Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт. 24:14-31)

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной,
  
во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Мт.24:14)
 
 
1. Вступление

     Матфей, в евр. транскрипции "Маттафия" или "Матитьягу" (означает "дар Яхве"), сын Алфея, один из 12 апостолов, автор Евангелия от Матфея [Л.1-3].
     До своего избрания он носил имя Левий [Л.2-4], служил мытарем в Капернауме Галилейском, собирая пошлины с товаров, перевозимых вдоль побережья Средиземного моря [Л.1].
      Иисус Христос избрал Левия Своим учеником, призвав от сбора пошлин к апостольскому служению. После вознесения Христа, Матфей проповедывал Евангелие евреям в Палестине, а также азиатских странах. По преданию он умер мученической смертью в Иераполе во Фригии или Персии [Л.3].
     Время написания книги. В точности неизвестно, очевидно между 37 г. и 100 г. от Р.Х. Большинство учёных уверено в ранней дате написания, т.е. до разрушения Иерусалима в 70-м году. Называются: 42-й год [Л.3], 50-й [Л.4, 5], конец 50-х - начало 60-х [Л.2], 50-65 г.г. [Л.6], 60-е годы [Л.1], около 64 г. [Л.7], между 60 и 65 г.г. [Л.8].
      Композиция ст. 24:14-31
. 1. Вступление, указывающее на признак конца (24:14).
           2. Изложение главной темы - гибель цивилизации, возвращение Христа:
               а) великая скорбь (24:15-22);
               б) появление лжехристов и лжепророков (24:23-26);
               в) пришествие Господа (24:27-30).
           3. Заключение, содержащее обещание Господа собрать избранных (24:31).
     Главная тема. Конец лукавого рода человеческого и пришествие Сына Божьего Иисуса Христа.
     Цель написания. Передать Церкви пророчество Учителя о Его грядущем возвращении, а также предшествующей сему Великой скорби.
    Содержание. Сообщив главный признак наступления конца (24:14), Иисус советует жителям Иудеи бежать в горы (ст.16-19) при виде мерзости запустения (ст.15). Также молиться о благоприятных условиях для побега (ст.20), ибо вскоре наступит великая скорбь (ст.21), от которой мало кто спасётся (ст.22).
     В последние дни появятся лжехристы и лжепророки, утверждающие,- Христос уже пришёл (24:23-26). Нельзя верить им, так как астрономическое знамение пришествия Сына Человеческого будет видно всему миру (ст.27-30). После возвращения Господа ангелы соберут избранных со всей земли для теократического правления (ст.31).
     Проблемы толкования. "Некоторые из Его высказываний столь сложны для понимания, что невозможно определить к чему они относятся" [Л.9]. Например, к какому периоду следует отнести данное пророчество. Что подразумевается под мерзостью запустения (24:15), великой скорбью (ст.21), знамением на небе (ст.30). Предсказание Христа (24:14-31) исполнилось полностью, частично или ещё не сбылось.
 
2. Признак наступления конца мира сего (24:14, 15)

     За несколько дней до Его смерти ученики спросили Иисуса Христа о признаке кончины века и Его возвращения (24:1-3). Перечислив ряд предстоящих исторических событий (ст.4-13), которые не имеют прямого отношения к периоду Великой скорби, Господь дал такой ответ.

    "(Но прежде) Радостная весть о Царстве будет возвещена по всему миру (по всей земле) как свидетельство (чтобы услышали) для всех народов, и только тогда наступит конец" (24:14, пер. [Л.6]; в скобках, текст из [Л.10]).

    Здесь "Иисус сказал, что прежде чем Он вернётся, Радостная весть о Царстве и спасении должна быть проповедана по всему миру" [Л.8]. Верно, чтобы ВСЕ народы услышали известие о приближающемся Тысячелетнем царстве Господа Иисуса Христа на земле.
     Особенно интенсивно "Евангелие Царства" (ст.14, а) начнёи возвещаться по всему миру в первой половине последнего семилетия. После чего "придёт конец" (ст.14, б) лукавому, прелюбодейному, неверному роду сему. Современная цивилизация со всеми мерзостями её будет разрушена (Отк.16:18-21; [Л.11]), сгорит от огненного дождя и утонет в воде, согласно предсказаний Господа (Лк.17:26-30).
    "Слово "конец" означает финал, мучительные родовые схватки. Так Христос характеризует время великой скорби, описанное в последующих стихах" [Л.4]. Для жителей Иерусалима  Иисус сообщает дополнительный, но ещё более загадочный признак конца рода сего.

   "- Итак, когда вы увидите на святом месте "мерзость запустения", о которой говорил пророк Даниил (пусть читающий догадается, что это означает)" (24:15, пер. [Л.8]).

    Увы, все догадки современных богословов вращаются, как правило, вокруг фигуры гипотетического антихриста [Л.4, 8, 12, 13 и др.]. "Не исключено, что подразумевается и явление антихриста" [Л.31, стр. 1199]. "Речь идёт о прекращении богослужений в восстановленом иерусалимском храме (Дан.12:11) и об учреждении там поклонения антихристу" [Л.5; Л.4, 12].
    Однако ветхозаветный пророк ничего не говорил ни о восстановлении храма, ни поклонении в нём человеку. Также эсхатологическое пророчество Даниила о мерзости запустения (9:27, 12:11) не имеет прямого отношения к сирийскому царю Антиоху IV Епифану [Л.14], как ошибочно предполагается в работах [Л.3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 29, 31].
    Даниэйл провидел реальную "мерзость запустения" ("мерзость, происходящая от запустения" [Л.7]) покинутых жителями городов, в том числе Йерушалаима. Запустение наступит в середине последней 70-й седьмины (Дан.9:27), накануне Великой скорби [Л.14].
    
3. Бегство жителей (24:16-18)

     Что же делать живущим в последнее дни, когда они увидят приближение конца? Иисус даёт такой совет.

     "Тогда находящиеся в Иудее да бегут ("следует бежать" [Л.8]) в горы" (24:16).

    "Главная тема данной части пророчества нашего Господа - взятие Иерусалима римлянами" [Л.16]. Подобного мнения придерживаются некоторые другие комментаторы [Л.3, 15, 17, 18]. Напротив, авторы работ [Л.5, 7, 11-13, 19] считают, пророчество ещё не исполнилось, речь идёт о преследовании иудеев антихристом в последнее время.
   Существует третья, наиболее распространённая гипотеза, объединяющая две предыдущих. "Падение Иерусалима под натиском римских легионов могло служить прототипом грядущей многолетней скорби" [Л.1, стр. 1179; Л.3, 5, 7, 29].  "Само же пророчество Иисуса частично исполнилось в 70 г., когда храм был разрушен римлянами, а в полноте оно свершится в конце времён" [Л.6; Л.8, 9, 16, 20].
    Нет. Предсказание Мт.24:14-31 относится только к концу времени (ст.14), к возвращению Господа (ст.30). В отличие от Евангелия от Луки, где сначала предсказывается разрушение Йерушалаима римлянами (Лк.21:20-24), а затем, после окончания времени язычников (ст.24),- время Великой скорби и пришествие Христа (ст.25-28).
     Но почему жителям Иудеи следует бежать именно в горы? в них всё равно не спрятаться от длинной руки диктатора-антихриста.
     Всем иудеям нужно стремиться в горы, потому что Средиземное "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25; "народы будуть трепетать в отчаянии от рёва моря и бушующих волн" [Л.10]).

      На побережье Израиля с ужасающим рёвом обрушатся гиганские морские волны - мегацунами ([Л.11], рис. 1). Укрыться от них можно только бегством в горы, как советует Иисус (Мт.24:16).
   Но даже там "народы будут трепетать" (Лк. 21:25, пер. [Л.10]) от инфразвуковых волн, вызывающих явление резонанса и вибрацию (трепет) органов тела [Л.21].
    Огромной высоты разрушительные цунами, глубоко проникающие вглубь континентов, возникнут внезапно. При выходе невысокой в море гравитационной волны на мелководный шельф. Оттого Христос предупреждает людей, вовремя не успевших скрыться в горах.

    "И кто (окажется) на кровле (крыше), тот да не сходит (пусть не спускается) взять что-нибудь (за вещами) из дома своего;
     И кто на (в) поле, тот да не обращается назад (не возвращается) взять одежды свои (за своим плащом)" (24:17, 18; в скобках, текст из [Л.6]).

    "События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатление стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе ... образы конца света внушают ужас, который ещё больше усиливается благодаря размаху связанных с ними явлений ..." [Л.30, стр. 869].
     Только страх Господень может сделать человека бесстрашным перед лицом стихийных массовых бедствий, "и зло ("беда" [Л.10]) не постигнет его" (Пр.19:23, в).
    
4. Горе беременным
(24:19, 20)

     Из всех, кто пострадает при наступлении "конца света" , Иисус особо выделяет, почему-то, категорию молодых женщин - беременных или кормящих грудью.

     "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!" (24:19; "Но ужаснее всего в те дни будет беременным женщинам и кормящим матерям" [Л.8]).

    Странно, "ужаснее всего в те дни" не пожилым людям, инвалидам или детям, но молодым женщинам в особом положении, в частности кормящим грудью. Неужели т.н. антихрист сильнее всего станет преследовать именно их?
    "Беременные женщины и кормящие матери окажутся в одинаково неудобном положении - им будет трудно быстро убежать" [Л.19], "им трудно быстро передвигаться" [Л.13; Л.17, 20], "поэтому будут подвергаться большему риску быть схваченными и убитыми" [Л.12].
     Но старикам, инвалидам, детям ещё труднее "быстро передвигаться", однако написано "Горе беременным и грудью кормящим!" (ст.19, пер. [Л.22]). Почему?
     Дело в том, что при колебаниях воды (цунами), воздуха (бури, ураганы), земли (землетрясения), ударах молний возникают упругие волны низкой частоты (инфразвук). Совпадение их частоты с частотой колебаний внутренних органов человека приводит к резонансу, т.е. резкому увеличению амплитуды колебаний [Л.21].
     Резонанс вызовет, в частности, резкие судорожные сокращения всех мышц, в том числе мышц живота и грудей. Поэтому у беременных могут произойти преждевременные мучительные роды, а кормящие грудью изойдут молоком, страдая от сильных грудных болей. Оттого "горе" в первую очередь им (ст.19).
     В любых трудных обстоятельствах  дети Божьи должны взывать к Нему в молитве, как советует наш Учитель.

    "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою ("не пришлось убегать зимой" [Л.22]), или в субботу" (24:20).

     Бежать на возвышенные места из городов и сельской местности, особенно с пожитками, сложнее всего зимой (в Палестине это сезон дождей). Для евреев передвижение на большие растояния  в субботу ограничивает Тора (закон).
    Но благодаря молитвам, а также милости Благословенного время бегства придётся на начало весны (24:32-34), оно произойдёт не в один день [Л.23]. Потому что "Пути субботнего дня",- точнее, "субботнего пути", т.е. от 0,9 км до 1,11 км [Л.13],- "будет недостаточно, чтобы выбраться из опасного района" [Л.19].
     
5. Великая скорбь (24:21)

     Иисус Христос, кратко описывая события конца лукавого рода сего (24:15-20, Лк. 17:26-30, 21:25-28), подводит итог.

    "Ибо тогда (в то время) будет великая скорбь (бедствия великие), какой не было (никогда не случалось) от начала мира доныне (до сегодняшнего дня), и не будет (никогда больше не произойдёт)" (Мт.24:21; в скобках, текст из [Л.22]).

    В современных переводах ст.21, "великая скорбь" это "беды" [Л.6, 8] или "бедствия великие" [Л.22]. "В Библии упоминается период великой скорби, который постигнет землю и будет превышать по степени тяжести все страдания, которые человечество испытало до сих пор" [Л.1, стр. 1418]. Но что конкретно имел в виду Господь под грядущими "бедствиями великими"?
    Следует учесть, бедствия наступят перед Его возвращением. Вопреки утверждениям авторов [Л.3, 15, 17, 20, 24] о сбывшейся Великой скорби при разрушении Йерушалаима римлянами в 70-м году от Р.Х. Нет. Обращение направлено живущим в последнее время, для них "будет великая скорбь, какой не было (никогда не случалось)" (24:21).
    "Это пророчество не могло исполнится никакими прежними гонениями, поскольку ясно сказано, что этот период закончится вторым пришествием Христа" [Л.19]. "Никакое время или событие в Истории Израиля не сравнится с тем истреблением евреев, о котором здесь говорит Иисус" [Л.12], "страдания Израиля есть прелюдия перед Концом этого века" [Л.13].
    Приведенные суждения верны, но содержат досадную неточность,- страдания коснутся только Израиля. Однако написано "тогда восплачутся все племена земные" (24:30, "все народы земли" [Л.6, 8, 10]). Трепет, отчаяние, уныние и недоумение охватят "народы" (Лк.21:25), а не только ам Йисраэль.

       Такое физическое состояние потерпевших не имеет никакого отношения к истреблению людей гипотетическим антихристом. Ибо из Мт.24:16-19 видно, выражение "великая скорбь" (ст.21) относится к стихийным бедствиям.
    Каким именно? тем, что перечислены в Лк.17:26-30: "дождь огненный и серный" (рис.2) как во дни Лота, а также "потоп" подобный временам Ноя [Л.25].
     "Данное Иисусом описание грядущих катаклизмов имеет большое сходство с описанным в Отк.16 гневом Божьим, излитым на всю землю ..." [Л.4].
     Последствия излияния гнева Всемогущего "на всю землю" в дни Великой скорби (Мт.24:21) и всемирной жатвы (13:38-42), когда серповидное орудие суда пожнёт всю землю (Отк.14:14-20), изложены в работах [Л.11, 21].

6. Продолжительность Великой скорби
(24:22)

     Слушателей речи Христа о последнем времени, конечно же интересовала продолжительность великой скорби. Учитель не дал прямого ответа, но поведал следующее.

    "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ("не спаслось бы ничто живое" [Л.10]); но ради избранных сократятся те дни" (24:22).

     Буквальный перевод середины ст.22 "то не уцелело бы ни одно живое существо" [Л.6], "значит: никто из живущих людей и даже животных" [Л.20]. Как это должно произойти согласно пророчества нави Софонии.
    "Всё истреблю с лица земли,- говорит Господь: Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских ..." (Соф.1:2, 3).
     Конечно, истребятся не все жители земли, что видно из дальнейших стихов (2:9, 11, 3:9-13). Тем не менее, по разным причинам массово погибнут организмы из царств животных, растений, водорослей, микромира, человеческого сообщества (Мт.13:38-42, Лк.17:26-30, Отк.8:7-11, Ис.24:1-6).
     Господь обязательно уменьшит количество дней великих бедствий, иначе "не спаслась бы никакая плоть" (Мт.24:22).
   "Иисус, по всей вероятности, имеет в виду 1290 дней по Даниилу; это время будет сокращено ..." [Л.17]. "Вероятно, это значит, что Бог чудесным образом сократит продолжительность светового дня, когда происходит больше всего сражений и убийств" [Л.19; Л.12].
     Нет. Так считать нет ни малейших библейских оснований. Всего Великая скорбь охватит 3,5 года, но стихийные бедствия займут только несколько месяцев, а их активная фаза сократится до 7 суток [Л.23].
     Но почему всё живое на земле будет спасено от полного уничтожения? Ответ "ради избранных сократятся те дни" (ст.22). Кто же это? "Те, кого Бог предназначил ко спасению во Христе ..." [Л.16], "которые приняли Иисуса" [Л.19].
    Напротив, это евреи, верующие из Израиля и других народов [Л.18], "в Израиле остаётся верный остаток" [Л.13; Л.8], "народ Израиля, который в Ветхом Завете часто называется Божьим избранным народом" [Л.12].
     Однако такое мнение алогично. Оно противоречит новозаветному пониманию слова "избранные", под которым однозначно подразумеваются христиане (Ин.15:16, 19; 1Пет.1:1, 2:9; 1Кор.1:26-30 и т.д.). Ради их физического спасения "будут сокращены те дни" (Мт.24:22, пер. [Л.10]).

7. Лжехристы и лжепророки (24:23-26)

     Во время Великой скорби, по окончании стихийных бедствий появится много людей, изрекающих ложные пророчества или называющих себя возвратившимся Христом. Как нужно реагировать уцелевшим на эти содомские виноградные лозы?

     "Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос" (Смотрите! Мессия здесь!), или (Он) "там",- не верьте;
    Ибо восстанут лжехристы (появится много лжемессий) и лжепророки и дадут (покажут) великие (удивительные) знамения и (сотворят великие) чудеса, чтобы прельстить (обмануть), если возможно (если удастся), и избранных" (24:23, 24; в скобках, текст из [Л.8]).

   "Надежда на избавителя (спасителя, освободителя) или избавителей естественна во время тяжёлых бедствий. Бедствие - это большое несчастье с тяжёлым, часто гибельным последствием. В трудные времена могут появляться люди, выдающие себя за тех, кем они не являются" [Л.3].
    Действиями таких лжемессий и лжепророков управляет стремление к власти; в той местности, где каждый из них находится. Но чтобы подчинить своей воле уцелевших, необходимо их обмануть. В том числе "избранных" (христиан), с нетерпением ожидающих возвращения Господа.
     Наглые обманщики станут использовать разные методы манипуляций. Даже "покажут удивительные знамения и сотворят великие чудеса" (ст.24, б; пер. [Л.8]). Поэтому Иисус предупреждает.

     "Вот, Я наперёд сказал вам (Я предупредил вас заранее). Итак, если скажут вам: "вот (Смотрите!), Он в пустыне",- не выходите (не ходите туда); "вот (Смотрите), Он в потаённых комнатах,"- не верьте" (24:25, 26; в скобках, текст из [Л.22]).

       Сын Божий Иисус Христос появился и пребывал в нашем мире в облике и теле человеческом (рис.3). Оттого многие христиане считают, Спаситель вернётся на землю в подобном виде во плоти.
      На такое ожидание рассчитывают помощники лжемессий да лжепророков, распространяя слухи о месте Его пребывания.
     Однако Иисус предупреждает (ст.25), Он не появится в пустыне, не станет скрываться во внутренних комнатах дома (ст.26), но грядет с небес "с силою и славою великою" (ст.30).
     "В теле Господь не будет присутствовать в то время на земле. Но внезапно Он возвратится на неё. Его второе пришествие будет видимым и величественным"
[Л.5].

8. Характеристики пришествия
(24:27, 28)

     Если не следует ожидать возвращения Господа в человеческом облике ни из пустыни, ни из комнат, тогда в каком виде Он вернётся? Иисус отвечает нам.

    "Ибо ("подобно тому"), как молния (сверкая) исходит ("вспыхивает") от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (24:27; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.22]).

   "Иисус Христос Своё пришествие сравнивает с блеском молнии, особенно в ночное время, когда кажется, что весь небосвод освещается ею" [Л.3]. Верно, но почему? Ответ "пришествие будет быстрым и внезапным" (там же). Так считают другие комментаторы [Л.5, 12, 13, 16, 19, 20, 24, 31].
     Однако в ст.27 речь не о внезапности или быстроте, и говорится даже не о молнии, так как написано "как молния". Христос сравнивает Своё возвращение с вспышкой света, эффектом, который она производит.  Сверканием, освещающим всё небо от востока до запада, что "обозначает всю протяжённость земли" [Л.2, стр. 169].
    "Так видна вспышка молнии (согласно некоторым толкованиям: "сияние солнца"), в один миг озаряющая всю землю" [Л.13, стр. 467]. Именно "сияние солнца" или блеск (вспышка) молнии, а не её быстрота или внезапность. Это хорошо видно из параллельного стиха.
     "Потому что как блеск молнии освещает небо от края и до края, так будет и Сын Человеческий в День, когда Он придёт" (Лк.17:24, пер. [Л.6, Л.8]).
     Подобный сильный световой эффект "как блеск молнии" или "сияние солнца" производит массовое появление метеорных тел из радианта метеорного потока [Л.26]. Благодаря многочисленным вспышкам сгорающих метеоров, мощный радиант, словно молния или солнце, "освещает небо от края и до края" (17:24), снабжает ярким светом ВСЮ планету.
     
Иисус также сообщает ещё об одной важной характеристике Своего возвращения.

    "Ибо, где будет труп, там соберутся орлы" (Мт.24:28; "туда соберутся стрервятники" [Л.6, 8, 10]).

    Несмотря на ясность и простоту стиха, который очевидно является аллюзией на Втор.28:26 или на Иер.7:33, существуют самые невероятные толкования образов трупа и птиц-стервятников.
     Например, "где проповедывается Христос, туда к Нему собираются души" [Л.24], "орлы могут означать ангелов, которые собирают праведников" [Л.31, стр. 1201]. "Труп символизирует отступивших от веры иудаизм, христианство и все мировые системы ..." [Л.19].
    "К концу великой скорби мир до краёв наполнит чашу греха, духовно разложившись и превратившись в жалкий безжизненный труп"
[Л.12; Л.3, 5].  Речь идёт о неизбежности и очевидности Второго пришествия [Л.2, стр. 570]. Орлы могут относиться "к римской армии, штандарты которой украшались серебряными орлами" [Л.13] и т.д.
    Нет. Содержание ст.28 следует воспринимать не аллегорически, а буквально. В дни Великой скорби погибнет множество людей [Л.21]. К их трупам "соберутся стервятники" (Отк.6:8, 19:21) да звери земные и "некому будет отгонять их" (Иер.7:33, б).
     Некому ни оплакать, ни похоронить мёртвые тела, разбросанные "на поверхности земли" (16:4). Весь мир лежит во зле, поэтому выпадет ему по жребию орёл.

9. Изменения в солнце, луне, звёздах
(24:29)

     Возвращению Спасителя на землю будут предварять редкие астрономические явления, необычные своей совокупностью.

   "И вдруг (тот час), после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего (не будет сиять), и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (сотрясутся)" (24:29; в скобках, текст из [Л.10]).

     Некоторые христиане воспринимают ст.29 аллегорически. Например, "в Библии помрачение солнца и других небесных светил символизирует Божий суд" [Л.30, стр. 1122].
     Однако автор [Л.28] не согласен "с тем, что описание падения звёзд с неба и помрачения солнца и луны - это всего лишь символический язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как буквальные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа ..." (стр. 1246).
     Если речь о буквальных знамениях, то какие дни скорби имеются в виду? "Скорбь тех дней, когда был разрушен Иерусалим, когда был сравнён с землёй великолепный храм ..." [Л.3], "говорится об осаде Иерусалима. Здесь мы видим его кульминацию" [Л.15].
     Но при разрушении города и храма римлянами в 70-м году от Р.Х. не было ни изменений в свете солнца, ни в свете луны, также звёзды не падали из-за потрясения неба. Поэтому события ст.29 толкователи относят, как правило, ко Второму пришествию [Л.5, 7, 12, 13, 16-19, 24, 28, 31].
     "Второе пришествие (паруссия) произойдёт внезапно, и его будут сопровождать катаклизмы космического масштаба ..." [Л.31, стр. 1200]. "Иисус говорит о космической катастрофе: померкнут солнце и луна, будут падать звёзды, и силы небесные поколеблются" [Л.29, стр. 225]. "Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа ..." [Л.2, стр. 675].
     Действительно, "после скорби дней тех" (ст.29), т.е. дней первой половины последней седьмины Даниила [Л.23], времени скорби в ожидании "всемирной" "космической катастрофы", произойдёт следующее.
     Во-первых, "солнце померкнет" по причине затмения. Во-вторых, через 14 дней наступит затмение Луны, "луна не даст света своего (не будет сиять)""Омрачение луны (и солнца) - знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.1, стр. 753].
     В третьих, "звёзды спадут с неба" из-за неботрясения, как незрелые смоквы падают со смоковницы от порывов сильного ветра. На ночном небосводе появятся следы (треки) вспыхнувших метеорных тел, по-научному "радиант". Это означает наступление Великой скорби, т.е. начало второй половины последней седьмины.    
     Со временем, метеоры дополнятся падением всё более крупных космических тел, ибо "силы небесные поколеблются (сотрясутся, [Л.10], "порушаться" [Л.18])". Как утверждает Пётр "разрушатся и сгорят небесные тела" (2Пет.3:10, пер. [Л.10]).
     Что же конкретно подразумевал апостол под "небесными телами", которые разрушатся да сгорят? а Иисус - под "силами небесными", пришедшими в движение?
     Сущность таких библейских терминов становится понятной из откровения, полученного Иоанном (Отк.8:7-9:2). Упадут "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8), "большая звезда, горящая подобно светильнику (точнее, факелу)" (ст.10), "звезда" (9:1).
     Таким образом в Мт.24:29 говорится о 3-х астрономических апокалиптических знаках, следующих одно за другим. О них же речь в параллельном стихе Лк.21:25 "будут знамения в солнце (солнечное затмение) и луне (лунное затмение) и звёздах (радиант)".
    Время этих астрономических явлений, совпадающих с катаклизмами космического масштаба, Иисус называет "великая скорбь" (Мт.24:21). Апостол Пётр именует "день Господень" (2Пет.3:10), как Йешайа (Ис.13:5-13), Йоэйл (Иоил.2:1-11, 31), Цефанйа (Соф.1:2-18) и другие ветхозаветные пророки.

10. Знамение на небе
(24:30, а)

     Христос указал признак, когда придёт конец лукавому роду сему (24:14). Затем Он описал события Великой скорби, предшествующие Его возвращению (ст.15-29). Одним из них послужит появление таинственного астрономического знака на небосводе.

    "Тогда явится знамение ("появится знак" [Л.10]) Сына Человеческого на небе ..." (24:30).

    Знак или знамение - "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение, которое постигается посредством наблюдения за видимой, внешней стороной" [Л.1, стр. 500].
     "Не совсем понятно, о каком именно знамении идёт речь. Ясно лишь то, что оно будет очевидным для всех" [Л.31, стр. 1200]. "Каким оно будет - "знамение Сына Человеческого" неизвестно" [Л.5].
     Предлагаемые разными авторами варианты: ярко горящий огромный крест на небе, лик Христа, необыкновенная звезда, зависший над землёй небесный Иерусалим, знамя, Божья слава (шехина) в чёрной дыре, авангард ангелов с трубами и огненным мечом, необычайно яркий свет [Л.26].
     Большинство толкователей считают знаком (24:30) Самого Христа. "Но знамением из знамений будет Сам Сын Человеческий, Который появится на небе" [Л.12; Л.4, 7, 16, 18, 19, 24].
     Однако предзнаменование, т.е. астрономический знак пришествия  в начале Великой скорби ещё не само пришествие (паруссия), по окончании скорби [Л.23]. Написано, возникнет знамение, восплачутся люди, а только затем явится Господь (24:30).
     Какое же физическое астрономическое явление имел в виду Иисус? Называя его "знамение (знак) на небе", оно появится "ночью" (2Пет.3:10). Несомненно это мощный радиант метеорного потока (рис.4).

      Небольшая область небесной сферы ("точка"), из которой как бы исходят все видимые или продолженные назад светящиеся следы космических тел, вторгнувшихся в атмосферу Земли. Ведь в ст.30 словом "явится" (знамение) переведено греческое слово, производное от глагола "светить".
     Радиант появится во время лунного затмения, когда "луна не даст света своего (не будет сиять)" (24:29, б). Он возникнет из-за того, что "звёзды (т.е. метеоры) спадут ("упадут" [Л.6]) с неба" (ст.29, в).
     Более того, метеорные вспышки дадут не только мелкие космические частицы [Л.26]. Но также падающие  крупные тела, как предсказано Господом "небесные тела поколеблются" (ст.29, г; пер. [Л.8]).
    При виде устрашающего апокалиптического сияния ночного небосвода всех жителей земли охватит неописуемый ужас. Исполнится пророчество Иисуса Христа.
    "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха ("и ужаса") и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ("надвигающимися на землю"), ибо силы небесные поколеблются (сотрясутся)" (Лк.21:26; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.22]).

11. Очерёдность событий пришествия
(24:30)

    При поверхностном чтении стихов 15-29 может сложиться впечатление об одновременности протекания указанных событий. Однако ст.30 заставляет пересмотреть такое мнение.

    "Тогда явится знамение (появится знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные (зарыдают в отчаянии все народы земли) и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (24:30; в скобках, текст из [Л.10]).

    Здесь Иисус Христос говорит не столько о содержании событий, как в предыдущих стихах 6-29, сколько об их очерёдности во времени. Так: 1) на небе появится знамение (астрономический знак) от Бога; 2) тогда зарыдают в отчаянии ВСЕ народы земли; 3) затем жители планеты увидят Господа в силе и славе.
     Такая последовательность ещё более чётко прослеживается в 3-х стихах Евангелия от Луки (Лк.21:25-27; в скобках, текст из [Л.10]).
        1) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст.25), что означает наступление Великой скорби (Мт.24:29);
        2) "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха и ожидания бедствий" (Лк.21:26) во время великой скорби (Мт.24:21, 22);
        3) "И тогда увидят Сына Человеческого" (Лк.21:27), по окончании 42 месяцев, т.е. 3,5 лет Великой скорби (Отк.13:5).
     В каком облике "все племена земные" увидят Господа? Одни христиане считают, в человеческом как при Первом пришествии; другие,- в особом прославленном теле. Третьи, полагают, возвращение будет духовным или в виде шехины на облаках и т.д.
      К сожалению, в Новом Завете отсутствуют сведения, на основании которых можно уверенно выбрать правильную версию. Знаем только:
         а) Иисус вернётся "таким же образом" (Деян.1:11, пер. [Л.10]), каким вознёсся на небеса;
         б) "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, Ин.4:24), "Бог есть свет" (1Ин.1:5, Ис.60:20);
         в) Савл и бывшие с ним видели "с неба свет, превосходящий солнечное сияние" (Деян.26:13-15).
     Ветхозаветный пророк Исаия так описывает эсхатологическое видение (Ис.1:1) пришествия Бога на землю.
    "Восстань (поднимись!), светись, Иерусалим, ибо пришёл свет (То есть Бог) твой, и слава Господня (будет над тобою сиять) взошла над тобою ...
    над тобою воссияет Господь, и слава (Один из обликов, в которых Бог являлся людям, подобный ярко сияющему свету) Его явится (взойдёт) над тобою" (60:1, 2; в скобках, текст и примечание из [Л.22]).
     Славу Господа, сияющую над Йерушалаимом, нави Йешайа называет "Великий Свет" (9:2, пер. [Л.22]). Свет увидит "Народ, обитающий во тьме" (ст.2, пер. [Л.10], живущий во мраке из-за многомесячных круглосуточных непрерывных пеплопадов.
      Итак, наш век завершится великой скорбью (Мт.24:3, 21), а новая эра, эпоха царства Божьего на земле, начнётся с момента пришествия Господа Иисуса Христа (ст.30).

12. Собирание избранных (24:31)

     После затмения солнца, а также затмения луны, совпадающего с падением "звёзд" (Мт.24:29), появится апокалиптическое знамение на небе (радиант), восплачутся все народы на земле, вернётся Сын Человеческий (ст.30).

    "И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут (под громкий трубный зов), избранных Его от четырёх ветров (сторон света), от края небес до края их" (24:31; в скобках, текст из [Л.6]).

     "Когда Он сойдёт, Он пошлёт ангелов Своих по всей земле, чтобы собрать Свой избранный народ, верующий Израиль, в страну Палестину" [Л.19], "это эсхатологическое собирание Израиля" [Л.13]. Но такое утверждение не точно.
     Несомненно, уцелевший остаток жителей из всех народов ангелы Господа соберут от четырёх сторон света  для Его царства на земле (Лк.21:27-33, Отк.11:15). Многие из них  действительно соберутся в Палестине, Иерусалиме, восстановленном храме [Л.27].
    Однако в ст.31 избранными Его Господь называет не народ Яхве (Израиль), а "народ Христов" [Л.16], т.е. христиан [Л.3, 5, 24]. Причём не только "тех, кто станут верующими в последнюю седьмину Даниила" [Л.5], а ВСЕХ избранных во Христе Иисусе, Господе нашем (Еф.1:4, 1Пет.2:9).
    "Он вознаградит их за страдания и терпение, с которым они ждали Его пришествия" [Л.1, стр. 545]. Именно "ради избранных сократятся те дни" великой скорби (Мт.24:21, 22). Чтобы оставленные на земле христиане вошли в Тысячелетнее царство Христа (ст.31), несли свет новому миру (5:14-16).
      "Церковь пройдёт через период скорби, предсказанный Иисусом" [Л.28, стр.1282]. Поэтому Господь так утешает тех, кто переживёт Великую скорбь.
    "Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь ("распрямите спины" [Л.10]) и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк.21:28).
     Эсхатологические высказывания Иисуса Христа часто начинаются с земного, а заканчиваются небесным. В данном случае, что же будет с избранными, не оставшимся на земле (Мт.24:40, 41), а взятыми от неё? Побеждённых зверем (Отк.13:7), убитых, так как не поклонились образу его (ст.15).
      Избавленных от тела смерти также соберут ангелы Господа "с четырёх сторон света" (ст.31, пер. [Л.6]), но для небесного Царства. "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мт.13:43, а).
     Души великого множества христиан из всех народов, племён и наречий, "которые пришли от великой скорби" к престолу Бога, провидел Иоанн (Отк.7:9, 13-17, 20:4).

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Шатров П.К. Комментарии к Евангелию от Матфея.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 608 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
9. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
12. Джон Ф.Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
13. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ, 2002.- 568 с.
14. Статья "22. Комментарии к Книге пророка Данииила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)".
15. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
16. Райл Дж.К. Размышления над Евангелием от Матфея.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.- 352 с.
17. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
18. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Евангелій. Том другий.- Київ: Дорога Правди, 1993. - 618с.
19. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
20. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
23. Статья №13 "Числа".
24. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 1. Евангелие от Матфея.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2002.- 526 с.
25. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
26. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
27. Статья №11 "Спасение".
28. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453.
29. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
30. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005,- 1423 с.
31. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень