Спасение

"Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю
вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как
одежда, и жители её также вымрут; а Моё спасение пребудет
вечным, и правда Моя не престанет" (Ис.51:6)
 
"Ибо нет другого имени под небом, данного человекам,
которым   надлежало  бы  нам  спастись" (Деян. 4:12)

1. Кто же может спастись?

     Долготерпеливый друг, ознакомившись  с событиями  Дня  Господня [Л.1-3],  у вас могут  возникнуть  вопросы как у пророков Малахии, Иоиля, Иоанна.
     "И  кто  выдержит день пришествия (прихода) Его, и кто устоит, когда  Он явится?" (Мал. 3:2),  "ибо велик день Господень и весьма страшен (ужасен); и кто выдержит его? " (Иоил.2:11, "Кто его переживёт?" [Л.27]). "Ибо пришёл (наступил) великий день гнева Его, и кто может устоять?" (Отк.6:17).
     Действительно, кто и каким образом может спастись в последнее время? годы Великой скорби, дни молотьбы да жатвы.
     Для специалистов разных сфер знаний, имеющих отношение к обеспечению безопасной жизнедеятельности человека, ответ очевиден: никто и никак. Потому что стихийные бедствия, вызванные космической катастрофой, будут носить глобальный каскадный характер. Они коснутся атмосферы, гидросферы, геосферы Земли.
     Погибнет множество людей (до 90 %) как в активной фазе стихийных бедствий (Отк. 9:18, [Л.3, 4]), так после их окончания. Из-за горькой кислотной воды, отравленного воздуха, голода, эпидемий, физического насилия (6:8, 8:11, [Л.3, 5]).
      Очевиден ответ и для христиан. " Спасение - от Господа" (Пс.3:9, а; пер. [Л.35]). Не в руках людей, не в религиозности человеческой, а во Христе Иисусе, Сыне Бога живого. "Сын - сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога" (Евр.1:3, пер.[Л.35]; "печать естества Его" [Л.39], Синод. пер. "образ ипостаси Его").
      Поэтому, «если мы любим Спасителя и готовы встретиться с Ним, почему мы должны думать о Его пришествии, как о чём-то ужасном? … истинные верующие ожидают не конца света, не суда и даже не восхищения Церкви ... . Предмет её надежды – Сам Спаситель» [Л.6, стр. 27, 72]. Господь наш и Бог наш Иисус Христос, несущий свет миру.
     "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12, "Ни в ком другом нет спасения" [Л.27]). Данные слова, сказанные Петром почти 2 000 лет назад, истинны во все времена.
     Апостол Павел присоединяется к провозглашённой Петром истине "если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься" (Рим.10:8-11; 5:8-10, 1Фес.5:9).
     Потому что Источник счастья в нас и мы в Нём. Господь не в делах наших суетных, но в мечтах; а мы не в мечтах, но в делах Его будем.
     Претерпевший всё до конца, оказавшийся верным Христу до самой  смерти получит венец жизни (Отк.2:10). Ибо только Он есть путь домой, истина спасения, жизнь вечная (Ин.14:1-6). Ведь "смерть - участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет от этом" (Еккл.7:2, пер. [Л.35]).
     Смысл жизни странника да пришельца на земле в том, чтобы подготовиться к смерти (2Кор.5:1, 15), переходу в иной мир. Там Господь воскресит "из мёртвых в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.31, стр. 1395]. "Его заповедь - это вечная жизнь" (Ин.12:50, пер. [Л.35]).

2.  Иисус Христос спасёт нас

     Спасение ожидающих Господа, через Которого сотворена вселенная (Евр.1:2), является главной целью Его возвращения. Так утверждается в Новом Завете.  
     "Христос  … во второй  раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его  во спасение" (9:28, "Он придёт во второй раз, но уже не для того, чтобы взять на себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его" [Л.7]). Поразительно! однако подобное пророчество содержится ещё в Ветхом Завете.
    "И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали (мы ждали Его) и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы (Которого мы ждали); возрадуемся и возвеселимся во спасении Его (что Он спас нас!)" (Ис.25:9; 51:6, 52:10; в скобках, текст из [Л.8]).
      В эсхатологической 35-й главе Исаия также говорит о наказании и спасении людей Яхве Элохим. После слов "вот Бог ваш, придёт отмщение (наказание), воздаяние Божие" (35:4, б), пророк обещает "Он придёт и спасёт вас" (ст. 4, в; 5-10).
      Несомненно, пророчество Исаии исполнится, ибо Бог есть Отец, Сын и Святой Дух (Мт.28:19, Ин.15:26, 10:30, 38). Не спорьте о непознаваемой сущности Бога. Кто есть Отец узнает тот, кому откроет Сын (Лк.10:22). Мы знаем, "Господь есть Дух" (2Кор.3:17; Ин.4:24), "воскресший Христос есть Дух" [Л.36, стр. 261] и Свет (Ин.1:4-9).
     Поэтому в Дни скорби Пришедший с небес явится каждому, кто скажет "Господи, в Твои руки  отдаю дух мой". Благоговеющему перед именем Его (1Фес.4:16, 17), соблюдающему заповеди (Ин.14:21), живущему благочестивой жизнью (Мт.7:21). Рождённому от Святого Бога, побеждающему мир верой в Искупителя от греха (1Ин.5:4), Который победил мир (Ин.16:33).
     Тогда  "в явление славы Его", оно наступит видимым образом по окончании Великой скорби, "возрадуетесь и восторжествуете" обещает Пётр (1Пет.4:12, 13; в Библии "выражение "слава Господня" относится к сиянию, наблюдаемому в присутствии Бога" [Л.9, стр. 92]).
    
Также в Дидахе ("Учение 12 Апостолов"), древнейшем предписании для внутри церковной жизни, о последовательности событий возвращения Иисуса Христа в силе да славе написано так.
     "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе (по-научному "радиант"), потом, знамение звука трубного (в дни Великой скорби) и третье - воскресение мёртвых" (Дидахе, 16:6). После чего "увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (стих 8).
     Такую же последовательность, со слов Учителя, записал евангелист Матфей. Великая скорбь, в том числе падения небесных тел, знамение на небе, плач всех жителей земли; пришествие Сына Человеческого, собирание и восхищение ангелами избранных Его (Мт.24:21-31).
     Слова Иисуса Христа, вероучение ранней Церкви, обещание апостола Петра опровергают широко распространённое (с началом ХХ века) мнение  о  тайном,  внезапном, невидимом, массовом восхищении христиан ДО наступления великой скорби (рис.1).
     Они не умрут, как как рассуждает  автор [Л.17], но "живыми вырвутся в небеса, переступив черту смерти вопреки естественным законам природы" (стр. 172); "вторая группа ... эти не умрут никогда" [Л.23, стр. 269].
     "Одержимый антихрист со всею ненавистью обрушится на 144 000 запечатлённых, но Господь не даст их в обиду и, подобно Церкви, живыми заберёт их на небо" [Л.26, стр. 763].

3. Взятие живыми на небеса?

     Автор работы [Л.43]  считает. "Строго говоря, восхищены будут только живые верующие ... Те, которые будут восхищены, избегнут физической смерти и сразу окажутся в присутствии Господа" (стр. 555).
     Данное не библейское мнение [Л.17, 23, 26, 43 и др.] о взятии живых людей в иной мир на небеса является заблуждением. Именно к ним обращается апостол Павел.
     "Безрассудный! то
, что ты сеешь, не оживёт ("не воспрянет к жизни" [Л.27]), если не умрёт" (1Кор.15:36, "не будет ведь оно оживотворено, если не умрёт прежде" [Л.39]).
     Во втором послании коринфянам (2Кор.5:8) "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.36, стр. 1191]. Апостол называет наше тело смертным (Рим.6:12).
     Также, праведный Иов выражает твёрдую уверенность, что после смерти, уже без плоти, он увидит Заступника своего. "Даже когда спадёт с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога ... Пусть даже остановится моё сердце" (Иов.19:25-27, пер. [Л.27]).
     Каждому из жителей земли однажды положено умереть (Евр.9:27, Быт.3:19). Но кто с верой в искупительную жертву Иисуса Христа потеряет жизнь, тот спасёт её. Сможет "достигнуть воскресения мёртвых" (Фил.3:11).
     Ведь"наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье ..." (1Кор.15:50, пер. [Л.8]), которое "не от мира сего" (Ин.18:36). Тело всегда ограничено, поэтому не может существовать в безграничном совершенном мире.   
     Умерев, несомненно мы изменимся (1Кор.15:52), так как душа выйдет из тела (Быт.35:18; в др. пер. "дух"). Тело же превратится в прах (3:19, Еккл.12:7). Вопреки странному мнению автора [Л.32], "часть нашего существа идёт на Небо, а часть - ожидает (?) телесного воскресения в могиле" (стр. 99).
     Ещё одно мнение, вызывающее недоумение, - вместе с телом умирает и душа. Или она переходит в состояние сна до момента всеобщего воскресения, т.е. до получения новых человеческих тел. "Однако Павел не говорил, что душа спит после смерти. Он ясно заявил, что душа верующего отправляется к Господу ..." [Л.44, стр. 448].
     Иисус Христос обещает. "И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32). Такое возможно, если души умерших не спят и, тем более, не умирают со смертью тела. Господь есть Бог живых и бодрствующих, а не мёртвых или спящих (Мт.22:32).
      Да, человеческое "тело без духа мертво" (Иак.2:26). Но дух без физического тела существует (Еккл.12:7, 1Цар.28:7-15, Деян.7:58-60, 1Пет.3:19), находится в своей оболочке (Дан.7:15, [Л.35]). Дух может покидать тело и возвращаться в него (Лк.8:55, Мт.12:43, 44), переходить на другого человека (4Цар.2:9, 15).
      Также жизнь души не зависит  от наличия или отсутствия физического тела (Мт.10:28, Лк.23:43, Отк.6:9, 20:4). Мнение о нераздельности тела с душой и духом ошибочно (Евр.4:12, 2Кор.5:1-8).
     Имеются следующие определения духовной составляющей нашего существа. "Дух - обозначение нетелесного и нематериального аспекта существования" [Л.36]. "Душа - нематериальное начало человека; используется как синоним понятия "дух" [Л.31, стр. 1397], "душа и дух ... представляют собой единую сущность" [Л.33, стр. 460].
      Так в работах [Л.31, 33] излагается двухчастное деление человеческой природы на материальное (тело) и нематериальное (дух, душа). Однако далеко не во всех случаях душа и дух синонимичны, например как в Лк.1:46, 47; между ними существует граница (Евр.4:12).
      Апостол Павел пишет "ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23).
     Разрушающий пороками тело своё угашает дух и калечит душу. А слепая, глухая или немая душа хуже увечного тела. Здоровое тело необходимо для развития души, оно дар от Господа; немощное же тело укрепляет сильный дух.
     Третья, общая примиряющая точка зрения. "Некоторые, вместо того, чтобы разделять дух и душу как две отдельные "части" личности, утверждают, что человек обладает духом и является душой" [Л.36, стр. 378].

4. Дух и душа

     Дух человека не от мира сего, его даёт Бог (Быт.2:7, Зах.12:1, Еккл.12:7), созидает Дух Божий (Иов.33:4). "То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух" (Ин.3:6, пер. [Л.27]; "От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух" [Л.35]).
     Ведь человек является материальным образом, подобным духовной Сущности (Быт.1:26, 27). Дух его есть светильник Господа (Пр.20:27); видит всё дух, а не глаза; слышит всё дух, не уши; и запоминает всё дух, а не мозг. Ведь они только органы, всего лишь окна в физический мир.
     Смиренный  духом стремится исполнить то, для чего создан; а гордый,- что диктуют неразумные желания его. Однако чем больше удовлетворяешь внешнее, тем меньше достаётся внутреннему человеку.
     Дух не безгласен, совесть человека, руководимая Духом Святым (Рим.9:1), голос его. Нельзя заглушать её, она советник, но обвинитель и судья. Совесть невозможно ни обмануть, ни подкупить, не скрыться от угрызений её.
     Велик дух человеческий, однако его действия можно угашать (1Фес.5:19). Дух формирует и наполняет душу, она - копилка духа; но может оказаться пустой или повреждённой. Но повредивший душу свою никогда не приобретёт мир.
     Нельзя безнаказанно засорять душу никчемными помыслами, плохими словами, суетными делами. Не нужно лгать. Ложь угнетает душу, за неправдой идёт нечестность, а за ней пороки и преступление.
     Судит душу совесть, следует подчиняться суждениям её, а угашающий совесть повреждает душу. Кто же повредит душу, потеряет жизнь вечную. Ибо что может дать человек за спасение своей души?
     Стыд же охраняет душу, если она отзывается на укоры его.  Вся жизнь запечатлена в памяти души, да невозможно вырвать страницу, нельзя переписать.
     Что наша разлука с Отцом на земле? один лишь миг. Но за ним для смиренного начинается вечный день (Пс.33:19) ... или длинная ночь для непокорного (Мт.23:13). По окончании земной жизни наша сущность вернётся к Сущему, как написано.
     "И возвратится прах (тело) в землю, чем он и был ("из которой он вышел" Л.39]); а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7, "и когда умрёшь, обратно к Богу дух твой возвратится" [Л.8]). 
     Время существования тела час, души - вечность; но вечную жизнь обеспечивает дух, а не плоть (Гал.6:8). Тело превращается в прах (Пс.103:29, Иов.34:15), остаётся на земле, навсегда. Дух же человеческий переходит в трансцендентный мир, возвращается с душой, обогащённой опытом познания добра и зла.
      Праведник обладает духом от Духа (Ин.3:6), его душа сразу возносится к свету, сквозь тесные врата, по узкому тёмному пути (Мт.7:14).  Дух возвращается на истинную родину, в Его вечное Царство (Отк.6:9, 20:4), к "Отцу духов" (Евр.12:9, пер. [Л.35]), к духам праведников, ставших совершенными (ст.23) . Чтобы пребывать "как Ангелы Божии на небесах" (Мт.22:30), "ибо дух плоти и костей не имеет" (Лк.24:39), а только оболочку.
     Души не оказываются на промежуточном (?) Небе, находясь там в переходном состоянии во временном теле, по версии автора [Л.32]. Посмертная участь христиан хорошо видна из обещания Иисуса Христа, данного ученикам.
     "И когда Я уйду, приготовлю вам место, (после) Я вернусь и возьму вас к себе, чтобы и вы были там же, где Я" (Ин.14:3, пер. [Л.27]), то есть на небесах (1Тим.4:18), по правую руку от Бога (Деян.7:56-59).
     Совсем не на каком-то промежуточном небе по мнениею автора [Л.32]. Или в раю, но в состоянии сна, ощущая (?) любовь Бога, "дожидаясь последнего дня" и воскресения тел [Л.29, стр. 214, 215] .    

5. Война со святыми

     Всё же, по какой причине в последние дни окажутся мёртвыми христиане?  об их массовом воскресении после знамения отверстия в небе, перед пришествием Господа говорится в Дидахе (16:6, 8).
     
В дни Великой скорби  дракон будет воевать со святыми, "сохраняющими заповеди Божии и имеющими (хранящими) свидетельство Иисуса Христа" (Отк.12:13-17). Более того, зверь победит святых (13:7), убьёт всех, не поклоняющихся образу его (ст.15).
     Убьёт сотрудников и братьев их (6:11), в том числе 144 тысячи запечатлённых "из всех колен сынов Израилевых" (7:4-14, 14:1-5). Но для кого Христос жизнь, для тех и смерть приобретение (Фил.1:21).
     В дни жатвы ангелы соберут обильный урожай для жизни вечной (Мт.24:31, Ин.4:36). Души великого неисчислимого множества христиан из всех народов, племён, языков, "которые пришли от великой скорби ("от великих бедствий" [Л.27])" в небесное Царство Божье, дано увидеть Иоанну (Отк.7:9, 13-17, 20:4).
      Ни в коем случае они не являются избранным остатком из иудеев, по версии автора [Л.23]. Нет, здесь "бесчисленные христиане" [Л.36, стр. 805].
    Вторая ошибка. Из всех верующих  восхищению подлежат только уснувшие "мудрые девы" ("Очень часто в Библии сном называется смерть" [Л.36, Л.37]), имеющие дух вознесения (рис.2).
     Алогичное мнение. Ведь в Мт.25:1 Царство Небесное подобно "десяти девам", а не пяти. Никакого отношения к восхищению Церкви притча не имеет, вопреки мнению авторов [Л.28], так как касается появления Жениха-Христа после сна-смерти девушек.
     Господь обоснованно приравнивал физическую смерть ко сну (Мт.9:24, Ин.11:11-14), тоже самое делали апостол Матфей (Мт.27:52), апостол Павел (Еф.5:14, 1Фес.4:13, 14, пер. [Л.39]).
     Тем не менее считается,  уснувшие "неразумные девы"  без света угаснувших светильников окажутся во тьме, вне дверей восхищения. Они останутся на земле во время скорби [Л.21, стр. 76, Л.26, стр. 362-364].
     Этих неразумных не восхищённых христиан убьёт антихрист, а только потом они попадут на небеса в рай (т.н. "дополнительное спасение" или "второй шанс"). Мудрые же христиане попадут в рай сразу, ДО начала скорби ("основное спасение").
     Таким образом, "при восхищении половина верующих будут восхищены, а половина останутся на великую скорбь" [Л.26, стр. 402]. Иными словами, "Церковь будет взята от Земли до того, как начнётся период Скорби" [Л.22, стр. 123], "прежде начала великой скорби Церковь будет восхищена" [Л.18, стр. 563].
     "Миллионы людей исчезнут мгновенно ..."
[Л.44, стр. 450]."На глазах у многих будут восхищены их близкие, родные, и это, безусловно, произведёт на оставшихся должное впечатление" [Л.26, стр. 372]. "Избранные "века Церкви" будут к тому времени "восхищены" [Л.20, стр. 77], через восхищение они смогут избежать смерти [Л.21, стр. 205-208].
      Однако, вышеперечисленные мнения противоречат Писанию.                    

6.  Жатва есть кончина века

      Иисус, объясняя ученикам притчу о добром семени и плевелах, конец рода сего уподобил вселенской жатве (Мт.13:39, в Израиле продолжалась 7 недель). Как плевел, т.е. сорной травы [Л.37, стр. 929], так пшеницы.
      По обыкновению, переходя от земного к небесному, Господь утверждает "во время жатвы" делающие беззаконие попадут в "печь огненную", а праведники - в Царство Отца (ст.40-43). Причём соберут "прежде плевелы", затем пшеницу (ст.30), что опровергает популярную гипотезу о восхищении Церкви ДО начала жатвы, т.е. до Великой скорби.
     Автор [Л.10] справедливо замечает."В этом веке пшеница и сорняки - христиане и грешники - живут вместе в одном обществе. Их разделение произойдёт только в момент сбора урожая - суда" (стр. 60).  "Вот когда требуется долготерпение от людей Божьих" (Отк.14:12, пер. [Л.8]), при собирании и сжигании плевел.
     Однако "блаженны (счастливы) мёртвые, умирающие в Господе" (ст.13, "те, кто умер с верой в Господа" [Л.8]). "Этот стих часто относят ко всем верующим, однако из контекста явствует, что обещание блаженства даётся тут тем, кто умрёт в дни великой скорби" [Л.18, стр. 567].
     Всех, умерших в дни Великой скорби с верой в искупительную жертву Иисуса Христа, ангелы соберут для царства небесного (Мт.24:31, 13:43, Лк.16:22). Источник жизни избавит нас от тела смерти; исчезнет боль, уйдёт страх, отступит одиночество. Немой заговорит и ему ответят, глухой услышит и поймёт, слепой прозреет и придёт в восторг.
       Ошибаются также те верующие, кто считает, восхищение произойдёт ПОСЛЕ Великой скорби. Нет, жатва будет общая. ОДНА и для сынов лукавого, и для сынов Царства (13:38, 39).  Физически умрут многие, но не все сразу воскреснут (Отк.20:4-6).    
      Всеобщую эсхатологическую жатву Христа провидел апостол Иоанн. "Кинул Сидящий на облаке серп Свой на землю, и  собран был урожай на земле" (Отк.14:14-20, пер. [Л.39]).
      О том же событии пророчествовал Иоанн Креститель, используя образ очистки обмолоченного зерна веянием на гумне (току).
     "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё (отделит зерно от мякины), и соберёт пшеницу Свою в житницу (закрома), а солому (мякину) сожжёт огнём неугасимым" (Мт.3:12; в скобках, тексты из современных переводов).
      В те времена зерно подбрасывали вверх деревянной лопатой, чтобы ветер удалил мякину. После молотьбы на току оставались стебли с пустыми колосьями.
      Пророк Исаия, провидя Божий суд на земле в день гнева Его, утверждает то же самое. "Господь будет судить народы, просеивая их через сито погибели" (Ис.30:28, пер. [Л.8]). Подобно очистке человеком зерна после молотьбы, словно отсеивая от него примеси решетом "путём быстрых движений вверх и вниз" [Л.9, стр. 715].
      Через нави Иезекииля, Адонай Цеваот с такими словами обращается к Своему народу "извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого" (Иез.21:3, 4).
      Итак, из-за всеобщего характера молотьбы да жатвы последнего времени (Мт.13:38-40), Церковь не подлежит восхищению ни ДО ни ПОСЛЕ Великой скорби и возвращения Христа. "В Царство Божие нам предстоит войти путём многих страданий" (Деян.14:22, пер. [Л.39]).

7. Два вторых пришествия?

    Сторонники диспенсационального премилленаризма насчитывают ДВА вторых пришествия Христа [Л.33]. Одно за Церковью для спасения верующих. В другой раз Он вернётся через семь лет со Своей Церковью, чтобы вместе с верующими судить неверующих, установить Своё царство на земле.
    "Богословы-диспенсационалисты разделяют возвращение Христа на два этапа: тайное пришествие Христа перед периодом великой скорби для церкви - и славное явление в конце этого периода, для того чтобы спасти Израиль и установить тысячелетнее Царство" [Л.10, стр. 637].
     При невидимом первом пришествии Господа до начала Великой скорби в разных местах земного шара  незаметно исчезнут отдельные христиане и целые группы людей (десятки миллионов), остальные не знают куда они подевались! 
     Однако данное весьма необычное мнение, внезапно возникшее в первой половине ХIХ века и широко распространившееся по всему миру в ХХ,  Писанием не подтверждается. На что справедливо указывается в работах [Л.10, стр. 637; Л.31, стр. 1278-1283; Л.41, стр. 512-517, Л.42, стр. 803-805].
     "Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхищена из мира до периода скорби" [Л.31, стр. 1281]. "Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдёт через период скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы избежать этого, но решение принимать не нам" (стр. 1282).
     Отнють не Христос внезапно тайно придёт за святыми на землю перед кончиной века сего. Нет. Убелившие одежды кровью Агнца, сохранившие заповеди Божьи даже в брани (Отк.12:17) сами вознесутся к Нему (1Пет.5:6, Ин.12:32) во время испытаний Великой скорбью. Как написано об их участи. 
     "После сего взглянул я, и вот, великое (огромное, неисчислимое) множество людей, которого никто не мог перечесть (сосчитать), из всех племён и колен, и народов и языков (наречий) стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих … 
      это те, которые пришли от великой скорби"
(Отк.7:9-14, «кто прошёл через великие испытания» [Л.8], "великие страдания" [Л.39]). Они умерли от голода, жажды, горячего воздуха (ст.16).

8. Иоанн и Матфей о восхищении

      В Библии отсутствует словосочетание "восхищение Церкви". В Откровении и Евангелиях не сообщается о таком событии, даже не упоминается взятие Церкви на небеса.
     Тем не менее, там Иоанн видит "великое множество людей", т.е. Церковь, души умерших христиан, пришедших "от великой скорби" (Отк.7:9-14; 20:4). Из данного откровения следует три вывода.
      Первый, после смерти нет никакого духовного сна верующих. Так считает и автор [Л.31]. Нет тех, кто "умирая, впадают в состояние бессознательного существования, а по возвращении Христа, Который воскрешает их для вечной жизни, снова приходят в сознание" (стр. 1410). Мнение "между смертью и воскресением душа погружается в сон" неверно, на что указывается в [Л.10, стр. 635]. Бог есть Господь бодрствующих, а не спящих.
     Второй вывод, современное общепринятое толкование восхищения Церкви не имеет прочного библейского основания. Третий вывод, христиане попадут в Царство Небесное через физическую смерть, в том числе насильственную (Отк.6:8-11, 9:18, 12:17, 13:7, 15, 20:4).
     Несмотря на утверждение автора [Л.10] о следующем виде  восхищения. "Живые облекутся в новое тело воскресения, не лишаясь смертного тела" (стр. 646). Верующие "встретятся с Иисусом Христом минуя физическую смерть" [Л.43, стр. 574].
     Напротив, написано "каждому человеку определено однажды умереть" (Евр.9:27; пер. [Л.7], так как он "не оживёт, если не умрёт" (1Кор.15:36, б). Но умерший во Христе и жить будет вместе с Ним (Рим.6:8).
     Почему Церковь не подлежит восхищению ДО начала Великой скорби? вопреки мнению претрибулационистов [Л.33, 43].  Во-первых, её свет нужен Господу на земле (Мт.5:14-16), чтобы указывать путь спасения погибающему миру [Л.3], научить отличать добро от зла уцелевших в глобальной катастрофе.
     Во-вторых, многие  христиане, особенно "тёплые" (Отк.3:14-19) и равнодушные (Мт.25:41-45), нуждаются в особых испытаниях. Только тогда они очнутся от смертельно опасного духовного сна (Мт.24:38-51). Оттого "Господь испытывает праведных" (Пс.10:5, пер. [Л.35]).
     В-третьих, уцелевшие в дни скорби, в том числе христиане, станут родоначальниками будущих поколений тысячелетнего царства Христа на земле.
     Иоанн не говорит о восхищении Церкви, так как "Церковь пройдёт через период скорби" [Л.31, стр. 1282]. Во время скорби он  видит постоянное присутствие христиан на земле. В том числе 144 000 запечатлённых израильтян (Отк.7:4-8), два свидетеля Господних, они "будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней" (11:3-7), а также святые Иисуса Христа (12:17), их победит зверь из бездны (13:7-10, 6:9-11, 20:4).
     Почему Церковь не подлежит восхищению посредине периода скорби или после её окончания? как считают мидтрибулационисты и посттрибулационисты.
     Избранные Господом, именно ради них "сократятся те дни" (Мт.24:22), понадобятся для Тысячелетнего царства. Они - малый остаток (Ис.1:9), святое семя, корень (6:13). От него произрастёт многочисленный народ, отвергающий зло, избирающий добро, послушный Богу (Соф.3:9).
     Поэтому мнение автора [Л.43] "Сразу после восхищения Церкви, на земле не останется ни одного христианина ..." (стр. 562) ошибочно.
     Сказанное выше не означает, что вся Церковь пребудет на земле в течение всех 7-и лет скорби. Тем не менее, во время 3,5 -летней Великой скорби (Мт.24:21, 22) ангелы "соберут избранных Его" со всей земли (ст.31). Множество христиан, их человеку невозможно сосчитать, "из каждого рода, каждого племени, каждого народа и каждого языка" (Отк.7:9, пер. [Л.35]) сразу попадут к престолу Бога.
     Христиане массово придут "от великой скорби" (ст.14) через физическую смерть, трансцендентный мир умерших (Шеол), первое воскресение (6:9, 20:4-6). Именно в таком смысле можно использовать не библейское выражение "восхищение Церкви".

9.  Наше Прибежище

      Очищая мир  Творец, Хранитель и Правитель вселенной по справедливости судит все народы.
    "И будет Господь прибежищем угнетённому
(униженному), прибежищем (вечным приютом) во времена скорби (бедствия)" (Пс.9:8-10, сравните с Мал.4:1).
      Надежду на защиту смиренных, исполняющих заповеди Его, высказывает пророк Софония "может быть, вы укроетесь ("спасётесь" [Л.8]) в день гнева Господня" (Соф.2:3). Предлагая стремиться к Богу, искать праведности, смиренномудрия.
       В тот день, Избавляющий от тела смерти "пошлёт своих ангелов, и те под громкий трубный зов соберут Его избранных от четырёх ветров, от края и до края небес" (Мт.24:31, пер. [Л.7]).
     Отыщут ангелы жатвы тех, чьи имена записаны на небесах,  высвободят из  плена  узников,  принадлежащих Богу духов всякой плоти, возвратят их домой (Ин.14:1-14). Восхитят всех, запечатлённых Святым Духом. Кто  сгорел, утонул, погиб от гигантского града;   кого унесла буря, увлекли волны, завалила земля;  кто умер из-за голода, болезней, насилия.
     Потому что от самого начала творения именно "Господь умервщляет и оживляет; низводит в мир мёртвых и выводит из него" (1Цар.2:6, пер. [Л.35]). "Мир мёртвых - Евр.: "шеол" - место, где пребывают души мёртвых" [Л.35]; трансцендентное пространство, удалённое от рая и ада.
     Вечносущий является источником жизни, смерти, новой иной жизни (Втор.32:39, Ис.26:19). Премудрость дарует её праведникам, "мужи благочестивые восхищаются ("уходят из жизни" [Л.27]) от земли" (Ис.57:1),  не захотевшие сохранить  свою жизнь любой ценой (Лк. 17:33-37).
     После физической смерти тела. "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.31, стр. 922]. Если мы со Христом в жизни, значит не расстанемся с Ним в смерти. И новозаветные праведники (Ин.17:24 а, Фил.1:23) и ветхозаветные, ибо написано.
    "Ты не оставишь в шеоле (мире мёртвых) меня, не дашь праведнику видеть мир тлена. Ты путь жизни укажешь мне ..." (Пс.15:10, 11, пер [Л.27]). Путь к жилищу Света, к новой чудесной жизни в Царстве Небесном.
     При кончине рода сего первая смерть соберёт жатву по всей земле (Мт.13:38-43), невод пройдёт по всему морю, захватывая "рыб всякого рода" (ст. 47-50; рис.3). Затем из мира умерших, т.е. царства смерти, темницы Шеола (греч. "гадес" - невидимое) хорошее попадёт в сосуды, а худое выбросят вон (ст. 48, 49), доброе семя отделят от плевел (ст. 30).
     Из всех усопших девушек (Мт.9:24, Ин.11:11) возьмутся на небеса готовые к встрече (для первого воскресения), излучающие свет. Однако без белых брачных одежд нельзя войти в покои Отца. Поэтому останутся во тьме шеола прочие (Отк.20:5), забывшие елей святости, не вышедшие навстречу Жениху, не облечённые в белоснежный свет (Мт.25:5-12); отделённые от Господа (Пс.87:6), не имеющие Духа Его (Рим.8:9).
     Наследуют же Царство Небесное мудрые, все званые, одетые в брачные одежды святости (Мт.22:1-14), чтобы пребывать подобно ангелам на небесах (ст.30). "Посему сказано: (1)"встань (проснись!), спящий, и (2) восресни из мёртвых, и (3) осветит (осияет, озарит) тебя Христос" (Еф.5:14).

10. Воскресение в последний день

     Последний день есть у каждого, рождённого женщиной. Воскреснет ли кто сразу после смерти в свой последний час или останется в мире умерших до суда у белого престола зависит от веры в Иисуса Христа (Ин.6:40), в Его искупительную жертву на кресте (Кол.2:12).
     Потому что возрождение мёртвых по преступлениям и грехам возможно, оно происходит на земле (Еф.2:1-5), но воскресение умерших происходит на небесах (Лк.20:34-36).
     В конце концов, все непременно воскресают, как праведные, так неправедные (Ин.5:27-29). Предсказывая судьбу христиан, апостол Павел рассматривает их воскресение словно уже свершившееся событие. "Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним" (Еф.2:6, пер. [Л.27]).
    "Состояние Христа после воскресения Его характеризуется новым, небывалым могуществом"
[Л.18, стр. 332]. "Христос стал духом посредством воскресения ... обрёл новую духовную форму" [Л.36, стр. 376, 377]. Новую духовную форму-оболочку обретают все, соединяющиеся с Господом (1Кор.6:17, Ин.14:20).
     Оттого воскресение из мёртвых не является воссоединением души со своим телом (по мнению автора [Л.31]), физически обновлённым [Л.32]), похожим на умершее [Л.25, стр. 138-141]. Ибо написано "лучше выйти из тела и водвориться (поселиться) у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" [Л.8]).
     Апостол Павел утверждает "ничто тленное не может стать наследником нетленного" (1Кор.15:50, пер. [Л.35];  "смертное не сопричастно бессмертному" [Л.27]). Так как "плоть живёт лишь на земле, здесь же она и умирает" [Л.37, стр. 969]. Дух даёт жизнь, а от тела после смерти нет пользы (Ин.6:63).
     Прах человеческий (атомы) возвращается в землю, а не к Богу (Еккл.12:7, Быт.3:19, Пс.145:4). Это "Телесная смерть, т.е. отделение души от тела, которое возвращается в землю" [Л.38, стр. 422]. В физическом мире  распадаются даже нуклоны (нейтроны да протоны).         
     Воскресение не означает и одевание нового тела поверх (?) старого, "когда получит новое тело, которое (уже подобрав должным образом размер) заготовил ему Бог в Своём хранилище на небесах, чтобы облечься в него поверх старого ..." [Л.29, стр. 196].
     В Библии ничего не говорится также о промежуточном теле. Как предполагает автор [Л.33], "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" (стр. 896). Более того, "Воскресшие тела предположительно будут нести тот набор хромосом и ДНК, который свидетельствует о генетических связях с семьёй" [Л.32, стр. 240].
     Нет. После смерти тела в свой последний день оно возвращается в землю навсегда. Только святой дух (душа) возвратится в иной мир, на небеса, к Святому (Еккл.12:7), к "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер. [Л.35]). Однако вернётся душа иной, чем она вошла в сотворённый физический мир (Отк.14:13). 

11. Новое "тело" воскресения

      Автор работы [Л.31] утверждает. "Бог возьмёт всё, что останется в могилах от наших физических тел, и использует это для трансформации в воскрешённое тело" (стр. 942), "душа при воскресении "притягивает" из праха все атомы составлявшие некогда её тело, а из них образовывается тело воскресения" [Л.26, стр. 857], "из плоти и крови" [Л.32, стр.70].
     Однако. "Нигде Библия не учит тому, что при воскресении Бог "соберёт воедино наши части", атомы и молекулы, и вернёт нам прежние тела" [Л.44, стр.127].
     Также не библейскими являются следующие мнения. "У воскресших будут глаза, уши, рот и нос"  [Л.32, стр. 264], "из физических составляющих нынешнего тела" [Л.33, стр. 459]. В том числе, "наши новые тела будут обладать функциями, аналогичными тем, которые присутствуют у наших теперешних тел" [Л.40, стр. 109]. Потому что "народу Божьему обещано новое телесное существование ..." [Л.29, стр. 188], сверх того, "новое тело будет бессмертным" (стр. 203).
     Последнее утверждение прямо противоречит Писанию, так как "единственный, кто бессмертен" это БОГ (1Тим.6:16, пер. [Л.27]; "лишь Он один обладает бессмертием" [Л.8]).     
      Противоположное вышеприведенным мнение у автора [Л.41]. "В любом случае, эти новые тела будут не такими, как умершие. Видимо, их молекулярный состав будет отличаться от состава наших нынешних тел. И тем более в новых телах уже не будет тех же атомов и молекул, которые были прежде" (стр. 579, 580).
     Данная гипотеза, в отличие от предыдущих, несколько лучше согласуется с Писанием (Лк.20:34-36, Мт. 22:30, 1Кор.15:35-38). Так "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" [Л.36, стр. 1271].
     Более того, они уподобятся самому Богу! ибо написано "мы станем подобны Ему, потому что тогда увидим Его таким, каков Он есть" (1Ин.3:2, пер. [Л.35]).  Сказанное апостолом совсем не означает получение христианами так называемых "прославленных тел", таких же как у Сына Божьего Иисуса Христа после Его воскресения.
     Например. "Воскресшее тело Иисуса ... станет образцом для наших новых тел"  [Л.37, стр. 969]. "Бог даст нам прославленное тело, пригодное для новой жизни на небесах" [Л.44, стр. 128]. Однако библейское подтверждение данной гипотезы отсутствует.
     Иное мнение. "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность ..." [Л.37, стр. 969]. Логично. Ведь подобие верных Богу не в прославленном теле, но в преображённом духе, как написано. "А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)" (1Кор.6:17, "Тот же, кто соединяется с Господом, является одним духом с Ним" [Л.8]).
     Будущие наши "тела" следует воспринимать совершенно иными, сверхъестественными. Они не подвластны распаду, "тела небесные" (1Кор.15:40) и духовные (ст.44), "небесное наше жилище" (2Кор.5:2, точнее "небесный покров" [Л.27]).
     Небесная белая оболочка (Отк.3:5, 6:11, 7:9), приспособленная для жизни в райских обителях, чтобы внутренний наш человек (2Кор.4:16) пребывал "как Ангелы на небесах" (Мк.12:25; ангелы - "духовные существа ... полностью духовные творения" [Л.36, стр. 58, 59]).
     Однако полёт  души через тёмный звенящий тоннель смерти в недоступный человеческому познанию мир (Шеол, в рус. пер. "преисподняя", "могила") ещё не воскресение.  Ибо из царства умерших можно вернуться в прежний физический мир, как Лазарь (Ин.11:39-44), дочь Иаира (Лк.8:49-55), Тавифа (Деян.9:36-41) или Иона (Иона.2:3-11).
      Указанные случаи правильнее называть "воскрешение тела", после чего человек всё равно умрёт. "Они воскресли лишь для того, чтобы снова умереть" [Л.36, стр. 261]. Но существует духовное воскресение, оно происходит после выхода души из шеола для соответствующего суда на небесах. Сразу, индивидуального суда христиан (2Кор.5:10), в том числе после массового их появления на небесах во время Великой скорби (Отк.7:9-17). "Это - первое воскресение" (20:4-6).
     После первого, второе массовое воскресение произойдёт через 1000 лет от окончания Великой скорби. Когда из темницы смерти (шеола), ада, бездны все прочие души попадут на Суд у великого белого престола (ст.11-13).

12. Встреча с Богом на небесах

     Из шеола, ада, бездны на суд у белого престола явятся души умерших, не участвовавших в первом воскресении (20:5), а также согрешившие ангелы (2Пет.2:4, Иуд.6). Ибо написано как для живых, так для умерших.
     "И дал Ему власть производить и суд ... наступает время, в которое все, находящиеся в гробах ("все, кто в могилах" [Л.27], т.е. Шеоле), услышат глас (голос) Сына Божия.
    И изыдут (покинут могилы) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ("чтобы быть судимыми" [Л.8])" (Ин.5:27-29; Дан.12:2).
     Воскресение творивших добро праведностью Христовой происходит сразу после их телесной смерти (Ин.17:24), "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай" [Л.36, стр. 805]. Отнють не "После возвращения Христа на землю ..." [Л.32, стр. 35], "за Его Церковью" [Л.33, стр. 458].
    Часть нашего наследства - Сам Господь  Бог (Пс.15:5). Он вручит венцы "всем возлюбившим явление Его" (2Тим.4:8; Дан.12:3). Каждому с сокрушённым да смиренным духом, кто с нетерпением ожидал  встречи с Источником счастья. Чистые сердцем увидят Бога, что станет для них высшей формой счастья (Мт.5:8), которое даст им Святой Дух (Рим.14:17).
     Спаситель привлечёт "великое множество людей", кротких, пришедших от Великой скорби в белых одеждах (Отк.7:9, 14, Мт.5:3-12), "победившие зверя и образ (изображение) его" (Отк.15:2, б).
     Ведь Иисус Христос есть Дух свободы, любви, покоя, преисполненный несказанного света. Он разворачивает нашу ленту жизни и открывает завесу смерти, скрывающую невидимый мир. У Господа ключи от ада, места мучений (Лк.16:23), и от шеола - темницы смерти (Иов.10:20-22, Отк.1:18). Однако, чтобы стать сынами света на небесах, нужно веровать в Свет ещё на земле (Ин.12:36).
     Истинно, "блаженны мёртвые, умирающие в Господе" (Отк.14:13; "блаженны те, кто умер с верой в Господа" [Л.8]), знающие трубный зов (Пс.88:16). Для них, когда выйдут из темноты мира умерших к свету Царства Небесного, "жизнь  - Христос, и смерть - приобретение" (Фил.1:21; 2Кор.5:8).
     День смерти тех, кто побеждал зло добром, жил ради Бога, принёс светильник, окажется лучше дня рождения (Фил.1:23). Ибо оставив смертное, в полном сознании облеклись в бессмертие (1Кор.15:53), в свете Его увидели Свет (1Ин.1:5), тесными вратами вошли в справедливое вечное Царство (2Пет.1:11). Приложились к народу своему (Евр.12:22-24), пришли в собрание первенцев, к Богу и духам праведников (Евр.12:23), приняли образ Сына Божьего (Рим.8:29).
     После молотьбы и жатвы:  камней града, огня, бурной воды, землетрясения, бури  веянием тихого ветра,  светлой теплотой по окончании летнего дождя, словно утренняя звезда  взойдет Солнце правды. В одеянии света, в сиянии славы явится Господь.

 13. Спасение жизни

     Сыновьям первого воскресения потерять свою жизнь означает ... спасти её. Так обещано каждому: 
    "кто хочет душу (жизнь) свою сберечь (спасти), тот потеряет её; а кто потеряет душу (жизнь) свою ради Меня, тот обретёт её" (Мт.16:25) и умереть уже не может (Лк.20:35, 36).
     Бессмертен только Вечносущий (1Тим.6:16), но душа человеческая может стать бессмертной, если облечётся в Него (1Кор.15:53-57), 6:17). Посему радующийся не радуйся безмятежной жизни, а плачущий не плачь, теряя её, так как в этом мире проходит всё.
     Наша жизнь на земле весьма коротка, оттого разумно ли уповать на мгновение? поистине оно суета (Пс.38:6). Здесь мы только пришельцы да странники (Евр.11:13). Посему для кого жизнь Христос, для тех и смерть приобретение. У праведного "день смерти лучше дня рождения" (Еккл.7:1, пер. [Л.27, 35]), ибо милость Господа лучше жизни (Пс.62:4). Он укажет праведнику путь, по которому вознесётся душа его (142:8).
     В дни скорби потекут к Защитнику народы (Еккл.12:7), взойдут к Прибежищу души (Иер.16:19, Пс.9:10). Прильнут к Ис­точнику живой воды, света и любви все, записанные в книге жизни  (Отк.21:27, Ис. 26:19). Познавшие сущности добра и зла не останутся в шеоле (Пс.29:4). Вернутся домой (2Кор.5:1), войдут в покой Его (Евр.4:10), воздадут хвалу Богу (Отк.7:9-12), унаследуют землю (Мт.5:5).
     Христос, крестивший народы Духом Святым, а в день Господень -  огнём (Мт.3:11, 12),  спасёт  побеждающих (Отк.3:12, 21, Зах. 9:16).
    Любовью расплавит страдания их, очи­стит от  примесей и мякины души избранных Своих, напитает  живою водой  неизречённых слов (Отк.21:4-6, Пс.33:18-20, Мт.4:4, рис.4).
     Несущим  с радостью снопы  свои Свет жизни даст новую чудесную жизнь (Ин.17:2).
     Откроет    дверь   (10:9) в другое "новое небо", укажет узкий путь  на иную "новую землю" (Отк.21:1), в страну сбывающихся желаний (Пр.10:24). Только Иисус Христос "имеет власть впускать или не впускать людей в вечное Царство Божие" [Л.35, стр. 1171].     

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
2. Статья № 3 «День Господень».
3. Статья № 4 «Время великой скорби».
4. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
5. Статья № 6 «Казни египетские и Второе пришествие Иисуса Христа».
6. Паш. Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Вестник Мира, 1995.- 287 с.
7. Библия для нашей жизни. Новый Завет.- Finland: International Bible Society, 1999.- 687 с.
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
9. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
10. Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
11. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон  Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
12. Статья № 10 «День Господень близок».
13. Еврейские праздники и обряды.- Симферополь: Реноме, 2001.- 304 с.
14. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
15. Сперджен Ч. Скажи нам, когда это будет? - Vancouver: Hope of Salvation Mission, 2008.- 238 с.
16. Кузнецова В.Н. Евангелие от Марка. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 320 с.
17. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
18. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
19. Толкование Ветхозаветных книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
20. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
21. Канатуш В.Я. Признаки пришествия и приготовление к нему.- Новосибирск: Посох, 2008.- 304 с.
22. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончина века.- West Sacramento: Grace Publ. Int., 2007.- 358 с.
23. Деннет Э. Комментарии к книгам Захарии и Малахии. Благословенная надежда.- Ровно: Живое слово, 2010.- 352 с.
24. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
25. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
26. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
28. Бухвальд В., Рягузов В. Будущее мира и Израиль.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 256 с.
29. Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве.- М.: Эксмо, 2009.- 364 с.
30. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
31. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
32. Элкорн Рэнди. Небеса.- Чернигов: In Lumine, 2011.- 364 с.
33. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
34. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1468 с.
35. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
38. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
39.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
40. Люцер Э. Победа над смертью.- Киев: Нард, 2013.- 156 с.
41. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
42. Беркхоф Л. Систематическое богословие.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2014.- 880 с.
43. Райри Ч. Основы богословия.- Одесса: Христианское просвещение, 2008.- 656 с.
44. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.

День Господень