Комментарий к Книге Откровение. Царство Небесное (21:1-8, 23-27)

"Ещё: подобно Царство Небесное сокровищу,
скрытому на поле, которое, найдя, человек
утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё,
что имеет, и покупает поле то" (Мт.13:44)
   
"И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне
для освещения своего;  ибо слава Божия осветила
его, и светильник его - Агнец" (Отк.21:23)

1. Вступление
 
       Уникальные видения посмертной участи погибших в годы Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), главная тема 20-й главы  Откровения [Л.1]. Последние две главы посвящены рассказу о  Царстве Небесном, месте пребывания всех, чьи имена записаны в Книге жизни.
     "В Библии показаны мир земной и мир небесный" [Л.26, стр. 1108]. Совершенно верно, существует 2-е вселенные: имманентная физическая и сверхъестественная метафизическая (трансцендентная). Они абсолютно разные, но загадочным образом связаны между собой, например, как земной Иерусалим олицетворяет небесный (Евр.12:22-24).
       Композиция ст.21:1-8, 23-27. 1. Введение о месте нахождения Иоанна (21:1).
           2. Изложение главной темы - рай, его жители (21:2-7, 23-26).
           3. Заключение, содержащее условие вхождения в потусторонний мир (21:27).
      Главная тема. Неземной город, приготовленный словно невеста Агнца, украшенная для мужа.
      Цель написания. Утешение и ободрение христиан всех эпох, в т.ч. живущих в период Великой скорби.
    Содержание. Пребывая на небесах (21:1), апостол видел святой город, нарядный подобно невесте (ст.2). Место, где Бог пребывает со Своим народом (ст.3), творя всё новое (ст.5), а прежнее пройдёт: смерть, слёзы, болезни (ст.4). Побеждающий  наследует всё  сущее (21:6, 7), побеждённых грехом ожидает вторая смерть (ст.8).
       Вышний Йерушалаим не нуждается в солнце да луне, т.к. постоянно освещается Богом (21:23-26). Ворота его всегда открыты (ст.25), однако, никто из нечестивых не может проникнуть в него (ст.27).
       Проблемы толкования. Что именно подразумевается под новыми землёй и небом; где находится святой Иерусалим, всё новое, творимое Сидящем на престоле. Какова сущность терминов, "вода жизни", "смерть вторая", "слава Божья".

2. Трансцендентный  мир (21:1)
    
        Суд в духовном царстве у великого белого престола оканчивается уничтожением  хранилищ умерших (20:14) и гибелью душ тех, "кто не был записан в книге жизни" (ст.15, [Л.1]).
      Затем пророку открывается видение таинственного места, давешние агрегатные состояния миновали, буквально "ушли" (пер. [Л.19]), убежали от Сидящего на престоле (20:11); ибо тайновидец возносился в Духе (21:10, высокая гора означала небеса).

     "И (Потом) увидел я новое небо и новую землю;  ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (уже не было), и моря уже нет (тоже больше не было)" (21:1; в скобках, текст из [Л.2, 3]).

      Удивительно, на ст.1 написано больше комментариев, чем на все остальные стихи  главы 21 вместе взятые. Здесь "описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за тысячелетним царством" [Л.4].
      "По видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю"
[Л.30, стр. 794], "составляющие этого мира распадаются, а затем вновь соединяются" [Л.31, стр. 723].  Былые атмосфера да геосфера будут устранены, уничтожены, исчезнут, сгорят, перестанут существовать [Л.5-14, 21, 24].
      "Отже, це "перше небо", цебто наша земна атмосфера має зникнути, як дим, промiнути з гуркотом i, палаючись, розтопитися ... всi елементи повiтря згорять, а азот розтопиться" [Л.16, стр. 270]. "Вся прежняя вселенная разрушена, и Бог создаёт новую вселенную, которая будет местом вечной жизни спасённых" [Л.10]. По окончании суда Творец создаст иной мир [Л.3, 21] либо обновит прошлый [Л.5, 10, 16, 25, 28, 29].
      "Не думаю, что Бог будет уничтожать существующие сейчас небеса и землю. Скорее, Он подвергнет очищению и переустройству ту субстанцию, из которой сотворена существующая ныне вселенная" [Л.15; Л.32]. Исчезнут горные массивы, моря, океаны, сгорит вода, якобы распавшись на водород и кислород [Л.16], "але з того перетопленого та обновленого матерлу Бог створить нову землю"  (стр.271).
     Все приведенные выше предположения, в т.ч. сказочные, интересны. Но в Библии НИЧЕГО не говорится о будущих другой планете или кардинально обновлённой старой. Вовсе нет. Йахвэ Элохим обещает избранному народу, "Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их" (2Пар.7:14, в). Милосердный исцелит колыбель человечества, а не расплавит её и создаст очередную.
      Господь Иисус Христос открывает нам истину, "весь мир обновится, и Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.2]), возвратившись в ранее сотворённую вселенную (24:30).  Иоанн же пребывал на небесах (4:1-3), обозревал принципиальные для него новые рай и святой Иерусалим; видел их УЖЕ существующими (21:1, 2, 10-21).
      Традиционная ссылка на Ис.65:17-25 и 66:22 совершенно неправомочна, нави провидит будущую теократию на прежней земле, что хорошо видно из контекста. Там есть солнце (24:23, 30:26), море (49:8-12), снова возникнут дороги да реки в бывшей безводной пустыне (43:19), останется потомство (66:22).
       Сверх того, в эпохе правления Мессии, "ещё присутствуют грех и смерть. Из Вечного царства они будут навсегда удалены" [Л.17]. Да, в 21-й главе Откровения речь о видении "Вечного царства" в нём отсутствуют болезни, смерть, грех (ст.4, 27). Несомненно, ученик Христа видел трансцендентный мир, его архетипом служил библейский рай.
 
3. Приют  благодати?

        Авторы работы [Л.18] утверждают. "Многое из того, что говорится о новой земле, напоминает Едемский сад, рай ..." (стр. 250), "который описывается в Отк.21:1" [Л.33, стр. 370]. "Раем начинается Священное Писание, раем оно заканчивается" [Л.24, стр. 185]. Совершенно верно.
      Если сотворение очередной планеты якобы произойдёт лишь после миллениума, по версии авторов [Л.3, 4, 30 и др.], тогда где находятся спасённые души? И зачем создавать новую твердь, если УЖЕ существует место блаженства?
     "Небо - это вечный и трансцендентный мир, обитель Бога, ангелов и прославленных верующих"
[Л.26, стр. 673]. Как пишет апостол Павел. "Наше же жительство на небесах ..." (Фил.3:20); в доме Отца, где "обителей много" (Ин.14:2). Пётр называет их, "вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет.1:11).
      Место всех христиан, избавленных от тела смерти, в Небесном Царстве (2Тим.4:18), там находятся Авраам, Исаак, Иаков (Мт.8:11), божьи пророки (Лк.13:28). Они пребывают не на будущей планете или промежуточном Небе, но в объятиях Отца и Сына (Ин.12:26), став подобными образу Его (Рим.8:29, 1Ин.3:2).
       Провидец, будучи в Духе (21:10), несомненно видел парадиз (ст.1-4, 10-27; 22:1-5). "Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землёй" [Л.32, стр. 805], здесь отсутствует всё знакомое, привычное, неизменное.
      Он обозревал загадочный метафизический мир, вышний престол, реку воды жизни; древо жизни, находящееся "посреди рая Божия" (2:7), вовсе не растущее посреди иной планеты. Павел, подобно Иоанну, "восхищён ("вознесён" [Л.19]) был до третьего неба", побывал в эдеме (2Кор.12:1-4).
       Приют благодати, "где обитает праведность" (2Пет.3:13, пер. [Л.2]), уже существовал, как минимум, 2 тысячи лет назад; его с нетерпением ожидал Пётр, дожидались первые христиане (ст.13, Евр.12:22-24).
       Раскаявшемуся злодею Иисус сказал, "ныне же ("сегодня", пер. [Л.2, 3, 19, 20]) будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Он не обещал забрать его, когда создаст новые землю и небо - они "являются образами духовного, небесного мира, вечного Царства Божьего ... это то место, где обитает Бог" [Л.27, стр. 209, 210].
      Согласно Писания. "Господь в небесах поставил Свой престол, и царская власть Его господствует над всем" (Пс.102:19, пер. [Л.2]), в том числе над будущим  миллениумом на земле (Отк.11:15), отражением высшего мира, принадлежащего Вседержителю.
       "Вот у Господа, Бога твоего, (1) небо и (2) небеса небес (букв. "высшие" [Л.32, стр. 868]), (3) земля и (4) всё, что на ней" (Втор. 10:14).
   
4. Невеста (21:2)
 
       У Всевышнего совершенно иное "небо", принципиально другая "земля", "моря уже нет" (21:1). Но почему новозаветный пророк обращает внимание читателей на такую деталь?
      В мифологии древнего Ближнего Востока море служило архетипом хаоса, т.е. беспорядка, бесформенности, неустроенности. В потустороннем месте, "Хаоса больше нет, есть только совершенное и упорядоченное Царство Бога" [Л.26, стр. 1273].
       Для всех, стремящихся в приют благодати, "Он приготовил им город" (Евр.11:16), его архитектор да строитель Сам Господь (ст.10).

     "И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий (спускающийся) от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная (нарядившаяся) для мужа своего" (21:2; в скобках, уточнения из [Л.20]).

       Одни богословы полагают, вышний Йерушалаим спустится сверху [Л.4, 10, 24, 30, 31] в облаках [Л.26, стр. 1088]; "в нём будет обитать Иисус, Агнец Божий" (стр. 742). 
      Лишь "исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Небесного Иерусалима" [Л.21, стр. 625] или сойдёт "на новую Землю ... на промежуточном Небе"  [Л.29]. 
      Противоположное мнение, он "созидается на земле" [Л.8; Л.28]. "Побудовано воно буде на єдиній великій конусоподібній горі, на місці, як думають, стародавнього Єрусалиму" [Л.16].
     "Окончательное жилище праведников тоже будет называться Иерусалимом, который будет находиться на земле. Этот город опустится с небес после финального суда"  [Л.37, стр. 211].
      Третьи авторы возражают, "он с неба сошёл, но до земли не дошёл" [Л.7]. "Тот факт, что нигде не говорится о его приземлении, побуждает некоторых видеть его парящим над новой землёй" [Л.17; Л.4].
      "Как видно, город этот зависнет в пространстве, как звезда ..." ([Л.7], рис. 1). Некоторые христиане предполагают, над сушей зависнет не мегалополис, а Церковь невеста Христа, но зачем ей зависать?

5. Низ  и  верх
 
       Причина перечисленных выше детских заблуждений кроется в игнорировании очевидного факта. "В Библии представлены два Иерусалима. Первый находится на земле и становится домом Христа во время тысячелетнего царства. Другой - на небесах, небесный город, отражение земного Иерусалима" [Л.13].
      Точнее, временные постройки внизу суть отражение вечного жилища вверху. "Наша мать - это он!" (Гал.4:26, пер. [Л.19]), пишет Павел о горнем Иерусалиме, противопоставляя ему мирской (ст.25), в котором НЕТ дерева жизни.
       Согласно Писания, земное (евр. "олам газе") - миру сему, новые восстановленные после великого землетрясения столица [Л.22] и Храм, измерить его предложено любимому ученику Христа (11:1).
       Вместе с тем,  небесное (евр. "олам габа") - вечности, святой Йерушалаим и его жители (21:2-4, 10-27; великая и высокая гора в ст.10 равнозначны заоблачной выси).
       Посему написано. "Здесь, на земле, у нас нет родины, и мы ожидаем будущего города" (Евр.13:14, пер. [Л.2]), вышнего (12:22). В нём нет храма (Отк.21:22), но имеется таинственное древо жизни (22:2), растёт оно "посреди рая Божия" (2:7).
       Иоанн видел новый для него супермегаполис, невероятных размеров: длиной, шириной, высотой по 2 200 километров! (21:16). Созданный из не существующих во вселенной строительных материалов (ст.18-21), в нём нет дерева смерти.
      Йерушалаим, "сходящий от Бога с неба" (ст.2), его "художник и строитель Бог" (Евр.11:10, б), не опустится на нашу планету (зачем?), даже не зависнет над ней. Но с одного неба сошёл на другое, буквально, опустился от центра к периферии (Отк.3:12).
      В позднем иудаизме насчитывалось 7 сфер [Л.21, стр. 626]), рай находился на третьем (стр. 817). Павел "восхищён был до третьего неба", побывал в раю (2Кор.12:2-4).
      Прекрасный город-сад прозрачен будто стекло, его здания, пропуская сквозь себя свет, сияют словно чистое золото в лучах солнца, переливаются всеми цветами радуги точно драгоценные камни (Отк.21:18-21); он заполнен счастливыми жителями из всех народов (ст.24-27).
      Великолепие, выходящее за пределы человеческого опыта, трудно описать из-за отсутствия соответствующих терминов, понятий, архетипов. Оттого тайновидец сравнивает увиденное с невестой, "как новобрачная, нарядившаяся ради мужа своего" (ст.2, пер. [Л.20]).
 
6. Святилище (21:3, 4)
 
        Пребывая в Духе, апостол видит неземной Йерушалаим (21:2, 10-27), слышит утешительные для христиан слова.

      "И услышал я громкий голос с неба (прозвучавший от трона), говорящий: се, скиния (Это жилище) Бога с человеками, и Он будет обитать (жить) с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (им)" (21:3; в скобках, текст из [Л.2]).

      Сравнительно небольшой походный храм-шатёр Моше (Исх. гл.25-31), служил временным переносным сооружением для Йахвэ Элохим (29:45), обитавшем среди "сынов Израилевых" незримо, в святая святых (евр. "Двир"), за завесой. Он общался с грешным народом посредством священников и системы приношения жертв.
     На небе скиния это целый город, поразительно больших гигантских размеров в форме геометрической фигуры (Отк.21:16). Вероятно куба, подобно внутреннему помещению ("святая святых") в иерусалимском Доме молитвы (3Цар.6:20).
     Главное отличие райского здания от земных храмов не в размерах, но в близких доверительных отношениях Спасителя со спасёнными, "Он будет жить вместе с людьми!" (Отк.21:3, пер. [Л.19]). Христос пребывает в трансцендентном Двире (Еф.1:20), где находится Церковь первенцев (Евр.12:22-24) и мы там будем (Ин.12:26). "Наше же жительство - на небесах ..." (Фил.3:20), где "обителей много" (Ин.14:2).
     "Иисус сравнивает небо с величественным домом со многими обителями ..." [Л.26, стр. 997]. Да, на самом деле, место паломников в Доме Христа, совсем не на новой планете, по версии [Л.4, 24], или промежуточном Небе [Л.29], в промежуточном теле [Л.30].
       "Сидящий на престоле будет обитать в них" (7:15), в храме Духа. Ибо "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, а), "Бог есть Дух" (Ин.4:24, пер. [Л.2, 3, 19, 20]). Творец и творение, созданное как образ Его, покорившееся "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер. [Л.2]), станут ОДНИМ целым  (Ин.14:20).
      Наконец-то осуществится чаяние странников всех эпох, "они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет им Богом" (Отк.21:3, пер. [Л.2]). Господином духам праведников, ставших совершенными (Евр.12:23), сверх того, "праведники увидят Его лицо" (Пс.10:7, пер. [Л.2]).
       Поистине. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мт.5:8, Отк.22:4). Увидят Его жители святого Йерушалаима, "искупленные периода Ветхого и Нового Заветов" [Л.31, стр. 723]. Отныне любовь, радость, мир навсегда пребывают со спасёнными. Утопическое иллюзорное стало реальным, а унылая мучительная реальность - иллюзорной.
    
      "И отрёт Бог всякую слезу (каждую слезинку) с очей их, и смерти не будет уже (больше); ни плача (не будет больше ни скорби), ни вопля, ни болезни (боли) уже не будет; ибо прежнее прошло (ушло навсегда)" (21:4; в скобках, текст из [Л.19]).

     В повествовании о Царстве Небесном не обойтись без трогательной аллегории родительского утешения детей (ст.4, а) или пасторальных символов (7:17). С их помощью нам открывается великая истина, нет более безопасного и счастливого места, чем обители Отца, Сына и Духа; стране, где сбываются мечты скитальцев.
       Рассказывая о загадочном метафизическом мироздании (21:1, 4, 22-27), Иоанн изображает его "путём отрицания присутствия в нём земных качеств" [Л.26, стр. 997]. Там "смерти не будет" (ст.4), уйдут навсегда слёзы, плач (скорби), вопли (крик), болезни (боли). Исчезнут голод, жажда, зной (7:16), ощущение времени, "ибо прежнее прошло" (21:4, "всё старое исчезло", пер. [Л.20]).
 
7. Истинно  верные  слова (21:5)
 
        Если прежнее отойдёт в прошлое (ст.4), откуда возьмётся замена старому? Пророк услышал ободряющую речь.
  
     "И сказал Сидящий на престоле: се (Я), творю всё новое. И говорит мне (Он добавил): напиши; ибо слова сии истинны и верны" (21:5; в скобках, уточнения из [Л.2, 3]).

     Значит "Господь создаст качественно новые небо и землю ... вместо старого неба и земли" [Л.9]? Маловероятно, т.к. в ст.5 отсутствуют упомянутые сведения. Возможно, "обновление касается всего творения" [Л.7]? Однако тут говорится не о замене устаревшего.
      Но, "если Он сказал, что творит всё новое, значит, это уже свершилось" [Л.23]. Например, сотворение вселенной (Быт. гл.1), затем, "Бог закончил труд, который Он совершал" (2:1-3, пер. [Л.2]).
      Истинно сказанное Сидящим на престоле, "Смотри, Я творю всё новое!" (Отк.21:5, пер. [Л.19]), всё же, утверждение относится не столько к объектам уже сотворённой вселенной, её чертежи находятся на небесах. Сколько касается темпоральной вечности, потустороннего таинственного царства, оно непрерывно преобразуется Словом, Духом, творческой волей Отца.
      Вопреки широко распространённому мнению, вечность не безвременна, ибо творить можно лишь в системе последовательности изменений, а мерой служит их количество. Христос утверждает, "Мой Отец совершает работу всегда" (Ин.5:17, б; пер.[Л.2]). Поскольку "вечность представляет собой бесконечную протяжённость времени" [Л.36, стр. 204].
     На плоды творчества Художника и Строителя (Евр.11:10, 12:22-24) предлагается посмотреть Иоанну (Отк.21:5), в т.ч. на восхитительный город-сад, "невесту Агнца" (ст.9-21).
      Почему Господь настаивает на очевидном? приказывая тайновидцу, "напиши; ибо слова сии истинны и верны" (ст.5). Потому что осознание истины сотворённости ВСЕГО сущего служит основой основ здравого мировоззрения во все эпохи.
      Во фразе, "се, творю всё новое" звучит большое утешение для всех любящих Иисуса Христа, оставляющих бренный мир, юдоль печали да тени смертной. На небесах Благословляющий творит для них иное, ранее не доступное познанию, невиданное (1Кор.2:9), совершенное (13:8-10).
       Как ни толковать стих Отк. 21:5, знаем, Творец выступает в качестве единственного творческого Начала, созидающего как всё невидимое, так видимое, происходящее из невидимого нами (Евр.11:3).
 
8. Альфа  и  Омега (21:6)
 
      В следующем стихе,  Сидящий на престоле открывает Иоанну тайну. Сообщает 3-и важные истины, касающиеся мира, его Создателя, землян, жаждущих вечности.

     (Затем Он) сказал мне: совершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; жаждущему (кто мучится от жажды) дам даром от источника воды живой" (21:6; в скобках, текст из [Л.2, 3]).

     Слово "совершилось", точнее "свершилось" [Л.2, 3, 19, 20], "в подлиннике стоит во множественном числе и означает: "Исполнились эти дела" [Л.7]. По-видимому, указывая на завершение истории человечества [Л.1].
      "Провозглашение Вечного Царства отмечает завершение Божьих планов для земли, на которой мы живём" [Л.17]. "Совершилось то, что от вечности было предусмотрено Богом в Его дивном плане спасения" [Л.6; Л.3, 5, 9].
      Господь творил, творит, всегда будет творить, созидая в Царстве Небесном "всё новое" (21:5). Оттого подобно первой и последней буквам греческого алфавита (рис.2), Он "Альфа и Омега, Начало и Конец!" (ст.6, пер. [Л.2, 3]). Начинающий дело творения да оканчивающий его, Сам пребывающий вечно.
     Всем жаждущим Спаситель торжественно обещает. "Я щедро расточаю воду из ручья жизни" (21:6, пер. [Л.20]; Синод. пер. "дам даром от источника").
      Разумеется речь не о физической жажде, но страстном желании спасения от смерти, источнике "воды живой" (ст.6). Духовном потоке, исходящем "от престола Бога и Агнца" (22:1). Отражение его на земле - буквальная река будущего мессианского царства, текущая из под иерусалимского храма (Иез.47:1-12), Иоил.3:18, Зах.14:8).
      Иисус Христос даром предлагает всем живую воду, "что устремляется" (пер. [Л.19]) в вечность (Ин.4:14), облекающую смертное в бессмертное (1Кор.15:54).
       Традиционное толкование. "Вода жизни является символом ... это полнота жизни с Богом и вечные благословения" [Л.3, стр. 685; Л.25, стр. 1742]. "Вечная духовная" субстанция [Л.17]. С данными символическими определениями можно было бы согласиться.
       Однако в Царстве Небесном Иоанн видел "чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл" (22:1, 2). Он говорит о чём-то конкретном, не о символе, т.е. условном знаке отвлечённого понятия.
      Кристалл, сверкающий словно хрусталь, служит источником существования (21:6), по обе стороны реки растёт вечнозелёное плодоносящее дерево для исцеления (22:2). Что означают загадочные влага и растение? дающие "жизнь вечную".
       Сейчас  мы не можем понять, как многое другое из иного изумительного духовного мира ... но обязательно познаем (1Кор.13:12). "Плод праведника - древо жизни" (Пр.11:30 а; Отк.22:14), он получает доступ к Дереву знаний, животворной реке, счастливому творческому бытию.
 
9. Разная  участь (21:7, 8)
 
       Кроме обещания дара вечной жизни, Господь даёт ещё 2 обетования (21:7, 8). Ведь только Он "имеет власть впускать или не впускать людей в вечное Царство Божие" [Л2., стр. 1171], у Него ключ (Отк.3:7). Иоанн сообщает о судьбе 2-х категорий душ, попавших в трансцендентный мир: триумфаторы и повергнутые в отчаяние (21:7, 8).

      "Побеждающий наследует всё (это), и (Я) буду ему Богом, и (а) он будет Мне (Моим) сыном" (21:7; в скобках, уточнения из [Л.2]).

      О ком идёт речь в ст.7? в некоторых переводах "Победитель" [Л.3, 19], ещё точнее, тот, "кто одержит победу" [Л.20]. Очевидно,  "кто верит, что Иисус - Сын Божий (1Ин.5:5). Верой он побеждает мир (ст.4)"  [Л.17], "человек, над которым грех не господствует " [Л.5, 6].
      Логично. Достигшие успеха в борьбе с источником греха, "кровию Агнца и словом свидетельства своего" (12:11), получат в наследие "всё" в Царстве Его (21:3-7). Обретут полноту знания, невероятный разум, невиданные силы, безграничные творческие возможности, всеобъемлющую любовь (1Кор.13:10-13, Прит.2:6).
       Потому что "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15, "раскинет над ними Свой шатёр", пер. [Л.2, 3]). Ибо есть Слово (Ин.1:1-3), Он Дух (4:24, 2Кор.3:17), освещающий Небесный Иерусалим (Отк.21:23), город невероятных размеров (ст.16).
       Всё, чем обладает Господь, победившие зло добром наследуют на правах возлюбленных детей Его, как обещано. буду его Богом, а он будет Моим сыном" (Отк.21:7, пер. [Л.2, 3]. Что ожидает в загробном мире  побеждённых грехом?
     
     "Но трусам, неверным (предателям), подлым (подлецам), убийцам, развратникам, колдунам, идолопоклонникам и всем лжецам - им место в озере (что пылает огнём) с горящей серой. Это вторая смерть" (21:8, пер. [Л.2]; в скобках, текст из [Л.19]).

      Под трусами, в Синод. пер. "боязливые", и неверными ("неверующие" [Л.20]) имеются в виду не проявления физического страха, слабой веры или неверия в существование Вседержителя. Скорее   боязнь доверить жизнь Иисусу Христу или предательство по отношению к Нему. В последнем случае, они "неверные", "те, кто отпал от Бога и отказался следовать за ним дальше" [Л.3].
     С окончании суда (20:11-13) все нечестивые, в т.ч. названные в ст. 21:8, не облекутся в бессмертие. Наоборот, окажутся в "озере, горящем огнём и серою; это - смерть вторая" (ст.8, б), "раввинистический термин, означающий смерть грешников в загробном мире" [Л.34, стр. 790].
      В точности неизвестно имеется в виду конец существования души (ст.8) или её вечные мучения. Тем не менее, контраст между участью победителей и побеждённых разителен (Рим.6:23).
      Для безбожников первая смерть младшая сестра второй, только "На пути праведности - жизнь; ходя её тропами, смерти не встретишь" (Пр.12:28, пер. [Л.2]).
 
10. Небесный  Иерусалим (21:23, 24)
 
      Сделав отступление о посмертной участи нечестивых (21:8), тайновидец возвращается к теме изумительного райского мироздания (ст.9-22), сообщая удивительные невероятные для нас сведения.

      "И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне (не нуждается в солнечном или лунном свете) для освещения своего; ибо слава Божия осветила (освещает) его, и светильник его - Агнец" (21:23; в скобках, текст из [Л.2]).

    "Общее описание устроения города в Откр.21:12-22 взято из видения Иез.40-48 ..." [Л.28, стр. 572]. Нет. В отличие от ветхозаветного пророка, апостол говорит о месте, в котором НЕТ храма (Отк.21:22), описанного Иезекиилем (Иез.40-48). Бесспорно имеется в виду небесный Йерушалаим.   
       Авторы работы [Л.26] относят стих Отк.21:23 к риторике трансцендентности. "Становится ясно, что это совершенно другой мир, нежели тот, в котором мы живём" (стр. 997). Речь также не может идти о кардинальном обновлении существующей системы вещей в физическом мире или строительстве новых земли да неба.
       Для чего нужна иная планета? без моря, солнца, луны, звёзд, облаков, дождя. Несомненно, Иоанн видел неземную обитель. "Городу не требуется солнце и луна, сотворённые источники света, так как он освещается светом несотворённым ..." [Л.7]. "Там нет ни солнца, ни луны, потому что слава Божья освещает его и Агнец" [Л.17]).
     Утверждение, он "не имеет нужды ни в солнце, ни в луне  для освещения своего" (ст.23) и физическая природа электромагнитного излучения, не дающего тени, загадочны. Всё же мы верим, "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, Ин.4:24), и знаем, "Бог есть свет" (1Ин.1:5, б).
      Истинно, Христос есть Светоч (Ин.1:7-10), кто последует за Ним "будет иметь свет жизни" (8:12). Однако, "чтобы стать "сынами" Его, надобно "получить свет от Иисуса" [Л.35, стр. 557]; а отвергающий спасение Его пребывает во тьме тени смертной.
      На небе Йерушалаим освещает слава Отца посредством Сына (Отк.21:23). "Присутствие Бога наполняет весь город" [Л.9], переполняет всех жителей. Он "освещает их" (22:5), более того, таинственным способом обитает внутри них (7:15), объединяя в ОДНО тело во Христе.  В тот день исполнится обещание Его, "вы во Мне, и Я в вас" (Ин.14:20).
       Искупленные станут "сынами Света" (12:36, пер. [Л.2]), сами "воссияют, как солнце" (Мт.13:43), заблестят словно звёзды на небосводе, "навсегда" (Дан.12:3). Необходимую для жизни энергию даёт сияние, исходящее от Бога Отца через Агнца Христа (Отк.21:23).
       Кто следует за Ним избежит тьмы, попадёт в жилище Его; отныне "свет, несущий жизнь, всегда будет с ним" (Ин.8:12, пер. [Л.20]). Вместе с тем, небесный город-сад окажется восходящим солнцем и для спасённых язычников, согласно обетования.

       "Народы будут ходить в его свете, и цари земли принесут в него свою славу" (21:24, пер. [Л.2]).

     "То будуть спасені народи з поган, спасені в усі часи від створення світу, а особливо під час тисячолітнього царства" [Л.16], там "будут обитать народы, т.е. "язычники" [Л.4]. "Язычники будут наслаждаться его красотой" [Л.17; Л.7].
       Но поклонявшиеся иным богам, даже прославленные "цари земные", попадут в рай лишь после Суда (20:11-15). Спасутся, если их имена записаны в Книге жизни у Агнца [Л.1].
 
11. Город  настежь? (21:25-27)
 
        Ещё ряд необычных фактов из всего множества увиденного сообщает пророк о необычайном таинственном месте.
 
      "Ворота его ("никогда" [Л.2]) не будут запираться днём, а ночи там не будет" (21:25).
 
     Днём входы в ограждающей стене не закрывали, "запирали на ночь или при приближении врага" [Л.21, стр. 163; Л.25]. "Городские ворота закрывались каждую ночь для защиты жителей" [Л.26, стр. 181].
       Иоанна удивило иное, 12 ворот высокой стены (21:10-13) не запираются никогда. Даже в ночную пору суток ... ибо "ночи там не будет" (ст.25, рис. 3). Полную безопасность жителей супермегаполиса, его непрерывное освещение, обеспечивает Сам Бог (22:5). Никто не властен над всем сущим, кроме Творца материи, энергии, пространства (Кол.1:16).
     "Там не будет ни дня, ни ночи, ни перерывов в труде, ни остановки в деятельности, т.е. навсегда исчезнет понятие о времени" [Л.7], точнее, исчезнет его ощущение.
      Время остановит разрушительный бег, плотность его весьма велика; новыми мерами окажутся: объёмы творчества, их последовательность, результаты (Отк.21:5, 2Пет.3:8).
     Естественно, в темпоральной вечности "пророчества прекратятся, и языки умолкнут", человеческое "знание упразднится" (1Кор.13:8); что совсем не означает, в Царство ничего не может поступить извне.

       "И принесут в него славу и честь народов" (21:26).

      Цари земные доставят в город-сад "славу и честь свою" (ст.24), также и подданные их (ст.26). Паломники принесут "Лучшие ценности человеческой цивилизации ..." [Л.9], сокровища,  собиравшиеся не для мирских целей, а предназначенные небу (Мт.6:19-21). Все жители воздадут Богу славу (Отк.7:9-12).
       В стихе 21:8 апостол уже делился откровением о посмертной участи нечестивых. Теперь, рассказывая о Небесном Йерушалаиме, он напоминает об их участи.

      "И не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости (кто творит постыдное) и лжи (или лжёт), а только те, которые написаны (чьи имена занесены) у Агнца в книге жизни" (21:27; в скобках, текст из [Л.20]).

      "Если имя человека есть в этой книге, ему гарантирован пропуск в Новый Иерусалим. Если же имени человека там нет, он будет осуждён на смерть" [Л.32, стр. 685]. Верно.
      После суда у белого престола, суда по делам, все души, чьи имена не занесены в Книгу жизни, бросят в загадочное "озеро огненное" (20:11-15), что приравнивается ко второй смерти (ст.14, 21:8). Вот почему в постоянно открытые ворота города уже не проникнет ничто духовно нечистое, мерзкое, лживое (21:27, 1Кор.6:9, 10, Гал.5:19-21).
       Далеко не все удивительные особенности сверхъестественного Царства описал Иоанн, из сказанного не всё понятно. Всё же ясно, войти в райские обители можно только через Господа Иисуса Христа, если ваше имя записано в Его "книге жизни" [Л.22].
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "9. Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)".
2. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
3. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
4. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
5. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
6. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
10. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
11. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
12. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
13. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
14. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
15. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
16. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
17. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
18. Бухвальд В., Рягузов В. Будущее мира и Израиль.- СПб.: Библия для всех, 2010.- 256 с.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
20. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
21. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
22. Статья № 11 "Спасение".
23. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
24. Зауэр Э. Триумф распятого.- Киев: Союз ЕХБ Украины, 1991.- 220 с.
25. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
26. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
27. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
28. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
29. Элкорн Рэнди. Небеса.- Чернигов: In Lumine, 2011.- 364 с.
30. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
31. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
32. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
33. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
34. Теологический энциклопедический словарь.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2003.- 1468с.
35. Словарь "Иисус и Евангелия".- М.: ББИ св. апостола Андрея, 2003.- 832 с.
36. Прокопенко А. Замысел Вседержителя: Библейское учение о Божьей воле и провидении.- СПб.: Библия для всех, 2013.- 552 с.
37. Бивер Дж. Движимые вечностью.- Украина, 2018.- 345 с.
День Господень