают, грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам есть такое знамение [Л.10-13, 31], как пророк Иезекииль, Исаия и его дети, дева Мария или Иона.
Однако написано, сначала грядет не Господь с небес, а нечто природное, "явится знамение ... на небе" (Мт.24:30, а), лишь затем жители земли увидят Сына Человеческого (ст.30, в). Знамение пришествия ещё НЕ сама парусия, Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий:
1) возникнет знамение, астрономический знак от Бога;
2) при виде знака на небе зарыдают все племена, заплачут явно не от образа Христа;
3) затем все народы увидят Сына Человеческого.
Данная последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в 3-х стихах подряд Евангелия от Луки (Лк.21:25-27).
Стихи Лк.21:28 и Мт.24:33 подтверждают сказанное выше об очерёдности событий, "когда вы увидите, что всё это сбывается",- солнце померкнет, луна не даст света, упадут звёзды, возникнет знак на небе, зарыдают народы (24:29, 30),- "знайте, что Он уже близко, у самых дверей" (ст.33, пер. [Л.37]).
Сначала одно за другим 3-и знамения, затем пришествие Христа, утверждается в наиболее раннем (конец I - начало II века от Р.Х.) христианском вероучении Дидахе [Л.36], "Учение Господа переданное язычникам через 12 апостолов" (Дид.16:6-8).
"И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом, знамение звука трубного и третье - воскресение мёртвых" (Дид.16:6). По окончании знамений, "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (ст.8).

Одни толкователи, за знамение на небе принимают ярко горящий крест (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ориген) или лик Христа. Другие, думают, на небосводе возникнет изображение Небесного Иерусалима или огромной светящейся фигуры Сына Человеческого, идущего по облакам.
Каждое предположение по-своему интересно, не лишено логики, всё-таки, опираясь на авторитет Библии, обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.
6. Знамения в солнце, луне, звёздах
В древности, "считалось, что исторические события связаны с соответствующими явлениями природы" [Л.28, стр. 682]. "Перед тем как Христос видимым образом придёт на землю, будут происходить природные знамения на небе и на земле" [Л.40, стр. 224].
Логично. Творец всего сущего, в частности для астрономических предзнаменований, создал природные светила: солнце, луну, звёзды. "И сказал Бог: да будут светила на (своде) тверди небесной ... для знамений ..." (Быт.1:14, "для особых знамений" пер. [Л.26]).
"Согласно Быт.1:14-19, Солнце и Луна, как и звёзды, должны давать Земле свет, определять смену времён года и служить "знамениями" [Л.36, стр. 118]. Имеются в виду солнечные затмения, лунные затмения, иные необычные небесные видения [Л.20, стр. 43]. Согласно пророчества Иоиля, перед наступлением Дня Господа произойдут затмения светил.
"Солнце превратится во тьму (померкнет) и луна - в кровь, прежде нежели (перед тем, как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). Здесь указан вовсе не символ Божьего суда, по версии [Л.27, стр. 1122], или аллегория, по мнению претеристов [Л.31, стр. 178], но реальные физические явления.
Видение указанных Христом природных апокалиптических знаков открыто Иоанну, "солнце стало мрачно (почернело) как власяница (мешковина из чёрной шерсти), и луна сделалась как кровь" (Отк.6:12).
Небесное тело ("звезду") как примету дал Бог, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии, привести их в город Вифлеем (Мт.2:2, 7, 9). Следовательно не крест, лик Христа или Небесный Иерусалим, а три знака в солнце, луне, звёздах возвестят пришествие Господне?
"Ибо, как молния (возможно, "сияние солнца" [Л.3, стр. 467]), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24; Мт.24:27).
В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд обязательно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31). Всё же нет веских библейских оснований считать их тем единственным знаком, о котором говорит ученикам Христос (Мт.24:30).
Поскольку загадочный знак Божьего могущества должен выглядеть чудом (Дан.3:33), явлением всемирного масштаба. Величественным, необычным, удивительным, устрашающим (Исх.4:1-9, 7:3, Иоил.2:30, Мт.12:38-40).
Бесчисленные вспышки света в ночном небе (2Пет.3:10) увидят "и зарыдают в отчаянии все народы земли" (Мт.24:30, пер. [Л.35]; "возопиют от страха и смятения" [Л.38]). Устрашится любой человек, поднявший голову к небу (Лк.21:28).
7. Тесный контекст
В том числе тесный контекст, для установления смысловой связи данного стиха с предыдущим либо последующим стихом [Л.22]. Пользуясь указанным средством толкования, порассуждаем над ст.29, принимая во внимание ДО научную терминологию евангелиста Матфея.
"И вдруг (тотчас), после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего (не будет сиять), и звёзды спадут (упадут) с неба, и силы (тела) небесные поколеблются (сотрясутся)" (Мт.24:29; в скобках, уточнения из соврем. переводов). Как раз в то время возникнет знамение Сына Человеческого (ст.30).
Мы выяснили, изменения в свете солнца, луны, звёзд не астрономический знак Второго пришествия, как считают некоторые. Падение звёзд с неба и сотрясения небесных сил (тел), равным образом, не могут служить признаком, т.к. предшествуют знамению.
В таком случае, возможно, следствие падения небесных тел, предсказанное в ст. 29, "звёзды спадут (упадут) с неба", окажется приметой в стихе 30? - "Тогда явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе". Причём знак возникнет "ночью" (2Пет.3:10; 1Фес.5:2, Ам.5:18-20).
Подвергнем тщательному анализу данное предположение. О каких звёздах говорит Иисус в Мт.24:29? Разумеется, не буквальных звёздах, светящихся плазменных водородно-гелиевых астрономических объектах невообразимо огромных размеров, массы, температуры поверхности.
Вместе с тем речь не о символах (аллегориях), по версии претеристов, ибо сообщается о совершенно реальном физическом явлении. Для понимания Мт.24:29 надобно учесть. "Звёзды никогда не были в Библии предметом научного интереса. Это понятие применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.32, стр. 616].
"В древнееврейском языке, как и в древнегреческом, любой яркий объект в небе назывался «звёзды». К этой категории относились и «падающие звёзды» - метеориты" [Л.41, стр. 616].
Верно, светящимися небесными телами в ст. 29, "звёзды спадут с неба", именуются «падающие звёзды». Так в старину, порой и сейчас, называли яркие короткие вспышки в ночном небе; они считались результатом падения звёзд, оторвавшихся от небесного свода, твёрдого по мнению древних [Л.27, стр. 552; Л.35, стр. 1401].
На самом деле, вспышки вызывают вторжения в атмосферу метеорных тел (метеоров), очень мелких твёрдых частиц. Их масса ничтожна, менее 1 миллиграмма, размер мал, менее 1 миллиметра, а скорость с которой они влетают в атмосферу огромна (11 ... 73 км /сек).
На высотах от 130 км до 60 км, из-за столкновения с молекулами атмосферных газов, космические частицы размерами более 10 микрон быстро нагреваются и полностью испаряются (сублимируют), иными словами, как бы «сгорают». Микрометеориты, частицы примерно менее 4 микрон, проходят через атмосферу без заметной потери массы.
Сублимация метеорных тел сопровождается свечением и ионизацией атмосферных газов, позволяя ночью наблюдать пролёт метеора по возникновению узкого светящегося следа ("трека") различных длины, цвета, степени блеска. Из-за "сгорания" метеоров образуются мельчайшие частички сферической формы диаметром от 1 мкм до 100 микрон (метеорная пыль).
"Конечно, под падающими на землю звёздами следует понимать не солнце или планеты, которые по своему объёму больше нашей земли, но метеориты" [Л.34, стр. 376], точнее, метеорные тела.
8. Радиант метеорного потока
Земля, двигаясь по космической орбите со скоростью примерно 30 км/сек, периодически встречается с крупными роями твёрдых частиц; чаще всего с облаками пыли от давно распавшихся комет.В те дни, несколько раз на столетие, в ночном небе возникали падающие звёзды, оставляющие метеорные следы-треки, т.н. "звёздный (метеорный) дождь", если параметр ZHR >10 000. Благодаря эффекту перспективы, пути метеоров, летящих по параллельным направлениям, кажутся исходящими из одного "отверстия", небольшой тёмной области на небосводе (рис.3).

Испускающий лучи занимает определённое положение среди созвездий в том из них, откуда летят метеорные тела, участвуя в суточном вращении небосвода. В последние дни на безоблачном ночном небе все народы увидят сам знамение-радиант (в северном полушарии) или сияние его нижней части (в южном).
Интенсивность свечения солнца ночного неба возрастает с увеличением зенитного часового числа (ZHR) - количества метеорных вспышек в час. Чем выше астрономический знак над горизонтом, тем больше метеорных следов видно в единицу времени. Сияние радианта может оказаться настолько сильным, что ночью всё становится видно почти как днём, местность приобретает даже объёмные формы благодаря светотени.
Итак, если Господь Иисус в ст. 29 падающими с неба "звёздами" называет метеорные тела, тогда чудо-знамение в ст. 30 есть радиант. Он "явится" (ст.30), точнее возникнет, из-за массового появления метеоров. Произведёт такой же, но гораздо более продолжительный световой эффект чем молния, мгновенно освещающая небо от одного края до другого.
От зрелища необычного, величественного, устрашающего апокалиптического сияния небосвода, плачущего огненными слезами в течение ночи, жителей земли охватит великая скорбь (Мт.24:21, 30) да сильный страх (Лк.21:26). Согласно предсказания Иоиля, "затрепещут (задрожат) народы, у всех лица побледнеют" (Иоил.2:6).
При одном виде надвигающейся беды. "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха (и ужаса) и ожидания бедствий, грядущих (надвигающимися) на вселенную (мир), ибо силы небесные поколеблются ("сотрясутся" [Л.35, 38], т.е. небесные тела придут в движение)" (Лк.21:26).
Звезда послужила знамением Первого пришествия Иисуса Христа, оказалось знаком надежды. Падающие звёзды возвестят о скором Втором пришествии Спасителя, Царя, Судьи; послужат знаком суда.
Бодрствуя, увидеть величие да могущество Бога, зарю-радиант, можно вечером, ночью и ранним утром, словно внезапное возвращение Хозяина дома (Мк.13:35). Накинутая сеть "найдёт (настигнет, обрушится) на всех живущих по всему лицу земному ("живущих по всей земле" [Л.37])" (Лк.21:35).
9. Обширный контекст
"Ибо, как молния исходит (вспыхивает, сверкая) от востока и видна бывает даже до запада ("светом своим озаряет и запад" [Л.38]), так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (Мт.24:27).
Выражение "от востока (восхода) ... до запада (заката)" часто встречается в Библии, оно "обозначает всю протяжённость земли" [Л.7, стр. 169]. Высказывание Иисуса (ст.27) прямо не относится к молнии, она не может осветить "всю протяжённость земли".
Нет. Подразумевается мощная вспышка света, "как молния", т.е. эффект, который она производит, - сияние, освещающее небо. Что хорошо видно из параллельного стиха Евангелия от Луки, в нём др. греч. слово "astrape" означает ясный свет (сияние).
"Ибо, как молния (astrape), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24). Озаряющая всё небо молния "служит свидетельством всемирного масштаба возвращения Христа" [Л.27, 630].
В таком случае, можно понимать Лк.17:24 так, сияние подобно солнцу освещает "всю землю от края и до края" [Л.6]). Потому что, в отличие от секундной вспышки молнии, мощный радиант постоянно освещает землю на протяжении ночи.
У Матфея и Марка, об этом же астрономическом феноменальном событии читаем, "звёзды спадут (упадут) с неба" (Мт.24:29, Мк.13:25), сверкая подобно молнии (Лк.17:24).
В древности метеорным вспышкам соответствовал всего лишь один аналог, яркое быстрое горение кристаллов самородной серы, (т.н."горючий камень" [Л.36]); её залежи находились в долине р. Иордан [Л.7].
Мелкораздробленный горючий камень обладает свойством пирофорности, способностью к самовоспламенению. При отсутствии внешнего нагрева кристаллики самородной серы вспыхивают на воздухе благодаря экзотермической реакции окисления. По указанной причине, Иисус, вслед за Моисеем (Быт.19:24), называет метеорный дождь c неба словом "серный".
10. Дождь огненный и серный
Далеко не все метеорные тела имеют столь малые размеры, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты массой примерно от долей грамма до 10 кг и более, достигают поверхности земли. Даже теряя значительную часть из-за абляции (уноса вещества потоком горячего газа) в процессе торможения, соответственно нагрева до 3 000 °С.

Полёт болида, видимый даже в дневное время, как правило, сопровождается звуковыми эффектами: громоподобными раскатами, рёвом, свистом, треском, шипением.
За ослепительной вспышкой следует громкий звук взрыва и выпадение мелких метеоритов на землю. Последнее событие называется "метеоритным дождём", "каменным" или "огненным" дождём.
И болид, до своего разрушения в воздухе, и факел на ветру, дают яркий мигающий свет, языки пламени, искры, дым. Свет суперболида отбрасывает тени от объектов на земле даже днём! подобно факелу ночью. По причине метеоро-термического эффекта при полёте сверхяркого болида, наблюдатель на земле ощущает сильный жар словно от факела
11. День Господень
"Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.26]).
2) почему придёт словно вор?
3) по какой причине разгорятся да разрушатся небесные тела? отчего небо как-будто взорвётся, с шумом исчезнет.
Во-первых, астрономическое чудо-знамение Второго пришествия видно только безоблачной ночью, радиант нельзя увидеть в дневное время суток. Вот почему написано, "придёт же день Господень … ночью". Сверх того, исходящее от ночного солнца сияние столь яркое, будто ночью вдруг наступил день.
Интересно, в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами о дне прихода Мессии. «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23]. Третья книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (5:1, 4). «О знамениях … внезапно воссияет среди ночи солнце» [Л.24].
Во-вторых, сравнение Петром Дня Господа с вором (устаревшее «тать»), на первый взгляд неуместно, унизительно. Однако слово "вор" встречается у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2, 4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Больше того, пророк Иоиль сравнивает День Господень с грабителем (Иоил.1:15, пер. [Л.35]).
Традиционное объяснение применения слова "вор", желание апостолов подчеркнуть внезапность пришествия Христа [Л.27, стр. 45, 263; Л.29, стр. 571]. Но даже в те времена имелись более удачные синонимы слову "внезапность".
В добавление к сказанному, о какой неожиданности может идти речь? если о наступлении Йом Адонай жители земли узнают как минимум за 3,5 года до его начала (Дан.9:27, Иоил.2:31, Отк.6:2).
Использование необычного сравнения Дня Господа с вором можно объяснить следующим образом. В те времена воровство часто происходило "под покровом ночной темноты" [Л.27, стр. 180]. Вор или грабитель проникали в дом, прокапывая отверстие (дыру) в стене из земляных кирпичей [Л.25, стр. 180; Л.3, стр. 153].
Оттого Иисус Христос, призывая верующих бодрствовать до момента Его возвращения, говорит. "Но это вы знаете (знайте), что если бы ведал (знал) хозяин дома, в какую стражу (в какой час ночи) придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43).
Радиант, как астрономический феномен, служит упомянутым "подкопом", «дырой», прорывом ("отверстием") в ночном небосводе. Исаия так призывает Господа. "О, если бы Ты расторг (разверз) небеса и сошёл!" (Ис.64:1, "прорвав небеса, на землю спустился", пер. [Л.26]). Прорванный небосвод псалмопевец называет обветшавшей ризой, её переменит Адонай (Пс.101:27).
В-третьих, космические тела разгорятся по причине их трения об атмосферу, затем, на языке привычных для апостола терминов, стихии:
1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10, 12), подобно болидам;
2) либо "растают" (ст.12), полностью испарятся, как мелкие метеоры.
По причине масштабных лесных, степных, саванных пожаров, они возникнут в результате разрушения крупных горячих небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена", пер. [Л.26]; "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.38]).
12. Библейский параллелизм
Обратимся к Ветхому Завету, к Псалтири, в её 17-м псалме повествуется о Богоявлении, естественно, на мифопоэтическом языке с использованием антропоморфизмов.
"Потряслась и всколебалась земля, дрогнули (пошатнулись) и подвиглись (задрожали, затрепетали) основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся (вырвался) дым от гнева Его (точнее "из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные искры) сыпались от Него …
От блистания (сияния, что) пред Ним (пылали тучи) бежали облака Его (Его слепящее сиянье распарывало тучи), град и угли (искры) огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос) Свой, град и угли (искры) огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил) множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16; в скобках, уточнения из соврем. переводов).
Вызывающее чувство страха данное описание, даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём возвращении (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26). Стихи Пс.17:8-16 одновременно похожи на некоторые видения, открытые апостолу Иоанну.
Например, "я взглянул, и вот, произошло великое (сильное) землетрясение ... звёзды небесные пали (попадали) на землю ... небо скрылось (исчезло), свившись как свиток; и (все) всякая гора и остров двинулись (были сдвинуты) с мест своих", "и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12; 16:18-21).
Давид называет метеоры "горячие ("горящие" пер. [Л.37, 38]) угли" (Пс.17:9, 13, 14). Их сублимация, наряду с возникновением грозовых облаков, вызовут мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии" в ст.15).
По-видимому, метеорные вспышки в небе ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога звёздных воинств (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11). Всё же, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м псалме должен упоминаться астрономический радиант, разумеется, иносказательно.
13. Что означают уста Бога?
Именно Небесный Воитель контролирует атмосферные явления (Иер.10:13), извлекает из Своего хранилища орудия гнева (50:25) "на день битвы и войны" (Иов.38:22, 23). Орудия "приводятся в движение ветром, пробуждающимся Его дыханием" [Л.28, стр. 635].
Давид видит, от дыхания Всемогущего, "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9). В еврейской литературе много синекдох, стилистических оборотов, в них часть (уста) выступает словно целое [Л.27, стр. 252]). Гигантские уста-радиант псалмопевец увидел в жилище Бога, на небе (Пс.2:4, 13:2).
Исаия предсказывает, перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4, б). Иоанн, описывая одно из видений, применяет тот же образ, "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16; 19:15).
Примечательно, еврейское «peh» (уста) одновременно имеет значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18, 22, Дан.6:17). В буквальном смысле, слово «peh» обозначает входное или выходное отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27, стр. 1006].
В Дидахе, древнейшем наиболее авторитетном учении катехизического характера после апостольского периода, отверстием называется знак Второго пришествия. "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (Дидахе, 16:6-8).
Знак отверстия на небе Иезекииль именует ножнами, из них Эль Шаддай извлечёт меч Свой. При виде меча обезумеют все народы (Иер.25:16). "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и (обратно в ножны) он уже не возвратится ("больше он в них не вернётся")" (Иез.21:5; в скобках, текст из [Л.35], в кавычках - из [Л.37]).
Отверстие ножен в небе жители земли обнаружат в околополярном созвездии Цефей северного полушария. Оно состоит из 7 опорных звёзд, всего их 234, но лишь семь ярче 4-й звёздной величины. На широте Иерусалима радиант метеорного потока Цефей можно увидеть вечером, на севере, у края неба.
В течение ночи, испускающий лучи астрономический знак постепенно поднимается над горизонтом, перемещаясь в направлении на Восток. Из отверстия небесных ножен с рёвом, грохотом, свистом вылетят крупные метеорные тела-болиды, орудия гнева Вседержителя.
Когда мы читаем об устах Адоная или о том, что Он поднимет знамя, даст знак, позовёт свистом, пойдёт, увидит, услышит мы встречаемся с антропоморфизмами, их немало в Библии [Л.20, стр. 121, 309]. Точнее сталкиваемся с персонификацией, перенесением человеческих свойств на Бога, явления природы или неизвестные предметы.
14. Орудия гнева Вседержителя
Необходимо пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84].
Таинственными орудиями Божьего гнева ("армия возмездия", пер. [Л.26]) пророк очевидно называет воинство небесное, т.е. "звёзды" (метеорные тела); они спадут с неба да истлеют (Ис.34:4, рис.5). Как в древние времена звёзды сражались с Сисарой (Суд.5:20), так они будут участвовать в войне с Землёй (Отк.8:10-12, 9:1-3, 12:4).

Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос", соврем. переводы Пс.17:9 выглядят так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались" [Л.26].
Следовательно в псалме 17:9 и Ис.30:27 сообщается о чём-то ином. Вероятно о болидах (Отк.8:10), огненных шарах с хвостами из дыма (рис.3), дым вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в евр. и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].
Наум под гневом Бога подразумевает Его горячее дыхание и кроваво-красное небо из-за пыли от "ног" Небесного Воителя (Наум.1:3-6). Образ Его гнева использовал Иоанн в одном из своих эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).
По причине массового наполнения атмосферы минеральной пылью в День Господень, станут иными её оптические свойства. Цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на дисперсных частицах микронных размеров.
Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный служит одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет небосвод последних дней существования рода сего "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).
15. Тайник, стрелы, колчан
"Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её – как солнечный свет (как свет зари); от руки Его лучи (буквально "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)! …
Солнце и луна остановились (застыли) на месте своём ("потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26]) пред светом (блеском) летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев ("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).
Читая ст.3-19, иные тексты о Дне Господа как ветхозаветные, так новозаветные, складывается твёрдое убеждение, говорится об одном и том же чуде, о Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.
Например, Хавакук приводит важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога небесных воинств; стрелы Его излучают свет, сверкающие копья – сияние (Авв.3:11). Пророк не считает их молниями, подобно Захарии (Зах.9:14) и Христу (Лк.17:24, греч. "astrape" означает не молнию, а "сияние").
Яркие следы метеоров провидец именует лучами, тёмное отверстие радианта - тайником силы (славы) Божьей, "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (3:4, б). Свет вокруг чёрного ночного солнца, "Сияние Его - как свет зари" (ст.4,а; [Л.38]), пророк называет величием, покрывающим небеса, славой Элохим, наполняющей землю (ст.3:3, б).
Необычная "заря" охватит весь небосвод, вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.26]). Иеремия отверстие радианта сравнивает с тёмным круглым входом в гробницу (Иер.5:16, "Стрелы их - распахнутая гробница", пер. [Л.37]), именуя астрономический знак футляром для стрел. "Колчан его как могила отверстая" (пер. [Л.38, Л.35]).
16. Ослепительное сияние
Также не случайно сравнение ветхозаветным тайновидцем сияния славы (евр. "kabod") Адоная со светом; блеск её "как солнечный свет" (Авв.3:4, а), точнее "как свет зари" (пер. [Л.38]). Поскольку радиант на небе, дело руки Бога, испускает устрашающие лучи (на евр., буквально «рога») подобно излучению Солнца.
Указанный физический феномен можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба, "тайником Его силы (славы)" или взглядом Его (ст.4, 6; древние верили, глаз излучает свет).
Именно в то время из-за сияния сверкающих копьев Эль Шаддая да летающих стрел Его, не виден свет не только от заходящей Луны, но одновременно от восходящего Солнца. Небесные светила, из-за физического эффекта атмосферной рефракции, словно остановятся (задержатся) на небосводе, по Писанию.
"Солнце и луна остановились ("застыли" [Л.37, 38]) на месте своём ..." (Авв.3:11). В тексте Масоры, "Солнце и луна остановились в обители своей", или "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить", пер. [Л.26].
Оттого астрономический знак с большим часовым числом (ZHR) напоминает пророку вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр. 254]. В Новоегипетском царстве их делали металлическими, вооружая колесничих луком, стрелами, копьями.
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы (в оригинале "колесница") Его - как вихрь (смерч), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1). "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь со вторым пришествием Христа" [Л.29, стр. 73]).
17. Светильник Бога и лицо Его
В Библии используются другие названия таинственного поражающего воображение радианта: грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца вселенной. Например, пророк Софония так описывает посещение Богом Иерусалима в "день гнева … , день облака и мглы" (Соф.1:15)."И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (покараю) тех (самодовольных), которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает (сделать не может) Господь (нам) ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).
Йахвэ Элохим поступит в соответствии с древним еврейским обычаем. Ночью в канун весеннего праздника Пасхи глава семьи со светильником обходил своё жилище, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19).
Всё же грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18) позволяют предположить, пророк имеет в виду принадлежащий Богу совершенно необычный светильник (радиант). В течение тёмной ночи он освещает весь город (ст.12).
Иоанн в одном из видений лышит, что камням говорят скрывшиеся в пещерах да ущельях гор, "падите (Обрушьтесь) на нас и сокройте нас от лица (взора) Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15, 16).
В другой ситуации, апостол, пребывая в Духе, сам видит Всемогущего. Лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем, "лице Его – как солнце, сияющее (в зените) в силе своей" (1:16, "Весь облик Его словно палящее солнце в зените", пер. [Л.35]). Верно. «Лик Божий», загадочный небесный феномен Сына Человеческого, сияет будто солнце "в силе своей".
Свет, исходящий от божественного лика, подобно псалму Давида, "Его слепящее сиянье распарывало тучи" (Пс.17:13, пер. [Л.26]), по ближневосточной традиции считался опасным для человека [Л.27, стр. 613].
Посему в параллельных стихах, "Иди (спрячься) в скалу, и сокройся (заройся) в землю от страха Господа и от славы (из-за блеска) величия Его" (Ис.2:10; 19, 21), страх Господа, слава (блеск) величия Его также означают нечто поразительное. Очевидно, вызванный Божественной силой грозный радиант на небе.
Данное потрясающее астрономическое явление, в другой главе, Исаия называет расторгнутыми (прорванными) небесами, лицом (синекдоха) Адоная. От лица Его растают горы да холмы, трясутся народы, когда Он сойдёт с неба (64:1, 2; Авв.3:3-6, Наум.1:5).
18. Великое точило гнева
Ещё одно традиционное наименование тайника силы Божьей, использованное Иоанном, точило. Точнее, "великое точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или "точило (давильня) вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (19:15).Точилом в старину называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33) либо вырубленная в скальной породе, либо выкопанная в земле и обложенная камнями с глиной. В яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.27, 29]. "Красный сок вытекал через отверстия в сосуды" [Л.36], "в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина (Отк.14:20)" [Л.27, стр. 1213].
Крикам виноградарей, топчущих в точиле, Иеремия уподобляет сильный голос Его в день суда с народами. "Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на (возгремит против) всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному, с высоты обрушится звуковая ударная волна от полёта крупного небесного тела).
Раздастся "гром" (пер.[Л.35]), "Грохот" [Л.37], точнее "гул" (Масора) пронесётся по всей земле (ст. 31). Мгновенно поднимется большой вихрь-гиперган, "великая (страшная) буря от (самого) края земли" (пер. [Л.35]); великое бедствие пойдёт от одной страны к другой (25:32).
Образ точила-давильни находим у ветхозаветного тайновидца в связи с вызывающим страх пришествием Господа небесных воинств в "день мщения" (Ис.63:1-6).
"Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета) и ризы (одежды) у Тебя как у (виноградаря) топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал); и Я топтал (давил) их во гневе Моём и попирал (топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё …" (в скобках, уточнения из соврем. переводов).
Не следует трактовать буквально ошеломляющий шокирующий образ раздавленных яростью да гневом Бога жителей земли, словно виноград в точиле под ногами топчущего ("слово нецах означает как "кровь, так и "сок винограда" [Л.38, стр. 1088]).

Метеорные следы "точила" подобны брызгам крови, а красное небо пророки уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.
Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, признак возвращения Господа Иисуса Христа есть завершение проповеди Евангелия наступающего мессианского Царства безбожному миру.
В те дни небо возвестит правду о Боге, каждый человек увидит славу Его ... и придут в замешательство все, кто поклонялся идолам своим (Пс.96:3-7). Вот почему нельзя все надежды возлагать на человека; шатко всё, созданное им, оно рассыплется.
ЛИТЕРАТУРА
2. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.-208 с.
4. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
10. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1 467с.
12. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
13. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с.
14. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Т. 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618с.
15. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
17. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви – просто и доступно.-М.: Триада, 2000.-232с.
18. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.
19. Лахэй Т., Дженкинс Д. Это может произойти сегодня.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 248с.
20. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
21. Клеон Л. Роджерс- мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008.
22. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СПб.: Библия для всех, 1997.- 208 с.
23. Клиффорд П. Последнее время.- СПб.: Мирт, 2000.- 219 с.
24. Библия.- М.: Российское библейское общество, 1998.- 1 376 с.
25. Библейская энциклопедия.- М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
26. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
28. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
29. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
30. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
31. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
32. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
33. Рэй Стедмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
34. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
39. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
40. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
41. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.