Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)

"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса
с шумом  прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,  
земля и все дела на ней сгорят"
(2Пет.3:10)
 
1. Вступление

     Пётр, в греческом переводе с арамейского Кифа [Л.1], точнее Кефа [Л.2], означает "камень" или "скала", один из 12 первых учеников Иисуса Христа. Настоящее имя апостола Симон, евр. "Симеон", а прозвище Пётр он получил от Учителя при первой их встрече [Л.2].
     Родом из Вефсаиды, Пётр жил в Капернауме, занимался ловлей рыбы вместе со своим братом Андреем, учеником Иоанна Крестителя [Л.1]. После призвания на служение у Геннисаретского озера Пётр, благодаря своим качествам, стал лидером учеников Иисуса; особенно близким к Нему, наряду с Иоанном и Иаковом.
     В апостольский период самый выдающийся из учеников Господа являлся руководителем церкви, проповедником, миссионером на протяжении более 30 лет. О времени и обстоятельствах смерти Петра, месте его захоронения почти ничего неизвестно [Л.2].
     По преданию последние годы служения апостола прошли в Риме. Там во время гонений на христиан при императоре Нероне, ученик Христа принял мученическую смерть через распятие вниз головой  [Л.1, 3]. Предполагается, его казнили в конце 67 г. от Р.Х., или в начале 68 г. [Л.3-5], или в 64 году [Л.1].
    Пётр считается автором 2-х посланий, отличающихся по стилю, содержанию, времени написания. Некоторыми богословами его авторство при написании Второго послания подвергается сомнению, однако их аргументам не хватает убедительности.
     Время написания книги. В точности неизвестно, от первой половины I века до второй половины II века. Большинство специалистов называют раннюю дату написания: между 64 и 68 г.г. [Л.5], в 67 или 68 годах [Л.6], между 65 и 67 г.г. [Л.4, 7], около 67 года [Л.8, 9] или 66 г. [Л.10], ранее 64 г. [Л.2], с 60 по 70 годы [Л.1].
      Композиция ст. 3:6-13
. 1. Вступление как напоминание о судьбе предыдущего мира, погубленного водой (3:6).
           2. Изложение главной темы - обстоятельства суда над нынешним миром:
               а) гибель от огня в назначенное время (3:7-9);
               б) разрушение стихий (3:10);
               в) обращение к святым (3:11, 12).
           3. Заключение, призывающее христиан ожидать новое небо и новую землю (3:13).
     Главная тема. День Господень, эсхатологическое время, когда Бог активно вмешается в историю человечества для суда над землёй, наказания жителей её, спасения.
     Цель написания. Предупредить христиан о грядущем суде Божьем над миром, призвать их к святой жизни, к ожиданию Дня Господа.
    Содержание. Напомнив насмешникам о судьбе предыдущего мира (3:6), апостол предсказывает подобную участь нечестивому роду сему (ст.7). Как скоро это произойдёт знает только Бог (ст.8), Он не спешит с наказанием, ожидая покаяния (ст.9).
     Суд над миром начнётся в Йом Адонай, тогда исчезнет небо, разгоревшиеся стихии разрушатся, на поверхности земли всё сгорит (3:10). Оттого Пётр призывает к святой жизни (ст.11) всех, кто ожидает и желает наступления дня Господа (ст.12), появления новых неба да земли (ст.13).
     Проблемы толкования. Ныне существующий мир будет полностью уничтожен или только очищен огнём. Почему День Господень сравнивается с вором. По какой причине исчезнет небо, что подразумевается под стихиями, новыми небом и землёй.
 
2. Очищение мира огнём (3:6, 7)
 
    Ещё при жизни апостолов появились люди, отвергавшие веру в Господа Иисуса Христа, не верившие в Его второе пришествие (3:1-4). Таким наглым ругателям-насмешникам, утверждавшим, что всё остаётся неизменным от начала творения, Пётр напоминает.

    "Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою" (3:6; "посредством воды был разрушен прежний мир, будучи затоплен" [Л.10]).

    Во времена Ноя "земля наполнилась от них (людей) злодеяниями" (Быт.6:5, 13), поэтому Творец вселенной навёл на неё великий потоп (ст.17). Все обитатели суши погибли, от человека до тварей, наполнявших землю (7:21-23).
     Бог сдержал Своё слово в прошлом, следовательно в будущем также исполнится Его обещание истребить лукавый род сей за все злодеяния его [Л.11]. Истребление произойдёт во дни возвращения Сына Человеческого (Лк.17:26-30), но погубит сынов лукавого не вода, а огонь (Мт.13:38-42). Как предсказано.

   "А нынешние небо и земля ("заховані" [Л.32]) тем же словом Бога сберегаются для огня ("огню предназначены" [Л.30]); они сохраняются до дня суда и гибели безбожных людей ("погибели нечестивых человеков" Синод. пер.)" (2Пет.3:7, пер. [Л.9]).
 
    "Помимо стихов 7, 10 и 12, нигде больше в Новом Завете не описывается будущее уничтожение мира огнём" [Л.5; Л.7].
     Нет. Об этом говорили: Иисус Христос (Мт.13:40-42), Иоанн Креститель (3:11, 12), апостол Павел (2 Фес.1:7, 8).  Будущую гибель мира в огне видел Иоанн (Отк.8:5-7, 9:18, 17:16).
    Аналогию предстоящей глобальной катастрофе Пётр находит в далёком прошлом,- превращение в пепел городов Содомских и Гоморрских (2Пет.2:6, [Л.12], рис.1).
    Сам же эсхатологический Божий суд над миром посредством огня предсказывают многие ветхозаветные пророки. Йешайа (Ис.29:6, 30:30, 66:15, 16), Малахи (Мал.3:2, 4:1), Йоэйл (Иоил.2:1-3), Цефанйа (Соф.3:8), Зехарйа (Зах.13:8, 9), Нахум (Наум.1:6), Миха (Мих.4:1) и другие. 
     Поэтому автор работы [Л.13] считает, в 2Пет.3:7 речь идёт "об окончательном уничтожении мира ... во время уничтожения мира огнём не спасётся ни один человек" (стр. 101). "Затем небо и земля будут уничтожены огнём" [Л.5; Л.3, 7, 8]. Более того, "уже не будет Солнца" [Л.2, стр. 925].
    Однако Иисус, Пётр, Иоанн Креститель, Павел, Иоанн Богослов, ветхозаветные пророки говорили о суде и очищении мира огнём [Л.12], а не уничтожении земли, неба, солнца, всех людей.
     Например, нави Йешайа и Йирмейа так провидят будущее опустошение мира Йахвэ Элохим (Ис.24:1-13, Иер.4:23-27, 5:18), в том числе наказание грешников.
    "За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание живущие на ней (её обитатели платят за грех свой!); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей ("Лишь немногие уцелеют")" (Ис.24:6; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.14]).
     "Так говорит Господь: - Вся земля будет опустошена, хоть Я и не погублю её полностью" (Иер.4:27, пер. [Л.10]).
 
3. Божьи меры времени (3:8, 9)
 
     Если апостол так уверен в неизбежности суда над теперешним миром (3:7), почему не вернулся Господь? "Где обещанное второе пришествие Христа?" (ст.4, пер. [Л.14]). На этот трудный вопрос Пётр так отвечает всем поколениям христиан.

    "Одно то не должно быть сокрыто от вас (вот чего вы не должны забывать), возлюбленные, что у (для) Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; в скобках, текст из [Л.15]).

   "С человеческой точки зрения, между годом и одним днём существует громадная разница, и тем более между одним днём и тысячею лет, но с точки зрения Бога, обитающего в вечности, в которой нет течения времени, между ними нет никакой разницы, ибо всё прошлое, настоящее и будущее всегда находится перед Ним, и задержка на тысячу лет для Него не значит так много, как для человека отсрочка на один час или день" [Л.13].
    На основании ст.8 некоторые толкователи утверждают, в библейских пророчествах один день (вечер-утро) означает год или даже тысячу лет. Однако такая гипотеза ошибочна, как отмечается в работе [Л.4].
     Ибо только для Творца всего видимого да невидимого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (3:8; Пс.89:5). А для человека "один день" это ... ОДИН день, т.е. одно утро и один вечер.
     Всё же, какова причина задержки? ведь написано. "Скоро придёт всему конец" (1Пет.4:7; пер. [Л.10]). Почему Иисус Христос так и не вернулся в течение почти 2 000 (!) лет? отчего Он медлит?

    "Не медлит Господь исполнением обетования (того, что Он обещал), как некоторые почитают (называют) то медлением (промедлением); но долготерпит нас, не желая, чтобы кто (-нибудь) погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (3:9; в скобках, текст из [Л.10]).

    "Причина того, что Второе Пришествие Христа и суд откладываются, не в том, что Господь медлит исполнить Своё обещание, и не в том, что Он хочет осудить как можно больше нечестивых, и не в том, что Он слаб перед лицом зла, а в том, что Он терпелив и желает дать людям время для покаяния" [Л.3, стр. 1710; Л.4-8, 13, 16].
 
4. День Господень (3:10, а)
 
     На вопрос насмешников последних дней "где обетование пришествия Его?" (3:3, 4), Пётр предлагает нам веские аргументы для ответа (ст.6-9). Затем он переходит к описанию Божьего суда (ст.10-12), предшествующего возвращению Христа.
     
    "Придёт же день Господень, как тать ("злодій" [Л.32]) ночью ..." (3:10, "как вор в ночи" [Л.17]).

    День Господень у ветхозаветных пророков это время, "когда Бог активно вмешивается в ход истории, прежде всего для суда ... В конечном итоге термин обозначает последний суд над миром" [Л.1, стр. 347]. "Такое представление перешло и в Новый Завет, где день Господень понимается как Божий суд при возвращении Христа в конце века сего" [Л.18, стр. 262].
     Но почему Божий суд придёт "как вор"? согласно современным переводам [Л.9, 10, 14, 15, 17]. Возможно апостол неудачно выразился? однако сравнение дня Господа или Его пришествия с вором имеется у Павла (1Фес.5:2, 4), Иоанна (Отк.3:3, 16:15), нави Йоэйла (Иоил.1:15, "как грабитель нагрянет" пер.[Л.15]).
     Все толкователи считают, использование апостолами слова "вор" обусловлено их желанием подчеркнуть неожиданность пришествия Христа [Л.3, 5-7, 13, 16, 18-21 и др.].
     Такое общепринятое мнение нашло своё отражение даже в некоторых современных переводах. "Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно ("придёт внезапно" [Л.15]), словно вор" (3:10, а; пер. [Л.14]), "когда никто не будет ждать его" [Л.30].
     Однако существуют гораздо более удачные синонимы слову "внезапность". Кроме того, жители земли узнают о наступлении Дня Господня не менее, чем за 42 месяца до его начала [Л.31], какая же это внезапность? Очевидно дело в ином, но в чём?
     Появление такого необычного и, на первый взгляд, неуместного сравнения Дня Господа с вором или грабителем объясняется древним культурно-бытовым контекстом. Во-первых, мотивом с "окном как отверстием" [Л.18, стр. 720], проникновением через окна в дом  воров или смерти (Иоил.2:9, Иер.9:21). Они, как и День Господень, похищают имущество хозяина дома и даже жизнь его.
      Во-вторых, на Ближнем Востоке воровство обычно "происходило под покровом темноты" [Л.18, стр. 180]. В-третьих, вор проникал ночью в дом прокапывая дыру в стене из земляных кирпичей [Л.22, стр. 180].
     Радиант метеорного потока (рис.2) и служит таким отверстием, внезапным "подкопом" (Мт.24:43, 44), "расторгнутыми небесами" (Ис.64:1).
     Является апокалиптической  "дырой" в ночном небосводе. Через неё проникнут в атмосферу метеорные тела [Л.23], в ДО научную эпоху именуемые "звёзды" (Мт.24:29, Отк.6:13, Ис.34:4).
     Таким образом День Господень начнётся с появлением радианта, придёт "как тать (вор)", проникающий через отверстие в дом ночью.  Аналогично  в полночь похитил Господь всех первенцев в Египте (Исх.12:29-31).
     Астрономический радиант виден только ночью, а не днём. Его сияние такое яркое словно ночью вдруг пришёл день, оттого написано. "Придёт же день ... ночью" (2Пет.3:10, "как вор в ночи" [Л.17]).
 
5. Исчезновение неба (3:10, б)
 
     Что же произойдёт, когда наступит время Божьего гнева и суда над миром?

     "тогда небеса с шумом прейдут ..." (3:10, б; "небосвод с громким шумом исчезнет" [Л.9, Л.10]).

    Под "громким шумом" подразумевается грохот, как в переводе [Л.14]. "В этот день с грохотом исчезнут небеса"  или "з гуркотом небо мине" [Л.32.] Ещё более удачный перевод содержится в [Л.15] - "с громовым раскатом".
   Авторы работы [Л.24] считают, небо исчезнет "с шипением и треском" (греч. "rhoizedon"). "Это звукоподражательное слово, обозначающее свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха ... Здесь, возможно, имеется в виду рёв пламени" (стр. 891; смотрите также [Л.16, стр. 166]).
     Последнее предположение развивается в [Л.3] "шум" говорит о грохоте и треске, которые происходят при пожаре". Тем самым "обозначается представление о страшной разрушительной стихийной силе" [Л.7].
     Все мнения переводчиков и комментаторов в принципе верны. Только "громкий шум" не имеет никакого отношения к "атомным реакциям" или термоядерной войне, как ошибочно предполагается в работах [Л.3; Л.6, 20, 21 и др.].
    Потому что грохот, громовые раскаты, шипение, треск, "свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха" вызовут крупные небесные тела, вторгающиеся в атмосферу Земли [Л.23]. В таком случае, отчего исчезнет небосвод? "небеса с шумом прейдут", разве такое возможно?
     Возможно. Более того, известно каким образом они исчезнут - "небеса свернутся, как свиток книжный" (Ис.34:4, б), "небо скрылось ("исчезло" [Л.15]), свившись как свиток" (Отк.6:14, "Небеса раскололись и свернулись" [Л.14]).
    Небосвод расколет массивное планетообразное тело (астероид), пронизывающее атмосферу с "громким шумом" (грохотом), с "громовым раскатом" (2Пет.3:10, б). Оно разорвёт пополам развёрнутый свиток небес.
    Свернёт же разорванное небо "как свиток книжный" (Ис.34:4, Отк.6:14) глобальное вращение огромных масс воздуха. Вихрь чудовищных размеров и силы возникнет в результате столкновения астероида с поверхностью воды или суши [Л.25], в итоге "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, б). В одном из совр. переводов, "с шумом великим обрушатся и исчезнут небеса" [Л.30].
     Конечно, небо не обрушится и не исчезнет буквально, физически. Атмосфера сохранится, вопреки утверждению некоторых толкователей. Однако на небосводе, из-за непрерывного пеплопада, не видно ни солнца, ни луны, ни звёзд, ни облаков. Их не будет видно на протяжении многих и многих месяцев.
      Всё произойдёт в точности, как предупреждает Яхве Элохим. "Я скрою небо, звёзды спрячу во мраке, солнце покрою мглою, и луна светить перестанет" (Иез.32:7, пер. [Л.15]).
 
6. Разрушение разгоревшихся стихий (3:10, в, г)
 
     События дня Господа не ограничатся исчезновением неба под громовые раскаты и грохот (3:10, б). Потерпят ущерб также небесные тела да земля:

    "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся (разрушатся и сгорят), земля и все дела на ней сгорят (земля с её делами будет признана виновной)" (3:10; в скобках, текст из [Л.15]; "вся земля с делами людскими будет предана суду" [Л.30], "земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена" Л.14], "земля та діла, що на ній, погорять" [Л.32]).

     Несмотря на разночтения концовки ст.10 в древних греческих рукописях, соответственно переводах, слово "стоихея" переводится одинаково - "небесные тела" [Л.9, 10, 14, 15].
    "Здесь очевидно имеются в виду физические элементы. Могут иметься в виду четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, или же небесные тела: солнце луна и звёзды; или же атомные частицы, составляющие основу природы" [Л.24]. "Пётр имеет в виду, что все атомы, нейтроны, протоны и электроны разрушатся" [Л.3].
     Другие авторы опровергают такие ненаучные мнения. Это "не химические элементы периодической системы. Не имеет он в виду также и элементы: огонь, землю, воздух и воду ... Иногда этим словом (стихии) обозначали звёзды, планеты и галактики" [Л.16].
     Третья точка зрения состоит в попытке примирить две предыдущие, "или звёзды, или элементы материи, из которых составлена наша вселенная" [Л.5].
     Нет. Ни то ни другое. Не астрономические звёзды, солнце, луна и не элементы материи. Даже не атомные частицы, потому что вселенная, в том числе Солнце, Луна, Земля не разрушатся в День Господень. Речь идёт о метеорных телах (3:10), в древности именуемых "падающие звёзды" [Л.23].   
    Так крупные метеориты, по-научному "болиды", из-за столкновения с молекулами газов разогреваются до очень высокой температуры. Затем они обычно разрушаются в воздухе (рис.3) с выпадением мелких метеоритов.
     Как предсказывает апостол, "стихии же (небесные тела), разгоревшись, разрушатся" (3:10, в).
     Из-за массового падения разгоревшихся массивных небесных тел "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, г).
    То же самое утверждает ветхозаветный пророк Софония о дне гнева Господа. "В пламени Его ревности сгорит вся земля" (Соф.1:18, пер. [Л.10]).
    "Земля, её обитатели и все дела на земле сгорят" [Л.13]. "Вся физическая материальная земля, существующая сейчас, и вся вселенная будут поглощены огнём" [Л.3], "земля будет уничтожена" [Л.9; Л.6, 21],"произойдёт распад нынешней вселенной" [Л.28]. Однако такое паническое толкование ст.10 как пророчества об уничтожении Земли или Вселенной, ошибочно.
    Во-первых, из разных вариантов перевода состояния земли: "обнажится", "сгорит", "опустошится", или "будет признана виновной", контекст подтверждает первое толкование - "обнажится" [Л.4, 16]. В таком случае "имеется в виду земля не как планета, а скорее как то, что находится на поверхности земли" [Л.27, стр. 1309], согласно современного перевода Л.14].
    Во-вторых, если земля будет уничтожена со всеми жителями её, тогда бессмысленно ожидать и "торопить" [Л.16] пришествие дня Божия (3:12). В-третьих, куда же вернётся Христос для установления Своего тысячелетнего царства?
     Кроме того, согласившись с утверждением "земля будет уничтожена" [Л.9], необходимо признать ошибочными многочисленные ветхозаветные пророчества о царстве Мессии на земле (Ис.2:1-4, 11:1-10, 35:1-10, 66:19-24; Иер.23:1-12, 30:18-22; Иез.34:10-26, 37:22-28; Зах.8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15; см. также Отк.11:15, 20:4-6).
     Поэтому верно следующее толкование. "Когда настанет день Господень, земля будет обновлена и очищена огнём" [Л.1, стр. 347]. Огонь уничтожит не саму планету, а сгорят дела рук человеческих на её поверхности (2Пет.3:10, Иер.4:27).
    При очищении земли огнём не нужно удивляться от странного "огненного искушения", ибо оно посылается нам Богом "для испытания" (1Пет.4:12). Ведь за испытанием последуют радость да ликование в день появления "славы Его" (ст.13).
 
7. В ожидании пришествия (3:11, 12)

     Из анализа библейских текстов следует, в День Господень Земля не будет уничтожена, не все обитатели её истребятся (Ис.1:9, 13:12, 24:6; Иер.4:27, 5:18; Мт.24:22, [Л.11]).
    Тем не менее, погибнет множество людей в стихийных бедствиях. Также от голода, холода, ран, ожогов, болезней, диких животных, в ходе вооружённых столкновений, из-за физического насилия [Л.26]. Современная цивилизация рухнет, полностью придёт в упадок [Л.25].
    Зная это, апостол с такими словами обращается к верующим, живущим в последнее время.
    
   "Так как всё будет разрушено таким образом (Если всё будет так разрушено), то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны (жить в святости и благочестии) вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния" (3:11, пер. [Л.14]; в скобках, текст из [Л.9]).

     Знания о событиях Великой скорби, ожидание возвращения Господа должны побуждать христиан к святости, благочестию, прощению. Господь простил даже тех, кто распинал Его. Почему же мы не прощаем ближнему, согрешившему против нас?  Жить нужно не только для себя, но и для других;  смиренно служа Богу добрыми делами. Уповая на благодать "в День явления Иисуса Христа" (1Пет.1:13, пер. [Л.15]). Подумать необходимо всем.

   "Ожидающим (с нетерпением) и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (небесные тела расплавятся в огне!)" (2Пет.3:12; в скобках, текст из [Л.15]; "рухнут пылающие небеса и расплавятся раскалённые стихии!" [Л.30]).

     В современных переводах, "небесные тела расплавятся" либо в огне [Л.15, 17, 30], либо в нестерпимой жаре [Л.9, 10, 14]. Но в оригинальном тексте подразумевается не плавление, а таяние - "стихии растают" (Синод. пер.; "розтопляться" [Л.32]).
     Потому что в до научном понимании мира категория "таяние" занимала основное положение [Л.18, стр. 777]. Подтверждение чему можно найти в Библии, например, Наум.1:5, Ам.9:5, Мих.1:4, Ис.64:1, где "таять" означает исчезать, постепенно уменьшаясь.
     Апостол называет стихиями (2Пет.3:10, 12) небесные метеорные тела. Они разгоревшись, "растают" (ст.12), т.е. полностью испарятся (точнее, сублимируются) в атмосфере Земли. Но что же Пётр имеет в виду под термином "воспламенённые небеса"?
    Массовое возвращение на землю выброшенных взрывом раздробленных и расплавленных пород. Пылающих обломков, раскалённых камней, горячего песка, т.е. "каменный град (град камней), огонь и серу" (Иез.38:22, б).
     Сотни тысяч кубических километров (!) вещества будут выброшены в атмосферу сверхмощным взрывом при столкновении планетообразного тела с Землёй [Л.25]. Затем через несколько часов после чудовищного по силе теплового взрыва, пылающие продукты крупномасштабного высокотемпературного выброса огненным дождём прольются на землю (рис.4).
     Твёрдый по древним верованиям небосвод [Л.18, стр. 552] словно рухнет, как образно пишет апостол "воспламенённые небеса разрушатся" (3:12, "небосвод будет разрушен огнём" [Л.9]). Никакого отношения к гипотетическим ядерным взрывам этот стих не имеет.
 
8. Новое небо и новая земля (3:13)
 
    Заканчивая пророчество о грядущем Божьем суде (3:7-12), Пётр предлагает нам ожидать не разрушения старого порядка, но возвращения Христа (1Пет.4:12, 13), установления нового миропорядка.

    "Впрочем (Но) мы, по обетованию (обещанию) Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых (где) обитает правда (праведность)" (2Пет.3:13; в скобках, текст из [Л.10]).

    Какой новый миропорядок обещает Господь? "Во второй раз мир будет уничтожен огнём ... будут сотворены новые небеса и новая земля" [Л.8; Л.3, 9, 13, 21]. "По-видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.28, стр. 794], "составляющие этого мира распадутся, а затем вновь соединяются в новое целое" [Л.29, стр. 723]. Но в Библии ничего не говорится о новой планете.
     Противоположное мнение у автора комментария [Л.7]. Новые небо да земля "не будут новым, вновь созданным миром, а миром воссозданным, обновлённым, улучшенным, но в основе тем же миром, какой существует и теперь" (стр. 1018).
    Такое мнение имеет хорошие библейские основания. Например, пророк Исаия, описывая "новое небо и новую землю" (Ис.65:17-25), явно имеет в виду оновленый существующий ныне мир. В том числе город Йерушалаим, его весёлый, радостный, долгоживущий народ; строительство домов, насаждение виноградников, гармонию в природе и на храмовой горе (ст.18-25).
     В День Господень небо изменит свой цвет, а земля - геоморфологические особенности местности [Л.25], поэтому Йешайа и Пётр называют их новыми. Отныне на них битает правда (праведность)" (2Пет.3:13), после явления славы Господа (1Пет.4:12, 13; Лк.21:27, 28), наступления царства Его на земле (Отк.11:15).
     Тогда исполнится молитвенная просьба, звучавшая из уст христиан 2 тысячи лет. "Да приидет (Пусть придёт) Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (небесах)" (Мт.6:10; в скобках, уточнения из [Л.10]).
    Ещё одно толкование 2Пет.3:13, "старый порядок полностью гибнет в огне суда" [Л.29, стр. 694]. "Пётр относит эти слова исключительно к вечности, когда существующие небо и земля уже прейдут"  [Л.6, стр. 691].  Но из контекста не следует, что апостол относит ст.13 "исключительно к вечности". Тем не менее, этот стих может иметь указанный смысл.
    Так Иоанн, пребывая в Духе, видел "новое небо и новую землю" (Отк.21:1), т.е. вечное Царство Небесное. В вечности нет ни смерти, ни болезней, ни страданий (ст.4), но есть Небесный Иерусалим (ст.10-26), в него входят только те, кто записан в книге жизни у Агнца (ст.27).
    Можно по разному толковать слова апостола (2Пет.3:13), как относящиеся к будущему нашей планеты или к вечности. Но в преддверии близкого Дня Господа мы, христиане, "ожидаем нового неба и новой земли, где обитает праведность" (3:13, пер. [Л.9]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
4. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
5. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
6. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
8. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
9. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
10. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
11. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
12. Статья №5 "Так будет и во дни, когда Иисус Христос явится".
13. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 1. Евангелие от Матфея.- Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2002.- 526 с.
14. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
16. Лукас Д., Грин К. Второе послание Петра и Послание Иуды.- СПб.: Мирт, 2010.- 335 с.
17. Подстрочный греческий Новый Завет. Дословный современный перевод.- Житомир: УОБ, 2005.- 1044 с.
18. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
19. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
20. Изменяющее жизнь изучение Слова Божьего по книгам 2 Петра и Иуды.- Одесса: Христианское просвещение, 2010.- 120 с.
21. Бентли М. Жить для Христа в языческом мире.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2002.- 256 с.
22. Библейская энциклопедия.- М.: РБО, 1996.- 352 с.
23. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
24. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
25. Статья №3 "День Господень".
26. Статья №4 "Время великой скорби".
27. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453.
28. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
29. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
31. Статья № 13 "Числа".
32. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
День Господень