Комментарий к Книге Откровение. Царство Небесное (21:1-8, 23-27)

 "И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего;
  ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец(Отк.21:23)


1. Вступление
 
    Уникальные эсхатологические видения посмертной участи людей, погибших в дни Великой скорби, являлись главной темой 20-й главы [Л.1]. Последние же две главы Откровения посвящены описанию трансцендентного мира - вечного Царства Небесного, места пребывания всех, чьи имена записаны в Книге жизни.
     Композиция ст.21:1-8, 23-27. 1. Введение о месте нахождения пророка (21:1).
           2. Изложение главной темы - небеса и их жители (21:2-7, 23-26).
           3. Заключение, содержащее условие вхождения в Царство Небесное (21:27).
      Главная тема. Город Иерусалим на небесах, приготовленный словно невеста Агнца, украшенная для своего мужа.
      Цель написания. Утешение и ободрение христиан всех времён, в том числе периода Великой скорби.
      Содержание. Иоанн, пребывая на небесах (21:1), увидел святой город Иерусалим, украшенный как невеста (ст.2). Это место, где Бог пребывает со Своим народом (ст.3), творя всё новое (ст.5), потому что прежнее пройдёт: смерть, слёзы, болезни (ст.4).
     Побеждающий этот мир наследует всё в ином мире (21:6, 7), а побеждённых грехом ожидает вторая смерть (ст.8). Небесный Иерусалим не нуждается в солнце и луне, ибо его постоянно освещает Бог (21:23-26). Ворота города всегда открыты (ст.25), но никто из нечестивых не может проникнуть в него (ст.27).
     Проблемы толкования. Что именно подразумевается под новой землёй, новым небом. Где находится святой Иерусалим и всё новое, что творит Сидящий на престоле. Какая сущность терминов "вода жизни", "смерть вторая", "слава Божья", освещающая город.

2. Новое небо и новая земля (21:1)
    
     Божий суд в трансцендентном мире, у великого белого престола оканчивается уничтожением  хранилищ душ умерших (20:14) и гибелью душ тех, "кто не был записан в книге жизни" (ст.15, [Л.1]).
     Затем Иоанну открывается видение нового таинственного места, а прежние небо да земля миновали, буквально "ушли" [Л.19], убежали от Сидящего на престоле (20:11). Потому что Иоанн возносился в Духе от земли (21:10, высокая гора означает небеса).

    (Потом) увидел я новое небо и новую землю;  ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (уже не было), и моря уже нет (тоже больше не было)" (21:1; в скобках, текст из [Л.2, 3]).

     Удивительно, что на ст.1 написано больше комментариев, чем на все остальные стихи  главы 21. Здесь "описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за тысячелетним царством" [Л.4].
     "По видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю"
[Л.30, стр. 794], "составляющие этого мира распадаются, а затем вновь соединяются в новое целое" [Л.31, стр. 723].    
     Прежние небо (атмосфера) да земля будут устранены, уничтожены, исчезнут, сгорят, перестанут существовать [Л.5-14, 21, 24]. "Вся прежняя вселенная разрушена, и Бог создаёт новую вселенную, которая будет местом вечной жизни спасённых" [Л.10].
     После великого суда Бог создаст новую землю [Л.3, 21] либо обновит прежнюю [Л.5, 10, 16, 25, 28, 29]. "Не думаю, что Бог будет уничтожать существующие сейчас небеса и землю. Скорее, Он подвергнет очищению и переустройству ту субстанцию, из которой сотворена существующая ныне вселенная" [Л.15; Л.32].
     Однако в Библии НИЧЕГО не говорится о будущих новой или кардинально, до неузнаваемости, обновлённой планетах. Напротив, Господь обещает "Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их" (2Пар.7:14, в). Пребывая на небесах, Иоанн видел там новые для него небо, землю, Иерусалим; видел УЖЕ существующими (21:1, 2, 10-21).
     Традиционная ссылка на Ис.65:17-25 совершенно неправомочна, так как здесь нави провидит будущее (тысячелетнее) царство Бога на прежней земле, что хорошо видно из контекста. В новом царстве есть солнце (24:23, 30:26), море (49:8-12), появляются новые дороги в пустыне да реки в безводной земле (43:19), останется потомство (66:22).
     Но там  "ещё присутствуют грех и смерть. Из Вечного царства они будут навсегда удалены" [Л.17]. Верно, в 21-й главе Откровения речь о видении "Вечного царства" из него смерть и грех удалены (ст.4, 27). Это Царство Небесное, его архетипом служил рай.
 
3. Райские обители

     Авторы работы [Л.18] утверждают. "Многое из того, что говорится о новой земле, напоминает Едемский сад, рай ..." (стр. 250), "который описывается в Отк.21:1" [Л.33, стр. 370]. "Раем начинается Священное Писание, раем оно заканчивается" [Л.24, стр. 185]. Совершенно верно.
     Если сотворение загадочной новой планеты произойдёт только по окончании тысячелетнего царства  на Земле (версия авторов [Л.3, 4, 30 и др.]), тогда где находятся все спасённые души? И зачем новая земля, если уже существует РАЙ на небесах?
     "Небо - это вечный и трансцендентный мир, обитель Бога, ангелов и прославленных верующих"
[Л.26, стр. 673]. Как пишет апостол Павел, "Наше же жительство на небесах ..." (Фил.3:20), в доме Отца, где "обителей много" (Ин.14:2).
     Место всех христиан, избавленных от тела смерти, в Небесном Царстве (2Тим.4:18). Там находятся Авраам, Исаак, Иаков (Мт.8:11). Они пребывают не на будущей новой планете или промежуточном Небе, но в вечных обителях Отца, вместе с Иисусом Христом (Ин.12:26).
     Тайновидец, будучи в Духе (21:10), несомненно видел Царство Небесное, рай (ст.1-4, 10-27; 22:1-5). "Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землёй" [Л.32, стр. 805]. Здесь отсутствует всё знакомое, привычное, неизменное.
     Он увидел новые для него "небо" да "землю", престол Бога и Агнца, реку воды жизни, а также древо жизни, находящееся "посреди рая Божия" (2:7), а не на новой земле. Апостол Павел, подобно Иоанну, "восхищён ("вознесён" [Л.19]) был до третьего неба", побывал в РАЮ (2Кор.12:1-4).
    Новые небо да земля, по-видимому рай, "где обитает праведность" (2Пет.3:13, пер. [Л.2]), уже существовали как минимум 2 тысячи лет назад. Их с нетерпением ожидали апостол Пётр и первые христиане (ст.13, Евр.12:22-24).
     Также, покаявшемуся злодею Иисус сказал "ныне же ("сегодня" [Л.2, 3, 19, 20]) будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Он не пообещал забрать его, когда создаст новую землю и новое небо. Они "являются образами духовного, небесного мира, вечного Царства Божьего ... это то место, где обитает Бог" [Л.27, стр. 209, 210].
     Ибо написано. "Господь в небесах поставил Свой престол, и царская власть Его господствует над всем" (Пс.102:19, пер. [Л.2]). В том числе над тысячелетним царством на земле (Отк.11:15), оно явится отражением вечного Царства на небесах.
   
4. Святой Иерусалим (21:2)
 
     В Царстве Небесном совершенно иное "небо", принципиально другая "земля" и "моря уже нет" (21:1). Но почему Иоанн обращает внимание читателей на отсутствие именно моря?
     В мифологии древнего Ближнего Востока море являлось архетипом хаоса - беспорядка, бесформенности, неустроенности. На небесах "Хаоса больше нет, есть только совершенное и упорядоченное Царство Бога" [Л.26, стр. 1273]. Там находится таинственный святой Йерушалаим.

   "И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий (спускающийся) от Бога с неба (небес), приготовленный как невеста, украшенная (нарядившаяся) для мужа своего" (21:2; в скобках, уточнения из [Л.20]).

     Одни богословы полагают, существовавший в вечности Иерусалим спустится на землю [Л.4, 10, 24, 30, 31]. Только "исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Небесного Иерусалима" [Л.21, стр. 625]. Или город спустится "на новую Землю ... на промежуточном Небе"  [Л.29].      

     Другие считают, город "созидается на земле" [Л.8; Л.28]. "Побудовано воно буде на єдиній великій конусоподібній горі, на місці, як думають, стародавнього Єрусалиму" [Л.16].
    Третьи авторы возражают "он с неба сошёл, но до земли не дошёл" [Л.7]. "Тот факт, что нигде не говорится о его приземлении, побуждает некоторых видеть его парящим над новой землёй" [Л.17; Л.4].
    "Как видно, город этот зависнет в пространстве, как звезда ..." ([Л.7], рис. 1). Некоторые христиане считают, над землёй зависнет не новый Иерусалим, а Церковь - невеста Христа; но зачем ей зависать?
   Причина таких странных заблуждений кроется в игнорировании очевидного факта. "В Библии представлены два Иерусалима. Первый находится на земле и становится домом Христа во время тысячелетнего царства. Другой - на небесах, небесный город, отражение земного Иерусалима" [Л.13]. Точнее, земной Иерусалим является отражением вечного святого города на небесах.
     Согласно Писаний, земное (евр. "олам газе") - земле: новый восстановленный город Йерушалаим [Л.22], его новый храм, измерить который было предложено пророку (11:1).
    А небесное (евр. "олам габа") - небесам: святой вечный Иерусалим (21:2, 10-27; великая и высокая гора в ст.10 равнозначны небу). В нём нет храма (ст.22), но есть дерево жизни, а растёт оно "посреди рая Божия" (2:7).
    Апостол, пребывая на небе, видит небесный город. Невероятных по земным меркам размеров: длиной, шириной, высотой по 2 200 километров! (21:16). Он создан из не существующих на земле строительных материалов (ст.18-21).
     Святой Йерушалаим, "сходящий от Бога с неба" (ст.2), не спускается на землю (зачем?) и не зависает над ней. Но с одного неба нисходит на другое небо, т.е. буквально опускается от центра (Бога) к периферии.
     Так в позднем иудаизме насчитывалось 7 небес [Л.21, стр. 626]), а рай находился на 3-м небе (стр. 817). Апостол Павел "восхищён был до третьего неба", побывал в раю (2Кор.12:2-4).
     Райский прекрасный город прозрачен будто стекло, его здания сияют словно чистое золото в лучах солнца, переливаются всеми цветами радуги как драгоценные камни (Отк.21:18-21). В городе звучит прекрасная музыка, он заполнен счастливыми жителями из всех народов (ст.24-27).
    Великолепие небесного города, выходящее за пределы человеческого опыта, трудно описать из-за отсутствия соответствующих терминов, понятий, архетипов. Оттого тайновидец сравнивает его с невестой "как новобрачная, нарядившаяся ради мужа своего" (ст.2, пер. [Л.20]).
 
5. Скиния Бога (21:3, 4)
 
     Иоанн, пребывая в Духе, не только видит святой Небесный Иерусалим (21:2, 10-27), но даже слышит, что ему говорят.

    "И услышал я громкий голос с неба (прозвучавший от трона), говорящий: се, скиния Бога с человеками (Это жилище Бога с людьми), и Он будет обитать (жить) с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (им)" (21:3; в скобках, текст из [Л.2]).

    Сравнительно небольшая скиния, построенная во времена Моисея (Исх. гл.25-31), являлась переносным жилищем для Йахвэ Элохим (29:45). Бог обитал среди "сынов Израилевых" незримо, в святая святых, за завесой; а общался с грешным народом посредством священников и системы жертвоприношений.
    На небесах скинией служит целый город (!) поразительно больших размеров, в форме цельной геометрической фигуры (Отк.21:16). Вероятно куба, как святая святых (евр. "двир") в иерусалимском храме (3Цар.6:20).
    Однако главное отличие небесного жилища от земных скинии и храма заключается не в размерах, но в близких доверительных отношениях Бога с небожителями. "Он будет жить вместе с людьми!" (Отк.21:3, пер. [Л.19]).
     Христос пребывает на небесах (Еф.1:20) и мы там будем (Ин.12:26), как написано. "Наше же жительство - на небесах ..." (Фил.3:20), где "обителей много" (Ин.14:2).
    "Иисус сравнивает небо с величественным домом со многими обителями ..." [Л.26, стр. 997]. Именно в доме Христа место христиан, а не на новой планете, по версии [Л.4, 24], или на промежуточном Небе [Л.29], в промежуточном небесном теле [Л.30].
     Тогда словно в храме, "Сидящий на престоле будет обитать в них" (7:15). Ибо "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, а), "Бог есть Дух" (Ин.4:24, пер. [Л.2, 3, 19, 20]). Творец и творение, созданное как образ Его, станут ОДНИМ целым  (Ин.14:20).
     Наконец-то осуществится мечта праведников всех времён, "они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом" (Отк.21:3, пер. [Л.2]). Обитатели святого Иерусалима это "искупленные периода Ветхого и Нового Заветов" [Л.31, стр. 723].    
      Отныне любовь, радость, мир навсегда пребывают с народом Господа. Иллюзорное стало реальным, а мучительная реальность - иллюзорной.
    
    "И отрёт Бог всякую слезу (каждую слезинку) с очей их, и смерти не будет уже (больше); ни плача (не будет больше ни скорби), ни вопля, ни болезни (боли) уже не будет; ибо прежнее прошло (ушло навсегда)" (21:4; в скобках, текст из [Л.19]).

    При описании вечного Царства Небесного трудно обойтись без трогательной аллегории родительского утешения детей (ст.4, а) или пасторальных символов (7:17). С их помощью нам открывается великая истина. Нет более безопасного и счастливого места, чем небесные обители Благословенного да Сына Его; стране, где сбываются мечты.
     Рассказывая о незнакомом трансцендентном мире (21:1, 4, 22-27), Иоанн изображает его "путём отрицания присутствия в нём земных качеств" [Л.26, стр. 997].
    Там "смерти не будет" (ст.4), уйдут навсегда слёзы, плач (скорби), вопли (крик), болезни (боли). Исчезнут голод, жажда, зной (7:16) и ощущение времени; "ибо прежнее прошло" (21:4, "всё старое исчезло" [Л.20]).
 
6. Творю всё новое (21:5)
 
     Если прежнее старое отойдёт в прошлое (ст.4), то откуда возьмётся новое? Пророк услышал такие слова.
  
    "И сказал Сидящий на престоле: се (Я), творю всё новое. И говорит мне (Он добавил): напиши; ибо слова сии истинны и верны" (21:5; в скобках, уточнения из [Л.2, 3]).

    Означает ли это, что "Господь создаст качественно новые небо и землю ... вместо старого неба и земли" [Л.9]? Нет, в ст.5 отсутствуют такие сведения. Возможно, "обновление касается всего творения" [Л.7]? Однако речь не идёт об обновлении.
     Но "если Он сказал, что творит всё новое, значит, это уже свершилось" [Л.23]. Например, сотворение вселенной (Быт. гл.1), после чего "Бог закончил труд, который Он совершал" (2:1-3, пер. [Л.2]).
     Поэтому загадочные слова Сидящего на престоле "Смотри, Я творю всё новое!" (Отк.21:5, пер. [Л.19]) относятся не к объектам физической вселенной, чертежи которой находятся на небесах. Нет, но касаются трансцендентного мира, именно он непрерывно преобразуется Словом, Духом, творческой волей Вседержителя.
    Как утверждает Христос, "Мой Отец совершает работу всегда" (Ин.5:17, б; пер.[Л.2]). На плоды творчества Художника и Строителя (Евр.11:10) предлагается посмотреть Иоанну (Отк.21:5). В частности увидеть прекрасный небесный город - "невесту Агнца" (ст.9-21).
     Почему же Господь настаивает на Своих столь очевидных словах? приказывая тайновидцу "напиши; ибо слова сии истинны и верны" (ст.5). Потому что осознание истины сотворённости всего сущего служит основой основ здравого мировоззрения во все времена.
    В словах "се, творю всё новое" звучит огромное утешение для всех любящих Господа, оставляющих этот бренный мир, юдоль печали. В Царстве Небесном Благословенный творит для них "всё новое", ранее не доступное познанию, не виданное (1Кор.2:9), совершенное (13:8-10).
     Как ни толковать Отк. 21:5, знаем, Бог выступает в качестве единственного творческого Начала. Созидающего ВСЁ новое:  как невидимое, так и видимое, происходящее из невидимого людьми (Евр.11:3).
 
7. Альфа и Омега (21:6)
 
     В следующем стихе  Сидящий на престоле открывает живущим на земле тайну. Сообщает три важные истины, касающиеся мира, его Создателя, людей, жаждущих вечной жизни.

    (Затем Он) сказал мне: совершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; жаждущему (кто мучится от жажды) дам даром от источника воды живой (воды жизни)" (21:6; в скобках, текст из [Л.2, 3]).

    Слово "совершилось", точнее "свершилось" [Л.2, 3, 19, 20], "в подлиннике стоит во множественном числе и означает: "Исполнились эти дела" [Л.7]. По-видимому, указывая на завершение истории человечества по окончании тысячелетнего царства [Л.1].
    "Провозглашение Вечного Царства отмечает завершение Божьих планов для земли, на которой мы живём" [Л.17]. "Совершилось то, что от вечности было предусмотрено Богом в Его дивном плане спасения" [Л.6; Л.3, 5, 9].

    Господь творил, творит, всегда будет творить, созидая "всё новое" (21:5). Оттого как первая и последняя буквы греческого алфавита (рис.2), Он "Альфа и Омега, Начало и Конец!" (ст.6, пер. [Л.2, 3]). Начинающий дело творения да оканчивающий его, Сам пребывающий вечно.
     Всем жаждущим спасения Бог даёт торжественное обещание. "Я щедро расточаю воду из ручья жизни" (21:6, пер. [Л.20]; Синод. пер. "дам даром от источника воды живой").
     Конечно речь не о физических жажде и воде, но жажде вечной жизни, источнике духовной "воды живой" (ст.6). Реке воды жизни, исходящей "от престола Бога и Агнца" (22:1).
     В отличие от буквальной реки воды будущего мессианского царства, текущей из под иерусалимского храма (Иез.47:1-12), Иоил.3:18, Зах.14:8).
     Живую воду даром предлагает всем Господь Иисус Христос, "воды, текущей ("что устремляется" [Л.19]) в жизнь вечную" (Ин.4:14), облекающей смертное в бессмертное (1Кор.15:54).
     Считается. "Вода жизни является символом вечной жизни ... это полнота жизни с Богом и вечные благословения" [Л.3, стр. 685; Л.25, стр. 1742]. "Вечная духовная вода ..." [Л.17]. С таким определением воды  как символа можно было бы согласиться.
     Однако в Царстве Небесном пророк видел "чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл" (22:1, 2). Следовательно речь о чём-то конкретном, а не только о символе как условном знаке отвлечённого понятия.
     Сверкающее будто хрусталь, оно служит источником "воды жизни" (21:6, пер. [Л.2, 3]), а по обе стороны реки растёт вечнозелёное плодоносящее "древо жизни" (22:2). Что это за особенные вода жизни и древо? дающие "жизнь вечную".
    Теперь  мы не можем понять, как многое другое из иного изумительного трансцендентного мира ... но обязательно познаем (1Кор.13:12). Получим доступ к реке воды жизни, к древу жизни, ибо "Плод праведника - древо жизни" (Пр.11:30 а; Отк.22:14).
 
8. Участь победителей и побеждённых (21:7, 8)
 
     Кроме обещания дара вечной жизни, Вседержитель даёт ещё два драгоценных обетования.

    "Побеждающий наследует всё (это), и (Я) буду ему Богом, и (а) он будет Мне (Моим) сыном" (21:7; в скобках, уточнения из [Л.2]).

     Кто такой "Побеждающий"? в некоторых переводах "Победитель" [Л.3, 19], ещё точнее "Тот, кто одержит победу" [Л.20]. Очевидно  "тот, кто верит, что Иисус - Сын Божий (1Ин.5:5). Верой он побеждает мир (ст.4)"  [Л.17]. "Побеждающий - это тот человек, над которым грех не господствует ..." [Л.5, 6].
      Все, кто одержит победу над миром греха "кровию Агнца и словом свидетельства своего" (12:11), получат в наследие "всё" в вечном Царстве Его (21:3-7).
    Победившие зло добром обретут всю полноту знания, невероятный разум, невиданные силы, безграничные творческие возможности, всеобъемлющую любовь (1Кор.13:10-13, Прит.2:6).
     Потому что "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15, "раскинет над ними Свой шатёр" [Л.2, 3]), ибо есть Слово (Ин.1:1-3). Он есть Дух (4:24, 2Кор.3:17), освещающий Небесный Иерусалим (Отк.21:23), город невероятных размеров (ст.16).
     Всё, чем обладает Господь, победители наследуют на правах детей Его, как обещано. буду его Богом, а он будет Моим сыном" (Отк.21:7, пер. [Л.2, 3]. Что же ожидает в ином мире  побеждённых грехом?
     
    "Но трусам, неверным (предателям), подлым (подлецам), убийцам, развратникам, колдунам, идолопоклонникам и всем лжецам - им место в озере (что пылает огнём) с горящей серой. Это вторая смерть" (21:8, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.19]).

    Под трусами, в Синод. переводе "боязливые", и неверными ("неверующие" [Л.20]) имеются в виду не проявления физического страха, слабой веры или неверия в существование Бога. Скорее  речь о боязни доверить свою жизнь Иисусу Христу, а также предательство по отношению у Нему. В последнем случае это "неверные", "те, кто отпал от Бога и отказался следовать за ним дальше" [Л.3].
     По окончании последнего суда (20:11-13) все категории грешников, в том числе названные в 21:8, не облекутся в бессмертие. Они окажутся в "озере, горящем огнём и серою; это - смерть вторая" (ст.8, б).
     Обозначает ли вторая смерть - "раввинистический термин, означающий смерть грешников в загробном мире" [Л.34, стр. 790] прекращение существования души или её вечные мучения? в точности неизвестно. В любом случае,  контраст между участью победителей и побеждённых разителен! (Рим.6:23).
 
9. Освещение Небесного Иерусалима (21:23, 24)
 
     Сделав отступление о посмертной участи грешников (21:8), Иоанн возвращается к теме загадочного небесного города (ст.9-22), сообщая удивительные сведения.

    "И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне (не нуждается в солнечном или лунном свете) для освещения своего; ибо слава Божия осветила (освещает) его, и светильник его - Агнец (является его светилом)" (21:23; в скобках, текст из [Л.2]).

    "Общее описание устроения города в Откр.21:12-22 взято из видения Иез.40-48 ..." [Л.28, стр. 572]. Нет. В отличие от ветхозаветного пророка, Иоанн говорит о городе, в котором НЕТ храма Иезекииля (Отк.21:22). Несомненно имеется в виду небесный город.   
     Авторы работы [Л.26] обоснованно относят ст.23 к риторике трансцендентности. "Становится ясно, что это совершенно другой мир, нежели тот, в котором мы живём" (стр. 997).
     Речь также не может идти о кардинальном обновлении существующей системы вещей в нашем физическом мире или строительстве новых земли и неба. Зачем новая планета? без моря, облаков, солнца, луны!
    "Городу не требуется солнце и луна, сотворённые источники света, так как он освещается светом несотворённым ..." [Л.7]. "Там нет ни солнца, ни луны, потому что слава Божья освещает его и Агнец" [Л.17]).
     Утверждение тайновидца "город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне  для освещения своего" (ст.23), а также физическая природа необычного света, не дающего тени, нам не понятны.
     Однако мы верим "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, Ин.4:24). Знаем также "Бог есть свет" (1Ин.1:5, б). Истинно, Христос есть Свет (Ин.1:7-10), кто последует за Ним "будет иметь свет жизни" (8:12). Но отвергающий спасение Его пребывает во тьме тени смертной.
     Как утверждает Иоанн, небесный Иерусалим освещает слава Божья посредством Господа Иисуса Христа, "светильник его" (Отк.21:23). "Присутствие Бога наполняет весь город" [Л.9], переполняет всех его жителей.
      Господь не только "освещает их" (22:5), но обитает внутри них (7:15), объединяя небожителей в одно тело во Христе.  В тот день сбудется обещание Его "вы во Мне, и Я в вас" (Ин.14:20).
     По указанной причине, верующие в Свет станут "сынами Света" (12:36, пер. [Л.2]). Сами излучают свет, "воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мт.13:43). Заблестят словно звёзды на небосводе, "навсегда" (Дан.12:3).
     Необходимую для жизни энергию даёт свет, исходящий от Бога Отца через Агнца Христа (Отк.21:23). Кто следует за Христом избежит тьмы и попадёт в жилище Света, "ибо свет, несущий жизнь, всегда будет с ним" (Ин.8:12, пер. [Л.20]; "будет иметь Свет жизни" [Л.2]).
      Небесный город явится светом также  для спасённых язычников, как обещано.

     "Народы будут ходить в его свете, и цари земли принесут в него свою славу" (21:24, пер. [Л.2]).

    "То будуть спасені народи з поган, спасені в усі часи від створення світу, а особливо під час тисячолітнього царства" [Л.16], "в увиденном им городе будут обитать народы, т.е. "язычники" [Л.4]. "Язычники будут наслаждаться его красотой" [Л.17; Л.7].
     Однако все, поклонявшиеся иным богам, в том числе прославленные "цари земные" попадут в райские обители только после Суда у белого престола (20:11-15). Спасутся, если их имена записаны в книге жизни у Агнца [Л.1].
 
10. Открытый город (21:25-27)
 
     Ещё несколько необычных фактов из всего множества увиденного сообщает пророк о таинственном городе.

     "Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет" (21:25).

     В древности  ворота в ограждающей город стене днём не закрывали, "запирали на ночь или при приближении врага" [Л.21, стр. 163; Л.25]. "Городские ворота закрывались каждую ночь для защиты жителей" [Л.26, стр. 181].
     Иоанна удивило иное, 12 ворот высокой стены (21:10-13) не запираются никогда. Даже на ночное время суток, потому что "ночи там не будет" (ст.25, рис. 3).
    Полную безопасность жителей города, как и его непрерывное освещение, обеспечивает Сам Бог (22:5). Ибо никто не властен над сущим, кроме Творца материи, пространства, времени (1Кол.1:16).
   "Там не будет ни дня, ни ночи, ни перерывов в труде, ни остановки в деятельности, т.е. навсегда исчезнет понятие о времени" [Л.7]. Точнее, исчезнет ощущение времени. Оно остановит свой бег, плотность его не имеет конца; а новыми мерами времени явятся: объёмы творчества, их последовательность, результаты (Отк.21:5, 2Пет.3:8).
     В вечном Царстве Небесном "пророчества прекратятся, и языки умолкнут", человеческое "знание упразднится" (1Кор.13:8). Но это не означает, что в Царство ничего не может поступить извне.

     "И принесут в него славу и честь народов" (21:26).

     Не только цари земные доставят в небесный город "славу и честь свою" (ст.24), но также подданные народы (ст.26). Они принесут не тленное серебро или золото, а "Лучшие ценности человеческой цивилизации ..." [Л.9]. Все сокровища,  собирашиеся не для земных целей, а предназначенные небу (Мт.6:19-21).
     В стихе 21:8 тайновидец уже делился откровением о посмертной участи людей, далёких от Бога. Теперь, рассказывая о Небесном Иерусалиме, он возвращается к этой важной теме.

    "И не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости (кто творит постыдное) и лжи (или лжёт), а только те, которые написаны (чьи имена занесены) у Агнца в книге жизни" (21:27; в скобках, текст из [Л.20]).

    "Если имя человека есть в этой книге, ему гарантирован пропуск в Новый Иерусалим. Если же имени человека там нет, он будет осуждён на смерть" [Л.32, стр. 685].
    Верно. После суда у белого престола все души людей, чьи имена не занесены в книгу жизни, будут брошены в "озеро огненное" (20:11-15), что приравнивается ко второй смерти (ст.14, 21:8). Поэтому в постоянно открытые ворота небесного города уже не проникнет ничто духовно нечистое, мерзкое, лживое (21:27, 1Кор.6:9, 10, Гал.5:19-21).
     Далеко не все удивительные особенности чудесного Царства Небесного описал Иоанн, а из сказанного - не всё нам понятно. Тем не менее ясно, войти в райские обители можно только через Иисуса Христа, если ваше имя записано в Его "книге жизни" [Л.22].

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "9. Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)".
2. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
3. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
4. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
5. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
6. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
12. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
14. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
15. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
16. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
17. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
18. Бухвальд В., Рягузов В. Будущее мира и Израиль.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 256 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
20. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
21. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
22. Статья № 11 "Спасение".
23. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
24. Зауэр Э. Триумф распятого.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 220 с.
25. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
26. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
27. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
28. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
29. Элкорн Рэнди. Небеса.- Чернигов: In Lumine, 2011.- 364 с.
30. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
31. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
32. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
33. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
34. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1468 с.
День Господень