Трансцендентный мир

"Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего ..."
(Ин.18:36)

"И увидел я новое небо и новую землю; ибо
прежнее небо
и прежняя земля миновали,
и моря уже нет"
(Отк.21:1)

 
        Слово "трансцендентный" (лат. "выходящий за пределы") означает существующий невидимо, за пределами материальной вселенной, за границами человеческого опыта; не подчиняющийся физическим законам, закономерностям времени, пространства, энергии.
         Трансцендентны: вечный Бог, таинственное Царство Небесное; загадочный мир умерших (Шеол), жуткий ад, необычное озеро огненное, вызывающее страх; изумительный Небесный Иерусалим, удивительные служебные духи-ангелы, сверхъестественное загробное существование личности после физической смерти.
        Например, Йахвэ Элохим принципиально отличается от других Ближневосточных богов. "Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром" [Л.9, стр. 735]. Вечно пребывая на небесах (Пс.2:4, 102:19, Дан.2:28, Мт.6:9), в таинстенном (13:11) Царстве Небесном (5:3-8, 2Тим.4:18).
        Оттого Иисус отвечает Пилату: "Царство Моё не от мира сего" (Ин.18:36, а). На земле нет ничего драгоценнее, чем Царство на небесах. Кто слышит весть о Царстве Небесном, понимает да принимает его, у того плодотворная жизнь (Мт.13:23) и благоприятная физическая смерть (Еккл.7:1).
        От власти смерти можно освободиться только в трансцендентном духовном мире. Зная Святого Духа (Ин.14:17), став подобным образу Сына Божьего (Рим.8:29), покорившись "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер. [Л.35]).

1. Новая земля

        Царство Христа на небесах, видели: апостол Иоанн, апостол Павел (2Кор.12:2-4), святой Стефан (Деян.7:55, 56), пророк Даниил (Дан.7:13, 14). Так Иоанну, пребывавшему в Духе, открылось видение нового загадочного места, а прежнее небо да земля миновали (букв. "ушли" [Л.27]), убежали от Сидящего на престоле (Отк.20:11).
       (Потом) увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1).
        Увиденное Иоанном не означает, что по окончании Тысячелетнего царства "произойдёт распад нынешней вселенной" [Л.33], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.17, стр. 322]. А взамен разрушенной Господом старой Земли, якобы, Он сотворит новые небо да землю [Л.19, стр. 337, 424; Л.28, стр. 248, Л.37, стр. 933].
       "По видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.33, стр. 794]. О сотворении новой Земли  в работе [Л.18, стр. 74] читаем, "тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землёй ...", появится новая планета и "это место обитания спасённых также будет иметь форму шара" (стр. 586).
        Вторая подобная гипотеза,  обновление нынешней земли или её восстановление. Однако не объясняется ни механизм преобразований ни что  конкретно  имеется в виду. "Мы будем "царствовать" именно на земле - на земле обновлённой"  [Л.29, стр. 234], "после последнего суда" [Л.31, стр. 1404]. "Новая Земля - это восстановленная старая Земля" [Л.32, стр. 81]. "Земля, на которой мы будем жить,- твёрдое физическое тело, занимающее в новой вселенной определённое пространство" [Л.41, стр. 589].
        Можно ли остановить полёт творческого воображения толкователей, если речь заходит о новой земле? (Отк. 21:1), нет. "Новая земля, восстановленная после сожжения нынешней Земли - это чудо, превосходящее человеческую фантазию" [Л.26, стр. 918, 871; Л.28, стр. 248].
        Более того, твёрдое физическое "чудо" сольётся (?) с Царством Небесным. По мнению автора [Л.29], "небо и земля сливаются в вечном объятии" (стр. 45), "целиком преображённые небеса и земля соединяются" (стр. 235), а на новой земле, соединённой с новым небом, произойдёт телесное воскресение (стр. 201).
       Ещё одно высказывание, похожее на сказку. "Бог обновит небо и землю, сделав из них идеальное место обитания, которое станет нашим домом навеки. Иными словами, Небеса, место обитания Бога, распространятся и охватят всю созданную Вселенную, превратившись в совершенное и прекрасное царство" [Л.25, стр. 95]. 
        Предполагается, на новой земле будут жить 2-е категории людей: воскресшие в духовных телах жители Нового Иерусалима и народы, "переселённые  на неё в "теле  плоти" [Л.26, стр. 921]. Таким образом, "реформатская традиция говорит об обновлении прежнего творения, а лютеранская традиция - о повторном сотворении мира" [Л.34, стр. 754].
         Если все изложенные выше учения истинны, почему Сын Божий ничего не говорит о будущей новой земле? Но 32 раза использует термин "Царство Небесное" [Л.10], а также слова: "рай" (Лк.23:43), "пакибытие" (Мт.19:28), "небеса" (Мт.5:12, 6:9, 16:19 и т.д.), "обители Отца" (Ин.14:2) или выражение "лоно Авраамово" (Лк.16:22) - "образ "ветхозаветного рая" [Л.20]. "Иисус использовал его в истории о Лазаре для описания рая" [Л.36, стр. 23].
        Следует учесть, "авторы Нового Завета обычно избегают употреблять слово "Рай", поскольку оно ассоциируется с плотскими представлениями, которые не соответствуют истине" [Л.37, стр. 817].
         Лоно Авраамово, самое почётное место около патриарха, совершенно не подходит под описание могилы-шеола (сравните, например, Еккл.9:10 с Лк.16:25). Кроме того, из шеола, мира умерших, души могут попасть в ад (ст. 22, 23), а из лона-рая "не переходят" (ст.26).
        Неужели за терминами небеса, лоно Авраамово, Царство Небесное, рай, пакибытие, обители Отца, "вечное Царство Господа нашего" (2Пет.1:11) от христиан скрыто такое важное откровение о новой планете? Ведь замыслы и чертежи всего сущего находятся в трансцендентном мире, на небесах.

 2. Царство Небесное

        Авторы [Л.30] пишут. "Новая вселенная будет легко узнаваемым соответствием ветхой вселенной, однако обновлённой, подобно тому, как тело будет воскрешено, не утратив своих прежних особенностей ..."  [Л.30, стр. 570].
        Противоположное мнение, "новое творение будет совершенно не похоже на прежнее" [Л.36, стр. 884]. Существует третья точка зрения. "Бог соединит Землю и Небо в одно измерение" [Л.32, стр. 78], "новое Небо будет включать в себя новые галактики, планеты, их спутники, "белые карлики", "чёрные дыры" и квазары" (стр. 186).
        НЕТ. В главах 21, 22 Откровения описана не кардинально обновлённая или вновь созданная планета, или вселенная с чёрными дырами да белыми карликами, а качественно новые (греч. "кайнос"), принципиально иные превосходные небо да земля.
        Небеса не могут соединиться с Вселенной в "одно измерение", так как не подчиняются её физическим законам, относящимся к материи, пространству, времени.
       Тем не менее, невидимый трансцендентный мир реальнее имманентного. "Небо - это вполне конкретное место, но в то же время отличающееся от земных мест ... его необычность и трансцендентность не позволяют нам забыть, что земные образы не применимы в обычном смысле к небу" [Л.47, стр. 675].
        Иоанн видит сокровище, драгоценную жемчужину (Мт.13:45, 46). Совершенно необычное для него (Отк.21:10-21), таинственное потустороннее место, Царство Небесное (евр. "малхут шамайим"). Совсем не вновь созданную твёрдую планету, имеющую форму шара, на ней якобы будут жить спасённые народы да цари земные.
       "Новые небеса и земля - это будущее"
[Л.36, стр. 253]. "Эти новые небеса ещё не существуют" [Л.41, стр. 596]. В таком случае, где находятся уже спасённые души? где ждут строительства новой Земли? и зачем она, если уже существует рай? (Лк.23:43).
        Согласно утверждения апостола. "Наше же жительство - на небесах..." (Фил.3:20). В царстве Духа, где все воскресшие "подобны ангелам" (Мк.12:25; "духовные существа ... полностью духовные творения" [Л.36, стр. 58. 59]).
       Спасённые пребывают не на новой или преображённой старой планетах, или на промежуточном Небе, но в небесном Иерусалиме (Евр.12:22-24), Небесном Царстве (2Тим.4:18), где "обителей много" (Ин.14:2).
        Всем жителям земли, кто верно служит Господу, Он обещает "где Я, там и слуга Мой будет" (Ин.12:26, б; 17:24, а). Но Христос пребывает на НЕБЕ (Мк.16:19, Евр.9:24, Деян.1:11, 7:55, 56), а не новой планете.
       "Многое из того, что говорится о новой земле, напоминает Едемский сад, рай ..." [Л.28, стр. 250], "который описывается в Отк.21:1" [Л.38, стр. 370]. Совершенно верно. "Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землёй" [Л.36, стр. 805], отнють не с будущей новой планетой, промежуточным Небом, чистилищем или кардинально обновлённой Землёй.
        При толкований библейских событий не нужно вводить новых понятий, умножая сущности. Тайновидец, пребывая в Духе (Отк.21:10), видел рай (22:1, 2). Именно РАЙ, где: 1) престол Бога и Агнца; 2) река воды жизни; 3) древо жизни, находящееся "посреди рая Божия" (2:7).
        Также апостол Павел, подобно Иоанну (Отк.4:1-3), "восхищён (вознесён) был до третьего неба", побывал в РАЮ (2Кор.12:1-4), а не попал на новое массивное шарообразное тело.
        Ни о какой новой планете в Библии ничего не говорится, наоборот, упоминаются "небеса небес" (Втор.10:14, букв. "высшие небеса"; вероятно они "соответствуют "третьему небу" у Павла" [Л.36, стр. 868]).  Всё новое для уцелевших после Великой скорби людей появится в мессианском царстве на прежней земле (Ис.65:17-25).

3. Посмертная участь христиан

       Согласно торжественного обещания Спасителя (Мт.16:18), силы смертные не одолеют Церковь; врата Шеола, царства умерших, не смогут удержать её.
       О посмертной участи людей, верных благому Богу, Павел пишет так. "Мы сохраняем уверенность и предпочитаем покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" (2Кор.5:8, пер. [Л.8]) в Небесном Царстве (2Тим.4:18).
       Покаявшемуся злодею Иисус сказал "ныне же (сегодня) будешь со Мною в раю" (Лк.23:43, б). Он не обещал придти за ним, когда создаст новую землю или второй раз вернётся на старую. Авраам, Исаак, Иаков и все божьи пророки УЖЕ пребывали в Царстве Небесном во времена Христа (Лк.13:28).
        Именно рай Господь называет "пакибытие" (Мт.19:28, "новый мир" [Л.8]), как синоним слов "Царство Небесное" (ст.23). "Рай - это лишь другое название для небес" [Л.31, стр. 923]. Там за чистой рекой жизни рай, но за грязной - ад (рис.5).


        Посмертная участь всех мудрых духом, верных Источнику премудрости, - жительство на небесах. Оттого написано невинным. "Путь жизни мудрого вверх ("прочь от глубин Шеола" пер. [Л.27]), чтобы уклониться от преисподней внизу" (Пр.15:24; Мт.7:13, 14). Начало мудрости жизненный опыт, а вершина её - Премудрость, тайна знания, сущего ДО опыта.
        Перешедших из смерти в жизнь словно зёрна в земле, давшие всходы, Хлеб жизни вознесёт на  святую  гору  в житницу  Свою (Лк.3:17). Несущий свет приведёт паломников в прекрасный вечнозелёный сад (22:1, 2), где  пребывает любовь (1Ин.4:8). Там хранятся все наши молитвы (Отк.5:8), обитает праведность (2Пет.3:13), находится премудрость (Пр.8:22-30), обретается блаженство (Пс. 15:11).
        В изумительном Божьем раю нет планет, звёзд, солнца, луны (Отк.21:23), нет моря (ст.1), следовательно отсутствуют облака и атмосферные осадки. Нет смерти, болезней, несправедливости; исчезло ощущение времени, "ибо прежнее прошло" (ст. 4, "ушло навсегда" [Л.27]). Реальность превратилась в иллюзию, а всё иллюзорное стало реальным.
        Потусторонний духовный мир не содержит чего-либо знакомого, привычного, неизменного (1Кор.2:9), ибо Творец непрерывно творит всё новое (Отк.21:5). Тогда  пророчества прекратятся, языки умолкнут, человеческое знание упразднится. Неподвластное для жителей земли время, ход которого неумолим, сделается доступным.
        Откроется удивительное будущее, не имеющее ни начала ни конца. Его гармонию нежных звуков, ярких красок, точных чисел, абсолютного времени, идеальной справедливости невозможно описать земными категориями.
       Неповоротливое, бесцветное, плоское слово наше станет подвижной, цветной, многомерной мыслью, формирующей образы. Затем плодотворные образы воплощаются силой посланной мысли, она совершает то, для чего была послана (Ис.55:11).    
        Некоторые богословы, умножая сущности,  предполагают. После смерти христиане оказываются во временном особом месте, пребывая там в некоем промежуточном состоянии в ожидании воскресения, оно должно наступить в будущем, при конце света [Л.32, 41, 45].
        "Мы попадаем в промежуточное Небо, где будем дожидаться возвращения Христа на Землю,
нашего телесного воскресения, последнего суда, а также творения новой Земли и нового Неба" [Л.32, стр. 46]. "Нельзя забывать, что в промежуточном состоянии нет полноты бытия, так как ещё нет тел" [Л.41, стр. 548], но "промежуточный период может быть сокращён" [Л.45].
        Однако в Библии отсутствуют какие-либо сведения о существовании временного промежуточного Неба, переходного состояния умерших христиан, промежуточного периода их существования. Напротив, апостол Павел писал.
        "Хочу уйти из этого мира и быть со Христом" (Фил.1:23, пер. [Л.27]), Который "приведёт меня в Царство Небесное Своё" (2Тим.4:18, пер. [Л.8]). Также Иоанн ещё 2 000 лет назад видел огромное множество УЖЕ живущих на небесах, прославляющих Господа (Отк.19:1-6), вступивших в брак с Агнцем (ст.7-9).

4. Как найти Царство Небесное?

       Богатый, отвергающий Божью систему ценностей,- нищий в глазах Его. Но кто копит сокровище на небесах, помогая бедным, сиротам, пожилым, слепым, хромым  на земле, тот несказанно богат. Он обязательно найдёт Царство Божье (Мт.6:19-21, 33), получит награду (5:12); но безответственно явиться перед Святым с пустыми руками.
       Неотступно просите Царства и странникам укажут путь, упорно ищите его, тогда найдёте, настойчиво стучите в дверь, вам обязательно откроют. "Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь" Царства Небесного, "и немногие находят их" (7:14).
       Не отказывайтесь от приглашений Иисуса Христа следовать за Ним (Лк.9:23), стать членом Его семьи (Мт.12:48-50). Войти в небеса можно только через Сына Божьего, дверь овцам; насытившиеся праведностью знают Пастыря своего, добровольно отдавшего жизнь за них (Ин.10:9-18). "Как надо искать Царство, Иисус показывал Своими словами и делами" (Лк.12:22-34)" [Л.47, стр. 776].
       Однако не попадут в обители Отца те, кто не верит в существование иного чудесного мира, как верит ребёнок (Мк.10:15). Также все, делающие противное воле Господа, не смогут найти дверь в Царство, не наследуют его (Гал.5:19-21, 1Кор.6-9, 10), но попадут в ад. "Там будет плач и скрежет зубов ..." (Лк.13:28).
       Из горчичного зерна вырастает дерево, так начинается с малого путь в рай, в его ветвях находится множество душ (Лк.13:18-20, Отк.7:9). Их праведность превзошла праведность фарисеев и учителей закона (Мт.5:20). Осквернённые же нечестивые души не найдут бесценное сокровище, не войдут в Небесный Иерусалим (Отк.21:27, Мк.7:21-23).
       Чтобы попасть в трансцендентное Царство необходимо второй раз родиться ещё на земле. Ибо "никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рождён от воды и Духа"  (Ин.3:5, б; пер. [Л.35]).
       Родиться же от воды и Духа Святого можно только на земле, очистившись от грехов принятием искупительной  жертвы Христа (Рим.3:23-25). Затем, употребив усилия (Мт.11:12), достойно преодолев много скорбей в жизни, "войти в Царствие Божие" (Деян.14:22) в свой последний день.
       Из всего можно делать деньги, но затем деньги сделают из вас всё, что хотят. Трудно богатому попасть в обители Духа, так как душа его привязана к земному сокровищу, она раба его (Мк.10:21-24). Даже в свободном мире многие люди не свободны, ибо не стремятся стать учениками Иисуса Христа, отвергли истину Отца, не поклоняются в Духе.
        В вечности великим назовётся тот, кто исполнил заповеди Господа на земле, научил других исполнять их (Мт.5:19), они обязательно обретут награды. "Жнец получает свою награду. Он собирает урожай для жизни вечной, чтобы радовались вместе и сеятель, и жнец" (Ин.4:36, пер. [Л.35]).

 5. Вечность      

       Овцам, послушным голосу Пастыря, Избавляющий от тела смерти обещает. "И Я даю (дам) им жизнь вечную, и не погибнут вовек (никогда), и никто не похитит (не отнимет) их из руки Моей" (Ин.10:28).
       Чудесное драгоценное обещанное Господа непременно исполняется, так как в вечности, содержимой Cловом, никто не может властвовать над сущим. Кроме независимого от творения Творца материи, пространства, времени, знания (Кол.1:16). "Его разум не знает границ" (Пс.146:5, пер.[Л.35]), все источники в Нём (86:7).
       Вечносущий одновременно обозревает прошлое, настоящее, будущее Своего творения (Пс.138:16), "видит весь род человеческий" (Пс.32:13, пер. [Л.35]). Нет ничего тайного в жизни человека, что неизвестно Ему.
       Авторы работы [Л.37] утверждают. "Время и вечность - два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам ..."  (стр. 172). Верно. Например, в трансцендентном многоуровневом мире "материя" не имеет массы, пространство преодолевается мгновенно, все события связаны единой системой причинно-следственных связей.
       Здесь нет далёкого и близкого, быстрого да медленного, отсутствуют меры относительного времени: дни, месяцы, годы, столетия. Ибо время остановило свой разрушительный бег, плотность его весьма велика (2Кор.4:18).
       Однако вечность НЕ безвременна. Мерами абсолютного времени служат объёмы творчества, их последовательность, результаты (Отк.21:5, 2Пет. 3:8). Сама матрица времени многомерна, не линейна, имеет разные направления. Оттого небожителям доступно всякое время: прошлое, настоящее, будущее творения.
       Попав в изумительную страну счастья, возрадуются   пострадавшие от  Великой  скорби, преобразятся в образ Сына Божьего (2Кор.3:18, Рим.8:29). Пребывают "как ангелы на небесах" (Мт.22:30 пер. [Л.35]; ангелы "это бестелесные духи" [Л.46, стр. 19]).
       Более того, воскресшие в духовном мире "будут подобны ангелам" (Лк.20:36, пер. [Л.39]. "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" [Л.36, стр. 1271].
       Все, "надеющиеся на Господа (верящие в Бога) обновятся в силе ("обретут новые силы" [Л.27]); поднимут крылья ("воспарят на крыльях" [Л.35]), как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис.40:31), невесомые для полёта никогда не изнемогут.
       В месте, восхищающем своей необычностью, исполняются надежды, сбываются мечты, возвращается юность. Выкупленный от рабства греху, избавленный от смерти, "снова, как в юности, расцветёт, и молодость к нему вернётся" (Иов.33:25, пер. [Л.27]). Увидит причины всех страданий своих.
       Земные печали сменит неземная радость, её уже никто не отнимет (Отк.21:4, Ин.16:22).  Вместо боли, плача, пепла, тёмного вретища  победившие зло добром обле­кутся вечным Светом в свет, словно в белые  одежды. Сами излучают свет, "воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мт.13:43; Дан.12:3).
       Духовные паломники поймут насколько вечное невидимое важнее временного видимого. От Источника мудрости немудрые получат ВСЮ полноту абсолютного знания. В числах, картинках, мыслях, звуках; мгновенно обретут невиданный интеллект, бездонную память,  безграничные творческие возможности (Прит.2:6, 1Кор.13:10-13). Из вечности увидят Землю, весь физический мир, всю сотворённую вселенную: начало, развитие, конец всего, что наполняет её.
        Искупленные войдут в славу, совершенную радость да покой справедливого Господина своего. Кто был никем получит возможность неограниченного общения с Творцом вселенной. Живущие в любви Божьей познают глубины Премудрости, увидят и  наследуют ВСЁ, в том числе образы мыслей Отца милосердия. Ибо дети Царя вечности (Отк.21:7, Мт.25:34), обрели дары Святого Духа, имя Спасителя да голос Его внутри них.
       Сыны света постоянно развиваются в непрерывно преобразующемся мире (Отк.21:5) неизменного Творца (Мал.3:6). Научаясь от Него (Ин.6:45, 8:28), познавая Источник гармонии. "Ведь вечная жизнь состоит в познании Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал" (17:3, пер. [Л.35]).
       В обителях благодати слепой увидит невидимое, услышит глухой  не  произносимое,  побежит хромой без помощи ног и заговорит немой не открывая уст своих. Так как настало совершенное (1Кор.13:10), далеко выходящее за пределы человеческого опыта (ст.11-13). 

6. Совершенный мир

        Прошедших огонь, воду, медные трубы Великой скорби не будут палить солнце, мучить болезни, терзать жажда да голод (Ин.4:14, Отк.7:16), "ибо прежнее прошло" (21:4).  Отныне они насыщаются Господом (Ин.6:57, 58), а Он есть несотворённый Свет (8:12, Отк.21:23).
        Воскресшим в жизнь не нужны ни сон,  ни пища да питьё, ни воздух (Рим.14:17, Ин.6:35), так как питаются Хлебом жизни. Исполняют волю Отца, совершая Его дело (4:34). Предвигаясь в матрице времени, наполняя жизнью сотворённую вселенную.
        На странников уже не действуют законы физического мира. Обесцененное творением слово восстановит своё могучее действие (Ин.1:1-3). Здесь слово Творца заменяет им всё, оно навечно утверждено в мире высшей реальности, на небесах (Пс.118:89).
        Ибо написано. "Он поддерживает всё и вся Своим могущественным Словом" (Евр.1:3; пер. [Л.8]). От Бога исходит сила (Лк.6:19, Пс.88:9), любовь (1Ин.4:8), благодать, милость и мир (2Тим.1:2); ими содержится всё Царство Его.
        Теперь спасённые убедятся, сбылось первое обещание Иисуса Христа. О физической смерти, "верующий в Меня, если и умрёт, оживёт" (Ин.11:25, б). Поймут каким образом сбывается второе обещание (о духе), "всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек" (11:26). Ибо имеет доступ к источнику жизни (Пс.35:10), где смертное облекается в бессмертие (1Кор.15:54).
        В совершенном мире ВСЕ становятся совершенными, так как вершина совершенства - небесный Отец (Мт.5:48). По причине  радикального изменения физической природы "они станут бессмертны, как ангелы. Они дети Бога, потому что они участвуют в воскресении" (Лк.20:36,  пер. [Л.7]).  О том же говорит апостол Павел.
        "Так
(будет) и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт (воскрешается) в нетлении …  Сеется (погребается) тело душевное (земное), восстаёт тело духовное" (1Кор.15:42-44, 50;  погребается "физическое тело, а воскресает - духовное" пер. [Л.35]).
        В зелёном ароматном саду вечности всё удивительно гармонично; однако крайне необычно из-за не материальной природы. Неувядаемых ярких трав, цветов и деревьев, они поют, цветут, дают плоды, одновременно (Отк.22:2); изумительных полей, лугов, ручьёв, рек да холмов; чудесных насекомых, птиц, животных (1Кор.2:9). Нетленное, чистое, неувядаемое наше наследство, хранящееся на небесах (1Пет.1:4).
       Там нет пыли, жары, холода, но есть ощущение мягкой теплоты, покоя, нежности, любви.  Совершенная любовь находится в совершенном мире, где языки умолкают, пророчества прекращаются, человеческое знание умаляется.
        Отовсюду исходит удивительный не сотворённый золотистый свет, проникающий в душу; он не отбрасывает теней. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Ин.1:5, б), "как плащом, Ты окутан светом" (Пс.103:2, пер. [Л.27]).
        Для  духовных невесомых оболочек сыновей света  нет нужды ни в имуществе, ни в пище да питье (Рим.14:17). В царстве духов не нужен природный свет,  "ибо Господь Бог освещает их" (Отк. 22:5, "светить им будет Господь Бог" [Л.27]), тогда "мы во свете Твоём увидим свет" (Пс.35:10, пер. [Л.27]).
        Необходимую для жизни энергию даёт свет, исходящий от Бога Отца через Агнца Христа (Отк.21:23). Кто последует за Христом не останется блуждать во тьме Шеола, "свет, несущий жизнь, всегда будет с ним" (Ин.8:12, пер. [Л.8]).
        Сограждане святым получают венец жизни, правды, славы (Ис.61:10, Мт.5:12), сияют в Царстве Небесном  (13:43), "как звёзды" (Дан.12:3). Наконец-то желания Бога и человека совпадут. Они вместе царствуют над творением, благодаря Спасителю Иисусу Христу (Отк.5:10).
       "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас" (Ин.14:20). Истинно, будем пребывать в Господе, составляя одно единое совершенное "тело" во Христе, а Он станет жить внутри каждого из нас!  Отныне мы одна семья, один разум, один дух; ибо написано.
      "Тот же, кто соединяется с Господом, является одним духом с Ним" (1Кор.6:17, или "объединяется с Ним в духе", пер. [Л.35]). Человек создан для славы Его (Ис.43:7), сотворён как Божий образ (Быт.1:26, 27), но грех повредил его. Оттого необходимо всю жизнь преображаться в образ Иисуса Христа (2Кор.3:18) под водительством Святого Духа (Рим.8:14).

7. В  Небесном Иерусалиме

      Возвращённые  из земного  плена  в  царство Отца, в котором не умолкая звучат новая прекрасная музыка, новое красивое пение (Отк.15:3), приступят к невиданной жемчужине - небесному  Иерусалиму (Евр. 12:22). Он спускается от Бога с одного уровня небес на другой (Отк.21:2).
      Увенчанные славой да честью пребывают в удивительном свете его, так как "город  не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник (солнце) его - Агнец" (21:10-27).
      Получившие награды избавились от страха, они никогда не будут печальны, не подвергнутся ни вто­рой смерти, ни даже старению. Година испытаний  миновала, всё прежнее прошло (7:14, 21:4). Однако для назидания останутся в памяти несправедливость,  беды, страдания во время пребывания на земле.
      Сияющих будто солнце детей Своих ласково привлечет Господь (Ин.12:32). Творя новое, мысленными образами создавая среду обитания, управляя ей, изменяя свою форму и содержание, мы станем "подобны Ему, потому что увидим Его (таким), как (каким) Он есть" (1Ин.3:2).
       Узрим лицо Святого Бога на престоле Его и возликуем! (Отк.22:3, 4, Иов.33:26). Истинно, "праведники увидят Его лицо" (Пс.10:7, пер. [Л.35]; Мт.5:8). Каждая душа прославляет Господа, приносит плоды.
       Панорамному духовному зрению откроется объёмная картина огромного города (21:10). Раскроется со всех сторон сразу:  слева, справа, впереди, сзади, сверху, снизу, изнутри. Без ограничений увидим всё, что пожелаем,  мгновенно перемещаемся в "пространстве" в то место, какое вообразим.
       Присоединимся к небожителям. Христу, ангелам, Церкви; "к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-24, так "названы умершие праведники Ветхого Завета и Нового Завета, ныне населяющие небесный Иерусалим" [Л.27, стр. 1352]).
       В чудесном вечном городе на небесах (рис.6), приготовленном  Творцом (11:16), находится Его престол (Отк.22:3).
       Там растёт вечнозелёное дерево жизни и течёт чистая, прозрачная, блестящая словно хрусталь река животворной воды (ст.1, 2).
       Ибо в присутствии Святого всё чисто, прозрачно, свято; Источнику благодати невозможно солгать.
       "И (Никогда) не войдёт в него ничто не чистое, и никто преданный (творящий) мерзости и лжи (творит постыдное или лжёт), а только те (чьи имена), которые написаны у Агнца в книге жизни" (21:27).
       Нерукотворный прекрасный город знаний, его "художник и строитель Бог" (Евр.11:10), совершенно не похож на земной. Он прозрачен будто стекло, сияет словно чистое золото в лучах солнца; точно драгоценные камни переливается всеми цветами радуги (Отк.21:18-23). На его необычным образом освещённых улицах отсутствует какой-либо транспорт. Город-сад не содержит ничего, что может сломаться.
       Автор толкования [Л.26] предполагает. "Новый Иерусалим на новой земле будет местом престола Всевышнего ... Таким образом, на нынешней земле будет вечное  царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (стр. 924, 933). Нет. Вечные только слова Его, а не нынешние земля да небо (Мт.24:35).

8. Что приготовил Бог любящим Его

       В Небесном Иерусалиме мы обязательно узнаем всех. Близких, без разрушительных признаков возраста, а также друзей,  знакомых; узнаем даже  тех, кого видим впервые (Лк.16:23, 9:29-33).
       Без помощи глаз узрим  Авраама, Исаака, Иакова, других детей Божьих (Мт.22:32, 8:11); без ушей услышим ещё  не рождённое;  не прилагая усилий мгновенно постигнем  великое  да  недоступное,  чего никогда не  знали (Иер.33:3, Пс.138:16).
       Как написано "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку ("такого не может вообразить сердце" [Л.27]), что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.2:9).
       "Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, потом же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог" (1Кор.13:12, пер. [Л.7]).
       Ни о чём не спросим милующего Отца, так как в мире любви, истины, сбывающихся идей сразу познаем сущность всего! существующего и даже не существующего. Получая от Источника знаний мгновенные ответы на все возникающие вопросы, обладая удивительной ясностью сознания, невиданной быстротой мышления.
       Исчезнет одиночество, так как на небесах все тесно связаны друг с другом. Каждый выполняет своё назначение (Мт.25:21), занимая определённое место в стуктуре Небесного Иерусалима (Отк.3:12, 22:3). Одновременно общаясь с многими ближними, видя их мысли, понимая друг друга без слов.
       Только у жителей земли есть тайны, но для Семьи, обитающей на небесах тайн друг от друга нет. Наши чувства и мысли, их невозможно скрыть на лице души,  окажутся всеобщим достоянием, частицами единого Царства (2Кор.12:4, Отк.21:24-26).
       Отныне мы служим не себе, но Иисусу Христу (22:3), обитающему в нас, подобно тому как Он в Отце (Ин.14:20). От сотворения мира единый Бог решил. "Создадим человека - Наш образ и Наше подобие" (Быт.1:26, пер. [Л.27, 35]). В чём же заключается подобие да единство?
       "Бог есть Дух" (Ин.4:24, пер. [Л.7, 8, 27]), Дух Святой есть Дух (1Кор.2:10-13), "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, 18) и человек есть дух, возвращающийся к Богу (Еккл.12:7). Святой Дух "живёт с вами и останется в вас" (Ин.14:17, пер. [Л.35]), обещает Сын Божий послушным "Отцу наших духов" (Евр.12:9, [Л.35]), пребывающему в Небесном царстве духов.
        Господь также есть Источник света, "Свет истинный" (Ин.1:7-10). Оттого Агнец освещает невиданных колоссальных размеров город-сад, Небесный Иерусалим. Освещает не сотворённым светом, а славой Божьей (Отк.21:23).
       "Бог не только Сам является Светом, но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности ..." [Л.37, стр. 862]. Присоединиться, "чтобы стать детьми Света" (Ин.12:36, пер. [Л.8]).
        В Царстве Небесном "имя Его будет на челах их" (Отк.22:4), объединяя сущих в недре Отчем в одно "тело" в Господе. Делая характеры соработников у Бога Отца подобными сущности Агнца Христа, позволяя участвовать в творчестве Святого Духа. Создатель "наделил духом всех людей, так что они способны общаться с Ним в Его Царстве и Его природе" [Л.36, стр. 373].
        По вере нашей будет нам. О чём помыслим, то совершится (Ис.55:11), что вообразим, будет реально существовать (Ин.1:1-3, Пр.3:19), чего ни пожелаем, всё исполнится (Пс.36:4) когда увидим как творит Сущий., созидающий всё из ничего. На небесах никто не творит сам от себя, пока не познает замыслы Отца (Ин.5:19, 20).
       Итак каждый, покидающий физический мир с верой в Иисуса Христа,  воскресает, видит славу да величие Господа, обитает с Ним, словно ангелы на небесах. Согласно воле  Источника жизни.
       "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел (обрёл) жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин.6:39, 40; 5:21-24).
        Иоанн, пребывая в Небесном Иерусалиме, невесте Агнца, слышит слова "се скиния (это жилище) Бога с человеками, и Он будет обитать (жить вместе) с ними" (Отк.21:3, б). То же самое, Церкви первенцев, наследникам вечной жизни, говорит апостол Павел.
        "Зная
(Мы знаем), что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами" (2Кор.4:14, "мы предстанем вместе с вами перед ликом Его" [Л.8]).
        Ведь мы, христиане, не живём сами по себе и не умираем сами по себе, а живём ли или умираем – всё ради Господа, так как принадлежим Ему (Рим.14:7-9). Но. "Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (6:8; Пс.139:14).

9. Суд над праведниками?

        Возлюбивших Бога всем сердцем своим,  всею душою своею,  всем разумением своим и всеми силами своими апостол Петр называет родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел (1Пет.2:9).
        В таком случае, зачем суд? Почему Павел утверждает "всем нам должно (придётся) явиться пред судилище (на суд) Христово"? (2Кор.5:10; Рим.14:10). 
        Пётр, соглашаясь с ним, уточняет  "время начаться суду с дома (семьи) Божия" (1Пет.4:17, а). Более того. "Никто не будет исключением" [Л.41, стр. 588]. Текст "Мтф.25:31-46 - всеобщий суд над всеми людьми" [Л.42, стр. 844].
        Наоборот. Иисус обещает слушающим слово Его, имеющим участие в первом воскресении, "верующий … на суд не приходит ("Не предстанет он перед Судом" пер. [Л.27], "ему не придётся приходить на суд" [Л.35]), но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24; 3:18; Пс.33:23), перешёл из мира умерших, темницы смерти, в рай.
        Указанное противоречие между словами Христа и Его апостолов кажущееся, так как говорится о разных по содержанию и времени судах. Апостол Пётр имеет в виду суд-испытание дней Великой скорби на земле (2Пет.3:6-12, 1Пет.4:12, 13). От него даже "праведник едва спасается" (1Пет.4:18, а), "как-бы из огня" (1Кор.3:13-15).
        Иисус предупреждает народы о последнем Суде у белого престола на небесах после воскресения (Отк.20:11-15). Речь о суде над умершими, по их делам (Ин.5:27-29), он "не коснётся верующих" [Л.37, стр. 174]. На суд попадут не уцелевшие после Великой скорби, по версии авторов [Л.20, 22, 26], а "соберутся ... все народы" (Мт.25:32).
        Как же человек на последнем суде оправдается перед Господом?  Жизнью по совести, человеколюбием, добрыми делами. Но кто отворачивался от горемычного, от того отвернутся; кто не слышал просьб скорбящего, того не услышат.
       На суде по делам, "Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение" [Л.31, стр. 1291]. "Овцы", оказавшие милость (христианам), будут оправданы, а прочие, не записанные в Книге жизни,- осуждены (Мт.31-46, Отк.20:15, [Л.21]). Осуждённые  не войдут в Царство Небесное (Мт.7:21-23).
       Все ли души призовутся на Суд у великого белого престола? Нет, только "Прочие же из умерших", воскресшие во второе воскресение. Суд над ними, суд по делам, наступит через 1000 лет после первого массового воскресения обезглавленных за свидетельство об Иисусе, пребывающих со Христом (Отк.20:4-12).
       Павел же имеет в виду суд-разбирательство по вере, сразу после физической смерти и воскресения на небесах (2Кор.5:1-10). Там "каждый из нас за себя даст отчёт Богу" (Рим.14:12), оправдавшись верой (3:28), явленной добрыми делами (Иак.2:24).
      "На этом судилище речь пойдёт о вечной гибели или спасении ... будет оценена жизнь верующих и дана или не дана им награда" [Л.28, стр. 206].
       Да, на оправдательном суде невиновные получают награды, разные по значению (1Кор.3:14, 15). Поэтому судилище  Христово над христианами (2Кор.5:10) в корне отличается от суда над прочими, Суда  у великого белого престола (Отк.20:11-15).

10. Разбирательство по вере

       На судилище Христовом, Несущий свет спрашивает верующего "что ты сделал доброго в жизни, которую Я дал тебе?".
       Спаситель знает о нас всё (Евр.4:13, Ин.2:25), просвечивает каждого, приходящего к Нему (3:21). Покажет  ленту запе­чатлённой   жизни нашей, объёмную и цветную, от последнего смертного дня до первого, осознанного. Ведь светильник для Господа  дух человека, освещающий тайны всей жизни его (Пр.20:27).
        Сочувствуя пострадавшим, Христос похвалит,  даст венцы славы  (1Пет.5:4, 1Кор.9:25) "всем, возлюбившим явление Его"  (2Тим.4:8, "кто с нетерпением ожидает Его прихода" пер. [Л.7]). Чьи дела записаны в памятной книге у Господа (Мал.3:16).
        В стране вечно живых спасённые узнают, одно слово благодарности, услышанное от Бога,  ценнее всех наград человеческих (рис.7).
        Они поймут, из всего земного временного важно только то, что ценно с точки зрения вечного.
        Господь высветит плоды праведности нашей, дела справедливости "выведет, как свет" (Пс.36:6), "каждый получит от Него похвалу" (1Кор.4:5, пер. [Л.35]).
       Однако явит Христос, перед светом лица Своего (Пс.89:8),  потаённые  мысли, наши скверные  поступки, даже их негативные последствия для других людей.
       "Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и
(даже) всё тайное ("всё сокрытое, и доброе и злое" [Л.27]), хорошо ли оно, или худо" (Еккл.12:14; 2Кор.5:10). Господь поставит в вину неприглядные дела, если нас не простят потерпевшие. Посему не осуждайте на земле, вас не осудят на небесах; прощайте и вас простят; давайте, получите во сто крат больше и жизнь вечную.
       Перед Святым, "нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: ("Ничто во всём творении не скрыто от Бога. Перед Ним всё обнажено, и глаза Его видят всё", пер. [Л.7]) Ему дадим отчёт" (Евр.4:13).
       Зримо откроет Господь скрытые намерения наших сердец, все тайные дела (1Кор. 4:5). Поэтому апостол Иоанн дает мудрый совет "дети, пребывайте (живите) в Нём, чтобы, когда Он явится (откроется), иметь нам дерзновение (не ведать страха) и не постыдиться пред Ним в пришествие Его" (1Ин.2:28).
       Увидев постыдное, Дух Святой  обличит дух детей Божьих,  в стыде сгорят плотские дела, праздные слова, недостойные помышления наши. Взамен изольётся любовь Отца, благодаря заступничеству Иисуса Христа. Истинно.  "Блажен (счастлив) человек, которому Господь не вменит греха (вины), и в чьём духе нет лукавства (лжи)" (Пс.31:2).
        Каждый верующий должен отчитаться перед Богом (Рим.14:12), чтобы  убелить  душу, духом веч­но пребывать  в единении с Господом. "Который воздаст каждому по делам его", одним вечную жизнь, другим - ярость да гнев (2:6-8). Оттого в потустороннем мире душе предстоит то, что радостнее первой жизни; но может оказаться страшнее первой смерти.

11. Посмертная участь  людей из мира

       Любящий творение больше, чем Творца не вернётся к Нему. Привязанный душой к миру сему, как отвяжется? Умерший в грехах, блуждающий духом в царстве мёртвых найдёт ли путь к обители Отца? Нет, подобно и сбежавший от жизни.
       Смерть опасна для рабов греха, не познавших сущности добра ни сути зла, не умеющих ни жить ни умирать. Они не готовы к смерти и уходят в страхе, тоске, отчаянии; без веры, без надежды, без любви. Ибо  живущий вдали от Бога есть сирота, отвергнувший Создателя своего; такой восхищению не подлежит, как обещано.
       "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится" (Лк.17:34). Потому что детям Своим Господь даёт вечный приют, отвернувшиеся же от Бога "остаются в знойной пустыне" (Пс.67:7). Ибо пути греха и праведности, ненависти и любви, тьмы да света не совпадут никогда.
       Зло, ненависть, страдания до тех пор пребудут в мире, пока человеком правит человек или созданное им. У добра одно Лицо, а зло многолико, но время тьмы короткая ночь, а света - вечный день. Увы, делающий злое ненавидит Свет и не идёт к Нему, "чтобы не обличились дела его" (Ин.3:20, б).
        Оскорбивший святость Бога своей жизнью попадёт во тьму ада, где плач и скрежет зубов. После Суда у великого белого престола виновный окажется в озере огненном (Отк.20:11-15). Наоборот, кто следует за Христом "не будет ходить во тьме, но будет иметь Свет жизни" (Ин.8:12, пер [Л.35]), в вечности (Отк.21:23).
       Не получит умиротворения совершивший то, чему противилась совесть его, осуждал Отец. Упрямая душа, непроницаемая для слова Его, оглохнет. Осуждавший чужие пороки, а своих преступлений не замечал (Лк.6:41) близорук, ослепнет дух его. От грязных помыслов да гнилых слов онемеет душа.
       Если в душе нет любви к Богу, в ней поселяется равнодушие, за ним приходит враждебность, за враждебностью - зло. Обращаясь к  людям, называющим зло добром, а добро злом, считающим тьму светом и свет тьмою, апостол Павел предупреждает о грядущем гневе Божьем, суде, наказании.
       "Вы же, упрямые и упорствующие, отказываетесь покаяться и этим усугубляете наказание, которое постигнет вас  (обрушится) в тот день ("День гнева" [Л.27, 39]), когда Бог проявит Свой гнев и люди увидят Его праведный суд" (Рим.2:5, пер. [Л.8]).
        Незавидна судьба тех, кто будет жить на земле в День гнева Вседержителя, кто ездил перед Господом, а не ходил. Но смертельно опасен удел людей сегодня умирающих без Иисуса Христа. Неприглядна участь опоздавших познать Его, нисходящих в страну молчания.
        Они выйдут из тел, попадут в трансцендентный мир умерших (евр. "шеол", греч. "гадес"). "Гадес - это место, в котором находятся мёртвые ... обозначая царство мёртвых" [Л.30, стр. 494], "место пребывания умерших" [Л.36, стр. 28]. Шеол разительно отличается от другого трансцендентного места - ада.

12. Воскресение для суда по делам

        Души, не познавшие Господа, после пребывания в шеоле ВСЕ воскреснут для последнего суда, суда по делам (Ин.5:29). Как "овцы", так "козлы" (Мт.25:31-46): иудеи, ниневитяне (12:41), жители Тира, Сидона, Капернаума (11:20-24), малые да великие из всех народов (Отк.20:11-13).
        Однако не войдут в обители Отца принимавшие дары князя мира сего, чьи имена не записаны в Книге жизни у Агнца. Глухие, слепые, немые души не облекутся в бессмертие.
        Попасть на небесный брачный пир можно только  выйдя навстречу Жениху. Необходимо, чтобы Он узнал вас (Мт.25:12), а известны Господу любящие Его (1Кор.8:3, пер. [Л.7]).
        Напротив, "если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3; Евр.12:14). То же самое утверждают апостолы Христа. "Или не знаете, что неправедные (люди порочные) Царства Божия не наследуют?" (1Кор.6:9, 10; Гал.5:19-21, Отк.21:27, 22:15).
        Плохое дерево не приносит хороших плодов. Но плохой человек может принести добрый плод, приняв дар - искупительную жертву Иисуса Христа за свои грехи. Если неправедный возлюбит Прощающего грехи, отвернётся от злых дел своих, ему многое простится.
        Кто с чем уходит, тот к тому придёт. Ушедший с добрыми мыслями, словами, делами попадёт в страну любви к доброму; а побеждённый злом, - в страну мучений к злобному. "Добрые дела, которые он совершил, не вспомнятся ..." (Иез.3:20, пер. [Л.35]; "не зачлись ему добрые дела" [Л.27).
        Ибо "Господь ненавидит творящих зло, но счастлив теми, кто поступает праведно" (Пр.11:20, пер. [Л.8]).  "Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным ("злодею не оправдаться" [Л.27]); семя же (род) праведных спасётся" (ст. 21).
        Верно. После смерти тела заблудшая  душа познает беспристрастный суд Божий (Рим.2:1-9, 1Пет.4:3-5, Иуд.14,15), попав на суд из ада и шеола, темницы смерти, и ада (Отк.20:13). Видение наводящего страх будущего массового суда открыто Иоанну.
        "И увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём … И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом (престолом), и книги раскрыты были,
         и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по
(их делам) написанному в книгах, сообразно с делами своими" (20:11-15).  
        "После всеобщего воскресения для всего человечества настанет последний (Страшный) Суд, на котором человечество будет навеки разделено на спасённых и погибших" [Л.37, стр. 788].

                                13. Страшный суд                            

      Человек совершенен, так как сотворён Совершенным. Но согрешив, творение перестало соответствовать образу Творца. Земные страсти угнетают дух его, корыстолюбие повреждает душу, похоть убивает тело. Оттого впереди справедливый суд.
       На Суде у великого белого престола на небесах, изобличит Сидящий на нём всех любивших и делавших неправду, участвовавших в делах тьмы, побеждённых злом.
       Там "на этом суде не будет допросов, не понадобятся свидетели, никто не станет оспаривать и доказывать свою невиновность, просить помилования" [Л.26, стр. 806, 807].
       Зримо представит Свидетель верный явные да тайные дела каждого, кто отвергал Его или пренебрегал заповедями Его, угождал только себе, а не Богу (Пс.49:21, Мт.25:41-46, Лк.16:19-25). Ибо все побуждения, мысли, дела  человека знает Создатель его (Пр.15:3, 11). 
       Тема Божьего суда имеет важное значение, так "тринадцать процентов из 1870 стихов, содержащих слова Иисуса Христа, относятся к теме суда и ада" [Л.41, стр. 606].
       Иисус Христос "воздаст каждому по делам его" (Мт.16:27). Однако не Сам Господь судит  непокорных, а нечто иное. "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих (уже) имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить ("осудит" [Л.27, 39]) его в последний день" (Ин.12:47-49).    
       Всё недостойное мерзкое осознает ущербная душа в  зримых образах содеянного зла, в осуждающих словах Его, освещающих всю безбожную жизнь (рис.8).
       Преступления без наказания нет, так как можно избежать человеческого суда или перехитрить его. Однако невозможно уклониться от Высшего суда или обмануть его.
        Нет ходатая у считавших Бога иллюзией. У побеждённых грехом нет избавляющего, невозможно отказаться от предъявленной вины, от ужасных слов (Иуд.15), не обмануть Судью. "Потому не устоят нечестивые на суде" (Пс.1:5, а).
        Грешники "подобны бурному морю, которому нет покоя, чьи волны выбрасывают ил и грязь.- Нет мира нечестивым,- говорит мой Бог" (Ис.57:20, 21; пер. [Л.35]).
        Кто идёт дорогой любви, следует путём добра, тот придёт к Источнику любви, получит всё. Но крадущийся путём ненависти да зла уловится князем тьмы, отнимут у несчастного даже то, что имеет (Мт.25:29). Ибо возлюбившие тьму в жизни, попадут в неё после смерти.
       Нельзя никому желать зла, обижать, приносить страдания, ибо всё это вернётся к человеку и роду его. Посеявший зло пожнёт страдания, роющий яму душе ближнего своего, сам попадёт в неё. Жившие только  для себя, забыв заповедь Христа, изгнанники услышат горькие слова.
       "(Прочь) идите от Меня, проклятые, (ступайте) в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мт.25:41, б). "И пойдут сии в муку  вечную"  (ст.46, а), "на   вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2). "Они будут наказаны вечной гибелью: будут навсегда отделены от Господа и от славы Его могущества" (2Фес.1:9, пер. [Л.7]). 

14. Шеол

       Автор фундаментального труда по систематическому богословию [Л.31] утверждает, "верующие сразу после смерти отправляются в присутствие Божье, а неверующие после смерти переходят в состояние отделённости от Бога, в муки и наказания ..." (стр. 1294).
       Правильно, но требуется принципиальное уточнение. После физической смерти ВСЕ души попадают в таинственный "Шеол" (Иов.30:23, Пс.88:49, Ис.5:14). Как праведные (Быт.37:35, Пс.85:13, Ис.38:10), так неправедные (Числ.16:30, Пс.9:18, 30:18, Иов.21:13, 24:19, Пр.2:18, 19).
       "Там беззаконные перестают наводить страх ... Малый и великий там равны" (Иов.3:17-19), все освобождены от греха (Рим.6:7).
       Здесь указание на долину смертной тени, "куда после смерти попадают грешники ... где спасаются праведники" [Л.10, стр. 216]. "Царство мёртвых, куда соберутся все люди после их смерти" [Л.38, стр. 7]. Живые "не знают они, что там духи умерших, что гости её в глубинах мира мёртвых ("глубинах Шеола" [Л.27])" (Пр.9:18, пер. [Л.35]), в обителях смерти (7:27).
       Верно, души оказываются в трансцендентном недоступном для жителей земли мире, в серой мгле темницы смерти, собрании умерших (Пр.21:16), ибо написано. "Как овец их загонят в Шеол; их пастухом будет Смерть ... Шеол будет жилищем их" (Пс.48:10-15, пер. [Л.27]).
       Но избранные Господом для новой жизни, из мира умерших немедленно "отправляются в присутствие Божье" ([Л.31]; Лк.23:43), "шеол не может быть обиталищем душ тех, кто умер в Господе" [Л.42, стр. 792]. Так как врата шеола (Ис.38:10, Иов.38:17) не в состоянии одолеть Церковь Христову, не смогут удержать посланников её (Мт.16:18).
       Ибо открыл перед ними дверь Сам Господь "и никто не может затворить её" (Отк.3:8). Подобное обещано ещё в ветхозаветные времена избранному народу.
      "Я уберегу их от власти мира мёртвых ("власти Шеола" [Л.39]). Я искуплю их от смерти"  (Ос.13:14, пер. [Л.35]; 1Кор.15:55). Благословенный не оставляет души праведников в шеоле (Пс.15:10, 48:16, Иов.19:25-27; слово шеол "встречается 65 раз в ВЗ" [Л.34; Л.41]), а путём вечности (Пс.138:94) ведёт к славе (72:23, 24).
       Нечестивые же из мира умерших немедленно попадают "в муки и наказания" [Л.31] иного мира - ада (Лк.16:22-24). Ад "место вечного, осознаваемого наказания грешников" (там же, стр. 1297) до Суда у великого белого престола. После чего даже ад окажется повергнутым в "озеро огненное" (Отк.20:14).
       Кто же останется в шеоле до воскресения и последнего суда? "Прочие" из умерших (20:5). Они жили только для себя, не познали Господа Иисуса Христа, прошли мимо любви Отца, не запечатлёны Духом Святым.  
       Суетны оказались дела пустых душ, суетны мысли да слова, оттого пустота воздаяние им (Иов.15:31). Исчезли любовь, ненависть, ревность, знания (Еккл.9:5, 6), так как в обители смерти нет мудрости (Иов.28:22).
       Однако те, кто услышит голос Сына Божьего в мире умерших, оживут (Ин.5:25), воскреснут для жизни в Царстве Небесном. Более того, наступит время, когда голос Его услышат ВСЕ жители Шеола и ада, предназначенные для Суда у белого престола, суда по делам.
       "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (ст.29, пер. [Л.35]). Осуждённые попадут в озеро огненное. "Это - смерть вторая" (Отк.20:11-15).

15. Пребывание в мире умерших

      Жителей шеола великое множество. Не прозревших, растерянных, серых душ не знающих за кем следовать, куда идти, что искать. 
      Для них "нет ни работы (действия), ни размышления (никаких планов), ни знания (познания), ни мудрости" (Еккл.9:10, б). "Там стихает суета нечестивых ..." (Иов.3:17, пер. [Л.27]).
       В стране безмолвия, выходящей за пределы человеческого опыта, заблудившиеся духом не восхваляют Бога. В потусторонней земле забвения осиротевшие души не расскажут о милости, среди недоумевающих не говорят о Его любви (Пс.87:11-13).
       Шеол есть обители смерти (Пр.7:27), "место смерти и сама смерть" [Л.41, стр. 550], "мрачное место усталости, упадка, тьмы и забвения, и все в равной мере удалены от Бога" [Л.36, стр. 27]. "Трагедия пребывания в шеоле заключалась в том, что человек был оторван от общения с Богом" (стр. 259).
       Невозможно в мире умерших познать Творца, восславить Его (Пс.6:6, 29:10, Ис.38:18). Нельзя самому избавится от его уз, "кто сошёл в Шеол - не выйдет оттуда" (Иов. 7:9, пер. [Л.39]; Пс.87:9, 48:15). Нет возможности самостоятельно покинуть пространство темноты (ст.20), бездонную мрачную пропасть (87:7). Оставить темницу смерти (Иов.10:21, 18:18), покоя (3:13-17), тишины (Пс.93:17, 113:25), мир бессилия (Ис.14:10).
       В сумраке мире бессилия нет ясных представлений о времени, пространстве, окружающих; собственной сущности. Там отсутствует Свет, всех объяла тьма, оттого "ходящий во тьме не знает куда идёт" (Ин.12:35).
       Однако "мёртвые сохраняют нечто вроде сознания" [Л.36, стр.497, Л.37, стр. 13]. Но сознание их поразило безверие, равнодушие, безнадёжность. Мутный свет в глухой оболочке слепой души, бессильна немая мысль.
       Среди молчащих растерянных теней никто никого не видит, не слышит, не ощущает. Ничем нельзя поделиться друг с другом, "в Шеоле смолкнут они!" (Пс.30:18, в; пер. [Л.27]). "Это не небытиё, но и не жизнь, так как жизнь возможна только в присутствии Бога" [Л.10, стр. 216].
       Вседержитель властвует над миром умерших. "Господь умерщвляет и оживляет; низводит в мир мёртвых (Евр.: "шеол" - место, где пребывают души мёртвых") и выводит из него" (1Цар.2:6, перевод и примечание [Л.35]).
       Благословенный видит попавших в шеол, слышит их (Пр.15:11, Иона 2:3, Пс.17:5-7). Может позвать Своё творение, оно ответит Ему (Иов.14:15, 38:1, 39:33).
       У Сына Человеческого есть ключи от темницы смерти (Отк.1:18), Он открывает или закрывает её (3:7). Мир умерших обнажён перед Господом (Иов.26:6), Который может посещать его (Пс.138:8), возвещая о Своей победе над грехом всем, даже погибшим во время потопа (1Пет.3:18 -20). Чтобы все преклонились перед именем Сына Божьего, признали Его Господом (Фил.2:10, 11), спаслись (Деян.2:21).
       Ибо. "Верующий в Сына имеет (обрёл) жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев (вечно)"  (Ин.3:36, пер. [Л.35]).

16. Ад

       Итак прочие из умерших, не познавшие Господа, останутся в шеоле до последнего суда (Отк.20:5-12). В конце истории они выйдут из мира умерших на Суд по делам (ст.13). 
      "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (Ин.5:29, пер. [Л.35]).
       Нечестивые же души не задерживаются в шеоле, они "попадают в ад сразу после смерти" [Л.36, стр. 805]. За убийство, насилие и воровство; жестокость, вероломство и подлость; бессердечие, жадность да эгоизм; ложь, клевету и лицемерие; распутство, праздность, другие мерзости змеиного мира сего.
       Жертвы искушений, полюбившие тьму больше чем свет, из шеола низводятся злобными ангелами тьмы во тьму кромешную, в трансцендентный  ад (греч. "геенна") к царю ужасов (Иов.18:14-18). Отродьям змеиным не избежать ада (Мт.23:33), где находится причинённое ими зло, преследующее их же беззаконие. Там царит отчаяние, погибает надежда (Пр.11:6, 7).
       Недоступный человеческому познанию ад в корне отличается от шеола. В Ветхом Завете "шеол никогда не ассоциируется с муками ада ..." [Л.9, стр. 584, 692].  "Муки, страдания и пытки устойчиво ассоциируются с адом и демонами" [Л.47, стр. 650].
       В Новом Завете шеол есть "синоним греческого "гадес", означающего "невидимый мир духов", а совсем не "ад" или "могила" [Л.24, стр.62, 269]). Совершенно верно, "ад" и "шеол" ("гадес") - понятия разные" [Л.18].
        Ад есть место (Лк.16:28), "место, где мучаются  в ожидании последнего суда" [Л.36, стр. 278]. 
       Для не раскаявшихся при жизни на земле нечестивых людей таинственный ад является огнедышащим миром ужасов (16:23, Мт.13:42). "Где червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк.9:44; рис.9).
       Жуткий мир, в котором нет неба, земли, воды растительности, животных.
       Его "не следует воспринимать как место, где будут в буквальном смысле черви и неугасимый огонь" [Л.36, стр. 27], "большую часть описаний ада следует понимать метафорически, в переносном смысле" [Л.41, стр. 609, 610).].
      Верно, там нет буквального огня, горящих смолы и серы, кипящей воды, червей. Тем не менее,  ощущается нестерпимый жар, чудовищная вонь, невыносимая боль. В аду невозможно избежать вызывающих оцепенение воспоминаний, наводящих ужас видений; пугающих звуков, отвратительных запахов, ощущения грызущего голода.
       Повсюду раздаются плач, стоны, вопли легионов грешников. Всеобъемлющая нескончаемая боль охватывает задыхающуюся душу, не физическая боль, но терзающая скованного цепями мрака намного сильнее.
       Все мучения происходят во тьме, в атмосфере безнадёжности,  в присутствии осязаемого зла. Там "будет плач и зубовный скрежет" (Мт.8:12, 25:30, пер. [Л.27]). Горе насмешникам, они станут плакать да рыдать (Лк.6:25). Поэтому, что в жизни ведёт ко греху, нужно беспощадно отсекать и вырывать, чтобы после смерти самому не оказаться рассеченным в аду (Мт.24:51).

17. Вторая смерть

       В узах адского мрака (Мт.8:12, 2Пет.2:17, Иуд.1:13) нельзя  познать  Бога, невозможно определить ход времени. Обезображенные души захотят покинуть место мучений, не смогут; пожелают избавиться от пыток ужасными воспоминаниями, они нахлынут; сделают попытку уменьшить страдания, страдания только усилятся.
       Что ни попросят  у безжалостных ангелов в чёрном, не получат; желания нечестивых угаснут (Пр.11:7), так как там нет милости (Лк.16:24-31), но власть тьмы.
      "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём ни ночью ..." (Отк.14:11). Ибо недобрые мысли да злые дела есть путь к тьме, страданиям, смерти, а добрые ведут к жизни и Свету.
       Чистая душа облекается в свет; если полна тёмного зла, окутается тьмой. Духовно слепые ослепнут, чёрная душа лишится света, "ведь у злодея нет будущего, и светильник нечестивых погаснет" (Пр.24:20, пер. [Л.35]).
       Теперь многочисленные жители ада познают как широки врата искушений, ведущие в погибель, и просторен путь греха в круги адского мрака (Мт.7:13). Поймут отчего их имена записаны в книге смерти, зачем все пути тянут изгнанников в круги адского мрака. Опустевший после суда Ад низвергнется в озеро огненное (Отк.20:13-15).
       Адские муки не бесконечны. После воскресения и Суда у белого престола придёт "смерть вторая" ужаленного в пяту. Погибель  наступит на сынов тьмы (21:8, Мт.10:28, 2Фес.1:9).
       "Физическая смерть или "первая смерть",- это отделение души от тела" [Л.36, стр. 1417]. Тело умершего возвращается в прах (Быт.3:19, б), а душа не умирает, но оказывается в потустороннем мире, в Шеоле.
       Однако сказанное не означает, что душа не может умереть, например, попав из ада в озеро огненное. "Это - смерть вторая" (Отк.20:13-15, 21:8; Мт.10:28). О судьбе нечестивых, безразличных к делам Господа, Давид говорит так. "Он разрушит их и впредь не восстановит" (Пс.27:5, пер. [Л.35], Синод. пер. "не созиждет их").
       В Библии утверждается: единственный, обладающий бессмертием, есть Вечносущий Бог (1Тим.6:16). Мнение о бессмертии человеческой души не является библейским, оно попало в христианскую среду из греческой философии.  В таком случае, душа праведника, праведностью Христовой, может умереть, раз она НЕ бессмертна? Нет.
       Во-первых, обещано "побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Отк.2:11, 20:6). Во-вторых, в Царстве Небесном победители облекутся в бессмертие благодаря победе Господа Иисуса Христа (1Кор.15:54-57). "А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет" (Пс.36:38, 68:29).
       Да, упование на любовь Христа не ограждает от земных страданий, но спасает от воскресения осуждения, избавляет от Аввадона, второй смерти. Потому что свет сливается с Отцом светов, а тьма соединяется с князем тьмы.        
       Итак  каждый живущий и умирающий во Христе Иисусе воскресает со Христом, удостоится пребывать с Ним. Однако существующий без Бога останется один, среди сгоревших плевел, умирая в одиночестве, не увидит Царства Его. Только узрит падших безобразных демонов; ощутит осязаемый мрак, невыносимые холод и огонь (Мт.13:40-42, 25:30, Лк.16:24).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 2 «Гог из земли Магог: конец мира сего».
2. Статья № 3 «День Господень».
3. Статья № 4 «Время великой скорби».
4. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
5. Статья № 6 «Казни египетские и Второе пришествие Иисуса Христа».
6. Паш. Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Вестник Мира, 1995.- 287 с.
7. Библия для нашей жизни. Новый Завет.- Finland: International Bible Society, 1999.- 687 с.
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
9. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
10. Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
11. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон  Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
12. Статья № 10 «День Господень близок».
13. Еврейские праздники и обряды.- Симферополь: Реноме, 2001.- 304 с.
14. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
15. Сперджен Ч. Скажи нам, когда это будет? - Vancouver: Hope of Salvation Mission, 2008.- 238 с.
16. Кузнецова В.Н. Евангелие от Марка. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 320 с.
17. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
18. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
19. Толкование Ветхозаветных книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
20. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
21. Канатуш В.Я. Признаки пришествия и приготовление к нему.- Новосибирск: Посох, 2008.- 304 с.
22. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончина века.- West Sacramento: Grace Publ. Int., 2007.- 358 с.
23. Деннет Э. Комментарии к книгам Захарии и Малахии. Благословенная надежда.- Ровно: Живое слово, 2010.- 352 с.
24. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
25. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
26. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
28. Бухвальд В., Рягузов В. Будущее мира и Израиль.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 256 с.
29. Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве.- М.: Эксмо, 2009.- 364с.
30. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
31. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
32. Элкорн Рэнди. Небеса.- Чернигов: In Lumine, 2011.- 364 с.
33. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
34. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1468 с.
35. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
37. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
38. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
39.  Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
40. Люцер Э. Победа над смертью.- Киев: Нард, 2013.- 156 с.
41. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
42. Беркхоф Л. Систематическое богословие.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2014.- 880 с.
43. Райри Ч. Основы богословия.- Одесса: Христианское просвещение, 2008.- 656 с.
44. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II. - СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
45. Кульман О. Бессмертие души или воскресение мёртвых.- СПб.: Контраст, 2015.- 608 с.
46. Крифт П. Ангелы и демоны. Что мы действительно знаеи о них?- М.: Издательство ББИ, 2014.- 163 с.
47. Словарь библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.

 

 

День Господень