Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа

″…скажи нам, когда это будет? и какой признак
Твоего пришествия и кончины века?″
(Мт.24:3)

″Тогда явится знамение Сына Человеческого на
небе; и тогда восплачутся все племена земные
и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках
 небесных с силою и славою великою″
(Мт.24:30)


     Ободряя евреев, находящихся в рассеянии, апостол Иаков писал. ″Долготерпите (запаситесь терпением) и вы, укрепите сердца ваши, потому что  пришествие  (день возвращения) Господне приближается″ (Иак.5:8; в скобках, текст из [Л.35]).
     Нетерпеливые же христиане города Фессалоника считали, Христос уже пришёл (2Фес.2:1, 2). Они заблуждались не понимая, Его возвращению  предваряют: потеря иудеями государственности, рассеяние, а затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, голод, эпидемии (Мт.24:6, 7).
     Об этом дне возвестит Бог (Ис.42:9, Ам.3:7), придёт пророк Илия (Мал.4:5), произойдут солнечное и лунное  затмения (Иоил.2:31), явится оповещающее знамение на небе (Мт.24:30).

  Не только в эпоху первоапостольской церкви, но даже сегодня нередко возникают подобные недоразумения. В основном из-за того, что верующие, например сторонники претеризма, не отличают исторические пророчества, которые относятся к разрушению иерусалимского храма в 70-м году после Р.Х., от эсхатологических.

     Согласно определения, эсхатология - "Раздел богословия, посвящённый изучению последних времён, конца света, судьбы отдельных личностей и мира в этот момент" [Л.36, стр. 1417].

1. Пророческая перспектива

    Заблуждение, указанное выше, возникло по нескольким причинам. Во-первых, три евангелиста собрали и изложили, каждый в одной главе (Мк.13, Мт.24, Лк.21), высказывания Учителя о будущем, без указания к какому времени они относятся, близкому или отдаленному.
      Во-вторых, Сам Иисус Христос придерживался принципа ветхозаветных пророков, часто группировавших события не в хронологическом порядке, а тематически [Л.1].
    В-третьих, в Новом Завете, как  в ТаНаХе, мы сталкиваемся с "пророческой перспективой"  [Л.2, стр. 85] или "сокращением перспективы" [Л.3, стр. 472], "прогрессирующим исполнением пророчеств" [Л.4, стр. 14], "спрессованным временем" [Л.30, стр. 178, 429]. Когда два похожих предсказываемых события, разделённые длительным промежутком времени, произойдут будто одновременно, словно сливаются.
     Иными словами, близкие и отдалённые во времени события провидцы нередко объединяли в ОДНО [Л.31, стр. 105, 334]. "Для библейского пророчества весьма характерно совмещение двух будущих событий, между которыми на самом деле есть большой временной промежуток" [Л.39, стр. 121].
     Например, пророчества Исаии о двух разных пришествиях Мессии (Ис.9:6, 7; 61:1, 2) не отделены друг от друга во времени [Л.30, стр. 551], также как пророчества Михея (Мих.5:2-4), Захарии (Зах.9:9, 10), Малахии (Мал.3:1-3).
     Отсутствует промежуток времени между строительством 2-го иерусалимского храма и будущего 3-го храма в Книге пророка Аггея (Агг.2:2-9). Объединены во времени пророчества Иезекииля, ИсаииИеремии о вавилонском нашествии и эсхатологическом дне Господа (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Иер.25:9-38).
     Предсказания Иеремии об освобождении иудеев из вавилонского плена, пришествии Мессии также соединены вместе (Иер.30:6-10, 18-24, гл. 31). Как пророчества Наума о посещении Господом земли в день скорби (Наум. гл.1) и гибели ассирийского города Ниневия (гл.2, 3).
     У Даниила  слиты воедино видения периода правления Селевкидов, в частности Антиоха IV Епифана, и последних дней гнева, конца времени (Дан.8:1-26).
     Автор работы [Л.2, стр. 85] пишет "к примеру, о разрушении Иерусалима в 70-м году нашей эры и о дне суда - кончине века сего - говорится как об одном событии, и мы должны это иметь в виду, читая такие главы, как Матф.24 и 25 или Марк 13 и Лук. 21" (смотрите также [Л.4, стр. 15, 66 и Л.5, стр. 19]).
    Поэтому в современных комментариях на Лк.21:7 утверждается следующее. "Он (Иисус Христос) говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушении храма и конце света" [Л.1, стр. 204]. Они "... произойдут в 70-м году и в конце века сего, в день суда" [Л.2, стр. 86].
    "В таком изложении событий Иисус следовал ветхозаветным пророкам, предсказывавшим будущие далёкие события в "терминах" и образах событий ближайшего будущего ..."
[Л.12, стр. 172], "пророчество часто исполняется в два этапа - во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия"  [Л.27, стр. 937].
     Действительно, между осадой Иерусалима (Лк.21:20-24) и днями грозных знамений, уныния, скорби (ст.25, 26), после них грядет Сын Человеческий (ст.27, 28), приблизится Его царство (ст.31), существует неопределенный промежуток времени. О нём говорит Сам Иисус.
   "Иерусалим будет попираем ("будут топтать" [Л.35]) язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лк.21:24, б). "И во всех народах прежде ("чем придёт конец" [Л.35]) должно быть проповедано Евангелие" (Мк.13:10).

2. Когда это будет?

     Все евреи верили, иерусалимский храм просуществует до конца времён.  Поэтому ученики Иисуса Христа считали, разрушение храма, конец века, начало царствования Мессии произойдут одновременно [Л.6, стр. 454].
   Оттого они спросили "скажи нам, когда это будет? и какой признак (знак) Твоего пришествия и кончины века?" (Мт.24:3; "какое будет знамение Твоего возвращения, и когда наступит конец света?" [Л.26], "какое знамение укажет на Твоё возвращение и на конец нынешнего мира?" [Л.37]).
     На первый вопрос, о времени разрушения Бейт Адонай и города, Иисус не дал прямого ответа. Однако в точности описал события, которые произойдут вскоре.
   "Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его ("время его разрушения близко" [Л.37, 38])
    И падут
(будут гибнуть) от острия меча, и отведутся в плен во все народы (в разные страны); и Иерусалим будет попираем (будут топтать) язычниками, доколе (и так до тех пор, пока) не окончатся времена язычников" (Лк.21:20-24, "пока не истечёт их время" [Л.35, 38]).
    Так и произошло. В 70-м году от Р.Х. во время первого иудейского восстания (66-73 г.г.) римские войска под командованием Тита, сына императора Веспасиана, после пятимесячной осады захватили и  разрушили Иерусалим, в том числе храм. В целом погибло около 600 000 евреев, как предсказал Христос "падут от острия меча".

     После поражения второго иудейского восстания (132 - 135 г.г.) на развалинах города император Адриан основал город-колонию Элиа-Капитолина. Иудейское государство прекратило своё существование, завершилось рассеяние сынов израилевых [Л.7].
    Именно тогда исполнилась вторая часть пророчества Иисуса о национальной катастрофе евреев "отведутся в плен во все народы" ("поведут их пленниками к другим народам" [Л.26]).
     Третья же часть пророчества Господа осуществилась только в 1980 году с провозглашением Иерусалима единой неделимой столицей государства Израиль (рис.1). Окончились для города "времена язычников".
     Да, извилист и долог путь к истине надеющихся на знания, так как тропинка проб да ошибок. Но пряма и коротка дорога к истине внимающего словам Господа, ибо стезя откровений.

3. Признак пришествия

    Отвечая на второй вопрос, "каким будет знак (знамение), по которому мы узнаем о Твоём возвращении и о конце этого мира?" (Мт.24:3, пер. [Л.35]), Христос подробно охарактеризовал период последнего времени (Мт. гл.24, Мк. гл.13, Лк. гл.17, 21).
   Так явлению Спасителя станут предшествовать многочисленные исторические события: войны, голод, эпидемии, преследования христиан, упадок веры, появление лжепророков, умножение зла и остывание любви (Мт.24:6-12).
     Признаки "конца этого мира" можно наблюдать вот уже на протяжении 2 000 лет после Р.Х., практически в любой исторический период. Поэтому Второго пришествия ожидали: фессалоникийская церковь в 40-х годах, множество христиан в 1000 г., последователи одного из культов в 1914 г., некоторые верующие в 1943, 1999 и 2000 годах.
     Все эти ожидания не сбылись, так как вышеперечисленные события, строго говоря, не являются признаками, т.е. предзнаменованиями кончины лукавого рода сего. Но только характеристикой последнего времени, от вознесения Иисуса Христа до Его возвращения. Являются  началом мук рождения, а не концом.
     Кроме того, ученики спрашивали Учителя не о многих приметах, но об ОДНОМ признаке, предшествующем кончине века (Мт.24:3, Мк.13:4, Лк.21:7). На этот вопрос Господь дал прямой ответ, вот он.
    (прежде) проповедано будет сие Евангелие Царствия ("Радостная Весть о Царстве будет возвещена по всему миру" [Л.37]) по всей вселенной (земле), во свидетельство (чтобы услышали) всем народам; и (только) тогда придёт (наступит) конец" (Мт.24:14; в скобках, текст из [Л.35]).
     Понятно, ни в 1000 году, ни в 2000, ни в марте 2006 года Благая Весть о грядущем Царстве на земле не достигла всех людей, поэтому не возвратился Христос.
     Ибо "Не медлит Господь исполнением обещанного, хотя и говорят иные о промедлении. Он очень терпелив к вам и хочет, чтобы  никто не погиб, но  все покаялись" (2Пет.3:9, пер. [Л.38]).
    Итак признаком кончины мира сего является проповедь Вести о приближающемся Царстве на земле всем народам, по всей планете. Этот показатель настолько очевиден, что некоторые верующие, например [Л.8], считают его признаком (знамением) пришествия Иисуса Христа. Однако это неверно.

4. Знамение на небе

     После характеристики последнего времени (Мт.24:4-13), указания на признак кончины века (ст.14), Иисус говорит ученикам о таинственном астрономическом  знаке Своего пришествия, а также последующих за ним событиях.
   "Тогда явится знамение
("знак" [Л.35]) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся ("возопиют от страха и смятения" [Л.38]) все племена (народы) земные и увидят Сына Человеческого, грядущего (нисходящего) на облаках небесных с силою и славою великою" (ст.30).
    В Библии знамение, др.-евр. "отот" - знак, это необычное природное явление, "таящее в себе скрытое значение, которое постигается посредством наблюдения за видимой, внешней стороной" [Л.36, стр.500]. Знамение демонстрирует прямое вмешательство Бога в дела человеческие, призывая обратить внимание [Л.9, стр. 32].
    Знамение (знак) вызывается Божественной силой и носит характер чуда. Оно чаще всего предшествует, а также иногда сопутствует или завершает какое-то важное событие.
     Например, перед исходом из Египта, Яхве, с целью убедить израильский народ в миссии Моисея, даёт знамения. Жезл превращается в змея и наоборот; рука покрывается либо очищается от проказы; вода, коснувшаяся земли, делается кровью (Исх.4:1-9, 28-31).
     "В более широком контексте древнего ближневосточного мировоззрения знамения были тождественны предзнаменованиям" [Л.28, стр. 681]. Так наступлению дня Господа  предваряют солнечное и лунное затмения (Иоил. 2:31). А также сопутствуют апокалиптические знаки на небе: кровь, огонь, столпы дыма (ст.30). Это есть "ужасные явления и великие знамения с неба" (Лк.21:11, б).
     После потопа Адонай Элохим поставил радугу как напоминание (знамение) завета (Быт.9:13-16). Знамением Божьим может являться сам человек: Иезекииль (Иез.24:24), дева Мария (Ис.7:14), Иона (Мт.12:38-40).

5. Знак пришествия

    О каком же конкретном физическом явлении, т.е. видимом на небе знаке Своего пришествия говорил Господь ученикам? Многие христиане полагают, грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам является таким знамением [Л.10-13, 31], как пророк Иезекииль, Исаия и его дети, Мария или Иона.
    Однако написано, сначала появится не Господь, а "явится знамение" (Мт.24:30, а), только затем люди увидят Сына Человеческого (ст.30, в). Знамение пришествия ещё НЕ сама паруссия. Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий:
       1) явится знамение на небе, т.е. астрономический знак от Бога;
       2) при виде этого знака зарыдают все племена, заплачут явно не от видения Христа;
       3) затем все народы увидят Сына Человеческого.
     Именно такая последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в трёх стихах подряд Евангелия от Луки (Лк.21:25-27).
        1) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст. 25, а);
        2) "Люди будут издыхать (падать бездыханными, терять сознание) от страха и ожидания бедствий" (ст. 26, а);
        3) "И тогда (они) увидят Сына Человеческого" (ст. 27, а).
     Подобная очерёдность приводится в наиболее раннем (конец I - начало II века от Р.Х.) христианском вероучении Дидахе [Л.36] - "Учение Господа переданное язычникам через 12 апостолов" (Дид.16:6-8).
     "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом, знамение звука трубного и третье - воскресение мёртвых" (Дид.16:6). После чего "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (ст.8).
     Действительно, астрономическое знамение отверстия в небе (Дид.16:6, рис.2), через которое будут падать звезды (Мк.13:24, 25). И последующее возвращение Иисуса Христа (Дид.16:8, Мк.13:26) отделяет некоторый промежуток времени (ст. 29, "Он близко" [Л.35]). Что подтверждается анализом стиха Лк.21:28; пройдёт всего 3,5 года времени Великой скорби.
    Одни толкователи считают знамением на небе ярко горящий крест (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ориген) или лик Христа в человеческом образе. Другие полагают, на небосводе явится изображение Небесного Иерусалима. Третьи - знамя, молния, необыкновенная звезда, Божья слава в «чёрной дыре», необычайно яркий свет, авангард ангелов с трубами и огненным мечом [Л.3, 10-19, 34].
      Каждое предположение по-своему интересно, не лишено логики. Однако, опираясь на Библию, обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.

6. Знамения в солнце, луне, звёздах

     В качестве ожидаемого христианами знака пришествия, Господь  едва ли даст какое-то изображение или авангард ангелов.
     В древности "считалось, что исторические события связаны с соответствующими явлениями природы" [Л.28, стр. 682]. "Перед тем как Христос видимым образом придёт на землю, будут происходить природные знамения на небе и на земле" [Л.40, стр. 224].
     Действительно, Творец всего сущего, в частности для астрономических знамений, создал природные светила: солнце, луну, звёзды. "И сказал Бог: да будут светила на (своде) тверди небесной ... для знамений ..." (Быт.1:14, "для особых знамений" [Л.26]).
     "Согласно Быт.1:14-19, Солнце и Луна, как и звёзды, должны давать Земле свет, определять смену времён года и служить "знамениями" [Л.36, стр. 118]. Под знамениями имеются в виду солнечные затмения, лунные затмения,  иные необычные небесные явления [Л.20, стр. 43]. В том числе, перед наступлением Дня Господа произойдут затмения светил, ибо так написано.
    "Солнце превратится во тьму (померкнет) и луна - в кровь, прежде нежели (перед тем, как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). Это не символ Божьего суда [Л.27, стр. 1122] или аллегория, как считают претеристы [Л.31, стр. 178], а реальные физические явления.
     Об этом дне говорит Иисус ученикам, перечисляя 3-и отдельных астрономических события. "И будут (появятся) знамения в солнце (1) и луне (2) и звёздах (3) …" (Лк.21:25). В толковании [Л.12, стр. 267] они названы "космическими знамениями".
     Видение таких природных апокалиптических знамений дано Иоанну: "солнце стало мрачно (почернело) как власяница (мешковина из чёрной шерсти), и луна сделалась как кровь" (Отк.6:12).
     Именно небесное тело ("звезду") дал Бог как знамение, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии, привести их в город Вифлеем (Мт.2:2, 7, 9).
    Следовательно не крест, лик Христа или Небесный Иерусалим, а знамения в солнце, луне и звёздах возвестят пришествие Господне? Заманчиво ответить "да", но правильнее сказать "нет".
     Во-первых, Учитель говорил об одном знаке Своего пришествия, а не о трёх (Мт.24:30). Во-вторых, 3-и вышеуказанные знамения в светилах, в частности затмения, трудно отождествить со следующими словами Иисуса.
    "Ибо, как молния (возможно, "сияние солнца" [Л.3, стр. 467]), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24; Мт.24:27).
     В этом стихе речь не о затмении. Наоборот, о вспышках света, ярком свечении, так как греческое "astrape" (Синод. пер., "молния") означает "ясный свет", "сияние". Сказанное подтверждается  стихом Лк.11:36, в нём "astrape" переведено как "сияние". Также в Мт.24:30 словом "явится" (знамение) переведено греческое слово, производное от глагола "светить" [Л.21].
     В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд действительно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31). Однако нет веских библейских оснований считать их именно тем знаком, о котором сообщает ученикам Христос (Мт.24:30). Ведь загадочное знамение Божьего могущества должно быть чудом. Явлением всемирного масштаба: необычным, удивительным, устрашающим (Исх.4:1-9, 7:3, Иоил.2:30, Мт.12:38-40).
     Бесчисленные вспышки света в ночном небе (2Пет.3:10) увидят "и  зарыдают в отчаянии все народы земли" (Мт.24:30, пер. [Л.35]; "возопиют от страха и смятения" [Л.38]). Устрашится любой человек, поднявший голову к небу (Лк.21:28). 
     В таком случае, возможен ли вообще правильный ответ? как найти его, каким образом научно обосновать?

7. Тесный контекст

    Одним из основных аналитических средств экзегетики (толкования Библии) является контекст. Отрывок, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы.  В частности тесный контекст,  для установления смысловой связи данного стиха с предыдущим либо последующим стихом [Л.22].
     Воспользуемся этим средством экзегетики и порассуждаем над предыдущим стихом (ст.29), принимая во внимание ДО научную терминологию евангелиста Матфея.
    "И вдруг (тотчас), после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего (не будет сиять), и звёзды спадут (упадут) с неба, и силы (тела) небесные поколеблются (сотрясутся)" (Мт.24:29; в скобках, уточнения из совр. переводов). Именно тогда явится знамение Сына Человеческого (ст.30).
     Как мы выяснили, изменения в свете солнца, луны, звёзд не являются астрономическим знаком Второго пришествия. Падение звёзд с неба и сотрясения  небесных сил (тел), собственно также не могут быть знаком, так как предшествуют знамению.
    Тогда возможно последствие падения небесных тел, предсказанное в стихе 29,- "звёзды спадут (упадут) с неба", послужит знамением стиха 30? "Тогда явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе". Причём знамение появится "ночью" (2Пет.3:10; 1Фес.5:2, Ам.5:18-20).
     Подвергнем тщательному анализу такое предположение. О каких звёздах говорит Иисус в Мт.24:29? Понятно, не о буквальных звёздах - светящихся плазменных водородно-гелиевых астрономических объектах огромных размеров и массы.
     Однако речь также не о символах (аллегориях), как считают претеристы, ибо сообщается о совершенно реальном физическом явлении. Но следует учесть "Звёзды никогда не были в Библии предметом научного интереса. Это понятие применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.32, стр. 306].
     Под такими светящимися небесными телами  в ст. 29 "звёзды спадут с неба" подразумеваются «падающие звёзды». Так в старину, порой и сейчас, называли яркие короткие вспышки а ночном небе. Они считались результатом падения звёзд, оторвавшихся от небесного свода, твёрдого по мнению древних [Л.27, стр. 552, Л.35, стр. 1401].
    На самом деле, вспышки вызываются вторжением в атмосферу  метеорных тел (метеоров) − обычно очень мелких твёрдых частиц. Их масса ничтожна, менее 1 миллиграмма, размер мал, менее 1 миллиметра, а скорость с которой они влетают в атмосферу огромна (11 ... 73 км /сек).
    На высотах от 130 км до 60 км, из-за столкновения с молекулами атмосферных газов, космические частицы размерами более 10 микрон быстро нагреваются и полностью испаряются (сублимируют). Иными словами, как бы «сгорают»; а микрометеориты, т.е. частицы менее 3 микрон проходят через атмосферу без заметной потери массы.
     Сублимация метеорных тел сопровождается свечением и ионизацией атмосферных газов. Что позволяет ночью наблюдать пролёт метеора по возникновению узкого светящегося следа (т.н. "трек") различных длины, цвета, степени блеска. В результате "сгорания" метеоров образуются мельчайшие частички сферической формы диаметром от 1 мкм  до 100 микрон (метеорная пыль).
    "Конечно, под падающими на землю звёздами следует понимать не солнце или планеты, которые по своему объёму больше нашей земли, но метеориты" [Л.34, стр. 376], точнее метеорные тела.

8. Радиант метеорного потока

    Земля, двигаясь по орбите со скоростью около 30 км/сек, периодически встречается с крупными роями твёрдых космических частиц. Чаще всего с облаками пыли от давно распавшихся комет.
     Тогда несколько раз на столетие  в ночном небе появляется множество падающих звёзд, т.е. метеорных следов-треков. Так называемый "звёздный (метеорный) дождь", если параметр ZHR >10 000.  Благодаря эффекту перспективы, пути метеоров, летящих по параллельным направлениям, кажутся исходящими из одного "отверстия", т.е. небольшой тёмной области на небосводе (рис.3).
 
    Эта область ("точка") небесной сферы, из которой как бы исходят все видимые или продолженные назад пути космических тел называется радиантом метеорного потока, от латин. «излучающий».
     Радиант занимает определённое положение среди созвездий в том из них, откуда летят метеорные тела, а также участвует в суточном вращении неба. За одни сутки в безоблачном ночном небе все народы увидят  сам радиант или его сияние.
    Интенсивность свечения радианта возрастает с увеличением  его зенитного часового числа (ZHR) - количества метеорных вспышек в час. Чем он выше над горизонтом, тем больше метеорных следов видно в единицу времени. Сияние радианта может быть настолько сильным, что ночью всё становится видно почти как днём, местность приобретает объёмные формы благодаря светотени.
     Итак, если Иисус Христос в ст. 29 под падающими с неба таинственными "звёздами" имеет в виду метеорные тела, тогда астрономическое чудо-знамение в ст. 30 есть радиант. Он "явится", точнее будет светить, как следствие падения этих тел.
    Именно мощный радиант метеорного потока произведёт такой же световой эффект словно молния, освещающая небо от одного края до другого.  При виде необычного, величественного, устрашающего апокалиптического сияния ночного небосвода всех жителей земли охватит великая скорбь (Мт.24:21, 30) да сильный страх (Лк.21:26).
     Как предсказывает пророк Иоиль, "затрепещут (задрожат) народы, у всех лица побледнеют" (Иоил.2:6). Более того. "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха (и ужаса) и ожидания бедствий, грядущих (надвигающимися) на вселенную (мир), ибо силы небесные поколеблются ("сотрясутся" [Л.35, 38], т.е. небесные тела придут в движение)" (Лк.21:26).
     Звезда на востоке послужила знамением Первого пришествия Иисуса Христа.  Также небесные тела, а затем заря ночного неба на севере возвестят о приближении Второго пришествия Спасителя, Царя, Судьи.
     Бодрствуя, увидеть зарю-радиант можно вечером, ночью и ранним утром, как внезапное возвращение Хозяина дома (Мк.13:35). Словно накинутая сеть, которая "найдёт (настигнет, обрушится) на всех  живущих по всему лицу земному ("живущих по всей земле" [Л.37])" (Лк.21:35).

9. Обширный контекст

     Можно ли подтвердить вышесказанное более широким контекстом главы Мт. 24 и других Евангелий? Да, например, обратимся к стиху 27.
    "Ибо, как молния исходит (вспыхивает, сверкая) от востока и видна бывает даже до запада ("светом своим озаряет и запад" [Л.38]), так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (Мт.24:27).
     Выражение "от востока (восхода) ... до запада (заката)" часто встречается в Библии, оно "обозначает всю протяжённость земли" [Л.7, стр. 169]. В этом высказывании Иисуса (ст.27) говорится не о молнии, так как она не может осветить "всю протяжённость земли".
     Нет. Имеется в виду мощная вспышка света "как молния", т.е. эффект, который она производит - сияние, освещающее всё небо. Это хорошо видно из параллельного стиха Евангелия от Луки, в нём греческое слово "astrape" означает ясный свет (сияние).
    "Ибо, как молния (astrape), сверкнувшая от одного края неба, блистает до друго края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24). Озаряющая всё небо молния "служит свидетельством всемирного масштаба возвращения Христа" [Л.27, 630].
   Такой же световой эффект молнии или "сияние солнца", согласно [Л.6, стр. 389], даёт массовое появление метеорных тел из "отверстия" в небосводе. Благодаря многочисленным  вспышкам сгорающих метеоров радиант действительно озаряет всё небо, подобно заре, охватившей всю землю.
    В таком случае, можно так понимать Лк.17:24 - сияние подобное солнцу освещает "всю землю от края и до края" [Л.6]). Евангелист Лука  приводит также другое аналогичное высказывание Христа.
     "Но в
(тот)  день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный (из огня и серы) и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (явит Себя)" (Лк.17:29, 30).
     У Матфея и Марка об этом же астрономическом поразительном событии читаем "звёзды спадут (упадут) с неба" (Мт.24:29, Мк.13:25).
    Следовательно "дождь огненный и серный" (Лк.17:29) это реальные падающие "звёзды" (Мт.24:29), т.е. метеорные тела очень малых размеров. Их падение даже сегодня называют "звёздным дождём".
     В древности метеорным вспышкам соответствовал только один аналог - яркое быстрое горение кристаллов самородной серы, т.н. "горючий камень"  [Л.36]. Её залежи находились в долине Иордана [Л.7].
    Ведь мелкораздробленный горючий камень обладает свойством пирофорности, т.е. способностью к самовоспламенению. При отсутствии нагрева (!) кристаллы самородной серы вспыхивают на воздухе благодаря экзотермической реакции окисления.  По указанной причине Иисус, вслед за Моисеем (Быт.19:24), называет звёздный дождь c неба "серный".

10. Дождь огненный и серный

     Почему же в Третьей сивиллиной книге (3:691) предсказывается падение с неба на землю не только серы, но также больших камней?
     Не все метеорные тела имеют столь малую массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты массой примерно от долей грамма до 10 кг и более достигают поверхности земли. Теряя часть  массы из-за абляции (уноса вещества потоком горячего газа) в процессе торможения и нагрева до 3 000 °С. 
 
    Крупный метеорит (метеороид) в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых  частиц называется «болидом» (греч. «метательное копьё», рис.4).
     Полёт грохочущего болида, видимый даже в дневное время, оканчивается падением на землю и образованием кратера или, чаще вего, разрушением в воздухе с выпадением мелких метеоритов.
    Последнее явление называется "метеоритным дождём", а также "каменным" или "огненным" дождём. Такой "дождь огненный" видел Иоанн (Отк. 8:7).
    В частности он наблюдал полёт и разрушение в воздухе болида. Называя его "большая звезда, горящая подобно светильнику" (ст.10), более точный перевод «факелу»
    И болид, до своего разрушения в воздухе, и факел дают яркий мигающий свет, языки пламени, искры, дым. Свет яркого крупного болида отбрасывает тени от объектов на земле даже днём! как факел ночью.

11. День Господень

     Библейские знамения часто не только предвещают грядущие события, но являются их неотъемлемой частью [Л.28, стр. 682]. Как в случае таинственного Дня Господня, кратко описанного апостолом Петром в существовавших  терминах, понятиях, образах.
    "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.26]).
      Попробуем дать физическое объяснение данному пророчеству с целью ответить на возникающие при его чтении трудные вопросы:
           1) каким образом день может придти ночью?
           2) почему придёт как вор?
           3) по какой причине разгорятся да разрушатся небесные тела?
      Во-первых, радиант – астрономическое чудо-знамение Второго пришествия будет виден только безоблачной ночью и не виден в дневное время суток. Поэтому написано "придёт же день Господень … ночью". Кроме того, исходящее от радианта сияние такое яркое, словно ночью вдруг придёт день.
     Интересно, что в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами о дне прихода Мессии. «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23]. Третья же книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (5:1, 4). «О знамениях: … внезапно воссияет среди ночи солнце» [Л.24].
      Во-вторых, сравнение Петром Дня Господа с вором (устаревшее «тать»), на первый взгляд неуместно (унизительно). Однако  оно встречается также у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2, 4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Более того, пророк Иоиль сравнивает День Господень с грабителем (Иоил.1:15, пер. [Л.35]).   
     Традиционное объяснение использования слова "вор", желание апостолов подчеркнуть внезапность неожиданность пришествия Христа ([Л.29, стр. 571]). Но даже в те времена существовали более удачные синонимы слову "внезапность".
     Кроме того, о какой неожиданности может идти речь? если о наступлении Йом Адонай жители земли узнают, как минимум за 3,5 года до его начала (Дан.9:27, Иоил.2:31, Отк.6:2).
     Появление необычного сравнения дня Господа с вором можно объяснить следующим образом. В те времена воровство часто происходило "под покровом темноты" [Л.27, стр. 180].  Вор или грабитель проникали в дом, прокапывая отверстие (дыру) в стене из земляных кирпичей [Л.25, стр. 180; Л.3, стр. 153].
     Оттого Иисус Христос, призывая верующих бодрствовать до момента Его пришествия, говорит. "Но это вы знаете (знайте), что если бы ведал (знал) хозяин дома, в какую стражу (в какой час ночи) придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43).
    Радиант как астрономическое явление, и служит таким "подкопом", «дырой», прорывом ("отверстием") в ночном небосводе. Поэтому пророк Исаия такими словами призывает Господа.
    "О, если бы Ты расторг (разверз) небеса и сошёл!" (Ис.64:1, "прорвав небеса, на землю спустился" [Л.26]). Псалмопевец  такой прорванный дырявый небосвод называет обветшавшей ризой, её переменит Адонай (Пс.101:27).
     В-третьих, стихии  разгорятся по причине трения об атмосферу. Затем космические тела, на языке привычных для апостола терминов:
        1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10, 12), подобно болидам;
        2) либо "растают" (ст.12), т.е. полностью испарятся, как небольшие метеорные тела.
     По причине многочисленных пожаров, они возникнут после разрушения небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена" [Л.26], "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.38]).

12. Библейский параллелизм

    Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики, библейским параллелизмом [Л.22], чтобы окончательно прояснить вопрос о знамении Сына Человеческого. При этом учтём, библейские стихи писались в понятиях, терминах, образах своего времени [Л.30, стр. 316].
     Обратимся к Ветхому Завету, к Псалтири, в 17-м псалме которой, с использованием антропоморфизмов, описывается пришествие Господа (теофания).
   "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули (пошатнулись) и подвиглись (задрожали, затрепетали) основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся (вырвался) дым от гнева Его (точнее "из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные искры) сыпались от Него …
    От блистания
(сияния, что) пред Ним (пылали тучи) бежали облака Его (Его слепящее сиянье распарывало тучи), град и угли (искры) огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос) Свой, град и угли (искры) огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил) множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16; в скобках, уточнения из совр. переводов).
     Такое необычное описание, даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём будущем пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26). Похоже оно также на некоторые видения, открытые Господом Иоанну.
    Например, "я взглянул, и вот, произошло великое (сильное) землетрясение ... звёзды небесные пали (попадали) на землю ... небо скрылось (исчезло), свившись как свиток; и (все) всякая гора и остров двинулись (были сдвинуты) с мест своих", "и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12; 16:18-21).
     Увиденное, т.е. метеорные тела, Иоанн называет звёздами небесными (6:13), огнём, горой, звездой (8:7-10, 9:1). Пророк Исаия - небесным воинством (34:4), евангелисты Матфей и Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25). Лука – огненным дождём (Лк.17:29, 30), апостол Пётр – разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
     Давид же называет метеоры "горячие ("горящие" [Л.37, 38]) угли" (Пс.17:9, 13, 14). Их сублимация, наряду с возникновением грозовых облаков, вызовут мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии" в ст.15).
     По-видимому, именно метеоры ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога звёздных воинств (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11). Однако, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м псалме обязательно должен упоминаться астрономический радиант.

13. Что означают уста Бога?

     Устами Яхве Элохим (Пс.17:9) Давид называет загадочно-непонятный радиант метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13). Это не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер чуда (болиды псалмопевец именует "огонь").
     Потому что "образы больших размеров связываются в Библии с Богом", они "используются также для изображения силы и суда Бога" [Л.27, стр. 106].
     Именно Яхве контролирует атмосферные явления (Иер.10:13), извлекает из Своего хранилища орудия гнева (50:25) "на день битвы и войны" (Иов.38:22, 23). Они "приводятся в движение ветром, пробуждающимся Его дыханием"  [Л.28, стр. 635].
     Давид видит как от дыхания Всемогущего "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9). В еврейской литературе много синекдох, т.е. стилистических оборотов, в них часть (уста) выступает как целое [Л.27, стр. 252]). Гигантские уста-радиант псалмопевец увидел в жилище Бога - небе (Пс.2:4, 13:2).
     Пророк Исаия провидит, перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4, б). Иоанн, описывая одно из видений, применяет тот же образ "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16; 19:15).
    Примечательно, еврейское слово «peh» (уста) имеет также значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18, 22, Дан.6:17). В буквальном смысле, «peh» это входное или выходное отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27, стр. 1006].
     В Дидахе, древнейшем наиболее авторитетном учении катехизического характера в после апостольский период, отверстием называется знамение Второго пришествия.   "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (Дидахе, 16:6-8).
     Такое отверстие на небе Иезекииль именует ножнами. Из них Бог небесных воинств извлечёт меч Свой, при виде его обезумеют все народы (Иер.25:16).
    "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и (обратно в ножны) он уже не возвратится ("больше он в них не вернётся")" (Иез.21:5; в скобках, текст из [Л.35], в кавычках - из [Л.37]).
     Отверстие небесных ножен жители земли увидят   в около полюсном созвездии Цефей, состоящем из 7 опорных звёзд. Всего их 234, но только семь ярче 4-й звёздной величины. На широте Иерусалима радиант метеорного потока Цефей можно увидеть вечером, на севере, у края неба.
     В течение ночи радиант будет подниматься над горизонтом, перемещаясь в направлении на Восток. Из него с рёвом, грохотом, свистом вылетят орудия гнева Всемогущего - крупные метеорные тела-болиды. Исаия называет радиант военным знаком (знаменем), его даст Бог для сбора Своих войск.
     "И поднимет (Он) знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли ("позовёт их свистом" [Л.38]), - и вот, он легко и скоро придёт (примчится быстро)" (Ис.5:26-30; Иер.4:21).
     Когда мы читаем об устах Адоная или о том, что Он поднимет знамя, даст знак, позовёт свистом, пойдёт, увидит, услышит и пр., мы сталкиваемся с антропоморфизмами, их немало в Библии [Л.20, стр. 121, 309]. Точнее с персонификацией, когда человеческие свойства переносятся на Бога, явления природы или на предметы.

14. Орудия гнева Вседержителя

     Через призму исторических событий, вторжение Вавилона, в пророческой перспективе Исаия видит (Ис.1:1) эсхатологический День Господень (13:4-13).
    Здесь следует пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84]. Так Йешайа пишет.    
   "Идут из отдалённой страны, от (самого) края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (опустошат) всю землю" (Ис.13:5; Иер.6:22, Втор.28:49).
     Под таинственными орудиями Божьего гнева ("армия возмездия" [Л.26]) пророк имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды (метеорные тела). Они спадут с неба, истлеют (Ис.34:4, рис.5).
   В другом тексте, Исаия описывает собственно шествие имени Господа (30:27). Упоминая не только уста Его (антропоморфизм) как источник негодования, язык Его "как огонь поедающий", но и горящий "гнев Его".
    Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос". Поэтому перевод Пс.17:9 выглядит так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались" [Л.26].
    Евреи полагали, Яхве невозможно представить в какой-то телесной форме. Но считалось вполне допустимым Его описание с использованием реальных знакомых образов [Л.28, стр. 596], т.е. персонификация.     
    Следовательно в псалме 17:9, Ис.30:27 речь идёт о болидах (Отк.8:10).  Огненных шарах с хвостами из дыма (рис.3), который вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
    Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].
    Пророк Наум под гневом Бога подразумевает, по-видимому, не только Его горячее дыхание. Но также кроваво-красный небесный свод из-за пыли от ног Господа (Наум.1:3-6). Образ Божьего гнева Иоанн использовал в описании одного из своих эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).
     В День Господень, по причине наполнения атмосферы минеральной пылью, станут иными её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на микродисперсных частицах.
    Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно, является одним из астрономических  знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).   

15. Тайник, стрелы, колчан

     Ещё одно ветхозаветное описание Богоявления на поэтическом языке аллегорий, но  в существовавших понятиях, терминах, образах находится в 3-й главе Книги Пророка Аввакума.
    "Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её – как солнечный свет (как свет зари); от руки Его лучи (буквально "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)! …
    Солнце и луна остановились
(застыли) на месте своём ("потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26])  пред светом (блеском) летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев ("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).
     Читая этот, а также иные стихи о дне Господа как ветхозаветные, так и новозаветные, складывается твёрдое убеждение, речь об одном и том же чуде. А именно, Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.
    Например, Аввакум даёт важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога небесных воинств. Стрелы излучают свет, а сверкающие копья – сияние (Авв.3:11).
     Пророк не считает их молниями, как не считают Захария (Зах.9:14) и Христос (Лк.17:24, греч. "astrape" это скорее не молния, а "сияние"). Потому что вспышки молний выглядят как ломаные линии с многочисленными зигзагообразными ответвлениями, а стрелы да копья подобны прямым линиям.
    Определённо, Аввакум имел в виду прямолинейные следы-треки вспыхнувших метеорных тел: малых (стрелы, рис.2), больших – болиды (копья, рис.4).
    Яркие следы метеоров тайновидец именует лучами, а тёмное отверстие радианта – тайником силы (славы) Божьей, "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (3:4, б). Свет вокруг радианта, "Сияние Его - как свет зари" (ст.4,а; [Л.38]), он называет величием, покрывающим небеса, славой Элохим, наполняющей землю (ст.3:3, б).
    Такая "заря" охватит весь небосвод, она вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.26]). Пророк Иеремия сравнивает отверстие радианта с тёмным входом в гробницу (Иер.5:16, "Стрелы их - распахнутая гробница" [Л.37]). Называя радиант футляром для стрел - "Колчан его как могила отверстая" (пер. [Л.38, Л.35]).

16. Ослепительное сияние

     В устах Аввакума, слова "свет", "величие", "слава" являются синонимами. Так как слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр. 70; Л.26, стр. 68]. Например, месопотамские боги "являли своё могущество с помощью telammu, небесного сияния" [Л.28, стр. 122].
     Также не случайно сравнение ветхозаветным провидцем сияния  славы (евр. "kabod") Адоная со светом. Блеск её "как солнечный свет" (Авв.3:4, а), точнее "как свет зари" (пер. [Л.38]). Ведь радиант на небе, дело руки Всемогущего, испускает необычные лучи (на евр., буквально «рога») подобно излучению Солнца.
     Такое физическое явление можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба, "тайником Его силы (славы)" или взглядом Его (ст.4, 6; древние считали, глаз излучает свет).
     Если эта гипотеза верна, почему же "Бог от Фемана (Темана) грядет ... от горы Фарран (Паран)"? Они находятся на юге от Израиля, а радиант появится на севере!
     Очевидно, Аввакум говорит не о вечернем появлении астрономического радианта низко над горизонтом, но о кульминации "тайника Его силы" утром. В результате  перемещения радианта в южную часть небосвода.
    Именно тогда, из-за сияния сверкающих копьев Вседержителя и летающих стрел Его, не видно света не только от заходящей Луны, но также от восходящего Солнца. Небесные светила, из-за физического эффекта атмосферной рефракции, словно остановятся (задержатся) на небосводе. Как написано.
     "Солнце и луна остановились ("застыли" [Л.37, 38]) на месте своём ..." (Авв.3:11). В Масоретском тексте - "Солнце и луна остановились в обители своей", или "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить" [Л.26].
     Однако по сравнению с солнечными лучами радиант имеет существенное отличие. След метеора довольно быстро исчезает (через 0,1 ... 3 сек.), но появляется другой трек в иной области небосвода, чтобы также мгновенно исчезнуть.
    Оттого радиант с большим часовым числом (ZHR) напоминает вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр. 254]. В Новоегипетском царстве их делали металлическими, вооружая колесничих луком, стрелами, копьями.
     Возможно по этой причине, а также из-за больших размеров и перемещения по небосводу пророк Исаия называет чудо-радиант колесницей Яхве (колесница да колесо широко распространённые астральные символы).
    "Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы
(в оригинале "колесница") Его - как вихрь (смерч), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1). "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь со вторым пришествием Христа" [Л.29, стр. 73]).

17. Светильник Бога и лицо Его

     В Библии используются иные названия астрономического радианта - грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца вселенной.
     Например, пророк Софония так описывает посещение Богом Иерусалима в "день гнева … , день облака и мглы" (Соф.1:15).
     "И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (покараю) тех (самодовольных), которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает (сделать не может) Господь (нам) ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).
     Яхве Элохим поступит в соответствии с древним еврейским обычаем. Ночью в канун праздника Пасхи глава семьи со светильником обходил весь дом, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19).
     Однако грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18) позволяют предположить, тайновидец имеет в виду  принадлежащий Богу совершенно необычный светильник (радиант).  Он  в течение тёмной ночи будет освещать весь город.
     Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят люди, скрывшиеся в пещерах да ущельях гор, " падите (Обрушьтесь) на нас и сокройте нас от лица (взора) Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15, 16).
     В другом случае, провидец, пребывая в Духе, сам видит Всемогущего, лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем "лице Его – как солнце, сияющее (в зените) в силе своей" (1:16, "Весь облик Его словно палящее солнце в зените" [Л.35]). Действительно, «Лик Божий» – загадочный радиант Сына Человеческого сияет будто солнце "в силе своей".
    Свет, исходящий от божественного лика, как в псалме Давида "Его слепящее сиянье распарывало тучи" (Пс.17:13, пер. [Л.26]), по ближневосточной традиции считался опасным для человека [Л.27, стр. 613].
     Поэтому в параллельных стихах Книги  Исаии "Иди (спрячься) в скалу, и сокройся (заройся) в землю от страха Господа и от славы (из-за блеска) величия Его" (Ис.2:10; 19, 21), страх Господа, слава (блеск) величия Его также означают нечто поразительное. А именно, вызванный Божественной силой сияющий радиант на небе.
     Это же астрономическое явление в другой главе пророк называет расторгнутыми (прорванными) небесами и лицом (синекдоха) Адоная. От лица Его растают горы да содрогнутся народы, когда Он сойдёт с неба (64:1, 2; Авв.3:3-6).

18. Великое точило гнева

     Ещё одно традиционное наименование тайника силы Божьей, использованное Иоанном,- точило. Точнее "великое точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или "точило (давильня) вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (19:15).
     Точилом в старину называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33) либо вырубленная в скальной породе, либо выкопанная в земле и обложенная камнями с глиной. В этой яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.27, 29]. "Красный сок вытекал через отверстия в сосуды" [Л.36], "в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина (Отк.14:20)" [Л.27, стр. 1213].
     Крикам виноградарей, топчущих в точиле, пророк Иеремия уподобляет сильный голос Вседержителя в день состязания (суда) с народами.
   "Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на
(возгремит против) всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному,  с высоты обрушится звуковая ударная волна от полёта крупного небесного тела).
     Такой "гром" [Л.35], "Грохот" [Л.37], "гул" (Масора) раздастся по всей земле (ст. 31). Тогда поднимется большой вихрь, "великая (страшная) буря от (самого) края земли" [Л.35], великое бедствие пойдёт от одной страны к другой (ст. 32).
     Образ точила-давильни находим также у пророка Исаии, описывающего пришествие Господа небесных воинств в "день мщения" (Ис.63:1-6).
    "Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета) и ризы (одежды) у Тебя как у (виноградаря) топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал); и Я топтал (давил) их во гневе Моём и попирал (топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё …" (в скобках, уточнения из совр. переводов).
     Не следует трактовать буквально необычный образ раздавленных яростью да гневом Бога людей как виноград в точиле под ногами топчущего ("слово нецах означает как "кровь, так и "сок винограда" [Л.38, стр. 1088].

     Потому что за небесное апокалиптическое "точило гнева Божия" Иоанн и Исаия принимают радиант на небе (рис. 6; яма, уста, отверстие в небосводе).
    Его метеорные следы подобны брызгам крови. Красное же небо пророки уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.
   Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, признаком возвращения Иисуса Христа явится завершение проповеди Евангелия наступающего Царства миру, а физическим знамением (знаком) Его пришествия послужит удивляющий своей необычностью мощный радиант.
    Тогда небо возвестит правду о Боге, каждый человек увидит славу Его ... и придут в замешательство все, кто поклонялся идолам своим (Пс.96:3-7). Посему нельзя надеяться на людей; шатко всё, созданное человеком, оно рассыплется.

ЛИТЕРАТУРА  

1. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
2. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.-208 с.
3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
4. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
6. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.  
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Янгрен П. Знамение.- Киев: Варух, 1998.- 192 с.   
9. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.-1 156 с.   
10. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
11. Уильям Макдональд. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1 467 с.
12. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
13. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с. 
14. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Т. 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618с.
15. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
17. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви – просто и доступно.-М.: Триада, 2000.-232с.
18. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.
19. Лахэй Т., Дженкинс Д. Это может произойти сегодня.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 248с.
20. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
21. Клеон Л. Роджерс- мл., Клеон  Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008.
22. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СПб.: Библия для всех, 1997.- 208 с.
23.  Клиффорд П. Последнее время.- СПб.: Мирт, 2000.- 219 с.
24. Библия.- М.: Российское библейское общество, 1998.- 1 376 с.
25. Библейская энциклопедия.- М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
26. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
28. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
29. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
30. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
31. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
32. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
33. Рэй Стедмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
34. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
39. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
40. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
День Господень