Комментарии к Книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)

"И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот
произошло великое землетрясение, и солнце стало
мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь"
(Отк.6:12)
 
1. Вступление

     Слово "откровение", греч. "апокалюпсис", а также однокоренной глагол "апокалюпто" означают "раскрывать, открывать, снимать завесу"; в данном случае, раскрывать сокровенную тайну [Л.1-5].
     Книга относится к особому жанру (апокалиптической) древнееврейской литературы [Л.1, 3, 6]. Содержащей видения эсхатологических событий и персонажей-архетипов, описанных языком аллегорий, символов, метафор [Л.4, 7, 32].
     "Эсхатология традиционно понимается как раздел богословия, изучающий "последние события". Будущие судьбы мира, второе пришествие Иисуса Христа, грядущее царство Божье, страшный суд над человечеством, воскресение из мёртвых, рай и ад, конечное преображение мира ..." [Л.1. стр. 888].
     Откровение также принадлежит к пророческим книгам [Л.1, 6, 8], а некоторые комментаторы находят в нём тесное переплетение 3-х литературных жанров: апокалипсис, пророчество, послание [Л.1, 4].
     Автором книги "Откровение Иисуса Христа" является Бог (Отк.1:1). Через ангела её содержание передано тайновидцу Иоанну, в некоторых рукописях добавлено слово "Богослову" [Л.2]. Согласно церковного предания, а также мнения большинства богословов, человеком, получившим и записавшим откровение Христа, является апостол Иоанн, автор Евангелия от Иоанна [Л.2, 5-10].
     Время написания книги. Существуют две предполагаемые даты. Ранняя, между 54 и 68 г.г. от Р.Х. [Л.3], но более убедительна поздняя: 90 ... 96 годы [Л.2, 6, 11], 94 ... 96 г.г. [Л.8, 10], около 95 года [Л.1, 9, 12] или 96 г. [Л.5, 7].
      Композиция ст. 6:12-17
. 1. Видение катаклизмов космического масштаба (6:12-14).
           2. Реакция жителей земли (6:15-16).
           3. Указание на время исполнения пророчества (6:17).
     Главная тема. Снятие 6-й печати, открывающей содержание предстоящих глобальных катастрофических событий.
     Цель написания. Предупредить все народы о грядущем суде Божьем над нечестивыми жителями земли.
     Содержание. Снятие Агнцем печатей с запечатанной книги-свитка открывает Иоанну ряд видений (6:1-17). В том числе великого землетрясения, затмений солнца и луны (ст.12), падения звёзд (ст.13), исчезновения неба, перемещения гор да островов (ст.14).
     Люди всех сословий скроются в убежищах (6:15), спасаясь от падающих камней, скрываясь от лица Бога и гнева Агнца (ст.16). Мало кто сумеет пережить Великий день гнева Вседержителя (ст.17).
     Проблемы толкования. "Основные экзегетические проблемы в истолковании Откровения связаны с вопросом о том, относятся ли те или иные пассажи к историческому времени или к тому, что должно исполнится в конце времён" [Л.1, стр. 905].
     Также неясны физические причины катастрофических событий. В том числе связь великого землетрясения с изменениями в свете солнца и луны, а также с падением звёзд (?!), исчезновением неба, перемещением всех гор и всех островов на планете и т.д.
 
2. Принципы толкования Откровения
 
     Обоснованно считается, "истолкование книги Откровение сопряжено с большими трудностями" [Л.2]. Поэтому существуют несколько основных подходов к толкованию глав 4 ... 22 этой удивительной книги [Л.3, 6-8, 10, 31].
     Претеристический (ретроспективный) - все события произошли ДО времени её написания. Однако такое мнение противоречит утверждению автора о пророческом характере книги. Также ряду предсказанных происшествий невозможно найти достоверные аналоги в прошлом.
     Исторический (летописный) - обзор исторических событий от первого до второго пришествия Христа, в том числе предсказания основных периодов развития Церкви. Данный подход порождает разные противоречащие друг другу толкования реальных исторических событий в привязке к одним и тем же стихам Откровения. "Выводы отдельных экзегетов при этом почти никогда не совпадают ..." [Л.2, стр. 677].
     Идеалистический (аллегорический) - поэтическое символическое произведение, содержащее картины космической духовной борьбы между добром и злом, не связанные ни с временем до Иоанна, ни с историей Церкви, ни с эсхатологией. При таком подходе игнорируется пророческий характер книги, буквальные пророчества воспринимаются словно аллегории.
     Футуристический - все предсказанные события реальны, они относятся к будущему, к последнему времени. "Изображённые события не просто футуристичны - это эсхатологические образы конца света" [Л.32, стр. 740], "предсказываются космические катастрофы в конце времён" [Л.2, стр. 344].
     При этом диспенсационалисты (крайне футуристическое толкование) считают, речь идёт о разных Божьих замыслах: 1) бедствия для Израиля, 2) восхищение Церкви. Сторонники же умеренно футуристического направления видят в книге две иные темы: "суд над злом и пришествие Царства" [Л.31, стр. 713, 714].
     Выбор экзегетического метода определяет способ толкования Откровения: буквальный, иносказательный, символический или их комбинации. Подобные способы используют раввины при толковании ТаНаХа: пшат - "простой", т.е. прямой буквальный смысл текста, ремез -"намёк", мидраш -"исследование", сод -"секрет".
    "Ни одна другая книга Нового Завета не представляет столь серьёзных затруднений при толковании как Откровение" [Л.8, стр. 1978]. "Книга Откровение, по общему мнению, темна и непонятна для большинства современных читателей" [Л.1, стр. 511].
     Да, непонятна, если не учитывать всю совокупность её сюжетных и стилистических особенностей, характерных для жанра апокалиптической космической эсхатологии. "Классические примеры космической эсхатологии можно найти в еврейских и христианских апокалипсисах, самым ярким из которых является Откр." [Л.1, стр. 911].
      Для понимания основных космических архетипов, а также иных аллегорических образов Откровения, являющейся классическим "самым ярким" примером "космической эсхатологии" [Л.11, стр. 911], необходимо учесть следующее.
     Культурно-исторические контексты I века от Р.Х. и ХХI века совершенно различны. В древние времена роль науки играла мифология, а мировоззрение формировалось верой в сверхъестественное; считалось, за всем неживым скрывается живое; земные предметы являются отражением небесных (космических); в апокалипсисах далеко не все детали имели символическое значение [Л.14, стр. 18, 234, 516, 764, 929].
     Кроме того, следует принять во внимание особенности пророческого языка Иоанна. Необычность состояния, в котором он наблюдал видения двух разных миров одновременно; слияние явлений и образов земных, космических и трансцендентных; повторяемость картин, обособленность событий, частое отсутствие хронологии [Л.15]. Также учтём, Бог говорит "о том, чего ещё нет, как будто оно уже есть" (Рим.4:17, в; пер. [Л.11]).
 
3. Снятие шестой печати (6:12, а)
 
     Свиток в руке Агнца (5:7-9) аналогичен свитку, полученному Иезекиилем в начале пророческого служения. На обоих сторонах свитка "были начертаны слова причитаний, скорби и горя" (Иез.2:10, пер. [Л.11]; Синод. пер. "плач, и стон, и горе").
     В древности снятие печатей (архетип тайны) со свитка означало открытие и обнародование его содержания. Оттого, по мере удаления 5-и печатей Агнцем, тайновидцу Иоанну, пребывавшему в духе (4:2), открываются видения загадочного всадника на разных по цвету конях (6:1-8), а также души убитых христиан (ст.9-11). Далее.

    "И когда Он (Агнец) снял шестую печать, я взглянул (увидел), и вот, произошло (вдруг разразилось) великое (сильное) землетрясение" (6:12, а; в скобках, текст из [Л.12]; евр. слово "обозначает сильный шум или оглушительный рёв" [Л.3]).

    "Некоторые относят это к великим переворотам времён императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, к разрушению Иерусалима ... Это (великое землетрясение) можно понимать в политическом смысле ..." [Л.16, стр. 368].
     Многие иные богословы также пытались толковать Отк.6:12 ретроспективно или аллегорически, как отмечается в [Л.10]. Но почти все современные комментаторы воспринимают ст.12 буквально [Л.4-10, 17-20, 33 и др.]. Более того, исполнение пророчества они относят к будущему.
    "С Отк. 6 начинается рассказ о событиях, происходящих на земле во время семи лет великой скорби" [Л.7], "в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17], "речь идёт о конце времён" [Л.6].
     Верно, ст.12-17 относятся к концу времён, наступлению Дня Господня и Великой скорби перед возвращением Христа [Л.21, 22]. Кульминацией излияния гнева Божьего будет "великое (сильное) землетрясение" (ст.12; рис.1).
     Сотрясётся небо, а Земля сдвинется с места (Ис.13:13), т.е. изменит орбиту и скорость вращения вокруг своей оси! Сейсмические колебания охватят весь земной шар, согласно предупреждения Иисуса Христа.
     "Будут сильные (великие) землетрясения ... в разных (во многих) местах" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; в скобках, текст из [Л.24]). Даже в тех странах, которые никогда их не испытывали [Л.15, 29].
      "Мощное землетрясение конца времён предсказывается ветхозаветными пророками ..." [Л.6],  "на земле произойдёт страшное землетрясение" [Л.17].
     "Цей землетрус буде всесвітнім. Ні одна країна чи народ, ні одне місто чи село не уникнуть його. Тому цей землетрус не буде зрозумілим для науки"
[Л.19].
    "Вся земная кора покроется трещинами, которые начнут одновременно ломаться. Это приведёт к всемирному землетрясению" [Л.8]. Последнее мнение похоже на правду, только трещины в земной коре явятся не причиной, а следствием всемирного землетрясения. Причина же будет носить космический эсхатологический характер.
     Так как глобальные потрясения вызовет столкновение Земли с крупным астероидом. Иоанн называет его "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём" [Л.23], "словно огромная гора огня" [Л.24]).
 
4. Затмения светил (6:12, б)
 
     Во все времена читателей Книги Откровение  интересовал ответ на вопрос "когда произойдёт уникальное "великое землетрясение"? Какие апокалиптические знамения, т.е. знаки, необычные явления предшествуют ему?
     Ибо написано "будут происходить ужасные события и явятся великие знамения на небе" (Лк.21:11, пер. [Л.11]; "в небесах страшные явления и великие знамения" [Л.24]).
     Таких астрономических знаков-архетипов для всех жителей земли окажется ТРИ. Два из них содержатся в следующем стихе:
   
    "солнце стало мрачно (Почернело) как власяница ("как мешковина из козьего волоса"), и луна сделалась как кровь (луна стала кровавой)" (6:12, б; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.12]).
 
     Власяница, тёмная одежда из грубой ткани [Л.2], также чёрного цвета будет солнце, а луна покраснеет. Но почему? "Одновременно с землетрясением произойдут извержения вулканов, сопровождающиеся выбросом в атмосферу большого количества пепла и лавы. В результате этого солнце померкнет, а луна приобретёт кроваво-красный оттенок" [Л.8].
     Верно. Подобные явления на небе возникают по причине вулканической деятельности и массовых выбросов в атмосферу грубо дисперсных аэрозолей, изменяющих её оптические свойства [Л.15].
     Но можно предположить, всемирное землетрясение произойдёт не одновременно, а ПОСЛЕ изменений в свете солнца и луны (на что указывает ст.13). Тогда в стихе 12 речь идёт, прежде всего, об астрономических затмениях светил.
     Их предсказал Иисус Христос. "И будут знамения в солнце и луне и звёздах ..." (Лк.21:25), "солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мт.24:29, б). Только потом "звёзды спадут с неба" (ст.29, в). В результате чего возникнет знамение на небе, по-научному, знак радианта метеорного потока, как написано. "Тогда явится знамение ..." (ст.30).
     Ветхозаветные пророки также предсказывают солнечное затмение и лунное затмение как архетипы эсхатологического времени, накануне Дня Господа.
    "Солнце превратится (обратится) во тьму и луна - в кровь, прежде (перед тем) нежели наступит (до наступления) день Господень, великий и страшный" (Иоил.2:31). В отличие от Солнца, Луна при затмении не превращается "во тьму", но приобретает цвет, похожий на "кровь" (рис.2).
     Несомненно здесь говорится о затмениях, так считается в работах [Л.14, 25, 30]. "Под знамениями подразумеваются солнечные и лунные затмения ..." утверждает автор [Л.26, стр. 43], комментируя Иоил.2:31.
     Также Йахвэ Элохим через пророка Амоса обещает. "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9; "среди дня на землю опустится мрак" [Л.23]).
 
5. Падение звёзд (6:13)
   
    После солнечного и лунного затмений (6:12) Иоанн видит 3-е эсхатологическое апокалиптическое знамение. В отличие от первых двух, нечто совершенно изумительное.
  
    "И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы (инжир) свои" (6:13; в скобках, уточнения из [Л.11]).

     Какие "звёзды небесные" имеет в виду тайновидец? Некоторые считают, речь об ангелах, но в параллельных стихах Ис.34:4, Дан.8:10, Мк.13:24, 25 явно говорится о звёздах. В Библии не упоминаются ни падающие тающие небесные существа, ни кем-то растоптанные ангелы.
     Тогда на землю упадут буквальные звёзды? плазменные водородно-гелиевые астрономические объекты огромных размеров. Нет. В старину под звёздами подразумевались любые светящиеся тела, кроме солнца и луны.
     А звёздным дождём или "падающими звёздами" назывались метеорные тела [Л.34, стр. 244]. Твёрдые космические частицы, дающие яркую ночную вспышку при вторжении в атмосферу Земли. Метеоры считались звёздами, которые оторвались от твёрдого небосвода [Л.32, стр. 552; Л.24, стр. 1401] и падали на землю.
     Возникновение одиночной метеорной вспышки на небе рядовое явление. Однако Иоанн видел массовое появление метеорных тел по причине неботрясения. Он сравнивает их с маленькими незрелыми (весенними) смоквами, падающими "с деревьев от сильного порыва ветра" (6:13, пер. [Л.12]).
      В таком случае, на ночном небосводе обязательно возникнет таинственный радиант метеорного потока (рис.3).
     Иисус Христос называет его "знамение (знак) Сына Человеческого на небе" (Мт.24:29, 30).
     Тайну возникновения загадочного астрономического знака открывает снятие шестой печати (Отк.6:12), сопровождаемое падением "звёзд" (ст.13; по-научному, метеорных тел).
     Круглая печать на древнем свитке соответствует эсхатологическому радианту на небе, являясь земным отражением небесного. Радиант звёздного дождя будут создавать не только короткие следы вспышек (треки) мелких метеоров, но и длинные светящиеся хвосты.
     Например, от полёта метеороидов, разрушающихся в воздухе с выпадением небольших метеоритов, также падений очень массивных космических тел-астероидов [Л.22].
    "Слово "звёзды" (Отк. 6:13) может означать любое небесное тело, большое или маленькое ... Лучшее объяснение - это массивный астероид или же метеоритный дождь" [Л.8]. "Метеоритный дождь вызовет разрушения, земная кора сдвинется" [Л.7]. "Під падаючими на землю зорями треба розуміти не сонця чи планети, а метеори" [Л.19]. Это "падение звёзд, в виде астероидов, метеоров" [Л.17], речь идёт "о массовом падении астероидов, метеоритов и т.п." [Л.10].
     Вышеприведенное дружное мнение комментаторов подтверждается видениями Иоанна: "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8), "упала с неба большая (огромная) звезда, горящая подобно светильнику ("горящая, как факел" [Л.11])" (ст.10), "я увидел звезду, падшую (упавшую) с неба на землю" (9:1).
     Падение массивного небесного тела (8:8, 10; 9:1) вызовет не бывало страшное сотрясение неба (Ис.13:13, Агг.2:6) и земли (Отк.6:12, 11:13). "Такое землетрясение! Так великое!" (16:18; Ис.13:13, 24:19, 20, 29:6; Иер.4:24; Иез.38:19, 20; Агг.2:6; Иоил.2:10, 3:16).
 
6. Исчезновение неба (6:14)
 
     Ещё 2 глобальных невероятных последствия космической эсхатологической катастрофы открываются апостолу в следующем видении.

    "Небо исчезло, свернувшись, как свиток (Небеса раскололись и свернулись); все горы и острова сдвинулись ("были сдвинуты") со своих мест" (6:14, пер. [Л.24]; в скобках: текст из [Л.23], в кавычках - из [Л.11, 12]).

   "Имеется в виду папирусный свиток, который сворачивается на обоих концах" [Л.28]. "Здесь небо сравнивается с развёрнутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается" [Л.20]. Сравнение со свитком как архетипом тайны понятно, но почему небо "вдруг трескается посредине"?
     Его "разорвёт" планетообразное тело. Оно с громким необычным шумом, с громовым раскатом пролетит сквозь земную атмосферу [Л.22]. Расколов небо пополам, как написано. "Небеса раскололись и свернулись" (6:14, пер. [Л.23]). "Найтяжче зрозуміти, якто могло "небо згорнутись"?"  [Л.19].
     Понять невероятный процесс сворачивание неба можно так. Вращение огромных масс атмосферного воздуха свернёт расколовшийся небосвод, подобно как сворачивается треснувший посредине развёрнутый "свиток книжный" (Ис.34:4).
     Причиной возникновения глобального вихря послужит падение астероида в морскую стихию (Отк.8:8) или на сушу (9:1). В итоге "небо скрылось (было отстранено, исчезло), свившись как свиток" (6:14; Ис.34:4). То же самое предсказывает апостол Пётр "небосвод с громким шумом исчезнет" (2Пет.3:10, пер. [11, 12]).
     Неужели небо, земля, солнце перестанут существовать буквально, физически? по утверждению некоторых толкователей, например [Л.2, 8, 18, 19, 33].
     Нет, атмосфера НЕ исчезнет. Однако из-за непрерывного пеплопада небосвод, вместе со звёздами, луной, солнцем, облаками, не будет виден (рис.4) на протяжении многих месяцев.
     Поэтому пророк Исаия предсказывает явление Господа в дни, когда "тьма покроет землю , и мрак - народы" (Ис.60:2).
     Второе глобальное последствие космической катастрофы, увиденной Иоанном,- передвижение со своих мест ВСЕХ гор и островов (6:14).
     Причиной чего послужит великое землетрясение (6:12, 16:18) ударного происхождения (8:8, 10, 9:1). Оно спровоцирует "большие землетрясения по местам" (Лк.21:11).
     Из-за серии волнообразных сейсмических колебаний земной коры "всякая гора и остров (все горы и острова) двинулись  с мест своих" (Отк.6:14, б), убежали в сердце морей (16:20, Пс.45:3).
    "Под влиянием глобального землетрясения огромные сегменты земной коры начнут двигаться, разрушая и перестраивая целые континенты" [Л.8]. Будущие разрушения земли, в том числе гор, холмов, башен, стен предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.13:13, 24:18-20, 30:25, Иез.38:20, Иер.24:4, Наум.1:5, Ам.8:8; Пс.59:4).
 
7. Бегство людей (6:15)
 
     Снятие шестой печати открывает Иоанну видения последнего времени (6:12-14). Они относятся не только к небу, ко всей земле, но также к поведению её жителей.

   "И цари земные и вельможи (высокопоставленные чиновники), и богатые и тысяченачальники (полководцы) и сильные (власть имущие), и всякий раб и всякий свободный скрылись (попрятались) в пещеры и в ущелья гор (в пещерах и расщелинах гор)" (6:15; в скобках, текст из [Л.11, 12]).

    "Перечислены семь общественных положений, включающих все слои общества от императора до последнего раба" [Л.28; Л.4, 5, 19], что указывает "на всеобъемлющий характер суда" [Л.9].
     Страх, а затем ужас охватят все народы, поразят жителей на лице земли (6:16, 18:10, 15; Иез.7:27, Иер.4:9, 15:8). В точности как предсказывает Иисус Христос.
    "Люди ослабеют от страха и ужаса (будут падать бездыханными) перед бедствиями, надвигающимися на землю (перед тем, что надвигается на мир) ..." (Лк.21:26, пер. [Л.23]; в скобках, текст из [Л.24]).
     Увидев апокалиптическое знамение Сына Человеческого на небе, громко заплачут ВСЕ народы (Мт.24:30). Они далеко побегут, гонимые словно "пыль от вихря" (Ис.17:13). Все кинутся искать куда спрятать жизнь свою, провидит нави Йешайа.
    "Люди укроются в скалах, уйдут в норы, под землю, из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его. Поднимется Он - ужаснётся земля!" (Ис.2:19, пер. [Л.24]; Синод. пер. "когда Он восстанет сокрушить землю").
     Но почему перед тем, "когда Господь восстанет, чтобы сокрушить землю" (ст.19, пер. [Л.23]), её жители "уйдут в норы, под землю"? а также скроются "в пещеры и в ущелья гор" (Отк.6:15). Несмотря на реальную угрозу погибнуть в пещерах, норах, подземных убежищах из-за великого землетрясения (6:12, 14;16:18-20).
     Объяснение кроется в характере будущих крупномасштабных катаклизмов. А именно, возникновение высокотемпературных ударных волн из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, сметающих да сжигающих всё на поверхности земли. Также появлению огненных бурь, штормов, сильно нагретого, даже вне очагов пожаров, воздуха, обжигающего лёгкие при дыхании.
     Кроме указанных бед, падение метеоритов, многодневные кислотные дожди, густые пеплопады, затрудняющие нормальное дыхание [Л.29]. Избежать губительного воздействия вышеперечисленных факторов можно только в укрытиях (6:15). Потому что серповидное небесное "орудие суда" [Л.10] пожнёт всю поверхность земли (14:14-20).
 
8. День Господень (6:16, 17)
 
     Иоанн не только видит бегство людей "в пещеры и в ущелья гор", но даже слышит, что они скажут.
  
    "И говорят горам и камням (умоляли они горы и скалы): падите на нас и сокройте (спрячьте) нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (6:16; в скобках, текст из [Л.12]).

     "Удивительно, что грешники молятся не о спасении своей души, а о своём уничтожении" [Л.30]. "Они предпочитали погибнуть под обломками рушащихся гор и камней, чем терпеть наказание Божье и гнев Агнца" [Л.5; Л.16].
     Нет. Согласно видения, люди в пещерах не "предпочитали погибнуть", наоборот, хотят сохранить жизнь! Скрывшись от суда Божьего в обвалившихся горах.
     Но что именно подразумевает тайновидец под архетипом "лицо Бога"? Выражаясь "спрятаться от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца". Очевидно сияющий радиант метеорного потока (рис.2). Знамение Господа на небосводе (Мт.24:30), превращающее тёмную ночь в ясный солнечный день [Л.22, 27].
     Ибо написано "лице Его - как солнце, сияющее в силе своей" (Отк.1:16, "словно палящее солнце в зените" [Л.24]). Оттого пророк Исаия советует. "Укройся в скале, спрячься в земле из страха пред Господом, из-за блеска и величия Его!" (Ис.2:10, пер. [Л.24]).
     От лица Всемогущего растают горы, содрогнутся народы (64:1, 2), небеса покроет величие Его, славою наполнится земля (Авв.3:3). "Блеск (сияния) её - как солнечный свет" (ст.4; "Она, как яркий свет" [Л.23]).
     Характерным признаком эсхатологического Дня Господа, времени космической катастрофы, явится не только яркий радиант, подобный солнечному свету, но также кроваво-красный небосвод (рис.5; Иоил.2:30, Втор.28:23, Ис.63:1-3).
     После появления радианта, с изменением диффузного излучения неба его цвет изменится с голубого на красный [Л.29].
     Необычный красный небосвод Иоанн называет гневом Агнца (6:16).
     Подобно ветхозаветным пророкам, многократно употреблявшим архетип "гнев Его", предвещая страшный День Господень (Ис.13:5-9, 30:27, 63:3-6, 66:15; Соф.1:14-18, 2:1-3, 3:8; Иер.25:30-38 и т.д.).
     "Это будет самый драматический период во всей человеческой истории" [Л.10]. Мало кто из людей сможет пережить его (Отк.6:8, 8:11, 9:18; Мт.24:22, Ис.13:12, 24:6).

    "Ибо пришёл (Наступил) великий день гнева Его (Их гнева), и кто может устоять?" (Отк.6:17; в скобках, уточнения из [Л.11]).

    "Шестая печать открывает то, что пророки называют "День Господень" [Л.8]. "Слова ст.17 как бы подтверждают, что в шестой печати речь шла о наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня" [Л.17].
     Вопрос, заданный нам Иоанном (ст.17), не нуждается в ответе. Также как риторический вопрос пророка Йоэйла "велик день Господень и весьма (очень) страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:11, в).
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
3. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
4. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
5. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
6. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
7. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
8. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
9. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
10. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
11. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
12. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
13. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
14. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
15. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
16. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
18. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
19. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
20. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
21. Статья "1. Комментарии к Евангелию от Матфея. Конец этого мира и возвращение Иисуса Христа (Мт.24:14-31)".
22. Статья "2. Комментарии ко Второму посланию Петра. День Господень (3:6-13)".
23. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
24. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
25. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
26. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
27. Статья №1 "Признак и знамение Второго пришествия Иисуса Христа".
28. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
29. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
30. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
31. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
32. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005, 1 423 с.
33. Фрискни Т. Сила к победе.- М.: Весть, 2003.- 221 с.
34. Сарфати Дж. Д. Хроника начал.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.

 
День Господень