Комментарии к Книге Откровение. Глава 12 - Женщина и дракон

"И явилось на небе великое знамение - жена, облечённая в солнце ...
      И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон ..."
(Отк.12:1-3)
 
1. Вступление

     Для описания своих удивительных видений Иоанн использовал ряд аллегорических мифопоэтических образов. Например, архетипы великой блудницы и багряного зверя (гл. 17, [Л.1]).
    Эти же персонажи, но в ином облике, встречаются в 12-й главе. Ведь одной из особенностей Откровения являются повторы некоторых событий, образов, сцен, отдельных стихов [Л.2].
     Кроме того, женщина и дракон "оба имеют отношение и к земному, и к небесному" [Л.3]. Поэтому пророк соединяет земное знакомое с небесным незнакомым, так как видит оба мира одновременно.
    Возникающие  при таком синтезе трудности побудили тайновидца к широкому применению аллегорий, метафор, астрономических символов. Также использованию архетипов, мифологических аналогий, обращению к традиционным антропо- и зооморфизмам, когда неизвестные объекты наделялись свойствами человека или зверей [Л.1, 2, 31].
     Композиция гл.17. 1. Знамения жены и дракона (12:1-6).
           2. Война ангелов на небе (12:7-12).
           3. Брань дракона с женщиной на земле (12:13-17).
      Главная тема. Преследование драконом и сатаной детей Божьих.
      Цель написания. Предупредить всех верных Господу о предстоящих тяжёлых продолжительных испытаниях.
    Содержание. Иоанну открываются знамения на небе: женщина, облечённая в солнце (12:1, 2), семиголовый красный дракон (ст.3, 4). Жена родила младенца (ст.5), убежала от чудовища в пустыню (ст.6). На небе произошла война между ангелами (12:7), в которой сатана и его ангелы потерпели поражение (ст.8), они сброшены на землю (ст.9-12).
     Дракон стал преследовать женщину (12:13), чтобы захлестнуть её потоком воды (ст.15), но она укрылась в пустыне (ст.14), а земля помогла ей уцелеть (ст.16). Дракон же вступил в брань с остальными детьми жены, теми, кто соблюдает заповеди Божьи, несёт людям свидетельство Иисуса Христа (ст.17).
     Проблемы толкования. Персонажи видения являются символами, отвлечёнными понятиями или отражениями реальных образов. Кого или что подразумевал пророк под женой, облечённой в солнце, большим семиголовым красным драконом, младенцем мужского пола, древним змием, рекой воды, семенем жены.
 
2. Жена, одетая в солнце (12:1)
 
     Иоанн в 17-й главе представил землю со всеми языческими городами её в виде великой блудницы [Л.1]. Это так и есть. Но было бы несправедливым ограничиться только одним характерным аспектом такого архетипа, отрицательным по сути.
     На нашей планете проживает избранный Богом еврейский народ, жила святой жизнью дева Мария, пребывает святая христианская Церковь. Поэтому апостолу открылась тайна не только тёмной (гл.17), но также светлой стороны Земли (гл.12).

    "И явилось на небе великое (поразительное) знамение - жена (женщина), облечённая (одетая) в солнце; под ногами её (была) луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (12:1; в скобках, текст из [Л.4, 5]).

    Знамение (знак) означает чудо (Ин.3:2, 4:48, 6:30, 7:31, 20:30). "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение ..." [Л.6]. Католики полагают, в ст.1 говорится о Деве Марии, но против такого толкования имеется ряд обоснованных серьёзных возражений, например в [Л.3, 7].
    Поэтому наиболее вероятными считаются иные 2-е гипотезы. "Жена символизирует Израиль" [Л.8; Л.3, 5, 9-19, 31, 39]. "Она символизирует Церковь" [Л.20; Л.6, 7, 21-23], солнце - Иисус Христос [Л.7, 20-22, 24] или Авраам [Л.39].
    Существует третья точка зрения, как попытка примирить две предыдущие. "Жена символизирует идеальную общность избранного Богом народа" [Л.25], т.е. это "народ Ветхого и Нового Заветов верный Богу" [Л.24, 26]. Но почему этот народ апостол видит на небе?
     Луна под ногами жены символизирует "подчинение Закона веку благодати" [Л.7] или, наоборот, "отношение завета Бога с Израилем" [Л.12]. Нет, "под солнцем и луной подразумевается Иаков и Рахиль" [Л.8], луна - Исаак [Л.39]. "Місяць - символ земної мудрости" [Л.17], напротив, "луна символизирует плотский человеческий свет" [Л.24], "всё земное, суетное преходящее"  [Л.3] и т.д.
    Также отсутствует единство по вопросу "двенадцати звёзд", которые символизируют: 12 сыновей Иакова [Л.8, 17, 39], или 12 племён (колен) Израиля [Л.3, 5, 13, 15, 27], или 12 апостолов Христа [Л.7, 22-24] или 12 звёзд зодиака [Л.28].    
    Человек, обладающий фантазией, может придумать совсем иные образы, символизирующие жену, "облечённую в солнце", луну, "венец из двенадцати звёзд". Но что же видел Иоанн на небе? не мог же он видеть то, что символизируют луна, солнце, звёзды, т.е. сугубо отвлечённые понятия, навязываемые современными толкователями.
    Обилие противоречивых гипотез, порождаемых аллегорической герменевтикой, заставляет толковать ст.1 буквально. А именно, на небе: "луна" это ... луна"солнце" есть солнце, а "венец из двенадцати звёзд" - созвездие, состоящее из 12 звёзд.
     В таком случае, загадочный астрономический знак "женщина, одетая в солнце" (пер. [Л.4, 5]) это Земля (рис.1, 2), представленная в мифологическом антропоморфном облике (рис.1).
 
     Ранее, великую блудницу-землю пророк увидел в пустом (космическом) пространстве (17:3, [Л.1]). Там же "на небе" (12:1) ему открылось аналогичное астрономическое видение жены-земли, освещённой солнцем (рис.2, [Л.2]).
    Она вся "облечённая (одетая) в солнце" (ст.1, б), "под ногами её луна" (ст.1, в). На голове "венец из двенадцати звёзд" (ст.1, г), очевидно зодиакальное созвездие "Дева".
                                                     
 3. Родовые схватки (12:2)
 
     Великое апокалиптическое знамение на небе (12:1) поразило апостола не только необычностью сочетания персонажей, но также особым состоянием жены.

    "Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки" (12:2, пер. [Л.4]).

   Одни богословы утверждают, здесь речь о страдании Церкви перед пришествием Христа [Л.6, 7, 21, 24]. Другие настаивают на версии страдания еврейского народа перед рождеством Христовым [Л.17] или рождении нового Израиля [Л.8]. Третьи считают родовыми муками девы Марии [Л.10, 40].
   Для правильного толкования ст.2 необходимо учесть культурно-исторический контекст данного откровения. В Израиле были широко распространены следующие представления о дне Господа (новозаветная "великая скорбь", Мт.24:20-22).
    Перед его наступлением "вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, их часто сравнивали с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребёнка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался "родовыми муками Мессии", что означает не страдания Мессии, а мира, рождающего Мессию"  [Л.29, стр. 459].
    Страдания "мира, рождающего Мессию", а также возрождающего новый Ам Йисраэль провидел ветхозаветный пророк Йешайа. "Земля должна познать боль рождения, и после боли этой она родит своих детей - новый народ" (Ис.66:8, пер. [Л.30]).
     Исполнение этого эсхатологического пророчества видел Иоанн (Отк.12:2). А именно, "родовые схватки" колеблющейся Земли, сотрясаемой великим землетрясением небывалым по силе и разрушительным последствиям (16:18-20). Как написано пророком Исаией о дне посещения творения Господом.
   "Земля сокрушается (рушится), земля распадается (раскалывается), земля сильно потрясена (сильно дрожит). Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель" (Ис.24:19-21; в скобках, текст из [Л.4]).
     Видение небесного знамения жены, освещённой солнцем, конечно нельзя сводить только к одному антропоморфному образу Земли. В до научное время любой объект, особенно небесный, мог быть самим собой и одновременно чем-то иным.
    Образ жены входит в так называемые "архетипы положительного опыта" [Л.31, стр. 18]. В данном случае, состоящие из нескольких положительных образов, объединённых темой "мук рождения" (Отк.12:2). Это Земля (ст.1, 2), дева Мария (ст.5); Израиль (ст.6, 13-16) и Церковь (ст.11, 17) во время великой скорби.
    Архетипам положительного опыта противостоит вавилонская блудница (17:1, 2), как "архетип отрицательного опыта" (там же). Образ, собранный из нескольких отрицательных персонажей, объединённых темой "блудодейства".  А именно, языческая богиня, упившаяся кровью святых (ст.3-6), Земля с развратными жителями её (ст.15, 16), великий царствующий над миром нечестивый город (ст.18).
 
4. Большой красный дракон (12:3)
 
     Если пророку открылось видение жены-земли (12:1), почему она кричит "от болей и мук рождения"? (ст.2), отчего у неё начались родовые схватки?
    По причине нападения на Землю таинственного чудовища. Потому что, рассказывая об астрономическом знамении (ст.3), Иоанн мог использовать единственный доступный язык, существовавший в его времена, язык мифов и архетипов.
    "Это видение раскрывает образ, который был широко известен в древней мифологии" [Л.27]. "Общая черта этих мифов - представление о чудовище из моря, которое борется с небесными богами ..." [Л.32, стр. 518; Л.28].
    Кроме того, характерной особенностью астральных мифов являлось "наличие нескольких космических персонажей" [Л.33, стр. 116]. Как правило, удивляющих своей необычностью.

    "И другое знамение (тут новое видение) явилось на небе: вот, большой (огромный) красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (и семью венцами на головах)" (12:3; в скобках, текст из [Л.30]).

     Архетип дракона-змея широко представлен в мифологиях почти всех стран [Л.33]. В Библии он называется левиафан (Ис.27:1, Иов.40:20, 41:4-25, Пс.73:13, 14), зверь (Дан.7:7, Отк.13:1-4, 17:7-12), истребитель народов (Иер.4:7), Гог (Иез.38:2-7), дракон (Отк.12:3, 4).

     В западносемитской угаритской мифологии левиафан (Латану) представал могучим семиголовым чудовищем (рис.3).
     Такое многоголовое крылатое  чудовище сочетало формы разных реальных животных [Л.33, стр. 394, 469].
     Основными признаками дракона-левиафана служили: наличие нескольких голов, часто с рогами, способность к полёту, огненное дыхание, разумность.
    В астральных мифах небесные тела: звёзды, созвездия, планеты оживотворяются и "часто представляются в виде животных" ([Л.33,стр. 116]. В частности за летучих драконов принимались зооморфно персонифицированные кометы и метеоры [Л.2].
     Поэтому невиданное ранее планетообразное тело в окружении 7-и астероидов с венцами из множества мелких обломков тайновидец называет "знамение на небе".
    Наделяя астрономическое знамение обликом и свойствами животного (зооморфизм), Иоанн отождествляет его с архетипом мифологического дракона (12:3), "чудовища, олицетворявшего космический хаос" [Л.2].
     Авторы перевода [Л.34] называют цвет чудовища "огнено- красный" ... - Вероятно, цвет крови; в некоторых рукописях: "огненный" - огнедышащий" (стр. 1386).
     Огнедышащий вид обусловят языки пламени, возникающие при вторжении в атмосферу голов-астероидов. Они же головы-горы в стихе 17:9 и "словно огромная гора огня" в ст. 8:8 (пер.[Л.34]; "нечто, подобное огромной горе, охваченной огнём" [Л.30]).
     Ведь греч. слово "пирос", переведенное в 12:3 как красный, означает "пылающий" [Л.13]. Поэтому красный цвет дракона, вопреки мнению толкователей, не указывает на "цвет свежепролитой крови" [Л.24; Л.8, 12]. А также не означает, "что он покрыт человеческой кровью" [Л.7; Л.9, 10].
    Нет. Огненно-красный цвет планетообразного тела (12:3, 17:3), как и луны (6:12), вызовет изменение характера диффузного излучения неба, появление аэрозольного рассеяния света вместо молекулярного, рэлеевского [Л.35].
    После вхождения астероида в плотные слои атмосферы он запылает. Именно такое явление видел Иоанн "как-бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море" (8:8, б).
 
5. Хвост, увлекающий звёзды (12:4, а)
 
     Огромный огненно-красный семиголовый дракон, видимый ночью на звёздном небе,  не статичен. Он совершает странные действия (ст.4).

    "Хвост его увлёк (смахнул) с неба третью часть звёзд и поверг (сбросил) их на землю" (12:4, а; в скобках, текст из [Л.5]).

     Единство мнений при толковании ст. 4 отсутствует. Многие богословы считают, здесь звёзды символизируют ангелов [Л.3, 5, 6, 10, 12, 14, 15, 17, 20, 23, 24, 27, 40]. Напротив. "Звёзды - это учительские силы Церкви, а хвост - лжепророки и лжеучителя" [Л.7; Л.21] или сатанинская сила [Л.8].
     Нет, звёзды - третья часть людей, которая "входит в восстановленную Римскую империю" [Л.16]. Это "лидеры Израиля" [Л.11] или даже "союз наций, царей и племён на земле" [Л.9].
    Однако все перечисленные версии толкования ст. 4 обладают общим недостатком. С их помощью невозможно объяснить параллельный стих о небольшом загадочном роге из пророческого видения Даниэйла.
     (Он) вознёсся до воинства небесного, и низринул (поверг) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (Дан.8:10; в скобках, уточнения из [Л.4]).
     Если речь идёт об ангелах,  почему их повелитель не только сбросит своих ангелов хвостом (!), но ещё и растопчет? В Библии ничего не говорится ни о растоптанных кем-то небесных существах, ни о падающих и тающих ангелах (Ис.34:4). Если же под звёздами подразумевается население земли [Л.9, 11, 16] или святые в Израиле [Л.39], почему их сбросят с неба?
    Несостоятельность аллегорического подхода побуждает к буквальному толкованию ст. 12:4, т.е. звёзды это ... звёзды. Точнее, звёздами в Отк.6:13, 8:10, 9:1, 12:4, Дан.8:10, Ис.13:10 и воинством небесным (Дан.8:10, Ис.34:4) пророки называли некие астрономические объекты, по-научному "метеорные тела" [Л.2, 35].
     А именно, мелкие метеоры - "небесное воинство" (Ис.34:4), оно "истлеет", полностью испарится в атмосфере. Крупные метеорные тела  - "звёзды" (Отк. 8:10, 11, 9:1, 2), т.е. метеороиды,  а также очень крупные - "как-бы большая гора, пылающая огнём" (8:8, астероид).
     "Звёзды" смахнёт с неба на землю метеорно-астероидный поток, пересекающий её орбиту. Он же "хвост" небесного левиафана, большого красного дракона "с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4).  Но почему пророки видели как сбрасываются не ВСЕ звёзды, а только часть?
     Сегодня в ночном небе северного полушария видно невооружённым глазом примерно 3000 астрономических звёзд. Однако в день Господень, из-за неботрясения, "звёзды"  упадут на землю как незрелые смоквы от сильного ветра (6:13, на самом деле, метеоры).
     После такого "звездопада" будет видно только около 2 000 самых ярких астрономических звёзд. То есть на "третью часть" (12:4) меньше по причине возникшей запыленности атмосферы. Как отмечается в одном из видений Иоанна, "треть звёзд затмилась" (8:12, пер. [Л.30]).
 
6. Нападение на женщину (12:4,б - 6)
 
     Ещё одно странное действие таинственного левиафана видит пророк, когда переходит от общего плана видения знамений на небе (12:1-4, а) к отдельным картинам.

    "Дракон сей стал
(встал) пред женою (женщиной), которой надлежало родить (которая рожала), дабы, когда она родит, пожрать (сразу проглотить) её младенца" (12:4, б; в скобках, текст из [Л.5]).

    "Попытка дракона пожрать Младенца, по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа" [Л.8]. С таким мнением согласны почти все богословы [Л.7, 10, 11, 16, 17, 20, 24, 40 и др.] за небольшим исключением, а именно.
    Речь идёт о христианской религии "при самом зарождении её" [Л.21], "всё сказанное о "младенце" связано не с историческими событиями прошлого, а со вторым пришествием Христа ..." [Л.36].  Последнее мнение выглядит логичным, с ним можно согласиться, если бы не следующий стих.
    
   "И родила она младенца мужеского пола (сына), которому надлежит (будет править) пасти все народы жезлом железным; и восхищено (унесено) было дитя её к Богу и престолу Его" (12:5; в скобках, текст из [Л.34]).

    "Выражение "восхищено было дитя" говорит о вознесении Иисуса Христа" [Л.8, 10, 12, 15, 17, 18, 24], а не Церкви, как ошибочно считается в работах [Л.7, 11]. "Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (ср. Пс.2:9, Отк.19:15)" [Л.8; Л.9, 12, 14-20, 24-28]. Тогда в ст.5 имеется в виду еврейская девушка Мариамь, а не Церковь или Израиль.
    Историческое событие рождения Сына Человеческого, Его вознесения "к Богу и престолу Его", по масштабу да воздействию, соизмеримо с последним временем, с возвращением Иисуса Христа. Более того, роды Марии (ст.5) тематически связаны (ст.2) с будущими страданиями "мира, рождающего Мессию" [Л.29].
    
   "А жена (женщина) убежала в пустыню, где (Богом) приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали (кормили) её там тысячу двести шестьдесят дней" (12:6; в скобках, текст из [Л.4]).

    Предыдущий ст.5 является единственной исторической вставкой в 12-й главе эсхатологического повествования Иоанна. В следующем стихе (6) он возвращается к событиям Великой скорби [Л.8, 10, 11] продолжительностью 1260 дней [Л.37].
     Оттого выражение "жена убежала в пустыню" (ст.6) относится не к еврейской женщине в прошлом (ст.5), но к будущему еврейского государства Израиль.  
    "Евангелист Матфей прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню"
[Л.8; Л.10, 14], "в районе Моава, Аммона и Едома, к востоку Палестины" [Л.12]. Поэтому она "женщина, представляющая народ Израиля" [Л.11; Л.16, 17].
 
7. Война между ангелами (12:7-10)
 
     Согласно библейской концепции, "столкновениям в человеческой истории соответствуют конфликты в небесной сфере" [Л.38, стр. 862]. "Бурные события на земле в дни Великой скорби находят своё отражение на небесах" [Л.12].
     В данном случае это столкновение Земли с огромным красным драконом (метеорно-астероидным потоком), чему соответствует следующий конфликт "в небесной сфере".

    "А в небе началась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом. Дракон сражался вместе со своими ангелами, но не смог одолеть, и они потеряли своё место на небе" (12:7, 8; пер. [Л.34]).
 
    "Некоторые толкователи предполагают, что в этом отрывке речь идёт об изгнании сатаны с небес в древние времена" [Л.40, стр. 1816].
     Противоположное мнение. "Хотя время этого события не уточняется, судя по контексту, оно произойдёт "при конце" [Л.8], "может совпадать с началом великой скорби" [Л.19].
     Защитник народа израильского архангел Михаил (Дан.12:1) возглавит войну ангелов света против сатаны (рис.4).
     Дракон-сатана окажется недостаточно силён и потерпит поражение вместе с ангелами своими. Они потеряют место на небесах, будут сброшены на землю, как написано.

    "И низвержен (сброшен вниз) был великий дракон, древний змий, (по прозванию) называемый диаволом и сатаною, обольщающий (обманывает) всю вселенную (весь мир), низвержен на землю, и ангелы его низвержены (сброшены) с ним" (12:9; в скобках, текст из [Л.30]).

    Дракон, сбрасываемый с небес на землю, это архетип, изначальный "древний змий", обманувший Адама и Еву. Он же называется "диаволом", греч. "обвинитель", "клеветник", "искуситель", да "сатаною" (арам. "противник").
     Низверженный "великий дракон" (ст.9) отличается от знамения семиголового рогатого красного дракона на небе (ст.3). Дракон-сатана по сути дух (ангел), противящийся Богу, а не большое красное знамение, нападающее на женщину (ст.4). Согласно Писания, у сатаны нет 7-и голов, 10-и рогов, хвоста; он лжец и отец лжи, "обольщающий всю вселенную" (ст.9).
     Тем не менее, оба дракона входят в  "архетипы отрицательного опыта" [Л.31, стр. 18]. Их объединяют: отсутствие созидательного начала, стремление к разрушению и убийству,  сверхъестественные способности. Оба будут сброшены с неба на землю, попадут в озеро огненное. Сначала зверь-дракон (19:20), а через 1000 лет - дракон-сатана (20:10).
    Поэтому Иоанн, воспринимая хтоническое чудовище как реальное существо (12:3, 4а, 14, 15; 13:1-4; 17:8-12), отождествляет его с архетипом змея-дьявола-сатаны (12:4б, 7-13, 17). Подражая ветхозаветным пророкам, уподобившим реальных царей их повелителю-сатане (Иез.28:1-19, Ис.14:4-17). Затем.

    "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало (Наступило) спасение и сила (могущество) и царство Бога нашего и власть Христа Его (власть теперь у Его Помазанника-Христа!), потому что низвержен клеветник (Обвинитель) братий наших, клеветавший на них (обвинявший) пред Богом нашим день и ночь" (12:10; в скобках, текст из [Л.5]).

    После низвержения сатаны да его ангелов с небес в начале Великой скорби, через 1260 дней (ст.6, [Л.37]) придёт "спасение" (ст.10). Наступит тысячелетнее  "царство Бога нашего" на земле, ибо воцарится Его Помазанник - Иисус Христос (12:10, 11:15).
 
8. Победа (12:11, 12)

    Господь наш в одиночестве победил дьявола на Голгофском кресте. Но окончательный успех в брани против "духов злобы поднебесных" (Еф.6:12) носит коллективный характер.
 
   "Наши братья (Они) победили Его (его) кровью Агнца и (словом) свидетельством истины. Они не дорожили своими жизнями даже под угрозой смерти (не страшились смерти)" (12:11, пер. [Л.30]; в скобках, текст из [Л.4]).

    Человек побеждает сатану, его искушения, ложь "кровию Агнца" (ст.11), пролитой за всех грешников (Рим.5:6-8). Более того, христиане уже "оправданы Кровию Его" (ст.9).
    Значительный вклад в общую победу над силами тьмы вносит Церковь. В частности наши свидетельства истины (Отк.12:11) - "это то, что должно быть сказано, заявлено, произнесено вслух в адрес Бога, человека или сатаны" [Л.7].
     Даже если "словом свидетельства" можно подвергнуть опасности свою жизнь (ст.11, б), особенно во время Великой скорби. Поэтому апостол восклицает.

   "Так ликуйте же, небеса и все обитатели их! (Но) Горе земле и морю! (ибо) Спустился к вам дьявол, полный великого гнева (злобы), зная, что время его истекает (немного времени ему осталось!)" (12:12, пер. [Л.34]; в скобках, текст из [Л.30]).

    "Небожители будут веселиться, потому что диавол низвергнут и небо освободилось от его присутствия" [Л.7; Л.10, 23]. Однако "Горе земле" от сброшенной темной духовной силы, исполненной злобы, великого гнева, "сильной ярости" (ст.12, б). Но почему "Горе ... морю"?
     В пророчестве Иезекииля образ реального царя города Тир (Иез.28:1-10) сливается с образом помазанного херувима (ст.12-16), он будет сброшен на землю (ст.17). Два персонажа из видений Иоанна, сброшенные на землю, также слиты воедино. Выступая то как сатана (12:4 б, 7-13, 17), то как большой красный дракон (ст.3, 4а, 14, 15), зверь из моря (13:1-4), зверь багряный (17:8-12).
    Они поразят землю, "разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (ст.16, [Л.1]). При этом сильно пострадают как геосфера, так гидросфера [Л.2], в морской среде погибнет треть (!) живых существ (8:9). Оттого написано "Горе земле и морю!" (12:12, б).
     Горе на какой период? "Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь" [Л.8; Л.9, 10, 18, 19], а затем наступит царство Христа на земле (11:15). Таким образом дракону-сатане "не много ему остаётся времени!" (12:12, в).

9. Спасение Израиля (12:13, 14)

    Главная цель противника Бога во все времена - преследовать избранный народ. Сатана не оставит его в покое до последнего дня своего пребывания на земле.

   "Когда же дракон увидел, что низвержен (сброшен) на землю, начал преследовать жену (женщину), которая родила (мальчика) младенца мужеского пола" (12:13; в скобках, уточнения из [Л.4, 5]).

     Церковь создана Христом, а не родила Его. Следовательно в ст.13 говорится об израильском народе, как считают авторы [Л.10-12, 16, 17 и др.].
     Ам Йисраэль дал миру всех евреев, от Авраама, родившего Исаака, до "Марии, от которой родился Иисус" (Мт.1:1-16); именно "от них Христос по плоти" (Рим.9:5). Какова же участь избранного народа в последние дни?
     
    "И даны были жене два (огромных) крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё (приготовленное) место от лица змия (вне досягаемости дракона) и там питалась впродолжение времени, времён и пол-времени (в течение года, двух лет и ещё полугода)" (12:14; в скобках, текст из [Л.4]).

     Согласно пророчества 12:14, Израиль, как жена Йахвэ, спасётся от семиголового змея-левиафана  улетев в пустыню, "народ Израиля будет защищён от полного уничтожения" [Л.13].
    Словами "два огромных орлиных крыла" (12:14, пер. [Л.4]) тайновидец называет, очевидно, большие крылья пассажирских самолётов. "Это не настоящие крылья птицы ..." [Л.12]. Куда же улетит население Мединат Йисраэль?
     Некоторые богословы считают, это "єдомська пустиня" [Л.17], город Петра, южнее Мёртвого моря [Л.8, 11, 14]. Но туда не нужно лететь, можно доехать автомобилем или даже добраться пешком.
     Дочь Сиона убежит гораздо дальше, испугавшись апокалиптического знамения ярко-красного семиголового дракона на небе, точнее угрозы цунами из Средиземного моря. Как предсказывает Михей "ты выйдешь из города и будешь жить в поле и дойдёшь до Вавилона" (Мих.4:10, б).
     Эти беженцы, а также спасающиеся "от лица змия" (Отк.12:14) в Заиорданье (Дан.11:41) будут жить в открытом поле "три с половиной года" (Отк.12:14, пер. [Л.34]), т.е. 1260 дней (ст.6). Затем они вернутся в Израиль [Л.37].
    Пророк утверждает, всё это время жена находится "вне досягаемости дракона" (ст.14, пер. [Л.4, 5]). Понятно, речь не может идти о вездесущем дьяволе; но несомненно о его олицетворении - большом красном драконе-левиафане, который сражается с землёй и жителями её (ст.3, 4а, 15).

10. Река воды
(12:15, 16)
 
     Иоанн в 12-й главе очень кратко говорит о содержании сражения, в отличие от других глав (6:12-14, 8:5-12, гл.9, 13:1-7, 17:12-16). Тем не менее, он обращает внимание на самое опасное, но загадочное событие.

   "И пустил (изрыгнул, "изверг") змий из пасти своей вслед жены воду ("подобно реке") как реку (целую реку воды), дабы увлечь ("захлестнуть") её рекою (чтобы захлестнуло потоком)" (12:15; в скобках: текст из [Л.34], в кавычках - из [Л.30]).

    "По логике вещей здесь под водой подразумевается бесовское учение ..." [Л.7], "огромное множество лжеучений" [Л.40, стр. 1817]. Поток "ересей и заблуждений, которые были обрушены на церковь ..." [Л.21]. "По всей вероятности - это была река ненависти, злобы, угроз, клеветы и осуждения" [Л.36; Л.8, 16] или "гонения в период великой скорби" [Л.19].
    Другие авторы придерживаются иной точки зрения, но такого же иносказательного символического  характера [Л.18]. Река воды - "поток людей, человеческие массы из моря народов" [Л.24; Л.9], "образ обширного войска, посланного антихристом" [Л.11; Л.3, 12, 17, 23]. Войско - метафора божественного суда, гонения на Божий народ [Л.39]. Нет. "Внезапное наводнение в результате ливня" [Л.10].
    Обилие противоречивых гипотез свидетельствует об отсутствии правильнойй версии. По логике вещей, здесь под "водой" подразумевается ... вода (12:15; дословно, "быть унесённым рекой, быть смытым рекой" [Л.13]).

     Однако вода не в виде ливня сверху, асильный поток из пасти змия-левиафана, изрыгнувшего "целую реку воды" (ст.15, пер. [Л.34].
     То есть речь о стремительном перемещении по земле огромных масс воды "подобно реке" (пер. [Л.30], по-научному "цунами", рис.5).
     Причиной мощного глобального цунами явится "великое землетрясение" (16:18) импактного (ударного) происхождения [Л.2].
     Великое потрясение земли явится одним из самых разрушительных последствий нападения красного дракона с семью головами, десятью рогами (12:3), хвостом, сметающим с неба "третью часть звёзд" (ст.4, а).
     Гигантские волны могут захлестнуть потоками воды все острова (16:20) и страны, расположенные у крупных водоёмов, в том числе Мединат Йисраэль - жену Яхве (Ис.54:5, 6, Иер.3:6-8, Ос.2:16).
    
    "Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей" (Отк.12:16).

    Именно так произойдёт. Из-за великого землетрясения распадутся не только города (16:19), но даже сама земля (Ис.24:19). Как написано "разверзла земля уста свои" (Отк.12:16). "В буквальном смысле (уста) это входное отверстие во внутреннюю полость" [Л.31, стр. 1006]. В данном случае, - широкие и глубокие трещины (провалы) огромной длины.
    Нет худа без добра, "змей пускает вслед народа большую реку, но землетрясение поглощает воду" [Л.14]. Точнее не само землетрясение, а вызванные им провалы в земной коре поглотят реку воды,  "которую пустил дракон из пасти своей" (ст.16, б).
 
11. Война левиафана с детьми жены (12:17, 18)
 
     Несчастья жителей земли не ограничатся великим землетрясением, огромными цунами, массовым падением "звёзд" с неба.

    "Дракон пришёл в ярость (рассвирепел) из-за женщины и пошёл войной на остальных её детей - тех, кто соблюдает повеления (заповеди) Божьи и несёт людям свидетельство Иисуса (придерживается истины, которой учил Иисус. И дракон стоял на морском берегу)" (12:17, 18, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.30]).

     "Существует давняя вражда между дьяволом и евреями" [Л.10]. "Це також будуть євреї, яким не вдалося втекти" [Л.17; Л.3, 16, 19, 36]. Это "144 тысячи иудеев" [Л.11; Л.9], как часть "трети", которая выживет в Израиле" [Л.8; Л.14].
     Напротив, речь идёт о Церкви [Л.23, 25], "это верующие различных христианских деноминаций" [Л.7; Л.26], христиане - неевреи [Л.15], "поколение христиан, которое живёт на земле в период последних событий ... жена - это Церковь Христова" [Л.24].
     Здесь частично правы сторонники обеих гипотез. Иоанна как еврея, несомненно интересовала судьба Ам Йисраэль - жена, противостоящая дьяволу (12:6, 13-16). Конечно волновало апостола также будущее Церкви, участь возлюбленных детей Божьих, семени от народа израильского, "сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (ст.17, б).
     Ведь Иоанн провидел беспощадную "брань" сатаны с Церковью. Война окончится победой Агнца и всех истинных христиан; они "не возлюбили души своей даже до смерти" (ст.11).
     Однако увиденное пророком в ДВУХ разных мирах неправильно сводить только к духовной сфере. Потому что Иоанн увидел в физическом мире реальное небесное тело, которое отождествил с древним змием-диаволом-сатаной, противником Бога.
     "И вот дракон встал на берегу моря" (пер. [Л.4]). Эту фразу, неточно переведенную в Синод. переводе, специалисты относят либо к 12-й главе [Л.5, 30, 34] либо к 13-й [Л.4].
     В любом случае подразумевается не сатана, а "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4а, 15). Он же зверь-левиафан, выходящий из моря (13:1), точнее из-за морского горизонта [Л.2].
     В отличие от сатаны, который потерпит поражение (12:11), зверь-дракон победит в войне со святыми (13:7). Ибо "всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" умрёт (ст.15) ... но и воскреснет! (7:13-17, 20:4).
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Статья "6. Комментарии к Книге Откровение. Глава 17 - Великая блудница".
2. Статья  № 7 "Апокалипсис Иоанна Богослова".
3. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
4. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
5. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
6. Большой Библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
9. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
10. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
11. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
12. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
13. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1008 с.
14. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 с.
15. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.- 1156 с.
16. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
17. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
18. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
19. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
20. Хендриксен В. Побеждающие силой Христа.- Минск: Завет Христа, 2004.- 224 с.
21. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
22. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
23. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
24. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
25. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
26. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
27. Библейский культурно-исторический комментарий. В 2 ч. Ч.2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733с.
28. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
29. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
30. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150с.
31. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
32. Словарь Нового Завета. Т.2. Мир Нового Завета.- М.: ББИ св. ап. Андрея, 2010.- 960 с.
33. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
35. Статья №2 "Гог из земли Магог: конец мира сего".
36. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
37. Статья №13 "Числа".
38. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.-984с. 
39. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
40. Славянский библейский комментарий.- Киев: ЕААА, Книгоноша, 2016.- 1840 с.
День Господень