Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа

″…скажи нам, когда это будет? и какой признак
Твоего пришествия и кончины века?″
(Мт.24:3)

″Тогда явится знамение Сына Человеческого на
небе; и тогда восплачутся все племена земные
и увидят Сына Человеческого, грядущего на
облаках  небесных с силою и славою великою″
(Мт.24:30)

       Израиль не распознал время, когда Сын Божий посетил его, по милости Своей Благословенный предоставит второй шанс. Так, ободряя евреев, находящихся в рассеянии, апостол Иаков писал.
       ″Долготерпите (запаситесь терпением) и вы, укрепите сердца ваши, потому что  пришествие  (день возвращения) Господне приближается″ (Иак.5:8; в скобках, текст из [Л.35]). Нетерпеливые же христиане города Фессалоника полагали, Христос уже пришёл (2Фес.2:1, 2).     
       Они заблуждались не понимая, Его триумфальному возвращению  предваряют: потеря иудеями государственности, рассеяние, затем воссоединение израильского народа (Быт.49:10, Иер.31:10, Втор.30:3-5), мировые войны, голод, эпидемии (Мт.24:6, 7). Господь часто говорит "о том, чего ещё нет, как будто оно уже есть" (Рим.4:17, в; пер. [Л.37]).
       Несомненно, о таком эпохальном событии возвестит Бог (Ис.42:9, Ам.3:7), появится пророк Илия (Мал.4:5), произойдут солнечное и лунное  затмения (Иоил.2:31), возникнет оповещающее знамение на небе, возвратится Господь с силой и великой славой (Мт.24:30).
       Не только в эпоху первоапостольской церкви, но даже сегодня нередко возникает упомянутое выше заблуждение. В основном из-за того, что верующие, например сторонники претеризма, не отличают исторические пророчества, они относятся к разрушению иерусалимского храма в 70-м году после Р.Х., от эсхатологических.
        Согласно определения, эсхатология - "Раздел богословия, посвящённый изучению последних времён, конца света, судьбы отдельных личностей и мира в этот момент" [Л.36, стр. 1417].

1. Пророческая перспектива

       Заблуждение фессалоникийских и некоторых современных христиан возникает по нескольким причинам.
       Во-первых, три евангелиста собрали и изложили, каждый в одной главе (Мк.13, Мт.24, Лк.21), высказывания Учителя о будущем, без указания к какому времени они относятся, близкому или отдаленному.
        Во-вторых, Сам Иисус Христос придерживался принципа ветхозаветных пророков, часто группировавших события не в хронологическом порядке, а тематически [Л.1].
        В-третьих, в Новом Завете, как  в ТаНаХе, мы сталкиваемся с "пророческой перспективой"  [Л.2, стр. 85] или "сокращением перспективы" [Л.3, стр. 472], "прогрессирующим исполнением пророчеств" [Л.4, стр. 14], "спрессованным временем" [Л.30, стр. 178, 429]. Когда два похожих предсказания, разделённые длительным промежутком времени, произойдут будто одновременно, словно сливаются.
        Иными словами, близкое и отдалённое во времени провидцы нередко объединяли в ОДНО [Л.31, стр. 105, 334]. "Для библейского пророчества весьма характерно совмещение двух будущих событий, между которыми на самом деле есть большой временной промежуток" [Л.39, стр. 121], "для Библии вообще характерен принцип "сближения" событий, отдалённых друг от друга во времени" [Л.29, стр. 586].
       Например, пророчества Исаии о двух разных пришествиях Мессии (Ис.9:6, 7; 61:1, 2) не отделены друг от друга [Л.30, стр. 551], подобно пророчествам Михея (Мих.5:2-4), Захарии (Зах.9:9, 10), Малахии (Мал.3:1-3).
       Отсутствует промежуток времени между строительством 2-го иерусалимского храма и будущего 3-го храма в Книге пророка Аггея (Агг.2:2-9). Объединены пророчества Иезекииля, ИсаииИеремии о вавилонском нашествии и эсхатологическом Дне Господа (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Иер.25:9-38).
       Предсказания Иеремии об освобождении иудеев из вавилонского плена и пришествии Мессии также соединены вместе (Иер.30:6-10, 18-24, гл. 31). Аналогично пророчествам Наума о посещении Господом земли в День скорби (Наум. гл.1) и гибели ассирийского города Ниневия (гл.2, 3).
        У Даниила  слиты воедино видения периода правления Селевкидов, в частности Антиоха IV Епифана, и последних дней гнева, конца времени (Дан.8:1-26).
        Автор работы [Л.2, стр. 85] пишет, "к примеру, о разрушении Иерусалима в 70-м году нашей эры и о дне суда - кончине века сего - говорится как об одном событии, и мы должны это иметь в виду, читая такие главы, как Матф.24 и 25 или Марк 13 и Лук. 21" (смотрите также [Л.4, стр. 15, 66; Л.5, стр. 19]).
       Поэтому в современных комментариях на Лк.21:7 утверждается. "Он (Иисус Христос) говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушении храма и конце света" [Л.1, стр. 204]; они "... произойдут в 70-м году и в конце века сего, в день суда" [Л.2, стр. 86].
       "В таком изложении событий Иисус следовал ветхозаветным пророкам, предсказывавшим будущие далёкие события в "терминах" и образах событий ближайшего будущего ..."
[Л.12, стр. 172], "пророчество часто исполняется в два этапа - во время первого пришествия Христа и во время Его второго пришествия"  [Л.27, стр. 937].
        Верно. Между осадой Иерусалима (Лк.21:20-24) и днями грозных знамений, уныния, скорби (ст.25, 26), после них грядет Сын Человеческий (ст.27, 28), приблизится Его царство (ст.31), существует неопределенный промежуток времени. О нём говорит Сам Иисус.
       "Иерусалим будет попираем ("будут топтать" [Л.35]) язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лк.21:24, б). "И во всех народах прежде ("чем придёт конец", пер. [Л.35]) должно быть проповедано Евангелие" (Мк.13:10).

2. Когда наступит конец?

       Евреи верили, иерусалимский храм просуществует до конца времён.  Поэтому ученики Христа думали, разрушение храма, конец света, начало царствования Мессии произойдут одновременно [Л.6, стр. 454].
       Оттого они спросили: "скажи нам, когда это будет? и какой признак (знак) Твоего пришествия и кончины века?" (Мт.24:3; "какое будет знамение Твоего возвращения, и когда наступит конец света?" пер. [Л.26], "какое знамение укажет на Твоё возвращение и на конец нынешнего мира?" [Л.37]).
       На первый вопрос, о времени разрушения Бейт Адонай и города, Учитель не дал прямого ответа. Однако в точности описал события, которые произойдут вскоре, "сообщил им все признаки Своего пришествия" [Л.4, стр. 51].
      "Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его ("время его разрушения близко" [Л.37, 38])
       И падут
(будут гибнуть) от острия меча, и отведутся в плен во все народы (в разные страны); и Иерусалим будет попираем (будут топтать) язычниками, доколе (так до тех пор, пока) не окончатся времена язычников" (Лк.21:20-24, "пока не истечёт их время" [Л.35, 38]).
       Именно так произошло. В 70-м году от Р.Х. во время первого иудейского восстания (66-73 г.г.) римские войска под командованием Тита, сына императора Веспасиана, по истечении пятимесячной осады захватили и  разрушили Йерушалаим, в том числе Храм. В целом погибло около 600 000 евреев; как предсказал Христос, "падут от острия меча".
       После поражения второго иудейского восстания (132 - 135 г.г.) на развалинах Иерусалима император Адриан основал город-колонию Элиа-Капитолина. Иудейское государство прекратило  существование, завершилось рассеяние сынов израилевых [Л.7].
       Так исполнилась вторая часть пророчества Иисуса о национальной катастрофе евреев, "отведутся в плен во все народы" ("поведут их пленниками к другим народам" пер. [Л.26]).
       Третья же часть пророчества Господа осуществилась лишь в 1980 году с провозглашением Иерусалима единой неделимой столицей государства Израиль (рис.1); окончились для города "времена язычников".
       Да, извилист долог путь к истине надеющихся на эмпирические научные знания, поскольку тропинка проб да ошибок. Но пряма коротка дорога к истине внимающего словам Господа, ибо стезя откровений.

3. Признак пришествия

       Отвечая на второй вопрос, "каким будет знак (знамение), по которому мы узнаем о Твоём возвращении и о конце этого мира?" (Мт.24:3, пер. [Л.35]), Христос подробно охарактеризовал период последнего времени (Мт. гл.24, Мк. гл.13, Лк. гл.17, 21).
      Явлению Спасителя будут предшествовать многочисленные исторические события: войны, голод, эпидемии, преследования христиан, упадок веры, появление лжепророков, умножение зла, остывание любви (Мт.24:6-12).
       Признаки "конца этого мира" можно наблюдать вот уже на протяжении 2 000 лет от Р.Х., практически в любой исторический период. Поэтому Второго пришествия ожидали: фессалоникийская церковь в 40-х годах, множество христиан в 1000 г., последователи одного из культов в 1914 г., некоторые верующие в 1943, 1999 и 2000 годах.
       Все ожидания не сбылись, ибо вышеперечисленные события, строго говоря, не есть признаки, т.е. предзнаменования кончины лукавого рода сего. Нет, только характеристика последнего времени, от вознесения Иисуса Христа до Его возвращения, они начало мук рождения, не конец.
        Кроме того, ученики спрашивали Учителя не о многих приметах, но об ОДНОМ признаке, предшествующем кончине века (Мт.24:3, Мк.13:4, Лк.21:7). На последний вопрос Господь дал прямой ответ, вот он.
       (прежде) проповедано будет сие Евангелие Царствия ("Радостная Весть о Царстве будет возвещена по всему миру" [Л.37]) по всей вселенной (земле), во свидетельство (чтобы услышали) всем народам; и (только) тогда придёт (наступит) конец" (Мт.24:14; в скобках, текст из [Л.35]).
       Понятно, ни в 1000 году, ни в 2000, ни в марте 2006 года Благая Весть о грядущем Царстве на земле не достигла всех людей, оттого не возвратился Христос.
       Ибо. "Не медлит Господь исполнением обещанного, хотя и говорят иные о промедлении. Он очень терпелив к вам и хочет, чтобы  никто не погиб, но  все покаялись" (2Пет.3:9, пер. [Л.38]).
       Итак признак кончины прогнившей цивилизации - проповедь Благой Вести о приближающемся мессианском Царстве на земле всем народам, по всей планете. Данный показатель настолько очевиден, что некоторые верующие, например [Л.8], считают его признаком (знамением) пришествия Иисуса Христа, однако такое мнение ошибочно.

4. Знамение на небе

       Окончив характеристику последнего времени (Мт.24:4-13), указывая на признак кончины века (ст.14), Иисус сообщает ученикам о таинственном астрономическом  знаке Своего пришествия, о последующих за ним событиях.
      "Тогда явится знамение
("знак" [Л.35]) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся ("возопиют от страха и смятения" [Л.38]) все племена (народы) земные и увидят Сына Человеческого, грядущего (нисходящего) на облаках небесных с силою и славою великою" (ст.30).
       В Библии знамение, др.-евр. "отот", - знак, необычное природное явление, "таящее в себе скрытое значение, которое постигается посредством наблюдения за видимой, внешней стороной" [Л.36, стр.500]. Знамение демонстрирует прямое вмешательство Бога в дела человеческие, призывая обратить внимание [Л.9, стр. 32].
       Знамение вызывается Божественной силой, знак носит характер чуда, согласно Писания. "Какое величие в Его знамениях, какая сила в Его чудесах!" (Дан.3:33, пер. [Л.37]. Знак чаще всего предшествует, иногда сопутствует или завершает какое-то важное событие.
       Например, перед исходом из Египта, Яхве, с целью убедить израильский народ в миссии Моисея, даёт знамения. Жезл превращается в змея и наоборот; рука покрывается либо очищается от проказы; вода, коснувшаяся земли, делается кровью (Исх.4:1-9, 28-31).
      "В более широком контексте древнего ближневосточного мировоззрения знамения были тождественны предзнаменованиям" [Л.28, стр. 681]. Так наступлению дня Господа  предваряют солнечное и лунное затмения (Иоил. 2:31), сопутствуют апокалиптические знаки на небе: кровь, огонь, столпы дыма (ст.30), они же, "ужасные явления и великие знамения с неба" (Лк.21:11, б).
       По окончании потопа Адонай Элохим поставил радугу в напоминание завета (Быт.9:13-16). Знамением Божьим может служить сам человек: Иезекииль (Иез.24:24), дева Мария (Ис.7:14), Иона (Мт.12:38-40).

5. Знак пришествия

       О каком конкретном природном явлении, видимом на небе знаке Своего пришествия, говорил Господь ученикам?
       Многие христиане полагают, грядущий на облаках небесных Сын Человеческий Сам есть такое знамение [Л.10-13, 31], как пророк Иезекииль, Исаия и его дети, дева Мария или нави Иона.
       Однако написано, сначала появится не Господь с неба, а нечто природное, "явится знамение" (Мт.24:30, а), лишь затем люди увидят Сына Человеческого (ст.30, в). Знамение пришествия ещё НЕ сама парусия, Иисус ясно говорит о следующей очерёдности событий:
         1) возникнет знамение, астрономический знак от Бога;
         2) при виде знака на небе зарыдают все племена, заплачут явно не от видения Самого Христа;
         3) затем все народы увидят Сына Человеческого.
       Данная последовательность событий во времени ещё более чётко прослеживается в 3-х стихах подряд Евангелия от Луки (Лк.21:25-27).
          1) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст. 25, а);
          2) "Люди будут издыхать (падать бездыханными, терять сознание) от страха и ожидания бедствий" (ст. 26, а);
          3) "И тогда (они) увидят Сына Человеческого" (ст. 27, а).
       Стихи Лк.21:28 и Мт.24:33 подтверждают сказанное выше об очерёдности событий, "когда вы увидите, что всё это сбывается",- солнце померкнет, луна не даст света, упадут звёзды, появится знак на небе, зарыдают народы (24:29, 30),- "знайте, что Он уже близко, у самых дверей" (ст.33, пер. [Л.37]).
       Сначала одно за другим 3-и знамения, затем пришествие Христа, утверждается в наиболее раннем (конец I - начало II века от Р.Х.) христианском вероучении Дидахе [Л.36] - "Учение Господа переданное язычникам через 12 апостолов" (Дид.16:6-8).
      "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом, знамение звука трубного и третье - воскресение мёртвых" (Дид.16:6). По окончании знамений, "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (ст.8).
       Верно. Астрономическое знамение отверстия в небе (Дид.16:6, рис.2), через него будут падать "звезды" (Мк.13:24, 25), и последующее триумфальное возвращение Христа (Дид.16:8, Мк.13:26) отделяет некоторый промежуток времени (ст. 29, "Он близко" пер. [Л.35]). Что подтверждается анализом стиха Лк.21:28, пройдёт всего 3,5 года времени Великой скорби.
       Одни толкователи за знамение на небе принимают ярко горящий крест (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ориген) или лик Христа. Другие полагают, на небосводе возникнет изображение Небесного Иерусалима или огромной светящейся фигуры Сына Человеческого, идущего по облакам. Третьи, выдвигают иные версии: знамя, молния, необыкновенная звезда, Божья слава в «чёрной дыре», необычайно яркий свет, авангард ангелов с трубами и огненным мечом [Л.3, 10-19, 34].
        Каждое предположение по-своему интересно, не лишено логики. Однако, опираясь на  авторитет Библии, обосновать их весьма трудно, если вообще возможно.

6. Знамения в солнце, луне, звёздах

       Господь  едва ли даст какое-то предметное изображение или авангард ангелов в качестве ожидаемого христианами знака пришествия.
       В древности, "считалось, что исторические события связаны с соответствующими явлениями природы" [Л.28, стр. 682]. "Перед тем как Христос видимым образом придёт на землю, будут происходить природные знамения на небе и на земле" [Л.40, стр. 224].
       Логично. Творец всего сущего, в частности для астрономических знамений, создал природные светила: солнце, луну, звёзды. "И сказал Бог: да будут светила на (своде) тверди небесной ... для знамений ..." (Быт.1:14, "для особых знамений" пер. [Л.26]).
       "Согласно Быт.1:14-19, Солнце и Луна, как и звёзды, должны давать Земле свет, определять смену времён года и служить "знамениями" [Л.36, стр. 118]. Под знамениями имеются в виду солнечные затмения, лунные затмения,  иные необычные небесные явления [Л.20, стр. 43]. Так перед наступлением Дня Господа произойдут затмения светил, согласно пророчества Иоиля.
      "Солнце превратится во тьму (померкнет) и луна - в кровь, прежде нежели (перед тем, как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). Здесь указан не символ Божьего суда, по версии [Л.27, стр. 1122], или аллегория, по мнению претеристов [Л.31, стр. 178], но реальные физические явления.
       Перечисляя 3-и последовательных астрономических явления, Иисус сообщает ученикам. "И будут (появятся) знамения в солнце (1) и луне (2) и звёздах (3) …" (Лк.21:25). В толковании [Л.12] они названы "космическими знамениями" (стр. 267).
       Видение указанных Христом природных апокалиптических знамений дано Иоанну, "солнце стало мрачно (почернело) как власяница (мешковина из чёрной шерсти), и луна сделалась как кровь" (Отк.6:12).
       Именно небесное тело ("звезду") дал Бог в виде знамения, чтобы указать мудрецам с востока на рождение Мессии, привести их в город Вифлеем (Мт.2:2, 7, 9). Следовательно не крест, лик Христа или Небесный Иерусалим, а знамения в солнце, луне, звёздах возвестят пришествие Господне? 
       Заманчиво ответить "да", но правильнее сказать "нет". Во-первых, Учитель говорил об одном знаке возвращения, не о трёх (Мт.24:30). Во-вторых, 3-и указанные выше знамения в светилах, в частности затмения, трудно отождествить со следующими словами Иисуса.
      "Ибо, как молния (возможно, "сияние солнца" [Л.3, стр. 467]), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24; Мт.24:27).
       Здесь сообщается не о затмении. Наоборот, о вспышках света, ярком свечении, т. к. греческое "astrape" (Синод. пер., "молния") означает "ясный свет", "сияние". Сказанное подтверждается  стихом Лк.11:36, в нём "astrape" переведено как "сияние". Также в Мт.24:30 словом "явится" (знамение) использовано греческое слово, производное от глагола "светить" [Л.21].
       В-третьих, изменения в свете солнца, луны, звёзд обязательно будут (Лк.21:25, Отк.6:12, Иоил.2:31). Однако нет веских библейских оснований считать их именно тем знаком, о котором говорит ученикам Христос (Мт.24:30).
       Потому что загадочное знамение Божьего могущества должно выглядеть чудом (Дан.3:33). Явлением всемирного масштаба: величественным, необычным, удивительным, устрашающим (Исх.4:1-9, 7:3, Иоил.2:30, Мт.12:38-40).
       Так бесчисленные вспышки света в ночном небе (2Пет.3:10) увидят "и  зарыдают в отчаянии все народы земли" (Мт.24:30, пер. [Л.35]; "возопиют от страха и смятения" [Л.38]). Устрашится любой человек, поднявший голову к небу (Лк.21:28). 
       В таком случае, возможен ли вообще правильный ответ о сущности знамения? как найти его, каким образом научно обосновать?

7. Тесный контекст

       Одним из основных аналитических средств библейской экзегетики (толкования) служит контекст, отрывок, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. В частности тесный контекст, чтобы установить смысловую связь данного стиха с предыдущим либо последующим стихом [Л.22].      
       Пользуясь указанным средством экзегетики, порассуждаем над предыдущим стихом (ст.29), принимая во внимание ДО научную терминологию евангелиста Матфея.
      "И вдруг (тотчас), после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего (не будет сиять), и звёзды спадут (упадут) с неба, и силы (тела) небесные поколеблются (сотрясутся)" (Мт.24:29; в скобках, уточнения из соврем. переводов). Как раз в то время возникнет знамение Сына Человеческого (ст.30).
       Мы выяснили, изменения в свете солнца, луны, звёзд не есть астрономический знак Второго пришествия. Падение звёзд с неба и сотрясения  небесных сил (тел), равным образом, не могут служить знаком, они предшествуют знамению.
       В таком случае, возможно, последствие падения небесных тел, предсказанное в стихе 29, "звёзды спадут (упадут) с неба", послужит знамением стиха 30? "Тогда явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе". Причём знамение появится "ночью" (2Пет.3:10; 1Фес.5:2, Ам.5:18-20).
       Подвергнем тщательному анализу данное предположение. О каких звёздах говорит Иисус в Мт.24:29? Понятно, не буквальных звёздах , светящихся плазменных водородно-гелиевых астрономических объектах невообразимо огромных размеров, массы, температуры поверхности.
       Однако речь также не о символах (аллегориях), по версии претеристов, ибо сообщается о совершенно реальном физическом явлении. Для понимания стиха Мт.24:29 следует учесть. "Звёзды никогда не были в Библии предметом научного интереса. Это понятие применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.32, стр. 616].
       "В древнееврейском языке, как и в древнегреческом, любой яркий объект в небе назывался «звёзды». К этой категории относились и «падающие звёзды» - метеориты" [Л.41, стр. 616].
       Верно. Под светящимися небесными телами  в ст. 29, "звёзды спадут с неба", подразумеваются «падающие звёзды». Так в старину, порой и сейчас, называли яркие короткие вспышки а ночном небе; они считались результатом падения звёзд, оторвавшихся от небесного свода, твёрдого по мнению древних [Л.27, стр. 552; Л.35, стр. 1401].
       На самом деле, вспышки вызываются вторжением в атмосферу  метеорных тел (метеоров), очень мелких твёрдых частиц. Их масса ничтожна, менее 1 миллиграмма, размер мал, менее 1 миллиметра, а скорость с которой они влетают в атмосферу огромна (11 ... 73 км /сек).
       На высотах от 130 км до 60 км, из-за столкновения с молекулами атмосферных газов, космические частицы размерами более 10 микрон быстро нагреваются и полностью испаряются (сублимируют), иными словами, как бы «сгорают». Микрометеориты, частицы примерно менее 3 микрон, проходят через атмосферу без заметной потери массы.
       Сублимация метеорных тел сопровождается свечением и ионизацией атмосферных газов, позволяя ночью наблюдать пролёт метеора по возникновению узкого светящегося следа ("трек") различных длины, цвета, степени блеска. В результате "сгорания" метеоров образуются мельчайшие частички сферической формы диаметром от 1 мкм  до 100 микрон (метеорная пыль).
      "Конечно, под падающими на землю звёздами следует понимать не солнце или планеты, которые по своему объёму больше нашей земли, но метеориты" [Л.34, стр. 376], точнее, метеорные тела.

8. Радиант метеорного потока

       Земля, двигаясь по космической орбите со скоростью около 30 км/сек, периодически встречается с крупными роями твёрдых частиц; чаще всего с облаками пыли от давно распавшихся комет.
       В те дни, несколько раз на столетие,  в ночном небе возникает множество падающих звёзд, оставляющих метеорные следы-треки, т.н. "звёздный (метеорный) дождь", если параметр ZHR >10 000.  Благодаря эффекту перспективы, пути метеоров, летящих по параллельным направлениям, кажутся исходящими из одного "отверстия", небольшой тёмной области на небосводе (рис.3).
       Указанная  область ("точка") небесной сферы, из неё как бы исходят все видимые или продолженные назад пути космических тел, называется радиантом метеорного потока, от латин. radians, «испускающий лучи».
      Впервые научно зафиксировал указанное явление американский астроном Денисон Ольмстед, наблюдая сильный метеорный поток Леонид 12 ноября 1833 года. Позднее были обнаружены радианты Лирид, Персеид, прочее.
       Испускающий лучи занимает определённое положение среди созвездий в том из них, откуда летят метеорные тела, участвуя в суточном вращении небосвода. В последние дни на безоблачном ночном небе все народы увидят сам радиант (в северном полушарии) или его сияние (в южном).
       Интенсивность свечения солнца ночного неба возрастает с увеличением  его зенитного часового числа (ZHR) - количества метеорных вспышек в час. Чем выше астрономический знак над горизонтом, тем больше метеорных следов видно в единицу времени. Сияние радианта может оказаться настолько сильным, что ночью всё становится видно почти как днём, местность приобретает даже объёмные формы благодаря светотени.
       Итак, если Иисус Христос в ст. 29 падающими с неба таинственными "звёздами" называет метеорные тела, тогда чудо-знамение в ст. 30 есть радиант. Он "явится", точнее будет светить, как следствие падения метеорных тел.
       Астрономический феномен произведёт такой же, но гораздо более продолжительный световой эффект словно молния, мгновенно освещающая небо от одного края до другого. При виде необычного, величественного, устрашающего апокалиптического сияния небосвода в течение всей ночи, жителей земли охватит великая скорбь (Мт.24:21, 30) да сильный страх (Лк.21:26).
       Согласно предсказания пророка Иоиля, "затрепещут (задрожат) народы, у всех лица побледнеют" (Иоил.2:6). При одном виде надвигающейся беды, "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха (и ужаса) и ожидания бедствий, грядущих (надвигающимися) на вселенную (мир), ибо силы небесные поколеблются ("сотрясутся" [Л.35, 38], т.е. небесные тела придут в движение)" (Лк.21:26).
       Небесное тело ("звезда") послужило знамением Первого пришествия Иисуса Христа, оказалось знаком надежды. Также небесные тела ("падающие звёзды") возвестят о приближении Второго пришествия Спасителя, Царя, Судьи; послужат знаком суда.
       Бодрствуя, увидеть величие да могущество Бога, зарю-радиант, можно вечером, ночью и ранним утром, словно внезапное возвращение Хозяина дома (Мк.13:35). Накинутая сеть "найдёт (настигнет, обрушится) на всех  живущих по всему лицу земному ("живущих по всей земле" [Л.37])" (Лк.21:35).

9. Обширный контекст

       Можно ли подтвердить вышесказанное более широким контекстом главы Мт. 24, других Евангелий? Да, например, обратимся к стиху 27.
      "Ибо, как молния исходит (вспыхивает, сверкая) от востока и видна бывает даже до запада ("светом своим озаряет и запад" [Л.38]), так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (Мт.24:27).
       Выражение "от востока (восхода) ... до запада (заката)" часто встречается в Библии, оно "обозначает всю протяжённость земли" [Л.7, стр. 169]. Высказывание Иисуса (ст.27) прямо не относится к молнии, она не может осветить "всю протяжённость земли".
       Нет. Имеется в виду мощная вспышка света, "как молния", эффект, который она производит, - сияние, освещающее всё небо. Что хорошо видно из параллельного стиха Евангелия от Луки, в нём греческое слово "astrape" означает ясный свет (сияние).
      "Ибо, как молния (astrape), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба ("озаряет всё небо" [Л.35, 38]), так будет Сын Человеческий в день Свой" (Лк.17:24). Озаряющая всё небо молния "служит свидетельством всемирного масштаба возвращения Христа" [Л.27, 630].
      Подобный ночной световой эффект молнии или "сияние солнца", согласно [Л.6, стр. 389], даёт массовое появление метеорных тел из "отверстия" в небосводе. Благодаря многочисленным  вспышкам сгорающих метеоров радиант озаряет всё небо, подобно заре, охватившей всю землю.
       В таком случае, можно понимать Лк.17:24 так, сияние подобно солнцу освещает "всю землю от края и до края" [Л.6]). Потому что, в отличие от секундной вспышки молнии, мощный радиант постоянно освещает всю землю на протяжении ночи.
       Евангелист Лука  приводит ещё одно аналогичное высказывание Христа. "Но в (тот)  день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный (из огня и серы) и истребил всех (все погибли): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (явит Себя)" (Лк.17:29, 30).
       У Матфея и Марка, об этом же астрономическом феноменальном событии читаем, "звёзды спадут (упадут) с неба" (Мт.24:29, Мк.13:25). Следовательно, "дождь огненный и серный" (Лк.17:29) означает реальные "падающие звёзды" в Мт.24:29, по-научному, метеорные тела малых размеров. Их падение даже сегодня называют "звёздным дождём".
       В древности метеорным вспышкам соответствовал всего лишь один аналог, яркое быстрое горение кристаллов самородной серы, (т.н."горючий камень"  [Л.36]); её залежи находились в долине Иордана [Л.7].
       Мелкораздробленный горючий камень обладает свойством пирофорности, способностью к самовоспламенению. При отсутствии внешнего нагрева кристаллы самородной серы вспыхивают на воздухе благодаря экзотермической реакции окисления.  По указанной причине, Иисус, вслед за Моисеем (Быт.19:24), называет звёздный дождь c неба словом "серный".

10. Дождь огненный и серный

       Почему же в Третьей сивиллиной книге (3:691) предсказывается падение с неба на землю не одной серы, но одновременно больших камней?
       Далеко не все метеорные тела имеют столь малую массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере. Например, метеориты массой примерно от долей грамма до 10 кг и более, достигают поверхности земли. Даже теряя значительную часть  массы из-за абляции (уноса вещества потоком горячего газа) в процессе торможения, соответственно нагрева до 3 000 °С. 
       Крупный метеорит, точнее, метеороид в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых  частиц называется «болидом» (греч. «метательное копьё», рис.4).
       Полёт болида, видимый даже в дневное время, как правило, сопровождается звуковыми эффектами: свистом, треском, шипением, громоподобными раскатами.
       Оканчивается полёт космического тела столкновением с поверхностью земли и образованием кратера. Но чаще всего он разрушается в воздухе под воздействием термических напряжений от аэродинамического разогрева (1800 ... 3000 °С) и динамического давления (0,1 ... 1 МПа) при его торможении атмосферой.
      За ослепительной вспышкой следует громкий звук взрыва с последующим выпадением мелких метеоритов на землю. Последнее явление называется "метеоритным дождём", "каменным" или "огненным" дождём, такой "дождь огненный" видел Иоанн (Отк. 8:7). В частности он наблюдал полёт и разрушение в воздухе болида, называя его "большая звезда, горящая подобно светильнику" (ст.10), более точный перевод «факелу»
       И болид, до своего разрушения в воздухе, и факел на ветру, дают яркий мигающий свет, языки пламени, искры, дым. Свет яркого крупного болида отбрасывает тени от объектов на земле даже днём! подобно факелу ночью. По причине метеоро-термического эффекта при полёте сверхяркого болида,  наблюдатель на земле ощущает сильный жар словно от факела.

11. День Господень

       Библейские знамения предвещают грядущие события, вместе с тем являются их неотъемлемой частью [Л.28, стр. 682]. Например, в случае таинственного Дня Господня, кратко описанного апостолом Петром в существовавших  терминах, понятиях, образах.
       "Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10; в скобках, текст из [Л.26]).
       Постараемся дать физическое объяснение данному пророчеству с целью ответить на возникающие при его чтении трудные вопросы:
             1) каким образом день может придти ночью?
             2) почему придёт словно вор?
             3) по какой причине разгорятся да разрушатся небесные тела?
        Во-первых, радиант, астрономическое чудо-знамение Второго пришествия, виден безоблачной ночью и НЕ виден в дневное время суток. Поэтому написано, "придёт же день Господень … ночью". Кроме того, исходящее от ночного солнца сияние столь яркое, будто ночью вдруг наступил день.
        Интересно, в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих раби Яная, оканчивающийся словами о дне прихода Мессии. «Сделай тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23]. Третья же книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое пророчество (5:1, 4). «О знамениях … внезапно воссияет среди ночи солнце» [Л.24].
        Во-вторых, сравнение Петром Дня Господа с вором (устаревшее «тать»), на первый взгляд неуместно, унизительно. Однако  слово "вор" встречается у Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2, 4), что уже нельзя считать неуместным или случайным. Больше того, пророк Иоиль сравнивает День Господень с грабителем (Иоил.1:15, пер. [Л.35]).   
       Традиционное объяснение использования слова "вор", желание апостолов подчеркнуть внезапность пришествия Христа [Л.27, стр. 45, 263; Л.29, стр. 571]. Но даже в те времена имелись более удачные синонимы слову "внезапность". В добавление к сказанному, о какой неожиданности может идти речь? если о наступлении Йом Адонай жители земли узнают, как минимум за 3,5 года до его начала (Дан.9:27, Иоил.2:31, Отк.6:2).
        Появление необычного сравнения Дня Господа с вором можно объяснить следующим образом. В те времена воровство часто происходило "под покровом ночной темноты" [Л.27, стр. 180].  Вор или грабитель проникали в дом, прокапывая отверстие (дыру) в стене из земляных кирпичей [Л.25, стр. 180; Л.3, стр. 153].
        Оттого Иисус Христос, призывая верующих бодрствовать до момента Его возвращения, говорит. "Но это вы знаете (знайте), что если бы ведал (знал) хозяин дома, в какую стражу (в какой час ночи) придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43).
        Радиант, как необычное астрономическое явление, служит упомянутым "подкопом", «дырой», прорывом ("отверстием") в ночном небосводе. Поэтому пророк Исаия такими словами призывает Господа.
       "О, если бы Ты расторг (разверз) небеса и сошёл!" (Ис.64:1, "прорвав небеса, на землю спустился", пер. [Л.26]). Прорванный дырявый небосвод псалмопевец называет обветшавшей ризой, её переменит Адонай (Пс.101:27).
        В-третьих, космические тела разгорятся по причине трения об атмосферу, затем, на языке привычных для апостола терминов, стихии:
           1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10, 12), подобно болидам;
           2) либо "растают" (ст.12), полностью испарятся, как небольшие метеорные тела.
       По причине многочисленных пожаров, они возникнут в результате высокотемпературного разрушения крупных небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена", пер. [Л.26]; "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.38]).

12. Библейский параллелизм

       Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики, библейским параллелизмом [Л.22], чтобы окончательно прояснить вопрос о знамении Сына Человеческого. Учтём, библейские стихи писались в понятиях, терминах, образах своего времени [Л.30, стр. 316].
       Обратимся к Ветхому Завету, к Псалтири, в её 17-м псалме описывается Богоявление (теофания), естественно на языке антропоморфизмов.
      "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули (пошатнулись) и подвиглись (задрожали, затрепетали) основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся (вырвался) дым от гнева Его (точнее "из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные искры) сыпались от Него …
       От блистания
(сияния, что) пред Ним (пылали тучи) бежали облака Его (Его слепящее сиянье распарывало тучи), град и угли (искры) огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос) Свой, град и угли (искры) огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил) множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16; в скобках, уточнения из соврем. переводов).
        Вызывающее чувство страха данное описание, даже в деталях, совпадает с рассказами Иисуса Христа о Своём будущем пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30, Мк.13:24-26). Стихи Пс.17:8-16 одновременно похожи на некоторые видения, открытые Господом Иоанну.
        Например, "я взглянул, и вот, произошло великое (сильное) землетрясение ... звёзды небесные пали (попадали) на землю ... небо скрылось (исчезло), свившись как свиток; и (все) всякая гора и остров двинулись (были сдвинуты) с мест своих", "и сделались (посыпался) град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12; 16:18-21).
       Увиденное, космические тела, Иоанн называет звёздами небесными (6:13), огнём, горой, звездой (8:7-10, 9:1). Пророк Исаия - небесным воинством (34:4), евангелисты Матфей и Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25), Лука – огненным дождём (Лк.17:29, 30), апостол Пётр – разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
        Давид же называет метеоры "горячие ("горящие" пер. [Л.37, 38]) угли"  (Пс.17:9, 13, 14). Их сублимация, наряду с возникновением грозовых облаков, вызовут мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии" в ст.15).
        По-видимому, как раз метеоры ветхозаветные пророки именуют стрелами и копьями Бога звёздных воинств (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11). Однако, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м псалме иносказательно должен упоминаться астрономический радиант.

13. Что означают уста Бога?

       Устами Яхве Элохим (Пс.17:9) Давид называет отверстие на небосводе, загадочный радиант метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13).
       Не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер чуда, поскольку "образы больших размеров связываются в Библии с Богом", они "используются также для изображения силы и суда Бога" [Л.27, стр. 106].
        Именно Небесный Воитель контролирует атмосферные явления (Иер.10:13), извлекает из Своего хранилища орудия гнева (50:25) "на день битвы и войны" (Иов.38:22, 23). Орудия "приводятся в движение ветром, пробуждающимся Его дыханием"  [Л.28, стр. 635].
        Давид видит, от дыхания Всемогущего, "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9). В еврейской литературе много синекдох, стилистических оборотов, в них часть (уста) выступает словно целое [Л.27, стр. 252]). Гигантские уста-радиант псалмопевец увидел в жилище Бога, на небе (Пс.2:4, 13:2).
       Исаия провидит, перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4, б). Иоанн, описывая одно из видений, применяет тот же образ, "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16; 19:15).
       Примечательно, еврейское слово «peh» (уста) одновременно имеет значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18, 22, Дан.6:17). В буквальном смысле, «peh» есть входное или выходное отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27, стр. 1006].
       В Дидахе, древнейшем наиболее авторитетном учении катехизического характера в после апостольский период, отверстием называется знамение Второго пришествия.   "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (Дидахе, 16:6-8).
        Знамение отверстия на небе Иезекииль именует ножнами, из них Бог небесных воинств извлечёт меч Свой. При виде меча Эль Шаддай обезумеют все народы (Иер.25:16).
       "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и (обратно в ножны) он уже не возвратится ("больше он в них не вернётся")" (Иез.21:5; в скобках, текст из [Л.35], в кавычках - из [Л.37]).
       Отверстие небесных ножен жители земли обнаружат  в околополярном созвездии Цефей, состоящем из 7 опорных звёзд (всего их 234, но всего лишь семь ярче 4-й звёздной величины). На широте Иерусалима радиант метеорного потока Цефей можно увидеть вечером, на севере, у края неба.
       В течение ночи испускающий лучи астрономический знак постепенно поднимается над горизонтом, перемещаясь в направлении на Восток. Из отверстия небесных ножен с рёвом, грохотом, свистом вылетят орудия гнева Вседержителя, крупные метеорные тела-болиды. Исаия называет радиант военным знаком (знаменем), его даст Заставляющий падать для сбора Своих войск.
       "И поднимет (Он) знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли ("позовёт их свистом" [Л.38]), - и вот, он легко и скоро придёт (примчится быстро)" (Ис.5:26-30; Иер.4:21).
        Когда мы читаем об устах Адоная или о том, что Он поднимет знамя, даст знак, позовёт свистом, пойдёт, увидит, услышит, прочее мы встречаемся с антропоморфизмами, их немало в Библии [Л.20, стр. 121, 309]. Точнее сталкиваемся с персонификацией, перенесением человеческих свойств на Бога, явления природы или на неизвестные предметы.

14. Орудия гнева Вседержителя

       Через призму исторического события, грядущего вторжения Вавилона в Иудею, в пророческой перспективе Исаия видит (Ис.1:1) эсхатологический День Господень (13:4-13).
       Следует пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84]. Так Йешайа пишет.    
       "Идут из отдалённой страны, от (самого) края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (опустошат) всю землю" (Ис.13:5; Иер.6:22, Втор.28:49).
       Таинственными орудиями Божьего гнева ("армия возмездия", пер. [Л.26]) пророк называет, скорее всего, воинство небесное, т.е. "звёзды" (метеорные тела); они спадут с неба да истлеют (Ис.34:4, рис.5).
       В другом тексте, Исаия описывает собственно шествие имени Господа (30:27). Упоминая уста Его (антропоморфизм) - источник негодования, язык Его "как огонь поедающий", горящий "гнев Его".
       Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос", поэтому соврем. переводы Пс.17:9 выглядят так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались", пер. [Л.26].
       Евреи полагали, Яхве невозможно представить в какой-то телесной форме, но считалось вполне допустимым использование персонификации, описание Бога через реальные знакомые образы [Л.28, стр. 596].     
       Следовательно в псалме 17:9 и Ис.30:27 говорится о чём-то ином. По-видимому о болидах (Отк.8:10), огненных шарах с хвостами из дыма (рис.3), дым вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
       Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].
       Пророк Наум под гневом Бога подразумевает Его горячее дыхание, также кроваво-красный небесный свод из-за пыли от "ног" Всемогущего (Наум.1:3-6). Образ Его гнева Иоанн использовал в описании одного из своих эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).
        В День Господень, по причине массового наполнения атмосферы минеральной пылью, станут иными её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на дисперсных частицах микронных размеров.
       Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный служит одним из астрономических  знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет небосвод  последних дней существования рода сего "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).   

15. Тайник, стрелы, колчан

       Ещё одно ветхозаветное описание Богоявления на поэтическом языке аллегорий, но  в существовавших понятиях, терминах, образах находится в 3-й главе Книги Пророка Аввакума.
       "Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её – как солнечный свет (как свет зари); от руки Его лучи (буквально "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)! …
        Солнце и луна остановились
(застыли) на месте своём ("потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26])  пред светом (блеском) летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев ("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).
       Читая эти, равным образом, иные стихи о Дне Господа как ветхозаветные, так новозаветные, складывается твёрдое убеждение, говорится об одном и том же чуде, о Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.
       Например, Аввакум приводит важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее стрел и копий Бога небесных воинств; стрелы Заставляющего падать излучают свет, сверкающие копья Его – сияние (Авв.3:11).
       Пророк не считает их молниями, подобно Захарии (Зах.9:14) и Христу (Лк.17:24, греч. "astrape" означает не молнию, а "сияние"). Потому что вспышки молний выглядят ломаными линиями с многочисленными зигзагообразными ответвлениями, стрелы да копья подобны прямым линиям.
       Определённо, Аввакум имел в виду прямолинейные следы-треки вспыхнувших в атмосфере метеорных тел: малых (стрелы, рис.3), больших – болиды (копья, рис.4, 5).
       Яркие следы метеоров тайновидец именует лучами, тёмное отверстие радианта – тайником силы (славы) Божьей, "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (3:4, б). Свет вокруг чёрного ночного солнца, точнее ореол, "Сияние Его - как свет зари" (ст.4,а; [Л.38]), пророк называет величием, покрывающим небеса, славой Элохим, наполняющей землю (ст.3:3, б).
       Такая "заря" охватит весь небосвод, она вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.26]). Пророк Иеремия сравнивает отверстие радианта с тёмным круглым входом в гробницу (Иер.5:16, "Стрелы их - распахнутая гробница", пер. [Л.37]). Именуя астрономический знак футляром для стрел. "Колчан его как могила отверстая" (пер. [Л.38, Л.35]).

16. Ослепительное сияние

       В устах Аввакума, слова "свет", "величие", "слава" служат синонимами, т. к. слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр. 70; Л.26, стр. 68]. Например, месопотамские боги "являли своё могущество с помощью telammu, небесного сияния" [Л.28, стр. 122].
       Также не случайно сравнение ветхозаветным провидцем сияния  славы (евр. "kabod") Адоная со светом; блеск её "как солнечный свет" (Авв.3:4, а), точнее "как свет зари" (пер. [Л.38]). Ведь радиант на небе, дело руки Бога небесных воинств, испускает устрашающие лучи (на евр., буквально «рога») подобно излучению Солнца.
       Указанное физическое явление можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба, "тайником Его силы (славы)" или взглядом Его (ст.4, 6; древние считали, глаз излучает свет).
       Если данная гипотеза верна, почему "Бог от Фемана (Темана) грядет ... от горы Фарран (Паран)"? они находятся на юге от Израиля, а испускающий лучи возникнет на севере. Очевидно, Аввакум говорит не о слабо видимом вечернем радианте низко над горизонтом, но о кульминации "тайника Его силы" ранним утром по причине перемещения астрономического знамения в южную часть небосвода.
       Именно в то время из-за сияния сверкающих копьев Вседержителя да летающих стрел Его, не виден свет не только от заходящей Луны, но одновременно от восходящего Солнца. Небесные светила, из-за физического эффекта атмосферной рефракции, словно остановятся (задержатся) на небосводе, по Писанию.
       "Солнце и луна остановились ("застыли" [Л.37, 38]) на месте своём ..." (Авв.3:11). В тексте Масоры, "Солнце и луна остановились в обители своей", или "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить", пер. [Л.26].
       Тем не менее, по сравнению с солнечными лучами у радианта есть существенное отличие. След метеора довольно быстро исчезает (через 0,1 ... 1 сек.), но возникает другой трек в иной области небосвода, чтобы мгновенно исчезнуть.
       Оттого астрономический феномен с большим часовым числом (ZHR) напоминает тайновидцу вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр. 254]. В Новоегипетском царстве их делали металлическими, вооружая колесничих луком, стрелами, копьями.
       Возможно по упомянутой причине, вместе с тем из-за больших размеров и перемещения по небосводу, пророк Исаия называет чудо-радиант колесницей Яхве, орудием Небесного Воителя (колесница да колесо широко распространённые астральные символы).
       "Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы
(в оригинале "колесница") Его - как вихрь (смерч), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1). "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь со вторым пришествием Христа" [Л.29, стр. 73]).

17. Светильник Бога и лицо Его

       В Библии используются другие названия таинственного поражающего воображение радианта: грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца вселенной. Например, пророк Софония так описывает посещение Богом Иерусалима в "день гнева … , день облака и мглы" (Соф.1:15).
       "И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (покараю) тех (самодовольных), которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает (сделать не может) Господь (нам) ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).
       Йахвэ Элохим поступит в соответствии с древним еврейским обычаем. Ночью в канун Пасхи глава семьи со светильником обходил своё жилище, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19).
       Однако грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18) позволяют предположить, тайновидец имеет в виду  принадлежащий Богу совершенно необычный светильник (радиант). В течение тёмной ночи он освещает весь город (ст.12).
       Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят люди, скрывшиеся в пещерах да ущельях гор, " падите (Обрушьтесь) на нас и сокройте нас от лица (взора) Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15, 16).
       В другой ситуации, апостол, пребывая в Духе, сам видит Всемогущего. Лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем "лице Его – как солнце, сияющее (в зените) в силе своей" (1:16, "Весь облик Его словно палящее солнце в зените", пер. [Л.35]). Верно. «Лик Божий», – загадочный феномен Сына Человеческого сияет будто солнце "в силе своей".
       Свет, исходящий от божественного лика, подобно псалму Давида, "Его слепящее сиянье распарывало тучи" (Пс.17:13, пер. [Л.26]), по ближневосточной традиции считался опасным для человека [Л.27, стр. 613].
       Поэтому в параллельных стихах Книги  Исаии "Иди (спрячься) в скалу, и сокройся (заройся) в землю от страха Господа и от славы (из-за блеска) величия Его" (Ис.2:10; 19, 21), страх Господа, слава (блеск) величия Его также означают нечто поразительное. По-видимому, вызванный Божественной силой грозный радиант на небе.
       Данное потрясающее астрономическое явление, в другой главе, пророк называет расторгнутыми (прорванными) небесами, лицом (синекдоха) Адоная. От лица Его растают горы да содрогнутся народы, когда Он сойдёт с неба (64:1, 2; Авв.3:3-6).

18. Великое точило гнева

       Ещё одно традиционное наименование тайника силы Божьей, использованное Иоанном, точило. Точнее, "великое точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или "точило (давильня) вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (19:15).
       Точилом в старину называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33) либо вырубленная в скальной породе, либо выкопанная в земле и обложенная камнями с глиной. В яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.27, 29]. "Красный сок вытекал через отверстия в сосуды" [Л.36], "в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина (Отк.14:20)" [Л.27, стр. 1213].
       Крикам виноградарей, топчущих в точиле, пророк Иеремия уподобляет сильный голос Вседержителя в день состязания (суда) с народами.
       "Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на
(возгремит против) всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному,  с высоты обрушится звуковая ударная волна от полёта крупного небесного тела).
       Указанный "гром" [Л.35], "Грохот" [Л.37], "гул" (Масора) раздастся по всей земле (ст. 31). Мгновенно поднимется большой вихрь, "великая (страшная) буря от (самого) края земли" (пер. [Л.35]); великое бедствие пойдёт от одной страны к другой (25:32).
       Образ точила-давильни находим у пророка Исаии, в связи с вызывающим страх пришествием Господа небесных воинств в "день мщения" (Ис.63:1-6).
       "Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета) и ризы (одежды) у Тебя как у (виноградаря) топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал); и Я топтал (давил) их во гневе Моём и попирал (топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё …" (в скобках, уточнения из соврем. переводов).
        Не следует трактовать буквально ошеломляющий шокирующий образ раздавленных яростью да гневом Бога жителей земли, словно виноград в точиле под ногами топчущего ("слово нецах означает как "кровь, так и "сок винограда" [Л.38, стр. 1088]).
       Ведь за небесное апокалиптическое "точило гнева Божия" Иоанн и Исаия принимают испускающий лучи радиант на небе (рис. 6), образно говоря, яма, уста, отверстие в небосводе.
       Метеорные следы "точила" подобны брызгам крови, красное же небо пророки уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.
       Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, признак возвращения Иисуса Христа есть завершение проповеди Евангелия наступающего мессианского Царства безбожному миру, а физическим знамением (знаком) Его пришествия послужит устрашающий своей необычностью яркий подобно солнцу радиант в ночном небосводе.
      В те дни небо возвестит правду о Боге, каждый человек увидит славу Его ... и придут в замешательство все, кто поклонялся идолам своим (Пс.96:3-7). Посему нельзя все надежды возлагать на людей; шатко всё, созданное человеком, оно рассыплется.

ЛИТЕРАТУРА  

1. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
2. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.-208 с.
3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
4. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
6. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.  
7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
8. Янгрен П. Знамение.- Киев: Варух, 1998.- 192 с.   
9. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.-1 156 с.   
10. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1 467с.
12. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
13. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с. 
14. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Т. 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618с.
15. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.
16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
17. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви – просто и доступно.-М.: Триада, 2000.-232с.
18. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.
19. Лахэй Т., Дженкинс Д. Это может произойти сегодня.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 248с.
20. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
21. Клеон Л. Роджерс- мл., Клеон  Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008.
22. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СПб.: Библия для всех, 1997.- 208 с.
23.  Клиффорд П. Последнее время.- СПб.: Мирт, 2000.- 219 с.
24. Библия.- М.: Российское библейское общество, 1998.- 1 376 с.
25. Библейская энциклопедия.- М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
26. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
28. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
29. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
30. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
31. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
32. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
33. Рэй Стедмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
34. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
39. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
40. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
41. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
День Господень