Комментарии к Книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)

"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот
произошло великое землетрясение, и солнце стало
мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"
(Отк.6:12)
 
                                                  "Ужас, и яма, и петля для тебя, житель земли! Тогда
побежавший от крика ужаса упадёт в яму; и кто
выйдет из ямы, попадёт в петлю; ибо окна с небесной
высоты растворятся и основания земли потрясутся"
(Ис.24:17, 18)
 
1. Вступление

     Слово "откровение", греч. "апокалюпсис"  и однокоренной глагол "апокалюпто" означают "раскрывать, открывать, снимать завесу", в данном случае, раскрывать сокровенную тайну [Л.1-5]. Произведение относится к особому жанру (апокалиптической) древнееврейской литературы [Л.1, 3, 6]. Содержит  эсхатологические видения персонажей-архетипов, описанных языком аллегорий, символов, метафор [Л.4, 7, 32].
     "Эсхатология традиционно понимается как раздел богословия, изучающий "последние события". Будущие судьбы мира, второе пришествие Иисуса Христа, грядущее царство Божье, страшный суд над человечеством, воскресение из мёртвых, рай и ад, конечное преображение мира ..." [Л.1. стр. 888].
      Вместе с тем книга принадлежит к пророческим трудам [Л.1, 6, 8], а некоторые видят тесное переплетение 3-х литературных жанров: апокалипсис, пророчество, послание [Л.1, 4].
     Автор "Откровения Иисуса Христа" Сам Бог Отец (Отк.1:1), через ангела его содержание передано Иоанну, в некоторых рукописях добавлено слово "Богослову" [Л.2]. Согласно церковного предания и мнения большинства специалистов, человек, получивший, затем записавший откровение Христа,- любимый Его ученик, составитель Евангелия от Иоанна [Л.2, 5-10].
      Время написания книги. Существуют две предполагаемые даты. Ранняя, между 54 и 68 г.г. от Р.Х. [Л.3], но более убедительна поздняя: 90 ... 96 годы [Л.2, 6, 11], 94 ... 96 г.г. [Л.8, 10], около 95 года [Л.1, 9, 12] или 96 г. [Л.5, 7].
       Композиция ст. 6:12-17
. 1. Стихийные бедствия (6:12-14).
             2. Реакция пострадавших (6:15-16).
             3. Указание на день исполнения пророчества (6:17).
     Главная тема. Снятие 6-й печати раскрывает содержание предстоящей катастрофы космического масштаба, "упадка и разрушения всего мирового порядка в результате вселенского катаклизма" [Л.32, стр. 891].
       Цель написания. Предупредить жителей земли о грядущем суде Божьем.
       Содержание. Снятие Агнцем печатей со свитка  открывает ряд видений (6:1-17). Великого землетрясения, затмений солнца и луны (ст.12), падения звёзд (ст.13), исчезновения неба, перемещения гор да островов (ст.14).
      Все спрячутся в убежища (6:15), спасаясь от падающих камней, скрываясь от лица Бога и гнева Агнца (ст.16). Мало кто сумеет пережить Великий день гнева Его (ст.17).
       Проблемы толкования. "Основные экзегетические проблемы в истолковании Откровения связаны с вопросом о том, относятся ли те или иные пассажи к историческому времени или к тому, что должно исполнится в конце времён" [Л.1, стр. 905].
      Кроме того неясны физические причины бедствий. Связь великого землетрясения с изменениями в свете солнца да луны, падением звёзд (?!), исчезновением неба, перемещением всех гор и всех островов на планете, прочее. "Нельзя не заметить значения природы, которая по большей части показана в состоянии разрушения" [Л.32, стр. 739].
 
2. Принципы  толкования 
 
      Обоснованно считается, "истолкование книги Откровение сопряжено с большими трудностями" [Л.2]. Поэтому возникло несколько разных подходов к трактовке глав 4 ... 22 уникальной рукописи [Л.3, 6-8, 10, 31].
      Претеристический (ретроспективный) - всё произошло ДО её написания. Но такое мнение противоречит утверждению автора о пророческом характере книги, сверх того, ряду предсказанных событий невозможно найти достоверные аналоги в прошлом.
      Исторический (летописный) - обзор исторического периода от первого до второго пришествия Христа, в т.ч. основных этапов развития Церкви. Данный подход вызывает противоречащие друг другу объяснения реальных историй в привязке к одним и тем же стихам. "Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают ..." [Л.2, стр. 677].
      Аллегорический (идеалистический) - поэтическое символическое произведение, содержащее картины космической духовной борьбы между добром и злом, не связанные с формациями до Иоанна, историей Церкви или эсхатологией. При таком подходе игнорируется пророческий характер сочинения, факты воспринимаются словно аллегории.
      Футуристический - обстоятельства реальны, они относятся к будущему. "Изображённые события не просто футуристичны - это эсхатологические образы конца света" [Л.32, стр. 740], "предсказываются космические катастрофы в конце времён" [Л.2, стр. 344].
      Диспенсационалисты, сторонники крайне футуристической интерпретации, предполагают, речь о разных Божьих замыслах: 1) бедствия для Израиля; 2) восхищение Церкви. Сторонники умеренно направления видят две иные темы, "суд над злом и пришествие Царства" [Л.31, стр. 713, 714].
       Выбор экзегетического метода определяет способ понимания Апокалипсиса: буквальный, иносказательный, символический или их комбинации. Подобные варианты используют раввины при объяснении ТаНаХа: пшат -  "простой", прямой буквальный смысл текста, ремез - "намёк", мидраш - "исследование", сод - "секрет".
     "Ни одна другая книга Нового Завета не представляет столь серьёзных затруднений при толковании как Откровение" [Л.8, стр. 1978], она,"по общему мнению, темна и непонятна для большинства современных читателей" [Л.1, стр. 511].
     Да, непонятна, если не учитывать всю совокупность её сюжетных стилистических особенностей, характерных для жанра апокалиптического конца света. "Классические примеры космической эсхатологии можно найти в еврейских и христианских апокалипсисах, самым ярким из которых является Откровение" [Л.1, стр. 911].
      Видения относятся к объективной реальности, они не тождественны галлюцинациям, фантазиям, снам. Однако из-за проблем с передачей содержания, по причине отсутствия соответствующих терминов да понятий, тайновидей использует мифопоэтический язык, прибегая к зоо- и антропоморфизму.
      Апокалипсис служит классическим "самым ярким" примером "космической эсхатологии" [Л.1, стр. 911]. Посему для разумения основных астрономических архетипов, иных аллегорических образов надобно учесть, культурно-исторические обстоятельства I века от Р.Х. и ХХI века совершенно различны.
       В архаичную эпоху роль науки играла мифология, мировоззрение формировалось верой в сверхъестественное; считалось, за всем неживым скрывается живое; земные предметы лишь отражения небесных; в апокалипсисах далеко не все детали имели символическое значение [Л.14, стр. 18, 234, 516, 764, 929]. Необходимо также принять во внимание:
       1) особенности пророческого языка Иоанна с широким использованием аллегорий, метафор, архетипов, как традиционных, так новых, развивающих древние;
        2) необычность состояния, в котором он наблюдал видения двух разных миров одновременно;
        3) слияние эпизодов или образов: земных, космических и трансцендентных;
        4) повторяемость картин, обособленность ситуаций;
      5) частое отсутствие хронологии [Л.15]; 5), ибо Всеведущий говорит "о том, чего ещё нет, как будто оно уже есть" (Рим.4:17, в; пер. [Л.11]).
 
3. Снятие шестой печати (6:12, а)
 
       Свиток в руке Агнца (5:7-9) аналогичен полученному Иезекиилем в начале пророческого служения. На обеих его сторонах "были начертаны слова причитаний, скорби и горя" (Иез.2:10, пер. [Л.11]; Синод. пер. "плач, и стон, и горе").
      Удаление печатей (архетип тайны) означало открытие и обнародование содержания документа. Оттого, по мере удаления Господом 5-и печатей, Иоанну, пребывавшему в особом состоянии (4:2), открываются видения загадочного всадника на разных по цвету конях (6:1-8), затем душ убитых христиан (ст.9-11). Далее.

    "И когда Он снял шестую печать, я взглянул (увидел), и вот, произошло (вдруг разразилось) великое (сильное) землетрясение" (6:12, а; в скобках, текст из [Л.12]; данное евр. слово "обозначает сильный шум или оглушительный рёв" [Л.3]).

     "Некоторые относят это (содержание ст.12) к великим переворотам времён императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, к разрушению Иерусалима ... Это можно понимать в политическом смысле ..." [Л.16, стр. 368].
      Многие иные богословы, как отмечается в работе [Л.10], равным образом пытались объяснять Отк.6:12 ретроспективно или аллегорически. Но почти все современные комментаторы воспринимают ст.12 буквально [Л.4-10, 17-20, 33 и др.]. Сверх того, исполнение пророчества они относят к будущему.
      "С Отк. 6 начинается рассказ о событиях, происходящих на земле во время семи лет великой скорби" [Л.7], "в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17], "речь идёт о конце времён" [Л.6].
      Верно, ст.12-17 относятся к концу существования рода сего, наступлению Дня Господня и Великой скорби перед возвращением Христа [Л.21, 22]. Кульминацией излияния гнева станет "великое (сильное) землетрясение" (6:12; рис.1).
       Сотрясётся небо, планета сдвинется с места (Ис.13:13), т.е. изменит эксцентриситет орбиты, скорости движения, положения оси вращения, географических полюсов, линии экватора. Сейсмические колебания, вызванные деформациями коры, вертикальными и горизонтальными смещениями масс, столкновениями литосферных плит, распространятся на обширные территории.
      В полном соответствии с предупреждением Учителя. "Будут сильные (великие) землетрясения ... в разных (во многих) местах" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]). Даже в тех странах, которые никогда их не испытывали [Л.15, 29].
   "Мощное землетрясение конца времён предсказывается ветхозаветными пророками ..." [Л.6],  "произойдёт страшное землетрясение" [Л.17].
     "Цей землетрус буде всесвітнім. Ні одна країна чи народ, ні одне місто чи село не уникнуть його. Тому цей землетрус не буде зрозумілим для науки"
[Л.19, стр. 91].
   "Вся земная кора покроется трещинами, которые начнут одновременно ломаться. Это приведёт к всемирному землетрясению" [Л.8].
    Последнее мнение похоже на правду, всё-таки, трещины в коре и мантии явятся не причиной, а следствием всемирного катаклизма. Причина же будет носить космический характер.
    Глобальные потрясения вызовет столкновение нашей планеты с крупным астероидом. Тайновидец называет его "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём", пер. [Л.23], "словно огромная гора огня" [Л.24]).
 
4. Затмения (6:12, б)
 
       Во все столетия читателей Откровения  интересовали ответы на 2 вопроса: "когда произойдёт уникальное "великое землетрясение"? какие именно апокалиптические природные знаки и необычные эффекты предшествуют ему?
      Ибо предсказано Господом, "будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; "в небесах страшные явления и великие знамения", пер. [Л.24]). Астрономических знаков-архетипов окажется ТРИ, два из них содержатся в ст. 12, б:
   
     "солнце стало мрачно (Почернело) как власяница ("как мешковина из козьего волоса"), и луна сделалась как кровь (стала кровавой)" (6:12, б; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.12]).
 
       Власяница,- тёмная одежда из грубой ткани [Л.2], чёрного цвета будет дневное светило, а ночное покраснеет. Но почему? "Речь тут может идти о катастрофических изменениях на солнце, которое почти перестанет освещать землю ..." Л.10, стр. 548].
       Более реалистичная версия. "Одновременно с землетрясением произойдут извержения вулканов, сопровождающиеся выбросом в атмосферу большого количества пепла и лавы. В результате этого солнце померкнет, а луна приобретёт кроваво-красный оттенок" [Л.8].
       Логично. Подобные эффекты возникают, как правило, по причине вулканической деятельности, массовых выбросов в атмосферу грубых  дисперсных аэрозолей, изменяющих её оптические свойства [Л.15].
       Тем не менее, можно предположить, великая встряска наступит не одновременно, а ПОСЛЕ изменений в свете наших звезды и месяца (на что указывает ст.13). Тогда в стихе 12 сообщается о затмениях, их предсказал Иисус Христос.
     "И будут знамения в солнце и луне и звёздах ..." (Лк.21:25), "солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мт.24:29, б), только потом "звёзды спадут" (ст.29). В результате чего возникнет астрономический знак, по-научному, радиант метеорного потока, как написано. "Тогда явится знамение ..." (ст.30).
      Пророки Ветхого Завета тоже предсказывают омрачение большого и малого светил, как архетипы конца мира, в канун Дня Господа. "Солнце превратится (обратится) во тьму и луна - в кровь, прежде (перед тем) нежели наступит (до наступления) день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31).
      В отличие от заслоняющего звёзды, их месяц-пастух не превращается "во  тьму", а приобретает цвет, похожий на "кровь" (рис.2).
     Несомненно в ст.31 предсказываются затемнения, так утверждается в  работах  [Л.14, 25,  30]. "Под знамениями подразумеваются солнечные и лунные  затмения  ...",  пишет и автор [Л.26, стр. 43], комментируя Иоил.2:31.
      Йахвэ Элохим через нави Амоса обещает. "И будет в тот день,  говорит  Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу  землю  среди  светлого дня" (Ам.8:9; "среди дня на землю опустится мрак"  [Л.23]).
 
5. Воздушный  десант (6:13)
   
      Вслед за солнечным и лунным затмениями (6:12), Иоанн видит 3-е эсхатологическое апокалиптическое знамение. В отличие от первых двух, нечто совершенно изумительное.
  
     "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы (инжир) свои" (6:13; в скобках, уточнения из [Л.11]).
 
    "Всеобъемлющее видение ужаса представлено в Книге Откровение ..." [Л.32, стр. 1162]. Великое землетрясение (6:12), исчезновение неба, передвижение гор по земле и островов в море (ст.14), воздушный десант (ст.13).
     Позвольте, какие такие "звёзды небесные" (ст.13), ниспавшие от сильного ветра, имеет в виду провидец? Некоторые предполагают, речь об ангелах, однако в параллельных стихах Ис.34:4, Дан.8:10, Мк.13:24, 25 явно говорится о звёздах. В Библии не упоминаются ни падающие от ветра тающие существа, ни кем-то растоптанные ангелы.
     В таком случае с Землёй столкнутся буквальные плазменные водородно-гелиевые астрономические очень крупные объекты огромной массы? Нет. В старину под самоцветами неба подразумевались любые светящиеся тела на небе, кроме солнца и луны.
      Падающими звёздами назывались метеорные тела [Л.34, стр. 244], твёрдые космические частицы, дающие яркую ночную вспышку при вторжении в атмосферу Земли. Метеоры считались звёздами, которые оторвались от твёрдого небосвода [Л.32, стр. 552; Л.24, стр. 1401].
       Возникновение одиночной вспышки рядовое явление, но пророк видел массовый десант метеоров по причине неботрясения. Он сравнивает их с маленькими незрелыми весенними смоквами, слетающими "с деревьев от сильного порыва ветра" (6:13, пер. [Л.12]).
    Если сказанное истинно, обязательно возникнет таинственный радиант метеорного потока, солнце ночного неба (рис.3). Иисус Христос называет его "знамение (знак) Сына Человеческого на небе" (Мт.24:29, 30).
     Тайну возникновения загадочного астрономического знака открывает снятие шестой печати (Отк.6:12), сопровождаемое атакой "звёзд" (ст.13; по-научному, "метеорных тел").
     Круглая плоская печать на древнем свитке соответствует эсхатологическому радианту вверху, как земное отражение небесного. Астрономический феномен создадут не только короткие следы вспышек (треки) мелких космических частиц, но длинные светящиеся хвосты.
      Шлейфы от полёта метеороидов, разрушающихся в воздухе с выпадением небольших метеоритов. Или падения более массивного астероида [Л.22], оно сопровождается "сильным ветром" (6:13) сверхзвуковой ударной волны при импакте.
      "Слово "звёзды" (Отк. 6:13) может означать любое небесное тело, большое или маленькое ... Лучшее объяснение - это массивный астероид или же метеоритный дождь" [Л.8]. "Метеоритный дождь вызовет разрушения, земная кора сдвинется" [Л.7]. "Під падаючими на землю зорями треба розуміти не сонця чи планети, а метеори" [Л.19]. Здесь "падение звёзд, в виде астероидов, метеоров" [Л.17], речь "о массовом падении астероидов, метеоритов и т.п." [Л.10].
      Вышеприведенные дружные мнения комментаторов подтверждаются видениями Иоанна: "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8), "упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику ("горящая, как факел" [Л.11])" (8:10, 9:1).
      Карликовая планета (8:8, 9:1) вызовет небывало мощное сотрясение неба (Ис.13:13, Агг.2:6) и суши (Отк.6:12, 11:13). "Такое землетрясение! Так великое!" (16:18; Ис.13:13, 24:19, 20, 29:6; Иер.4:24; Иез.38:19, 20; Агг.2:6; Иоил.2:10, 3:16).
 
6. Исчезновение  небосвода (6:14)
 
       Ещё 2 глобальных и, на первый взгляд, невероятных последствий космической катастрофы открываются апостолу в следующем видении.

    "Небо исчезло, свернувшись, как свиток (Небеса раскололись и свернулись); все горы и острова сдвинулись ("были сдвинуты") со своих мест" (6:14, пер. [Л.24]; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.11, 12]).

     "Имеется в виду папирусный свиток, который сворачивается на обоих концах" [Л.28]. "Здесь небо сравнивается с развёрнутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается" [Л.20]. Образное сравнение выси с манускриптом как архетипом тайны понятно, но почему свод "вдруг трескается посредине"?
     Атмосферу "разорвёт" массивное космическое тело, пролетающее с громким необычным шумом и громовыми раскатами [Л.22]. Купол вверху расколется, согласно видения. "Небеса раскололись и свернулись" (6:14, пер. [Л.23]). "Найтяжче зрозуміти, якто могло "небо згорнутись"?"  [Л.19, стр. 93].
      Понять невероятный процесс его сворачивания можно так. Вращение огромных масс воздуха свернёт расколовшийся небосвод, подобно как сам собой сворачивается треснувший посредине развёрнутый "свиток книжный" (Ис.34:4).
      Обстоятельством возникновения глобального вихря-гипергана служит падение крупного астероида в морскую стихию (Отк.8:8) или на сушу (9:1). В итоге, всё, что над головой покачнётся, накренится, свернётся; как предсказано, "небо скрылось (было отстранено, исчезло), свившись как свиток" (6:14; Ис.34:4). То же самое предсказывает Симеон бар-Иона, "небосвод с громким шумом исчезнет" (2Пет.3:10, пер. [11, 12]).
      Неужели выжженная огнём атмосфера перестанет существовать  буквально,  физически? по мнению некоторых толкователей, например [Л.2, 8,  18, 19,  33].  Нет, не улетучится.
     Тем не менее, из-за непрерывного пеплопада  небо,  вместе со звёздами,  солнцем, луной, облаками, закрытое траурной  пеленой, не  будет видно (рис.4)  на протяжении многих месяцев.
     Поэтому Йешайа предсказывает явление Господа в дни, когда "тьма  покроет землю , и мрак - народы" (Ис.60:2).
     Второе глобальное следствие космического катаклизма, передвижение со  своих мест ВСЕХ (!) гор и островов (6:14). По причине великого  землетрясения  (6:12, 16:18) ударного  происхождения (8:8, 10, 9:1), оно  спровоцирует  "большие землетрясения по  местам" (Лк.21:11).
     Из-за серии волнообразных сейсмических колебаний, "всякая  гора и  остров (все горы и острова) двинулись  с мест своих" (Отк.6:14, б), убежали в сердце морей (16:20, Пс.45:3).
     "Под влиянием глобального землетрясения огромные сегменты земной коры начнут двигаться, разрушая и перестраивая целые континенты" [Л.8]. О будущих разрушениях городов, башен, стен, холмов сообщают многие пророки (Ис.13:13, 24:18-20, 30:25, Иез.38:20, Иер.24:4, Наум.1:5, Ам.8:8; Пс.59:4).
 
7. Массовое  бегство (6:15)
 
       Снятие шестой печати открывает видения последних дней: солнечное и лунное затмения, великое землетрясение, падение звёзд, исчезновение неба, перемещение гор и островов  (6:12-14). Как поведёт себя население?

      "И цари земные и вельможи (высокопоставленные чиновники), и богатые и тысяченачальники (полководцы) и сильные (власть имущие), и всякий раб и всякий свободный скрылись (попрятались) в пещеры и в ущелья гор (в пещерах и расщелинах гор)" (6:15; в скобках, текст из [Л.11, 12]).

     "Перечислены семь общественных положений, включающих все слои общества от императора до последнего раба" [Л.28; Л.4, 5, 19], что указывает "на всеобъемлющий характер суда" [Л.9]. Разглядывая в ночном небе красные гроздья гнева Божьего, страх, затем ужас охватят народы, поразят всех (6:16, 18:10, 15; Иез.7:27, Иер.4:9, 15:8).
       В точности с предсказанием Господа Иисуса Христа. "Люди ослабеют от страха и ужаса (будут падать бездыханными) перед бедствиями, надвигающимися на землю (перед тем, что надвигается на мир) ..." (Лк.21:26, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.24]).
      Увидев апокалиптическое знамение Сына Человеческого на небе, ВСЕ громко заплачут (Мт.24:30), эвакуируются, далеко побегут, гонимые словно "пыль от вихря" (Ис.17:13). Кинутся искать куда спрятать жизнь свою, как пророчествует нави.
    "Люди укроются в скалах, уйдут в норы, под землю, из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его. Поднимется Он - ужаснётся земля!" (Ис.2:19, пер. [Л.24]; Синод. пер. "когда Он восстанет сокрушить" её).
      Но почему перед тем, "когда Господь восстанет, чтобы сокрушить" планету (ст.19, пер. [Л.23]), её обитатели "уйдут в норы, под землю"? равным образом на 3,5 года, они же 42 месяца, они же 1260 дней, спрячутся "в пещеры и в ущелья гор" (Отк.6:15). Несмотря на реальную угрозу погибнуть в пещерах, норах, бункерах из-за великого землетрясения (6:12, 14;16:18-20).
      Объяснение кроется в характере будущих крупномасштабных стихийных бедствий. Возникновению  сверхзвуковых ударных волн из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, сметающих да сжигающих всё на поверхности суши; огненных бурь, штормов, сильно нагретого, даже вне очагов пожаров, воздуха, обжигающего лёгкие при дыхании.
     Помимо перечисленных выше бед, падение метеоритов, многодневные кислотные дожди, густые пеплопады, затрудняющие нормальное дыхание [Л.29]. Избежать губительного воздействия всех поражающих факторов можно лишь в укрытиях (6:15), в т.ч. под землёй. Ибо серповидное небесное "орудие суда" [Л.10] пожнёт всю поверхность нашей планеты (14:14-20).
 
8. Йом  Адонай (6:16, 17)
 
       Массовое бегство жителей "в пещеры и в ущелья гор"  видит Иоанн, более того, слышит, что они скажут.
  
      "И говорят горам и камням (умоляли они горы и скалы): падите на нас и сокройте (спрячьте) нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (6:16; в скобках, текст из [Л.12]).

     "Удивительно, что грешники молятся не о спасении своей души, а о своём уничтожении" [Л.30]. "Смерть станет для них желанной"   [Л.10]. "Они предпочитали погибнуть под обломками рушащихся гор и камней, чем терпеть наказание Божье и гнев Агнца" [Л.5; Л.16]. Вовсе нет.
      Согласно видения, спрятавшиеся в пещерах не "предпочитали погибнуть", наоборот, хотят сохранить жизнь, скрывшись от суда Божьего в обвалившихся горах, когда Он коснётся земли (Ам.9:5, а). От лица Небесного Воителя, от взгляда Его волнуется даже суша, поднимается вверх и опускается вниз словно речная волна (5, б).
      Что же подразумевает тайновидец под архетипом "лицо Бога"? выражаясь, "спрятаться от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца". Очевидно сияющий радиант метеорного потока, солнце ночного неба (рис.3), знамение Сына вверху (Мт.24:30), превращающее тёмную ночь в ясный день [Л.22, 27].
      Ибо написано, "лице Его - как солнце, сияющее в силе своей" (Отк.1:16, "словно палящее солнце в зените" [Л.24]), оттого пророк советует. "Укройся в скале, спрячься в земле из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его!" (Ис.2:10, пер. [Л.24]).
      От сияющего "лица" Всемогущего растают горы, содрогнутся народы (64:1, 2). Небеса покроет величие Его, славою наполнится земля (Авв.3:3). "Блеск (сияния) её - как солнечный свет" (ст.4; "Она, как яркий свет", пер. [Л.23]).
       Характерным признаком Дня Господа, нескольких месяцев стихийных бедствий, послужит сияющий семь ночей радиант; вместе с тем, "гнев Агнца", - кроваво-красный свод (рис.5; Иоил.2:30, Ис.63:1-3, Втор.28:23).
     Появление астрономического знака-феномена постепенно изменит диффузное излучение атмосферы, её цвет переменится с голубого на красный [Л.29].
   Необычный красный цвет небосвода, вызванный массовым падением метеорных тел,  апостол называет гневом Агнца (6:16).
     Подобно ветхозаветным нави, многократно употреблявшим архетип "гнев Его", предвещая страшный Йом Адонай (Ис.13:5-9, 30:27, 63:3-6, 66:15; Соф.1:14-18, 2:1-3, 3:8; Иер.25:30-38 и т.д.).
    "Это будет самый драматический период во всей человеческой истории" [Л.10]. Мало кто сможет пережить его (Отк.6:8, 8:11, 9:18; Мт.24:22, Ис.13:12, 24:6).

     "Ибо пришёл (Наступил) великий день гнева Его (Их гнева), и кто может устоять?" (Отк.6:17; в скобках, уточнения из [Л.11]).

     "Шестая печать открывает то, что пророки называют "День Господень" [Л.8]. "Слова ст.17 как бы подтверждают, что в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17].
      Вопрос, заданный нам Иоанном (ст.17), не нуждается в ответе, как и риторический вопрос Йоэйла, "велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11, в).
 
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
5. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
7. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
13. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
16. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
18. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
19. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
20. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
21. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
22. Статья "2. Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)".
23. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
25. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
26. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088с.
27. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
28. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
29. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
30. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
31. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
32. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016, 1 423 с.
33. Фрискни Т. Сила к победе.- М.: Весть, 2003.- 221 с.
34. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.

 

 
День Господень