Комментарии к Книге Откровение. Глава 17 - Великая блудница

"И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, 
  мать блудницам и мерзостям земным" (Отк.17:5)
 
"Дела их не допускают их обратиться к Богу своему,
ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали"
(Ос.5:4)

1. Вступление

      Откровение о конце мира раскрывается Иоанну через видения 7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева Божьего и суда. Несколько глав тайновидец посвящает дополнительному, но уже мифопоэтическому повествованию о необычных персонажах.
      Действующие лица трагедии, приводящие в изумление, женщина, одетая в солнце, огромный красный дракон (гл.12), дикое животное, выходящее из моря и зверь из земли (гл.13), великая блудница, сидящая на багряном хищнике (гл.17).
      С целью верного понимания сущности упомянутых типажей бинарной оппозиции, имеющих отношение к земному да небесному мирам, необходимо принять во внимание уровень мировоззрения древних и культурно-исторический контекст [Л.1]. Скажем, в условной форме высказывания как аллегория, образ означает нечто иное, чем он есть на самом деле.
       Аллегорический язык возник на почве мифологии, в частности астральной. Мифы компенсировали отсутствие научных описаний, вера в сверхъестественное была повсеместной, оживотворялись объекты неорганической природы, они наделялись антропоморфными или зооморфными свойствами [Л.2].
       Одновременно надобно учесть, персоны Апокалипсиса "основываются на архетипах" [Л.39, стр. 738]. Основополагающих образах общечеловеческой символики, постоянно встречающихся в мифах, легендах, преданиях, верованиях, видениях, литературе, искусстве.
       В рассказах о героях поразительных видений пророк использовал отрицательные и положительные архетипы: антропоморфных предметов, диких животных, дракона. Но его архетипы по сути не повторение известных мифологических образов, а их развитие.
      Ученик Христа развивал прообразы, имевшие хоть какое-нибудь сходство с увиденными неизвестными объектами. Оттого в основе аллегорических эпизодов Откровения лежит нечто реальное, но чрезвычайно трудное для описания до научным бытовым языком, тем самым вынуждая апостола к схематизированию.
       Композиция гл.17. 1. Введение (17:1), указывающее на источник информации.
            2. Изложение главной темы - суд над великим городом:
                 а) описание загадочной блудницы (17:2-6);
                 б) тайна невиданного семиголового зверя (17:7-14);
                 в) уничтожение распутницы рогами мутанта (17:15-17).
            3. Заключение, раскрывающее символику женского образа (17:18).
      Главная тема. Город будущего, языческий мегалополис, разоряемый страшным багряным монстром с семью головами и десятью рогами.
      Цель написания. Показать христианам каким образом в конце дней будут наказаны нынешние жители земли за все мерзости их.
     Содержание. Ангел предлагает Иоанну посмотреть на грядущий суд над великой бесстыдницей (17:1), наказание мирового масштаба (ст.2). Она сидит на вызывающем чувство ужаса звере, имеющем 7 голов и 10 рогов (ст.3, 4), олицетворение древнего города Вавилон (ст.5, 6).
      Ангел открывает тайну странной женщины и поразительного существа (17:7), выходящего из бездны (ст.8); у него 7 голов, они же 7 гор, они же 7 царей (ст.9-11). Десять рогов-царей получат власть на один час (ст.12, 13), его окажется достаточно, чтобы полностью разорить блудницу (ст.16), исполняя волю Бога (ст.17). В итоге химера потерпит поражение от Агнца (ст.14).
     Жена есть всемирного значения мегалополис, господствующий над земными царями (17:18), окружённый скоплением разных народов, множеством племён и языков (ст.15).
     Проблемы толкования. Видение носит сказочный, исторический или эсхатологический характер. Что именно называется блудницей, багряным зверем, его головами да рогами.
 
2. Большая  развратница (17:1, 2)
    
     Удивительные апокалиптические архетипы Откровения, для правильного их толкования, надобно рассматривать в контексте печатей (гл.6, 8), труб (гл.8, 9, 11), чаш (гл.15, 16). Главное действующее лицо в гл. 17 - загадочная падшая женщина.

      "И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди (Смотри), я покажу тебе суд над великою блудницею (какая кара ждёт Великую Развратницу), сидящею на водах многих" (17:1; в скобках, текст из [Л.3]).

       Многие воды, по-видимому, все жители Земли (ст.15), знаменитая распутница "есть великий город, царствующий над ("всеми" [Л.27]) земными царями" (ст.18). Какой именно? у богословов нет единого мнения.
      Одни предполагают, имеется в виду Рим [Л.4-8], империя "с её многобожием и кровавыми преследованиями христиан" [Л.9]. Другие, восстановленный Вавилон в будущем [Л.11, 12, 15, 20, 37]. Третьи, под блудницей подразумевают церковь-отступницу, лживую да вероломную [Л.13-17]. Здесь "всемирная экуменическая лжецерковь" [Л.18-20], система идолопоклонства [Л.21], "образ неверия" [Л.42], "всемирная религиозная система" [Л.43].
       Некоторые авторы, в частности [Л.22-25], не разделяют указанные популярные, но поверхностные суждения. "В данном случае образ Вавилона нельзя свести ни к одному конкретному историческому проявлению, в прошлом или будущем ... Вавилон - это архетипическая глава всех сил, которые противостоят Богу" [Л.23, стр. 925]. "Подробности видения Иоанна не относятся ни к какому реальному городу" [Л.24].
       Верно. Ни одна столица не может царствовать над правителями всех стран, тем более сидеть "на водах многих" (ст.1, 15). Ни в одном конкретном населённом пункте невозможно найти ВСЮ "кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24; "всех, кто убит на земле", пер. [Л.3]).
      Следовательно великая блудница есть собирательный образ, "означающий и страну, и политическую систему, и идеологию, и лжерелигию, и даже город как центр всякой власти" [Л.25]. Иными словами, антропоморфно персонифицированный нечестивый (17:5) продукт урбанизации (ст.18) служит олицетворением всей планеты, "всех городов земли и их цивилизации" [Л.17, стр. 159]. В древности, одушевлённым мыслился весь окружающий мир.
      Божий суд [Л.1] апостол описывает с помощью традиционного антропоморфизма"переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого объекты уподобляются человеку, становятся "человекоподобными" [Л.26, стр. 56].
     Таким образом, "неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки" (там же).
       Поэтому ангел характеризует отрицательный архетип так. "С нею блудодействовали (развратничали) цари земные, и вином её блудодеяния (разврата) упивались живущие (жители) на земле" (17:2; в скобках, текст из [Л.27]. "Имеется в виду опьянение ложной верой" [Л.6], но не только.

3. Багряное  чудовище
(17:3)

     Тайновидец пребывал в Духе на небесах (1:10), "т.е. в видении своём, а не в теле" [Л.28]. Что позволило ему лицезреть, одновременно, как земных, так небесных персонажей, показанных ангелом.
 
     "И он перенёс меня в духе ("охваченного Духом" [Л.3]) в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на ярко-красном звере, который был исписан богохульными именами; у него было семь голов и десять рогов" (17:3; пер. [Л.9]).

      Библейская пустыня означает "покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.39, стр. 364] . Тем не менее, некоторые комментаторы ст.3 придерживаются иного воззрения.
      "Пустыня берётся здесь в нравственно-религиозном смысле ..." [Л.12]. "Идея, заключающаяся в слове "пустыня", означает место духовной бесплодности" [Л.11], "в данном стихе говорится о духовной пустыне, в которой обитает лжецерковь" [Л.13; Л.21].
      Однако для такого исключительно символического толкования нет оснований. Охваченный Духом пророк перенесен "в пустыню" [Л.6], точнее "в пустынное место" [Л.28, 41]. Никоим образом не "в пустынную землю" [Л.24], т.к. пребывал с ангелом на небесах.
       Надобно отметить, "прежде всего в Библии образ пустыни связан с апокалиптическими видениями Божьего суда над грешным миром ..." [Л.39, стр. 364].

     
      В "пустынном месте"  Иоанн "увидел жену, сидящую на звере багряном" (ст.3; рис.1, 2). Подобно случаю с великой блудницей, здесь также отсутствует однозначное толкование образа невиданного багряного типа, буквально "дикое животное" [Л.6].
    Жуткая химера символизирует мир [Л.22], мировое правительство [Л.28], нечестивую государственную силу [Л.37], восстановленную Римскую империю [Л.8, 17, 19, 21, 23], империю или власть антихриста [Л.5, 16]. Злобная тварь - политический лидер коалиции [Л.14], человек-антихрист [Л.7, 13, 20, 24, 25], дракон-дьявол [Л.12], возможно, волчица "из римской легенды о Риме" [Л.10].
      Можно придумать многие иные субъективные эффектные образы, символизирующие необычную ярко-красную зверюгу. Но важно не кого символизирует загадочный зверь, а что ВИДЕЛ апостол на самом деле? затем описав апокалиптическое видение мифопоэтическим языком, понятным современникам.
 
4. Артемида  Эфесская

      Для ответа  на вопрос "что же видел Иоанн?", вспомним архаичное мировоззрение, "во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами" [Л.30, стр. 467].
       Аналогично, "великая блудница" (17:1, 2) служит антропоморфным архетипом некого языческого города, прообразом богини, олицетворяющей  Землю или Луну. Семиголовый рогатый "зверь багряный" (ст.3, 8-11) - архетип левиафана, мифического хтонического тератоморфа.
      На самом деле,  здесь оживотворёная карликовая планета, окружённая космическими телами меньших размеров (рис.2). В таком случае, почему пророк соединяет образ таинственной женщины, архетип богини, с загадочным небесным телом-зверем?
      В Эфесе, столице римской провинции Асия, где продолжительное время жил любимый ученик Иисуса, верили, "город Эфес является хранителем храма великой Артемиды и упавшего с небес её изображения" (Деян.19:35, пер. [Л.27]).
     Упомянутое начальником города изображение (греч. "Диопет") представляло собой фигуру греческой богини Луны, диких животных и охоты. Скульптура, "считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру" [Л.38, стр. 52].
     Поэтому апостол связывает архетип Артемиды-Ашеры-Кибелы, называя её "блудница", с небесным камнем ("зверь багряный"), иронически используя миф о Диопете. В древнем мире поклонение священным камням (т.н. "литолатрия"), особенно если они упали с неба, было широко распространено.
      "В языческих капищах наряду с маццебами, освящёнными камнями, стояли и ашеры (столбы) ... Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, столбы - богиню Ашеру" (там же, стр. 948).
       Кроме валунов на земле, представлявших идолов, в астральных культах астрономические объекты оживотворялись в виде богов или диких животных [Л.30, стр. 116, 446 - 448]. Данное повсеместное верование нашло отражение в названиях зодиакальных и обычных созвездий [Л.2, стр. 638, 691]. В старину "считали, что небесные тела влияют на дела земные" (стр. 582).
      Некоторым астероидам астрономы присвоят кощунственные названия, оттого хищник преисполнен "именами богохульными" (17:3). Его багряный (ярко-красный) цвет обусловит аэрозольное рассеяние света в атмосфере [Л.1, 29].
 
5. Тайна  великой  распутницы (17:4, 5)
 
      Перечислив знамения, показанные в пустыне космического пространства (17:1-3), тайновидец переходит к их подробному  описанию аллегорическим мифопоэтическим языком (ст.4-13).

     "Женщина была одета в пурпурные и алые одежды, она блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В руке она держала золотую чашу, полную мерзости и нечистот её разврата" (17:4, пер. [Л.3]).
 
      Она "являет собой образ мерзости мирского богатства и мирской власти, развращённой грехом" [Л.39, стр. 1297]; нет, "аллегорический образ всякой ложной религии" [Л.28]. Странные мнения, разве символические образы мерзости богатства  и ложной религии можно увидеть? Иоанн наблюдал нечто реальное, совсем не условное понятие мерзости.
      Прототипом необычной развратницы провидцу служила одна из многочисленных языческих богинь неба. Либо финикийская Астарта (евр. "Ашэйра"). "Ритуалы в её честь отличались разнузданностью, а в поклонение входила храмовая проституция" [Л.23, стр. 1302], в т.ч. мужская [Л.38, стр. 1050]).
      Либо  Иштар, аккадская покровительница, олицетворявшая планету Венера. "Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов" [Л.30, стр. 595]. Она соответствует ещё более древней шумерской "владычице небес" Инанне.
      В эллинистическую эпоху они отождествились с греческой Афродитой ("именовалась гетерой и блудницей", там же, стр. 133); в поздней античности, с Реей-Кибелой, матерью земли да богов. Во времена Иоанна великая богиня-мать Кибела почиталась покровительницей городов, даже всей Римской империи (там же, стр. 647).
      На острове Крит и в древней Фригии, современная центральная Турция, поклонялись Кибеле, отождествляя её со священным чёрным камнем, упавшим с неба. Метеориты служили объектами почитания богинь: Артемиды в Эфесе и Перге, Астарты в Сидоне, Венеры на Кипре, Паллады в Трое, очевидно, из-за небесного происхождения камней и веры в их оплодотворяющую силу (литолатрия).
       Статуи богинь плодородия да чувственной любви одевались в дорогие ткани "порфиру и багряницу", украшались "золотом, драгоценными камнями и жемчугом" (17:4). Одним из атрибутов служила золотая чаша с вином, символом плодородия. В глазах еврейского пророка, "вином её блудодеяния" (ст.2), "мерзостями и нечистотою блудодейства" (ст.4). 
     Вином блуда напоены ВСЕ жители земли (ст.2); имеется в виду не только "опьянение ложной верой" [Л.6], но буквальное распутство. Так массовые мистические оргии в честь Кибелы и Атиса оканчивались пьянством да публичным развратом [Л.32, стр. 28].
      Покровительница городов Римской империи великая Мать-Земля Кибела изображалась богато одетой матроной, сидящей на троне или звере (льве), в окружении демонических существ (корибантов, куретов) и диких животных [Л.30].

     "На лбу у неё было начертано имя с тайным значением: "Великий город Вавилон, мать блудниц и всяческой мерзости на земле" (17:5, пер. [Л.31]).

      Тайна античной Кибелы в том, что собственно НЕ она "мать блудницам и мерзостям земным", а великий давно заброшенный город Вавилон (17:5; "в оригинале "Вавилон" женского рода" [Л.10]). Настоящая мать потаскухам, царица царей, владычица богов - вавилоно-ассирийская  Иштар.
     Древняя столица халдеев "является родоначальницей всех заблуждений на земле на политической, идеологической и религиозной платформе" [Л.25]; она "символ отпадения от истинного Бога" [Л.28]. Оттого Иеремия охарактеризовал древнее поселение так.
     "Вавилон - золотая чаша в руках Господних. Всю землю она опьяняла, пили из неё вино народы, и стали народы безумны" (Иер.51:7, пер. [Л.3]).
 
6. Церковь, упившаяся кровью? (17:6, 7)
 
       Иоанн продолжает удивительный рассказ о персонифицированном образе падшей женщины, великого города, царствующего над царями земными.

     "Я видел, что жена упоена (женщина пьяна) была кровию святых (народа Божьего) и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим ("Страшно удивился и был потрясён").
     "И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу (объясню) тебе тайну жены сей ..." (17:6, 7; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.41]).

       Распространённая, однако неверная, экзегеза ст.6, 7. "Великая блудница" - это отпавшая церковь, которая была собственностью Иисуса Христа и теперь прелюбодействует с миром" [Л.17, стр. 145]. "Это - церковь, которая веками проливала кровь христианских мучеников и продолжает это делать. Она упоена их кровью" [Л.19]. Точнее, речь о католицизме [Л.4, 7, 14, 15, 17], экуменической организации [Л.18-20] или о некой церкви-отступнице [Л.16, 25].
      Вовсе нет. Написано, блудница упоена кровью не одной (второй) группы убитых - "свидетелей Иисусовых", ещё она "пьяна от крови народа Божьего" (17:6, пер. [Л.3]). Очевидно под первой группой надобно подразумевать ветхозаветных святых, под второй, убитых новозаветных верующих, в т.ч. периода Великой скорби.
     Приведенное выше расширительное толкование подтверждается пророчеством Иеремии о ветхозаветном Вавилоне (Иер.51:7), равным образом новозаветным Апокалипсисом (14:8, 17:2, 18:24). Некоторые христианские богословы видят в таинственной вавилонской бесстыднице НЕ экклесию, а некий архетип ложной всеобъемлющей религиозной системы [Л.13, 21, 28].
      С древнейших времён, такая система,- идолопоклонство. Архаичные культы с их ритуальной проституцией (блудодеянием) да колдовством (волшебством), ими напоены (18:2), "введены в заблуждение все народы" (ст.23). Язычество во все эпохи упивалось, сверх того, продолжает упиваться "кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых" (17:6; [Л.44]).
      В Библии мерзостью часто именуется всё, связанное с идолопоклонством [Л.2, 6], возьмём, поклонение Астарте. "Ашера считалась матерью богов и людей, владычицей моря и всего сущего" [Л.27, стр. 695]. Оттого "мать блудницам и мерзостям земным" (ст.5) НЕ церковь, какой бы "ложной" она не казалась её врагам. 
       Если трактовка стихов верна, почему апостол видя жену, "дивился удивлением великим"? (ст.6; "поразился", пер. [Л.31], от глагола "изумляться" [Л.6]). "Страшно удивился и был потрясён" (пер. [Л.41]). 
     "Причина удивления Иоанна заключается в таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены ..."
[Л.12]. Верно. Поразило тайновидца невероятное сочетание небесного да земного; а именно, семиглавой зверюги с таинственной земной женщиной.
      Она олицетворяет древнее и современное язычество (17:1-6), царствующий великий город (ст.18), Землю в целом (ст.15), богиня-мать "обычно идентифицируется с землёй" [Л.30, стр. 179]. В перечисленном разнородном олицетворении сокрыта тайна жены (ст.7, а).
 
7. Тайна зверя (17:7, 8)
 
      По окончании апокалиптического видения продажной женщины на багряном диком животном (17:1-6), изумлённому очевидцу ангел объясняет тайну ужасной твари из бездны (ст.7-11).
       Его архетипом мог служить левиафан [Л.38, стр. 525], семиголовый рогатый мутант. "Чудовище хаоса изображалось либо неоднородным существом, либо змеем, либо семиглавым чудовищем" [Л.39, стр. 1316].

     "И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу (объясню) тебе тайну жены (женщины) сей и зверя, носящего её (на котором она едет верхом), имеющего семь голов и десять рогов" (17:7; в скобках, текст из [Л.3]).

     Тайна "это мудрый Божий замысел, который управляет историей и будет явлен в момент её кульминации" [Л.23, стр. 1228]). Тогда секрет ярко-красного страшилища (17:3), "имеющего семь голов и десять рогов" (ст.7), откроется на небе (рис.3).
      Как появится вверху знамение большого красного дракона "с семью головами и десятью рогами" (12:3), нападающего на жену, облечённую в солнце (ст.1, 4).
    Массивная, окружённая семью крупными астероидами-сателлитами карликовая планета, Иоанном ассоциируется с туловищем да головами левиафана, следы болидов - с рогами [Л.1]. Отец его мрак и сестра - бездна.
    
    "Зверь, которого ты видел, был ("он когда-то был"), и нет его, и (ещё раз) выйдет из бездны и пойдёт (отправится) в погибель; и удивятся ("будут изумлены") те из живущих на земле, имена которых не (были) вписаны в книгу жизни от начала ("от сотворения") мира, видя (удивятся, глядя), что зверь был, и нет его, и (ещё) явится ("снова будет здесь")" (17:8; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.41]).

      "Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт.1:2 термином бездна" [Л.39, стр. 161]. "Самая большая "бездна" - это та, которую мы называем космическим пространством: "Бездною, как одеянием, покрыл ты её (Пс.103:6, Быт.1:2)" [Л.4, стр. 781].
     По космологическим представлениям, в бездне (др. греч. "зияющая", буквально "бездонная пропасть" [Л.6]), обитали хтонические чудовища. Одно из них, олицетворяющее хаос, в конце дней "выйдет из бездны", это ярко-красный урод  с 7-ю головами и 10-ю рогами (17:3). Он же, красный дракон на небе, имеющий 7 голов и 10 рогов (12:3), он же, семиголовый рогатый монстр из моря (13:1). 
     Страшный неукротимый субъект уже посещал нашу планету ("был"), примерно 9 900 лет до Р.Х., что привело к всемирному потопу, теперь его нет (17:8, а); всё-таки. "Он ещё раз выйдет из бездны" (ст.8, пер. [Л.9]), в последнюю седьмину Даниила [Л.33], "и отправится в погибель" ("разрушение, гибель" [Л.6]). Химера сокрушится (Дан.7:11), попадёт "в озеро огненное" (Отк.19:20).         
      От жуткого видения уродливого зверя, который "был, и нет его, и явится" (17:8, в), жители земли "удивятся" (означает "поражаться, изумляться чему-либо ужасному" [Л.6]). Ужаснутся нечестивые, кто так и не поверил Господу Иисусу Христу, чьи имена отсутствуют в Его книге жизни.
      Ни восстановление давно исчезнувшей Римской империи, ошибочная версия в [Л.11, 13, 14, 19, 21], ни пришествие человека-антихриста, вариант [Л.4, 7, 8, 15-17, 20, 24, 28, 43], грешников НЕ могут изумить. Напугают же их "в небесах страшные явления и великие знамения" (Лк.21:11, пер. [Л.3]), означающие предел современной истории, конец деградировавшего рода сего.
 
8. Семь  голов-гор-царей  левиафана (17:9)

      Ангел продолжает показывать пророку образы-архетипы космической эсхатологии, открывая тайны поразительных природных явлений  да великих чудо-знамений.

     "Здесь ум, имеющий мудрость (Чтобы всё это понять, нужна мудрость). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена (они же и семь царей)" (17:9; в скобках, текст из [Л.31]).

      "Традиционно этот стих объясняют так: у блудницы есть свой центр в Риме, который построен на семи холмах" [Л.19; Л.3-5, 7, 10, 11, 17, 22, 34, 43]. "Почти не вызывает сомнений, что здесь Иоанн говорит о Риме, знаменитом городе, стоящем на семи холмах" [Л.9].
      Всё же, сомнения есть. На 7-и холмах построены также Москва, Афины, Иерусалим, Константинополь, Прага [Л.25]; "теперь трудно разобраться, где какой холм. Время стёрло их, а по многим из них проложены дороги, улицы, каналы" (там же, стр. 281).
       Из-за указанных причин, одновременно с учётом объяснения ангела "Семь голов ... в тоже время это и семь царей" (ст.9, пер. [Л.41]), немало экзегетов отвергает приведенное выше традиционное толкование. "При более внимательном проникновении в суть стихов нельзя, однако, не понять, что не о Риме идёт тут речь" [Л.28].
       Под головами-горами-наместниками зверя следует подразумевать "великие мировые державы" [Л.15]. Египет, Ассирию, Вавилон, Персию, Грецию, Рим [Л.20] или иные подобные государства [Л.12, 22, 37]. Нет, здесь выдающиеся римские императоры прошлого, предполагают авторы [Л.8, 14, 28, 42]; либо императоры либо семь мировых держав [Л.6, 13], то и другое [Л.24].
       Разумеется, все мнения имеют право на существование. Однако невозможно увидеть вместе великие державы, существовавшие в разные исторические эпохи. Тоже самое относится к римским императорам, сменявшим друг друга на протяжении сотен лет. Но Иоанн видел ВСЕ головы одновременно. Причём его видение относится к будущему, не к давно минувшим временам расцвета исчезнувших монархий.
      Не зря ангел предупреждает. "Чтобы всё это понять, нужна мудрость" (17:9, пер. [Л.31]), вовсе не гадания. Ум, обладающий мудростью, подсказывает нам. "Слова - семь "голов", "гор", "царей" - имеют здесь почти одно и то же значение" [Л.15; Л.4], "выражения "семь гор", "семь голов" и "семь царей" - идентичны" [Л.25].
      Совершенно верно, "идентичны". Более того, апокалиптическое видение относится к космическому пространству ("пустыня" в 17:3), из его бездны выйдет жуткий левиафан, семиглавое рогатое чудовище (ст.7, 8).
       Ум и мудрость нужны, чтобы понять, головы-горы находятся НЕ на земле. "На ханаанских печатях Ваал изображается верхом на горах, а в некоторых текстах он называется "всадником на облаках" [Л.39, стр. 207]. Древние верили, "горная вершина была местом пребывания божества" [Л.2, стр. 763]. 
       В стихе 9 речь о небесных телах, буквальных горах-астероидах, горных вершинах, окружающих центральное крупное тело. В таком случае, почему провидец называет горы головами? По очень древней традиции.
       "Отдельные участки гор и холмов названы в Библии как части тела. К таковым в оригинале относятся: голова, уши, плечо, бок, поясница, рёбра, спина ..." [Л.40, стр. 180]. Вот почему. 
       "Семь голов суть семь гор", т.е. 7 горных вершин; "они же и семь царей" (пер. [Л.31]), "в тоже время это и семь царей" (пер. [Л.41]), уполномоченных посланников верховного правителя северной империи зла, напавшего на владения Солнца.
 
9. Участь  зверя (17:10, 11)

      Помимо таинственного видения  космических гор-калифов-голов, Иоанн услышал историю зооморфно-антропоморфного героя, предсказание его незавидной судьбы.
  
     "И семь царей, из которых пять пали (от глагола "падать, падать вниз"), один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть (оставаться)" (17:10; в скобках, уточнения [Л.6]).

    "Сложный стих в сложной для толкования книге ... пятеро, которые пали, возможно,- римские императоры, последним из которых был Нерон" [Л.35]. "Шестой император - Нерон" [Л.34], "многие в то время ожидали возвращения Нерона" [Л.10; Л.5].
       Другие авторы видят в шестом правителе цезаря Домициана [Л.8, 16, 28], седьмой вообще не поддаётся опознанию [Л.28]. "Все попытки прежних комментаторов истолковать имена семи указанных здесь персон не увенчались успехом" [Л.25].
      "Некоторые толкователи полагают, что речь здесь идёт о тиранах, лежащих в мавзолеях разных стран" [Л.42, стр. 1824]. Иные отождествляют "семь царей, из которых пять пали ..." (17:10) с мировыми империями [Л.7, 12, 13, 20, 22, 24, 43]. Но среди интерпретаторов нет единства по вопросу "какие именно государства видел Иоанн?".
     
В итоге. "Нет единого толкования относительно того, кто имеется в виду" [Л.3]. Скорее всего, в ст.10 содержится объяснение тайны появления необычного объекта из космической бездны, он возник по причине импактного дробления какой-то планеты на семь крупных частей.
      Со временем пять обломков разрушились ("пали"), один жив ("есть"), где-то властвует, седьмой "ещё не пришёл". Он-то и есть багряный зверь (17:3), имеющий семь голов-гор-царей (ст.9, 10).
      Миксаморф выйдет из бездны (ст.8), затем обязательно придёт на землю (ст.10). Всё-таки "не долго ему быть", т.к. "пойдёт в погибель" (ст.8, "разрушение, гибель" [Л.6]), ибо написано.

     "И зверь, который был и которого нет, есть восьмый (восьмой царь), и  из числа семи (при этом он один из семи), и пойдёт в погибель" (17:11; в  скобках, текст из [Л.9]).

      Крупный астероид со свитой уже посещал нашу планету  ("был"), сейчас  его  "нет". С учётом семи голов-гор-сателлитов, он есть  "восьмой царь".
      Одновременно, "из числа семи", тех самых, первоначальных, из них "пять  пали" (ст.10), упали "вниз" [Л.6], исчезли в бездне.
       Восьмой невиданный семиголовый зверь также "пойдёт в погибель" (ст.8,  11);  сокрушится да сгорит в огне (Дан.7:11), попав "в озеро огненное"  (Отк.19:20;  рис.4).
 
10. Десять  монархов (17:12)
 
      Ранее пророк узрел на головах мутанта десять рогов (17:3), теперь ангел объясняет их назначение.

    "Десять рогов, что ты видишь,- это (суть) десять царей, которые ещё не начали править (не получили царства), но получат они власть править (как цари) каждый по одному часу вместе со зверем" (17:12, пер. [Л.31]; в скобках, Синод. пер.).

     "Самое вероятное толкование сводится к тому, что эти десять царей - наместники парфянских орд, которые объединятся с Нероном и начнут с ним последнюю битву против Рима" [Л.8; Л.34]. Иное мнение. "Здесь говорится о десяти народах, которые ранее подчинились Риму " [Л.11], "возможно, после греко-македонского царства Александра Македонского" [Л.10].
     Другие богословы полагают, рога могут обозначать современные "европейские государства возрождённой римской империи" [Л.6; Л.18, 19], точнее их правителей [Л.5, 7, 12, 16, 20, 24, 25, 28].
      Наоборот, в работах [Л.4, стр. 694] и [Л.15, стр. 257] аргументированно утверждается, "толкование о грядущем воссоединении 10-и государств западной Европы, так крепко укоренившееся в церквах и выраженное во множестве богословских книг, абсолютно ни на чём не основано".
     Тогда, какую тайну ВИДЕЛ Иоанн? написав, безымянные "десять рогов ... суть десять царей" (17:12, а). Вразумительного объяснения у толкователей нет; одни догадки, не учитывающие культурно-историческую обстановку при написании Откровения и её жанр космической эсхатологии.
      Скажем, без учёта вышеуказанных обстоятельств, автор [Л.7] пишет о багряном звере ("звiрина") так. "Червоною ж вона названа тому, що через неї проллється багато кровi, а також тому, що це в давнину було знаком царської влади ..." (стр. 220).
      Однако в древнюю эпоху монархами считали не земных правителей, но обожествлённые антропоморфно персонифицированные небесные тела (солнце, луну, планеты, прочее). На самом деле, "бог был истинным царём страны; земной правитель был просто наместником бога" [Л.2, стр. 722], причём "венцы богов и царей украшались рогами"  (там же, стр. 783).
     По указанным причинам, "десять" властителей - архетип безымянных космических тел, вовсе не "европейские государства возрождённой римской империи" [Л.6]. Или их повелители, которых Иоанн называет "цари земные" (6:15, 16:14, 17:2, 18, 18:3, 9, 19:19), чтобы отличить от уродливых деспотов-зверей, выходящих из бездны (11:7, 13:1, 7, 17:8-12).
      Длительный период, до столкновения с Землёй, космическим сатрапам не кем руководить, они  ещё "не получили царства" (ст.12, б). Лишь с рёвом вторгнувшись в земную атмосферу, "получат они власть править  каждый по одному часу" (ст.12).
      "Учёные, изучающие грамматику греческого языка, объясняют выражение "один час" как "винительный падеж длительности" - это будет одинаковое время для каждого из царей" [Л.11].  Логично, "одинаковое". Тем не менее, нет оснований считать "один час" равным 3,5 годам, подобно авторам [Л.20, 24], или  7-и годам [Л.15].
     Ангел предупреждает о чрезвычайно коротком [Л.3] отрезке времени правления каждого из не званых небесных созданий. Срок полёта каждого метеороида в атмосфере Земли, его разрушения, быстротекущих негативных последствий высокотемпературной ударной волны, составит примерно "один час", как написано в ст.12.
 
11. Общая цель (17:13, 14)

     Невидимая связь между отрицательными архетипами, а именно, загадочными рогами-царями да необычной ярко-красной образиной раскрывается в ст.13.

     "Они имеют одни мысли (намерения, "одна общая цель") и передадут (отдадут) силу и власть свою зверю" (17:13; в скобках: текст из [Л.31], в кавычках - из [Л.9, 27]).

    "На земле, по-видимому, не будет ни одного государства и ни одного правительства, которые были бы нейтральны или противились антихристу" [Л.25; Л.19, 21]. "Эти мировые лидеры будут очарованы необычайной, сверхъестественной силой антихриста" [Л.13]. "Затем они передадут антихристу свои полномочия" [Л.16].
      С данными предположениями можно согласиться, если отнести их не к  диктатору-антихристу на земле, но к тайне багряного семиголового чудища на небе, его царству [Л.1]. Согласно предсказания нави Даниэйла.
     "Четвёртый зверь - это четвёртое царство, которое придёт на землю. Оно будет не таким, как все другие царства, а совсем другим ..." (Дан.7:23, пер. [Л.31]). Да, "совсем другим".
      Потому что в нём необычные подданные: головы-горы, рога-цари, железные зубы, медные когти, объединённые в государство необычным невидимым способом. Спутники удерживаются вокруг карликовой планеты силами гравитации, передав "силу (свою) и власть свою зверю" (Отк.17:13, б) для достижения одной общей цели (ст.13, а).

     "Они будут вести брань (воевать) с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые (вместе) с Ним, суть званные (кто Им призван) и избранные (Им избран) и верные (кто Ему верен)" (17:14; в скобках, текст из [Л.3]).

      Некоторые богословы предполагают, здесь говорится о битве при Армагеддоне [Л.7, 11, 24]. Но ст.14 прямого отношения к упомянутому событию не имеет [Л.36]. Скорее учитываются 2 уровня военных действий рогов-узурпаторов, физический (видимый) и метафизический (невидимый). 
       Физический уровень, нападение на землю да города её (16:16), в духовном плане,- война с Царём царей (ст.14). Подобно такому же двухуровневому откровению о большом красном драконе на небе, атакующем жену на земле (12:1-6), он же дьявол, сатана, воюющий с ангелами Божьими (ст.7-10).
      В невидимой духовной войне победит Агнец, вместе с Ним свидетельствующие о Нём (ст.11), "суть званные и избранные и верные" (17:14).
 
12. Участь  блудницы (17:15, 16)
 
      Окончив рассказ о невиданном сверхъестественном звере, его судьбе (17:8-14), ангел возвращается к тайне женщины лёгкого поведения.

     "И говорит мне: воды (Реки), которые ты видел (видишь), где сидит блудница (Развратница), суть люди (толпы, "скопища людей") и народы ("нации"), и племена и языки (наречия)" (17:15; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.9]).

      Совсем не реки Месопотамии, море или океан, "под "водами" ... надо понимать все народы земли" [Л.25; Л.12, 16, 19, 24]. Верно, но тогда ошибочно считать проституткой какой-то один город: Рим, восстановленный Вавилон, Москву или Иерусалим. Столица-блудница есть архетип (Ис.1:21, 23:15, Иер.3:1-3), олицетворение "всех городов земли" [Л.17].
       Что же произойдёт с мегалополисами, всей землёй в последние дни?

     "И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу (развратницу), и разорят её, и обнажат (оставят нагой), и плоть её съедят (будут пожирать её тело), и сожгут её в огне" (17:16; в скобках, текст из [Л.9]).

      Большой красный людожер с десятью рогами в сильной ярости станет преследовать жену, одетую в солнце (гл.12). Подобно дракону на небе, 10 рогов необузданного зверя (гл.17) возненавидят распутницу. "Они разорят её, оставят нагой, будут пожирать её тело и жечь её в огне" (17:16, пер. [Л.9].
      Здесь речь не о символах, метафорах или уничтожении политическими силами ложной религиозной системы "на экуменическом основании" [Л.28; Л.6, 13-20, 43]. Нет. Земля, со всеми овдовевшими городами её, на самом деле подвергнется разорению (от глагола "опустошать, превращать в пустыню" [Л.6]).
      Разорят землю, оставят нагой её поверхность десять ревущих небесных тел, - свирепых рогов багряного зверя-левиафана ([Л.1], рис. 5).
     По причине столкновения с поверхностью воды и суши испарятся как сами космические объекты, так часть вещества нашей планеты. В до научной терминологии, горы-рога-цари "будут пожирать её тело" (ст.16, б).
    Импакты, сопровождаемые мощными термическими взрывами, вызовут ударные волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка. Они разрушат ("разорят") все постройки на земле да "сожгут её в огне", от глагола "сжигать, поджигать, полностью разрушать с помощью огня" [Л.6].
    Таким  ветхозаветные пророки и апостол Пётр видят День Господень:  "сожжены обитатели земли" (Ис.24:6), "никому не будет спасения" (Иоил.2:3), "земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10).
 
13. Случай или замысел? (17:17, 18)
 
      Современный житель развратных городов, потерявший страх перед Вседержителем, будет называть губительное столкновение космических тел с нашей планетой случайным. Оттого ангел открывает истинную причину грядущей катастрофы.

     "Потому что Бог вложил в них желание исполнить Его волю (замысел) и единодушно (в полном согласии между собой) отдать зверю их царство (царскую власть) до тех пор, пока не исполнится то, что Бог сказал" (17:17, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.3]).

      Ранее  ангел уже говорил о единодушии 10 необычных рогов, их намерении передать "силу и власть свою зверю" (17:13). Отдать с целью разорить бесстыдницу, обнажить её, съесть плоть, сжечь в огне (ст.16). Теперь он объясняет почему возникло такое желание у зооморфно-антропоморфных 10-и жутких  рогов-царей, калифов на 1 час.
       Первопричина всего сущего в мире Творец, воля Его движет вселенной, а все замыслы непременно исполняются. Весь мир лежит во зле и будет наказан за зло. Исполнят волю Всевышнего даже противники Его: дракон-сатана, венценосец из моря, багряный тератоморф, его 10 небесных царей (12:7-10, 13:5, 17:18).
    
     "Жена (женщина) же, которую ты видел, есть великий город (столица великая), царствующий ("господствующий") над земными царями" (17:18; в скобках: текст из [Л.41], в кавычках - из [Л.31]).

      Из стиха 18 видно, в 17-й главе сообщается не о таинственной вероломной церкви-отступнице или семи политических формах правления, возрождённой Римской империи или её бывших императорах, прочее; ибо написано. "А женщина ... это столица великая" (пер. [Л.41]), но какая именно?
       Экзегетов, отвечающих на сей непростой вопрос, можно разделить на три большие группы. Последователи первой утверждают, "восстановленный древний Вавилон явится религиозным центром всеобщего ложного вероисповедания" [Л.28]. Здесь упоминание "города - Вавилона, центра империи антихриста" [Л.24; Л.11, 12, 14, 15, 20].
      Во второй группе полагают, "блудница на звере - Рим" [Л.34; Л.4, 5, 7, 8, 10, 13, 19, 21, 22, 43].  Однако наиболее близки к истине сторонники третьей точки зрения. "Ни один из бывших или нынешних городов не может претендовать на эту господствующую роль. Напротив, это место в мире занимает совокупность городов" [Л.17, стр. 159; Л.22, 23, 25].
       Именно "совокупность", т.е. собирательный образ - "великий город, царствующий над всеми царями земли" (17:18, пер. [Л.27]). Как архетип отрицательного опыта [Л.39, стр. 18]), антропоморфно отражающий языческий мир со всеми мерзостями его. Апокалиптический продукт урбанизации, в видении Иоанна, "представляет всю мирскую культуру, которая отчуждена от Бога" [Л.23, стр. 925]).
 
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
2. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
4. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975с.
5. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
6. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
7. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
8. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
9. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
10. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
11. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
12. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
13. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
14. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
17. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach: Миссия Фриденсботэ, 1995.- 287с.
18. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
19. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
20. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
21. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
22. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
23. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
24. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
25. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
26. Религиоведение. Энциклопедический словарь.- М.: Академический проект, 2006.- 1 256с.
27. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
28. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
29. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
30. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
31. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
32. Санников С.В. Популярная история христианства.- Киев: Саммит-книга, 2011.- 480 с.
33. Статья № 14 "Числа".
34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
35. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1 156 с.
36. Статья № 8 "Армагеддон".
37. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
38. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
39. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
40. Новый библейский словарь: В 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1014 с.
41. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
42. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
43. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
44. Книга мучеников или история гонений на христиан с I по XX век / Джон Фокс.- СПб: Миссия Руфь, 2006.- 456 с.
День Господень