Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт. 24:14-31)

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей
вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда
придёт конец" (Мт.24:14)
 
"Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те,
которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все
племена земные. Ей аминь" (Отк.1:7)

  1. Вступление

      Матфей, в евр. транскрипции "Маттафия" или "Матитьягу" (означает "дар Яхве"), сын Алфея, апостол, автор одного из Евангелий [Л.1-3]. До избрания носил имя Левий [Л.2-4], служил мытарем в Капернауме Галилейском, собирая пошлины с товаров, перевозимых вдоль побережья Средиземного моря [Л.1].
      Учитель выбрал Левия учеником, призвав от сбора пошлин к апостольскому служению. Спустя некоторое время от вознесения Христа, Матфей проповедывал Евангелие евреям в Палестине, затем азиатских странах. По преданию, умер мученической смертью в Иераполе во Фригии или Персии [Л.3].
       Время написания книги. В точности неизвестно, очевидно между 37 г. и 100 г. от Р.Х. Большинство учёных уверено в ранней дате написания, до разрушения Иерусалима в 70-м году. Называются: 42-й год [Л.3], 50-й [Л.4, 5], конец 50-х - начало 60-х [Л.2], 50-65 г.г. [Л.6], 60-е годы [Л.1], около 64 г. [Л.7], между 60 и 65 г.г. [Л.8].
        Композиция ст. 24:14-31
. 1. Вступление, указывающее на признак конца (24:14).
            2. Изложение главной темы - гибель безбожной цивилизации, возвращение Иисуса Христа:
                  а) великая скорбь (24:15-22);
                  б) лжехристы и лжепророки (24:23-26);
                  в) явление Господа (24:27-30).
            3. Заключение, содержащее Его обещание собрать верных (24:31).
       Главная тема. Конец морально деградировавшего рода человеческого, пришествие Сына Божьего.
       Цель написания. Передать Церкви пророчество Наставника о грядущем возвращении и предшествующем периоде бедствий.
       Содержание. Объявив главный признак наступления конца (24:14), Иисус советует жителям Иудеи бежать в горы (ст.16-19) при виде мерзости запустения (ст.15), молиться о благоприятных условиях для побега (ст.20). Ибо вскоре наступит Великая скорбь (ст.21), от неё мало кто спасётся (ст.22).
      В последние дни объявятся лжехристы и лжепророки, утверждающие, Христос уже пришёл (24:23-26). Нельзя верить им, т.к. астрономическое знамение пришествия будет видно всему миру (ст.27-30). По возвращении Господа ангелы соберут избранных со всей земли для теократического правления (ст.31).
       Проблемы толкования. "Некоторые из Его высказываний столь сложны для понимания, что невозможно определить к чему они относятся" [Л.9]. Скажем, к какому периоду надобно приписать высказывание о конце мира; что подразумевается под мерзостью запустения (24:15), великой скорбью (ст.21), знамением на небе (ст.30). Апокалиптические ст. 24:14-31 исполнились полностью, частично или ещё не сбылись.
 
2. Признак  наступления  конца (24:14, 15)

     За несколько дней до смерти Учителя, ученики спросили Его о признаке кончины века (1-13). Перечислив ряд близких и отдалённых предстоящих исторических событий (ст.4-13), они не имеют прямого отношения к периоду Великой скорби, Господь дал ответ.

     "(Но прежде) Радостная весть о Царстве будет возвещена по всему миру (по всей земле) как свидетельство (чтобы услышали) для всех народов, и только тогда наступит конец" (24:14, пер. [Л.6]; в скобках, текст из [Л.10]).

      Здесь "Иисус сказал, что прежде чем Он вернётся, Радостная весть о Царстве и спасении должна быть проповедана по всему миру" [Л.8]. Верно, чтобы ВСЕ услышали известие о приближающемся тысячелетнем правлении Сына Божьего.
      Особенно интенсивно "Евангелие Царства" (ст.14, а) начнёт возвещаться в первые годы последнего семилетия. Затем "придёт конец" (ст.14, б) лукавому, прелюбодейному, неверному роду сему. Современное безумное сообщество, со всеми мерзостями его, разрушится (Отк.16:18-21; [Л.11]), сгорит от огненного дождя да утонет в воде, согласно предсказаний Господа (Лк.17:26-30).
       Тоже самое утверждает апостол Павел, "мир, в его нынешнем виде, прекращает своё существование" (1Кор.7:31, б; пер. [Л.6], "идёт к своему концу", пер. [Л.33]). "Слово "конец" означает финал, мучительные родовые схватки. Так Христос характеризует время великой скорби, описанное в последующих стихах" [Л.4].
       Для жителей Иерусалима  Он сообщает дополнительный, но ещё более загадочный признак конца.

    "- Итак, когда вы увидите на святом месте "мерзость запустения", о которой говорил пророк Даниил (пусть читающий догадается, что это означает)" (24:15, пер. [Л.8]).

       Даниэйл открыл истину, Адонай "даёт мудрость мудрым и разумение разумным" (Дан.2:21, в). Увы, догадки современных разумных богословов вращаются, как правило, лишь вокруг фигуры гипотетического антихриста [Л.4, 8, 12, 13, 32 и др.].
      "Речь идёт о прекращении богослужений в восстановленном иерусалимском храме (Дан.12:11) и об учреждении там поклонения антихристу" [Л.5; Л.4, 12], "подразумевается и явление антихриста" [Л.31, стр. 1199]. "Что такое "мерзость запустения"? Это образ "зверя", установленный в храме Иерусалима" [Л.34, стр. 671].
       Однако мудрый ветхозаветный пророк ничего не говорил ни о восстановлении Храма, ни поклонении в нём "образу зверя". Сверх того, эсхатологическое пророчество о мерзости запустения (Дан.9:27, 12:11) не имеет прямого отношения к сирийскому царю Антиоху IV Епифану [Л.14], как ошибочно предполагается в работах [Л.3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 29, 31].
      Нави провидел эсхатологическую "мерзость запустения" ("мерзость, происходящая от запустения", пер. [Л.7]) покинутых жителями городов, в т.ч. Йерушалаима. Заброшенность наступит в середине последней 70-й седьмины (9:27), накануне Великой скорби [Л.14].
    
3. Бегство жителей (24:16-18)

      Увидев приближение конца, что делать живущим в последнее дни? Наставник даёт соплеменникам мудрый совет.

      "Тогда находящиеся в Иудее да бегут ("следует бежать" [Л.8]) в горы" (24:16).

   "Главная тема данной части пророчества нашего Господа - взятие Иерусалима римлянами" [Л.16]. Подобного мнения придерживаются некоторые другие комментаторы [Л.3, 15, 17, 18]. Напротив, авторы работ [Л.5, 7, 11-13, 19, 32] полагают, предсказание ещё не исполнилось, речь о преследовании иудеев антихристом.
      Третья, наиболее распространённая версия, объединяет две предыдущие. "Падение Иерусалима под натиском римских легионов могло служить прототипом грядущей многолетней скорби" [Л.1, стр. 1179; Л.3, 5, 7, 29].  "Само же пророчество Иисуса частично исполнилось в 70 г., когда храм был разрушен римлянами, а в полноте оно свершится в конце времён" [Л.6; Л.8, 9, 16, 20].
      Нет. Стихи 24:14-31 относится исключительно к концу рода сего (ст.14), возвращению Сына Человеческого (ст.30). В отличие от Евангелия Луки, где сначала предсказывается разрушение Йерушалаима римлянами в 70-м году от Р.Х. (Лк.21:20-24), затем, по окончании эпохи язычников (ст.24), дни Великой скорби, пришествие Господа (ст.25-28).
      Всё-таки почему жителям Иудеи необходимо бежать именно в горы? в горах беглецам всё равно не спрятаться от длинной руки всемирного диктатора-антихриста. Всем иудеям надобно эвакуироваться в горы, т.к. Средиземное "море восшумит (заревёт) и возмутится (разбушуется)" (Лк.21:25; "народы будут трепетать в отчаянии от рёва моря и бушующих волн" пер. [Л.10]).
      На побережье Израиля с ужасающим рёвом обрушатся гигантские морские волны ([Л.11], рис. 1). Укрыться от них можно бегством в горы, по совету Иисуса (Мт.24:16).
      Даже там "народы будут трепетать" (Лк. 21:25, 26; пер. [Л.10]) от инфразвуковых волн, вызывающих явление резонанса, вибрацию (трепет) органов тела [Л.21].
     Огромной высоты разрушительные телецунами, глубоко проникающие вглубь континентов, сформируются внезапно, при выходе невысокой в море гравитационной волны на мелководный шельф. Оттого Спаситель предупреждает жителей, вовремя не успевших скрыться в горах.

    "И кто (окажется) на кровле (крыше), тот да не сходит (пусть не спускается) взять что-нибудь (за вещами) из дома своего;
       И кто на (в) поле, тот да не обращается назад (не возвращается) взять одежды свои (за своим плащом)" (24:17, 18; в скобках, текст из [Л.6]).

     "События конца истории будут происходить в огромных масштабах, создавая впечатление стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе ... образы конца света внушают ужас, который ещё больше усиливается благодаря размаху связанных с ними явлений ..." [Л.30, стр. 869].
       Только страх перед Господом может сделать человека бесстрашным в стихийных бедствиях, "и зло ("беда" [Л.10]) не постигнет его" (Пр.19:23, в).
    
4. Горе беременным
(24:19, 20)

      Из всех, кто пострадает при наступлении "конца света", внушающего "ужас", Христос особо выделяет, почему-то, категорию молодых женщин: беременных или кормящих грудью.

      "Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!" (24:19; "Но ужаснее всего в те дни будет беременным женщинам и кормящим матерям", пер. [Л.8]).

      Странно, "ужаснее всего в те дни" не пожилым, инвалидам или детям, но женщинам в особом положении или кормящим грудью. Неужели т.н. антихрист сильнее всего станет преследовать именно их?
     "Беременные женщины и кормящие матери окажутся в одинаково неудобном положении - им будет трудно быстро убежать" [Л.19], "им трудно быстро передвигаться" [Л.13; Л.17, 20], "поэтому будут подвергаться большему риску быть схваченными и убитыми" [Л.12].
     Позвольте, позвольте, но старикам, инвалидам, детям ещё труднее "быстро передвигаться", всё же написано. "Горе беременным и грудью кормящим!" (ст.19, пер. [Л.22]). Почему?
     Колебания воды (цунами), воздуха (бури, ураганы), суши (землетрясения), удары молний вызывают упругие волны низкой частоты (инфразвук). Совпадение с частотой колебаний внутренних и внешних органов человека приводит к резонансу, резкому увеличению амплитуды колебаний [Л.21].
       Резонанс провоцирует судорожные сокращения всех мышц, в т.ч. живота и грудей. Посему у беременных могут наступить преждевременные мучительные роды, а кормящие грудью изойдут молоком, страдая от сильных грудных болей; "горе" в первую очередь им всем (ст.19).
       В любых трудных обстоятельствах  дети Божьи должны взывать к Нему в молитве, так советует наш Учитель.

      "Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою ("не пришлось убегать зимой" [Л.22]), или в субботу" (24:20).

      Эвакуация на возвышенные места из городов и сельской местности, особенно с пожитками, сложнее всего зимой (в Палестине,  сезон дождей). Для правоверных евреев передвижение на большие расстояния  в субботу ограничивает Тора (закон).
      Благодаря милости Благословенного и молитвам, время бегства придётся на начало весны (24:32-34). Исход осуществится не в один день [Л.23], поскольку "Пути субботнего дня",- точнее, "субботнего пути", от 0,9 км до 1,11 км [Л.13],- "будет недостаточно, чтобы выбраться из опасного района" [Л.19].
     
5. Грандиозное  страдание (24:21)

        Христос, кратко описывая события конца (24:15-20, Лк. 17:26-30, 21:25-28), подводит итог.

      "Ибо тогда (в то время) будет великая скорбь (бедствия великие), какой не было (никогда не случалось) от начала мира доныне (до сегодняшнего дня), и не будет (никогда больше не произойдёт)" (Мт.24:21; в скобках, текст из [Л.22]).

      В соврем. переводах ст.21, "скорбь" означает "беды" [Л.6, 8] или "бедствия" [Л.22]. "В Библии упоминается период великой скорби, который постигнет землю и будет превышать по степени тяжести все страдания, которые человечество испытало до сих пор" [Л.1, стр. 1418].
      Через пророка Иеремию, Йахвэ Элохим предупреждает, "Я приведу от севера бедствие и великую гибель" (Иер.4:6). Что конкретно имеется в виду под грядущими бедствием (Мт.24:21) и великой гибелью? (Иер.4:6).
      Обратите внимание, бедствия наступят перед Его возвращением. Вопреки утверждениям авторов [Л.3, 15, 17, 20, 24] о сбывшемся большом несчастье при разрушении Иерусалима римлянами в 70-м году от Р.Х. Нет. Обращение направлено живущим в последнюю эпоху, для них "будет великая скорбь, какой не было (никогда не случалось)" (24:21).
     "Это пророчество не могло исполнится никакими прежними гонениями, поскольку ясно сказано, что этот период закончится вторым пришествием Христа" [Л.19]. "Никакое время или событие в Истории Израиля не сравнится с тем истреблением евреев, о котором здесь говорит Иисус" [Л.12], "страдания Израиля есть прелюдия перед Концом этого века" [Л.13]. "Весь этот отрывок относится только к иудеям ..." [Л.32, стр. 96].
     Приведенные суждения в целом верны, но содержат досадную неточность, якобы, страдания коснутся исключительно Израиля. Однако написано, "тогда восплачутся все племена земные" (24:30, "все народы земли", пер. [Л.6, 8, 10]). Трепет, отчаяние, уныние, сильная депрессия охватят "народы" (Лк.21:25), не один ам Йисраэль.
   Указанные физическое и психическое состояния потерпевших не имеет отношения к истреблению жителей гипотетическим антихристом, т.к. из текста Мт.24:16-19 видно, оборот речи "великая скорбь" (ст.21) относится к стихийным бедствиям.
     Каким именно? тем, что перечислены в Лк.17:26-30, "дождь огненный и серный" (рис.2) как во дни Лота, "потоп" подобный временам Ноя [Л.25].
     "Данное Иисусом описание грядущих катаклизмов имеет большое сходство с описанным в Отк.16 гневом Божьим, излитым на всю землю ..." [Л.4].
     Последствия излияния Его гнева "на всю землю" в дни безмерного горя (Мт.24:21) да всемирной жатвы (13:38-42), когда серповидное небесное орудие суда пожнёт всю землю (Отк.14:14-20), изложены в работах [Л.11, 21].

6. Продолжительность  бедствий
(24:22)

      Слушателей эсхатологической речи Учителя, конечно же, интересовала длительность Великой скорби, Он не дал прямого ответа, а сказал.

     "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ("никто б не остался в живых" [Л.33]); но ради избранных сократятся те дни" (24:22).

      Буквальный перевод середины ст.22, "не уцелело бы ни одно живое существо" [Л.6], "значит: никто из живущих людей и даже животных" [Л.20]. Так  должно произойти согласно пророчества Софонии.
      "Всё истреблю с лица земли,- говорит Господь: Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских ..." (Соф.1:2, 3). Разумеется сокрушатся не все обитатели, что видно из дальнейших стихов (2:9, 11, 3:9-13).
     Тем не менее, по разным причинам массово погибнут организмы из царств животных, растений, водорослей, микромира, человеческого сообщества (Мт.13:38-42, Лк.17:26-30, Отк.8:7-11, Ис.24:1-6). Агнец Божий обязательно уменьшит количество злосчастных дней, иначе "не спаслась бы никакая плоть" (Мт.24:22).
      "Иисус, по всей вероятности, имеет в виду 1290 дней по Даниилу; это время будет сокращено ..." [Л.17]. "Вероятно, это значит, что Бог чудесным образом сократит продолжительность светового дня, когда происходит больше всего сражений и убийств" [Л.19; Л.12].
      Отнють, так считать нет ни малейших библейских оснований. Период  великой скорби охватит 3,5 года, а стихийные бедствия займут всего лишь несколько месяцев, их активная фаза сократится Искупителем до 7-и суток [Л.23].
      Но почему всё живое на земле будет спасено от полного уничтожения? Ответ, "ради избранных сократятся те дни" (ст.22); кто же они? "Те, кого Бог предназначил ко спасению во Христе ..." [Л.16], "которые приняли Иисуса" [Л.19].
       Иные мнения, здесь евреи, верующие из Израиля, других народов [Л.18], иудеи и прозелиты [Л.32]; "в Израиле остаётся верный остаток" [Л.13; Л.8], "народ Израиля, который в Ветхом Завете часто называется Божьим избранным народом" [Л.12]. "Избранные здесь не обозначают Церковь ..." [Л.32, стр. 96].
     Данные высказывания ошибочны, они противоречат новозаветному пониманию слова "избранные", под ним однозначно подразумеваются христиане (Ин.15:16, 19; 1Пет.1:1, 2:9; 1Кор.1:26-30 и т.д.).
     "Господь испытывает праведных" (Пс.10:5, пер. [Л.6]), ради их физического спасения "будут сокращены те дни" (Мт.24:22, пер. [Л.10]).

7. Лжехристы  и  лжепророки (24:23-26)

       В годы Великой скорби, по окончании стихийных бедствий объявится много самозванцев, изрекающих ложные пророчества или называющих себя возвратившимся Мессией. Как нужно реагировать уцелевшим на горькие корни, на содомские виноградные лозы?

      "Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос" (Смотрите! Мессия здесь!), или (Он) "там",- не верьте;
     Ибо восстанут лжехристы (появится много лжемессий) и лжепророки и дадут (покажут) великие (удивительные) знамения и (сотворят великие) чудеса, чтобы прельстить (обмануть), если возможно (если удастся), и избранных" (24:23, 24; в скобках, текст из [Л.8]).

     "Надежда на избавителя (спасителя, освободителя) или избавителей естественна во время тяжёлых бедствий. Бедствие - это большое несчастье с тяжёлым, часто гибельным последствием. В трудные времена могут появляться люди, выдающие себя за тех, кем они не являются" [Л.3].
       Действиями лжемессий и лжепророков управляет стремление к власти в той местности, где каждый из них находится. Но чтобы подчинить своей воле других, необходимо  обмануть их, в т.ч. "избранных" (христиан), с нетерпением ожидающих возвращения Спасителя.
      Наглые обманщики прибегнут к разным методам манипуляций, даже "покажут удивительные знамения и сотворят великие чудеса" (ст.24, б; пер. [Л.8]). Оттого Господь предупреждает.

      "Вот, Я наперёд сказал вам (Я предупредил вас заранее). Итак, если скажут вам: "вот (Смотрите!), Он в пустыне",- не выходите (не ходите туда); "вот (Смотрите), Он в потаённых комнатах,"- не верьте" (24:25, 26; в скобках, текст из [Л.22]).

      Христос пребывал в нашем мире в облике и теле человеческом (рис.3). Оттого многие христиане полагают, Он вернётся на землю в подобном виде, во плоти. На такое ожидание рассчитывают пособники лжемессий да лжепророков, распространяя слухи о месте Его пребывания.
     Напротив, Иисус предупреждает (ст.25), Он не придёт из пустыни, не  скрывается во внутренних комнатах дома (ст.26), но грядет с небес "с силою и славою великою" (ст.30).
      "В теле Господь не будет присутствовать в то время на земле. Но внезапно Он возвратится на неё. Его второе пришествие будет видимым и величественным"
[Л.5].

8. Характеристики  пришествия
(24:27, 28)

       Если не следует ожидать возвращения Сына Бога живого в человеческом облике из пустыни или комнат, тогда с чем сравнить Его возвращение?

      "Ибо, как молния (сверкая) исходит ("вспыхнув") от востока и видна бывает даже до запада ("светом своим озаряет и запад"), так будет пришествие (возвращение) Сына Человеческого" (24:27; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.33]).

      В стихе 27 "Иисус Христос Своё пришествие сравнивает с блеском молнии, особенно в ночное время, когда кажется, что весь небосвод освещается ею" [Л.3]. Верно, но почему? Ответ, "пришествие будет быстрым и внезапным" (там же). Так предполагают иные комментаторы [Л.5, 12, 13, 16, 19, 20, 24, 31, 32].
      Однако речь не о внезапности или быстроте, сообщается даже не об искровом разряде статического атмосферного электричества, ибо написано "как молния".  Господь сравнивает Своё триумфальное возвращение с мощными вспышками света, эффектом, который производит гигантский искровой разряд статического электричества. 
        Его сверкание, освещающее небо от востока до запада, что "обозначает всю протяжённость земли" [Л.2, стр. 169]."Так видна вспышка молнии (согласно некоторым толкованиям: "сияние солнца"), в один миг озаряющая всю землю" [Л.13, стр. 467]. Именно "сияние солнца" или блеск вспышки, вовсе не её быстрота или внезапность; это хорошо видно из параллельного стиха.
      "Потому что как блеск молнии освещает небо от края и до края, так будет и Сын Человеческий в День, когда Он придёт" (Лк.17:24, пер. [Л.6, Л.8]). Подобный световой эффект "как блеск" или "сияние солнца" производит массовое появление метеорных тел из радианта метеорного потока [Л.26].
       Благодаря многочисленным вспышкам сгорающих метеоров, мощный астрономический феномен "освещает небо от края и до края" (17:24). Снабжает постоянным ярким светом планету на протяжении всей ночи, в отличие от секундной вспышки молнии. Учитель извещает нас ещё об одной важной характеристике Своего возвращения.

      "Ибо, где будет труп, там соберутся орлы" (Мт.24:28; "туда соберутся стервятники" пер. [Л.6, 8, 10]).

      Несмотря на ясность простоту стиха, очевидно здесь аллюзия на Втор.28:26 или на Иер.7:33, существуют самые невероятные толкования образов трупа и птиц-стервятников. Например, "где проповедывается Христос, туда к Нему собираются души" [Л.24], "орлы могут означать ангелов, которые собирают праведников" [Л.31, стр. 1201].
      "Труп символизирует отступивших от веры иудаизм, христианство и все мировые системы ..." [Л.19]. "К концу великой скорби мир до краёв наполнит чашу греха, духовно разложившись и превратившись в жалкий безжизненный труп" [Л.12; Л.3, 5]. Говорится об апогее морального разложения [Л.5] или неизбежности очевидности Второго пришествия [Л.2, стр. 570].  Орлы могут относиться "к римской армии, штандарты которой украшались серебряными орлами" [Л.13], прочее.
      Нет. Содержание ст.28 надобно воспринимать не аллегорически, а буквально.  В дни молотьбы и жатвы погибнет множество нечестивых [Л.21]. К их трупам "соберутся стервятники" (Отк.6:8, 19:21) да звери, "некому будет отгонять их" (Иер.7:33, б). Некому ни оплакать, ни похоронить мёртвые тела, разбросанные "на поверхности земли" (16:4). Весь мир лежит во зле, посему выпадет ему по жребию орёл (Мт.24:28).

9. Изменения  в  светилах
(24:29)

      Возвращению Господа на землю будут предварять редкие астрономические явления, необычные своей совокупностью.

      "И вдруг (тот час), после скорби дней тех, (1) солнце померкнет, и (2) луна не даст света своего (не будет сиять), и (3) звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (сотрясутся)" (24:29; в скобках, текст из [Л.10]).

      Некоторые воспринимают ст.29 аллегорически, "в Библии помрачение солнца и других небесных светил символизирует Божий суд" [Л.30, стр. 1122]. Напротив, автор [Л.28] не согласен "с тем, что описание падения звёзд с неба и помрачения солнца и луны - это всего лишь символический язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как буквальные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа ..." (стр. 1246).
      Если речь о буквальных апокалиптических знамениях, какая пора горестей имеется в виду? "Скорбь тех дней, когда был разрушен Иерусалим, когда был сравнён с землёй великолепный храм ..." [Л.3], "говорится об осаде Иерусалима. Здесь мы видим его кульминацию" [Л.15].
      Но при разрушении города римлянами в 70-м году от Р.Х. отсутствовали изменения в свете дневного и ночного светил, не упали звёзды, не сотряслось небо. По указанным причинам события ст.29 интерпретаторы относят, как правило, к паруссии [Л.5, 7, 12, 13, 16-19, 24, 28, 31, 32].
      "Второе пришествие (паруссия) произойдёт внезапно, и его будут сопровождать катаклизмы космического масштаба ..." [Л.31, стр. 1200]. "Иисус говорит о космической катастрофе: померкнут солнце и луна, будут падать звёзды, и силы небесные поколеблются" [Л.29, стр. 225]. "Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа ..." [Л.2, стр. 675].
      Совершенно верно, "после скорби дней тех" (ст.29),  по окончании 3,5 лет первой половины последней седьмины Даниила [Л.23], периода горя в ожидании "всемирной" "космической катастрофы", произойдёт следующее. Во-первых, большое светило "померкнет" по причине затмения.
      Во-вторых, через 14 дней наступит затемнение месяца, он "не даст света своего (не будет сиять)"; это "знамение изменения порядка вселенной в последние времена" [Л.1, стр. 753].  В третьих, "звёзды спадут с неба" из-за неботрясения, словно незрелые весенние смоквы слетают со смоковницы от порывов сильного ветра.
       Ночью возникнут следы-треки вспыхнувших метеорных тел, по-научному "радиант", начнётся Великая скорбь, вторая половина последней седьмины. Затем метеоры дополнятся десантом всё более крупных космических тел, ибо "силы небесные поколеблются (сотрясутся, пер. [Л.10])".  Согласно утверждения апостола, "разрушатся и сгорят небесные тела" (2Пет.3:10, пер. [Л.10]).
     Что подразумевал Пётр под выражением "небесные тела", они разрушатся да сгорят, а Иисус - под "силами небесными", пришедшими в движение?  Сущность упомянутых библейских терминов становится понятной из откровения, полученного Иоанном (Отк.8:7-9:2). С небосвода рухнут: "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8), "большая звезда, горящая подобно светильнику (точнее, факелу)" (ст.10), "звезда" (9:1).
      Таким образом в Мт.24:29 сообщается о 3-х астрономических апокалиптических знаках, следующих одно за другим. О них же речь в параллельном стихе Лк.21:25, "будут знамения (т.е. затмения) в (1) солнце и (2) луне и (3) звёздах (радиант)".
       Период указанных астрономических эффектов, совпадающих с катаклизмами "космического масштаба" [Л.31, 29], Иисус называет "великая скорбь" (Мт.24:21). Апостол Пётр именует "день Господень" (2Пет.3:10), подобно Йешайа (Ис.13:5-13), Йоэйлу (Иоил.2:1-11, 31), Цефанйа (Соф.1:2-18), другим ветхозаветным пророкам.

10. Предвестие
(24:30, а)

       Христос указал признак конца лукавого рода сего (24:14), затем поведал о событиях Великой скорби, предшествующих Его возвращению (ст.15-29). Возникновение таинственного астрономического знака, одно из них.

      "Тогда явится знамение ("знак", пер. [Л.10]) Сына Человеческого на небе ..." (24:30).

      Здесь. "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение, которое постигается посредством наблюдения за видимой, внешней стороной" [Л.1, стр. 500]. "Не совсем понятно, о каком именно знамении идёт речь. Ясно лишь то, что оно будет очевидным для всех" [Л.31, стр. 1200]. "Каким оно будет - "знамение Сына Человеческого" неизвестно" [Л.5].
      Предлагаемые разными авторами версии: ярко горящий огромный крест, лик Христа, необыкновенная звезда, зависший над землёй Иерусалим, знамя, Божья слава (шехина) в чёрной дыре, авангард ангелов с трубами и огненным мечом, необычайно яркий свет [Л.26].
      Большинство комментаторов считают особой приметой (24:30) Самого Христа. "Но знамением из знамений будет Сам Сын Человеческий, Который появится на небе" [Л.12; Л.4, 7, 16, 18, 19, 24].
       Всё-таки предзнаменование, астрономический знак пришествия  в начале Великой скорби, ещё не сама паруссия по окончании беды [Л.23]. Написано так, (1) возникнет нечто вверху, потом (2) зарыдают в отчаянии все народы, затем (3) грядет Господь (24:30, пер. [Л.6]).
      Какой физический астрономический эффект имел в виду Иисус? Называя его "знамение на небе"; оно возникнет "ночью" (2Пет.3:10). Очевидно предвестием окажется ночное солнце, т.е. мощный радиант метеорного потока (рис.4).
      По сути, небольшая область небесной сферы ("точка"), из неё как бы исходят все видимые или продолженные назад светящиеся следы-треки космических тел, вторгнувшихся в атмосферу Земли. Ведь в ст.30 словом "явится" переведено греч. слово, производное от глагола "светить".
     Радиант возникнет во время затмения, тогда "луна не даст света своего (не будет сиять)" (24:29, б), а "звёзды (метеоры) спадут ("упадут" [Л.6]) с неба" (ст.29, в).
     Метеорные вспышки дадут мелкие частицы [Л.26], низвергнутся и более  крупные космические объекты, как предсказано, "небесные тела поколеблются" (ст.29, г; пер. [Л.8]).
    При виде устрашающего апокалиптического сияния над головами, всех охватит неописуемый ужас; исполнится пророчество Господа.
      "Люди будут (при одной только мысли) издыхать от страха ("ужаса") и ожидания бедствий, грядущих на вселенную ("надвигающимися на землю"), ибо силы небесные поколеблются (сотрясутся)" (Лк.21:26; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.33]).

11. Очерёдность  перипетий
(24:30)

       При поверхностном чтении ст. 15-29 может сложиться ложное впечатление об одновременности событий. Стих 30 заставляет пересмотреть данное популярное мнение.

     "Тогда явится знамение (появится знак) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные (зарыдают в отчаянии все народы земли) и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (24:30; в скобках, текст из [Л.10]).

       Иисус говорит не столько о содержании происшествий, как в предыдущих стихах 6-29, сколько об их очерёдности во времени. Во-первых, возникнет астрономический знак от Бога. Во-вторых, зарыдают в отчаянии ВСЕ народы. В-третьих, жители планеты увидят Его в силе и славе.
      Указанная последовательность ещё более чётко прослеживается в 3-х подряд стихах Евангелия от Луки (21:25-27; в скобках, текст из [Л.10]).
          1) "И будут (грозные) знамения в солнце и луне и звёздах" (ст.25), при наступлении Великой скорби (Мт.24:29);
         2) "Люди будут издыхать (падать бездыханными) от страха и ожидания бедствий" (Лк.21:26) в дни испытаний (Мт.24:21);
      3) "И тогда увидят Сына Человеческого" (Лк.21:27), по окончании 42 месяцев, т.е. 3,5 лет грандиозных страданий (Отк.13:5-7).
      Очерёдность, изложенную выше, подтверждает стих Мт.24:33, "когда вы увидите, что всё это сбывается",- солнце померкнет, луна не даст света, упадут звёзды, возникнет знамение на небе, зарыдают народы,- "знайте, что Он (Иисус Христос) уже близко, у самых дверей" (пер. [Л.6]).
       В каком облике увидят Господа, Его триумф, "все племена земные"? Одни христиане полагают, в человеческом теле как при Первом пришествии; другие, в особом прославленном теле. Третьи, думают, возвращение окажется духовным или в виде шехины. "Никто не может увидеть Бога и остаться в живых, поэтому Он прикрывает Себя облаком" [Л.30, стр. 700].
       К сожалению, в Новом Завете отсутствуют сведения, на основании которых можно уверенно выбрать правильную версию. Знаем лишь:
           а) Иисус вернётся "таким же образом" (Деян.1:11, пер. [Л.10]), каким вознёсся на небеса;
           б) "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, Ин.4:24), "Бог есть свет" (1Ин.1:5, Ис.60:20);
           в) Савл и бывшие с ним увидели "с неба свет, превосходящий солнечное сияние" (Деян. 26:13-15).
       Ветхозаветный пророк так рассказывает об эсхатологическом видении (Ис.1:1) пришествия Адоная на землю. "Восстань (поднимись!), светись, Иерусалим, ибо пришёл свет (То есть Бог) твой, и слава Господня (будет над тобою сиять) взошла над тобою ...
       над тобою воссияет Господь, и слава (Один из обликов, в которых Бог являлся людям, подобный ярко сияющему свету) Его явится (взойдёт) над тобою" (60:1, 2; в скобках, текст и примечание из [Л.22]).
       Славу Йахвэ Элохим, сияющую над Йерушалаимом, нави Йешайа называет "Великий Свет" (9:2, пер. [Л.22]). Его увидит "Народ, обитающий во тьме" (ст.2, пер. [Л.10], живущий во мраке из-за многомесячных круглосуточных непрерывных пеплопадов.
      Итак, наш век завершится Великой скорбью (Мт.24:3, 21). Новая эра, эпоха теократии, начнётся с момента возвращения Сына Божьего Иисуса Христа (ст.30) на новую после великого землетрясения землю, под новым звёздным небом (Ис.65:17, 66:22).

12. Собирание  лучших (24:31)

      После затмения солнца и последующего затемнения луны, оно совпадёт с падением "звёзд" (Мт.24:29), возникнет апокалиптический знак-радиант; зарыдают в отчаянии все народы, вернётся Сын Человеческий (ст.30).

     "И пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут (под громкий трубный зов), избранных Его от четырёх ветров (сторон света), от края небес до края их" (24:31; в скобках, текст из [Л.6]).

      "Когда Он сойдёт, Он пошлёт ангелов Своих по всей земле, чтобы собрать Свой избранный народ, верующий Израиль, в страну Палестину" [Л.19], "это эсхатологическое собирание Израиля" [Л.13]. Всё же данное утверждение не точно.
       Несомненно, уцелевший в молотьбе да жатве остаток ангелы соберут от четырёх сторон света  для царства на земле (Лк.21:27-33, Отк.11:15). Многие на самом деле соберутся в Палестине, Иерусалиме, восстановленном Храме [Л.27].
       Впрочем в ст.31 избранными Его назван не народ Яхве (Израиль), а "народ Христов" [Л.16], христиане [Л.3, 5, 24]. Причём как те, "кто станут верующими в последнюю седьмину Даниила" [Л.5], так ВСЕ верные Христу, Господу нашему (Еф.1:4, 1Пет.2:9).
      "Он вознаградит их за страдания и терпение, с которым они ждали Его пришествия" [Л.1, стр. 545]. Именно "ради избранных сократятся те дни" бедствий (Мт.24:21, 22). Чтобы оставленные на земле христиане вошли в мессианское царство (ст.31), несли свет новому миру (5:14-16).
      "Церковь пройдёт через период скорби, предсказанный Иисусом" [Л.28, стр.1282], оттого Спаситель так утешает верных, кто переживёт годы великих испытаний. "Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь ("распрямите спины" [Л.10]) и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк.21:28).
      Высказывания Христа часто начинаются с земного, заканчиваются небесным. В данном случае, что произойдёт в момент вселенской жатвы (Мт.13:38-40) с доверившими Ему свою жизнь, не оставшимся на земле (24:40, 41), но взятыми от неё? Побеждённых зверем (Отк.13:7), убитых, ибо не поклонились образу его (ст.15).
      Избавленных от тела смерти тоже соберут ангелы "с четырёх сторон света" (ст.31, пер. [Л.6]), чтобы провести их в небесное Царство. "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мт.13:43, а).
      Так Иоанн уже видел души великого множества христиан (Отк.20:4) из всех народов, племён, наречий, "которые пришли от великой скорби" к престолу Бога (7:9, 13-17), победив зверя (15:2).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Шатров П.К. Комментарии к Евангелию от Матфея.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 608 с.
4. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
5. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
6. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
7. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
8. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
9. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
11. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
12. Джон Ф.Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
13. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ, 2002.- 568 с.
14. Статья "22. Комментарии к Книге пророка Данииила. Семьдесят седьмин (9:24-27, 12:10-13)".
15. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
16. Райл Дж.К. Размышления над Евангелием от Матфея.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.- 352 с.
17. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
18. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Евангелій. Том другий.- Київ: Дорога Правди, 1993. - 618с.
19. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
20. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
21. Статья №4 "Время великой скорби".
22. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150с.
23. Статья №14 "Числа".
24. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 1. Евангелие от Матфея.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2002.- 526 с.
25. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
26. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
27. Статья №11 "Спасение".
28. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
29. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
30. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016,- 1423 с.
31. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
32. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том 1.- СПб.: Библия для всех, 2017.- 848 с.
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
34. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
День Господень