Комментарии к Книге Откровение. Звуки труб (8:5-12)

"И семь ангелов, имеющие семь труб, 
  приготовились трубить"
(Отк.8:6)
 
                                                                                                                      1. Вступление

     Основные драматические картины Откровения сосредоточены в видениях 7 печатей (гл.6, 8), 7 труб (гл.8, 9, 11), 7 чаш (гл.15, 16). Архетипы печатей, труб, чаш взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены [Л.1].
     Однако они не являются ни историческими эпохами, ни тремя периодами Великой скорби, ни разными группами наказаний, отделённых неопределёнными промежутками времени, как считается в работах [Л.2-6, 29].
     Нет. Все видения Иоанна относятся к одному и тому же Божьему суду. Сначала он возвещается снятием печатей со свитка, затем осуществляется под звуки труб, потом описываются последствия суда через излияние 7 чаш.
    Подобный вывод содержится в [Л.7]: "очевидно, перед нами не нескончаемый перечень наказаний, а три параллельных описания одного и того же краткого периода Божьего суда" (стр. 516). Эти описания не заимствованы из Ветхого завета, вопреки мнению авторов [Л.26].
     Композиция ст. 8:5-12. 1. Вступление, указывающее на подготовку к суду (8:5, 6).
           2. Изложение главной темы - массовое падение на землю небесных тел:
               а) града, смешанного с огнём и кровью (8:7);
               б) огромной горы, пылающей огнём (8:8, 9);
               в) большой звезды, горящей подобно факелу (8:10, 11).
           3. Заключение, описывающее странные атмосферные явления (8:12).
      Главная тема. Падение на  землю орудий гнева Божьего: кадильницы, горы и звёзд, производящих катастрофические разрушения.
      Цель написания. Открыть всем народам содержание предстоящего суда Творца над миром, лежащим во зле.
    Содержание. После снятия седьмой печати апостолу открывается видение ангелов с трубами - архетипами суда Божьего (8:1, 2). Восьмой ангел наполнил кадильницу углями с жертвенника, бросил её на землю (ст.5), что послужило сигналом другим ангелам (ст.6).
     Звуки труб вызвали падение: 1) града, крови и огня, спалившего всю траву да треть деревьев (8:7); 2) как бы большой пылающей горы, превратившей часть моря в кровь (ст.8), погубившей треть его обитателей (ст.9); 3) большой звезды, отравившей часть источников пресной воды на земле (ст.10, 11).
      После звуков четвёртой трубы на треть ослабеет свет от солнца, луны, звёзд; оттого третья часть как дня, так и ночи лишатся света (8:12).
     Проблемы толкования. Стихи 8:5-12 следует воспринимать аллегорически или буквально. Что именно подразумевал Иоанн под кадильницей, большой горой, большой звездой. Какая связь града с огнём и кровью. Отчего в последние дни уменьшится светимость солнца, луны, звёзд.

2. Кадильница
(8:5, 6)

     Рассказ Иоанна о содержании и последовательности предстоящих трагических событий, их удивительных персонажах (6:1-11) окончился со снятием шестой печати [Л.8].
    Седьмая печать (8:1) начинает следующую серию потрясающих видений. Показывает каким образом осуществится ранее открытое апостолу. Действие начинается на небесах, руководят им ангелы (ст.2-4).

    "И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника (алтаря), и поверг (бросил) на землю: и произошли голоса (грохот, "гурконява" [Л.28]) и громы (раскаты грома), и молнии (вспышки молний) и землетрясение" (8:5; в скобках, текст из [Л.9]).

    "В ветхозаветной скинии имелась тяжёлая медная кадильница, служившая для перенесения горящих углей из медного жертвенника ... В кадильнице носили горящие угли" [Л.6, стр. 551]. "Во время Соломонова храма кадильницы были золотыми" Л.27, стр.987].
     Но о чём именно хотел рассказать пророк? увидев подобную "золотую кадильницу" (8:3), брошенную с неба "на землю" (ст.5). Очевидно речь о космических телах, по-научному болидах, вторгающихся в атмосферу земли в виде горящих углей, окутанных кадильным дымом (рис.1).

    Задача ангела "высыпать эти уголья на землю,- с высоты небесного свода ... Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были обозначать начало казней Божьего гнева, наступление времени Божьего суда и отмщения" [Л.10].
    Полёт болидов сопровождается грохотом ("голоса") и раскатами грома ("громы"), а оканчивается световыми вспышками ("молнии" в ст. 8:5) по причине их взрыва в атмосфере.  Столкновение массивного космического тела (астероида) с поверхностью земного шара вызовет "землетрясение".
    Похожее мнение высказывает автор [Л.16]. "Ангел поверг горящие угли на землю, и они вызвали сильные взрывы, громы, молнии и землетрясения". Та же причина указывается в работе [Л.6]. "Ангел ... опрокинул горящие угли из кадильницы на землю". После чего.

     "И семь Ангелов, имеющие ("державших" [Л.12]) семь труб, приготовились трубить" (8:6).

    В древности звук рога или трубы применялся в разных целях. "Наиболее часто трубы использовались на войне: они призывали на бой, давали сигнал к атаке ... предупреждали о нападении или провозглашали победу" [Л.13, стр. 1225].
     На небесах сигналы к атаке будут давать ангелы (8:6-12). На земле "голоса (грохот) и громы" (ст.5) создадут ударные воздушные волны от полёта и столкновения с нашей планетой небесных тел [Л.1]. Таким образом земные звуки явятся отражением небесных.

3. Первая труба
(8:7)

     Последствия опрокидывания содержимого кадильницы на землю (8:5), удивляющие своей необычностью, тайновидец описывает так.

     "Первый ангел затрубил в свою трубу, и выпал (посыпался) град, смешанный с кровью и огнём, и всё это низверглось на землю. Треть земли сгорела, треть деревьев сгорела, и вся (зелёная) трава сгорела" (8:7, пер. [Л.9]; в скобках, уточнения из [Л.12]).

    Такого не может быть! Откуда возьмётся буря со странной смесью града, крови и огня? "следует ли под этим понимать бурю ересей, смесь чудовищных заблуждений, поразивших церковь, или военную бурю, разразившуюся над странами мира,- среди толкователей нет согласия по этому вопросу" [Л.3].
     Нет согласия даже среди богословов-футуристов, отвергающих подобные  аллегорический или исторический подходы к толкованию Откровения. Например. "Мы считаем, что "град огонь и кровь" следует понимать не символически, а буквально" [Л.29, стр. 568].
    "В данном случае нам трудно понять: как среди града окажется кровь. Можно предположить, что страшный град побьёт много живых существ, в том числе и людей, а ветер страшной силы подхватит их кровь и смешает с градом. Таким образом, град и будет иметь красную окраску" [Л.2; Л.14].
     Другие авторы придерживаются более реалистичной версии. "Возможно, это описание вулканических извержений ... Вырвавшиеся в небо во время извержение пар и вода могут сконденсироваться в град и выпасть на землю вместе с горящей лавой. Пыль и газы могут настолько загрязнить воду, что вода будет иметь кроваво-красный цвет" [Л.15; Л.16].
    Однако указанные гипотезы, согласно изысканий авторов [Л.17], страдают серьёзным недостатком. "Синтаксис стиха означает, что кроваво-красная буря должна появиться на небе и затем обрушиться на землю" (стр. 947). Иными словами, кровь да огонь должны возникнуть в атмосфере, а не забрасываться с земли.
    Некоторые толкователи, например [Л.5] полагают, в главе 8 идёт речь о взрывах атомных и водородных бомб (стр. 159). Но в Библии утверждается,- Творец вселенной Сам накажет обитателей Земли, без человеческой помощи (Ис.63:3-6, 26:21, Соф.3:8 и т.д.), используя ангелов (Отк.8:2-13). Как написано.
    "Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю ..." (ст.7).

4. Град, кровь, огонь

     В час суда Вседержитель использует "небо и землю, и море и источники вод", которые Сам сотворил (14:7), в том числе небесные тела (6:13, 8:5-10).
     Необычные атмосферные осадки в таком невероятном сочетании как "град, смешанный с кровью и огнём" возникнут из-за бомбардировки Земли орудиями гнева Божьего [Л.1]. Так градины, точнее глыбы льда весом около 35 (!) килограммов (16:21), массово образуются за счёт огромных объёмов паров и капель воды. Их выбросят высоко в холодную атмосферу мощные тепловые взрывы при попадании астероидов в Мировой океан [Л.18].
     Картину одного из таких падений видит Иоанн после звуков второй трубы, "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8). Громоподобный взрыв потрясёт всю Землю, а затем выпадет град. В точности как написано "загремел гром, произошло землетрясение, и пошёл сильный град" (11:19, пер. [Л.19]).
     Ладно, убедительно. А откуда в атмосфере возьмётся кровь?
    Её появление обусловит химическая реакция между парами воды, кислородом и свободным железом микрочастиц от испаряющихся железных и железо-каменных метеорных тел [Л.1]. Образуются красно-бурые оксиды железа, окрашивающие град, а также капли воды в кроваво-красный цвет (рис.2).

     Кроме того написано, град смешается как с кровью, так и огнём (8:7). Но такое возможно только в единственном случае.
     Если вместе с градом на землю станут массово падать: 1) болиды - метеорные тела в огненной оболочке из раскалённых газов и твёрдых частиц; 2) пылающие продукты мощных импактных выбросов в атмосферу.
     На похожее явление "воспламенённых небес" в день Господень, указывает апостол Пётр (2Пет.3:10-12).
     В частности он утверждает "стихии же ("небесные тела" [Л.19]), разгоревшись, разрушатся", по этой причине, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, в).
    Апостол Иоанн уточняет, сгорит не вся земля, но только третья часть её поверхности будет совершенно обуглена.
    Под термином "третья часть" подразумевается скорее не количественная точная характеристика (33,3%), а качественная, нечто весьма значительное, но меньше половины (8:7-12).
     Иоанн видит. "Треть земли сгорела, треть деревьев сгорела, и вся (зелёная) трава сгорела" (8:7, б; пер. [Л.9]).
    Автор [Л.16] советует. "Обратите внимание, что только одна треть деревьев сгорела, но трава сгорела вся". Действительно почему сгорит ВСЯ весенняя трава, но только "третья часть дерев"?
     Потому что от огня с неба (8:7) быстро сгорят небольшие растения. Две трети крупных древесных пород, особенно без листьев, не успеют воспламениться или сгореть. В основном из-за повсеместных кровавых дождей, смешанных с градом.

5. Вторая труба
(8:8, 9)

     Кульминация глобальной катастрофы для жителей земли открывается апостолу при звуке второй трубы, архетипа Божьего суда.

   "Вторый ангел вострубил, и как-бы большая гора ("нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём"), пылающая огнём (огромная гора огня), низверглась ("була вкинена" [Л.28]) в море; и третья часть моря сделалась кровью (превратилась в кровь)" (8:8; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.9]).

     "Под этой горой некоторые понимают вождя или вождей еретиков, другие ... Рим"
[Л.3]. "Подобие горы может быть метафорой царства ..." [Л.26]. "Возможно какой-то прибрежный вулкан типа Кракатау, извергая огненную лаву, от действия подземных сил опрокинется в море и отравит воду ..." [Л.20; Л.16]. Нет, это "взрывы водородных бомб" [Л.5].
    Однако большинство толкователей [Л.2, 4, 6, 10, 14, 15 и др.] видят в ст.8 "бомбардировку планеты астероидами" [Л.21]. Здесь "явно описывается астероид, которому астрономы дают следующее определение: каменная глыба размером с гору (диаметром от 1 до 1000 км), летящая в космосе. Если бы астероид приблизился к земле, то он начал бы пылать из-за трения с атмосферой" [Л.22].
     Верно. Именно падение в морскую стихию пылающего астероида эквивалентным диаметром несколько километров (!) провидел Иоанн (рис.3).

    Такое посещение сопровождается "громом, землетрясением и страшным шумом, ураганом, бурей и пламенем пожирающего огня" (Ис.29:6, пер. [Л.19]).
    Очевидно, планетообразное тело будет железным или железо-каменным, т.е. содержащим химический элемент Fe в свободном состоянии.
     После мощного импакта, при испарения астероида образуются оксиды железа. Они окрасят морскую воду в кроваво-красный цвет, "третья часть моря сделалась кровью" (Отк.8:8, б).
      Однако это ещё далеко не все несчастья для Мирового океана.

   "И треть всего живого, что было в море, умерло, и треть кораблей была уничтожена" (8:9, пер. [Л.9]).

     Значительная часть животных, рыбы, морских микроорганизмов погибнет. Не только от превращения воды в кровь, как считают некоторые. Но в основном из-за ударных гидродинамических волн и высокой температуры воды, вызванных мощным тепловым взрывом после падения астероида.
    Гигантские цунами обрушатся на морские побережья [Л.23]. Треть всех кораблей, укрывшихся в гаванях, окажется уничтоженной. Как видит Иоанн "третья часть судов погибла" (8:9, б).

6. Большая звезда
(8:10, 11)

     Со звуком третьей эсхатологической трубы тайновидцу открывается ещё одна апокалиптическая картина суда.

    "Затрубил третий ангел, и с неба на третью часть рек и водных источников упала горящая, как факел  ("як смолоскип" [Л.28]), огромная звезда" (8:10, пер. [Л.19]).

   Существует множество толкований загадочной "звезды". Выдающийся политический или церковный деятель [Л.3], ангел [Л.24, 26], физическая огненная масса [Л.6], баллистический снаряд или оружие химической войны [Л.2], атомный взрыв [Л.5], метеорит [Л.20], комета [Л.14-16, 22] и т.д.
    Из контекста главы следует, речь идёт о небесном теле. По-видимому не ангеле, так как о падающих горящих, подобно факелу, ангелах в Библии ничего не сообщается.
     Также этот объект не похож на крупный астероид в виде горы из предыдущего видения (8:8, 9). Чтобы упасть на "третью часть рек" ему нужно развалиться на части. Либо подлетая к Земле, но тогда будет не одна "большая звезда", а много небольших; либо раздробиться в её атмосфере, что с крупными астероидами не происходит.
     Очевидно под звездой Иоанн имеет в виду метеороид, т.е. очень большой болид или маленький астероид [Л.1]. Стремительный полёт такого небесного тела в атмосфере Земли характеризуется оболочкой из огня, снопами искр, хвостом из "дыма", переменной яркостью освещения местности.
     Единственным подходящим аналогом метеороида в древности мог служить факел, "связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой" [Л.27, стр. 863]. 
     Факел давал на ветру языки племени, искры, хвост дыма, мигающий свет. Поэтому о большой падающей "звезде" с хвостом из огня, дыма, искр, испускающей мигающий свет, написано "упала горящая, как факел" (рис.4).
 
        Полёт звезды-метеороида оканчивается, как правило, высоко в атмосфере с разрушением аэродинамическими силами. При этом выпадает множество мелких метеоритов на большую площадь в виде эллипса [Л.23].

    "Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью (стала горькой, как полынь), и многие из людей умерли (погибло много людей) от вод, потому что они стали горьки" (8:11; в скобках, текст из [Л.19]).

    Маловероятно, что большое количество пресной воды отравит само небесное тело, как ошибочно считают некоторые толкователи [Л.14, 22 и др.]. Скорее, последствия падения таких тел, приводящие в частности к возникновению больших объёмов оксидов некоторых химических элементов.
     Так оксиды серы и оксиды азота, взаимодействуя с кислородом да парами воды в атмосфере, образуют пары серной кислоты и азотной кислоты [Л.18]. Именно они явятся основной причиной кислотных дождей, закисления пресных вод. Соответственно, отравлений уцелевших горькой словно полынь питьевой водой, оттого пророк видит как "многие из людей умерли от вод" (8:11).

7. Ослабление света
(8:12)

    Бомбардировка Земли космическими телами повлечёт за собой значительное уменьшение полного светового потока от небесных светил.

    "Четвёртый Ангел вострубил, и поражена была (затмились) третья часть (треть) солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так-что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи (день лишился трети света своего, и ночь также)" (8:12; в скобках, текст из [Л.9]).

     Причина столь значительного снижения светимости небесных светил в дни Великой скорби носит сверхъестественный характер [Л.15], наука не может её объяснить [Л.2, 14]. "Ранняя иудейская традиция трактовала казнь тьмы в символическом значении" [Л.26]. Тем не менее, высказываются самые невероятные предположения.
     Например, "сутки будут длиться всего 16 часов" [Л.25], "продолжительность суток сократится до шестнадцати часов вместо двадцати четырёх" [Л.29, стр. 569]. "Очевидно, что солнце, луна и звёзды будут так повреждены, что смогут давать только третью часть обычного света" [Л.11], "на треть меньше того, что они давали до своего повреждения" [Л.10; Л.6].
     Наоборот, "поражение небесных тел приводит к сокращению площади их излучения, а не к снижению интенсивности излучаемого ими света" [Л.24]. Но в результате каких физических процессов будут повреждены (?!) Солнце, Луна и, особенно, далёкие звёзды? Почему на треть снизится их светимость?
     "Очевидно, это указание на солнечное затмение ..." [Л.27, стр. 1190]. Также автор работы [Л.5] видит в ст.12 картину чрезвычайных необъяснимых солнечных да лунных затмений. Забывая, что в таких случаях свет от звёзд усиливается, а не ослабевает, согласно библейским стихам: Отк.8:12, Ис.13:10, Иоил.2:10, 3:15, Иез.32:7.
     Наиболее достоверная гипотеза содержится в [Л.16]. "Атмосферные и астрономические условия сформируют большие барьеры для света, достигающего земли" (стр. 132). Верно. Но какие именно "большие барьеры"?
     Ответ на поставленный вопрос дают видения, полученные пророком. Это не повреждения светил, а падения небесных тел: кадильницы (8:5), огня (ст.7), большой горы (ст.8), большой звезды (ст.10), звезды (9:1).
     Их столкновения с водой или сушей оканчиваются очень мощными, подобными атомным, взрывами. Тепловые взрывы вызовут столбы дыма (9:2), крупномасштабные пожары (8:7), великие землетрясения (6:12, 8:5, 11:13, 19, 16:18), от них проснётся множество вулканов.
     В результате указанных, а также иных процессов, в атмосферу попадут огромные объёмы дыма, сажи, золы, вулканического пепла, минеральной пыли, морской соли, паров и капель воды, других грубо дисперсных аэрозолей [Л.18, 23].
     Весь земной шар на многие месяцы окутает пелена пыли, возникнут "большие барьеры для света, достигающего земли" [Л.16]. Оттого Иоанн видит как "день лишился трети света своего, и ночь также" (8:12, пер. [Л.9]).

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975с.
3. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
4. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
5. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
6. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
7. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
8. Статья "3. Комментарии к книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)".
9. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
10. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005,- 1 423 с.
14. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
15. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
16. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
17. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
18. Статья №3 "День Господень".
19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185с.
20. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
21. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
22. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255с.
23. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
24. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
25. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
26. Ветхий Завет на страницах Нового. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
27. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
29. Райри Ч. Основы богословия.- Одесса: Христианское просвещение, 2008.- 656 с.
День Господень