"И явилось на небе великое знамение - жена,
облечённая в солнце ... И другое знамение
явилось на небе: вот, большой красный
дракон ..." (Отк.12:1-3)
"И покажу знамения на небе и на земле:
кровь, и огонь, и столпы дыма" (Иоил.2:30)
Рассказывая о будущем, Иоанн использовал ряд аллегорических мифопоэтических символов, в частности, таинственной великой блудницы и невиданного багряного зверя (гл. 17, [Л.1]).
"Необычность образов - одна из основных отличительных черт апокалиптических видений, часто производящих сюрреалистическое впечатление" [Л.31, стр. 44]. Ведь тайновидец описывал "апокалиптические видения" не в научных понятиях, они отсутствовали, но в наглядных чувственно-конкретных образах.
Его особенные герои относятся не к действующим лицам архаических сказок, но к классическим примерам космической эсхатологии. Персонажи "космической эсхатологии можно найти в еврейских и христианских апокалипсисах, самым ярким из которых является Откровение" [Л.32, стр. 911].
Архетипы женщины и зверя, в ином от главы 17 облике, встречаются в 12-й гл. Поскольку одна из особенностей Апокалипсиса - повторы некоторых событий, образов, сцен, отдельных стихов [Л.2]. Кроме того, женщина с драконом "оба имеют отношение и к земному, и к небесному" [Л.3].
Иоанн соединяет земное знакомое с небесным незнакомым, т.к. видит оба мира одновременно. Возникающие при синтезе трудности побудили его к развитию существовавших древних архетипов, аллегорий, астрономических символов.
"Апокалиптическая литература изобилует символами, которые тесно связаны с мифологическими сюжетами" [Л.38, стр. 794]. Надобно учесть. "Употребляя (мифологический) образ, автор подразумевает нечто другое, но это нечто другое всё же реально существует" [Л.41, стр. 112].
"Апокалиптическая литература изобилует символами, которые тесно связаны с мифологическими сюжетами" [Л.38, стр. 794]. Надобно учесть. "Употребляя (мифологический) образ, автор подразумевает нечто другое, но это нечто другое всё же реально существует" [Л.41, стр. 112].
Помимо возрождения архетипов, в книге также использован жанр загадок, с использованием традиционных антропо- и зооморфизмов, когда неизвестные объекты наделялись свойствами человека или зверей [Л.1, 2, 31].
Композиция гл.17. 1. Загадочно-непонятные знамения (12:1-6).
2. Война ангелов на небе (12:7-12).
3. Преследование женщины драконом (12:13-17).
Главная тема. Брань сил зла с силами света в последние дни.
Цель написания. Предупредить всех верных Господу о предстоящих тяжёлых продолжительных испытаниях.
Композиция гл.17. 1. Загадочно-непонятные знамения (12:1-6).
2. Война ангелов на небе (12:7-12).
3. Преследование женщины драконом (12:13-17).
Главная тема. Брань сил зла с силами света в последние дни.
Цель написания. Предупредить всех верных Господу о предстоящих тяжёлых продолжительных испытаниях.
Содержание. Пророку открываются знамения на небе, страшная семиглавая хвостатая тварь (ст.3, 4) и вызывающая изумление жена, облечённая в солнце (12:1, 2), она родила младенца (ст.5), убежала от дикого животного в пустыню (ст.6). На небе произошла война между ангелами (12:7), в ней сатана и его сообщники потерпели поражение (ст.8), они сброшены вниз (ст.9-12).
Зверь стал преследовать женщину (12:13), чтобы захлестнуть её водой (ст.15), но она укрылась в пустыне (ст.14), земля помогла ей уцелеть (ст.16). Химера вступила в брань с теми, кто соблюдает заповеди Божьи, несёт свидетельство Иисуса Христа (ст.17).
Проблемы толкования. Необычайные герои видения есть отвлечённые понятия, метафоры или отражения реальных персонажей. Кого или что подразумевал провидец, называя особой, облечённой в солнце, большим семиголовым красным драконом, младенцем мужского пола, древним змием, рекой воды, семенем.
Зверь стал преследовать женщину (12:13), чтобы захлестнуть её водой (ст.15), но она укрылась в пустыне (ст.14), земля помогла ей уцелеть (ст.16). Химера вступила в брань с теми, кто соблюдает заповеди Божьи, несёт свидетельство Иисуса Христа (ст.17).
Проблемы толкования. Необычайные герои видения есть отвлечённые понятия, метафоры или отражения реальных персонажей. Кого или что подразумевал провидец, называя особой, облечённой в солнце, большим семиголовым красным драконом, младенцем мужского пола, древним змием, рекой воды, семенем.
2. Тайна дамы, одетой в солнце (12:1)
Иоанн в 17-й главе представил Землю, со всеми языческими городами её, в виде великой блудницы [Л.1]. Так и есть. Всё же несправедливо, без антитезы, ограничиться одним характерным аспектом архетипа, отрицательного по сути.
На нашей планете проживает избранный Богом еврейский народ, жила святой жизнью дева Мария, пребывает святая Церковь; оттого ученику Христа открылась тайна как тёмной (гл.17), так светлой стороны земли (гл.12).
"Откровение - книга крайностей. Космологические образы простираются на огромном пространстве от высот неба до глубин бездны" [Л.32, стр. 739].
"И явилось на небе великое (поразительное) знамение - жена (женщина), облечённая (одетая) в солнце; под ногами её (была) луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (12:1; в скобках, текст из [Л.4, 5]).
Знамение (знак) означает чудо (Ин.3:2, 4:48, 6:30, 7:31, 20:30). "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение ..." [Л.6]. Явно здесь не типажи астральных мифов.
Католики полагают, в ст.1 говорится о Деве Марии, но против данной интерпретации есть ряд серьёзных возражений, например в работах [Л.3, 7, 17]. Наиболее вероятными считаются иные 2 предположения.
"Жена символизирует Израиль" [Л.8; Л.3, 5, 9-19, 31, 39, 44]. Или. "Она символизирует Церковь" [Л.20; Л.6, 7, 21-23], солнце Иисус Христос [Л.7, 20-22, 24] или Авраам [Л.39]; "ветхозаветная Церковь как носительница Божиих замыслов имела космическое значение" [Л.43, стр. 109].
Существует третья точка зрения, как желание примирить предыдущие. "Жена символизирует идеальную общность избранного Богом народа" [Л.25], здесь "народ Ветхого и Нового Заветов верный Богу" [Л.24, 26], "під цією жінкою треба розуміти Ізраїльський народ" [Л.17, стр. 136]. Но почему апостол видит его на небе?
Луна под ногами солнечной особы означает "подчинение Закона веку благодати" [Л.7] или, наоборот, "отношение завета Бога с Израилем" [Л.12]. Нет, "под солнцем и луной подразумевается Иаков и Рахиль" [Л.8] или луна это Исаак [Л.39].
"Місяць - символ земної мудрости" [Л.17], напротив, "луна символизирует плотский человеческий свет" [Л.24], "всё земное, суетное преходящее" [Л.3] и так далее.
На нашей планете проживает избранный Богом еврейский народ, жила святой жизнью дева Мария, пребывает святая Церковь; оттого ученику Христа открылась тайна как тёмной (гл.17), так светлой стороны земли (гл.12).
"Откровение - книга крайностей. Космологические образы простираются на огромном пространстве от высот неба до глубин бездны" [Л.32, стр. 739].
"И явилось на небе великое (поразительное) знамение - жена (женщина), облечённая (одетая) в солнце; под ногами её (была) луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (12:1; в скобках, текст из [Л.4, 5]).
Знамение (знак) означает чудо (Ин.3:2, 4:48, 6:30, 7:31, 20:30). "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение ..." [Л.6]. Явно здесь не типажи астральных мифов.
Католики полагают, в ст.1 говорится о Деве Марии, но против данной интерпретации есть ряд серьёзных возражений, например в работах [Л.3, 7, 17]. Наиболее вероятными считаются иные 2 предположения.
"Жена символизирует Израиль" [Л.8; Л.3, 5, 9-19, 31, 39, 44]. Или. "Она символизирует Церковь" [Л.20; Л.6, 7, 21-23], солнце Иисус Христос [Л.7, 20-22, 24] или Авраам [Л.39]; "ветхозаветная Церковь как носительница Божиих замыслов имела космическое значение" [Л.43, стр. 109].
Существует третья точка зрения, как желание примирить предыдущие. "Жена символизирует идеальную общность избранного Богом народа" [Л.25], здесь "народ Ветхого и Нового Заветов верный Богу" [Л.24, 26], "під цією жінкою треба розуміти Ізраїльський народ" [Л.17, стр. 136]. Но почему апостол видит его на небе?
Луна под ногами солнечной особы означает "подчинение Закона веку благодати" [Л.7] или, наоборот, "отношение завета Бога с Израилем" [Л.12]. Нет, "под солнцем и луной подразумевается Иаков и Рахиль" [Л.8] или луна это Исаак [Л.39].
"Місяць - символ земної мудрости" [Л.17], напротив, "луна символизирует плотский человеческий свет" [Л.24], "всё земное, суетное преходящее" [Л.3] и так далее.
3. Аллегории звёзд
Отсутствует единство и по вопросу "двенадцати звёзд". Они символизируют: 12 сыновей Иакова [Л.8, 17, 39], или 12 племён (колен) Израиля [Л.3, 5, 13, 15, 27], или 12 апостолов Христа [Л.7, 22-24], или 12 звёзд зодиака [Л.28].
Человек, обладающий развитой фантазией, может придумать совсем иные образы, символизирующие жену, "облечённую в солнце", луну, "венец из двенадцати звёзд".
На самом деле, что видел Иоанн? не мог же он наблюдать (Отк.1:2) символы Луны, Солнца, звёзд, т.е. сугубо отвлечённые понятия, навязываемые современными экзегетами. Совсем нет.
"Доктрина понятности Библии подразумевает практическое правило: "Если в прямом значении текста есть смысл, то не следует искать другого смысла, чтобы не создавать бессмыслицу" [Л.43, стр. 56].
Обилие противоречивых гипотез, порождаемых аллегорической герменевтикой, заставляет толковать ст.1 буквально. На небе, "луна" это ... луна, "солнце" есть солнце, "венец из двенадцати звёзд" - созвездие, состоящее из 12 звёзд.
В Писании, "метафорическое значение основывается на физических свойствах явления" [Л.31, стр. 216]. В главе 12, загадочным астрономический знаком, "женщина, одетая в солнце" (пер. [Л.4, 5]), обозначена наша планета (рис.1, 2), представленная в мифологическом антропоморфном облике (рис.1).
Пребывая в духе (1:10, 4:2), землю-распутницу пророк увидел в пустом (космическом) пространстве (17:3, [Л.1]). Там же, "на небе" (12:1), ему открылось аналогичное астрономическое видение, но уже земли-жены, освещённой солнцем (рис.2, [Л.2]).
В Писании, "метафорическое значение основывается на физических свойствах явления" [Л.31, стр. 216]. В главе 12, загадочным астрономический знаком, "женщина, одетая в солнце" (пер. [Л.4, 5]), обозначена наша планета (рис.1, 2), представленная в мифологическом антропоморфном облике (рис.1).
Пребывая в духе (1:10, 4:2), землю-распутницу пророк увидел в пустом (космическом) пространстве (17:3, [Л.1]). Там же, "на небе" (12:1), ему открылось аналогичное астрономическое видение, но уже земли-жены, освещённой солнцем (рис.2, [Л.2]).
Она вся "облечённая (одетая) в солнце" (ст.1, б), "под ногами её луна" (ст.1, в), на голове "венец из двенадцати звёзд" (ст.1, г) зодиакального созвездия "Дева". На архаичныхх звёздных картах оно изображалось в виде девушки с крыльями.
4. Родовые схватки (12:2)
Апокалиптическое знамение на небе (12:1) поразило тайновидца необычностью сочетания космических персонажей и особым состоянием роженицы.
"Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки" (12:2, пер. [Л.4]).
Некоторые богословы утверждают, речь о страдании Церкви перед пришествием Господа [Л.6, 7, 21, 24]. Другие, настаивают на версии бедствий еврейского народа перед Его рождеством [Л.17] или рождении в мучениях нового Израиля [Л.8]. "И в муках этих сама жена, ветхозаветная община, становится новозаветной" [Л.42, стр. 109]. Третьи, считают родовыми страданиями девы Марии [Л.10, 40].
Для правильного толкования ст.2 необходимо учесть его культурно-исторический контекст. В древнем Израиле были широко распространены следующие представления о Дне Господа (новозаветная "великая скорбь", Мт.24:20-22).
Перед наступлением Йом Адонай, "вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, их часто сравнивали с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребёнка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался "родовыми муками Мессии", что означает не страдания Мессии, а мира, рождающего Мессию" [Л.29, стр. 459].
Бедствия "мира, рождающего Мессию", вместе с тем возрождающего новый ам Йисраэль, провидел нави Йешайа. "Земля должна познать боль рождения, и после боли этой она родит своих детей - новый народ" (Ис.66:8, пер. [Л.30]).
Исполнение ветхозаветного эсхатологического пророчества ст.8 видел Иоанн (Отк.12:2), а именно, "родовые схватки" потерявшей равновесие планеты, сотрясаемой великими судорогами, небывалым по силе и разрушительным последствиям (16:18-20), будто внутри неё ворочается ребёнок (12:2).
"Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки" (12:2, пер. [Л.4]).
Некоторые богословы утверждают, речь о страдании Церкви перед пришествием Господа [Л.6, 7, 21, 24]. Другие, настаивают на версии бедствий еврейского народа перед Его рождеством [Л.17] или рождении в мучениях нового Израиля [Л.8]. "И в муках этих сама жена, ветхозаветная община, становится новозаветной" [Л.42, стр. 109]. Третьи, считают родовыми страданиями девы Марии [Л.10, 40].
Для правильного толкования ст.2 необходимо учесть его культурно-исторический контекст. В древнем Израиле были широко распространены следующие представления о Дне Господа (новозаветная "великая скорбь", Мт.24:20-22).
Перед наступлением Йом Адонай, "вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, их часто сравнивали с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребёнка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался "родовыми муками Мессии", что означает не страдания Мессии, а мира, рождающего Мессию" [Л.29, стр. 459].
Бедствия "мира, рождающего Мессию", вместе с тем возрождающего новый ам Йисраэль, провидел нави Йешайа. "Земля должна познать боль рождения, и после боли этой она родит своих детей - новый народ" (Ис.66:8, пер. [Л.30]).
Исполнение ветхозаветного эсхатологического пророчества ст.8 видел Иоанн (Отк.12:2), а именно, "родовые схватки" потерявшей равновесие планеты, сотрясаемой великими судорогами, небывалым по силе и разрушительным последствиям (16:18-20), будто внутри неё ворочается ребёнок (12:2).
Похожее видение открыто ранее Исаие. "Земля сокрушается (рушится), земля распадается (раскалывается), земля сильно потрясена (сильно дрожит). Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель" (Ис.24:19-21; в скобках, текст из [Л.4]).
Таинственное знамение дамы, освещённой солнцем, разумеется нельзя сводить лишь к одному антропоморфному образу Земли. В до научную эпоху любой объект, особенно небесный, мог быть самим собой и одновременно чем-то иным.
Жена входит в т.н. "архетипы положительного опыта" [Л.31, стр. 18]. В данном случае, состоящие из нескольких персонажей, объединённых темой "мук рождения" (Отк.12:2): Земля (ст.1, 2), дева Мария (ст.5); Израиль (ст.6, 13-16) и Церковь (ст.11, 17) в период Великой скорби.
Положительным архетипам противостоит вавилонская блудница (17:1, 2), "архетип отрицательного опыта" [Л.31, стр. 18], собранный из нескольких отвратительных типов, объединённых темой "блудодейства". Языческая богиня, упившаяся кровью святых (ст.3-6), Земля с развратными жителями её (ст.15, 16), великий царствующий над миром нечестивый город (ст.18).
Таинственное знамение дамы, освещённой солнцем, разумеется нельзя сводить лишь к одному антропоморфному образу Земли. В до научную эпоху любой объект, особенно небесный, мог быть самим собой и одновременно чем-то иным.
Жена входит в т.н. "архетипы положительного опыта" [Л.31, стр. 18]. В данном случае, состоящие из нескольких персонажей, объединённых темой "мук рождения" (Отк.12:2): Земля (ст.1, 2), дева Мария (ст.5); Израиль (ст.6, 13-16) и Церковь (ст.11, 17) в период Великой скорби.
Положительным архетипам противостоит вавилонская блудница (17:1, 2), "архетип отрицательного опыта" [Л.31, стр. 18], собранный из нескольких отвратительных типов, объединённых темой "блудодейства". Языческая богиня, упившаяся кровью святых (ст.3-6), Земля с развратными жителями её (ст.15, 16), великий царствующий над миром нечестивый город (ст.18).
5. Не бык, а рогат (12:3)
Если Иоанну открылось видение жены-земли (12:1), почему она кричит "от болей и мук рождения"? (ст.2), отчего у неё начались родовые схватки? Ответ, по причине нападения на неё мерзкой твари (рис.3, ст.4, б).
Рассказывая об астрономическом знамении (ст.3), провидец мог воспользоваться единственным доступным ему языком легенд и архетипов. "Это видение раскрывает образ, который был широко известен в древней мифологии" [Л.27].
"Общая черта этих мифов - представление о чудовище из моря, которое борется с небесными богами ..." [Л.32, стр. 518; Л.28]. Устрашающее уродливое существо олицетворяет хаос, первозданную бездну.
Вместе с тем, характерная особенность астральных мифов "наличие нескольких космических персонажей" [Л.33, стр. 116], как правило, удивляющих необычностью.
Рассказывая об астрономическом знамении (ст.3), провидец мог воспользоваться единственным доступным ему языком легенд и архетипов. "Это видение раскрывает образ, который был широко известен в древней мифологии" [Л.27].
"Общая черта этих мифов - представление о чудовище из моря, которое борется с небесными богами ..." [Л.32, стр. 518; Л.28]. Устрашающее уродливое существо олицетворяет хаос, первозданную бездну.
Вместе с тем, характерная особенность астральных мифов "наличие нескольких космических персонажей" [Л.33, стр. 116], как правило, удивляющих необычностью.
Так "во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами" [Л.33, стр. 467].
"И другое знамение (тут новое видение) явилось на небе: вот, большой (огромный) красный ("червоноогняний", пер. Огієнка) дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (и семью венцами на головах)" (12:3; в скобках, текст из [Л.30]).
Архетип рыкающего змея широко представлен в преданиях многих народов [Л.33, стр. 468-470]. Что касается Писания, примем во внимание, "основные образы Библии присутствуют в ней от начала до конца" [Л.31, стр. 21].
Драконообразная зверюга называется: левиафан (Ис.27:1, Иов.40:20, 41:4-25, Пс.73:13, 14), зверь (Дан.7:7, Отк.13:1-4, 17:7-12), истребитель народов (Иер.4:7), Гог (Иез.38:2-7), дракон (Отк.12:3, 4).
"И другое знамение (тут новое видение) явилось на небе: вот, большой (огромный) красный ("червоноогняний", пер. Огієнка) дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (и семью венцами на головах)" (12:3; в скобках, текст из [Л.30]).
Архетип рыкающего змея широко представлен в преданиях многих народов [Л.33, стр. 468-470]. Что касается Писания, примем во внимание, "основные образы Библии присутствуют в ней от начала до конца" [Л.31, стр. 21].
Драконообразная зверюга называется: левиафан (Ис.27:1, Иов.40:20, 41:4-25, Пс.73:13, 14), зверь (Дан.7:7, Отк.13:1-4, 17:7-12), истребитель народов (Иер.4:7), Гог (Иез.38:2-7), дракон (Отк.12:3, 4).
В западносемитской угаритской мифологии жуткий левиафан (Латану) представал могучим семиглавым хвостатым чудищем (рис.3). Оно сочетало формы и части тел разных реальных животных [Л.33, стр. 394, 469]. Например, химера в др. греч. мифах,- "тератоморфное существо с тремя головами: льва, козы и змея", изрыгающее пламя [Л.46, стр. 592].
6. Зооморфное планетообразное тело
Основными признаками мифологического дракона служили: наличие нескольких голов, часто с рогами, способность к полёту, оглушительный рёв, огненное дыхание, разумность.
Потому что в астральных мифах звёзды, созвездия, планеты оживотворены, причём "часто представляются в виде животных" ([Л.33,стр. 116]. Скажем, одно из самых больших по занимаемой площади и количеству светил созвездие Северного полушария носило название "Дракон".
За летучих змеев принимались зооморфно персонифицированные кометы да метеоры [Л.2]. Вот почему невиданная ранее карликовая планета, в окружении 7-и сателлитов, астероидов с венцами из множества мелких обломков, называется "знамение на небе". Оно без крыльев, а летит, без огня горит, но без ног падает (8:8).
Наделяя астрономический знак обликом и свойствами животного (зооморфизм), Иоанн отождествляет его с архетипом мифологического субъекта (12:3), "чудовища, олицетворявшего космический хаос" [Л.45, стр. 298].
«В Откровении же мы видим ветхозаветных космических врагов, возродившихся в виде "большого дракона" (Отк.12) и "зверя из моря" (Отк.13)» [Л.31, стр. 189].
Наделяя астрономический знак обликом и свойствами животного (зооморфизм), Иоанн отождествляет его с архетипом мифологического субъекта (12:3), "чудовища, олицетворявшего космический хаос" [Л.45, стр. 298].
«В Откровении же мы видим ветхозаветных космических врагов, возродившихся в виде "большого дракона" (Отк.12) и "зверя из моря" (Отк.13)» [Л.31, стр. 189].
Авторы перевода [Л.34] называют цвет страшилища "огнено- красный" ... - Вероятно, цвет крови; в некоторых рукописях: "огненный" - огнедышащий" (стр. 1386).
Огнедышащий вид обусловят языки пламени, возникающие при вторжении в гомосферу голов-астероидов. Они же головы-горы в ст. 17:9 и "словно огромная гора огня" в стихе 8:8 (пер.[Л.34]; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём", пер. [Л.30]).
Греческое "пирос", переведенное в ст. 12:3 словом красный, обозначает "пылающий" [Л.13]. Оттого цвет эсхатологического монстра, вопреки мнению толкователей, не указывает на "цвет свежепролитой крови" [Л.24; Л.8, 12]. Равным образом не означает, "что он покрыт человеческой кровью" [Л.7; Л.9, 10].
Нет. Огненно-красный цвет зооморфного планетообразного тела (12:3, 17:3) да Луны (6:12), вызовет изменение характера диффузного излучения неба, возникновение аэрозольного рассеяния света вместо молекулярного, рэлеевского [Л.35].
Из-за вхождения астероида в плотные слои земной атмосферы он запылает, что и видел новозаветный пророк, "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8, б).
Огнедышащий вид обусловят языки пламени, возникающие при вторжении в гомосферу голов-астероидов. Они же головы-горы в ст. 17:9 и "словно огромная гора огня" в стихе 8:8 (пер.[Л.34]; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём", пер. [Л.30]).
Греческое "пирос", переведенное в ст. 12:3 словом красный, обозначает "пылающий" [Л.13]. Оттого цвет эсхатологического монстра, вопреки мнению толкователей, не указывает на "цвет свежепролитой крови" [Л.24; Л.8, 12]. Равным образом не означает, "что он покрыт человеческой кровью" [Л.7; Л.9, 10].
Нет. Огненно-красный цвет зооморфного планетообразного тела (12:3, 17:3) да Луны (6:12), вызовет изменение характера диффузного излучения неба, возникновение аэрозольного рассеяния света вместо молекулярного, рэлеевского [Л.35].
Из-за вхождения астероида в плотные слои земной атмосферы он запылает, что и видел новозаветный пророк, "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8, б).
7. Летит не птица, воет не зверь (12:4, а)
Ужасный огненно-красный семиголовый дракон, видимый ночью, не статичен, он совершает странные действия (ст.4).
"Хвост его увлёк (смахнул) с неба третью часть звёзд и поверг (сбросил) их на землю" (12:4, а; в скобках, текст из [Л.5]).
Единство мнений при трактовке ст. 4 отсутствует. Почти все интерпретаторы предполагают, воздушный десант из маяков вселенной символизирует ангелов [Л.3, 5, 6, 10, 12, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 27, 40, 42, 44 и т.д.], но при чём здесь хвост?. который невозможно ни обрезать, ни оборвать.
Противоположное воззрение. "Звёзды - это учительские силы Церкви, а хвост - лжепророки и лжеучителя" [Л.7; Л.21] или сатанинская сила [Л.8]. Вовсе нет, здесь третья часть населения, она "входит в восстановленную Римскую империю" [Л.16]; или "лидеры Израиля" [Л.11] или "союз наций, царей и племён на земле" [Л.9].
Однако приведенные версии ст.4 обладают общим недостатком, с их помощью невозможно объяснить параллельный стих о небольшом таинственном роге из пророческого видения Даниэйла. "И (он) вознёсся до воинства небесного, и низринул (поверг) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (Дан.8:10; в скобках, уточнения из [Л.4]).
Если предполагаются ангелы [Л.40] или "легионы демонов" [Л.8], почему их повелитель сбросит сообщников хвостом? более того растопчет. В Библии ничего не говорится ни о растоптанных кем-то духах, ни о падающих тающих ангелах (Ис.34:4, пер. [Л.4, Л.30]). Возможно подразумевается население земли, по версии авторов [Л.9, 11, 16] или святые в Израиле [Л.39], но каким образом их сбросят с небосвода? да ещё хвостом!
Несостоятельность аллегорического подхода побуждает к буквальному толкованию увиденного апостолом (12:4), имеются в виду ночные светила. Точнее, "звёздами" в Отк.6:13, 8:10, 9:1, 12:4, Дан.8:10, Ис.13:10, "воинством небесным" (Дан.8:10, Ис.34:4) пророки называли некие астрономические объекты, по-научному, "метеорные тела" [Л.2, 35].
"Хвост его увлёк (смахнул) с неба третью часть звёзд и поверг (сбросил) их на землю" (12:4, а; в скобках, текст из [Л.5]).
Единство мнений при трактовке ст. 4 отсутствует. Почти все интерпретаторы предполагают, воздушный десант из маяков вселенной символизирует ангелов [Л.3, 5, 6, 10, 12, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 27, 40, 42, 44 и т.д.], но при чём здесь хвост?. который невозможно ни обрезать, ни оборвать.
Противоположное воззрение. "Звёзды - это учительские силы Церкви, а хвост - лжепророки и лжеучителя" [Л.7; Л.21] или сатанинская сила [Л.8]. Вовсе нет, здесь третья часть населения, она "входит в восстановленную Римскую империю" [Л.16]; или "лидеры Израиля" [Л.11] или "союз наций, царей и племён на земле" [Л.9].
Однако приведенные версии ст.4 обладают общим недостатком, с их помощью невозможно объяснить параллельный стих о небольшом таинственном роге из пророческого видения Даниэйла. "И (он) вознёсся до воинства небесного, и низринул (поверг) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (Дан.8:10; в скобках, уточнения из [Л.4]).
Если предполагаются ангелы [Л.40] или "легионы демонов" [Л.8], почему их повелитель сбросит сообщников хвостом? более того растопчет. В Библии ничего не говорится ни о растоптанных кем-то духах, ни о падающих тающих ангелах (Ис.34:4, пер. [Л.4, Л.30]). Возможно подразумевается население земли, по версии авторов [Л.9, 11, 16] или святые в Израиле [Л.39], но каким образом их сбросят с небосвода? да ещё хвостом!
Несостоятельность аллегорического подхода побуждает к буквальному толкованию увиденного апостолом (12:4), имеются в виду ночные светила. Точнее, "звёздами" в Отк.6:13, 8:10, 9:1, 12:4, Дан.8:10, Ис.13:10, "воинством небесным" (Дан.8:10, Ис.34:4) пророки называли некие астрономические объекты, по-научному, "метеорные тела" [Л.2, 35].
"В древнееврейском языке, как и в древнегреческом, любой яркий объект в небе назывался «звездой». К этой категории относились и «падающие звёзды» - метеориты" [Л.43, стр. 616].
Не только, но и мелкие метеоры, "небесное воинство" (Ис.34:4), оно "истлеет", полностью испарится в атмосфере. Также крупные светящиеся объекты (Отк. 8:10, 11, 9:1, 2), т.е. метеороиды, и очень крупные, "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8, планетоид).
Их смахнёт на землю метеорно-астероидный поток, белым, затем, красным лебедем пересечёт орбиту нашей планеты. Он же "хвост" большого красного мутанта "с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4), создающего за своими отрубленными головами шлейфы дыма из раскалённых газов и частиц. Рога-болиды зверя разорят блудницу-землю, сожгут в огне (17:16).
Их смахнёт на землю метеорно-астероидный поток, белым, затем, красным лебедем пересечёт орбиту нашей планеты. Он же "хвост" большого красного мутанта "с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4), создающего за своими отрубленными головами шлейфы дыма из раскалённых газов и частиц. Рога-болиды зверя разорят блудницу-землю, сожгут в огне (17:16).
Но почему Иоанн и Даниил видели, сбрасывается не ВСЯ россыпь ночных светил, лишь часть? Сегодня в северном полушарии видно невооружённым глазом примерно 3 000 астрономических звёзд. Однако в День Господень, из-за неботрясения, смоквы-метеориты шлепнутся на землю словно весенние незрелые плоды от сильного ветра (6:13).
После чего будет видно около 2 000 самых ярких светлячков, т.е. на "третью часть" (12:4) меньше, по причине возникшей запыленности атмосферы нашей планеты. Как отмечается в одном из видений, "треть звёзд затмилась" (8:12, пер. [Л.30]).
После чего будет видно около 2 000 самых ярких светлячков, т.е. на "третью часть" (12:4) меньше, по причине возникшей запыленности атмосферы нашей планеты. Как отмечается в одном из видений, "треть звёзд затмилась" (8:12, пер. [Л.30]).
8. Нападение на роженицку (12:4,б - 6)
Ещё одно странное действие загадочного левиафана космической эсхатологии описывает тайновидец, когда переходит от общего плана видения чудо-знамений на небе (12:1-4, а) к отдельным картинам.
"Дракон сей стал (встал) пред женою (женщиной), которой надлежало родить (которая рожала), дабы, когда она родит, пожрать (сразу проглотить) её младенца" (12:4, б; в скобках, текст из [Л.5]).
"Попытка дракона пожрать Младенца, по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа" [Л.8]. С данным мнением согласны почти все богословы [Л.7, 10, 11, 16, 17, 20, 24, 40, 42 и др.], за следующими исключениями.
Речь о христианской религии "при самом зарождении её" [Л.21]; "всё сказанное о "младенце" связано не с историческими событиями прошлого, а со вторым пришествием Христа ..." [Л.36]. Последнее суждение выглядит правильным, с ним можно согласиться, если бы не стих 5.
"И родила она младенца мужеского пола (сына), которому надлежит (будет править) пасти все народы жезлом железным; и восхищено (унесено) было дитя её к Богу и престолу Его" (12:5; в скобках, текст из [Л.34]).
"Выражение "восхищено было дитя" говорит о вознесении Иисуса Христа" [Л.10, 12, 15, 17, 18, 24, 42], не Церкви, как ошибочно считается в работах [Л.7, 11]. "Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос" [Л.8; Л.9, 12, 14-20, 24-28, 41]. Логично, но тогда в ст.5 имеется в виду еврейка Мариамь, вовсе не Екклесия или Израиль.
Историческое событие рождения Сына Человеческого, Его вознесения "к Богу и престолу Его", по масштабу да воздействию, соизмеримо с возвращением Господа. Сверх того, роды Марии (ст.5) тематически связаны (ст.2) с будущими страданиями "мира, рождающего Мессию" [Л.29].
"А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали (кормили) её там тысячу двести шестьдесят дней" (12:6).
Предыдущий ст.5 - единственная историческая вставка в 12-й главе Апокалипсиса, в следующем стихе (6) Иоанн возвращается к перипетиям Великой скорби [Л.8, 10, 11] продолжительностью 1260 дней [Л.37]. Посему выражение "убежала в пустыню" (ст.6) относится не к иудейке в прошлом (как в ст.5), но к будущему государства Израиль.
"Евангелист Матфей прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню" [Л.8; Л.10, 14], "в районе Моава, Аммона и Едома, к востоку Палестины" [Л.12]. Оттого она "женщина, представляющая народ Израиля" [Л.11; Л.16, 17] или Церковь [Л.42].
"Дракон сей стал (встал) пред женою (женщиной), которой надлежало родить (которая рожала), дабы, когда она родит, пожрать (сразу проглотить) её младенца" (12:4, б; в скобках, текст из [Л.5]).
"Попытка дракона пожрать Младенца, по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа" [Л.8]. С данным мнением согласны почти все богословы [Л.7, 10, 11, 16, 17, 20, 24, 40, 42 и др.], за следующими исключениями.
Речь о христианской религии "при самом зарождении её" [Л.21]; "всё сказанное о "младенце" связано не с историческими событиями прошлого, а со вторым пришествием Христа ..." [Л.36]. Последнее суждение выглядит правильным, с ним можно согласиться, если бы не стих 5.
"И родила она младенца мужеского пола (сына), которому надлежит (будет править) пасти все народы жезлом железным; и восхищено (унесено) было дитя её к Богу и престолу Его" (12:5; в скобках, текст из [Л.34]).
"Выражение "восхищено было дитя" говорит о вознесении Иисуса Христа" [Л.10, 12, 15, 17, 18, 24, 42], не Церкви, как ошибочно считается в работах [Л.7, 11]. "Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос" [Л.8; Л.9, 12, 14-20, 24-28, 41]. Логично, но тогда в ст.5 имеется в виду еврейка Мариамь, вовсе не Екклесия или Израиль.
Историческое событие рождения Сына Человеческого, Его вознесения "к Богу и престолу Его", по масштабу да воздействию, соизмеримо с возвращением Господа. Сверх того, роды Марии (ст.5) тематически связаны (ст.2) с будущими страданиями "мира, рождающего Мессию" [Л.29].
"А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали (кормили) её там тысячу двести шестьдесят дней" (12:6).
Предыдущий ст.5 - единственная историческая вставка в 12-й главе Апокалипсиса, в следующем стихе (6) Иоанн возвращается к перипетиям Великой скорби [Л.8, 10, 11] продолжительностью 1260 дней [Л.37]. Посему выражение "убежала в пустыню" (ст.6) относится не к иудейке в прошлом (как в ст.5), но к будущему государства Израиль.
"Евангелист Матфей прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню" [Л.8; Л.10, 14], "в районе Моава, Аммона и Едома, к востоку Палестины" [Л.12]. Оттого она "женщина, представляющая народ Израиля" [Л.11; Л.16, 17] или Церковь [Л.42].
9. Война между сверхъестественными существами? (12:7-10)
Согласно библейской концепции, "столкновениям в человеческой истории соответствуют конфликты в небесной сфере" [Л.38, стр. 862]. "Бурные события на земле в дни Великой скорби находят своё отражение на небесах" [Л.12]. В рассматриваемом случае, столкновение Земли с огромным красным тератоморфом, управляющим метеорно-астероидным потоком; чему соответствует конфликт "в небесной сфере".
"А в небе началась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом. Дракон сражался вместе со своими ангелами, но не смог одолеть, и они потеряли своё место на небе" (12:7, 8; пер. [Л.34]).
"Некоторые толкователи предполагают, что в этом отрывке речь идёт об изгнании сатаны с небес в древние времена" [Л.40, стр. 1816].
Противоположное мнение. "Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдёт "при конце" [Л.8], "может совпадать с началом великой скорби" [Л.19].
Архангел Михаил, защитник народа израильского (Дан.12:1), возглавит войну сил света против искусителя (рис.4). Змей окажется недостаточно силён, потерпит поражение вместе с приспешниками, они потеряют место вверху.
"И низвержен (сброшен вниз) был великий дракон, древний змий, (по прозванию) называемый диаволом и сатаною, обольщающий (обманывает) всю вселенную (весь мир), низвержен на землю, и ангелы его низвержены (сброшены) с ним" (12:9; в скобках, текст из [Л.30]).
Сброшенное чудовище есть архетип, изначальный "древний змий", обманувший Адама и Еву. Он же называется "диаволом" (греч. "обвинитель", "клеветник", "искуситель") да "сатаною" (арам. "противник").
Низверженный "великий дракон" (ст.9) принципиально отличается от знамения семиглавого рогатого субъекта (ст.3). Клеветник по сути,- дух, противящийся Богу, отнють не большое многоголовое красное знамение, нападающее на женщину (ст.4).
"А в небе началась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом. Дракон сражался вместе со своими ангелами, но не смог одолеть, и они потеряли своё место на небе" (12:7, 8; пер. [Л.34]).
"Некоторые толкователи предполагают, что в этом отрывке речь идёт об изгнании сатаны с небес в древние времена" [Л.40, стр. 1816].
Противоположное мнение. "Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдёт "при конце" [Л.8], "может совпадать с началом великой скорби" [Л.19].
Архангел Михаил, защитник народа израильского (Дан.12:1), возглавит войну сил света против искусителя (рис.4). Змей окажется недостаточно силён, потерпит поражение вместе с приспешниками, они потеряют место вверху.
"И низвержен (сброшен вниз) был великий дракон, древний змий, (по прозванию) называемый диаволом и сатаною, обольщающий (обманывает) всю вселенную (весь мир), низвержен на землю, и ангелы его низвержены (сброшены) с ним" (12:9; в скобках, текст из [Л.30]).
Сброшенное чудовище есть архетип, изначальный "древний змий", обманувший Адама и Еву. Он же называется "диаволом" (греч. "обвинитель", "клеветник", "искуситель") да "сатаною" (арам. "противник").
Низверженный "великий дракон" (ст.9) принципиально отличается от знамения семиглавого рогатого субъекта (ст.3). Клеветник по сути,- дух, противящийся Богу, отнють не большое многоголовое красное знамение, нападающее на женщину (ст.4).
В древности, злых духов (дьявола, бесов) представляли "нечистые" животные, в т.ч. левиафан [Л.31, стр. 59]. Сообразно Писанию, у сатаны нет 7-и голов, 10-и рогов, хвоста; он просто лжец, отец лжи, "обольщающий всю вселенную" (ст.9).
Тем не менее, оба героя входят в "архетипы отрицательного опыта" [Л.31, стр. 18]. Их объединяют: отсутствие созидательного начала, стремление к разрушению, убийству, сверхъестественные способности. Оба попадут в озеро огненное, сначала зверь (19:20), через 1000 лет сатана (20:10).
Очевидно поэтому Иоанн, воспринимая хтоническое чудище словно реальное существо (12:3, 4а, 14, 15; 13:1-4; 17:8-12), отождествляет его с архетипом змея-дьявола (12:4 б, 7-13, 17). Подражая ветхозаветным пророкам, уподобившим реальных земных царей их лукавому повелителю (Иез.28:1-19, Ис.14:4-17). Затем.
"И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало (Наступило) спасение и сила (могущество) и царство Бога нашего и власть Христа Его (власть теперь у Его Помазанника-Христа!), потому что низвержен клеветник (Обвинитель) братий наших, клеветавший на них (обвинявший) пред Богом нашим день и ночь" (12:10; в скобках, текст из [Л.5]).
Клеветника язык до цугундера доведёт. Сатана и его ангелы будут сброшены (ст.9) в начале Великой скорби. Потом через 1260 дней (ст.6, [Л.37]) придёт "спасение" (ст.10), наступит тысячелетнее "царство Бога нашего", воцарится Его Помазанник Иисус Христос (12:10, 11:15).
Тем не менее, оба героя входят в "архетипы отрицательного опыта" [Л.31, стр. 18]. Их объединяют: отсутствие созидательного начала, стремление к разрушению, убийству, сверхъестественные способности. Оба попадут в озеро огненное, сначала зверь (19:20), через 1000 лет сатана (20:10).
Очевидно поэтому Иоанн, воспринимая хтоническое чудище словно реальное существо (12:3, 4а, 14, 15; 13:1-4; 17:8-12), отождествляет его с архетипом змея-дьявола (12:4 б, 7-13, 17). Подражая ветхозаветным пророкам, уподобившим реальных земных царей их лукавому повелителю (Иез.28:1-19, Ис.14:4-17). Затем.
"И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало (Наступило) спасение и сила (могущество) и царство Бога нашего и власть Христа Его (власть теперь у Его Помазанника-Христа!), потому что низвержен клеветник (Обвинитель) братий наших, клеветавший на них (обвинявший) пред Богом нашим день и ночь" (12:10; в скобках, текст из [Л.5]).
Клеветника язык до цугундера доведёт. Сатана и его ангелы будут сброшены (ст.9) в начале Великой скорби. Потом через 1260 дней (ст.6, [Л.37]) придёт "спасение" (ст.10), наступит тысячелетнее "царство Бога нашего", воцарится Его Помазанник Иисус Христос (12:10, 11:15).
10. Триумф (12:11, 12)
Господь наш в одиночестве победил дьявола на Голгофском кресте. Окончательный успех сил света в брани против "духов злобы поднебесных" (Еф.6:12) носит коллективный характер.
"Наши братья (Они) победили Его (его) кровью Агнца и (словом) свидетельством истины. Они не дорожили своими жизнями даже под угрозой смерти (не страшились смерти)" (12:11, пер. [Л.30]; в скобках, текст из [Л.4]).
Человек одолевает сатану, его искушения, ложь "кровию Агнца" (ст.11), пролитой за всех грешников (Рим.5:6-8). Более того, христиане уже "оправданы Кровию Его" (ст.9).
Значительный вклад в общее торжество над силами тьмы вносит Церковь. В частности наши свидетельства истины (Отк.12:11) - "то, что должно быть сказано, заявлено, произнесено вслух в адрес Бога, человека или сатаны" [Л.7]. Даже если "словом свидетельства" можно подвергнуть опасности свою жизнь (ст.11, б).
"Так ликуйте же, небеса и все обитатели их! (Но) Горе земле и морю! (ибо) Спустился к вам дьявол, полный великого гнева (злобы), зная, что время его истекает (немного времени ему осталось!)" (12:12, пер. [Л.34]; в скобках, текст из [Л.30]).
"Небожители будут веселиться, потому что диавол низвергнут и небо освободилось от его присутствия" [Л.7; Л.10, 23]. Всё же, беда земле от сброшенной темной духовной силы, исполненной злобы, гнева, "сильной ярости" (ст.12, б). В целом понятно, но странно, почему "Горе ... морю"?
В пророчестве Иезекииля образ реального царя города Тир (Иез.28:1-10) постепенно сливается с образом херувима (ст.12-16), он будет низвергнут (ст.17). Два сброшенных персонажа из видений Иоанна тоже слиты воедино. Выступая то как сатана (12:4 б, 7-13, 17), то как большой красный дракон (ст.3, 4а, 14, 15); он же образина из пучины (13:1-4), багряный урод (17:8-12).
Звери, персонажи космической эсхатологии [Л.32], поразят нашу планету; буквально, "разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (ст.16, [Л.1]). Сильно пострадают геосфера да гидросфера [Л.2], в последней, погибнет треть живых существ! (8:9). Вот почему написано, "Горе земле и морю!" (12:12, б).
Беда суше, несчастье морю, на какой период? "Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь" [Л.8; Л.9, 10, 18, 19], затем наступит царство Господа Иисуса Христа на земле (11:15). Таким образом противнику Его "не много ему остаётся времени!" (12:12, в).
11. Спасение Израиля (12:13, 14)
Главная цель противника Господа, во все эпохи, преследовать избранный народ, дьявол не оставит его в покое до последнего дня своего пребывания в мире.
"Когда же дракон увидел, что низвержен (сброшен) на землю, начал преследовать жену (женщину), которая родила (мальчика) младенца мужеского пола" (12:13; в скобках, уточнения из [Л.4, 5]).
Церковь создана Иисусом, вовсе не родила Его, следовательно в ст.13 говорится об израильтянах, утверждают авторы [Л.10-12, 16, 17]. Ам Йисраэль дал миру всех евреев, от Авраама, родившего Исаака, до "Марии, от которой родился Иисус" (Мт.1:1-16); именно "от них Христос по плоти" (Рим.9:5). Какова же участь избранных в последние годы существования рода сего?
"И даны были жене два (огромных) крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё (приготовленное) место от лица змия и там питалась (её будут кормить) в продолжение времени, времён и пол-времени (в течение года, двух лет и ещё полугода)" (12:14; в скобках, текст из [Л.4]).
В соответствии с пророчеством, ам Йисраэль, жена Йахвэ, спасётся от химеры улетев в пустыню; "народ Израиля будет защищён от полного уничтожения" [Л.13]. Словами "два огромных орлиных крыла" (12:14, пер. [Л.4]) тайновидец называет, очевидно, большие крылья пассажирских самолётов. "Это не настоящие крылья птицы ..." [Л.12]. Куда же улетят израильтяне?
Некоторые богословы полагают, "єдомська пустиня" [Л.17], город Петра, южнее Мёртвого моря [Л.8, 11, 14]. Но туда не нужно лететь, можно доехать автомобилем или добраться пешком.
Дочь Сиона эвакуируется гораздо дальше, увидев апокалиптическое знамение семиголового монстра на небе, испугавшись угрозы цунами из Средиземного моря. Так Михей предсказывает остатку, "выйдешь из города и будешь жить в поле и дойдёшь до Вавилона" (Мих.4:10, б).
Беженцы, попавшие в Ирак (бывшая Вавилония), равным образом спасающиеся "от лица змия" (Отк.12:14) в Заиорданье (Дан.11:41), будут жить в открытом поле "три с половиной года" (Отк.12:14, пер. [Л.34]), т.е. 1260 дней (ст.6). Затем они вернутся в Израиль [Л.37].
Иоанн настаивает, весь указанный период женщина находится "вне досягаемости дракона" (ст.14, пер. [Л.4, 5]). Разумеется речь не может идти о вездесущем дьяволе; несомненно, имеется в виду его олицетворение, архаичный страшный левиафан, он будет сражаться с землёй и жителями её (12:3, 4а, 15; 13:7).
12. Поток лжеучений? (12:15, 16)
Апостол в 12-й главе весьма кратко рассказывает о содержании сражения, в отличие от других глав (6:12-14, 8:5-12, гл.9, 13:1-7, 17:12-16). Тем не менее, обращает наше внимание на самый опасный и весьма загадочный увиденный эпизод.
"И пустил (изрыгнул, "изверг") змий из пасти своей вслед жены воду как ("подобно") реку, дабы увлечь ("захлестнуть") её рекою (чтобы захлестнуло потоком)" (12:15; в скобках: текст из [Л.34], в кавычках - из [Л.30]).
"По логике вещей здесь под водой подразумевается бесовское учение ..." [Л.7], "огромное множество лжеучений" [Л.40, стр. 1817]. Поток "ересей и заблуждений, которые были обрушены на церковь ..." [Л.21]. "По всей вероятности - это была река ненависти, злобы, угроз, клеветы и осуждения" [Л.36; Л.8, 16, 44] или "гонения в период великой скорби" [Л.19].
Другие авторы придерживаются иной точки зрения, такого же символического характера [Л.18]. Водоворот исторических событий [Л.42], нет, "поток людей, человеческие массы из моря народов" [Л.24; Л.9] или "образ обширного войска, посланного антихристом" [Л.11; Л.3, 12, 17, 23]. Напротив, войско - метафора суда, гонения на Божий народ [Л.39]. "Внезапное наводнение в результате ливня" [Л.10].
Обилие противоречивых гипотез свидетельствует об отсутствии правильной версии. По логике вещей, здесь подразумевается буквальная вода (12:15; дословно, "быть унесённым рекой, быть смытым" [Л.13]). Однако жидкость не в виде "ливня" [Л.10] сверху, а сильный поток из пасти свирепого змия, с рёвом изрыгнувшего "целую реку" (ст.15, пер. [Л.34].
Речь о стремительном шумном перемещении по суше огромных масс воды, по-научному, "цунами" (рис.5).
Причиной телецунами, несколько раз огибающего весь земной шар, послужит "великое землетрясение" (16:18) импактного (ударного) происхождения [Л.2].
Великое потрясение планеты окажется разрушительным следствием нападения красного дракона с семью головами, десятью рогами (12:3), хвостом, сметающим с неба "третью часть звёзд" (ст.4, а).
Гигантские волны захлестнут острова (16:20), территории всех стран, расположенных у крупных водоёмов, в т.ч. Мединат Йисраэль, жену Яхве (Ис.54:5, 6, Иер.3:6-8, Ос.2:16). Слово "вода" в ст.15 имеет буквальное, совсем не символическое значение, о чём свидетельствует стих 16.
"Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои ("раскрылась" [Л.4]) и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" (12:16).
Как видел Иоанн, так произойдёт. Из-за мощных сейсмических колебаний распадутся не только города (16:19), но даже суша (Ис.24:19, Пс.59:4). Ибо написано, "разверзла земля уста свои" (Отк.12:16). "В буквальном смысле (уста) это входное отверстие во внутреннюю полость" [Л.31, стр. 1006], в данном случае, широкие да глубокие трещины многокилометровой длины.
Нет худа без добра, таинственный "змей пускает вслед народа большую реку, но землетрясение поглощает воду" [Л.14]. Точнее не сами подземные толчки, а вызванные ими громадные провалы в грунте поглотят жидкость, "которую пустил дракон из пасти своей" (ст.16, б).
"И пустил (изрыгнул, "изверг") змий из пасти своей вслед жены воду как ("подобно") реку, дабы увлечь ("захлестнуть") её рекою (чтобы захлестнуло потоком)" (12:15; в скобках: текст из [Л.34], в кавычках - из [Л.30]).
"По логике вещей здесь под водой подразумевается бесовское учение ..." [Л.7], "огромное множество лжеучений" [Л.40, стр. 1817]. Поток "ересей и заблуждений, которые были обрушены на церковь ..." [Л.21]. "По всей вероятности - это была река ненависти, злобы, угроз, клеветы и осуждения" [Л.36; Л.8, 16, 44] или "гонения в период великой скорби" [Л.19].
Другие авторы придерживаются иной точки зрения, такого же символического характера [Л.18]. Водоворот исторических событий [Л.42], нет, "поток людей, человеческие массы из моря народов" [Л.24; Л.9] или "образ обширного войска, посланного антихристом" [Л.11; Л.3, 12, 17, 23]. Напротив, войско - метафора суда, гонения на Божий народ [Л.39]. "Внезапное наводнение в результате ливня" [Л.10].
Обилие противоречивых гипотез свидетельствует об отсутствии правильной версии. По логике вещей, здесь подразумевается буквальная вода (12:15; дословно, "быть унесённым рекой, быть смытым" [Л.13]). Однако жидкость не в виде "ливня" [Л.10] сверху, а сильный поток из пасти свирепого змия, с рёвом изрыгнувшего "целую реку" (ст.15, пер. [Л.34].
Речь о стремительном шумном перемещении по суше огромных масс воды, по-научному, "цунами" (рис.5).
Причиной телецунами, несколько раз огибающего весь земной шар, послужит "великое землетрясение" (16:18) импактного (ударного) происхождения [Л.2].
Великое потрясение планеты окажется разрушительным следствием нападения красного дракона с семью головами, десятью рогами (12:3), хвостом, сметающим с неба "третью часть звёзд" (ст.4, а).
Гигантские волны захлестнут острова (16:20), территории всех стран, расположенных у крупных водоёмов, в т.ч. Мединат Йисраэль, жену Яхве (Ис.54:5, 6, Иер.3:6-8, Ос.2:16). Слово "вода" в ст.15 имеет буквальное, совсем не символическое значение, о чём свидетельствует стих 16.
"Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои ("раскрылась" [Л.4]) и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" (12:16).
Как видел Иоанн, так произойдёт. Из-за мощных сейсмических колебаний распадутся не только города (16:19), но даже суша (Ис.24:19, Пс.59:4). Ибо написано, "разверзла земля уста свои" (Отк.12:16). "В буквальном смысле (уста) это входное отверстие во внутреннюю полость" [Л.31, стр. 1006], в данном случае, широкие да глубокие трещины многокилометровой длины.
Нет худа без добра, таинственный "змей пускает вслед народа большую реку, но землетрясение поглощает воду" [Л.14]. Точнее не сами подземные толчки, а вызванные ими громадные провалы в грунте поглотят жидкость, "которую пустил дракон из пасти своей" (ст.16, б).
13. Дети жены (12:17, 18)
Несчастья пострадавших не ограничатся многочисленными потрясениями суши, цунами, массовым падением "звёзд".
"Дракон пришёл в ярость (рассвирепел) из-за женщины и пошёл войной на остальных её детей - тех, кто соблюдает повеления (заповеди) Божьи и несёт людям свидетельство Иисуса (придерживается истины, которой учил Иисус. И дракон стоял на морском берегу)" (12:17, 18, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.30]).
Кто такие дети в ст.17, 18? "Существует давняя вражда между дьяволом и евреями" [Л.10]. "Це також будуть євреї, яким не вдалося втекти" [Л.17; Л.3, 16, 19, 36], "144 тысячи иудеев" [Л.11; Л.9], как часть "трети", которая выживет в Израиле" [Л.8; Л.14].
Нисколько, речь о Церкви [Л.23, 25], "это верующие различных христианских деноминаций" [Л.7; Л.26], христиане, не евреи [Л.15], "поколение христиан, которое живёт на земле в период последних событий ... жена - это Церковь Христова" [Л.24].
Здесь частично правы сторонники обеих гипотез. Иоанна, как еврея, несомненно интересовала судьба ам Йисраэль, жена, противостоящая искусителю (12:6, 13-16). Конечно его волновало и будущее Церкви, участь христиан, "сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (ст.17, б).
Апостол провидел беспощадную "брань" Его детей с сатаной. Война окончится победой Агнца и всех истинных христиан; они "не возлюбили души своей даже до смерти" (ст.11).
Однако видения в ДВУХ разных мирах неправильно сводить к одной духовной сфере. Пророк увидел в физическом мире реальное небесное тело, отождествив его с древним змием-дьяволом, противником Бога.
"И вот дракон встал на берегу моря" (пер. [Л.4]), данную фразу, неточно приведенную в Синод. переводе, специалисты относят либо к 12-й главе [Л.5, 30, 34] либо к 13-й [Л.4].
В любом случае подразумевается не дьявол, а "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4а, 15), жуткий левиафан, выходящий из моря (13:1), точнее, из-за морского горизонта [Л.2].
Сатана потерпит поражение (12:11), а беспощадное дикое животное, пришедшее в ярость (ст.17), победит в войне со святыми (13:7). Ибо "всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" умрёт (ст.15) ... но и воскреснет! (7:13-17, 20:4).
"Дракон пришёл в ярость (рассвирепел) из-за женщины и пошёл войной на остальных её детей - тех, кто соблюдает повеления (заповеди) Божьи и несёт людям свидетельство Иисуса (придерживается истины, которой учил Иисус. И дракон стоял на морском берегу)" (12:17, 18, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.30]).
Кто такие дети в ст.17, 18? "Существует давняя вражда между дьяволом и евреями" [Л.10]. "Це також будуть євреї, яким не вдалося втекти" [Л.17; Л.3, 16, 19, 36], "144 тысячи иудеев" [Л.11; Л.9], как часть "трети", которая выживет в Израиле" [Л.8; Л.14].
Нисколько, речь о Церкви [Л.23, 25], "это верующие различных христианских деноминаций" [Л.7; Л.26], христиане, не евреи [Л.15], "поколение христиан, которое живёт на земле в период последних событий ... жена - это Церковь Христова" [Л.24].
Здесь частично правы сторонники обеих гипотез. Иоанна, как еврея, несомненно интересовала судьба ам Йисраэль, жена, противостоящая искусителю (12:6, 13-16). Конечно его волновало и будущее Церкви, участь христиан, "сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (ст.17, б).
Апостол провидел беспощадную "брань" Его детей с сатаной. Война окончится победой Агнца и всех истинных христиан; они "не возлюбили души своей даже до смерти" (ст.11).
Однако видения в ДВУХ разных мирах неправильно сводить к одной духовной сфере. Пророк увидел в физическом мире реальное небесное тело, отождествив его с древним змием-дьяволом, противником Бога.
"И вот дракон встал на берегу моря" (пер. [Л.4]), данную фразу, неточно приведенную в Синод. переводе, специалисты относят либо к 12-й главе [Л.5, 30, 34] либо к 13-й [Л.4].
В любом случае подразумевается не дьявол, а "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4а, 15), жуткий левиафан, выходящий из моря (13:1), точнее, из-за морского горизонта [Л.2].
Сатана потерпит поражение (12:11), а беспощадное дикое животное, пришедшее в ярость (ст.17), победит в войне со святыми (13:7). Ибо "всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" умрёт (ст.15) ... но и воскреснет! (7:13-17, 20:4).
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья "6. Комментарии к Книге Откровение. Глава 17 - Великая блудница".
2. Статья № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
3. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
4. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
5. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
6. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
9. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
10. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
11. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
14. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 с.
15. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1156 с.
16. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
17. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
18. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
19. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
20. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
21. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
22. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
23. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
24. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
25. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
26. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
27. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
28. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
29. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
30. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
31. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
32. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
33. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
35. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
36. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
37. Статья №14 "Числа".
38. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.-984с.
39. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
40. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
41. Лаури Р. Рапсодия на тему Откровения.- М.: Духовная Академия Апостола Павла, 2011.- 232 с.
42. Мень А. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова.- Рига: Фонд им. А.Меня, 1992.- 180 с.
43. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
43. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
44. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПБ.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
45. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
46. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
45. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
46. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.