Оздоровление человека по системе учителя Иванова

"Ибо будет время, когда здравого учения принимать
 не будут, но по своим прихотям будут избирать себе
 учителей, которые льстили бы слуху;
 И от истины отвратят слух и обратятся к басням"
(2 Тим.4:3,4)
 
"Иванов учит не от Бога, а от себя личного здоровья, вот в чём суть Иванова"
[Л.2, т.1, с.527]
 

      В течение последних 25 лет в России, Украине, Казахстане и в некоторых других странах бывшего СССР не утихают ожесточённые споры о валеологии - новой науке о здоровье. Не вдаваясь в сущность этой науки, которая занимается первичной профилактикой заболеваний человека,  поразмышляем о различных системах оздоровления. Это такие известные системы или элементы, как: Иванова, Семёновой, Стрельниковой, Шелтона, Брэгга, индийские и китайские системы и т.д.
      По трём причинам остановимся только на одной системе оздоровления – системе Иванова. Во-первых, она самая известная в России и Украине, стремительно растёт число её сторонников, проходят многочисленные научно-практические конференции, философско-валеологические чтения, издаётся журнал "Истоки" и другая пропагандистская литература.
      Во-вторых, многие люди считают систему Иванова только лишь учением о здоровом образе жизни, закаливании и тренировке организма, относя его к народной медицине.
      В-третьих, система оздоровления Иванова единственная (!), за исключением некоторых элементов йоги, вошла в программу школьного курса "Валеология". Поэтому внимательно присмотримся к этой системе, по которой должны набираться здоровья наши школьники и оздоравливаются взрослые.

1. ОСНОВАТЕЛЬ


      Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 года в шахтёрской многодетной семье, проживавшей в деревне Ореховка вблизи Луганска. В его биографии, подробно описанной в литературе [Л.1-5, 9], привлекает одно событие, оно произошло 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре. В этот день Паршек, так называли  Иванова П.К. односельчане, "прозрел".
      Вот как он сам писал об этом: "со мною встрелась мысль такая, которой ещё не было никогда в Природе,- её осоздала Природа через мой волос. У меня Природою родилось сознание" [Л.3, с.18]. Тридцатипятилетний Иванов, имея всего лишь 4-х классное образование церковно-приходской школы, понял, причины болезней, несчастья, бед находятся в самом человеке. По его словам, это явилось началом нового и небывалого потока сознания на Земле.
      С этого момента Порфирий Иванов начинает проводить на себе эксперименты по закаливанию организма. В результате многолетних тренировок он достиг поразительных результатов. Например (по его словам), в одних трусах выдерживать мороз до 46 градусов; без обуви, одежды, пищи, воды, находясь в степи, выдерживать сильные морозы в течение нескольких суток; обходиться до 2-х месяцев без воды и более 3-х месяцев – без пищи; находиться под водой непрерывно до 3-х часов и т.д. [Л.1, 3, 5].
      Целью жизни Иванова стал поиск пути возвращения утраченного человечеством бессмертия тела. "Я буду признан всеми людьми мира. А когда заговорят об этом люди всего мира, то тогда станет на арену для всех нас бессмертие" [Л.1, с.198].
      Однако неблагодарные люди не оценили его порыва и более 12 лет Порфирий Корнеевич провёл в психиатрических больницах. Врач-психиатр Введенский Н.Н. поставил Иванову диагноз: шизофрения, паранойное развитие личности и выдал справку об инвалидности I группы [Л.3, с.26].
      О себе самом Иванов писал в основополагающем произведении "Победа моя", в частности, так. "По делу Я есть самородок, А источник Мой - это закалка-тренировка. Я тружусь один на благо всего человечества ... Нам надо учиться Учению Иванова, Чтобы не попадать в тюрьму И не ложиться в больницу" [Л.4, с.68].

2. УЧЕНИЕ

      Результаты закалок-тренировок, самолечения, лечения больных, мысли о конфликте человека и природы, письма Брежневу Л.И. и Ушакову Г.К., стихи, советы, биографические описания и прочее Паршек записывал в тетради (около 300 шт.). На основании литературной обработки этих трудов, написанных неграмотно, трудным для восприятия бессвязным языком, последователи Иванова (ивановцы) создали учение о природном оздоровлении – "Система Учителя Иванова".
      Основой учения являются 12 советов Порфирия Корнеевича, так называемая "Детка". Она возникла в апреле 1982 года, как ответ на многочисленные письма людей, прочитавших журнал "Огонёк" со статьёй об Иванове [Л.9]. В этом же году "Детка" была направлена письмом в ЦК КПСС Брежневу Л.И. Вот её содержание [Л.1, с.104,105]:

  1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чём можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.
  2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и пожелай всем людям здоровья.
  3. Не употребляй алкоголя и не кури.
  4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12-и часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
  5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравиться.
  6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твоё здоровье.
  7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.
  8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретёшь в нём друга и поможешь делу мира!
  9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
  10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
  11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – делай!
  12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

3. ЗАПОВЕДИ

      Следовал ли Брежнев этим советам, чтобы укрепить здоровье, неизвестно. Однако, благодаря выполнению советов "Детки" (ивановцы называют их заповедями), судя по отзывам, немало людей избавилось от тяжёлых физических заболеваний, хронической простуды, вредных привычек.
      Людей, измученных болезнями, бесплатными больницами, но платными услугами, дорогими, но малоэффективными лекарствами привлекают к системе природного оздоровления Иванова обещания крепкого здоровья и исцеления от всех болезней любого, кто ей последует.
      Так это или нет, пусть дадут заключение специалисты-медики. Наше внимание к "Детке" должен привлечь тот факт, что она не ограничивается гигиеническими советами, а претендует на учение. В этом учении природное оздоровление является только частью, стержнем, на него нанизываются заповеди морально-этического характера. В целом, советы моральны (2, 3, 8-12), этичны (6,7), однако не оригинальны (подражательны), а также не лишены мистицизма (2, 5-7, 10).
      Например. "Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем ... ". В том, что это прекрасный совет согласится христианин любой конфессии. Ведь он знает, заповедь "люби ближнего твоего, как самого себя" дана Богом около 3 500 лет назад (Лев.19:18, 25:35, Втор.15:7-11, Ис.58:7).
      Такое отношение к людям заповедал почти 2 000 лет назад Иисус Христос. "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мт.5:42). А Иоанн наставлял: "у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же" (Лк.3:11).
      Также хорош следующий  совет. "Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – делай!". Но лучше сказано в Первоисточнике - "до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Фил.3:16). "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только" (Иак.1:22). Таких последовательных в поступках верных Ему людей Господь называет блаженными (Лк.11:28), т.е. в высшей степени счастливыми.
      Есть среди морально-этических советов Порфирия Корнеевича явно не выполнимые не только для его последователей (например, №.9). Невозможно победить в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие и, особенно, гордость. Их нельзя победить ни своими силами, ни даже с помощью учителя Иванова (наиболее распространённое местоимение в трудах Паршека – "Я"). Ведь это последствия грехопадения, грех же преодолевается не человеком, а посредством искупительной жертвы Иисуса Христа (Ин.1:29, 1Ин.1:7-9, 2:2), нашим пребыванием в Нём (Ин.15:5, Гал.5:16-26).
      Опять же, победа над болезнями, недомоганием, смертью не в мистическом освобождении своей головы от мыслей (совет №10 "Детки"). Увы! в реальности они не исчезают, если не думать о них. Победа над смертью и болезнями в Христе Иисусе (1Кор.15:55-57, Иак.5:14,15) "и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин.5:4,5).

4. ПОРФИРИЙ ИВАНОВ – БОГ?

      Несмотря на то полезное, что есть в советах Иванова, в целом, его учение совершенно неприемлемо для христиан по нескольким причинам.
      Во-первых, Порфирий Корнеевич называл себя Учителем (писал с большой буквы), так к нему обращались и его последователи. Мы же помним заповедь Иисуса Христа. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос" (Мт.23:8).
      Возможно, Иванов назвался "Учителем", так как отождествлял себя с Иисусом Христом? [Л.2, т.1, с.17, 306; т.2, с.96]. Либо потому что считал себя эволюционным продолжателем дела, которое не сделал Христос? [Л.3, с.38].
      Во-вторых, при жизни и, особенно, после смерти Паршека (он умер 10 апреля 1983 года после тяжёлой мучительной болезни), произошло его обожествление. Так, сподвижница Иванова Валентина Сухаревская называет его Богом [Л.3, с.275]:
         "СЛАВА, СЛАВА, СЛАВА ТЕБЕ, ДОРОГОЙ НАШ УЧИТЕЛЬ, СЛАВА !!!
         ТЫ ЕСТЬ НАЧАЛО, ТЫ ЕСТЬ КОНЕЦ, ТЫ ГОСПОДИН ВСЕЛЕННОЙ.
          И САМ ОТЕЦ, ТВОРЕЦ И ГОСПОДЬ БОГ".    
  Медикам, школьным учителям, педагогам-валеологам, бездумно пропагандирующим природное оздоровление по "Детке" Иванова следовало бы полнее ознакомиться с его учением. В том числе, с утверждением Валентины Леонтьевны: "Сейчас такое время на земле, когда только обливание холодной водой без обращения к Учителю как к Богу уже действовать не будет" [Л.3, с.160].
      Такое мнение – от лукавого (Быт.3:5). Странно и нелепо считать Богом, Господином Вселенной, Альфой и Омегой человека (творение), к тому же умершего. Тем не менее, ивановцы открыто обожествляют своего учителя [Л.1-6].
      Повод же дал сам Порфирий Корнеевич, который о себе скромно писал. "Победитель Природы, Учитель народа, Бог земли" [Л.1, с.223]. Дальше, больше. "Природа захотела, чтобы наш дорогой Учитель Своё имя на имя "Король" переменил", "Господь Бог всех царей, над всеми ими Управитель, Царь из царей" [Л.2, т.2, с.163, 209]. И ещё: "Я – Отец, Творец и Господь Бог. Я начало и конец" [Л.3, с.41].
      Однако Библия утверждает, истинный вечный Бог Отец ОДИН, из Него произошло всё (Втор.6:4, 1Кор.8:4-6). А Иисус Христос наставляет нас. "И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Мт.23:9). Ну, никак Паршек не подходит под эти определения.
      Иванов не может быть также воплощённым Богом Духом Святым, как сам утверждает [Л.3, с.41]. Святой Дух уже почти 2 000 лет пребывает на земле, Он вселяется в каждого, принимающего жертву Иисуса Христа за грех (Ин.14:16-18, 26, Деян.2:1-4, 1Кор.3:16).
      Порфирий Иванов не может быть даже посредником между Богом и людьми, ибо один у нас посредник, наставник, Учитель – Христос (1Тим.2:5, Мт.23:8-10).
      Поэтому претензии Иванова быть Богом единым - "Паршек есть в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой" [Л.2, т.2, с.260], либо Его воплощением на земле, совершенно безосновательны и вызваны манией величия. Истинный Господин вселенной говорит нам. "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня" (Ис.45:5; Втор.32:39).
      В-третьих, ивановцы считают, их учитель чудесным образом исцеляет людей от болезней и спасает от смерти. Да и сам Порфирий многократно советовал. "Обращайся ко мне, проси крепко: Учитель, мой дорогой, дай мне моё здоровье!" и утверждал: "Я Бог земли, пришедший на землю для спасения жизни человековой" [Л.3, с.139, 191, 34].
      Однако все поколения людей, в том числе умершие пациенты Иванова, смогли убедиться в правдивости утверждения Божьего. "Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю" (Втор.32:39; Лк.5:17). Исцеляет не Иванов, Петров или Сидоров, а Господь, Который сотворил человека как образ Свой.

5. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

      Исследование природного оздоровления человека по системе Иванова приводит к выводу - в очередной раз люди создали культ. Преклонение, почитание, обожествление "Учителя" позволяет причислить движение ивановцев к религиозной организации, а именно к тоталитарной секте деструктивного и оккультного характера [Л.7, 8]. Не смотря на утверждение последователей Иванова о надрелигиозности их движения.
      Это культ не ложно-христианского направления, здесь Христу вообще нет места, так как Его место занял Иванов, а неоязыческого (точнее, пантеистического).
      Иванов и его последователи отождествляют природу и Бога. "Бог это Природа, а в ней самое главное это человек" [Л.2, т.1, с.533]. О воздухе, воде, земле Порфирий Корнеевич, в частности, пишет так [Л.4, с. 71,72].

      "Самое главное – воздух ... он же живой", "Воздух – это неумираемый азот, вечно он так живёт с нами ... азот, кислород – живые движущие бациллы, имеющие тепло";
      "Вода есть сила", "Вода с живых веществ", "Она на месте так жизнью движет, к себе током тянет как живых клещуков – весь животный мир на ней";
      "Земля. Планета земная она хранится кем-то и для чего-то. Она живая вечно", "Земля током окружила, держать на ногах она стала Земля – живой ток".

      Природа объявляется воплощением Святого Духа, живой ипостасью Бога. "Моя закалка-тренировка – это эволюция Святого Духа, который находится в воздухе, в воде и в земле. Природа в Духе Святом естественным образом находится" [Л.3, с. 124].
      При этом человек обретает спасение путём слияния с Природой через учение Порфирия Корнеевича. "Природа родила Иванова для людей спасать в жизни". "Если заболеет человек чем-нибудь в жизни – ничем не спасёшься, кроме как лишь его учением. Кто его не признает, тот спасения нигде не получит". "Когда Паршека просят как Бога, то тут же Природа этого человека одаряет" [Л.3, с. 23,36,139].

6. ЛОЖНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА

      Итак, если Бог есть природа, в которой главное это человек, а Паршек есть человек, являющийся частью природы, следовательно, он Бог. Но Бог не может умереть, следовательно, Порфирий, имеющий такое необычное тело, исцеляющий людей, слившийся с Природой, обходящийся почти без пищи, одежды, жилья - бессмертен. Его задача на земле, как Бога, спасти людей, указав им путь к бессмертию.
      Примерно так рассуждая, Иванов, потрясённый сделанным открытием, в одной из тетрадей записал. "Люди за моё сделанное всё дадут мне имя Бог. Люди за его дело возглавят и скажут: "Ты есть всего мира спаситель, ты не дал распространяться дальше нашей смерти, тебе за это слава! Твоё тело не будет умирать за это, его как таковое живым энергично светом окружит. Он заслужил быть в людях Богом"" [Л.3, с. 39].
      Увы! это пророчество Иванова,мечты сердца его, не сбылось. Совершенно неожиданно для учителя и учеников Порфирий Корнеевич умер. Его тело никакой живительный энергичный свет не окружил, оно захоронено в земле, истлело и превратилось в прах, в точности по слову Господа "ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт.3:19; Еккл.3:20).
      Смерть распространяется дальше, по-прежнему, а Иванов "не заслужил быть в людях Богом". Спасителем же мира является распятый за грехи наши Христос (Ин.4:42), воскресший из мёртвых, "плоть Его не видела тления" (Деян.2:31).
      Не сбылись и все другие пророчества Иванова: о начале 3-й мировой войны в 1983 году, нападении Китая на Индию, заступничестве СССР, разрушении Киева и Москвы; гибели Калифорнии в 1987 году; о всемирном признании здоровья Иванова в 1989 году и наступлении эпохи бессмертия [Л.2, т.2, с. 224-323].
      Эти и многие другие пророчества: ивановцы не будут ложиться в больницу [Л.4, с.69], люди будут обходиться без пищи, одежды, жилья и перестанут умирать [Л.1, с. 186,212, Л.3, с.27,38,41,122], на Чувилкином бугре родится мальчик, он заменит своим телом Иванова [Л.3, с. 44] и так далее – оказались ложными. И это не удивительно.
      Через истинного божьего пророка Господь предупреждает нас "не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних" (Иер.23:16).

7. ИЗМЕНИТЬ ПОТОК СОЗНАНИЯ

      Читатель, до сих пор терпеливо пробиравшийся со мной по закоулкам учения Иванова (ведь прямой "улицы" в нём нет), теперь может подумать "эти ереси, басни, лжепророчества нас, христиан, не касаются; и вообще, надо ли писать об учении психически больного человека?".
      Дорогой брат или сестра, не буду разубеждать вас многословными рассуждениями, приведу только один пример.
      Последователям Иванова пишет христианка: "Я верующая, хожу в церковь, начала заниматься по "Детке". К кому мне теперь обращаться: к Богу или к Учителю?" (заметим, вполне резонный вопрос). В ответ ей ивановцы приводят слова Порфирия Корнеевича, обращённые ко всем верующим: "Проси того, кому веришь, но если веришь моему учению, проси меня как Учителя в этом деле" [Л.1,3].
      Благородно? Как будто благородно: веришь Христу, обращайся к Нему; веришь Иванову, обращайся к "Учителю". Не напоминает ли это мировоззрение последователей неоязыческого международного движения "New Age" ("Новая эра") - какому богу хочешь, тому верь, того исповедуй?
      Ведь главная цель апологетов движения "New Age" изменить поток сознания людей, со старого христианского на новый эволюционный, светско-гуманистический. К этому же призывал Порфирий Иванов. "Мы должны изменить поток, который мы сейчас имеем в этом деле, на другой: старый поток – на новый", и ещё: "Христос может быть Он делал то, что требуется, ещё не сделал. Я доделаю эволюционно: всё будет. Я вышел как никто, я сделал эволюцию" [Л.3, с.37, 38].
      А вот как происходит изменение потока сознания людей на практике. Пишет жительница г. Киева, хронические болезни привели её к системе Иванова. "Вначале я выходила на землю и просила: "Господи, дай мне моё здоровье". Ведь в тетради Учителя я прочитала, что надо просить у того, кому веришь (выделено мною). Но делаю-то я то, что просил Учитель. Выполняя его советы (выделено мною), я поняла, кто он такой и стала просить его (Иванов к этому времени умер!!): "Учитель, мой дорогой, дай мне моё здоровье!" [Л.1, с.164]. Нужны ли комментарии?
      Вот почему так важны сегодня заповеди Господа нашего Иисуса Христа "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас", "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк.13:5,37).
      И предупреждение апостола Павла. "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим.4:3, 4).

ЛИТЕРАТУРА

1. Учитель Иванов. Жизнь и учение. М., 1996.
2. История Паршека. В 2-х томах. Самара: РИП «Кредо», 1994.
3. Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей. М.: «Российское право», 1992.
4. Надо жить научиться. Сборник трудов Учителя и об Учителе. М.: «Колос», 1993.- 160 с.
5. Попов В. Людина загадка чи пророк? «Урядовий кур’єр», № 84, 5 травня 1998 р.
6. Иванов Ю.Г. Рукописи Учителя Иванова как канал явственности Духа Природы. «Истоки: народный журнал о системе природного оздоровления Учителя Иванова», № 1, 2002.
7. Александр Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: «Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского», 2002.- 816 с.
8. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, «МО МП РПЦ», 1997.- 459 с.
9. Власов С. Эксперимент длиной в полвека. «Огонёк», № 8, 1982.

День Господень