Числа

"И утвердит завет для многих одна седьмина,
а в половине седьмины прекратится жертва
и приношение, и на крыле святилища будет
мерзость запустения …" (Дан.9:27)
 
"И дам двум свидетелям Моим, и они будут
пророчествовать тысячу двести шестьдесят
дней …" (Отк.11:3)

 

      Числа играют в Библии значительную роль [Л.2], с их помощью подсчитываются однородные единицы, включая отрезки времени; используется, в основном, десятичная система счисления [Л.1]. Кроме функционального предметного значения, как понятие количества, числа нередко имеют и символическое [Л.2].  
    Например, цифра «четыре» знаменует собой целостность сотворённого мира [Л.1],  «семь» символизирует полноту, завершённость, совершенство [Л.2, 3]. Однако исключительно метафорическое истолкование математических знаков приводит к мистицизму и одному из его проявлений каббале, эзотерическому течению в иудаизме, возникшему в ХII веке от Р.Х.
      Каббала якобы объясняет тайный (?) смысл Торы. Раскрывает, в частности, через гематрию, поиск основы всех вещей в цифрах или буквах еврейского алфавита, а исцеляющих средств – в формулах да амулетах. Гематрия разновидность нумерологии, веры в эзотерические связи между цифрами и физическими объектами, в т.ч. живыми.
     Отрицая указанные верования, христиане всё же полагают, значения количеств чего-либо, приведенные в Священном Писании, носят символический характер, особенно в пророческих книгах. Напротив, авторы [Л.1] обоснованно пишут, "возможное или определяющее символическое значение какого-либо числа никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществовать" (стр. 1061). 
      Сверх того, в работе [Л.28] утверждается, "есть серьёзные основания именно буквально принимать цифры, приводимые в кн. Откровения"  (стр. 554). Встречающееся в библейских текстах число не обязательно несёт символический смысл [Л.2, стр. 1312].
      Так в еврейской апокалиптической литературе сообщается о некой мере последнего времени, о том, "что Бог уже назначил день и час Своего явления для Суда и не отменит его" [Л.4, стр. 243]; как обещано Адонаем. "Когда изберу время ("В назначенный срок" пер. [Л.31]), Я произведу суд по правде" (Пс.74:3).
     Опираясь на Систематическую эсхатологию, рассмотрим, какие буквальные даты в Библии имеют отношение к последним дням. Когда начнёт колебаться земля "и все живущие на ней" (ст.4), она распадётся (Ис.24:19), камни сдвинутся с мест, рухнут скалы, упадут башни (30:25).

1. Ветхозаветное пророчество

      Все богословы полагают, в Книге пророка Даниила содержится предсказание о 490 годах будущности государства Израиль. Вот, его загадочный текст.
      "Семьдесят седьмин (в Масоре "семьдесят семилетий"; "То есть 490 лет" [Л.31]) определены (назначено ждать) для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было (прекратить) преступление, запечатаны были грехи (положить конец грехам) и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная (утвердилась праведность) и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (помазание святыни святынь)" (Дан.9:24; в скобках, тексты из [Л.30, 31]).
      В соответствии со священным семиричным делением времени у евреев, в ст.24 очевидно говорится о предметных годах. Подобно ранее предсказанных Иеремией семидесяти буквальных годах изгнания в период вавилонского плена  (Иер.25:12; 2Пар.36:20-23), о них Даниэйл упоминает в ст. 9:2.
      Основная точка зрения среди толкователей, 69 седьмин (евр. "шавуа") до появления Христа Владыки уже прошли (Дан.9:25, 26), а семидесятая (ст.27) - пора Его деятельности во Второе пришествие [Л.3, 5, 6]. Нас не должен смущать разрыв между 69-й и 70-й седьминами,, т.к. в видениях библейских пророков  границы промежутков "стёрты" [Л.5, стр. 142].
     Последние семь лет скорби состоят из двух одинаковых стадий по 3,5 года. Вслед за первой из них, "скорби дней тех" (Мт.24:29) и массового упадка духа, наступит вторая, её часто называют днями или временем «Великой скорби» [Л.8, стр. 131].
      Специалисты по библейской эсхатологии, имея разные мнения, сходятся как правило в одном. Семидесятая седьмина есть конец старого мира, Грядущий же Век (Тысячелетнее царство) начнётся с возвращения Христа. Гораздо меньше единства по другому вопросу, "когда начнётся последнее семилетие?".
      Одни считают, сразу за восхищением Церкви, но в Библии такие сведения отсутствуют. Другие, ссылаясь на Дан.9:27, "утвердит для многих завет (договор) одна седьмина", настаивают, от момента заключения антихристом договора с Мединат Йисраэль. Но при такой трактовке игнорируется факт использования Даниилом слова «завет» как соглашения израильтян с Богом, вовсе не с человеком.
     Некоторые комментаторы отмечают, Дан.9:27 относится не к антихристу, но к Личности, упомянутой в ст.26, ко Христу (буквально «Помазанник»). На самом деле, вернувшись на землю, именно Он заключит завет с Израилем [Л.7].   

2. Последнее семилетие

     Начало семидесятой седьмины связано с опустошителем (Дан.9:27), в стихах 2:34, 35, 45 пророк называет его «камнем», оторвавшимся от (мировой) горы без содействия рук. Он раздробит всё на земле, а сам "сделался (стал) великою горою и наполнил всю землю" (2:35; [Л.9]).
      Иоанн Богослов называет опустошителя  всадником на белом коне (Отк.6:2), Исаия – сыном зари (Ис.14:12), Иезекииль именует Гогом (Иез.38:2), Иеремия – истребителем народов (Иер.4:7), Иов использует архетип зверя-левиафана (Иов.40:20-41:26).
     Архаичного дракона, всадника на белом коне, камня от мировой горы, астрономы обнаружат на севере, у края неба, среди 7-и светильников созвездия Цефей [Л.10]. Затем учёные определят траекторию полёта карликовой планеты да сателлитов тёмного государства его.
    Вначале семилетия приступят к служению Божьи пророки. "И дам   (силу) двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (рубище)" (Отк.11:3).
      Существует общепринятое мнение, одним свидетелелем окажется  Илия, другим - Моисей или Енох. Правда, некоторые христиане думают, возвращение Элийяху, предсказанное нави Малахи (4:5, 6), уже состоялось, ссылаясь на Мт.11:11-14.
     Однако Иоанн Креститель только исполнил служение Илии, указав на истинного Мессию; он приходил в духе и силе Илии (Лк.1:17). Иоанн, по собственному признанию, не был пророком Элийяху (Ин.1:21), ибо тогда ещё не пришло время "дня Господня, великого и страшного" (Мал.4:5, б).
     Кроме двух очевидцев, начнут благовествовать 144 000 избранных запечатлённых мессианских евреев (Отк.7:3-8), непорочных, т.к. "следуют за Агнцем" (14:1-5). Они возвещают конец старой эпохи, приближение Царства Божьего на земле, пришествие Йеhoшуа ха Машиах бен Давид, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26).
     Никто не сможет причинить вред свидетелям (11:5), облачённым во вретища (ст.3), чёрные одежды из грубой ткани "как символ грядущего суда" [Л.1, стр. 173]. Их предсказания конца лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего, наступления мессианского Царства будут сопровождаться чудесами (ст.6).
     По окончании 1 260 дней  служения пророков, "зверь, выходящий из бездны, сразится с ними (нападёт на них), и победит их, и убьёт их" (ст.7, б).

 3.  Восстание против Бога

      Ещё какого события следует ожидать в первой половине последнего семилетия? этапа "скорби дней тех" (Мт.24:29), они предваряют вторую половину, "великую скорбь" (ст.21).
      Можно предположить, по обнаружении плешивого карлика Гога да волчьей ночной стаи его, беспокойство овладеет потерявшими страх перед Вседержителем. Нарушится покой, вползёт сильная тревога, перерастающая в панику и великую депрессию, когда астрономы подтвердят высокую вероятность пересечения орбиты Земли метеорно-астероидным  потоком.
     Неудержимый страх охватывает всё большее число населения по мере приближения метеорно-астероидного потока к нашей планете. В те дни, "каждый побежит к своему народу, устремится в свою землю" (Ис.13:14, б; пер. [Л.31]).
      Характеризуя последнее время,  Иисус Христос и апостол Павел предупреждают об отпадении от Бога (Мт.24:10), отступничество начнётся с появлением сына погибели (2Фес.2:3). Инициатором восстания против Господа, великого возмущения, окажется лжепророк (Отк.13:11-16, 16:13, 19:20; 2Фес.2:2-12).
     Причина массового отпадения христиан -  крушение веры в учения человеческие (2Тим.4:3, 4). Разочарование  верующих в льстивых баснях об  их избавлении "от годины искушения (часа испытаний), которая придёт на всю вселенную (весь мир)" (Отк.3:10).
      Совсем с иной речью обращается Искупитель к избранным Своим. "Ибо вы исполнили Мой наказ о терпении ("сохранил Моё повеление быть стойким" [Л.30]). Я же, в свою очередь, буду охранять вас во время испытаний, которые надвигаются на весь мир, чтобы испытать жителей земли" (ст.10, пер. [Л.11]).
      Ради верных, Святой, испытывая и охраняя их, сократит дни тягостных тяжелейших переживаний. Иначе не смог бы спастись  ни один человек (Мк.13:20).
     Великий  бунт против Него светских людей выразится в том, "что всем ... положено будет начертание (клеймо) на правую руку их или на чело (лоб) их" (Отк.13:16).
     Без начертания (контура зверя) или имени (Гог) или числа имени его (666) никто не сможет ни продавать, ни покупать у не имеющего такого клейма (ст.17). Продолжительность мятежа совпадёт со служением двух свидетелей, продлится 1 260 дней (11:3).

 4.  Скверна запущенности

    За месяц до столкновения нашей планеты с полчищем гоговым, в виду опасности последствий глобального импактного землетрясения и цунами, начнутся эвакуации невиданных масштабов во всех странах. Население начнёт массово покидать мегалополисы, города, посёлки; беженцы примут решение жить в открытом поле (Иер.4:24, 29, Мих.4:10).
      Повсеместно воцарится гадость опустошения. Сцену упадка покинутой столицы открыл Господь пророку (Ис.1:1). "Иерусалим, дочь Сиона, осталась, как пустой шатёр (шалаш) среди брошенного виноградника, как старый шалаш (сторожка) в огороде (пустой бахче), как побеждённый (в осаде) город"  (ст. 8, пер. [Л.11]).
      Йешайа утверждает, опустевший город будет разрушен (24:10), во исполнение обещания Йахвэ Элохим отступившим от Него. То же самое предсказывает Йирмейа. (Я) сделаю Иерусалим грудою камней (развалин), жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей ("жителей в них не будет", пер. [Л.30])" (Иер.9:11).
      Очевидно о прекращении церемоний поклонения Богу с последующим разорением столицы в преддверии гнусной власти мерзкого Гога, пророчествовал  Даниэйл:
     "а в половине седьмины
(середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (происходящая от запустения)" (Дан.9:27); в Масоре, «власть мерзостная будет существовать пока не наступит полное уничтожение …».
       От указанных событий начинается отсчёт  1 290  пророческих дней, точнее суток, и 1 335  суток, т.к. предсказано.  "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления (установления) мерзости запустения (безмолвной) пройдёт тысяча двести девяносто дней.  Блажен (счастлив), кто ожидает (дождётся) и достигнет тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (Дан.12:11, 12).
       При наступлении конца (Мт.24:14), совпадающего с окончанием скорби (ст.29) и началом великой скорби (ст.21), Иисус Христос советует евреям спасаться бегством.
      "Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте … Тогда
(все) находящиеся в Иудее да бегут (скроются) в горы" (Мт.24:15, 16). Ибо пришла кончина неблагодарного лукавого рода сего, наступила пора молотьбы да жатвы (13:38-40).

5. Эклипс Солнца

      Последним сигналом для убегающих из опасных местностей проживания, расположенных низко от уровня моря (океана), послужит астрономический знак, весеннее затмение [Л.7].
      Согласно пророчества Йоэйла, оно произойдёт ПЕРЕД наступлением Божьего гнева. "Солнце превратится (обернётся) во тьму … прежде (перед тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31).  
      Амос уточняет, дневное светило обернётся во тьму на территории Израиля в полдень. "И будет в тот день, говорит (объявляет) Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9, «закат наступит в полдень, и среди дня на землю опустится мрак», пер. [Л.11]).
      Разумеется для жителей Йерушалаима наша звезда тоже зайдёт в середине дня, "нападёт на них внезапно страх и ужас" от опустошителя (Иер. 15:8,9). Солидарен с Иеремией и Амосом нави Миха; от имени Яхве, он обещает лжепророкам, прозорливцам, гадателям.
      "За то ждёт вас ночь без видений, ждёт вас тьма, а не откровения. Зайдёт над пророками солнце, и день над ними померкнет" (Мих.3:5-7; пер. [Л.30]). Придёт на Цийон горе, скорбь поселится в столице (ст.12).
       Иисус Христос, повествуя о событиях, предшествующих Его возвращению, говорит о скорби, несчастье, помрачении светила. "Но в те дни, после скорби той ("после того, как случится беда" [Л.11]), солнце померкнет" (Мк.13:24, а).
      Господь называет затмение знаком, "будут знамения в солнце …" (Лк.21:25). Подобный скорбный знак увидел Иоанн, "солнце стало мрачно (почернело) как власяница (рубище)" (Отк.6:12; «стало чёрным, как мешковина из козьего волоса», пер. [Л.11]).
      Помимо поразительного астрономического явления в последние дни, Иоанн и Амос наблюдали  великое землетрясение (Отк.6:12, а). Его особенность, колебание земли подобное качанию речной волны (Ам.8:8).
    Волнообразными колебаниями поверхности земли может сопровождаться исключительно мощное землетрясение сейсмической интенсивностью проявления не менее XI - XII баллов по международной шкале EMS-98.
     Надобно учесть, картины близких по времени событий  (затмения светил, потом землетрясение) Иоанном и Амосом излагаются в обратной хронологии.

6. Эклипс Луны

      Иоиль, сообщая о солнечном затмении, указывает ещё на одно астрономическое знамение наступления дня гнева Божьего, на последующее затемнение ночного светила [Л.7].
     "Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде (перед тем) нежели (как) наступит день Господень …" (Иоил.2:31). "Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.3, стр. 753].     
       В отличие от дневного светила, помрачаясь, месяц не "превращается" во тьму, а приобретает кроваво-красный цвет. Подобно частному затмению 3 апреля 33 года от Р.Х.; тогда, после распятия Иисуса Христа, в пасхальную субботу "луна" превратилась в "кровь".
       На данное событие ссылался апостол Пётр, цитируя пророчество Иоиля о кровавой луне (Деян.2:20). Поскольку царица ночи, даже в фазе полного затемнения, подсвечивается солнечными лучами, преломлёнными и рассеянными в земной атмосфере, наиболее прозрачной для  света красно-оранжевого диапазона спектра.
      Эсхатологический красный месяц видел Иоанн. Вслед за снятием шестой печати, "луна сделалась (стала) как кровь" (Отк.6:12; «стала кровавой» пер. [Л.11], «стала красной как кровь» [Л.12]).
      Таким образом, в период затмения спутница Земли перестанет светить привычным белым отражённым светом. В точности с предсказанием Иисуса Христа, "луна не даст света своего" (Мк.13:24).
      Апокалиптическое помрачение её диска, оно произойдёт в полнолуние спустя 2 недели от солнечного, окажется вторым астрономическим знаком пришествия Господа с силой да великой славой; ибо написано. "И будут знамения в солнце (1) и луне (2) …" (Лк.21:25).
       Только по окончании указанных астрономических знаков жители земли увидят Сына Человеческого (ст. 27). Помимо затмений свершатся чудеса: "ужасные явления (с неба) и великие знамения с неба" (21:11, в).

7. Как велики чудеса Его!

       Какие знаки, ужасные явленияа,  имел в виду Иисус? (ст. 21:11). Ответ можно найти в предсказании Йоэйла, где он передаёт прямую речь Бога. "И покажу (Дам) знамения (чудеса) на небе и на земле: кровь и огонь и столпы (столбы, клубы) дыма" (Иоил.2:30).
       Даниил и апостол Иоанн помогают уразуметь почему возникнут кровь, огонь, столбы  дыма, одновременно вверху и внизу (Дан.2:34, 35, Отк.8:5-12).  Нави объясняет вавилонскому  царю Навуходоносору II причину будущей гибели последнего царства.
     "Так как
(Поэтому) ты видел, что камень отторгнут был от горы (сам собой) не руками и раздробил железо, медь (бронзу), глину, серебро и золото …" (Дан.2:45).
      Падающий камень, по-научному «астероид», Йешайа называет полным крови мечом Йахвэ на небесах, нисходящим на землю (Ис.34:4-6). Йехэзкэйл пророчествует о мече, который Адонай извлечёт из ножен его на всякую плоть, обратно меч уже не войдёт в ножны (Иез.21:3-5).
       Иоханан именует группу космических тел: кадильницей, наполненной огнём, повергнутой на землю (Отк.8:5), как бы большой горой, пылающей огнём (ст.8), большой звездой (ст.10), звездой (9:1); падающих под звуки громогласных труб (8:5-12, 9:1) звуковых ударных волн в атмосфере.
      В последние дни нечестивых поразят кошмарные явления с неба, "сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (8:7; [Л.13]). Упомянутые Иоилем чудеса, апостол видит на земле:
        ·  кровь, "третья часть моря сделалась кровью" (8:8);
        ·  огонь, "сгорела треть земли, и треть  деревьев сгорела, и вся зелёная трава сгорела" (8:7, пер. [Л.30]);
        ·  скопление аэрозолей, "вышел (повалил) дым из кладязя (колодца), как дым из большой (огромной) печи" (9:2).
        Кровь, огонь, клубы дыма в вышине и на земле (Иоил.2:30) возникнут в результате столкновения  с нашей планетой роя космических тел. Стая ночных волков ворвётся через "отверстие"  радианта метеорного потока. Великое ночное чудо-знамение в созвездии Цефей увидят все желающие [Л.14].
      Грандиозный новозаветный астрономический феномен называется "падением звёзд" (Мт.24:29, Мк.13:25, Отк.6:13) или знаком. "Тогда явится («появится» [Л.11, 12]) знамение ("знак", пер. [Л.30]) Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30, а).
       Авторы работы [Л.5] верно подметили. "Катастрофические события на небе будут сопутствовать возвращению Христа на землю для установления Тысячелетнего царства"  (стр. 77).    
       Вызванный массовым падением «звёзд» радиант послужит третьим знаком пришествия из перечисленных Иисусом Христом. "И будут знамения (1) в солнце и (2) луне  и (3) звёздах" (Лк.21:25, а). В Дидахе,  3-й знак это "знамение отверстия на небе" (Дид.16:6).
     Таинственный радиант провидец именует Божьим величием, покрывающим высь, славой, наполняющей землю (Авв.3:3). "Блеск её (славы) – как солнечный свет; от руки (исходят) Его лучи, и здесь (там) тайник Его силы (славы)!" (ст.4).

8. Йом Адонай и и Пэсах

      Появление знамения Сына Человеческого через 3,5 года от начала последнего семилетия будет означать наступление второй половины седьмины Даниила, времени, когда Всемогущий вмешается в мировую историю для суда и спасения [Л.1, 2, 13-15].
      В библейских пророчествах экстраординарная пора жатвы (3,5 года) знаменует гибель деградировавшего мира, конец рода человеческого (Ис.13:4-13, Иоил.2:1-11, Соф.1:2-18, Мт.13:38-42, 2Пет.3:6, 7, 10).  Наступление дня суда следует ожидать ... не днём, сообразно предсказанию апостола Петра.
      "Придёт же день Господень, как тать
(вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут (исчезнут), стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней (вместе со всем, что на ней) сгорят (будут сожжены)" (2Пет.3:10; в скобках, тексты из иных переводов).
      Верно. Радиант, знамение Господа на высоте, возникнет тёмной порой, его нельзя увидеть в дневные часы [Л.13, 14]). Падению разгоревшихся стихий-метеоров в Йом Адонай, предшествует лунное затмение, согласно Иоил.2:31. Яркий радиант, безоблачной ночью приблизит утро, с ним и ... тьму.
       Исследование, его результаты изложены в [Л.7], показывает, начало судного дня  совпадёт с наступлением еврейского  Хаг ха Пэсах; единственного, который евреи отмечали ночью. По священному (левитскому) календарю он начинался  в 14-й день первого месяца (Лев.23:5), вечером, с наступлением сумерек, в первое полнолуние от весеннего равноденствия [Л.16].
       Оканчивался Хаг ха Авив 15-го нисана, и  начинался  семидневный менее великий праздник опресноков (23:6), так считали саддукеи [Л.29]. Жертвоприношение в первый его день одновременно "символизировало всеобщее начало жатвы" [Л.1, стр. 695].  Хаг ха Мацот продолжался по 21 авива (нисана) включительно, в тот период запрещалось есть квасное.
      Яхве Элохим в первую Пасху поразил Египет, в последнюю - будет наказан весь мир, извративший путь свой. О втором событии предупреждают  Цефанйа и Иоханан. "Умолкни (молчите) пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень. Уже приготовил Господь жертвенное заклание (жертву), назначил, кого позвать (к трапезе)" (Соф.1:7; Отк.19:17).
       Данную трапезу нужно совершать в пасхальные часы (Исх.12:8), позвав соседей (ст.4), бедняков или одиноких соплеменников; День Господень тоже наступит ночью (2Пет.3:10). Упомянутые выше перипетии следуют сразу, одна за другой:
           ·  наступит Хаг ха Пэсах, момент  освобождения ("Зман Херутейну");
           ·  начнётся затмение Луны;
        ·  возникнет радиант метеорного потока, освещающий всю землю. Семь ночей желающие могут наблюдать на небе знак большого красного дракона, он же зверь багряный (Отк.12:3, 17:8).
       Необычный светильник-знамение использует Бог военного могущества и силы, чтобы осмотреть, точнее, обыскать Иерусалим (Соф.1:12) в тёмную часть суток (ст.15). Подобно хозяину дома, неожиданно пришедшему "вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру (на рассвете)" (Мк.13:35, стражи по римскому счислению).
      Все 4-е срока, упомянутые Иисусом в ст.35, с 6 часов вечера до 6 утра, приурочены к термину, когда видны следы-треки падающих словно молния метеоров, по причине поколебавшихся сил небесных (ст.25). В те дни упадут "звёзды" и "луна не даст света своего" (13:24).
       Тогда придёт Хозяин дома (ст.26), возникнут, "знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного" (Дидахе, 16:6). Начнутся дни счёта омера, 7 недель последней жатвы; всю землю пожнёт серп, упавший с неба (Отк.14:14-16, Втор.16:9).

9. Как могущественны дела Его

     Иоанну сказано, два свидетеля Божьих "будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней" (Отк.11:3, б). По окончании служения, "зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их" (ст.7, б).
       Под архетипом аллегорического животного, выходящего из бездны, он же багряная химера, большой красный дракон, всадник на огненно-красном (рыжем) коне,  пророк имел в виду крупные космические объекты. Их падение сопровождается акустической ударной волной, мощным трубным звуком с неба (8:7-10, 9:1;  [Л.9, 10, 13]).
     Хтоническое чудовище "будет пожирать всю землю, попирать (топтать) и сокрушать её" (Дан.7:23, "Разрушать всё на земле" пер. [Л.30], «пожирать все народы по всему миру» [Л.11]). Погибнут двое свидетелей, вероятно через 3,5 дня от возникновения знамения  радианта метеорного потока; в ту пору начнут падать более массивные космические тела (метеороиды).
      Когда окончатся ещё 3,5  дня  мёртвые свидетели чудесным образом воскреснут (Отк.11:11). Вслед за их вознесением (ст.12), "в тот же час" («в тот же миг» [Л.11]) начнётся "великое землетрясение" (ст.13). Оно произойдёт на 7-й день Пэсах (3,5 дня + 3,5 дня), в памятный переход Израиля посуху через Чермное море.
      Причина мощных сотрясений поверхности в падении "звезды", как пишет тайновидец, "я увидел звезду, падшую с неба на землю" (9:1, б). По-научному,  планетообразного тела диаметром около 15 километров (!), "как-бы (огромная) большая гора, пылающая огнём" (8:8). Только гора-астероид гигантских размеров и массы (примерно 5 триллионов тонн) может вызвать глобальное сотрясение [Л.9].
     Его предсказывает Исаия, разумеется до научным языком, "основания земли потрясутся (содрогнулись). Земля сокрушается (раскалывается, рушится), земля распадается (разверзается, в разные стороны расползается), земля сильно потрясена (дрожит). Шатается (качается) земля, как пьяный, и качается, как колыбель …" (Ис.24:17-22; в скобках, тексты из иных переводов).
      Сильные сейсмические колебания провидит Иоанн, "сделалось великое (мощное) землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле (за всё время существования людей). Такое землетрясение! Так великое (сильное)!" (Отк.16:18). Когда метеорная сеть найдёт на лицо Земли, полетят камни, упадут башни, рухнут скалы, обрушатся горы. Всё же они не скроют народы от лица Бога ангельских воинств, не спрячут от гнева Агнца (6:15-17).
      Великая встряска разрушит ВСЕ города планеты (16:19, б); даже опустевший Йерушалаим, распавшись на 3 части (ст.19, а), "сделается грудою развалин" (Мих.3:12). Елеонская гора, точнее гряда длиной 1,5 км, распадётся на северную и южную половины (Зах.14:4, 5).
      На западном склоне горы раскроются могилы, из гробов выпадут человеческие кости (Иер.8:1). Гористая Иудея "будет как равнина, от Гаваона (на северной её границе) до Реммона (в 55 км на юго-запад [Л.5]), на юг  от Иерусалима" (ст.10).
      Катастрофа разразится, по-видимому, в полдень. Так пророчествуя о судьбе столицы, Иеремия использует сцену с умирающей матерью, для неё "ещё днём закатилось солнце" (Иер.15:8, 9). Внезапно всех охватит страх, нападёт ужас от нашествия опустошителя в середине дня, "Я в полдень разрушителя пришлю" (ст.8, пер. [Л.11], смотрите также 25:30-38).
      Появление разрушителя с небосвода, из-за линии видимого морского горизонта (зверь из моря в Отк.13:1), можно увидеть лишь в светлую фазу суток. Ибо Средиземное море расположено на запад от Иерусалима, а созвездие Цефей в том же направлении находится днём (во время  последней Пасхи рода сего).
       Вот почему 10-и часовая бомбардировка массивными космическими телами будет от утра до вечера, её видел Иоанн (8:7-9:2). Упадёт огонь от солнца (16:8), нагревающий воздух до невыносимо высокой температуры (ст.9), как ни странно, в условиях мрака на земле (ст.10).

10. Окончание стихийных бедствий

       Глобальные потрясения, обусловленные нападением на планету десяти гор-астероидов, окажутся кульминацией катастрофы. Максимальная интенсивность обстрела составит очевидно 10 часов. Ибо написано о десяти рогах зверя, "получат они власть править каждый по одному часу" (Отк.17:12, пер. [Л.11]).
       Самый массивный астероид почти отвесно упадёт между Северным Ледовитым океаном и Атлантическим океаном, в точке с координатами: 79,5 о северной широты, 68 о западной долготы. Мощнейший удар от пылающей огнём горы (Отк.8:8) сгенерирует великое землетрясение (16:18), которое вызовет очень высокие морские волны (Авв.3:10).
      Многочисленные цунами, спровоцированные импактом и его последствиями, будут заливать морской водой почти всю сушу в течение 5-и месяцев. Столько времени, сколько будет продолжаться активная вулканическая деятельность (Отк.9:1-3, 10). Ещё около 200 суток понадобится, чтобы вода покинула затопленные территории (Быт.7:24).
      Сейсмическая буря разразится примерно через 7 дней от начала вхождения нашей планеты в метеорно-астероидный поток, громадное полчище сателлитов, холопов Гога. Затем ещё около недели на планету будут падать тела всё меньших размеров: метеородиды, камни, песок, частицы космической пыли  [Л.10].
       Из 2-х недель бомбёжки активная фаза составит не более 7 суток [Л.9, 10]. "И если бы не сократились те дни,- до семи (активной фазы), то не спаслась бы никакая плоть (ничто живое) ..." (Мт.24:21, 22), истоптанное словно ягоды винограда в давильне (Отк.14:20).
      Как только разогретая, наполненная паром гомосфера начнёт охлаждаться, а пары воды – конденсироваться, повсеместно хлынут горячие кислотные дожди цвета крови [Л.13]. Ибо в День Господень "окна (ворота наводнения) с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся" (Ис.24:18, в).
      Всё произойдёт подобно временам Ноя, о чём предупреждает Иисус Христос (Лк.17:26, 27; [Л.17]), сообщается в книге Бырэйшит. "В тот же самый день небеса разверзлись ("распахнулись небесные створы" [Л.30]) и на землю обрушились сильнейшие ливни. Дождь лился на землю сорок дней и сорок ночей" (Быт.7:11-12, пер. [Л.11]).

11. Начало строительства храма

      По окончании 7-и недельного периода всемирной жатвы, прекратятся непрерывные 40-а суточные дожди. Однако продолжится траур неба, т.к. день смешается с ночью.
      Вслед за снижением уровня залившей сушу воды, уцелевшие на горах, холмах, возвышенностях (Иез.7:16) начнут возвращаться из мест эвакуации в свои города, разрушенные землетрясениями. Возникнут слухи о пришествии Христа.
     По всему миру объявится много лжемессий, обманщиков, лжепророков, показывающих удивительные знамения да чудеса,  пытающихся обмануть даже избранных (Мт.24:23-26). Манипуляторов наглых, дающих советы да пророчества вместо Бога, но они не дождутся, чтобы ложь стала правдой, Он лишит их жизни как лжепророка Ананию.
    Идущие в места обитания с радостью говорят друг другу. "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие (сострадание) Его не истощилось" (Плач.3:22). Возвращение беженцев из возвышенных пустынных мест завершится через 1 260 дней  (Отк.12:6) от начала Великой скорби (Мт.24:21); но лжепророки "в землю Израилеву не войдут" (Иез.13:9). 
      Остаток иудеев (Соф.3:8-20),  движимый чувствами вины и благодарности, вернётся в Израиль через 16 недель от знакового солнечного затмения, к началу месяца Ав, в котором были разрушены первый и второй Бейт а-Микдаш.
      Цель поспешного возвращения эвакуированных, построить Дом молитвы на храмовой горе, поднять из руин распавшийся на три части великий город [Л.7]. Потому что "в Иерусалиме будет спасение" для всех, призвавших имя Адоная (Иоил.2:32), там Он утешит народ Свой (Ис.66:13).
      Исполнится эсхатологическое пророчество Йирмейа о  восстановлении столицы, ейчас этот город просто холм, покрытый развалинами, но будет он вновь построен ("поднимется город из руин" [Л.31]), и царский дворец (в Масоре и  Синод. пер.  – «храм») поднимется на прежнем месте" (Иер.30:18, пер. [Л.11]).
       Нави Йешайа предсказывает, при возвращении Господа, Йерушалаим ещё лежит в развалинах  (Ис.52:8, 9); он видит, многие народы идут в город мира (60:3-9) для участия в восстановительных работах. "Тогда сыновья иноземцев (других народов) будут строить (отстроят) стены твои, и цари их – служить тебе …" (ст.10), утверждает пророк.

12. Армагеддон

       Начало строительства третьего Бейт Адонай на храмовой горе (совр. араб. название «Аль-Харам аль Кудс аш-Шариф») на месте разрушенного землетрясением мешхеда "Купол над Скалой" («Куббат-ас-Сахра») приведёт к военным действиям соседних стран против Израиля [Л.18].
     Война продолжительностью более года (Ис.29:1), описанная в ТаНаХе (Зах.12:1-9, 14:1-3, 12-15, Иоил.3:1-12, Иез.39:1-5, Ис.29:1-9), в Новом Завете  называется «Армагеддон». "И он ( точнее «они», бесовские духи [Л.11]) собрал их (царей) на место называемое по-Еврейски Армагеддон" (Отк.16:16).
      На гористой местности около развалин древнего города Мегиддо, возле современного  поселения с тем же названием разразится самое крупное сражение воюющих сторон; но ещё до его начала Иерусалим будет захвачен (Зах.14:2).
      Однако  Всемогущий истребит нападающих (12:9), поразив свирепой эпидемией, послав в тела их ужасную болезнь. От неё "у каждого исчахнет (сгниёт) тело его, когда он ещё стоит на своих ногах, и глаза у него истают (сгниют) в яминах (глазницах) своих, и язык его иссохнет (сгниёт) во рту у него" (14:12).
      Мединат Йисраэль значительно расширит свою территорию, почти до размеров указанных в древности (Быт.15:18-21). Но всё Заиорданье в пределы земли его не войдёт, согласно указаний Йахвэ (Иез.47:13-20).
     Прекращение войны позволит продолжить строительство Храма, в него вернётся слава («шехина») Божья (Иез.43:1-7), покинувшая прежнее здание (10:18, 19, 11:23). План нового святилища открыт Иезекиилю (главы 40-43), чтобы он возвестил потомкам о его устройстве (43:10), законе (ст.12), уставах (с.18). Измерить новый Дом Господень велено апостолу Иоанну (Отк.11:1, 2).
      Если народ завета устыдится грехов, святая гора превратится в "место престола Моего и место стопам ног Моих, где (Здесь) Я буду жить (поселюсь) среди сынов Израилевых во веки" (Иез.43:7), обещает Всевышний. Оттого город назовётся «Яхве шамма» - "Господь там", в Иерусалиме; Бейт Адонай  именуется "Домом молитвы для всех народов".
       В качестве священников да левитов служат как потомки Цадока, так христиане разных национальностей (Ис.66:19-21, 1Пет.2:9, 10, Отк. 5:10). Все они живут в столице мира, вблизи Храмовой горы, в своих уделах (Иез.45:1-5).

13. Освящение Бейт а-Микдаш

      Возведение третьего храма начнётся в условиях неопределённого времени суток, нельзя отличить день от ночи. Не угадать где утро, а где вечер по причине грубых дисперсных аэрозолей в атмосфере, ослабляющих свет днём (Отк.8:12), усиливающих его ночью [Л.13].
      Как  предсказывает Зехарйа,  "не будет в этот день ни дня, ни ночи; и когда обычно опускается тьма (настанет вечер), всё ещё будет свет" (Зах.14:7, пер. [Л.11]). При отсутствии часов, в условиях смешения частей суток, начнёт "вставать человек по крику петуха" (Еккл.12:4).
      Строительство окончится через 1 150 суток, тысячу сто пятьдесят вечеров плюс столько же утр [Л.7]. В течение которых  воинство небесное и место святыни Его (храмовая гора) поруганы, растоптаны, разорены (Дан.8:9-13).
      Вот почему видение простирается на "две тысячи триста вечеров и утр" (в оригинале, без союза "и"). Затем "святилище очистится" (ст.14) или «будет объявлено чистым» пер. [Л.11], "освящено заново" [Л.31], «будет справедливость» для него (Масора).
      Даниэйл, под очищением Дома Господня, подразумевает его освящение и помазание, в т.ч. святая святых (9:24, евр. "двир"). "Когда Моисей поставил скинию, и помазал её, и освятил её" (Числ.7:1, а). В дни иудейского царя Йехизкийау, священники 8 дней вычищали да кропили территорию храма, 8 дней - само здание (2Пар.29:16-18).
     По окончании строительства очищался первый (Соломонов) Бейт Элохим (3 Цар.8:63) в Праздник кущей (2Пар.5:3), он начинался 15 числа месяца тишри, продолжался 7 дней (по 21 тишри включительно).
    Указанный забытый со временем праздник восстановлен священником и книжником Ездрой после возвращении евреев из вавилонского плена с Зоровавелем (Неем.8:13-18), перед началом строительства  (второго) Бейт Адоной (Ездр.3:4-6).
       Второй иерусалимский Дом, подобно первому, равным образом делали ритуально чистым. "И совершили сыны Израилевы, священники, и левиты, и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостию" (6:16).
     Некоторые верующие, например [Л.19, стр. 1072] предполагают, возвращение Господа Иисуса Христа следует ожидать к празднику труб (Рош-Га Шана, "Глава года"), в начале еврейского года, 1-е тишри по гражданскому календарю. Но данное мнение лишено логики.
      В Праздник шофаров трублением в бараний рог надобно призвать Йисраэль к покаянию,  обновлению отношений с Богом.  В день "ежегодного небесного суда над всеми людьми" [Л.1, стр. 540] можно начать освящение Бейт а-Микдаш, потом ещё нужно сделать чистым народ.

14. Излияние Святого Духа

     Перед пришествием Адоная священники не только освятят Дом Его, но очистят плачущий народ (Иоил.2:12-16). Каждый исповедует  свои грехи, сделанные  против Благословенного, просит прощения за нечестие предков (Неем.9:1, 2).
      Десять суток «трепета и раскаяния», точнее с 3-го по 9-е тишри, от Рош-Га Шана до Йом-Кипура  («День покрытия» или очищения) пройдут в посте, молитвах, плаче, рыданиях; во вретищах, с пеплом на головах [Л.20, 21, 29]. Стадия раскаяния подготовит души к полному прощению, а не лишь покрытию грехов.
      Нави провидит. тот день поднимется большой плач в Иерусалиме"; проливают слёзы все семьи, в т.ч. царского и священнического родов (Зах.12:10-14). Плачут даже священники в храме между притвором да жертвенником (Иоил.2:17).
     В День искупления, на рус. язык обычно переводится "Судный день", 10-го тишри, выжившие в годы скорби придут на  освящённую территорию Храма для общего собрания национального покаяния (2:16). Для исповеди Ашамну, начинающейся словами. "Мы согрешили, мы действовали вероломно ...", для признания вины перед Богом (Ос.5:15).
      Раскаявшиеся обратятся  к Йеhoшуа ха Машиах бен Давид всем сердцем своим, всею душою, всеми силами своими, восклицая, "благословен Грядый во имя Господне!". Ибо пришла пора (Лк.13:35), т.к. очистились кровью Первосвященника Иисуса Христа (Евр.7:22-27), навсегда (10:14).
       В таком случае Он помилует ам Йисраэль, простит беззакония, согрешения, вину его (Иер.31:34, Иоил.2:18), разрешит  помазать двир, "… чтобы остановить преступления, наложить печать на грехи (положить конец грехам), очиститься от вины, внести вечную добродетель (праведность утвердить навеки), исполнить видения пророков и помазать Святое Святых"(Дан.9:24, пер. [Л.11]).
      Захария сообщает о том же эсхатологическом событии. "В тот день откроется (новый) источник (воды) дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" (Зах.13:1, "чтобы смыть грехи и очистить людей" [Л.11]).
      Иными словами, буквальный источник воды, текущей из-под Храма (14:8, Иоил.3:18), его пророк называет ручьём спасения (Ис.12:3, пер. [Л.11]), послужит для освящения народа завета. Господь освободит израильтян от невинной крови Своей (Мт.27:25), изгладит грех "в один день" (Зах.3:9).
      В сокрушённом духе, смиренной душе, чистом теле уповающего на Сына Божьего Иисуса Христа, должен пребывать Бог Дух Святой, посланный Богом Отцом (Ин.14:15-17). Каждый получит дар Руах ха Кодеш вслед за крещением в источнике живой воды (Деян.2:38); окончательно исполнится ветхозаветное пророчество.
      "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть …" (Иоил.2:28, «изолью Я Дух Свой на людей» [Л.11], "под "всякой плотью" понимались все иудеи" [Л.5]). Получив дар, начнут пророчествовать о Мессии сыновья и дочери тех, кто пронзил Его, предсказывает Зехарйа.
      
"А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления (миролюбия и смирения), и они воззрят (будут смотреть) на Него (точнее "на Меня"), Которого (они) пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об (смерти) единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о (смерти) первенце" (Зах.12:10).
      Исполнится обещание Яхве, "Я больше не стану скрывать от них Своё лицо, когда изолью Моего Духа на дом Израиля ..." (Иез.39:29,  пер. [Л.31]). Изольёт на весь народ (Ис.32:15), чему предшествуют дни скорби (ст. 10-12) и запустения (ст. 13, 14); наступит мессианское царство (ст. 15-20; гл. 35).

15. Хаг Адонай

     В истории государства Израиль строительство Храма, обновление завета с Богом означали национальное возрождение. Так произойдёт со строительством  третьего Дома молитвы.
     Его освящение, как и первого, окончится 15 тишри в семидневный Праздник кущей (евр. "Хаг ха Суккот", означает "шалаши"). Он "всегда знаменовал собой торжество, связанное с заключением завета или договора" [Л.16, стр. 524].
       Для воспоминания о 2-х тысячах лет странствий в пустыне без Иеhошуа ха Машиах, все народы станут приходить в Иерусалим на поклонение Богу именно в Праздник кущей, согласно библейского пророчества (Зах.14:16-18). Перводень радости и торжества для всех, оставшихся в живых (Мт.24:16-22).
    Следовательно, ютящимся в шалашах, пришествия драгоценного Гостя надобно ожидать в один из дней Суккот. Его второе название "Хаг Адонай" означает "праздник Господень"
      Очевидно по указанной причине ветхозаветные пророки именуют Мессию "Отрасль" (Ис.4:2, 11:1, Иер.23:5, 33:15; буквально "ветвь", "побег"). "Этим словом обозначались ... пальмовые ветви, из которых строили шалаши во время древнего еврейского праздника кущей (Лев.23:40-43)" [Л.3, стр. 231].
      Триумфальное возвращение придётся на 21 тишри, последний (седьмой) самый торжественный день - Гошана Раба, евр. "Великая осанна" или "великое спаси нас, мы молим". В тот час "произносилась особая молитва о будущем Израиля и последнем его искуплении" [Л.29, стр. 187].
     Окончив публичное провозглашение Благой вести, читаемой вслух на протяжении недели, священники расскажут о заповедях Иеhошуа ха Машиах, Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Объяснят значение прочитанного (Неем.8:8), окропят плачущих чистой водой, текущей из-под святилища; уразумевший услышанное, поделится едой с неимущим (8:10-12).
     Семь раз священники обойдут Бейт а-Микдаш, восклицая «Гошана!» (Спаси!); «молим Тебя, Господь: спаси нас!». И на каждый призыв собравшиеся ответят, "благословен Грядущий во имя Господне"

16. Суккот Гошана Раба

      Желаемый всеми народами явится в Гошана Раба, очевидно вечером. Как раз, вечером 7-го дня на территории храма ставили огромные светильники высотой по 23 метра [Л.2, стр. 985], светившие поющим и танцующим [Л.1, стр. 774].
      Яркий свет, видимый из всех районов Йерушалаима, символизировал шехину Йахвэ; всенародное торжество оканчивалось троекратным трублением в шофары [Л.26, стр. 59]. Для остатка физически и духовно сокрушённых израильтян наступит "конец этих чудных происшествий" (Дан.12:6,  «удивительных событий» [Л.11]). 
     От удивительных перипетий: затмения Луны, необычной Пасхи, возникновения радианта метеорного потока, наступления грозного Йом Адонай до пришествия Мессии пройдёт 3,5 года.  О чём Даниэйл услышал следующее.
     "… Это совершится в течение трёх с половиной
лет
(в Синод. пер. «время, времён и полувремени»). Силы святого народа будут сломлены (низложены, сокрушены), и тогда всё это, наконец, совершится" (Дан.12:7, пер. [Л.11]; "Когда не станет того, кто сломил силы святого народа", пер. [Л.31]).
       Таким образом в Суккот Гошана Раба закончатся:
         ·  последняя седьмина Даниила (Дан.9:27), в т.ч. вторая половина семилетия, Великая скорбь (Лк.21:26-28);   
        ·  господство зверя,  продолжавшееся в течение срока, двух и половины срока (Дан.7:25), т.е. "сорок два месяца" (Отк.13:5, 12:14);
          ·  период сокрушения силы святого народа (Дан.12:7);
        ·  власть язычников, попиравших улицы столицы 42 месяца (Отк.11:2); ибо те из них, кто уцелел, призовут имя Бога (Соф.3:9, Ис.60:14).
       Окончится также мерзость запустения, царившая в святом городе на святом месте 1 290 дней, как предсказано. "Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения (в Масоре «мерзости безмолвной») пройдёт тысяча двести девяносто дней" (Дан.12:11; 9:27).

17. Возвращение  Сына Божьего

      Когда Израиль, очистится от греха и освятится Дом Божий, "внезапно придёт в храм Свой Господь" (Мал.3:1, б). Посланник завета явится к скорбящему народу Своему, ищущему Его да говорящему.
     "Пойдём и возвратимся к Господу! Он причинил нам боль (уязвил, "поразил нас") - Он и исцелит. Он ранил нас (поразил, "поранил нас") - Он и перевяжет раны. Через два дня Он вернёт нас к жизни (оживит, "исцелит"). На третий день Он поднимет (восстановит) нас, и тогда мы будем жить вблизи (пред лицем) Его" (Ос.6:1, 2, пер. [Л.11]; в скобках, текст из Синод. пер., в кавычках - из [Л.31]).
       Его увидят в облаке, на востоке, со стороны Елеонской (Масличной) горы, разделенной землетрясением на две части (Зах.14:4). Ранее над ней, с востока от города, остановилась слава (шехина) Йахвэ Элохим, покидающая первый Бейт а-Микдаш (Иез.11:23), где она пребывала со времён царя Соломона (2Пар.5:13, 14).
       С горы Елеон вознёсся Христос (Деян.1:9-12), Он обязательно вернётся. "Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (ст. 11). Триумфальное пришествие обещал Сам Учитель. "Тогда (люди) увидят Сына Человеческого, грядущего на (в) облаках с силою многою и славою" (Мк.13:26).
       Аналогичное откровение получил Иоанн.
"Знайте: Он придёт в облаках, и все увидят Его" (Отк.1:7, пер. [Л.11]). В Новом Завете о возвращении Иисуса Христа, Иса Масих – ибн Аллах, говорится 318 раз в 260 главах [Л.23, стр. 661].
       Спаситель вернётся в Дом Свой через восточные ворота, т.н. «Золотые» или "Милосердия", в ограждающей стене. Почти 500 лет они стоят замурованными [Л.24], но будут восстановлены после великого землетрясения и открыты. Через древние врата войдёт в город объект апофеоза, по Писанию.
      "- Выше станьте врата! Поднимитесь, древние двери! Пусть (чтобы вошёл) Царь Славы войдёт! - Кто этот Царь Славы? Господь, могучий и сильный. Господь, могучий воитель (сильный в битвах)" (Пс.23:7, 8, пер. [Л.30]).
      Шехина означает "слава пребывания" [Л.3, стр. 1179], которая войдёт в Дом молитвы через 2 000 лет, как Сын Божий оставил его, исполнится пророчество. "И вот (я увидел), слава Бога Израилева шла (приближалась) от востока, и глас (голос) Его – как шум вод многих ("словно шум бушующего моря" [Л.30]), и земля осветилась (засверкала, озарилась) от славы Его …
       И слава Господа вошла в храм путём
ворот (через восточные ворота), обращённых (выходящих) лицом к востоку … и вот (я увидел), слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:2-5). Затем врата закроют навсегда (44:2).

       Йешайа, внутренним взором созерцая в далёком будущем руины Йерушалаима [Л.5, стр. 16], радостно восклицает. "Свет мой, Иерусалим, поднимись (Встань, восстань)! Твой свет (т.е. Бог) пришёл! И слава Господа будет над тобою сиять … Придут народы к свету твоему, придут цари к сиянию восходящему (к сиянию твоей зари)" (Ис.60:1-3, пер. [Л.11]).
       Отныне над столицей мира (Иер.3:17, Ис.2:2, 3) сияет шехина Божья, обозначающая Его видимое присутствие среди жителей земли. От яркого света устыдятся даже луна и солнце (24:23), они уже не понадобятся для освещения города (60:19).
      Царь величия прославит Йерушалаим (62:7). В то время евреи будут восклицать, "Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-Олам!", а паломники, пришедшие на встречу с Ним, радостно повторять, «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной!».

18. Заключение договора

       Гнев Божий, вызванный поведением ам Йисраэль, растянулся почти на 2 тысячи лет. Возмущение за сознательные нарушения закона по забывчивости,  за распятие Мессии (Деян.2:36) по незнанию, о чём через Своего пророка предупреждал  Яхве Элохим.
      "Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения (из-за недостатка знания): так как ты отверг ведение (знание это), то и Я отвергну тебя (вас) от священнодействия (священного служения)  предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то Я забуду детей твоих" (Ос.4:6).
    Наказание детей неверного забывчивого народа достигнет апогея  в  Йом Адонай, наступит время суда, очищения, заключения договора. "Как Я судился с отцами (предками) вашими в пустыне земли Египетской, так (Я) буду судиться с вами, говорит Господь Бог.
        И проведу вас под жезлом
(«Я объявлю вас виновными и накажу»[Л.11]) и введу вас в узы завета («договора о верности» [Л.30])" (Иез.20:36, 37; [Л.22]). О последнем соглашении мы читаем в книге Иеремии. "Господь сказал: «Приходит время, когда Я заключу новый завет с семьёй (домом) Израиля и с семьёй (домом) Иудеи.
        Это будет не такой завет
, какой Я заключил с их предками (праотцами) …  они нарушили этот (тот) завет, хотя Я был их Государем (оставался в союзе с ними)" (Иер.31:31, 32, пер. [Л.11]; в скобках, тексты из иных переводов).
     Нарушили вероломно, несмотря на то, что закон явственно был написан на неотёсаных камнях (Втор.27:8, Иис.Н.8:32). По утверждению ветхозаветных пророков, союз постоянно прерывался, "с правовой точки зрения его больше не существует" [Л.1, стр. 936].
     Оттого, "после тех дней", окончания цикла бедствий, направленных на исцеление непокорности мятежных детей, Бог напишет учение Своё на сердцах их (Иер.3:22, 31:33).  Исполнится обещание израильтянам.  "И Я заключу с ними этот договор, когда уничтожу (сниму с них) их грехи" (Рим.11:27, пер. [Л.30]).  
     В страну придут иноземцы, чтобы пасти стада евреям, возделывать землю, виноградники их. Иудеи будут пользоваться богатствами народов, называться "священниками Господа", обещает Благословляющий, "и завет вечный поставлю с ними" (Ис.61:5-8; 55:3).
       Заключение соглашения произойдёт очевидно в особенный самостоятельный праздник Шмини Ацерет, восьмые сутки от начала Суккот.  Йахвэ повелел в этот час созывать особое Священное собрание (Лев.23:36, Неем.8:18), в день покоя (Лев.23:39).
       На собрании, при большом стечении евреев, все трижды поклянутся,  «Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать» (И.Нав.24:24). По окончании каждой клятвы священники кропят собравшихся живой водой, осыпают солью. Отныне из года в год, в праздник Симхат Тора (в Израиле совпадает с Шмини Ацерет) начинается и оканчивается ежегодный цикл чтения Библии.
      Итак израильтяне, в лице подписавших договор вождей, левитов, священников (Неем. 9:38) вступят с Адонаем в Новый  союз, в котором давно находятся все окроплённые кровью Иисуса Христа. Сердцем, душой, умом принявшие Его жертву за грехи. 
      Конец безбожному веку наступит с возвращением Спасителя (Мт.24:3, 30), а утверждение завета ознаменует начало новой эры, эпохи Тысячелетнего царства Его на земле (Отк.11:15, 20:6). Теперь, провидит Зехарйа, "они (Уцелевшие) будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь – Бог (наш) мой!" (Зах.13:9; Ос.2:21-23).

19. Эпоха теократии

      Библейским пророкам открыта картина будущего, как Сын наделяется властью над ВСЕЙ землёй. "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий …
      И Ему дана власть, слава
(честь) и царство, чтобы все народы, племена и языки (люди, говорящие на всех наречиях) служили (покорились) Ему" (Дан.7:13, 14; Зах.14:9).
     "Он возвестит (объявит) мир народам, и владычество Его (будет властвовать) будет от моря до моря и от реки (Евфрат) до концов земли" (Зах.9:10; Лк.1:32, 33).
     "Тысячелетнее царство - божественная монархия под управлением Бога и Его Мессии"  [Л.2, стр. 1231]. Теократия, она наступит с окончанием  70-й седьмины Даниила (Дан.9:24, 27, Отк.11:15), загладит беззакония, прекратит преступления, обличит грехи, установит справедливость.
      Адонай обещает верному остатку славное будущее. "В грядущем Иаков пустит глубокие корни, Израиль прорастёт, растению подобно ("раскинет ветви" [Л.30]) и мир наполнится детьми их" (Ис.27:6, пер. [Л.11]; см. также Ис.32:1-5, 15-20, 35:1-10).
      Йисраэль перестанет бороться с Йахвэ, святой город (Эль Кудс) будет местом мира (Йерушалаим), Правителя назовут именем "Господь – праведность (в Масоре "справедливость") наша" (Иер.23:6, пер. [Л.11]).
     Боящиеся Бога, ненавидящие корысть, правдивые и способные евреи служат Ему: евангелистами (Ис.66:19), священниками, левитами (ст.21), учителями (30:20), судьями да советниками (1:26), подобно древним временам (Исх.18:21).
       Видения Царства на земле содержатся как в пророчествах Даниила, Захарии, Исаии, так почти у всех ветхозаветных пророков. Например, наступление теократии в последние дни предсказывает Михей (Мих.4:1-7).
      Иерусалимский Дом молитвы начнёт играть выдающуюся роль для страны и всего мира. В скинии евреи встречались с Господом, так будет во времена третьего Храма; возможность встретиться с Первосвященником появится у любого человека, послушного  Ему.

20. Главный иерей

     Священник, которого изберёт Всевышний (Зах.6:13), сможет говорить с Ним в святая святых подобно временам Моисея (Числ.7:89). Через него, служителя да свидетеля, Сын передаёт уцелевшим в дни Великой скорби волю Свою, как её получил Савл (Деян.26:13-16).
         На главном иерее лежит ответственность открывать глаза грешникам, "чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу" (ст.18, а).  Кто же нарушит священный завет соли, не послушается, тот умрёт (Втор.17:9-12). Многие племена начнут исполнять повеления Его, подражая Израилю.
      "Господу сказал ты ныне (сегодня), что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его (обещал жить, как Ему угодно) и хранить постановления Его (следовать Его учениям) и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его (исполнишь всё, что Он повелевает тебе)" (26:17; в скобках, текст из [Л.11]).
       В таком случае исполнятся обещанные благословения (28:1-14). Создатель всего сущего словом правит многими народами (Мих.4:2, 3, 7), живущими по заповедям Его, исполняющимия волю Его на земле, как на небе (Соф.3:9, Мт.6:10).
      После звука последней седьмой трубы Иоанн слышит "громкие голоса, говорившие: «Царство мирское стало теперь царством нашего Господа и Его Христа, и будет Он править во веки веков»" (Отк.11:15, пер. [Л.11]).
     В дальнейших откровениях, полученных тайновидцем, уточняется количество веков, десять (20:1-7). "Идея тысячелетнего правления подтверждается такими отрывками, как Деян.3:19-21 и 1Кор.15:23-36, где говорится о будущем возрождении страны и правлении Христа" [Л.3, стр. 1253].
        Наконец-то христиане  получат ответ на молитву длительностью в 2 тысячи лет. "Да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мт.6:10).
     К несчастью, по окончании тысячи лет обольщённые сатаной восстанут против нового мироустройства; армии мятежников окружат Иерусалим, но их уничтожит огонь с неба, от Бога (Отк.20:7-9).

21. Начало дождей благословения

      Ещё одно число, его надобно отнести к последнему семилетию, находится в книге Даниэйла. "Блажен (очень счастлив), кто ожидает и достигнет (завершения) тысячи трёх сот тридцати пяти дней" (Дан.12:12). 
      Из предыдущего стиха 11 следует, началом отсчёта указанного срока послужит мерзость запустения, она окончится через 1 290 суток с возвращением Машиаха. Какое же важное событие произойдёт ещё через 45 дней? от него счастлив любой, кто дождётся его.
     Стихийные бедствия Великой скорби уничтожат урожай, вслед за окончанием сорока суточных ливней наступит повсеместная длительная засуха [Л.25]. В течение 3,5 лет виноградная лоза, инжир, маслина, гранат не дают плодов (Иоил.1:12, Авв.3:17); лишь затем Адонай благословит их (Зах.8:11, 12).
      Возвращение Сына Божьего, заключение нового соглашения с израильтянами, договора мира, положат конец страшной засухе; так обещает Элохим.
      "И Я, Господь, буду их Богом … И заключу с ними завет
(договор) мира … и дождь буду ниспосылать (посылать) в своё время (в срок); это будут дожди благословения" (Иез.34:24-26).  Оттого Йоэйл, обращаясь к сохранившему жизнь остатку, призывает:
     "радуйтесь и веселитесь … , ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать (посылать) вам дождь, дождь ранний (идёт с середины октября по начало ноября) и поздний (идёт с конца марта по начало апреля), как прежде" (Иоил.2:23).
      Осенние благословенные атмосферные осадки начнутся через 45 суток по окончании праздника Суккот, в его последний день возносились горячие молитвы о ниспослании воды сверху [Л.20, 29].
      По окончании радостной торжественной церемонии, первосвященник выливал на жертвенник храма содержимое двух золотых чаш (фляг). Одна с  с вином, другая с водой из купальни Шилоах, Силоамского источника [Л.26, стр. 58].
       Счастлив, кто дождётся той поры (Иоил.2:24-26). Ибо "земля даст хороший урожай, а небеса дадут росу и дождь. Всё это Я дам в наследство (во владение) уцелевшим (остатку народа), обещает Господь" (Зах.8:12, пер. [Л.11]).

22. Точка  отсчёта  

     Можно ли перечисленные в предыдущих разделах этапы последней седьмины расположить на числовой оси? Да, если определить точку отсчёта, - средину семилетия, дату начала Дня Господня, когда возникнет предупреждающий знак, астрономическое чудо-знамение (Мт.24:30).
      Особой приметой окажется мощный радиант [Л.14], вызванный пересечением орбиты Земли метеорно-астероидным потоком от Гога [Л.9, 13]. Ведь точка отсчёта начала конца безбожного рода сего: год, месяц, день, час уже существовала, как минимум, во времена Иоанна (Отк.9:15).
       Он видел. "И явилось на небе великое (поразительное) знамение - жена (женщина), облечённая (одетая) в солнце; под ногами её (была) луна, а на главе её венец из двенадцати звёзд" (12:1; в скобках, пер. [Л.31]).
     Пребывая в духе (1:10, 4:2), пророк узрел Землю, облечённую в Солнце, под ней Луну, над ней 12 звёзд зодиакального созвездия Дева. Космические тела, в упомянутом тайновидцем сочетании, видны только 1 раз в году, в период с 12 марта по 18 апреля.
      В данный период колесница ночи, перемещаясь по орбите вокруг Земли, окажется под её "ногами" с 1 апреля по 5 апреля. Знамение карликовой планеты,- большого красного зверя-дракона с семью головами-горами (12:3, 17:3, 7-9), будет видно до 10 апреля, затем весь земной шар погрузится во тьму (16:10).
      Более простое и понятное разъяснение относительно точки отсчёта начала Дня Господа имеется в Библии, указание такого же астрономического характера как предыдущее (Отк.12:1). "Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде (перед тем) нежели (как) наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31).
    Эсхатологическое пророчество Иоиля  (ст.31) объясняется так. Перед наступлением Великой скорби произойдёт солнечное затмение, затем через 14 дней - лунное, она превратится "в кровь". Оба эклипса могут наблюдаться с территории Израиля, точнее Иерусалима, т.к. предсказание относится к Цийону (2:1, 15-18).
       Вместе с тем, затмение месяца должно совпасть с Пэсах, начаться вечером 14 нисана [Л.7]. В таком случае, во тьме  понадобится светильник-радиант для освещения столицы "в день жертвы (в Масоре «резни») Господней" (Соф.1:8-12), в Йом Адонай (1:14), час тьмы да мрака (ст.15).
     Относительно Эрец Йисраэль данные условия: весеннее солнечное  затемнение в полдень, с большой максимальной фазой, и последующее  весеннее помрачение луны,  совпадающее с Пэсах (в ХХI и ХХII веках), будут лишь в 2034 году.

23. Даты

      Что именно произойдёт весной 2034 года? Полное затмение Солнца 20 марта, длительностью 4 мин. 9 сек., шириной тени на земле 159 км. Его обстоятельства относительно г. Иерусалим: предельная фаза 0,782, начало  в 11 час. 40 мин. 34 сек. (смотрите Ам.8:9); максимальная стадия в 13 час. 3 мин. 53 сек., окончание в 14 час. 22 мин. 25 сек.
       Затем  3 апреля наступит частное затмение Луны  с наибольшей фазой 0,878; начало в 18 час. 51,8 мин.; максимальная стадия в 21 час. 6,8 мин., окончание  в 23 час. 21,7 мин.
       Пэсах начнётся 3 апреля вечером, с появлением на небе трёх звёзд (солнце зайдёт в 18 часов 3 минуты). Видим, праздник практически совпадёт с началом и окончанием лунного затмения.
      До 3 апреля 2034 года почти всё население покинет территорию Израиля, исполнив приказ ветхозаветного пророка. "Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким (ужасным) разорением" (Мих.2:10, "будет оно дотла разрушено! Это будет страшное разрушение!" пер. [Л.11]).
      В Йерушалаиме, квартале Меа Шаарим, останутся лишь ультраортодоксальные евреи для совершения пасхального Седера, чтобы не истребилась душа их (Числ.9:13). Харедим стоя едят пэсах бегства, горький морор наказания, мацу страданий; съедая  всё с поспешностью.
      Препоясавши длиннополые чёрные одежды, в обуви, с посохами и чёрными шляпами в руках; собравшись в дорогу, готовые "немедленно отправиться в путь" [Л.1], подобно дням Шемот (Исх.12:11).
       К такой решимости призывает нас Иисус Христос. "Всегда будьте в полной готовности: одежды ваши подпоясаны и светильники зажжены" (Лк.12:35, пер. [Л.30]).  Зажжённые светильники в условиях внешней тьмы понадобятся для совершения последней Пасхи рода сего, это ночь бдения Господу.
       По окончании Седера, с наступлением утра [Л.1], находящимся в Иудее следует незамедлительно эвакуироваться в горы (Лк.21:21). Ибо море вскоре заревёт и разбушуется (ст. 25), выплеснет "воду как реку" (Отк.12:15). Увы,  не будет ни праздника первых плодов бикурим, ни возношения первого снопа, не начнётся счёт омера.

24. Числовая ось последнего семилетия

        Авторы фундаментального справочника по новозаветной библеистике [Л.32] утверждают. "Выяснив день недели и день месяца, а также год смерти Иисуса, мы приходим к следующему выводу: все данные указывают, что Иисус умер в пятницу 14 нисана (3 апреля) 33 г. н.э." (стр. 722).
        Если День Господень тоже наступит 3 апреля, но 2034 года, т.е. двумя тысячелетиями позже, тогда события последних 7 лет (3,5 года скорби + 3,5 года великой скорби) расположатся в следующем хронологическом порядке (рис. 1).

Нажмите на рисунке для его увеличения

       Отсчёт времени конца начнётся в октябре 2030 года, когда обнаружится всадник на чёрном коне, держащий весы (Отк.6:5; во времена Иоанна солнце находилось в зодиакальном созвездии Весы в сентябре/октябре). 
     В октябре 2030 года астрономы подтвердят высокую вероятность столкновения с Землёй метеорно-астероидного потока из дальнего космоса. В то время начнут служение свидетели Божьи, они погибнут через 1 260 дней.
     Начиная с 20 марта 2034 года, в опустевшем Иерусалиме прекратятся богослужения ("ежедневная жертва"), мерзость запустения воцарится на святом месте. Но ещё  за две недели до мартовского солнечного затемнения горожане в панике массово покинут Сион.
     Пэсах, помрачение луны, День Господень начнутся одновременно, вечером 3 апреля 2034 года, в половине данииловой последней седьмины. На небосводе в не заходящем созвездии Цефей северного полушария возникнет радиант метеорного потока.
      Вначале слабо различимый вечером из-за низкого расположения испускающего лучи над горизонтом и малого значения его зенитного часового числа (ZHR). Потом, по мере того как радиант поднимется над горизонтом и резко увеличится его ZHR, ночью придёт день Господень (2Пет.3:10).
      Начнётся вторая половина седьмины (с 03.04.2034 г.), период 3,5 года или 42 месяца Великой скорби. Будут освобождены 4-е стихии, приготовленные точно для этого часа, дня, месяца и года (полдень 10 апреля 2034 года).
      Потому что через неделю от момента появления метеоров в атмосфере, в полдень 10 апреля разразится глобальное импактное землетрясение. Его вызовет падение очень крупного массивного космического объекта диаметром около 15 км, массой примерно 5 триллионов тонн. 
     В итоге изменятся: орбита Земли, скорости её вращения по орбите и вокруг (условной) оси, расположение магнитных и географических полюсой, линия экватора, положение климатических зон, прочее. На небосводе, Рыбы поплывут в созвездие Овна, Рак потеснит Льва, Скорпион набросится на Стрельца. 
      Общее время бомбардировки Земли астероидами  10 часов, атака начнётся на рассвете. В атмосферу будут выброшены колоссальные объёмы газов; постепенная конденсация паров воды обусловит многодневные  непрерывные ливни. Повсеместные дожди начнутся 11 апреля 2034 года, окончатся лишь в третьей декаде мая; в Израиле, по окончании 7-и недельной "жатвы", т.е. 23 мая.    
      Ежедневные богатые приношения в иерусалимский храм паломники понесут в праздник Суккот в 2037 году, через 1 290 суток от начала мерзости запустения. Осенние дожди благословения прольются через 1 335 суток.

25. Знаковые торжества

      Остаток жителей Йерушалаима, вернувшийся в разрушенный  город из мест эвакуации в июле 2034 года, скромно отметит начало нового месяца Ав.
      На другой день, 18 июля  горожане начнут разбирать руины и строить третий храм на месте разрушенного землетрясением мешхеда «Куббат-ас-Сахра». Строительство Бейт Адонай приведёт к войне с окружающими племенами длительностью более года, с осени 2034 г. по конец 2035 г. Всё же его постройка завершится через 1 150 суток от её начала.
       Освящение Дома молитвы начнётся 10 сентября 2037 года в Праздник труб; обряд продлится 16 дней. На  Рош-Га Шана в Иерусалим соберутся все уцелевшие евреи, многие паломники с ними. К указанному сроку окончится смешение дней да ночей, вызванное сильной запыленностью атмосферы.
       В  Йом-Киппур, «День очищения», 19 сентября  2037 года Господь простит грехи Израиля, очистит его от всякой неправды. В ту пору излиянием Святого Духа будет запечатлён каждый, призывающий Иеhoшуа ха Машиах бен Давид.
       На сверхторжество Суккот («Кущи»), в седьмой его день Гошана Раба, 30 сентября 2037 года возвратится Иисус Христос. Окончится последняя седьмина, начнётся Его тысячелетнее правление на земле.
      В Шмини Ацерет, на восьмой день от начала Суккот,  состоится большое торжественное собрание на Храмовой горе, там Спаситель заключит новый завет с покаявшимся остатком израильтян. Через 45 дней пойдут благословенные дожди, как прежде.
      Яхве Цеваот торжественно обещает, "пост четвёртого месяца ("в память о разбитии Моисеем скрижалей завета"и пост пятого ("в память о разрушении храма Навузарданом"), и пост седьмого ("в память об убийстве Годолии") и пост десятого ("в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором") соделаются для дома Иудина радостью и весёлым торжеством ..." (Зах.8:19; текст в скобках, [Л.1, стр. 442]).
       Воистину так. Отныне не нужно страдать от горьких старых воспоминаний, т.к. Господь заключил с домом Иуды новый завет вместо ими разбитого. В пятом месяце началось строительство третьего святилища, в седьмом - вернулся Иисус Христос и пост 10-го месяца принесёт радость, ибо столица уже  не будет осаждёна неприятелем, по крайней мере на протяжении 1 000 лет.
     "Итак, есть особые дни, в которые происходят великие чудеса и великие откровения Божьи, в эти дни, эти неизменные Божественные праздники (евр. "моэд" переводится, как "назначенное время") сохраняют своё значение с древнейших времён и до наших дней" [Л.27, стр. 96].
      Означает ли всё изложенное в данной статье, что конец деградировавшей цивилизации начнётся обязательно на Пасху, 3 апреля 2034 года? Кто знает ...  "Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века (навеки) …" (Втор.29:29). Ему слава, честь, признание да поклонение, любовь и благодарность во всех народах, во веки веков.

26. Послесловие

      Перипетии, описанные в статьях на сайте godday.kiev.ua , возможно, кому-то покажутся маловероятными,  трактовка библейских текстов неверной, привязка ко времени сомнительной.
     Скорее всего у Вас, уважаемый читатель, есть более правильная версия событий конца; пусть будет так. Автор данных публикаций не настаивает на абсолютной точности толкований, готов выслушать конструктивные замечания.
       Моя задача состояла в ином, показать достоверность всех эсхатологических пророчеств путём тщательного исследования Писания. Анализа предсказаний, сравнения параллельных стихов, учёта до научного уровня знаний и древних мифологических представлений о природе; обобщения сведений, приведенных в библейских стихах, их подтверждения  с помощью современных начных знаний.
     Надеюсь, теперь у Вас нет сомнений в реальности близкого конца лукавого, прелюбодейного, неверного рода сего? рода строптивого, воинственного, развращённого, губящего среду обитания. Наоборот, к нраву природы нужно приспосабливаться, а не насиловать её. Уничтожая землю, которую дал человеку Творец, чтобы он возделывал да хранил её, техногенная цивилизация обрекает себя на гибель.
       Если исчезли сомнения в реальности близящейся катастрофы, тогда обязательно возникнет вопрос «как спасти жизнь свою?». К несчастью, от грядущих катаклизмов не уцелеть ни в земле, ни в воде, ни в воздухе; спастись можно только …  в Иисусе Христе.
     Вот почему написано. "И будет: всякий (каждый), кто призовёт имя Господне, спасётся (будет спасён)" (Деян.2:21; Рим.10:8-14). "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12, "Ни в ком другом нет спасения" [Л.30]).
       Что же нам делать сейчас, сегодня? На подобный вопрос растерянных современников (2:37) дал ответ ученик Христа (ст.38); аналогичный совет апостол Пётр  предлагает нам."Так покайтесь же, и возвратитесь в лоно Господне (к Богу), чтобы вам простились грехи ваши" (3:19, пер. [Л.11]).
       Друг, Вам решать кому доверить свою жизнь на земле в преддверии мессианского Царства, с кем и где пребывать в Вечности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
2. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Кузнецова В.Н. Евангелие от Марка. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.-320 с.
5. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии. - Ашфорд, Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
6. Вуд Л. Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней. - СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
7. Статья № 10 «День Господень близок».
8. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское Общество, 2008.- 410 с.
9. Статья № 2. «Гог из земли Магог: конец мира сего».
10. Статья № 7 «Апокалипсис Иоанна Богослова».
11. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
12. Библия для нашей жизни. Новый Завет.- Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
13. Статья № 3. «День Господень».
14. Статья № 1. «Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа».
15. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
16. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2-х частях. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб: Мирт, 2003.- 984 с.
17. Статья № 5 «Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится».
18. Статья № 8 «Армагеддон».
19. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП «Силоам», 2004.- 1 156 с.
20. Еврейские праздники и обряды.- Симферополь: Реноме, 2001.- 304 с.
21. Статья № 12 «Тысячелетнее царство».
22. Статья № 6 «Казни египетские и Второе пришествие Христа».
23. Бойс Дж. М. Основы христианской веры.- Киев: Киевская Богословская семинария, 2001.- 704с.
24. Штереншис М. История города Иерусалима.- Герцлия: Исрадон, 2006.- 400 с.
25. Статья № 4 «Время великой скорби».
26. Дёнгес Э. Праздники Господние.- Иерусалим: Керен Ахва Мешихит, 2004.- 84 с.
27. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1088 с.
28. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
29. Фрухтенбаум А.Г. Праздники Израиля.- Иерусалим: Керен Ахва Машихит, 2007.- 280 с.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
31. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
32. Словарь "Иисус и Евангелия".- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2003.- 832 с.

 

День Господень