Комментарии к Книге Откровение. Семь чаш гнева (16:1-12, 18-21)

"И услышал я из храма громкий голос, говорящий
семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева
Божия на землю" (Отк.16:1)
 
"Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли,
огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши" 
(Пс.10:6)

1. Вступление
 
       Приговор Всевышнего деградировавшей цивилизации возвещается со снятием печатей (архетип тайны) и перечислением его персонажей [Л.1, 2]. Сцены процесса наказания открываются Иоанну под звуки ангельских труб (архетип суда [Л.3]), его последствия - через излияние чаш, архетип гнева Божьего (Отк. гл.16).
      Оттого семь чаш не есть отдельный особенно ужасный заключительный вид покарания, ни аналогия, повторение  или усиление воздействия 7-и труб, ни развитие суда седьмой, вопреки предположениям авторов [Л.4-7].
       Всё же почему рассказ о сосудах негодования Бога (гл.16) логически не следует сразу за словесным изложением содержания всех печатей (гл.6-8) и труб (гл.8-11)?  Потому что источником гнева с неба служат не только семь ангельских духовых инструментов, но также звери-персонажи, описанные в 12-й и 13-й главах.
       Композиция ст. 16:1-12, 18-21. 1. Введение о приказе ангелам (16:1).
              2. Изложение главной темы - следствия исполнения судебного решения на земле:
                а) болезни (16:2);
                б) превращение воды в кровь (16:3, 7);
                в) невыносимая жара, пересыхание рек (16:8-12);
                г) великое землетрясение (16:17-20).
              3. Заключение о реакции пострадавших (16:21).
       Главная тема. Катастрофические результаты выливания семи чаш с неба в последние дни.
       Цель написания. Предупредить беспечных грешников о последствиях грядущего наказания, побудить их к покаянию.
     Содержание. Сигналом для выплёскивания содержимого сосудов окажется приказ из храма на небесах (16:1), нечестивых поразят ужасные язвы да болезненные нарывы (ст.2). Пресная и морская воды превратятся в кровь (ст.3, 4), что будет справедливым возмездием за пролитую кровь праведников (ст.5-7).
      Ещё одна суровая расплата для проклинающих Создателя своего - небывалая жара (16:8, 9) в круглосуточной многодневной тьме (ст.10, 11), после великого сотрясения (ст.18). Из-за него рухнут все города (ст.19), убегут острова, обрушатся горы (ст.20), высохнут полноводные реки (ст.12).
     На уцелевших в стихийных бедствиях падает невиданно крупный град, но и такое несчастье не заставит их изменить своего отношения к Богу (16:21).
     Проблемы толкования. Видение чаш надобно воспринимать аллегорически или буквально. Каковы физические причины возникновения нарывов и язв, превращения воды в кровь, невыносимого зноя во тьме, небывалого землетрясения, массового падения больших кусков льда.

2. Поражение   жителей (16:1, 2)

       Божий Суд происходит на небесах, а инциденты на земле окажутся его следствиями. Данная истина открылась Иоанну в видениях 7-и сосудов, они же "семь язв" (15:6, 7).
      Ветхозаветный образ  чаш нередко служит символом гнева Яхве, осуждения греха [Л.33, стр. 1306]. Тем не менее, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" (стр. 134). В данном случае, архетип фиал ангелов - буквальные храмовые сосуды с кровью агнцев [Л.1].
      Священники выливали кровь животных к подножию жертвенника, что "знаменовало собой очищение скинии от осквернения грехом, так выливание чаш очищает землю от осквернения грехом через суд" [Л.31, стр. 546].

      (тогда) услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте (выплесните) семь чаш гнева Божия (с Божьим гневом) на землю" (16:1; в скобках: текст из [Л.8], в кавычках - из [Л.9]).

      "Несомненно, это был голос Самого Бога, говорившего из Своего небесного храма" [Л.5; Л.10, 11]. "Голос из храма - это голос Бога ..." [Л.12; Л.13, 31]. Возможно, бас архангела Михаила или тенор одного из четырёх херувимов, предполагает автор [Л.14]. Глас принадлежит посланнику [Л.15] или одному из животных [Л.16].
       Кому бы ни принадлежал "громкий (точнее, великий - греч. "мегалес") голос", все посланники безоговорочно выполнили приказ.

    "Пошёл первый Ангел и вылил ("свой сосуд") чашу свою (содержимое) на землю (сушу): и сделались жестокие (ужасные) и отвратительные (болезненные, "мучительные") гнойные раны (нарывы, "язвы") на людях, имеющих начертание (печать) зверя и поклоняющихся образу ("изображению") его" (16:2; в скобках: текст из [Л.6], в кавычках - из [Л.9]).

     "Богословы, придерживающиеся символического толкования, объясняют эти раны, как "моральные язвы" [Л.17], "в данном случае язва - это, скорее, нечто духовное ... нежели физическое поражение тела" [Л.18].
      Другие,  смотрят иначе. "Под этою казнью нельзя понимать только символический образ" [Л.11], придерживаясь буквального толкования [Л.5, 19, 20, 31, 32]. Например, "почти всё население мира будет страдать от мучительной болезни, которую ничто не сможет излечить" [Л.35, стр. 675]. "Відгнивати будуть руки, ноги; вигниватимуть очі, нищимуть слух ..." [Л.14].
      Чем вызываются загадочные физические поражения тел? по какой причине возникнут неизлечимые "гнойные раны"? (ст.2; точнее, нарывы и язвы). Для ответа необходимо вспомнить о причинно-следственной связи перипетий Апокалипсиса: первая труба (причина), первая чаша (следствие).
       Так падения небесных тел при первой трубе (8:5-7) приведут к поступлению в атмосферу огромных объёмов дыма (ст.7), сажи, золы, минеральной пыли, размолотой пемзы, вулканического пепла, прочее [Л.3].
       В пору пеплопадов длительностью более 3-х лет, ультра мелкие частицы могут попадать, затем накапливаться в дыхательных путях, даже в кровеносной системе [Л.21]. Вызывая воспаления с жуткими гнойными нарывами, отвратительные мокнущие язвы, воспаления слизистой оболочки глаз, мучительное гниение плоти (16:2; Зах.14:12, Ис.1:6, Втор. 28:59-61).

3. Повреждение   воды? (16:3, 4)

       Со звуками второй трубы в пучину упала "как-бы большая ("огромная" [Л.9]) гора, пылающая огнём" (8:8). Во всей полноте тайновидцу открываются результаты катаклизма космических масштабов (16:3-12, 18-21).

    "Вторый Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась (она превратилась в) кровь , как-бы (подобную) мертвеца, и всё одушевлённое (живое) умерло в море.
      Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и  сделалась  (обратились они в) кровь" (16:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).

      При интерпретации ст.3, 4 богословы делятся на две группы. Сторонники аллегорического толкования воспринимают архетипы храмовых чаш, рек, источников, океана, превратившихся в кровь, духовно [Л.15]. Например, "море означает большую толпу народа" [Л.18; Л.7]. "Море" - обычный символ языческого мира" [Л.20; Л.4] или "правосудие и владычество папы" [Л.13], прочее.
      Напротив. Немало авторов придерживаются буквальной трактовки. "Мы же верим, что это осуществится в самом буквальном смысле" [Л.16; Л.11, 14, 19, 22, 35]. "Вода в мировом океане станет густой (плотной), тёмной и свернётся, как кровь мертвеца" [Л.23].
      Возможно. Однако почему "море" (ст.3), "реки и источники" (ст.4), т.е. ВСЕ открытые водоёмы, превратятся в загадочную кровь? (рис.1).
    "Едва ли химический состав океана сделается идентичным химическому составу крови; более вероятно, что вода в нём сделается похожей на кровь по виду ..." [Л.5].
    Совершенно верно, "по виду". В результате каких же физико-химических процессов она внешне "сделается похожей"  на жидкость из форменных элементов и плазмы?
     Разгадка находится в ст. 8:5 - 9:2, бомбардировка Земли железными, железо-каменными и каменными объектами, в последних также присутствует железо в свободном состоянии.   Вылетая из чаши-радианта космические тела испаряются (точнее, сублимируются), либо при полёте через атмосферу либо в результате импакта.
      Возникает громадное количество микрочастиц свободного железа, немедленно вступающего в химическую реакцию с влагой и кислородом. Образуются красно-бурые гидратированные оксиды железа, окрашивающие все открытые водоёмы в багровый цвет.
      Кроме того, по причине пыле-песчаных бурь и пеплопадов увеличится вязкость морской воды, её поверхность приобретёт тёмно-красный оттенок [Л.25]. Исполнится пророчество, "сделалась кровь, как-бы мертвеца" (16:3), густая да тёмная.
      Часть рыбы, иных животных и микроорганизмов погибнет от нехватки кислорода в жидкой "каше", плавающей на поверхности; другие, от высокой температуры, гидродинамических ударных волн, закисления воды [Л.25]. Оттого провидец утверждает, "всё живое в море умерло" (ст.3, пер. [Л.6]).
      Ангел выльет содержание чаши также в реки (ст.4), отчего потечёт кровь "до узд конских (≈ 1,5 м), на тысячу шестьсот стадий" (14:20, "почти на триста километров", пер. [Л.8]). О чём речь здесь?
      Наверное пророк видел поток багряной жидкости по узкой Иорданской долине, расселине длиной 252 км. Сильный водосток будет продолжаться все 40 дней непрерывного кровавого ливневого дождя.
      Излияние второй чаши в пучину, третьей, в реки и источники, - следствие двух факторов, а именно, звуков 2-й да 3-й труб (8:8-11).
4. Правосудие  Всевышнего (16:5-7)

       За излиянием третьей чаши, архетипа гнева Его, в своём повествовании Иоанн делает небольшое отступление от главной темы.

     "Я слышал, как ангел, имеющий власть над водами, сказал: - Справедлив Ты ("в приговорах, которые вынес", пер. [Л.8]), Тот, Кто есть и Кто был, Святой, потому что Ты так судил" (16:5, пер. [Л.26]).

    "Ангел вод, как управитель определённою стихиею, восхваляет Господа за Его правосудие, за Его неизменяемость и за Его верность Своему существу всесвятому и правосудному" [Л.11].
     Истинно так, ибо написано. "Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои" (Пс.118:137). Каким образом проявится объективность Его? Апостол отвечает.

      "За то, что они пролили кровь (Твоих) святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они (заслужили это) достойны того" (Отк.16:6; в скобках, текст из [Л.8]).

      "Люди всего лишь получают возмездие за свои греховные дела. Они в изобилии пролили кровь, а теперь в наказание за это будут пить кровь вместо воды" [Л.27], "казнь страшная и непредставимая ..." [Л.11].
      Предаваясь фантазиям, без учёта фактов, авторы [Л.11, 27] сильно преувеличивают; мучимые жаждой НЕ станут буквально употреблять "кровь вместо воды". Утверждение ангела, "Ты дал им пить кровь" (ст.6) не означает её использования в качестве питья.
      Уцелевшие в стихийных бедствиях пытаются очистить красную токсичную жидкость от оксидов железа, иных примесей, кислот, мусора, болезнетворных бактерий, неприятного запаха и вкуса.
       В случае неудачи с фильтрацией,  они начнут копать у водоёмов, чтобы добыть воду, пригодную для питья [Л.21]. Подобно древним египтянам вдни Шемот, вслед за первой казнью (Исх.7:24).
       Отвернувшимся от Бога данное наказание может показаться жестоким, несправедливым, напрасным; посему понадобились слова оправдания ещё одного ангела, олицетворяющего жертвенник [Л.23].

     "И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей (Да), Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны (справедливы) суды (приговоры) Твои" (16:7; в скобках, текст из [Л.8]).

5. Повреждение  неба? (16:8, 9)

      Основы древнего понимания устройства мира характеризовали 4-е архетипа стихий: земля, вода, воздух, огонь. Гнев Творца поразил первые две из них (16:1-4), наступает очередь неба.

      "Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жег людей сильный зной ..." (16:8, 9; "Их жгла невыносимая жара", пер. [Л.26], "Люди сгорали от сильного жара" [Л.9]).

     "Некоторые считают, что под солнцем подразумевается некий великий царь папистского вероисповедания ..." [Л.13], "народы стонут под палящими лучами угнетающей власти" [Л.18]. "Бог является на пророческом языке солнцем ..." [Л.7].
       Всё-таки подавляющее большинство экзегетов трактуют загадочные стихи 8, 9 буквально, обжигает дневное светило [Л.4, 12, 14-17, 19, 22, 23, 27, 35]. "Сущность этого суда будет состоять в необычном зное, который станет источать солнце" [Л.5]. Здесь "усиление солнечной радиации" [Л.32, стр. 769], "палящий жар солнца, обжигающий грешников" [Л.33, стр. 1122].
     Существует ряд предположений о  "необычном зное", объясняющих "палящий  жар". Например, исчезновение защитного озонового слоя вокруг земного шара [Л.15, 19, 22], резкое повышение температуры Солнца [Л.4, 10] или, наоборот, затмение [Л.28], сброс его внешней оболочки, прочее.
       Но объяснение выражения "жег людей сильный зной" нужно искать в самом Откровении. Ибо видение 4-й чаши (16:8, 9) есть следствие действия 4-й трубы (8:12),- поражения света от астрономических объектов; "затмилась третья часть" их, день и ночь лишились трети полного светового потока [Л.3], рис.2.
     Иоанн видит, с излиянием из пятого сосуда, "сделалось царство его (зверя) мрачно" (16:10, "погрузилось во тьму", пер. [Л.26]).
      Во мраке на земле, наша звезда не может обжигать нечестивых; но будет жечь огонь, исходящий ОТ неё.
     Также пророк Малахия предсказывает особенный "день, жгущий словно раскалённая печь ..." (Мал.4:1, пер. [Л.9].
     Причина возникновения раскалённой "печи" - очень высокая (до 400 оС) температура воздуха, поверхности суши (до 300 оС), кипящей воды [Л.25]. Всех охватит невыносимый жар, "разрешено ему было сжечь людей огнём" (Отк.16:8, пер. [Л.8]).   
    Имеются в виду падающие небесные тела: кадильница, наполненная огнём (8:5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда, горящая подобно светильнику (факелу)" (ст.10), звезда (9:1).
     В современном понимании: метеороиды, астероиды, метеоры. Усугубят ситуацию горячие газо-пылевые ударные волны над поверхностью земли да пылающие продукты импактных выбросов, возвращающиеся сверху.
     Один из негативных результатов падения  горящих космических тел и массового возвращения пылающих выбросов, чрезвычайно высокая температура воздуха в условиях полумрака дней Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6). Пророк видит необычное состояние не раскаявшихся богохульников.

      "И жёг людей сильный зной (Их жгла невыносимая жара); и они хулили (проклинали) имя Бога, имеющего власть над сими язвами (бедствиями), и (Но они) не вразумились (не раскаялись), чтобы воздать Ему славу" (16:9; в скобках, текст из [Л.26]).

6. Язык  прилипнет  к  гортани (16:10, 11)

        Описание апокалиптических последствий звуков труб, поражающих третью из четырёх стихий, продолжается в ст.10 - 12.

     "Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно ("погрузилось во тьму" [Л.26]), и они кусали языки свои от страдания" (16:10).

      Традиционное толкование, архетип зверя есть антихрист, его престол - земное царство [Л.7, 11, 23, 32]. Точнее, возрождённая Римская империя Западной Европы [Л.4] или государства-единомышленники [Л.19], прочее. Либо подразумевается резиденция антихриста или столица его империи [Л.22]: Иерусалим [Л.14, 16], Рим [Л.13] или Вавилон [Л.14].
      Однако тайновидец имеет в виду не человека, но дракона-сатану (12:3-9), "князя, господствующего в воздухе" (Еф.2:2). Дракон даст химере "престол свой" (Отк.13:2), т.е. всё воздушное пространство.
      Существо, выходящее из-за морского горизонта (ст.1-3), суть зооморфно персонифицированный объект [Л.1]. Ранее Иоанн называл его звездой; со звуком 5-й трубы, "я увидел звезду, падшую с неба на землю" (9:1).
     Космический скиталец, по научному, "планетообразное тело", после падения, образует в земле глубокий кладязь (т.н. "астроблема"). Одновременно, выбросит в атмосферу колоссальные объёмы минеральной пыли, пепла, сажи, размолотой пемзы, газов ("дым" в 9:2). По указанной причине, "помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя" (там же) после звуков 5-й трубы.
       Вот почему с излиянием пятой чаши всё небо облачилось в траурные одежды, "сделалось царство его (зверя) мрачно" (16:10, от глагола "затемнять, делать тёмным" [Л.24]). Свет от солнца слабеет, а жара сверху усиливается (16:8, 9).
      Некоторые экзегеты настаивают на нравственном, духовном, аллегорическом характере тьмы [Л.14, 18]. На самом деле, здесь речь о физическом кромешном мраке [Л.25], буквальном затемнении [Л.4, 5, 16, 19, 20, 22, 23], сверхъестественной темноте [Л.32].
      В таком случае, почему из всех возможных характеристик страдания пророк выделяет лишь ОДНУ? и то весьма престранную, "они кусали языки свои" (16:10, б).
       "Это слово (жевать, кусать) обозначает боль от жара четвёртой чаши гнева ...",- совершенно верно,- "так что люди прикусывают языки в агонии" [Л.24]. Но в ст.10 ни о каком предсмертном состоянии ("агонии") не говорится, судя по поведению богохульников в стихах 11, 16, 21.
      Они жуют или "прикусывают языки" непроизвольно, т.к. в пересохшем горле язык сильно распухнет по причине невыносимой жары, прилипнет к гортани. Ибо написано, "жёг людей сильный зной" (16:9); затем от ожогов на телах возникнут отвратительные язвы (ст.2).
       Поведение нечестивых, подвергнувшихся справедливому наказанию, вполне предсказуемо; заставь нечестивого сына молиться, он и Отца проклянёт.

     "И хулили (проклинали) Бога Небесного от страданий своих и язв своих (за боль и язвы); и не раскаялись в делах своих" (16:11; в скобках, текст из [Л.9]). 

7. Повреждение   рек? (16:12, 17)

       В результате перипетий, следовавших за звуками ангельских труб (8:7 - 9:2), поверхности водоёмов приобретут кроваво-красный цвет (16:3, 4). Сверх того, невероятно, но в некоторых очень крупных руслах влага совсем исчезнет.

      "Шестый Ангел вылил (выплеснул) чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода (воды её иссякли), чтобы готов был путь царям (с востока) от восхода солнечного" (16:12; в скобках, текст из [Л.8]).

      Все богословы толкуют ст.12 дословно. "Лишь буквальное понимание этого стиха соответствует как данному контексту, так и целой серии пророчеств" [Л.5; Л.15]. Например, предсказаний Йешайа (Ис.11:15) и Йирмейа (Иер.50:38) о такой участи р. Евфрат.
       Но почти никто из толкователей не объясняет слов апостола, "высохла в ней вода". Редкое исключение, комментарий [Л.23]. "Из-за продолжительной засухи и сильной жары уровень воды в реке упадёт" (стр. 2003); чувствуя слабость аргументов, автор добавляет. "Бог сверхъестественным образом осушит её полностью ..." (там же).
       Да, Он может сотворить любое чудо. Всё же Иоанн видел естественную причину исчезновения жидкости в руслах, она указана в ст. 6:12, 8:5, 11:13, 19, 16:18 -  "великое землетрясение". Сотрясение континентальных масштабов изменит рельеф каждой местности, в т.ч. Армянского нагорья и горной гряды Тавра [Л.1].
      Из-за обширных сбросов горных пород, преграждающих дорогу, Евфрат уже не потечёт в юго-восточном направлении, оттого воды его теперешнего русла в Месопотамии иссякнут (16:12, рис.3), после звуков шестой трубы.
   По той же причине, с изменением рельефа Восточно-Африканского плоскогорья, высохнет египетская часть великого Нила [Л.29].
      Обмеление Евфрата на территориях Ирака и Сирии откроет "путь царям" (вождям) вместе с их отрядами на Палестину для участия в Армагеддонской военной кампании [Л.30].

      "Седьмый Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!" (16:17).

      Предполагается, седьмой фиал завершает 3-и серии Божьих судов-архетипов: печатей, труб, чаш [Л.4-7, 17, 19, 20, 23, 27]. Но сосуды, в отличие от труб, не являются собственно наказаниями, только описанием их последствий.
       В добавление к сказанному, 7-й сосуд (16:17, 18) не оканчивает т.н. "суды чаш", а служит рефреном главных событий после 7-й печати (8:1-5) и 7-й трубы (11:15-19). В итоге голос от небесного престола, по-видимому принадлежащий Самому Богу, сообщает "Сделано" (16:17, пер. [Л.9]).
      Почему ангел "выплеснул" (пер. [Л.8]) содержимое фиала именно "на воздух"? (16:17). Потому что несчастья обрушились сверху: звёзды (6:13), кадильница с огнём (8:5), град, огонь, кровь (ст.7), великая гора (ст.8), большая звезда (ст.10), звезда (9:1, 2), серп (14:14-16). Атмосфера, поражённая гневом Вседержителя, наполнится дымом, пылью, пеплом, сажей, паром, ядовитыми газами.

8. Великая  встряска (16:18, 19)

        Немедленные катастрофические следствия падений космических тел (8:5-10, 9:1) открываются Иоанну в потрясающих видениях (16:18-21).

    "И произошли молнии, громы (раздались раскаты грома) и голоса (гуркіт" [Л.34]), и сделалось (случилось) великое землетрясение, какого (Такого сильного) не бывало с тех пор, как люди (как человек появился) на земле. Такое землетрясение! Так великое!" (16:18; в скобках, текст из [Л.8]).

      Тайновидец утверждает, ни одна душа никогда не видела подобного сотрясения. Сверкание молний, раскаты грома, уникальный по длительности повсеместный ливневый дождь непременно будут в Йом Адонай [Л.25]; но они не могут вызвать "великое землетрясение".
      Посему под словами "молнии", точнее "свет" (пер. [Л.24]), "громы и голоса", они же "взрывы" [Л.27], надобно подразумевать не атмосферные эффекты во время грозы, вопреки мнению интерпретаторов. Нет, но термический взрыв, световую вспышку, гром, мгновенно возникающие в результате удара астероида о поверхность суши или воды.
    Сверхмощный импакт деформирует кору и верхнюю мантию, приведёт к тектоническим сдвигам, обширным смещениям континентальных масс, вызовет сейсмическую активность "в разных местах" (Лк.21:11, пер. [Л.26]), по всему миру (Агг.2:6). Под землю провалятся дороги, мосты, дамбы, плотины, дома, улицы, городские кварталы [Л.25].
      "Такого мощного землетрясения не было за всё время существования людей на земле!" (Отк.16:18, пер. [Л.26]). От чудовищного по силе удара наша планета изменит свою орбиту и орбитальную скорость, скорость вращения вокруг (условной) оси, положения географических и магнитных полюсов, линии экватора, вид звёздного купола.
     Пророком Исаией предсказано, вслед за потрясением неба, "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13, б) "в день пылающего гнева Его" (ст.13, г), в День Господа (ст.6). Твердь потрясётся, сокрушится, распадётся (24:19) точно вспоротая острым ножом, будто вспаханная гигантским плугом; она зашатается словно пьяный, качается будто колыбель (ст.20), расколется. Так Иоанн видит.

     "Великий город раскололся на три части, и города народов пали (попадали людські міста). Бог не забыл и великий Вавилон, Он дал ему выпить чашу, полную вина Его (лютого) гнева" (16:19, пер. [Л.6]; в скобках, текст из [Л.34]).

      Сильная встряска (16:18) мгновенно уничтожит всё, что строилось веками: дома, улицы, мегаполисы. По поводу "великого города", среди богословов нет единого мнения. Одни полагают, речь о Иерусалиме [Л.4, 14, 19, 20, 23, 35], другие, Вавилоне [Л.5, 13, 27, 32], третьи, Риме [Л.7, 12, 17, 18].
      Однако "великим" Иоанн называет Йерушалаим, "где и Господь наш распят" (11:8). Из-за сильного землетрясения  столица распадётся на три части (16:19), станет грудой камней (Ис.25:2, 52:9). Елеонская гряда у восточной стены Храмовой горы распадётся надвое (Зах.14:1-4), раскроются могилы на западном её склоне, согласно пророчества.
     "В то время,- возвещает Господь,- кости царей и правителей Иудеи, кости священников, пророков и жителей Иерусалима будут выброшены из могил" (Иер.8:1, пер. [Л.26]).
       Поселения иных народов рухнут ВСЕ, "города будут разрушены во всех странах" [Л.5]. "Все они будут разрушены и превратятся в развалины" [Л.16, стр. 659]. Кучи камней зарастут сорняками, руины наполнятся дикими животными да птицами (Ис.34:11-15, Иер.9:11). Подобно  древнему "Вавилону" (Отк.18:2, Ис.13:19-22), яркому символу-архетипу [Л.1] всех мегаполисов мира, по сути бесовских, противных Богу.

9. Изменение  топографии (16:20, 21)

       Продолжая рассказ о последствиях апокалиптического землетрясения (16:18, 19), провидец рисует невиданную совершенно  невероятную картину.

      "И всякий остров убежал (обратились в бегство), и гор (больше не найти!) не стало" (16:20; в скобках, текст из [Л.9]; "Исчезли все острова, и не осталось гор" [Л.8; Л.6, 26]).

      Некоторые богословы предлагают относиться к данному загадочно-непонятному стиху, будто символу (например, [Л.10]) или понимать его как буквально, так метафорически [Л.15].
      Всё-таки большинство экзегетов воспринимают ст.20 буквально [Л.12, 16, 17 и др.], по причине реального великого глобального сотрясения [Л.14, 19, 27, 32].
     "Это мощное землетрясение коренным образом изменит топографию ..." [Л.23]. "Понятые буквально, стихи 18-20 свидетельствуют об изменении рельефа земли: острова уйдут под воду, а горы обрушатся" [Л.5].
      Нет. Пророк не утверждает, что они "уйдут под воду" [Л.5], утонут [Л.12], "уйдут в пучину морскую" [Л.16], исчезнут  [Л.6, 8, 26, 34]. Он видит, "всякий остров убежал" (16:20, [Л.24]), в современном понимании, от сейсмических колебаний коры, толчков, передвигающих уплывающие участки суши (6:12-14).
      Также горы НЕ разрушатся полностью, не сравняются с уровнем земли, по ошибочному мнению авторов [Л.14, 16, 17, 19]. Они двинутся с мест своих (6:14), дрожат, трясутся (Иер.4:24, Наум.1:5), распадаются (Авв.3:6, Зах.14:4), даже обрушатся (Иез.38:20). Однако не исчезнут, а всего лишь "понизятся" (Ис.40:4), как будто невидимый огромный зверь сжевал горы словно мягкие холмы.
      За звуками трубы первого ангела Иоанн видел, упал град, смешанный с кровью и огнём (8:7). Беспрецедентное зрелище сочетание кусков льда да языков огня, настолько поразило апостола, что он ещё раз возвращается к теме.

      "На людей с небес (неба) падал град (Огромные градины, каждая) весом в один талант, и люди проклинали (имя) Бога за это бедствие с градом, потому что оно было совершенно ужасным" (16:21, пер. [Л.26]; в скобках, текст из [Л.8]).
 
10. В  чём заключается  ужас  бедствия?

       В чудовищной массе  ледяных глыб (рис.4), "сверхъестественно громадные массы льда" [Л.5]. Будто огромные зубы большого дракона, выпадающие из его красной пасти на небе.
      Древняя мера веса 1 талант насчитывала примерно 35 килограммов [Л.17, 23, 28], точнее, от 33,51 кг до 36,6 кг [Л.36, стр. 253], возможно 45 кг [Л.5, 27] или 50 кг [Л.32].
     Автор работы [Л.7] полагает, источник невероятных по размерам осадков - вездесущая  неописуемо страшная гроза (стр. 419). Но куски льда массой в 35 кг невозможны даже для вездесущей грозы.
     "Самый крупный град, весом один килограмм, выпал в регионе Гопалгандж в стране Бангладеш 14 апреля 1986 года; в результате погибло 92 человека" [Л.17].
     Апостол же видел ледяные шары массой в 35 раз больше! "Градины огромных размеров говорят о небывалых атмосферных катаклизмах" [Л.23]. Сущая правда, а каких именно "катаклизмах"?
      Ведь, чтобы высоко в атмосфере на микрочастицах пыли успели намёрзнуть глыбы весом в десятки килограммов, зародыши процесса конденсации должны длительный период удерживаться мощными восходящими потоками воздуха.
       Сверх того, для образования и массового выпадания таких уникальных по размерам осадков,  в  гомосферу должны поступить залповые колоссальные объёмы водяного пара.
      Перечисленные выше условия реализуются в единственном случае, если "как-бы большая ("огромная" [Л.9]) гора, пылающая огнём" (8:8) упадёт в Мировой океан [Л.3, 25]. Землянам придётся выпить все 7 чаш гнева Его ... до дна.
      Реакция пострадавших предсказуема, "люди проклинали Бога" (16:21, пер. [Л.26]). В древнюю эпоху хулителей Господа израильтяне побивали камнями (Лев.24:16), современных богохульников побьют камни града (Отк.16:21).
 
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
2. Статья "3. Комментарии к книге Откровение. Шестая печать (6:12-17)".
3. Статья "4. Комментарии к книге Откровение. Звуки труб (8:5-12)".
4. Стедмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
5. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
6. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
7. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
8. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
10. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
11. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
12. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
13. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
14. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
15. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
16. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
17. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
18. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
19. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
20. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
21. Статья № 6 "Казни египетские и Второе пришествие Христа".
22. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
23. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
24. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
25. Статья № 3 "День Господень".
26. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
27. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
28. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2002.- 787 с.
29. Статья "4. Комментарии к Книге пророка Исаии. Последствия суда (19:5-8, 24:1-13)".
30. Статья № 8 "Армагеддон".
31. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
32. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
33. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
34. Біблія або Книги Святого Письма Старого й Нового Заповіту.- Українське біблійне товариство, 1991.- 1256 с.
35. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
36. Краткий Библейский Словарь.- Александрия: Ездра, 2005.- 496 с.
День Господень