Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)

"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда
небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на  ней сгорят"
(2Пет.3:10)
                            
                          "За то проклятие поедает землю, и несут наказание
живущие  на ней; за то сожжены обитатели земли,
и немного осталось людей" (Ис.24:6)
 
1. Вступление

      Пётр, в греч. переводе с арамейского Кифа [Л.1], точнее Кефа [Л.2], означает "камень" или "скала", один из 12 первых учеников Господа. Настоящее имя апостола Симон, евр. "Симеон Бар-Иона" (Мт.16:17, Ин.1:42), новое имя "Пётр" он получил от Иисуса при первой их встрече [Л.2].
      Родом из Вефсаиды, Симеон жил в Капернауме, занимался ловлей рыбы вместе с братом Андреем, учеником Иоанна Крестителя [Л.1]. После призвания на служение у Геннисаретского озера Кифа, благодаря своим качествам, стал лидером среди ближайшего окружения Учителя, особенно близким к Нему, наряду с Иоанном и Иаковом.
      В апостольский период Пётр был руководителем церкви, проповедником, миссионером на протяжении более 30 лет. О дате и обстоятельствах его смерти, месте захоронения почти ничего неизвестно [Л.2].
      По преданию, заключительные годы служения выдающегося ученика Господа прошли в Риме. В годы гонений на христиан при императоре Нероне, апостол принял мученическую смерть через распятие вниз головой  [Л.1, 3]. Предполагается, его казнили в конце 67 г. от Р.Х., или в начале 68 г. [Л.3-5], или в 64 году [Л.1].
     Симеон Бар-Иона считается автором 2-х посланий, отличающихся по стилю, содержанию, срокам написания. Некоторыми богословами его авторство при написании Второго послания подвергается сомнению, однако их аргументам не хватает убедительности.
      Время написания книги. В точности не определено, от первой половины I века до второй половины II века. Большинство специалистов настаивает на ранней дате написания: между 64 и 68 г.г. [Л.5], в 67 или 68 годах [Л.6], между 65 и 67 г.г. [Л.4, 7], около 67 года [Л.8, 9] или 66 г. [Л.10], ранее 64 г. [Л.2], с 60 по 70 годы [Л.1].
       Композиция ст. 3:6-13
. 1. Вступление, напоминание о судьбе предыдущего мира, погубленного водой (3:6).
           2. Изложение главной темы - обстоятельства суда в последние дни:
                а) гибель от огня (ст.7-9);
                б) саморазрушение стихий (ст.10);
                в) обращение к святым (ст.11, 12).
           3. Заключение, призывающее христиан ожидать новые небо и землю (ст.13).
       Главная тема. Эсхатологический День Господень,  пора Его активного вмешательства в историю для наказания и спасения.
       Цель написания. Предупредить верующих о грядущем покарании нечестивых, всех призвать к святой жизни.
       Содержание. Напомнив зубоскалам о судьбе предыдущего поколения (3:6), апостол предсказывает подобную участь роду сему (ст.7). Насколько быстро наступит конец творению, извратившему путь свой, знает один Всевышний (ст.8), Он не спешит с воздаянием, ожидая покаяния (ст.9).
      Начнётся суд в Йом Адонай, тогда исчезнет небо, разгоревшиеся стихии разрушатся, на поверхности всё сгорит (3:10). Оттого ловец человеков призывает к святости (ст.11) тех, кто ожидает и желает наступления Дня Божия (ст.12), новых неба да земли (ст.13).
    Проблемы толкования. Нынешняя цивилизация будет полностью уничтожена или всего лишь очищена огнём. Почему апокалиптический День Господень сравнивается с вором, по какой причине исчезнет небосвод, что подразумевается под стихиями, новым мирозданием.
 
2. Очищение  огнём? (3:6, 7)
 
      Ещё при жизни Его учеников были насмешники, отвергавшие искупительную жертву Иисуса Христа, не верившие во второе пришествие, суд, покарание (3:1-4). "Никаких катаклизмов не случалось в прошлом,- утверждают они,- а потому нет причины считать, что такое случится в будущем" [Л.33, стр. 732]. Наглым ругателям, потерявшим страх перед Богом, Пётр напоминает.

    "Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою" (3:6; "посредством воды был разрушен прежний мир, будучи затоплен", пер. [Л.10]).

      Творец вселенной в дни жизни Ноя навёл глобальный потоп (Быт.6:17), ибо "земля наполнилась от них (людей) злодеяниями" (ст.5, 13).  Все обитатели суши погибли, от человека до тварей, наполнявших её (7:21-23). Вседержитель сдержал слово в прошлом, значит в будущем также исполнится Его обещание уничтожить лукавый род сей за все злодеяния его [Л.11].
     Истребление произойдёт перед возвращением Сына Человеческого (Лк.17:26-30), но погубит сынов лукавого не вода, а беспощадное пламя (Мт.13:38-42). "Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" сообщает легенду, согласно которой Сиф и его потомки ... знали от Адама, что человечество будет истреблено дважды: потопом и огнём" [Л.35, стр. 440]. Как написано.

      "А нынешние небо и земля ("заховані" [Л.32]) тем же словом Бога сберегаются ("предназначены" [Л.30]) для огня; они сохраняются до дня суда и гибели безбожных людей ("погибели нечестивых человеков" Синод. пер.)" (2Пет.3:7, пер. [Л.9]).
 
     "Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнём" [Л.5; Л.7].
       Неверно, о том же говорили: Иисус Христос (Мт.13:40-42), Иоанн Креститель (3:11, 12), Павел (2 Фес.1:7, 8); будущую гибель сущего видел Иоанн (Отк.8:5-7, 9:18, 17:16).
       Аналогию предстоящему всеобщему катаклизму, пожару на небе и на суше (ст.7), апостол находит в далёком прошлом, превращении в пепел городов Содомских и Гоморрских (2Пет.2:6, [Л.12], рис.1).
     Такой Божий суд предсказывают многие библейские пророки. Йешайа (Ис.29:6, 30:30, 33:12, 66:15, 16), Малахи (Мал.3:2, 4:1), Йоэйл (Иоил.2:1-3), Цефанйа (Соф.3:8), Зехарйа (Зах.13:8, 9), Нахум (Наум.1:6), Миха (Мих.4:1) и другие. 
       Автор работы [Л.13] предполагает, в 2Пет.3:7 речь "об окончательном уничтожении мира ... во время уничтожения мира огнём не спасётся ни один человек" (стр. 101). "Затем небо и земля будут уничтожены огнём" [Л.5; Л.3, 7, 8, 33]. Сверх того, "уже не будет Солнца" [Л.2, стр. 925].
      Однако Иисус, Пётр, Иоанн Креститель, Павел, Иоанн Богослов, ветхозаветные пророки имеют в виду очищение [Л.12]. Вовсе не прекращение существование неба, моря, солнца, суши, всех обитателей её.
     Например, Йешайа видит грядущее опустошение планеты, совершаемое Йахвэ Элохим (Ис.24:1-13, Иер.4:23-27, 5:18) для наказания грешников. "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней (её обитатели платят за грех свой!); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ("Лишь немногие уцелеют")" (Ис.24:6; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.14]).
     Йирмейа утверждает то же самое."Так говорит Господь: - Вся земля будет опустошена, хоть Я и не погублю её полностью" (Иер.4:27, пер. [Л.10]).
 
3. Божьи  меры  времени (3:8, 9)
 
       Если Симон, сын Ионин, так уверен в неизбежности суда над деградирующим обществом (3:7), почему не вернулся Учитель? "Где обещанное второе пришествие Христа?" (ст.4, пер. [Л.14]). На сей трудный вопрос Пётр отвечает всем поколениям христиан.

     "Одно то не должно быть сокрыто от вас (вот чего вы не должны забывать), возлюбленные, что у (для) Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; в скобках, текст из [Л.15]).

     "С человеческой точки зрения, между годом и одним днём существует громадная разница, и тем более между одним днём и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо всё прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день" [Л.13].
       На основании ст.8 некоторые толкователи убеждают нас, в библейских пророчествах вечер-утро означает год или даже тысячу лет. Но данное предположение ошибочно, как отмечается в работе [Л.4].
       Лишь для темпорального Творца всего видимого да невидимого, "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; Пс.89:5). Для творения сутки состоят из одного утра и одного вечера.
       Всё-таки какова причина задержки? ведь апостол сам утверждал. "Скоро придёт всему конец" (1Пет.4:7; пер. [Л.10]). Отчего Иисус не вернулся в течение почти 2 000 (!) лет? чего ожидает?

      "Не медлит Господь исполнением обетования (того, что Он обещал), как некоторые почитают (называют) то медлением (промедлением); но долготерпит нас, не желая, чтобы кто (-нибудь) погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (3:9; в скобках, текст из [Л.10]).

      "Причина того, что Второе Пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Своё обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, а в том, что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния" [Л.3, стр. 1710; Л.4-8, 13, 16].
      Совершенно верно. Бог желает, "чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:4). "Он действительно хочет, чтобы все люди спаслись, однако, знает, что многие отвергнут Его"  [Л.5, стр. 74].
 
4. Яко  тать  в  ночи (3:10, а)
 
       На вопрос глумящихся, "где обетование пришествия Его?" (3:3, 4), апостол предлагает христианам веские аргументы для ответа (ст.6-9). Затем переходит к описанию сути воздаяния (ст.10-12), предшествующего возвращению Христа.
     
      "Придёт же день Господень, как тать ("злодій" [Л.32]) ночью ..." (3:10, "как вор в ночи", пер. [Л.17]).

       Некий "день Йахвэ" у ветхозаветных пророков - период, "когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда ... В конечном итоге термин обозначает последний суд над миром" [Л.1, стр. 347].
     "Такое представление перешло и в Новый Завет, где день Господень понимается как Божий суд при возвращении Христа в конце века сего"
[Л.18, стр. 262].
      Когда начнётся историческое действие? в ст.3:6-13 не ответа, но автор комментария [Л.34] полагает. "День Господень - период, который последует за восхищением церкви" (стр. 468). "Семидесятая седьмина начнётся с пришествием антихриста" (стр. 470).
      Подобное заключение содержится в коллективном труде [Л.5]. "День Господень" - термин, подразумевающий события последнего времени, которые начнутся после восхищения Церкви ..."  (стр. 74). Но в Библии отсутствуют подтверждения вышеуказанным догадкам.
       Второй вопрос к Петру: "почему Божий суд придёт "как вор"? согласно соврем. переводам [Л.9, 10, 14, 15, 17]. Возможно он неудачно выразился? однако сравнение Йом Адонай или Его пришествия с похитителем имеется у Павла (1Фес.5:2, 4), Иоанна (Отк.3:3, 16:15), нави Йоэйла, "как грабитель нагрянет", (Иоил.1:15, пер.[Л.15]).
       По мнению почти всех толкователей, слово "вор" обусловлено желанием апостолов подчеркнуть неожиданность возвращения Христа [Л.3, 5-7, 13, 16, 18-21 и др.]. Указанное воззрение нашло отражение даже в некоторых переводах.
      "Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно ("придёт внезапно" [Л.15]), словно вор" (3:10, а; пер. [Л.14]), "когда никто не будет ждать его" [Л.30].
      Тем не менее, существуют гораздо более удачные синонимы к слову "неожиданность".  В добавление к сказанному, все узнают о наступлении Дня гнева не менее, чем за 42 месяца до его начала [Л.31], какая здесь внезапность? Очевидно дело в ином, но в чём? 

                                                                                   5. Против  такого  вора  нет  запора

        Появление необычного и, на первый взгляд, неуместного сравнения особенного дня Божия (ст.12) с расхитителем (ст.10) или грабителем (Иоил.1:15) объясняется древним культурно-бытовым контекстом.
      Во-первых, мотивом с "окном как отверстием" [Л.18, стр. 720], проникновением через окна в дом  злоумышленника или смерти (Иоил.2:9, Иер.9:21); подобно некому Дню, они похищают имущество хозяина дома и/или  жизнь его.
     Во-вторых, на Ближнем Востоке воровство обычно происходило "под покровом ночной темноты" [Л.18, стр. 180]. В-третьих, взломщик проникал ночью в дом прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.22, стр. 180].
     Так Иисус Христос предупреждает живущих накануне Его возвращения, "если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43, 44).
     Как раз радиант метеорного потока (рис.2) окажется этаким внезапным  "подкопом" (ст.43), "расторгнутыми небесами" (Ис.64:1), знамением  "отверстия на небе" (Дидахе, 16:16); не пойманным вором, на котором венец  горит.
     Послужит апокалиптической  "дырой" в ночном небосводе, через неё  проникнут в атмосферу метеорные тела [Л.23], в до научную эпоху, именуемые  "звёзды" (Мт.24:29, Отк.6:13, Ис.34:4).
      Таким образом Йом Адонай начнётся с возникновением радианта, придёт  "как тать", проникающий через отверстие в дом ночью.  Аналогично  в  полночь  похитил Йахвэ Элохим всех первенцев в Египте (Исх.12:29-31).
     Астрономический феномен виден исключительно в тёмную пору суток. Его  сияние  настолько яркое, будто неожиданно взошло солнце, словно в густой  тьме  вдруг  наступил рассвет, вот почему написано. "Придёт же день ...  ночью" (2Пет.3:10, "как  вор в  ночи" [Л.17]), "это будет день доселе  невиданной космической  катастрофы" [Л.16, стр. 165].
 
6. Атмосфера  исчезнет? (3:10, б)
 
      Что произойдёт, когда наступит момент Божьего гнева над нечестивыми жителями земли? Случится нечто беспрецедентное, загадочное и непонятное;

     "тогда небеса с шумом прейдут ..." (3:10, б; "небосвод с громким шумом исчезнет", пер. [Л.9, Л.10]).

      Под "громким шумом" подразумевается грохот, согласно переводу [Л.14]. "В этот день с грохотом исчезнут небеса"  или "з гуркотом небо мине" [Л.32]. Ещё более удачный перевод содержится в [Л.15], "с громовым раскатом".
      Авторы нового ключа к греческому тексту [Л.24] настаивают, заоблачная высь исчезнет "с шипением и треском" (греч. "rhoizedon"). "Это звукоподражательное слово, обозначающее свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха ... Здесь, возможно, имеется в виду рёв пламени" (стр. 891; смотрите также [Л.16, стр. 166]).
      Последняя гипотеза развита в работе [Л.3], "шум" говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре". Тем самым "обозначается представление о страшной разрушительной стихийной силе" [Л.7].
       Все перечисленные выше умозаключения переводчиков и комментаторов в принципе верны. Только "громкий шум" (2Пет.3:10, б) не имеет никакого отношения к "атомным реакциям" или термоядерной войне, как ошибочно предполагается в работах [Л.3; Л.6, 20, 21, 33 и др.].
     Шипение, грохот, громовые раскаты, треск, "свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха" вызовут крупные объекты, вторгающиеся в атмосферу Земли, будто вверху ревут тысячи львов над добычей [Л.23, 25, 26]. В таком случае, отчего исчезнет купол над головой? ибо написано, "небеса с шумом прейдут", разве такое возможно?
      Да. Более того, известно каким образом они исчезнут, "свернутся, как свиток книжный" (Ис.34:4, б); "небо скрылось ("исчезло" [Л.15]), свившись как свиток" (Отк.6:14, они "раскололись и свернулись", пер. [Л.14]).
      Небесную твердь "расколет" планетообразное тело, пронизывающее гомосферу с "громким шумом" (грохотом), "громовым раскатом" (3:10, б). Астероид разорвёт пополам свод на высоте, он покачнётся, накренится, расколется и свернётся.
      Выжженное огнём "разорванное" небо свернёт, "как свиток книжный" (Ис.34:4, Отк.6:14), вращение огромных масс воздуха. Вихрь колоссальных размеров возникнет в результате столкновения массивного космического объекта с поверхностью воды (8:8, Иер.25:32, 33).
       Потрясённая высь как-будто взорвётся от гнева, затем исчезнет [Л.25], "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, б); в одном из соврем. пер., "с шумом великим обрушатся и исчезнут" [Л.30]. Само собой разумеется, голубой купол буквально не обрушится, не исчезнет  физически, атмосфера сохранится, вопреки мнению некоторых толкователей.
      Всё же чудовищный по силе импакт поднимет в воздух триллионы тонн пыли, пепла, пара. Оттого не видно солнца, луны, звёзд, облаков, их нельзя увидеть с поверхности земного шара. 
      На многие и многие месяцы всё наверху скроется, затянутое пепельной взвесью,  как предупреждает Эль Шаддай. "Я скрою небо, звёзды спрячу во мраке, солнце покрою мглою, и луна светить перестанет" (Иез.32:7, пер. [Л.15]).
 
7. Разрушение  разгоревшихся  стихий (3:10, в, г)
 
      Перипетии Дня Господня не ограничатся неботрясением, громовыми раскатами, грохотом. В результате катаклизма потерпят ущерб  незваные космические пришельцы и наша планета:

      "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся (разрушатся и сгорят), земля (с её делами будет признана виновной) и все дела на ней сгорят" (3:10; в скобках, текст из [Л.15]; "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.30], она, "вместе со всем, что на ней, будет сожжена" Л.14], "земля та діла, що на ній, погорять" [Л.32]).

       Несмотря на разночтения концовки ст.10, слово "стоихея" переводится одинаково - "небесные тела" [Л.9, 10, 14, 15]."Здесь очевидно имеются в виду физические элементы.
      Могут иметься в виду четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, или же небесные тела: солнце луна и звёзды; или же атомные частицы, составляющие основу природы"
[Л.24]. "Пётр имеет в виду, что все атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся" [Л.3].
      Другие авторы опровергают такие не научные суждения. На самом деле, "не химические элементы периодической системы. Не имеет он в виду также и элементы: огонь, землю, воздух и воду ... Иногда этим словом (стихии) обозначали звёзды, планеты и галактики" [Л.16].
      Третья точка зрения состоит в попытке примирить две предыдущие, "или звёзды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная" [Л.5].       
     Нет, ни то ни другое. Не астрономические звёзды, солнце, луна или даже  компоненты материи.
     Потому что вселенная, в т.ч. Солнце, Луна, планеты не разрушатся в День  Господень. Речь в ст.10 о метеорах, в древности именуемых "падающие  звёзды" [Л.23].   
     В частности, "болиды", из-за  столкновения  с  молекулами атмосферных  газов разогреваются до очень  высокой  температуры.
      Затем они обычно  разрушаются в воздухе  под воздействием динамического  давления (рис.3), с  выпадением мелких метеоритов.
 
8. Земля  будет  уничтожена?
 
       Итак апостол предсказывает, "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся" (3:10, в). Из-за пожара  сверху,   импактных  атмосферных плюмов,  падений разгоревшихся обломков,  суша и  все  " дела  на ней  сгорят" (ст.10, г). 
      То же самое утверждает ветхозаветный нави Софония, повествуя о Дне  гнева  Эль Шаддай. "В пламени Его ревности сгорит вся земля" (Соф.1:18,  пер.  [Л.10]). Отчего "её обитатели и все дела на земле сгорят" [Л.13].
     "Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнём" [Л.3], подлунная странница "будет уничтожена" [Л.9; Л.6, 21], существование на ней завершится  [Л.18, стр. 869]. "Он разрушит землю и атмосферу вокруг неё, вселенную ..." [Л.33, стр. 736], "произойдёт распад нынешней вселенной" [Л.28].
      Однако панические душераздирающие интерпретации ст.10, якобы, как пророчества об уничтожении нашей планеты, сверх того, распаде нынешней Вселенной, неверны.
    Из разных вариантов перевода: "обнажится", "сгорит", "опустошится", или "будет признана виновной", контекст подтверждает первую трактовку - "обнажится" [Л.4, 16]. То есть, "имеется в виду земля не как планета, а скорее как то, что находится на поверхности"  [Л.27, стр. 1309], согласно соврем. перевода Л.14].
      Во-вторых, если она будет уничтожена со всеми обитателями, бессмысленно ожидать и "торопить" [Л.16] пришествие дня Божия (2Пет.3:12).  В-третьих, куда вернётся Христос для установления тысячелетнего царства? согласно обещания, "когда весь мир обновится, и Сын Человеческий сядет на престоле Своей славы" (Мт.19:28, пер. [Л.10]).
     Согласившись с утверждением, "земля будет уничтожена" [Л.9], необходимо признать ошибочными (?!) многочисленные  пророчества о грядущем царстве Мессии (Ис.2:1-4, 11:1-10, 35:1-10, 66:19-24; Иер.23:1-12, 30:18-22; Иез.34:10-26, 37:22-28; Зах.8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15; Отк.11:15, 20:4-6).
      Учитывая приведенные аргументы, надобно признать верным толкование [Л.1]. "Когда настанет день Господень, земля будет обновлена и очищена огнём" (стр. 347). Пламя сверху уничтожит не саму планету, сгорят дела рук человеческих на её поверхности (2Пет.3:10, Иер.4:27).
     При очищении огнём не нужно удивляться от странного "огненного искушения", т.к. оно посылается нам Богом "для испытания" (1Пет.4:12). Вслед за катарсисом наступит радость да ликование в день явления "славы Его" (ст.13).
 
9. Ожидание  пришествия (3:11, 12)

       В День Господень, как следует из анализа библейских текстов,  наш мир сохранится, не все обитатели его истребятся (Ис.1:9, 13:12, 24:6; Иер.4:27, 5:18; [Л.11]). Тем не менее, множество жителей погибнет в стихийных бедствиях (Мт.24:22).
     Исчахнет от ран, ожогов, удушья; умрёт из-за голода, холода, болезней; будут растерзаны дикими животными, убиты в вооружённых столкновениях, пострадают от физического насилия [Л.26]. Прогнившая цивилизация рухнет, полностью придёт в упадок [Л.25].  Зная о последствиях катастрофы, ловец человеков обращается к нам со словами.
    
      "Так как всё будет разрушено таким образом (Если всё будет так разрушено), то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны (жить в святости и благочестии) вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния" (3:11, пер. [Л.14]; в скобках, текст из [Л.9]).

      Побуждать христиан к святости, благочестию, прощению должны знания о перипетиях Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), и ожидание возвращения Господа. Он простил даже тех, кто распинал Его, почему мы не прощаем ближнего? гораздо меньше согрешающему против нас.
       Жить нужно не только для себя, но и для других;  смиренно служа Ему добрыми делами, уповая на благодать "в День явления Иисуса Христа" (1Пет.1:13, пер. [Л.15]). Подумать необходимо всем.

     "Ожидающим (с нетерпением) и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (тела расплавятся в огне!)" (3:12; в скобках, текст из [Л.15]; "рухнут пылающие небеса и расплавятся раскалённые стихии!" [Л.30]).

     В соврем. переводах читаем, "тела расплавятся" либо в огне [Л.15, 17, 30], либо в нестерпимой жаре [Л.9, 10, 14]. Но в оригинальном тексте подразумевается НЕ плавление, написано, "стихии растают" (Синод. пер.; или "розтопляться", пер. [Л.32]). Поскольку в до научном понимании мира категория "таяние" занимала основное положение [Л.18, стр. 777].
      Подтверждение чему можно найти в Библии, например, Наум.1:5, Ам.9:5, Мих.1:4, Ис.64:1, где слово "таять" означает исчезать, постепенно уменьшаясь. Пётр называет стихиями (2Пет.3:10, 12) метеоры, они разгоревшись, "растают" (ст.12), испарятся в гомосфере. Но что имеет в виду апостол под термином "воспламенённые небеса"? разве может произойти пожар в заоблачной выси?
     Может. По причине массового возвращения выброшенных взрывом раздробленных и/или расплавленных пород. Пылающих обломков, раскалённых камней, горячего песка, т.е. "каменный град (град камней), огонь и серу" (Иез.38:22, б).
    Сотни тысяч кубических километров (!) вещества будут выброшены в атмосферу сверхмощным термическим взрывом при столкновении крупного астероида с Землёй [Л.25].
    Затем, через несколько часов после чудовищного по силе взрыва, небо заплачет огненными слезами, пылающие продукты масштабного выброса прольются дождём (рис.4), обмолачивая нашу планету.
     Твёрдый по архаичным верованиям купол над головой [Л.18, стр. 552] рухнет, как образно пишет автор, "воспламенённые небеса разрушатся" (3:12, свод "будет разрушен огнём", пер. [Л.9]). Никакого отношения к гипотетическим ядерным взрывам ст.12 не имеет.
 
10. Иной  загадочный  мир (3:13)
 
      Оканчивая пророчество о грядущем Божьем суде (3:7-12), Пётр предлагает нам ожидать не разрушения старого уклада, но возвращения Христа (1Пет.4:12, 13), установления иного порядка.

     "Впрочем (Но) мы, по обетованию (обещанию) Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых (где) обитает правда (праведность)" (2Пет.3:13; в скобках, текст из [Л.10]).

      Какой уклад, в нём живёт праведность, обещает Господь? когда "старая космическая система будет заменена новым небом и новой землёй" [Л.5].  "Во второй раз мир будет уничтожен огнём ... будут сотворены новые небеса и новая земля" [Л.8; Л.3, 9, 13, 21].
      "По-видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.28, стр. 794], "составляющие этого мира распадутся, а затем вновь соединяются в новое целое" [Л.29, стр. 723]. Но в Библии ничего не сообщается о другой планете, тем более, иной Вселенной.
     Диаметрально противоположный взгляд у автора комментария [Л.7]. Возникшие составные части "не будут новым, вновь созданным миром, а миром воссозданным, обновлённым, улучшенным, но в основе тем же миром, какой существует и теперь" (стр. 1018).
     Последнее заключение имеет прочные библейские основания. Например, Йешайа, рассказывая про "новое небо и новую землю" (Ис.65:17-25), явно имеет в виду обновлённую существующую ныне планету. В том числе город Йерушалаим, его весёлый, радостный, долгоживущий народ; строительство домов, насаждение виноградников, гармонию в природе, на Храмовой горе (ст.18-25).
      В Йом Адонай изменится положение звёзд и созвездий вверху, станут иными геоморфологические особенности внизу [Л.25], посему Йешайа и Пётр воспринимают всё иным. Впредь вокруг битает правда (праведность)" (2Пет.3:13), после явления славы Господа (1Пет.4:12, 13; Лк.21:27, 28), наступления царства Его (Отк.11:15).
      Наконец исполнится молитвенная просьба, звучащая из уст христиан 2 тысячи лет. "Да приидет ("Пусть придёт", пер. [Л.10]) Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мт.6:10).
      Ещё одно толкование 2Пет.3:13, "старый порядок полностью гибнет в огне суда" [Л.29, стр. 694]. "Пётр относит эти слова исключительно к вечности, когда существующие небо и земля уже прейдут"  [Л.6, стр. 691].  Из контекста не следует, что апостол относит стих "исключительно к вечности", вместе с тем, ст.13 может иметь указанный смысл.
       Так Иоанн, пребывая в Духе, видел загадочный трансцендентный мир (Отк.21:1). Там нет смерти, болезней, страданий (ст.4), но обитает праведность и святой Иерусалим (ст.10-26), доступный лишь тем, кто записан в книге жизни у Агнца (ст.27).
     Можно по разному интерпретировать таинственную ремарку ученика Христа (2Пет.3:13), она относится к будущему нашей планеты либо к вечности. В любом случае, в преддверии близкого Дня Господа мы, христиане, "ожидаем нового неба и новой земли, где обитает праведность" (3:13, пер. [Л.9]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
5. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
6. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
8. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
9. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
12. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
13. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 1. Евангелие от Матфея.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2002.- 526 с.
14. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
16. Лукас Д., Грин К. Второе послание Петра и Послание Иуды.- СПб.: Мирт, 2010.- 335 с.
17. Подстрочный греческий Новый Завет. Дословный современный перевод.- Житомир: УОБ, 2005.- 1044 с.
18. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
19. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
20. Изменяющее жизнь изучение Слова Божьего по книгам 2 Петра и Иуды.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 120 с.
21. Бентли М. Жить для Христа в языческом мире.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2002.- 256 с.
22. Библейская энциклопедия.- М.: РБО, 1996.- 352 с.
23. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
25. Статья №3 "День Господень".
26. Статья №4 "Время великой скорби".
27. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
28. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
29. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
31. Статья № 14 "Числа".
32. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
33. Уирсби У. Комментарий на  Новый Завет. Том I.- СПб.: Библия для всех, 2017.- 848 с.
34. Уирсби У. Комментарий на  Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
35. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия. 1980.- 720 с.
День Господень