Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)

      "И кто не был записан в книге жизни, тот
был брошен в озеро огненное" (Отк.20:15)
 
1. Вступление
 
     Одной из главных тем почти всех ветхозаветных пророческих книг является особый эсхатологический "день Господень". Он связан с карами небесными, изливающимися на все народы, а также с массовой гибелью людей.
     В Новом Завете такой пророческой Книгой, описывающей события "великой скорби", служит Откровение Иоанна. Однако в отличие от иных библейских пророчеств Апокалипсис содержит уникальные видения посмертной участи погибших. Пшеницу соберут в житницу на небесах, а плевелы сожгут в озере огненном, при кончине рода сего, после молотьбы, жатвы, суда.
      Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан и прочих умерших (20:4-6).
           2. Последний суд у великого белого престола (20:11-13).
           3. Огненное озеро (20:14, 15).
      Главная тема. Смерть и воскресение в последние дни разных категорий людей.
      Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни Великой скорби, а также предупредить всех живущих на земле о существовании второй смерти.
     Содержание. Вне созданной физической вселенной, в ином мире, на небесах пророку открывается видение посмертной участи двух категорий людей. Первая, христиане (20:4), над ними вторая смерть не имеет власти (ст.6). Вторая категория, "прочие" из умерших, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).
     Одно из видений касается Божьего суда у белого престола (20:11), где будут судимы по делам все "прочие" умершие (ст.12). На этот последний суд поступят души из всех хранилищ (ст.13), а смерть и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут все, кто не записан в книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.
      Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом воскресении и кто при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд, чьи имена записаны или не записаны в книге жизни, что означает вторая смерть.

2. Посмертная участь христиан (20:4)
    
    На протяжении трёх с половиной лет периода Великой скорби умрёт великое множество людей (6:8, 8:11, 9:18, 13:15, 19:21). В том числе христиан (6:9-11, 7:9-14, 12:17, 13:7, 15). Какая участь ожидает их в трансцендентном мире? в каком виде они будут пребывать?

   "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим" [Л.28, стр. 1197]. Однако Иоанн видит в потустороннем мире не подсудимых, а сидящих на судейских престолах, причём видит их живые "души", а не смертные обезглавленные тела.
     Следовательно к Богу возвращаются именно души, не тела (Еккл.12:7). Поэтому апостол Павел утверждает "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться" [Л.18- 20]) у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" [Л.1]).
     Необходимо заметить, душа человеческая, которая формируется на протяжении жизни, и дух, получаемый от Бога в начале жизни, не синонимы. вопреки мнению автора [Л.36]. Тем не менее, они представляют собой единую сущность [Л.37].   
     Сидящие на небесных престолах и судящие [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся и апостолы Иисуса Христа [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30).
     Вторую группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4). "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет. Не логично, ибо о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. мученики будут убиты во время пребывания зверей на земле (13:7, 15).
     "Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "это мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16]. Такое мнение подтверждается пророческим видением (7:9-17). В нём массы стоящих перед престолом Божьим "пришли от великой скорби" (ст.14, б).
 
3. Небесное Царство

     Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые богословы видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720].

   
          Погиб, но не был мученически убит [Л.3]. Все запечатлённые Духом Святым из царства смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).   
     В Синодальном издании Библии еврейское слово Шеол (греч. "гадес") неточно переведено несколькими словами: преисподняя (43 раза), ад (15 раз), гроб (4 раза), могила (3 раза), а греческое слово "гадес" неудачно переведено как ад.
     В каком состоянии пребывают праведники праведностью Христовой после смерти? Автор [Л.38] считает ошибочным мнение "между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635). 
    Он прав, так как "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом" [Л.27, стр. 805].
    Потому что врата Шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь, "силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер.[Л.18]). У праведного милость Господа ценнее жизни, поэтому для него "день смерти лучше дня рождения" (Еккл.7:1, пер [Л.18, 19]).
    Псалмопевец так говорит о своей участи. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней ("из плена могильного" [Л.41]; в оригинале - "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10).
     Избавленные от уз Шеола устремятся из его тьмы к жилищу Света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер. [Л.19]).
     Они оживут, возродятся, воскреснут "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.36, стр. 1395]. Как обещает Избавляющий от тела смерти каждому, верующему в Пославшего Его. Такой "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
    Что же делают возрождённые к новому виду жизни на небесах перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15).     
     Продолжительность служения Иисусу Христу пришедших от Великой скорби - тысяча лет (20:4). Очень древняя еврейская традиция "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Именно столько времени отведено на  существование царства Сына Божьего на земле (ст.4-7). И "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).

4. Воскресение прочих (20:5)

     Говоря о немедленном воскресении христиан, погибших во время великой скорби (20:4, 6), апостол делает небольшое отступление об участи других душ.

   "Прочие же из умерших не ожили (Остальные же мёртвые не возродились к жизни), доколе не окончится (пока не завершились) тысяча лет. Это - первое воскресение (воскрешение мёртвых)" (20:5; в скобках, текст из [Л.1]).

   "Фраза "прочие из умерших" говорит о неспасённых, нечестивых мёртвых людях, которые отвергли Христа" [Л.9], "все неспасённые всех времён и народов" [Л.36], "необращённые и непрощённые грешники" [Л.2; Л.33], "нечестивые" [Л.5, 13, 14]. "Тела неверующих всех времён не будут воскрешены до суда у Великого Белого престола" [Л.16; Л.8].
    Однако в ст.5 ничего не говорится об отвергнувших Христа, неспасённых всех времён, нечестивых или просто неверующих. Как считается в [Л.4], "Это неверующие мёртвые". Однако авторы толкования [Л.6] относят к "прочим из умерших" как не христиан, так и христиан.
    Наиболее взвешенное мнение содержится в работе [Л.11]. "Это, вне всякого сомнения, относится к тем, кто умер без Христа". Жил по совести, умер в дни скорби, но по разным причинам так и не прилепился к Господу всем сердцем своим, не поверил Отцу, не запечатлён Святым Духом.
     Все они "не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (ст.5, "не возвратились к жизни, пока не пройдёт тысяча лет" [Л.18]). Тысячу лет, по земным меркам, "прочие" заблудившиеся духом души будут находиться в царстве смерти, мире умерших, в Шеоле (греч. "гадес" - невидимое). Месте удалённом как от рая, так и ада.
     Там "в мире мёртвых (Букв. "в Шеоле". Шеол - место, где пребывают души умерших), куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10, пер. и примечание [Л.19]).
     Иными словами, в темнице смерти, стране тьмы да тени смертной, выходящей за пределы человеческого опыта, "нет устройства" (Иов.10:21, 22). Нет Бога, нельзя познать чудеса и правду Его (Пс.87:11-13), отсутствует полнокровная жизнь (ст.4-7, Пс.93:17, Ис.38:18).
    "Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там всё же присутствует" [Л.39, стр. 13]. Потому что Иисус Христос, между Своей смертью и воскресением, "проповедывал душам умерших при потопе" [Л.19, стр. 1046], заключённым в темнице (1Пет.3:18-20).
     От уз темницы смерти нельзя освободиться самому (Пс.17:6, 48:15). Только Господь может позвать находящуюся в Шеоле душу (Иов.14:13-15), вывести её из мира умерших (1Цар.2:6).
    "Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания "мертвецов" или теней, месте безнадёжности" [Л.27, стр. 259]. При этом нечестивые души не задерживаются в Шеоле, они из мира умерших "попадают в ад сразу после смерти" (стр. 805).
 
5. За гранью смерти

     Состояние души в таком полусонном месте как Шеол, где исчезает ощущение времени, не является воскресением. Согласно Писания воскресение это переход души из мира умерших (рус. архетип "могила") в райские обители или на суд Божий.
    Судьбы воскресших христиан и прочих людей различны, но сущность воскресения одна и та же. Мнение "должны быть не просто два воскресения, а два разных вида воскресения", первое духовное, при крещении, а второе телесное [Л.42, стр. 531, 579], не соответствует Писанию.
     В одном и том же тексте, одинаковыми словами, не упоминая второго воскресения, Иоанн описывает ОДИН процесс, а не два (духовный и телесный). Также Иисус Христос говорит об одном по содержанию воскресении находящихся в Шеоле, ожидающих всеобщего суда по делам (Ин.5:25-29).
     Они услышат голос Христа (ст.28) "и выйдут из могил ("покинут могилы" [Л.18]). Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" ст.29, пер. [Л.19, 20]).
     Пророк Даниил назвал такой один и тот же процесс пробуждением (Дан.12:2). Как позднее скажет апостол Павел. "Проснись, спящий! Воскресни из мёртвых! И Христос осветит тебя" (Еф.5:14, пер. [Л.20]).
     В отличие от телесного воскрешения, все воскресения духовные. Ни одно из них не является воссоединением души с атомами бывшего тела, с физическим телом похожим на умершее, как считают некоторые богословы [Л.21, стр. 138-141; Л.2, стр. 857; Л.36, стр. 942].
     Например, "тела будут материальными, физическими, в определённой степени связанными с телами, которые опускаются в могилы" [Л.36, стр. 943], "изменённое тело будет создано из физических составляющих нынешнего тела" [Л.37, стр. 459].  
     Нет, Павел ясно пишет. "Погребается тело земное, воскрешается - духовное" (1Кор.15:44, пер. [Л.41]; "сеется физическое тело, а воскресает - духовное" ([Л.19]). Во Втором послании коринфянам (2Кор.5:8)  "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.27, стр. 1191].
     Об участи души и тленного тела апостол сообщает нам так. "Мы знаем, что когда наша земная палатка (дом) - наше тело (временное пристанище) - будет уничтожена, тогда на небе (небесах) нас ждёт вечный  (Богом приготовленный) дом - духовное тело ..." (2Кор.5:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.41]).
     "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" [Л.27, стр. 1271]. Более того, мы уподобимся самому Богу! "потому что увидим Его, как (каков) Он есть" (1Ин.3:2, в). "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность, которая позволит нам узреть Бога" [Л.39, стр. 969].
     Невесомое духовное тело  приспособлено  для существования на небесах, оно не подвластно разложению (1Кор.15:50).  Следовательно мнение авторов [Л.35] "первое воскресение Откр.20:4-6, очевидно, указывает на духовное воскресение святых, после этого, позднее, совершается окончательное, телесное воскресение" (стр. 567) является не библейским.
     Как и предположение "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" [Л.37, стр. 896, 454].
    
6. Первое воскресение (20:6)

    Слова апостола "Это - первое воскресение" (20:5, б) относятся не к "прочим", но к христианам предыдущего стиха [Л.10], что хорошо видно из ст.6.

   "Блажен (Счастлив) и свят имеющий участие (тот, кто получит жизнь) в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать (вместе) с Ним тысячу лет" (20:6; в скобках, текст из [Л.18]).

    Судя по данному откровению, первое воскресение относится не только к христианам, которые погибнут во время великой скорби (20:4). С наступлением эпохи Церкви счастлив и свят любой, принявший жертву Христа за свои грехи, ибо уже имеет "участие в воскресении первом" (рис.2).
 
          "Итак, к "первому воскресению" можно отнести все случаи воскресения, которые произойдут до "Тысячелетнего царства" [Л.15; Л.2, 8, 14].
    Или уже произошли [Л.7, 12], как воскресение ветхозаветных праведников (Лк.13:28, [Л.36]), также "спасённых периода Церкви" [Л.16]. Ибо написано.
     "Ты не оставишь в Шеоле меня, не дашь праведнику видеть мир тлена" (Пс.15:10, пер. [Л.18]).
    Или ещё произойдут в тысячелетнем царстве, так как первая смерть будет существовать на земле "и после второго пришествия Мессии" [Л.22, стр. 111, 124], "в период тысячелетнего царства люди будут умирать" [Л.38, стр. 720].    
    Ведь главная особенность первого воскресения: между смертью верующего и его воскресением для райских обителей на небесах отсутствует какой-либо значительный промежуток времени (Лк.23:40-43, 16:22).
   "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.36, стр. 922]. Как написано "лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор.5:8; Фил.1:23). Поэтому не нужно умножать сущности введением новых не библейских понятий.
     Нет ни чистилища, ни промежуточного Неба, ни промежуточных небесных тел, ни переходного состояния, ни духовного сна души. Как правильно отмечает автор [Л.36], нет состояния "бессознательного существования" в ожидании воскресения (стр. 1410, 1415).
     Все христиане эпохи Церкви живы, а не где-то в промежуточном состоянии ждут оживления, когда Христос "вернётся за Его Церковью в конце нынешнего века" [Л.37, стр. 458].
    Ещё одна особенность первого массового воскресения - над всеми, избавленными от смертного тела, "смерть вторая не имеет власти" (Отк.20:6, б). Первая смерть данной ей властью разрушает тело, а вторая может уничтожить душу (21:8). Однако небожителям она не страшна, ибо там "смерти не будет уже" (ст.4, б), "смертное облечётся в бессмертие" (1Кор.15:54, пер. [Л.18]).
     Души, участвующие в первом воскресении, становятся "священниками Бога и Христа" (Отк.20:6). Они предназначены для служения Отцу духов, Который "будет обитать в них" (7:15). Бог и Его народ станут одним целым (21:3, Ин.14:20), составляя одно тело во Христе (Рим.12:5).
     Поэтому когда Господь начнёт управлять Своим царством на земле [Л.23], они  "будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк.20:6). Почему так мало по сравнению с вечностью? потому что через тысячу лет завершится история человечества (ст.7-10).
     В дни Великой скорби души умерших христиан сразу воскреснут для вечного Царства Небесного сразу (20:4), воскреснут в духовных телах (1Кор.15:44). Прочие души в сознательном состоянии пребывают в Шеоле или аду до окончания тысячелетнего правления Христа на земле (Отк.20:5). Затем  их воскресят для последнего суда, суда по делам у белого престола (ст.11-13).

7. Великий белый престол (20:11)

    Новозаветный пророк получил откровения как о последних днях существования лукавого рода сего (гл.6-19), так о том, что  случится ещё через тысячу лет.  Произойдёт на земле (20:7-9), а также на небесах (ст.11).

    (Затем) увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём, от лица Которого бежало (скрылись) небо и земля, и не нашлось им места ("и уже не найти их!")" (20:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.18]).

    "Некоторые толкователи понимают сказанное в ст.11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба" [Л.14]. По окончании тысячелетнего царства "перестала существовать поражённая грехом вселенная" [Л.16]. "Небо и земля исчезнут" [Л.6], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.7, стр. 317, 322; Л.2, 3, 8, 10, 12-14, 20].
     Даже в одном из современных переводов нарушена логическая связность. "Земля и небо бесследно исчезли в Его присутствии" [Л.1]. Но ст.11 не обязательно должен означать физическое исчезновение нашей планеты. Просто рядом с Богом "не нашлось им места" (Синод пер.), "для них больше не было места" [Л.41].
     Ведь речь о трансцендентном мире, о небесах, рае Божием (2:7, 4:-1-5). Где отсутствуют привычные для Иоанна небо, земля, море; "прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1, б). Там  ВСЁ новое (ст.1а, 5, 10-27; [Л.23]).
     Именно в Царстве Небесном, а не "в воздухе", по версии авторов [Л.14], или на "особой планете" [Л.7] находится "великий белый престол" (20:11). О нём Иоанн упоминает около 40 раз, особенно подробно описывая престол на небе в одном из видений (гл.4).
     Пророк видит "престол и Сидящего на нём" (20:11). "Хотя и не сказано, кто именно этот "Сидящий", речь, по-видимому, идёт о Христе ..." [Л.14]. С таким мнением согласны практически все толкователи да комментаторы, ссылаясь на следующие слова Иисуса Христа.
     "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Апостол Пётр говорит над кем имеет право производить суд Христос. "Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых" (Деян.10:42, б), в том числе согрешивших ангелов (2Пет.2:4, Иуд.6).
     Павел солидаризуется с Петром (2Тим.4:1). Он предупреждает не покаявшихся о специально назначенном Богом дне суда (Деян.17:30, 31) "чрез Иисуса Христа" (Рим.2:11-16).
      Апостол говорит о восстановлении справедливости, о великом последнем суде "в конце истории, когда Бог будет судить дела всего человечества" [Л.27, стр. 1004]. Однако "этот суд не коснётся верующих" [Л.39, стр. 174]. Вопреки мнению автора [Л.42]. "Никто не избежит этого суда (ст.12-13)" (стр. 588 - 593).

8. Суд над мёртвыми (20:12)

     Судьба участников  второго массового воскресения открывается Иоанну в виде грандиозного зрелища огромной толпы из сотен миллионов предстоящих (см. Дан.7:10), из сущностей человеческих, вернувшихся к Сущему.

    "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих (у престола) пред Богом, и книги раскрыты были, и (затем) иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному (согласно записям) в книгах, сообразно (согласно) с делами своими" (20:12; в скобках, текст из [Л.18]).

     Великие, знатные и не знатные души умерших всех времён, призванные на суд (рис.3), кто они?
     Понятно, не христиане, которые воскресли в первое воскресение (20:4-6). Ведь обещано Господом "верующий ... на суд не приходит ("Не предстанет он перед Судом" [Л.18]), но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24; 3:18).
    "Тот факт, что упоминаемые здесь мёртвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют" [Л.14; Л.24].
     Это "нечестивые" [Л.5, 9, 13],  "осуждённые пленники" [Л.16], "все неверующие" [Л.36], "неспасённые" [Л37], "неверующие всех веков" [Л.8; Л.33], "духовно для Бога мертві через переступи та гріхи" [Л.25; Л.2, 15].
    Однако широко распространённое  мнение "всех их ждёт одна и та же участь" [Л.37] алогично. Оно не подтверждается содержанием Отк.20:12-15, где говорится о разделении человечества на "спасённых и погибших" [Л.39, стр. 788].
    Вышеуказанное мнение также противоречит другим местам Писания. Например, не согласуется со словами Христа о ДВУХ категориях людей, Он будет судить их по делам "на престоле славы Своей" (Мт.25:31-33).
    "Последний суд, охватывающий все народы, описан в Мф.25:31-36. Также последний суд ... описан в Откровении 20:11-15"
[Л.32, стр. 345; Л.36, стр. 1288, 1289], "на последнем суде (Мф.25:31-36) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение" [Л.36, стр. 1291].   
    В результате всеобщего справедливого Суда по делам Господь осудит на вечный огонь только "козлов" (ст.41-45). Но "овцы" не знавшие Пастыря наследуют вечное Царство, оправдаются за дела милосердия (ст.34-40), за жизнь по совести (Рим.2:14-16). Покаявшиеся ниневитяне и многие иные уверовавшие окажутся праведнее отвергнувших Христа иудеев (Мт.12:41, 8:10-12).
     На суде по делам исполнится обещание всем находящимся в Шеоле, они услышат голос Иисуса Христа (Ин.5:28). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (ст.29), согласно записям в раскрытых книгах.
    "На этом Суде мы видим присутствие "книг" - подробных биографий жизни и всех человеческих дел в виде кинолент, которые запечатлят не только содержание жизни, но даже все движения души и духа, намерения и побуждения сердечные" [Л.7; Л.4, 13, 15].
    Зримо представит Господь явные  да тайные дела каждой души (Еккл.12:14). Там "не будет допросов, не понадобятся свидетели, никто не станет оспаривать и доказывать свою невиновность, просить помилования" [Л.2, стр. 806, 807]. Более того, не Сам Иисус осудит непокорных, а нечто иное.
    "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе (у того уже есть судья): слово, которое Я говорил (возвестил), оно будет судить (осудит) его в последний день" (Ин.12:48; в скобках, текст из [Л.18]).

9. Море, смерть, ад (20:13)
    
     В последний день, на великий последний суд по делам "соберутся пред Ним все народы" (Мт.25:32). Но откуда попадут на Суд души всех умерших? За исключением избранных (Ин.5:24, 3:18), они сами судят мир да ангелов (1Кор.6:2, 3). Иоанн видит.

   "Море отдало мертвецов, что были в нём, а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам" (20:13, пер. [Л.18]).

   "По поводу хранилища душ умерших, состоящего из "моря", "смерти" и "ада", не существует единого мнения в христианском богословии" [Л.7]. Например, таинственное "море" считается буквальной морской стихией [Л.6, 9, 13, 17 и др.], в ней утонули тела [Л.2, 3, 8, 14, 15, 18]. Странное мнение, ведь люди тонут также в реках, озёрах, иных водоёмах. Кроме того, захороненных в земле гораздо больше, чем утопленников.
     Для правильного толкования ст.13 следует учесть, видение пророка относится не к земле или морю физической вселенной, но к трансцендентному миру. Там происходят: воскресение душ умерших, царствование со Христом, суд по делам, уничтожение смерти и ада (20:4-6, 11-15).    
    Поэтому верным, в принципе, является  следующее мнение. "Море" - это, конечно же, не естественное море, но обширное отделение преисподней, где помещена основная масса душ умерших грешников" [Л.7]. "У моря есть синонимы - бездна, преисподняя, пропасть" [Л.28, стр. 551].
     В древнееврейской космологии "морские воды" это "остаток бездны на земле" [Л.26, стр. 582], а слово "бездна" - "в буквальном переводе "глубина" [Л.27]. Глубины моря да земли ассоциировались "с шеолом, могилой, преисподней, пропастью, бездонной ямой", подразумевая "смерть и/или ад (наказание после смерти)" [Л.28, стр. 216].
    Новозаветный образ "бездна" (греч. "тартар") "обозначает нижнюю часть ада" [Л.29, стр. 34]. Вместилище "нематериальных частей человеческой природы неспасённых людей после их физической смерти"  [Л.37, стр. 796].
    Следует также учесть, Шеол (греч. "гадес") НЕ равен аду (греч. "геенна"), хотя именно так иногда переводится в Синод. переводе (или "могила", "преисподняя"). Если шеол это ад, тогда Иов, Авраам, Моисей, Давид, пророки и многие иные Божьи избранники после смерти мучились в АДУ? Нет. Понятие ада возникло только в период между двумя заветами [Л.27, стр. 804].
     Ветхозаветный архетип "шеол никогда не ассоциируется с муками ада" [Л.30, стр. 584, 692], Шеол "не место наказания" [Л.38, стр.216]. Потому что "Ад - это место, где пребывают и подвергаются наказанию умершие грешники" [Л.29; Л.36]. "Место наказания не раскаявшихся грешников" [Л.27], в узах адского мрака.
     В Новом Завете евр. Шеол - "синоним греческого "гадес", означающего "невидимый мир духов", а не "ад" или "могила" [Л.31]. Важно знать "ад" и "шеол" ("гадес") - понятия разные" [Л.14].
    Под термином "смерть", отдавшая мёртвых (20:13), тайновидец подразумевает её царство [Л.40, стр. 422], "жилища" (Пр.7:27, "обители" [Л.18]), невидимый мир умерших, т.е. Шеол. "В LXX (Септуагинте) слова "Смерть" и "Гадес" (шеол) используются часто как синонимы, обозначая царство мёртвых" [Л.35, стр. 494].
     Смерть и царство мёртвых "понятия тождественные" [Л.39, стр. 13]. "Смерть" - это тоже одно из больших отделений преисподней ..." [Л.7].  Иными словами, в Отк.20:13 архетип "смерть" является хранилищем, отделением,  местом [Л.32, 37, 3], а не состоянием, по версии [Л.16], или личностью [Л.2].
     Первое толкование слова "смерть" (хранилище, место) подтверждается словами Господа. "У Меня ключи от смерти и ада!" (1:18, пер. [Л.19, 20]). "Христос обладает властью отворять царство мёртвых ..." [Л.39, стр. 460].
     Итак на Страшный суд у белого престола отдадут души умерших все хранилища. Шеол ("смерть" в 20:13), ад и его нижняя часть бездна (20:3, "море" в ст.13). Чтобы "судим был каждый по делам своим".

10. Огненное озеро (20:14, 15)
    
    Но что произойдёт с хранилищами душ умерших после того как они  опустеют? Иоанн видит такую загадочную картину.

   "Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (20:14, пер. [Л.18]).
 
     Почему  в "озеро огненное" не брошено море? но только "смерть и ад". Потому что море-бездна есть часть  ада, в противном случае, придётся признать,- у Господа нет ключей от её врат (1:18). Смерть же (Шеол) и ад, на глазах тайновидца, повержены в озеро огня (рис.4).

      Стих 20:14 опровергает ДВА довольно  распространённых заблуждения.
     Первое, о тождественности шеола-смерти и ада, ада и озера огненного, якобы это одно и тоже место.
     Второе, о бесконечных мучениях в аду. Если ад не вечен, но опустеет (ст.13) и будет брошен в озеро огненное (ст.14), тогда мучения грешников не могут продолжаться до бесконечности.
     Ненадобность в будущем хранилищ душ умерших (шеола и ада) указывает, косвенно, на исчезновение людей с лица земли по окончании Тысячелетнего царства (20:7-9, 21:1). Однако нет полной уверенности в правильности такого предположения.
     Нам также не раскрыто содержание понятия "озеро огненное". Поэтому невозможно однозначно уразуметь смысл слов пророка. "Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (ст.14, пер. [Л.18]). "Физическая смерть, или "первая смерть",- это отделение души от тела" [Л.27, стр. 1417]. Что же тогда означает вторая смерть?
     Идёт ли речь об уничтожении душ грешников Богом? согласно слов Иисуса "бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мт.10:28, глагол губить "означает "уничтожать", "истреблять" [Л.39]).
     Ведь душа согрешающая, та погибнет (Ин.3:16, Иез.18:4), "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23). Господь мякину "сожжёт огнём неугасимым", как утверждает Иоанн Креститель (3:12) и вторит Павел (2Фес.1:9).
     Или имеется в виду бесконечное осознанное мучение в огне вечном? (Мт.25:41, 46). "Через это событие они войдут в вечное состояние безысходного страдания и абсолютной отчуждённости от Бога" [Л.37, стр. 453]. "То, что адские муки будут вечными, сомнений не вызывает" [Л.42, стр. 611].
     Такой гипотезы придерживается большинство толкователей [Л.2, 3, 6, 9, 10, 12-14, 25, 27, 36], несмотря на её алогичность. Зачем из ада, места вечных мучений да страданий, по мнению авторов [Л.27, 29, 37, 42], отправлять души в озеро огненное? такое же место вечного "безысходного страдания" [Л.37].
     Напротив, в раввинистических учениях о загробном мире утверждается, некоторые "будут осуждены на вечное уничтожение, что и является второй смертью" [Л.33, стр. 972]. Ведь душа человеческая не бессмертна (1Тим.6:16), поэтому её мучения не могут быть бесконечными.
 
11. Судьба участников последнего суда
     
     Божий суд в вечности, у великого белого престола, справедливый суд по делам человека оканчивается так.

    "И кто не был записан (если чьё имя не было записано) в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (20:15; в скобках, текст из [Л.1]).

     Иоанн видит раскрытую книгу жизни на последнем Суде (ст.12), "в эту книгу внесены только имена спасённых, записанные в неё, от начала мира" (Отк.17:8)" [Л.14, стр. 585].
     Одни богословы считают, ВСЕ подсудимые не записаны в этот свиток. "Никто из представших на этот суд не записан в книгу жизни" [Л.8], их участь - вторая смерть в огненном озере [Л.9, 12, 14, 15, 24]. Другие возражают, НЕ все имена участников второго воскресения отсутствуют в книге жизни [Л.2, 3, 7, 25].
    Последнее мнение подтверждается словами тайновидца "если чьё имя не было записано ..." (20:15, пер. [Л.1]). "Стих не исключает возможности того, что там будет кто-то, кто не будет брошен в озеро огненное" [Л.3]. Именно "они, хотя и понесут наказание, но не будут брошены в озеро огненное" [Л.2, стр. 854].
     Следовательно найдутся имена, записанные в книге (Дан.12:1, 2). Например, некоторых язычников (Отк.21:24, Лк.13:29), милосердных "овец" (Мт.25:31-40) и всех, кто отвернулся от зла, жил по совести, побеждал добром, однако не имел возможности познать Господа Иисус Христа (Рим.2:14-16).
    "Очевидно, что спасённых окажется намного больше, чем мы предполагаем" [Л.39, стр. 956], так как написано о суде по делам. "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить , и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (Ин.5:29, пер. [Л.19, 20]).
     В списке помилованных могут оказаться духовно проспавшие свою жизнь "тёплые" христиане (Отк.3:14-19) и "неразумные девы" (Мт.25:5-9). Забывшие елей святости, не готовые к первому воскресению, к встрече с Женихом (ст.10-13).
    Чьих же имён не будет в книге жизни? По-видимому, отданных на Суд из ада и бездны ("море" в Отк.20:13). Побеждённые злом никогда не попадут в вечное Царство Небесное (21:27, 22:15), не облекутся в бессмертие, но окажутся в озере огненном. "Это - смерть вторая" (20:14, б). 
     Есть лекарство от смертельной болезни тела, его дарует Господь. Однако нет лекарств от смертельной болезни души грешника, её ждёт вторая смерть. "Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе" [Л.34, стр. 1739], когда душа перестаёт существовать, утрачивает сознание.
    "Только Бог бессмертен" [Л.27, стр. 1183], а души человеческие - нет (Мт.10:28, Отк.21:8, 1Тим.6:16).   Однако смертная душа может облечься  в бессмертие (1Кор.15:54) благодаря Богу, "даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (ст.57).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
3. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
4. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
5. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
11. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
12. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
13. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
14. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
21. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
22. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
23. Статья № 11 "Спасение".
24. Каргель И.В. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. Собрание сочинений.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 703 с.
25. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
27. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
28. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
29. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
30. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1: Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
31. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
32. Стагг Ф. Богословие Нового Завета.- Киев: КБС, 1999.- 384 с.
33. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
35. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
36. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
37. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
38. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
39. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
40. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
41. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
42. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
День Господень