Комментарии к Книге Откровение. Звуки труб (8:5-12)

"И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились
трубить" (Отк.8:6)
 
"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой
горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо
наступает день Господень, ибо он близок" (Иоил.2:1)
 
                                                                                                
1. Вступление

      Основные драматические картины Откровения сосредоточены в видениях 7 печатей (гл.6, 8), семи труб (гл.8, 9, 11), семи чаш (гл.15, 16). Архетипы печатей, труб, чаш взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены [Л.1].
     Всё же здесь не исторические эпохи, ни три периода Великой скорби, ни разные группы наказаний, отделённые неопределёнными промежутками, как предполагается в работах [Л.2-6, 29].
      Нет. Все эпизоды относятся к одному и тому же суду. Сначала он возвещается снятием печатей со свитка, затем осуществляется под звуки труб, потом описываются его последствия через излияние 7 чаш.
      Подобный вывод содержится в Словаре Нового завета [Л.7], "очевидно, перед нами не нескончаемый перечень наказаний, а три параллельных описания одного и того же краткого периода Божьего суда" (стр. 516). Вопреки мнению авторов [Л.26], фабула повествования не заимствована из Ветхого завета.
    Для правильного понимания Апокалипсиса, в т.ч. главы 8, необходимо учесть, в древности небо, земля, подземный мир воспринимались в виде совокупной упорядоченной трёхъярусной структуры (греч. "космос"). "Таким образом, вся вселенная представляла собой огромную сферу, в центре которой находилась земля" [Л.33, стр. 720].
      Композиция ст. 8:5-12. 1. Вступление, указывающее на подготовку к процессу (8:5, 6).
              2. Изложение главной темы - массовое падение небесных тел:
                    а) града, смешанного с огнём и кровью (8:7);
                    б) огромной горы, пылающей огнём (8:8, 9);
                    в) большой звезды, горящей подобно факелу (8:10, 11).
              3. Заключение, обращающее внимание на загадочные атмосферные явления (8:12).
     Главная тема. Падение с неба орудий гнева: кадильницы, горы, "звёзд", производящих катастрофические глобальные разрушения.
       Цель написания. Открыть всем народам содержание предстоящего судопроизводства над миром, лежащим во зле.
      Содержание. За снятием 7-й печати апостолу открывается видение ангелов с трубами, архетипами суда Всевышнего (8:1, 2). Один из них наполнил кадильницу углями из жертвенника, бросил её вниз (ст.5), что послужило сигналом другим ангелам (ст.6).
      Звуки труб сопровождают падение: а) града, крови и огня, спалившего всю траву да треть деревьев (8:7); б) как бы большой пылающей горы, превратившей часть моря в кровь (ст.8), погубившей треть его обитателей (ст.9); в) большой звезды, отравившей часть источников пресной воды (ст.10, 11).
      Вслед за звуками четвёртой трубы на треть ослабеет сияние солнца, луны, звёзд; оттого третья часть дня и ночи лишатся света (8:12).
     Проблемы толкования. Стихи 8:5-12 надобно воспринимать аллегорически или буквально. Что подразумевал тайновидец под кадильницей, большой горой, большой звездой; какая связь града с огнём и кровью. Отчего в последние дни уменьшится светимость солнца, луны, звёзд.

2. Невиданное  паникадило
(8:5, 6)

      Рассказ Иоанна о последовательности и содержании предстоящих трагических событий, их удивительных персонажах (6:1-11) окончился со снятием 6-й печати.
      Седьмая печать (8:1) открывает серию потрясающих апокалиптических видений, они показывают каким образом осуществятся ранее открытые пророку явления космической эсхатологии [Л.8]. Действие начинается на небесах, выполняют его посланники (ст.2-4).

      "И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника (алтаря), и поверг (бросил) на землю: и произошли (1) голоса (грохот, "гурконява" [Л.28]) и (2) громы (раскаты грома), и (3) молнии (вспышки молний) и (4) землетрясение" (8:5; в скобках, текст из [Л.9]).

    "В ветхозаветной скинии имелась тяжёлая медная кадильница, служившая для перенесения горящих углей из медного жертвенника ...", в ней "носили горящие угли [Л.6, стр. 551]. "Во время Соломонова храма кадильницы были золотыми"  [Л.27, стр.987].
      Понятно, но о чём хотел поведать ученик Христа? увидев паникадило (8:3), брошенное с неба "на землю" (ст.5). Очевидно речь о космических телах, по-научному болидах, вторгающихся в атмосферу в виде горящих углей, окутанных кадильным дымом (рис.1).
      Задача ангела "высыпать эти уголья на землю,- с высоты небесного свода ... Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были обозначать начало казней Божьего гнева, наступление времени Божьего суда и отмщения" [Л.10].
      Полёт суперболидов сопровождается (1) рёвом, грохотом ("голоса") и (2) раскатами грома ("громы");  оканчивается (3) световыми вспышками ("молнии" в ст. 8:5) по причине взрывов небесных тел в атмосфере.  Столкновение  же астероида с поверхностью планеты вызовет (4) "землетрясение".
     Аналогичное суждение у автора [Л.16]. "Ангел поверг горящие угли на землю, и они вызвали сильные взрывы, громы, молнии и землетрясения". Та же причина указывается в работе [Л.6], он "... опрокинул горящие угли из кадильницы на землю". Вслед за тем.

   "И семь Ангелов, имеющие ("державших" [Л.12]) семь труб, приготовились трубить" (8:6).

     В древности рог применялся в разных целях. "Наиболее часто трубы использовались на войне: они призывали на бой, давали сигнал к атаке ... предупреждали о нападении или провозглашали победу" [Л.13, стр. 1225]. В Библии, "трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времён" [Л.33, стр. 711].
     На небесах сигналы к атаке дают трубы ангелов (8:6-12). На земле рёв, "голоса (грохот) и громы" (ст.5) создаст канонада ударных воздушных волн от полёта и столкновения с нашей планетой зверей [Л.1]. Звуки ревущих в агонии космических химер, их услышат все жители, придут сверху, с неба.

3. Первая труба
(8:7)

       Следствия опрокидывания содержимого кадильницы (8:5), изумляющие  необычностью, провидец описывает в ст.7.

    "Первый ангел затрубил в свою трубу, и выпал (посыпался) град, смешанный с кровью и огнём, и всё это низверглось на землю. Треть земли сгорела, треть деревьев сгорела, и вся (зелёная) трава сгорела" (8:7, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.12]).

      Такого не может быть! откуда возьмётся такой экзотичный диковинный состав атмосферных осадков? "следует ли под этим понимать бурю ересей, смесь чудовищных заблуждений, поразивших церковь, или военную бурю, разразившуюся над странами мира,- среди толкователей нет согласия по этому вопросу" [Л.3].
     Нет согласия даже среди богословов-футуристов, отвергающих подобные  аллегорические или исторические подходы к интерпретации Откровения. Например. "Мы считаем, что "град огонь и кровь" следует понимать не символически, а буквально" [Л.29, стр. 568]. Или. "Огонь" может обозначать молнию во время свирепой грозы"  [Л.32, стр. 656].
      "Возможно, эта казнь будет соответствовать некоему явлению природы, сегодня людям неизвестному ..." [Л.6]. "В данном случае нам трудно понять: как среди града окажется кровь. Можно предположить, что страшный град побьёт много живых существ, в том числе и людей, а ветер страшной силы подхватит их кровь и смешает с градом. Таким образом, град и будет иметь красную окраску" [Л.2; Л.14].
     Другие авторы придерживаются менее причудливой трактовки. "Возможно, это описание вулканических извержений ... Вырвавшиеся в небо во время извержение пар и вода могут сконденсироваться в град и выпасть на землю вместе с горящей лавой. Пыль и газы могут настолько загрязнить воду, что вода будет иметь кроваво-красный цвет" [Л.15; Л.16].
      Однако все указанные выше предположения, согласно изысканий авторов [Л.17], страдают серьёзным недостатком. "Синтаксис стиха означает, что кроваво-красная буря должна появиться на небе и затем обрушиться на землю" (стр. 947). Иными словами, осадки возникнут в атмосфере, вовсе не забрасываются с земли.
      Некоторые экзегеты, например [Л.5], выдвигают версию взрывов атомных и водородных бомб (стр. 159). Но в Библии чётко указано, Творец вселенной Сам накажет обитателей земли, без человеческой помощи (Ис.63:3-6, 26:21, Соф.3:8 и т.д.), зажжёт огонь (Иез.20:47, 48), используя ангелов (Отк.8:2-13), совсем не атомные бомбы.
      "Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю ..." (ст.7).

4. Глобальный  катаклизм

       В час суда Небесный Воитель использует для наказания нечестивых "небо и землю, и море и источники вод", которые Сам сотворил (14:7), в т.ч. небесные тела (6:13, 8:5-10; Иис. Нав.10:11).
       Необычные осадки в таком невероятном сочетании как "град, смешанный с кровью и огнём" возникнут из-за бомбардировки Земли орудиями гнева [Л.1]. Глыбы льда каждая весом до 35 (!) килограммов (Отк.16:21), массово образуются за счёт громадных объёмов паров и капель воды; их выбросят высоко в холодную атмосферу мощные тепловые взрывы при попадании малых планет в Мировой океан [Л.18].
     Потрясающую картину одного из падений астероидов видит Иоанн после звуков второй трубы, "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8). Громоподобный взрыв сотрясёт всю планету, затем в большом количестве выпадут крупные куски льда. В точности с написанным, (1)"загремел гром, (2) произошло землетрясение, и (3) пошёл сильный град" (11:19, пер. [Л.19]).
       Ладно, пожалуй убедительная научная гипотеза ... а откуда в выси возьмётся кровь?
    Её появление обусловит химическая реакция между парами воды, кислородом и свободным железом микрочастиц от испаряющихся железных, железо-каменных, каменных метеорных тел [Л.1]. Образуются красно-бурые оксиды железа, окрашивающие капли воды и ледяные шары в красный цвет (рис.2).
      Вместе с тем, град смешается также с огнём (8:7)! но такое чудо возможно в единственном случае.
    Если вместе с кусками льда упадут: 1) болиды в огненной оболочке из раскалённых газов и твёрдых частиц; 2) возвращающиеся пылающие продукты импактных выбросов в гомосферу.
      На схожее явление воспламенённого неба в День Господень, указывает Симон Пётр (2Пет.3:10-12).
    Он утверждает, "стихии же ("небесные тела" [Л.19]), разгоревшись, разрушатся"; по указанной причине, "земля и все дела на ней сгорят" (ст.10, в).
     Иоанн уточняет, сгорит не вся суша, обуглится лишь третья часть её поверхности. Под термином "третья часть" подразумевается скорее не количественная характеристика (33,33 %), а качественная, нечто весьма значительное, но меньше половины (8:7-12).
      Апостол видит. "Треть земли сгорела, треть деревьев сгорела, и вся (зелёная) трава сгорела" (8:7, б; пер. [Л.9]). Автор [Л.16] советует. "Обратите внимание, что только одна треть деревьев сгорела, но трава сгорела вся". Спасибо, обратили внимание. Но почему сгорит ВСЯ весенняя трава и ВСЕГО "третья часть дерев"?
       Потому что от огня сверху (8:7) быстро сгорят небольшие растения. Две трети крупных древесных пород, особенно без весенних листьев, не успеют воспламениться или полностью сгореть; в основном из-за повсеместных кровавых ливневых дождей, смешанных с градом.

5. Вторая труба
(8:8, 9)

       Кульминация космического катаклизма открывается Иоанну при звуке следующего архетипа Божьего суда.

     "Вторый ангел вострубил, и как-бы большая гора ("нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём"), пылающая огнём (огромная гора огня), низверглась ("була вкинена" [Л.28]) в море; и третья часть моря сделалась кровью (превратилась в кровь)" (8:8; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.9]).

     "Под этой горой некоторые понимают вождя или вождей еретиков, другие ... Рим"
[Л.3]. "Гора, пылающая огнём" - это образ ангела" [Л.31, стр. 93], "может быть метафорой царства" [Л.26]. "Возможно какой-то прибрежный вулкан типа Кракатау, извергая огненную лаву, от действия подземных сил опрокинется в море и отравит воду ..." [Л.20; Л.16]. Нет, не вулкан, "не человек, не метеорит" [Л.30], а "взрывы водородных бомб" [Л.5].
      Всё-таки большинство толкователей [Л.2, 4, 6, 10, 14, 15 и др.] видят в ст.8 именно "бомбардировку планеты астероидами" [Л.21]. Здесь "явно описывается астероид, которому астрономы дают следующее определение: каменная глыба размером с гору (диаметром от 1 до 1000 км), летящая в космосе. Если бы астероид приблизился к земле, то он начал бы пылать из-за трения с атмосферой" [Л.22].
      Действительно, пророк на самом деле видел отвесное падение в морскую стихию пылающего огромного камня (8:8), подобно случаю, упомянутому древним полководцем (Иис.Н.10:11). Хотя вплоть до конца XVIII века от Р.Х. учёные отрицали возможность падения камней с неба.
      Падение огромной горы, пылающей огнём (Отк.8:8, рис.3), она же огненная колесница (Ис.66:15), сопровождается " (1) громом, (2) землетрясением и (3) страшным шумом, (4) ураганом, (5) бурей и (6) пламенем пожирающего огня" (29:6, пер. [Л.19]).
    Очевидно космический объект будет железным или даже каменным, но содержащим значительное количество (более 15%) химического элемента Fe в свободном состоянии.
     В результате мощного импакта, при испарении астероида с последующим взаимодействием микрочастиц с водой, образуются оксиды железа. Они окрасят часть поверхности в кроваво-красный цвет, как написано, "третья часть моря сделалась кровью" (Отк.8:8, б).
       На этом несчастья для обитателей Мирового океана не окончатся.

     "И треть всего живого, что было в море, умерло, и треть кораблей была уничтожена" (8:9, пер. [Л.9]).

     Значительная часть морских животных, рыбы, моллюсков, микроорганизмов погибнет. Не столько от превращения воды в кровь, как предполагается, но в основном из-за высокой температуры воды, вплоть до её кипения, и ударных гидродинамических волн, вызванных мощным тепловым взрывом при падении малой планеты.
       Гигантские телецунами обрушатся на побережья [Л.23]. Треть всех кораблей, укрывшихся в гаванях, утонет либо их далеко выбросит на сушу. Пророк видит, "третья часть судов погибла" (8:9, б). "Это будет экологическая и экономическая катастрофа "беспрецедентного масштаба" [Л.32, стр. 656].

6. Большой  факел  с  неба
(8:10, 11)

      Со звуком третьей эсхатологической трубы тайновидцу открывается ещё одна апокалиптическая картина.

    "Затрубил третий ангел, и с неба на третью часть рек и водных источников упала горящая, как факел  ("як смолоскип" [Л.28]), огромная звезда" (8:10, пер. [Л.19]).

     Существует множество толкований загадочного астрономического объекта. Выдающийся политический или церковный деятель [Л.3], ангел [Л.24, 26]; физическая огненная масса [Л.6] или, наоборот, фигуральный образ [Л.13, стр. 366]; баллистический снаряд или оружие химической войны [Л.2], атомный взрыв [Л.5]; метеорит [Л.20], комета [Л.14-16, 22], прочее.
      "Хотя события, связанные с третьей трубой, многие пытались толковать символически, представляется, что правильнее понимать их буквально - в том смысле, что речь идёт о падении на землю большого метеорита или звезды ..." [Л.6].  Верно, из контекста главы следует, имеется в виду небесный персонаж.
       По-видимому не ангел, т.к. о падающих горящих, подобно факелу, ангелах в Библии ничего не сообщается. Объект не похож и на малую планету в виде пылающей горы (8:8, 9). Чтобы упасть на "третью часть рек" ей надобно развалиться на части. Либо подлетая к Земле, тогда будет не одна "большая звезда", а множество небольших; либо раздробиться в её атмосфере, что с массивными астероидами не происходит.
      Очевидно под источником света сверху Иоанн имеет в виду метеороид, т.е. крупный болид или маленький астероид [Л.1]. Его стремительный полёт в воздухе характеризуется: оболочкой из огня, треском, снопами искр, хвостом из "дыма", переменной яркостью освещения местности, исходящим от него жаром.
     Единственным подходящим аналогом метеороида в древности мог служить факел, "связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой" [Л.27, стр. 863].  Он давал на ветру языки пламени, искры, треск, хвост дыма, мигающий свет, сильный жар. Вот почему о "звезде" с хвостом из огня, дыма, искр, испускающей мигающий свет, написано, "упала горящая, как факел" (рис.4).
     Полёт болида оканчивается, как правило, высоко в гомосфере с разрушением аэродинамическими силами из-за динамического давления от 0,1 до 1 МПа. В итоге выпадает множество мелких метеоритов на большую площадь в виде эллипса [Л.23].

    "Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью (стала горькой, как полынь), и многие из людей умерли (погибло много людей) от вод, потому что они стали горьки" (8:11; в скобках, текст из [Л.19]).
     
    Окончательно полностью сбудется обещание Всевышнего непокорным жителям земли, исполненных ядом. "Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их ("отравленной", пер. [Л.19]) водою с жёлчью" (Иер.9:15).
      Маловероятно, что жидкость отравит само небесное тело, согласно гипотезы некоторых толкователей [Л.14, 22, 30 и др.]. Скорее, последствия катастрофы, приводящие в т.ч. к возникновению больших объёмов оксидов некоторых  химических элементов.
      Так оксиды серы и азота, взаимодействуя с кислородом да водяными парами в атмосфере, образуют серную кислоту и азотную кислоту [Л.18]. Они послужат основной причиной кислотных дождей, вызывающих тотальное закисление.
    Сверх того, большинство родников, рек, озёр, искусственных пресных хранилищ зальёт солёная вода от повсеместных многочисленных морских цунами, приносящих разлагающиеся трупы людей, животных, рыб, птиц (Ос.4:3, пер. [Л.9, 19]).
      Уцелевшие в стихийных бедствиях вынуждены пить горькую словно полынь дурно пахнущую жидкость; оттого Иоанн видит, "многие из людей умерли от вод" (8:11).

7. Поражение  светил
(8:12)

       Бомбардировка Земли из космоса повлечёт за собой значительное уменьшение полного светового потока.

      "Четвёртый Ангел вострубил, и поражена была (затмились) третья часть (треть) солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так-что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи (день лишился трети света своего, и ночь также)" (8:12; в скобках, текст из [Л.9]).

      Фактор столь значительного снижения светимости астрономических объектов в дни Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), носит сверхъестественный характер [Л.15], наука не может его объяснить [Л.2, 14]. "Но все эти образы ... совершенно невозможно понимать  в буквальном смысле" [Л.31, стр. 94].
     Оттого."Ранняя иудейская традиция трактовала казнь тьмы в символическом значении" [Л.26]. Противоположный взгляд. "Предпочтительно буквальное толкование и этого места ..." [Л.6]; но при буквальном толковании высказываются самые невероятные предположения.
     Например, "тьма охватывает полностью день и ночь"  [Л.30]. Или "сутки будут длиться всего 16 часов" [Л.25], "продолжительность суток сократится до шестнадцати часов вместо двадцати четырёх" [Л.29, стр. 569]. "Очевидно, что солнце, луна и звёзды будут так повреждены (??), что смогут давать только третью часть обычного света" [Л.11], "на треть меньше того, что они давали до своего повреждения" [Л.10; Л.6].
      Иное суждение, "поражение небесных тел приводит к сокращению площади их излучения, а не к снижению интенсивности излучаемого ими света" [Л.24]. Позвольте, в результате каких же физических процессов будут повреждены (?!) Солнце, Луна и, особенно, далёкие звёзды? Почему на треть снизится светимость?
    "Очевидно, это указание на солнечное затмение ..." [Л.27, стр. 1190]. Автор работы [Л.5] также видит в ст.12 эффект необъяснимых солнечных да лунных затмений. Забывая, в таких случаях блеск звёзд усиливается, вовсе не ослабевает, как указано в библейских стихах: Отк.8:12, Ис.13:10, Иоил.2:10, 3:15, Иез.32:7.
      Наиболее достоверная гипотеза содержится в [Л.16]. "Атмосферные и астрономические условия сформируют большие барьеры для света, достигающего земли" (стр. 132). Верно, но какие именно "большие барьеры"?
      Ответ на поставленный вопрос дают ранее полученные пророком эсхатологические картины. Он видел НЕ повреждения светил, а падения: кадильницы (8:5), огня (ст.7), большой горы (ст.8), большой звезды (ст.10), звезды (9:1).
      Столкновения космических скитальцев с поверхностями воды или суши нашей планеты окончатся очень мощными, подобными атомным, тепловыми взрывами. Они вызовут столбы дыма (9:2), крупномасштабные пожары (8:7), великие землетрясения (6:12, 8:5, 11:13, 19, 16:18), от которых проснётся множество вулканов.
       В результате указанных и некоторых иных процессов, в атмосферу попадут колоссальные объёмы дыма, сажи, паров да капель воды, золы, вулканического пепла, размолотой пемзы, минеральной пыли, других грубых дисперсных аэрозолей [Л.18, 23].
      Из-за молотьбы небесными телами, почерневший земной шар  на многие месяцы окутает траурная пелена пыли, возникнут "большие барьеры для света, достигающего земли" [Л.16]. Оттого Иоанн видит, "день лишился трети света своего, и ночь также" (8:12, пер. [Л.9]).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975с.
3. Мэтью Генри. Толкование на книги  Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
4. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
5. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
6. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598с.
7. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
8. Статья "3. Комментарии к книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)".
9. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
10. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
13. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016,- 1 423 с.
14. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
15. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
16. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
17. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
18. Статья №3 "День Господень".
19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185с.
20. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
21. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
22. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255с.
23. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
24. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
25. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
26. Ветхий Завет на страницах Нового. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
27. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
28. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
29. Райри Ч. Основы богословия.- Одесса: Христианское просвещение, 2008.- 656 с.
30. Фрискни Т. Сила к победе.- М.: Весть, 2003.- 221 с.
31. Мень А. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова.- Рига: Фонд им. А.Меня, 1992.- 180 с.
32. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
33. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
День Господень