Комментарии к Книге Откровение. Глава 17 - Великая блудница

"И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, 
  мать блудницам и мерзостям земным" (Отк.17:5)

1. Вступление

    Откровение о последнем времени, о конце мира сего раскрывается Иоанну через видения 7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева Божьего и суда. Несколько глав тайновидец посвящает дополнительному, но уже мифопоэтическому описанию необычных действующих лиц указанных событий.
     Такими лицами являются: женщина, одетая в солнце, огромный красный дракон (гл.12), зверь, выходящий из моря, также зверь из земли (гл.13), великая блудница, сидящая на багряном звере (гл.17).
     Для правильного понимания сущности этих аллегорических персонажей, имеющих отношение к земному да небесному мирам, необходимо принять во внимание уровень мировоззрения древних и культурно-исторический контекст [Л.1]. Например, в такой условной форме высказывания как аллегория, образ означает нечто иное, чем он есть на самом деле.
    Аллегорический язык возник на почве мифологии. Мифологические образы компенсировали отсутствие научных описаний, вера в сверхъестественное являлась повсеместной, оживотворялись объекты неживой природы, они наделялись антропоморфными или зооморфными свойствами и т.д. [Л.2].
    Следует также учесть, образы Откровения "основываются на архетипах" [Л.39, стр. 738]. Основополагающих образах общечеловеческой символики, постоянно встречающихся в мифах, верованиях, видениях, литературе, искусстве.
     Композиция гл.17. 1. Введение (17:1), указывающее на источник информации.
           2. Изложение главной темы - суд над великим городом:
               а) описание города-блудницы (17:2-6);
               б) тайна семиголового зверя (17:7-14);
               в) уничтожение блудницы рогами зверя (17:15-17).
           3. Заключение, раскрывающее символику женского образа (17:18).
     Главная тема. Великий город последнего времени как олицетворение языческого Вавилона, разоряемый багряным зверем с семью головами и десятью рогами.
     Цель написания. Показать верующим каким образом в конце дней будут осуждёны да наказаны нынешние жители земли за все мерзости их.
    Содержание. Ангел предлагает Иоанну посмотреть на грядущий суд над великой блудницей (17:1) мирового масштаба (ст.2). Она сидит на звере багряном, имеющем 7 голов и 10 рогов (ст.3, 4), олицетворяя древний город Вавилон (ст.5, 6).
     Ангел открывает апостолу тайну женщины, а также зверя (17:7), выходящего из бездны (ст.8), у него 7 голов, они же 7 гор и 7 царей (ст.9-11). Десять рогов-царей зверя получат власть на один час (ст.12, 13). Этого окажется достаточно, чтобы полностью разорить блудницу (ст.16), исполняя волю Бога (ст.17). В итоге зверь потерпит поражение от Агнца (ст.14).
     Жена это великий город, господствующий над земными царями (17:18), окружённый скоплениями людей, разными народами, множеством племён и языков (ст.15).
    Проблемы толкования. Видение Иоанна носит исторический или эсхатологический характер. Что именно называется великой блудницей, багряным зверем, его головами и рогами.
 
2. Великая блудница (17:1, 2)
    
    Удивительные апокалиптические архетипы , для правильного их толкования, необходимо рассматривать в контексте печатей (гл.6, 8), труб (гл.8, 9, 11), чаш (гл.15, 16). Главным действующим лицом в главе 17 является загадочная женщина-блудница.

    "И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди (Смотри), я покажу тебе суд над великою блудницею (какая кара ждёт Великую Развратницу), сидящею на водах многих" (17:1; в скобках, текст из [Л.3]).

     Многие воды это все жители земли (ст.15), а великая блудница "есть великий город, царствующий над земными царями" (ст.18). Какой именно? у богословов нет единого мнения.
     Одни считают, имеется в виду Рим [Л.4-8], Римская империя "с её многобожием и кровавыми преследованиями христиан" [Л.9]. Другие,- будущий иракский город Вавилон [Л.11, 12, 15, 20, 37]. Третьи, под образом блудницы подразумевают церковь-отступницу, лживую и вероломную [Л.13-17], это "всемирная экуменическая лжецерковь" [Л.18-20], система идолопоклонства [Л.21], "образ неверия" [Л.42].
     Некоторые авторы, например [Л.22-25], не разделяют указанные популярные, но поверхностные воззрения. "В данном случае образ Вавилона нельзя свести ни к одному конкретному историческому проявлению, в прошлом или будущем ... Вавилон - это архетипическая глава всех сил, которые противостоят Богу" [Л.23, стр. 925]. "Подробности видения Иоанна не относятся ни к какому реальному городу" [Л.24].
     Действительно, ни один реальный город не может царствовать над всеми земными правителями, тем более сидеть "на водах многих" (ст.1, 15). Ни в одном конкретном городе невозможно найти ВСЮ "кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24; "всех, кто убит на земле" [Л.3]).
     Следовательно невиданная великая блудница это собирательный образ, "означающий и страну, и политическую систему, и идеологию, и лжерелигию, и даже город как центр всякой власти" [Л.25]. Иными словами, антропоморфно персонифицированный нечестивый (17:5) город (ст.18) есть олицетворение всей планеты, "всех городов земли и их цивилизации" [Л.17, стр. 159].
    Божий суд над землёй [Л.1] апостол Иоанн описывает с помощью традиционного древнего антропоморфизма"переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого объекты уподобляются человеку, становятся "человекоподобными" [Л.26, стр. 56].
    Так "неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки" (там же). Поэтому ангел так характеризует отрицательный архетип видения.

    "С нею блудодействовали (развратничали) цари земные (земли), и вином её блудодеяния (разврата) упивались живущие на земле (жители земли)" (17:2; в скобках, текст из [Л.27]. "Имеется в виду опьянение ложной верой" [Л.6], но не только.

3. Зверь багряный
(17:3)

     Иоанн пребывал в Духе на небесах (1:10), "т.е. в видении своём, а не в теле" [Л.28]. Что позволило ему видеть, одновременно, как земных, так и небесных персонажей, показанных ангелом.

  "И он перенёс меня в духе ("охваченного Духом" [Л.3]) в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на ярко-красном звере, который был исписан богохульными именами; у него было семь голов и десять рогов" (17:3; пер. [Л.9]).

    Библейская пустыня означает "покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.39, стр. 364] . Однако некоторые авторы толкований ст.3 придерживаются иного воззрения.
    "Пустыня берётся здесь в нравственно-религиозном смысле ..." [Л.12]. "Идея, заключающаяся в слове "пустыня", означает место духовной бесплодности" [Л.11], "в данном стихе говорится о духовной пустыне, в которой обитает лжецерковь" [Л.13; Л.21].
     Но для такого чисто символического толкования нет логических оснований. Охваченный Духом апостол перенесен "в пустыню" [Л.6], точнее "в пустынное место" [Л.28, 41]. Однако не "в пустынную землю" [Л.24], так как пребывал с ангелом на небесах.

     
     В пустынном месте на небе он "увидел жену, сидящую на звере багряном" (ст.3; рис.1, 2). Как в случае с великой блудницей, здесь также отсутствует однозначное толкование образа багряного чудовища (буквально "дикое животное" [Л.6]).
     Зверь символизирует мир [Л.22], мировое правительство [Л.28], нечестивую государственную силу [Л.37], восстановленную Римскую империю [Л.8, 17, 19, 21, 23], империю или мировую власть антихриста [Л.5, 16]. Это политический лидер коалиции [Л.14], антихрист [Л.7, 13, 20, 24, 25], дракон-дьявол [Л.12], возможно волчица "из римской легенды о Риме" [Л.10].
     Можно придумать многие иные образы, символизирующие необычное ярко-красное дикое животное. Но что же на самом деле  ВИДЕЛ пророк? затем рассказав мифопоэтическим языком, понятным современникам.
 
4. Артемида Эфесская

    Для ответа  на вопрос "что же видел Иоанн?" вспомним о мировоззрении древних людей. Так "во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами" [Л.30, стр. 467].
     Поэтому "великая блудница" (17:1, 2) является антропоморфным архетипом некого языческого города всемирного значения, прообразом богини, олицетворяющей  Луну или Землю.
    Тогда семиголовый рогатый "зверь багряный" (ст.3, 8-11) - архетип семиголового левиафана, мифологического хтонического чудовища. На самом деле,  планетообразное тело, окружённое космическими телами меньших размеров (рис.2).
      В таком случае, почему пророк соединяет образ таинственной женщины, архетип языческой богини, с загадочным небесным телом-зверем?
     В Эфесе, столице римской провинции Асия, где жил и трудился Иоанн, верили "город Эфес является хранителем храма великой Артемиды и упавшего с небес её изображения" (Деян.19:35, пер. [Л.27]).
     Это изображение (греч. "Диопет") представляло собой фигуру греческой богини Луны, диких животных и охоты. Скульптура ,"считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру" [Л.38, стр. 52].
    Оттого апостол, иронически используя миф о Диопете, связывает архетип языческой богини Артемиды-Ашеры  (называя её "блудница"), с небесным камнем - "зверь багряный".
     "В языческих капищах наряду с маццебами, освящёнными камнями, стояли и ашеры (столбы) ... Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, столбы - богиню Ашеру" (там же, стр. 948).
     Кроме земных камней, представлявших богов, небесные тела также оживотворялись в виде богов или диких животных [Л.30, стр. 116, 446-448]. Такое явление нашло отражение в названиях зодиакальных и обычных созвездий [Л.2, стр. 638, 691]. Древние "считали, что небесные тела влияют на дела земные" (стр. 582).
    Некоторым астероидам астрономы присвоят кощунственные названия, оттого зверь преисполнен "именами богохульными" (17:3). Его багряный (ярко-красный) цвет обусловит аэрозольное рассеяние света [Л.1, 29].
 
5. Тайна великой блудницы (17:4, 5)
 
     Перечислив основные персонажи, явленные ему в пустыне космического пространства (17:1-3), тайновидец переходит к их подробному  описанию аллегорическим мифопоэтическим языком (ст.4-13).

    "Женщина была одета в пурпурные и алые одежды, она блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке она держала золотую чашу, полную мерзости и нечистот её разврата" (17:4, пер. [Л.3]).

     Прототипом необычной развратницы Иоанну послужила одна из многочисленных языческих богинь неба. Либо финикийская Астарта (евр. "Ашэйра"). "Ритуалы в её честь отличались разнузданностью, а в поклонение входила храмовая проституция" [Л.23, стр. 1302], в том числе мужская [Л.38, стр. 1050]).
     Либо это Иштар - аккадская богиня, олицетворявшая планету Венера. "Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов" [Л.30, стр. 595]. Она соответствует более древней шумерской "владычице небес" Инанне.
     В эллинистическую эпоху все они отождествились с греческой богиней Афродитой ("именовалась гетерой и блудницей", там же, стр. 133). В поздней античности - с Реей-Кибелой, матерью (!) земли да богов. Во времена Иоанна она также почиталась покровительницей городов, даже всей Римской империи (там же, стр. 647).
     Статуи языческих богинь чувственной любви да плодородия одевались в дорогие ткани "порфиру и багряницу", украшались "золотом, драгоценными камнями и жемчугом" (17:4).
    Одним из атрибутов таких богинь служила золотая чаша с вином, как символом плодородия. В глазах еврейского пророка, "вином её блудодеяния" (ст.2), "мерзостями и нечистотою блудодейства" (ст.4), которыми напоены ВСЕ жители земли (ст.2).
    Здесь имеется в виду не только "опьянение ложной верой" [Л.6], но буквальные блудодеяния. Например, массовые мистические оргии в честь Кибелы и Атиса оканчивались пьянством да публичным развратом [Л.32, стр. 28].
      Покровительница городов Римской империи великая Мать-Земля Кибела изображалась богато одетой матроной, сидящей на троне или на звере (на льве), в окружении корибантов, куретов, диких животных [Л.30].

   "На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле" (17:5, пер. [Л.31]).

    Тайна античной Кибелы в том, что не она "мать блудницам и мерзостям земным", а великий давно заброшенный город Вавилон (17:5; "в оригинале "Вавилон" женского рода" [Л.10]). Настоящая мать блудницам,- его царица царей, владычица богов, вавилоно-ассирийская богиня Иштар.
    Древняя столица халдеев "является родоначальницей всех заблуждений на земле на политической, идеологической и религиозной платформе" [Л.25], она "символ отпадения от истинного Бога" [Л.28]. Оттого пророк Иеремия охарактеризовал древний город так.
      "Вавилон - золотая чаша в руках Господних. Всю землю она опьяняла, пили из неё вино народы, и стали народы безумны" (Иер.51:7, пер. [Л.3]).
 
6. Церковь, упившаяся кровью? (17:6, 7)
 
      Иоанн продолжает удивительный рассказ о персонифицированном образе блудницы - великого города, царствующего над царями земными.

    "Я видел, что жена упоена (женщина пьяна) была кровию святых (народа Божьего) и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим ("Страшно удивился и был потрясён").
    "И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу (объясню) тебе тайну жены сей ..." (17:6, 7; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.41]).

    Широко распространённое толкование образа блудницы. "Это - церковь, которая веками проливала кровь христианских мучеников и продолжает это делать. Она упоена их кровью" [Л.19]. Точнее, речь о римско-католической папской церкви [Л.4, 7, 14, 15, 17], всемирной экуменической церкви [Л.18-20] или просто о некой церкви-отступнице [Л.16, 25].
    Однако написано, блудница была упоена не только кровью одной (второй) группы убитых - "свидетелей Иисусовых", но она "пьяна от крови народа Божьего" (17:6, пер. [Л.3]). Очевидно под этой первой группой людей следует подразумевать ветхозаветных святых, под второй - убитых новозаветных верующих, в том числе периода Великой скорби.
     Такое расширительное толкование подтверждается как пророчеством Иеремии о ветхозаветном Вавилоне (Иер.51:7), так новозаветным Откровением (14:8, 17:2, 18:24). Вероятно поэтому некоторые богословы видят в таинственной вавилонской блуднице не церковь, а некий архетип ложной всеобъемлющей религиозной системы [Л.13, 21, 28].
    Этой системой с древнейших времён являлось идолопоклонство. Языческая религия с её ритуальной проституцией (блудодеянием) да колдовством (волшебством), которыми напоены (18:2) и "введены в заблуждение все народы" (ст.23).
     Именно язычество во все времена упивалось, более того, продолжает упиваться "кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых" (17:6).
    Библия мерзостью часто называет всё, связанное с идолопоклонством [Л.2, 6]. Поэтому "мать блудницам и мерзостям земным" (ст.5) НЕ церковь, какой бы "ложной" она не казалась.
    В таком случае, почему апостол видя жену "дивился удивлением великим"? (ст.6; "поразился" [Л.31], от глагола "изумляться" [Л.6]). "Страшно удивился и был потрясён" [Л.41]. 
    "Причина удивления Иоанна заключается в таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены ..."
[Л.12]. Верно. Поразило пророка невероятное сочетание небесного да земного: дикого семиголового животного и таинственной земной женщины.
     Она олицетворяет древнее и современное язычество (17:1-6), царствующий великий город (ст.18), Землю в целом (ст.15). В этом сокрыта тайна жены (ст.7, а).
 
7. Тайна зверя (17:7, 8)
 
     После апокалиптического видения великой блудницы на звере багряном (17:1-6), изумлённому апостолу ангел объясняет тайну необычного дикого животного из бездны (ст.7-11). Его архетипом мог послужить зверь-левиафан , семиголовое рогатое морское чудовище.

     "И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу (объясню) тебе тайну жены (женщины) сей и зверя, носящего её (на котором она едет верхом), имеющего семь голов и десять рогов" (17:7; в скобках, текст из [Л.3]).

     Тайна "это мудрый Божий замысел, который управляет историей и будет явлен в момент её кульминации" [Л.23, стр. 1228]).
     Секрет ярко-красного зверя (17:3), "имеющего семь голов и десять рогов" (ст.7), откроется на небе (рис.3).
    Как откроется на небе знамение большого красного дракона "с семью головами и десятью рогами" (12:3). Нападающего на жену, облечённую в солнце (ст.1, 4).
     Массивное, окружённое 7-ю крупными астероидами планетообразное тело у Иоанна ассоциируется с туловищем и головами небесного зверя-левиафана, а следы болидов - с его рогами [Л.1].
    
    "Зверь, которого ты видел, был ("он когда-то был"), и нет его, и (ещё раз) выйдет из бездны и пойдёт (отправится) в погибель; и удивятся ("будут изумлены") те из живущих на земле, имена которых не (были) вписаны в книгу жизни от начала ("от сотворения") мира, видя (удивятся, глядя), что зверь был, и нет его, и (ещё) явится ("снова будет здесь")" (17:8; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.41]).

     "Самая большая "бездна" - это та, которую мы называем космическим пространством: "Бездною, как одеянием, покрыл ты её (Пс.103:6, Быт.1:2)" [Л.4, стр. 781].
      По древним космологическим представлениям в бездне, буквально "бездонная пропасть" [Л.6], обитали хтонические чудовища. Одно из них в конце дней "выйдет из бездны"  космического пространства. В еврейской концепции образов хаоса морская бездна олицетворяла первозданный хаос (др. греч. "зияющая бездна").
     Загадочный  зверь когда-то посещал нашу планету ("был"), а теперь его нет (17:8, а). Но "Он ещё раз выйдет из бездны" (ст.8, пер. [Л.9]), в последнюю седьмину Даниила [Л.33], "и отправится в погибель" ("разрушение, гибель" [Л.6]). Ибо тело зверя сокрушится (Дан.7:11), попадёт "в озеро огненное" (Отк.19:20).
    От ужасающего видения небесного семиголового дракона-зверя, который "был, и нет его, и явится" (17:8, в), жители земли "удивятся" (означает "поражаться, изумляться чему-либо ужасному" [Л.6]). Ужаснутся не спасённые, кто так и не поверил Священному Писанию, чьи имена отсутствуют в книге жизни у Агнца.
     Ни восстановление давно исчезнувшей Римской империи, по версии [Л.11, 13, 14, 19, 21], ни появление человека-антихриста, версия [Л.4, 7, 8, 15-17, 20, 24, 28] не могут грешников изумить. А ужаснут их "в небесах страшные явления и великие знамения" (Лк.21:11, пер. [Л.3]), означающие предел истории, конец лукавого рода сего.
 
8. Семь голов-гор-царей небесного левиафана (17:9)

     Ангел продолжает открывать Иоанну тайны поразительных явлений  да великих чудо-знамений на небе.

    "Здесь ум, имеющий мудрость (Чтобы всё это понять, нужна мудрость). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена (они же и семь царей)" (17:9; в скобках, текст из [Л.31]).

    "Традиционно этот стих объясняют так: у блудницы есть свой центр в Риме, который построен на семи холмах" [Л.19; Л.3-5, 7, 10, 11, 17, 22, 34]. "Почти не вызывает сомнений, что здесь Иоанн говорит о Риме, знаменитом городе, стоящем на семи холмах" [Л.9].
     Всё же, сомнения есть! Потому что на 7-и холмах построены также Афины, Прага, Киев, Москва, Иерусалим, Константинополь [Л.25]. Более того, "теперь трудно разобраться, где какой холм. Время стёрло их, а по многим из них проложены дороги, улицы, каналы" (там же, стр. 281).
    По этим причинам, а также с учётом объяснения ангела "Семь голов ... в тоже время это и семь царей" (ст.9, пер. [Л.41]), немало богословов отвергает вышеприведенное традиционное толкование. "При более внимательном проникновении в суть стихов нельзя, однако, не понять, что не о Риме идёт тут речь" [Л.28].
     Под головами, горами, царями зверя следует подразумевать "великие мировые державы" [Л.15]. Например Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Рим [Л.20] или иные подобные государства [Л.12, 22, 37]. Нет, это выдающиеся римские императоры прошлого, считают авторы [Л.8, 14, 28, 42]; либо императоры (цари) либо семь мировых держав [Л.6, 13], и то и другое [Л.24].
     Конечно, все версии имеют право на существование. Однако нельзя увидеть вместе великие мировые державы, существовавшие в разные исторические эпохи. Тоже самое относится к римским императорам, сменявшим друг друга на протяжении многих лет. Но Иоанн видел ВСЕ головы одновременно! Причём его видение относится к будущему, а не к давнему прошлому.
     Оттого ангел предупреждает нас. "Чтобы всё это понять, нужна мудрость" (17:9, пер. [Л.31]), а не гадания. Ум, обладающий мудростью, подсказывает нам. "Слова - семь "голов", "гор", "царей" - имеют здесь почти одно и то же значение" [Л.15; Л.4], "выражения "семь гор", "семь голов" и "семь царей" - идентичны" [Л.25].
    Совершенно верно, "идентичны". Более того, апокалиптическое видение апостола относится к космическому пространству ("пустыня" в 17:3), из бездны которого выйдет левиафан - семиголовое рогатое чудовище (ст.7, 8). Ум и мудрость нужны, чтобы понять: головы-горы-цари находятся НЕ на земле.
     В стихе 9 речь о небесных телах, т.е. буквальных горах-астероидах, окружающих центральное массивное тело царя-зверя. В таком случае, почему Иоанн называет горы головами? По древнейшей традиции.
     "Отдельные участки гор и холмов названы в Библии как части тела. К таковым в оригинале относятся: голова, уши, плечо, бок, поясница, рёбра, спина ..." [Л.40, стр. 180]. Поэтому его "Семь голов суть семь гор", "они же и семь царей" [Л.31], "в тоже время это и семь царей" [Л.41]. Полномочных посланников своего правителя, напавшего на царство Солнца.
 
9. Участь зверя (17:10, 11)

     Помимо таинственного видения  апостол услышал историю зооморфно-антропоморфного персонажа, а также предсказание его незавидной судьбы.
  
    "И семь царей, из которых пять пали (от глагола "падать, падать вниз"), один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть (оставаться)" (17:10; в скобках, уточнения [Л.6]).

    "Сложный стих в сложной для толкования книге ... пятеро, которые пали, возможно,- римские императоры, последним из которых был Нерон" [Л.35]. "Шестой император - Нерон" [Л.34], "многие в то время ожидали возвращения Нерона" [Л.10; Л.5].
     Другие авторы видят в шестом царе императора Домициана [Л.8, 16, 28], а седьмой царь вообще не поддаётся опознанию [Л.28]. "Все попытки прежних комментаторов истолковать имена семи указанных здесь персон не увенчались успехом" [Л.25].
     "Некоторые толкователи полагают, что речь здесь идёт о тиранах, лежащих в мавзолеях разных стран" [Л.42, стр. 1824]. Иные отождествляют "семь царей, из которых пять пали ..." (17:10) с мировыми империями [Л.7, 12, 13, 20, 22, 24]. Однако среди богословов нет единства по вопросу "какие именно государства видел Иоанн?".
   
Таким образом. "Нет единого толкования относительно того, кто имеется в виду" [Л.3]. Скорее всего, в ст.10 содержится объяснение тайны появления необычного дикого животного из космической бездны. Зверь возник по причине импактного дробления какой-то планеты на семь частей ("царей").
     Со временем пять зверей-царей разрушились ("пали"), один жив ("есть"), где-то царствует, а седьмой "ещё не пришёл". Он-то и есть багряный зверь (17:3), имеющий семь голов-гор-царей (ст.9, 10).
     Чудовище выйдет из бездны (ст.8), затем обязательно придёт на землю (ст.10). Однако "не долго ему быть", так как "пойдёт в погибель" (ст.8, "разрушение, гибель" [Л.6]). Как написано.

    "И зверь, который был и которого нет, есть восьмый (восьмой царь), и из числа семи (при этом он один из семи), и пойдёт в погибель" (17:11; в скобках, текст из [Л.9]).

     Крупный левиафан-астероид уже посещал нашу планету ("был"), но сейчас его "нет". С учётом семи голов-гор-царей зверя, он - "восьмой царь".
    Одновременно, "из числа семи", тех самых, первоначальных, из них "пять пали" (ст.10), упали "вниз" [Л.6], исчезли в бездне.
    Восьмой необычный царь-зверь также "пойдёт в погибель" (ст.8, 11); сокрушится да сгорит в огне (Дан.7:11), попав "в озеро огненное" (Отк.19:20; рис.4).
 
10. Десять рогов-царей (17:12)
 
     Ранее пророк увидел на головах багряного зверя десять рогов (17:3). Теперь ангел объясняет их назначение.

   "Десять рогов, что ты видишь,- это (суть) десять царей, которые ещё не начали править (не получили царства), но получат они власть править (как цари) каждый по одному часу вместе со зверем" (17:12, пер. [Л.31]; в скобках, Синод. пер.).

    "Самое вероятное толкование сводится к тому, что эти десять царей - наместники парфянских орд, которые объединятся с Нероном и начнут с ним последнюю битву против Рима" [Л.8; Л.34]. Нет. "Здесь говорится о десяти народах, которые ранее подчинились Риму " [Л.11], "возможно, после греко-македонского царства Александра Македонского" [Л.10].
     Другие богословы считают, рога-цари могут обозначать современные "европейские государства возрождённой римской империи" [Л.6; Л.18, 19], точнее их правителей [Л.5, 7, 12, 16, 20, 24, 25, 28].
     Однако в работах [Л.4, стр. 694] и [Л.15, стр. 257] аргументированно утверждается "толкование о грядущем воссоединении 10-и государств западной Европы, так крепко укоренившееся в церквах и выраженное во множестве богословских книг, абсолютно ни на чём не основано".
     Тогда, какое же тайное явление ВИДЕЛ Иоанн? утверждая "десять рогов ... суть десять царей" (17:12, а). Вразумительного объяснения у богословов нет. Одни догадки, не учитывающие культурно-историческую обстановку при написании Откровения.
     Так в древние времена царями считали не земных правителей, но обожествлённые антропоморфно персонифицированные небесные тела: солнце, луну, планеты и пр. Именно "бог был истинным царём страны; земной правитель был просто наместником бога" [Л.2, стр. 722], а "венцы богов и царей украшались рогами"  (там же, стр. 783).
     В таком случае, "десять царей" это архетип безымянных небесных тел, а не "европейские государства возрождённой римской империи" [Л.6]. Или их правители, которых Иоанн называет "цари земные" (6:15, 16:14, 17:2, 18, 18:3, 9, 19:19). Чтобы отличить от царей-зверей, выходящих из бездны (11:7, 13:1, 7, 17:8-12) для нападения на земные царства.
    Продолжительное время, до столкновения с Землёй, космическим царям не над кем править, они  ещё "не получили царства" (ст.12, б). После вторжения в земную атмосферу "получат они власть править (как цари) каждый по одному часу" (ст.12).
    "Учёные, изучающие грамматику греческого языка, объясняют выражение "один час" как "винительный падеж длительности" - это будет одинаковое время для каждого из царей" [Л.11].
      Верно. Однако нет никаких оснований считать "один час" как 3,5 года, подобно авторам [Л.20, 24], или 7 лет [Л.15]. Ангел предупреждает о чрезвычайно коротком [Л.3] и одинаковом отрезке времени правления каждого из незваных небесных царей-зверей.
     Это время полёта метеороида в атмосфере, его разрушения, быстротекущих негативных последствий ударной волны,- всего примерно "один час", как написано в стихе 12.
 
11. Общая цель (17:13, 14)

     Невидимая связь между отрицательными архетипами: загадочными рогами-царями и ярко-красным чудовищем раскрывается в следующем стихе.

    "Они имеют одни мысли (намерения, "одна общая цель") и передадут (отдадут) силу и власть свою зверю" (17:13; в скобках: текст из [Л.31], в кавычках - из [Л.9, 27]).

    "На земле, по-видимому, не будет ни одного государства и ни одного правительства, которые были бы нейтральны или противились антихристу" [Л.25; Л.19, 21]. "Эти мировые лидеры будут очарованы необычайной, сверхъестественной силой антихриста" [Л.13]. "Затем они передадут антихристу свои полномочия" [Л.16].
     С данными утверждениями можно согласиться, если отнести их не к гипотетическому диктатору-антихристу на земле, но к тайне багряного зверя на небе и его царству [Л.1]. Как предсказано ветхозаветным пророком Даниэйлом.
   "Четвёртый зверь - это четвёртое царство, которое придёт на землю. Оно будет не таким, как все другие царства, а совсем другим ..." (Дан.7:23, пер. [Л.31]).
     Да, "совсем другим". Потому что в нём необычные подданные: головы-горы, рога-цари, железные зубы, медные когти, объединённые в царство необычным невидимым способом. Они удерживаются вокруг царя-зверя, т.е. массивного центрального планетообразного тела силами гравитации. Тем самым передав "силу (свою) и власть свою зверю" (Отк.17:13, б) для достижения одной общей цели (ст.13, а).

   "Они будут вести брань (воевать) с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые (вместе) с Ним, суть званные (кто Им призван) и избранные (Им избран) и верные (кто Ему верен)" (17:14; в скобках, текст из [Л.3]).

    Некоторые толкователи считают, здесь говорится о битве при Армагеддоне [Л.7, 11, 24]. Однако ст.14 никакого отношения к этому событию не имеет [Л.36]. Скорее учитываются 2 уровня военных действий рогов-царей, физический (видимый) и метафизический (невидимый). 
    Физический уровень - нападение на землю да города её (16:16), в духовном плане - война с Царём царей (ст.14). Подобно такому же двухуровневому откровению о большом красном драконе на небе, атакующем жену на земле (12:1-6); он же дьявол и сатана, воюющий с ангелами Божьими (ст.7-10).
     В этой невидимой духовной войне победит Агнец, а также свидетельствующие о Нём (ст.11), "суть званные и избранные и верные" (17:14).
 
12. Участь блудницы (17:15, 16)
 
     После рассказа о багряном звере, его судьбе (17:8-14) ангел возвращается к тайне великой развратницы.

    "И говорит мне: воды (Реки), которые ты видел (видишь), где сидит блудница (Развратница), суть люди (толпы, "скопища людей") и народы ("нации"), и племена и языки (наречия)" (17:15; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.9]).

     Это не реки Месопотамии, не море или океан, "под "водами" ... надо понимать все народы земли" [Л.25; Л.12, 16, 19, 24]. Верно, но тогда ошибочно считать блудницей какой-то один город: Рим, восстановленный Вавилон, Москву или Иерусалим. Город-блудница является архетипом (Ис.1:21, 23:15, Иер.3:1-3), олицетворением "всех городов земли" [Л.17].
      Что же произойдёт с городами, со всей землёй в последние дни?

   "И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу (развратницу), и разорят её, и обнажат (оставят нагой), и плоть её съедят (будут пожирать её тело), и сожгут её в огне" (17:16; в скобках, текст из [Л.9]).

     Большой красный дракон с десятью рогами в сильной ярости станет преследовать жену, одетую в солнце (гл.12). Подобно ему 10 рогов зверя возненавидят блудницу. "Они разорят её, оставят нагой, будут пожирать её тело и жечь её в огне" (17:16, пер. [Л.9].
     Здесь речь не о символах, метафорах или уничтожении политическими силами ложной религиозной системы "на экуменическом основании" [Л.28; Л.6, 13-20]. Нет.
     Земля со всеми овдовевшими городами её, на самом деле, подвергнется разорению (от глагола "опустошать, превращать в пустыню" [Л.6]).

     Разорят землю, оставят нагой её поверхность десять массивных небесных тел - рогов багряного зверя-левиафана ([Л.1], рис. 5).
     По причине столкновения с поверхностью воды и суши испарятся не только сами космические тела, но также часть вещества нашей планеты. В до научной терминологии, они "будут пожирать её тело" (ст.16, б).
     В результате импактов, сопровождаемых мощными тепловыми взрывами, возникнут ударные волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка. Они разрушат ("разорят") все постройки на земле да "сожгут её в огне", от глагола "сжигать, поджигать, полностью разрушать с помощью огня" [Л.6].
    Действительно, ветхозаветные пророки и апостол Пётр провидели день Господень, когда будут "сожжены обитатели земли" (Ис.24:6), "земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10), "никому не будет спасения от него" (Иоил.2:3).
 
13. Случай или замысел? (17:17, 18)
 
    Современные жители развратных городов могут посчитать губительное столкновение космических тел с нашей планетой слепым случаем. Оттого ангел открывает истинную причину катастрофы.

   "Потому что Бог вложил в них желание исполнить Его волю (замысел) и единодушно (в полном согласии между собой) отдать зверю их царство (царскую власть) до тех пор, пока не исполнится то, что Бог сказал" (17:17, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.3]).

     Ранее  ангел уже сообщал о единодушии 10 необычных рогов, их намерении передать "силу и власть свою зверю" (17:13). Отдать с целью разорить блудницу, обнажить её, съесть плоть, сжечь в огне (ст.16). Теперь ангел объясняет почему появилось такое желание у зооморфно-антропоморфных десяти рогов-царей, калифов на 1 час.
     Первопричина всего сущего в мире - его Творец, воля Божья движет вселенной, а замыслы Его непременно исполняются. Весь мир лежит во зле и будет наказан за зло. Исполнят волю Всемогущего даже противники Его: дракон-сатана, зверь из моря, зверь багряный, его 10 небесных царей (12:7-10, 13:5, 17:18).
    
    "Жена (женщина) же, которую ты видел, есть великий город (столица великая), царствующий ("господствующий") над земными царями" (17:18; в скобках: текст из [Л.41], в кавычках - из [Л.31]).

    Из стиха 18 видно, в 17-й главе речь идёт не о таинственной вероломной церкви-отступнице или семи политических формах правления, возрождённой Римской империи или её бывших императорах и прочее. Ибо написано. "Жена же ... есть великий город". Но какой именно?
     Богословов, отвечающих на этот непростой вопрос, можно разделить на три большие группы. Последователи первой утверждают "восстановленный древний Вавилон явится религиозным центром всеобщего ложного вероисповедания" [Л.28]. Здесь упоминание "города - Вавилона, центра империи антихриста" [Л.24; Л.11, 12, 14, 15, 20].
     Во второй группе считают "блудница на звере - Рим" [Л.34; Л.4, 5, 7, 8, 10, 13, 19, 21, 22].  Однако наиболее близки к истине сторонники третьей точки зрения. "Ни один из бывших или нынешних городов не может претендовать на эту господствующую роль. Напротив, это место в мире занимает совокупность городов" [Л.17, стр. 159; Л.22, 23, 25].
    Именно "совокупность городов", т.е. собирательный образ великой блудницы, именуемой "великий город, царствующий над земными царями" (17:18, б). Как архетип отрицательного опыта [Л.39, стр. 18]), антропоморфно отражающий весь языческий мир со всеми мерзостями его. Такой апокалиптический город "представляет всю мирскую культуру, которая отчуждена от Бога" [Л.23, стр. 925]).
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
2. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
5. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
6. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
7. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
8. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
9. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
10. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
11. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
12. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
13. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
14. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
17. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Фриденсботэ, 1995.- 287 с.
18. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
19. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
20. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
21. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
22. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
23. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
24. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
25. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
26. Религиоведение. Энциклопедический словарь.- М.: Академический проект, 2006.- 1 256с.
27. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
28. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
29. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
30. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
31. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
32. Санников С.В. Популярная история христианства.- Киев: Саммит-книга, 2011.- 480 с.
33. Статья № 13 "Числа".
34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
35. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
36. Статья № 8 "Армагеддон".
37. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
38. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
39. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
40. Новый библейский словарь: В 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1014 с.
41. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
42. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень