Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)

"Истинно, истинно говорю вам: слушающий
слово Моё и верующий в Пославшего Меня
имеет жизнь вечную и на суд не приходит,
но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
   
"И кто не был записан в книге жизни, тот
был брошен в озеро огненное" (Отк.20:15)
 
1. Вступление
 
       Главная тема почти всех библейских пророческих книг - эсхатологический "День Господень". Вызывающий чувство страха Йом Адонай связан с карами небесными, изливающимися на все народы, с массовой гибелью населения.
      В Новом Завете, произведением, описывающем события "Великой скорби", служит Апокалипсис, "книга пророческая и по замыслу и по исполнению" [Л.43, стр. 16]. Но в отличие от иных предсказаний, Откровение содержит уникальные видения посмертной участи погибших.
     Пшеницу соберут в житницу, плевелы сожгут в озере огненном при кончине рода сего, после молотьбы, жатвы, суда.  "Несомненность посмертной жизни как для верующего, так и для неверующего - одно из основополагающих начал Нового Завета"  [Л.28, стр. 352].     
       Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан и прочих умерших (20:4-6).
           2. Разбирательство дел у великого белого престола (20:11-13).
           3. Огненное озеро (20:14, 15).
       Главная тема. Конец и воскресение разных категорий жителей земли в последние дни.
       Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни Великой скорби, также предупредить неверующих о существовании второй смерти.
      Содержание. Вне созданной физической вселенной, в потустороннем мире, на небесах пророку открывается видение посмертного удела двух групп. Первая, христиане (20:4), над ними Аваддон не имеет власти (ст.6); другой контингент, "прочие" из мёртвых, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).
       Одно из видений касается возмездия у белого престола (20:11), где будут судить по делам (ст.12). На  сей процесс поступят души из всех хранилищ (ст.13), погибель и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут те, кто не записан в Книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.
      Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом пробуждении, кто при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд; чьи имена записаны или не записаны в Книге жизни; что означает вторая кончина. Увы, "сегодня у церкви нет чёткого представления о том, что происходит с человеком после смерти" [Л.45, стр. 188].

2. Посмертная  участь  христиан (20:4)
    
      На протяжении 42 месяцев умрёт великое множество жителей (6:8, 8:11, 9:18, 13:15, 19:21), в т.ч. христиан (6:9-11, 7:9-14, 12:17, 13:7, 15). Какая судьба ожидает послушных Христу в ином, трансцендентном мире? в каком состоянии они там пребывают? Иоанн отвечает.

     "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).

      По мнению авторов [Л.28]. "Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим"  (стр. 1197). Однако Иоанн видит в духовном мире вовсе не подсудимых христиан, наоборот, они сидят на судейских престолах; причём зрит их живые "души", не обезглавленные останки.
      Следовательно к Всевышнему возвращается именно духовная составляющая человека (6:9, 20:4), не физическое тело (Еккл.12:7). "Даже когда спадёт с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога" (Иов.19:26, пер. [Л.18]), уверен праведный Ийов в своём загробном существовании.
       Апостол Павел утверждает, "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться" [Л.18- 20]) у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом", пер. [Л.1]). В царстве Духа стать подобным образу Сына Божьего (Рим.8:29), а "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, 18).
      Необходимо заметить, дух человеческий, получаемый от Бога в начале жизни, и душа, она формируется на её протяжении,  не синонимы, вопреки мнению автора [Л.36]. Тем не менее, они представляют собой единую сущность [Л.37].   
     Сидящие на небесных престолах [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся апостолы [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30). Кроме сидящих на престолах, 2-ю группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4).
      "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет, не логично, о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. святых убьют в пору пребывания тварей на земле (13:7, 15). "Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16].
       Данные суждения подтверждаются пророческим видением (7:9-17), массы стоящих перед троном "пришли от великой скорби" (ст.14, б). "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4, в). Выражение "тысяча лет" встречается шесть раз в Откровении 20:1-7. Этот период известен как "тысячелетнее царство", или тысяча лет правления Христа на земле" [Л.46,стр. 686].
 
3. Небеса

       Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые толкователи видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720]. Умер, но мученически не убит [Л.3].    
     Запечатлённые Духом Святым, из обителей смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).   
     В Синод. издании Библии, евр. шеол (греч. "гадес", невидимое) неточно переведено несколькими словами: преисподняя (43 раза), ад (15 раз), гроб (4 раза), могила (3 раза), греческое же "гадес" неудачно переведено как "ад".
     После кончины, в каком состоянии пребывают праведники, праведностью Христовой?  Одни комментаторы полагают, в переходном положении во временном теле [Л.14, 48].
     Другие, в промежуточном состоянии без тел [Л.42, 49], находясь во сне, дожидаясь воскресения [Л.45] при конце света [Л.49]. 
      Напротив, автор [Л.38] считает ошибочным предположение,"между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635). Он прав, "праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом" [Л.27, стр. 805].
    Врата шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь, "силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер. [Л.18]). Для верующего милость Господа ценнее жизни, оттого у него "день смерти лучше дня рождения" (Еккл.7:1, пер. [Л.18, 19]).
      Псалмопевец так говорит о своей участи. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней ("из плена могильного" [Л.41]; в оригинале, "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10). Избавленные от уз шеола устремятся из его тьмы к жилищу Света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер. [Л.19]).
      Все спасаемые оживают, возрождаются, воскресают "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.36, стр. 1395]. Так обещает Избавляющий душу от мёртвого тела каждому, верующему в Отца, пославшего Сына, он "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
       Что делают возрождённые к новому виду жизни в темпоральной вечности перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15). Длительность служения пришедших от Великой гибели тысяча лет (20:4).
     Очень древняя еврейская традиция "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Столько отведено на  существование мироустройства Сына Божьего на земле (ст.4-7) и "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).

4. Удел  прочих (20:5)

      Сообщая о воскресении христиан, погибших в период Великой скорби (20:4, 6), она же великая гибель (Иер.4:6), апостол даёт ремарку о доле остальных душ.

     "(Другие мёртвые не ожили (Остальные же мёртвые не возродились к жизни), пока не окончилась (пока не завершились) тысяча лет). Это  первое воскресение" (20:5, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Фраза "прочие из умерших" говорит о неспасённых, нечестивых мёртвых людях, которые отвергли Христа" [Л.9], "все неспасённые всех времён и народов" [Л.36], "необращённые и непрощённые грешники" [Л.2; Л.33], "нечестивые" [Л.5, 13, 14]. "Тела неверующих всех времён не будут воскрешены до суда у Великого Белого престола" [Л.16; Л.8].
     Позвольте, в ст.5 нет упоминаний об отвергнувших Господа, не спасённых всех эпох, бесчестных или атеистов, вопреки предположению автора [Л.4], здесь "неверующие мёртвые". В альтернативном толковании [Л.6], к "прочим из умерших"  относят не христиан и христиан.
      Наиболее взвешенное суждение находится в [Л.11]. "Это, вне всякого сомнения, относится к тем, кто умер без Христа", погиб в дни Великой скорби. Жил по совести, но по разным причинам не прилепился к Иисусу всем сердцем своим, не поверил Отцу, не запечатлён Святым Духом, т.е. "душевные" (1Кор.2:14).
      Душевные "не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (ст.5, "не возвратились к жизни, пока не пройдёт тысяча лет", пер. [Л.18]). На протяжении всего 1000-летнего правления Господа на земле (ст.6), "прочие", заблудившиеся духом, будут содержаться в потустороннем Шеоле.   
     Ведь "гадес" - это не ад. Слово гадес относится к царству неверующих мёртвых - временному месту, в котором они ждут воскресения" [Л.44, стр. 677]. Месту удалённому от ада и рая. Там "в мире мёртвых (Букв. "в Шеоле" - место, где пребывают души), куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10, пер. и примеч. [Л.19]).
      Иными словами, в темнице смерти, стране тьмы и забвения, выходящей за пределы человеческого опыта, "нет устройства" (Иов.10:21, 22). Нет Бога, не познать чудеса и правду Его (Пс.87:11-13), отсутствует полнокровная жизнь (ст.4-7, Пс.93:17, Ис.38:18).
     "Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там всё же присутствует" [Л.39, стр. 13]. Потому что Иисус Христос, между успением и воскресением, "проповедывал душам умерших при потопе" [Л.19, стр. 1046], заключённым в темнице (1Пет.3:18-20).
      От уз такой тюрьмы невозможно освободиться самому (Пс.17:6, 48:15), один Господь может позвать находящуюся там душу (Иов.14:13-15), вывести её из тьмы (1Цар.2:6).
      "Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания "мертвецов" или теней, месте безнадёжности" [Л.27, стр. 259]. Нечестивые же души не задерживаются в мире умерших, а "попадают в ад сразу после смерти" (стр. 805).
 
5. За  гранью  земной  жизни

      Состояние души в полусонном состоянии, когда исчезает ощущение времени, ещё не воскресение. Согласно Писания, новое рождение это переход души из Шеола (рус. архетип "могила") в райские обители или на суд Божий. Посмертное будущее христиан и прочих различно, всё же сущность восстановления личности одна и та же.
       Утверждение, "должны быть не просто два воскресения, а два разных вида", духовное и материальное [Л.42, стр. 531, 579], не соответствует Писанию. В одном и том же тексте, одинаковыми словами, без упоминания второго воскресения, Иоанн описывает ОДИН процесс (20:5), вовсе не два, духовный и телесный.
      Иисус Христос тоже говорит об ОДНОМ по содержанию оживании всех, ожидающих суда по делам (Ин.5:25-29). Они услышат голос Его (ст.28) "и выйдут из могил ("покинут могилы" [Л.18]). Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение"  (ст.29, пер. [Л.19, 20]).
       Пророк Даниил назвал такой, один и тот же процесс, пробуждением (Дан.12:2), так позднее скажет апостол Павел. "Проснись, спящий! Воскресни из мёртвых! И Христос осветит тебя" (Еф.5:14, пер. [Л.20]). "Воскресение - это не восстановление жизни, какой мы знаем её, а вступление в новую, иную жизнь" [Л.44, стр. 168].
      В отличие от воскрешения человека, все возрождения духовны. Ни одно из них не есть воссоединение души с атомами организма, похожего на умерший, вопреки взглядам некоторых экзегетов [Л.21, стр. 138-141; Л.2, стр. 857; Л.36, стр. 942]. Например, они "будут материальными, физическими, в определённой степени связанными с телами, которые опускаются в могилы" [Л.36, стр. 943], "изменённое тело будет создано из физических составляющих нынешнего" [Л.37, стр. 459].  
      Нет, Павел выражается ясно. "Погребается тело земное, воскрешается - духовное" (1Кор.15:44, пер. [Л.41]; "сеется физическое тело, а воскресает - духовное" ([Л.19]). Во Втором послании коринфянам (2Кор.5:8),  "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.27, стр. 1191].
       Об участи нетленной души и тленной плоти апостол пишет. "Мы знаем, что когда наша земная палатка (дом) - наше тело (временное пристанище) - будет уничтожена, тогда на небе (небесах) нас ждёт вечный  (Богом приготовленный) дом - духовное тело ..." (2Кор.5:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.41]).
      "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" ([Л.27, стр. 1271], ангелы - бесплотные духи). Сверх того, в царстве духов, мы уподобимся самому Богу! "потому что увидим Его, как (каков) Он есть" (1Ин.3:2, в), а "Бог есть Дух" (Ин.4:24). "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность, которая позволит нам узреть Бога" [Л.39, стр. 969]. Наследуем оболочку, не подвластную разложению (1Кор.15:50). 
       Следовательно, умозаключение авторов [Л.35], "Откр.20:4-6, очевидно, указывает на духовное воскресение святых, после этого, позднее, совершается окончательное, телесное" (стр. 567) Библией не подтверждается. Как и сомнительная версия, "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" [Л.37, стр. 896, 454].
    
6. Священники  Бога (20:6)

       Слова апостола "Это - первое воскресение" (20:5, б) относятся НЕ к "прочим", но к христианам предыдущего стиха [Л.10], что хорошо видно из ст.6.

     "Блажен (Счастлив) и свят имеющий участие (тот, кто получит жизнь) в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать (вместе) с Ним тысячу лет" (20:6; в скобках, текст из [Л.18]).

      Согласно Писания, получат жизнь не одни христиане (Мт.25:46, Лк.13:28); многие из них погибнут во время Великой скорби (Отк.13:7, 15; 20:4). С наступлением эпохи Церкви счастлив и свят любой, принявший искупительную жертву Христа за свои грехи, он уже имеет право на взятие в небеса (рис.2).
    "Итак, к "первому воскресению" можно отнести все случаи воскресения, которые произойдут до "Тысячелетнего царства" [Л.15; Л.2, 8, 14]. Или уже произошли [Л.7, 12], подобно возвращению из шеола ветхозаветных праведников (Лк.13:28, [Л.36]) и "спасённых периода Церкви" [Л.16]; по Писанию."Ты не оставишь в Шеоле меня, не дашь праведнику видеть мир тлена" (Пс.15:10, пер. [Л.18]).
     Также ещё произойдут в Тысячелетнем царстве, смерть будет существовать на земле "и после второго пришествия Мессии" [Л.22, стр. 111, 124], "в период тысячелетнего царства люди будут умирать" [Л.38, стр. 720].    
      Главная особенность первого оживания,- между кончиной верующего и его попаданием в рай отсутствует какой-либо значительный промежуток (Лк.23:40-43, 16:22).
     "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.36, стр. 922], как написано, "лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор.5:8; Фил.1:23), придти в Церковь первенцев. Приступить к Богу, "к духам праведников, ставших совершенными" (Евр.12:23, пер. [Л.19]), они пребывают в царстве Отца духов (ст.9).
     Поэтому не нужно умножать сущности введением новых не библейских понятий. Нет ни чистилища, ни промежуточного Неба, промежуточных тел верующих, переходного состояния; ни духовного сна или гибели души. Как правильно отмечает автор [Л.36], нет и состояния "бессознательного существования"  в ожидании возвращения к жизни (стр. 1410, 1415).
      Все истинные христиане эпохи Церкви живы, а не где-то в промежуточном состоянии во сне ждут оживления, когда Христос "вернётся за Его Церковью в конце нынешнего века" [Л.37, стр. 458]. Ещё одна особенность первого массового воскресения. Над всеми, избавленными от тленной плоти, кто уподобился образу Сына (Рим.8:29, 1Ин.3:2), "смерть вторая не имеет власти" (Отк.20:6, б).
       Первая смерть данной ей правом разрушает плоть, вторая может уничтожить душу (21:8). Однако небожителям она не страшна, её "не будет уже" (ст.4, б), потому что "смертное облечётся в бессмертие" (1Кор.15:54, пер. [Л.18]).
      Облечённые вечностью души становятся "священниками Бога и Христа" (Отк.20:6), предназначенными для служения "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер.[Л.19]), Который "будет обитать в них" (7:15). Бог и Его народ станут одним целым (21:3, Ин.14:20), составляя ОДНО тело во Христе (Рим.12:5).
      Когда Он начнёт управлять подданными [Л.23], христиане "будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк.20:6). Почему так мало по сравнению с вечностью? потому что через 1 000 лет завершится история человечества (ст.7-10).
     В дни великой гибели умершие христиане сразу получат жизнь в духовных телах (1Кор.15:44) вечного Царства Небесного (Отк.20:4). Прочие души, в сознательном состоянии, пребывают в шеоле или аду до окончания теократии на земле (ст.5). Затем  состоится второе массовое воскресение для последнего суда, Суда по делам у великого белого престола (ст.11-13).

7. Трансцендентный  мир (20:11)

       Тайновидец получил откровения о последних днях существования лукавого рода сего (гл.6-19), вместе с тем, что  случится ещё через тысячу лет.  Произойдёт внизу (20:7-9) и вверху (ст.11), где трон Господа (Пс.102:19, а). "Состоится второе воскресение. Неспасённые воскреснут и предстанут перед Божьим судом" [Л.46, стр. 688].

     (Затем) увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём, от лица Которого бежало (От Его  присутствия скрылись) небо и земля, и не нашлось им места ("уже не найти их!")" (20:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.18]).

     "Некоторые толкователи понимают сказанное в ст.11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба" [Л.14]. По окончании Тысячелетнего царства "перестала существовать поражённая грехом вселенная" [Л.16]. "Небо и земля исчезнут" [Л.6], "будут устранены" [Л.7, стр. 317, 322; Л.2, 3, 8, 10, 12-14, 20].
       Даже в одном из соврем. переводов нарушена логическая связность, "Земля и небо бесследно исчезли в Его присутствии" [Л.1]. Однако ст.11 не обязательно должен означать физическое исчезновение нашей планеты. Просто рядом с Богом "не нашлось им места" (Синод. пер.), "для них больше не было места" [Л.41].
      Речь о трансцендентном духовном  мире, рае (2:7, 4:-1-5). Где отсутствуют привычные для Иоанна атмосфера, суша, пучина; "прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1, б). Там  ВСЁ новое: пространство, время, знания, жизнь (ст.1а, 5, 10-27; [Л.23]).
      В потусторонней действительности, совсем не "в воздухе", по версии авторов [Л.14], на "особой планете" [Л.7] или "где-то в космосе" [Л.43] находится "великий белый престол" (20:11). О нём Иоанн упоминает около 40 раз, особенно подробно описывая трон на небе в одной из сцен (4:1-10).
      Пророк видит его "и Сидящего на нём" (20:11). "Хотя и не сказано, кто именно этот "Сидящий", речь, по-видимому, идёт о Христе ..." [Л.14]. С таким мнением согласны практически все толкователи да комментаторы, ссылаясь на слова Учителя.
      "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Апостол Пётр извещает с кем имеет право разбираться Господь. "Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых" (Деян.10:42, б), в т.ч. согрешивших ангелов (2Пет.2:4, Иуд.6). Всевышний вовлечёт в процесс всякое дело (Еккл.12:14).
      Павел солидаризуется с Петром (2Тим.4:1), предупреждая не покаявшихся грешников о специально назначенном дне возмездия (Деян.17:30, 31) "чрез Иисуса Христа" (Рим.2:11-16), гнева за гнусные дела (1:18-32).
       Апостол говорит о восстановлении справедливости "в конце истории, когда Бог будет судить дела всего человечества" [Л.27, стр. 1004]. "В этом суде будут участвовать только неверующие ..." [Л.46, стр. 688], он "не коснётся верующих" [Л.39, стр. 174]. Вопреки не библейскому мнению, "перед троном Божьим стоят и христиане и неверующие"  [Л.43, стр. 86]. "Никто не избежит этого суда (ст.12-13)" [Л.42, стр. 588 - 593].

8. Стоящие  у  трона (20:12)

      Судьба душевных участников  второго массового воскресения открывается Иоанну в виде грандиозного зрелища огромной толпы из сотен миллионов предстоящих (см. Дан.7:10), из сущностей человеческих (рис.3), вернувшихся к Сущему.

     "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих (у престола) пред Богом, и книги раскрыты были, и (затем) иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному (согласно записям) в книгах, сообразно (согласно) с делами своими" (20:12; в скобках, текст из [Л.18]).

    Великие знатные и малые не именитые души всех эпох, призванные на процесс, кто они?
     Разумеется, не христиане, покинувшие мир умерших в первое воскресение (20:4-6). Ибо Господом обещано, "верующий ... на суд не приходит ("Не предстанет он перед Судом" [Л.18]), но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24; 3:18).
  "Тот факт, что упоминаемые здесь мёртвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют" [Л.14; Л.24].
     В стихе Отк.20:12 "подразумевается суд над умершими во грехе" [Л.14], здесь "нечестивые" [Л.5, 9, 13], "осуждённые пленники" [Л.16]; "все неверующие" [Л.36], "неспасённые" [Л37, 46], "неверующие всех веков" [Л.8; Л.33]; "духовно для Бога мертві через переступи та гріхи" [Л.25; Л.2, 15].
      Однако широко распространённый  взгляд, "всех их ждёт одна и та же участь" [Л.37], алогичен. Он не подтверждается содержанием ст.12-15, где сообщается о разделении человечества на "спасённых и погибших" [Л.39, стр. 788]. Популярное суждение об одной доле обвиняемых противоречит и другим местам Писания.
       Так не согласуется со словами Наставника о ДВУХ категориях лиц, Он будет рассматривать их дела "на престоле славы Своей" (Мт.25:31-33)."Последний суд, охватывающий все народы, описан в Мф.25:31-36. Также ... в Откровении 20:11-15" [Л.32, стр. 345; Л.36, стр. 1288, 1289]; "на последнем суде (Мф.25:31-36) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение" [Л.36, стр. 1291].   
    В результате справедливого разбирательства по делам Господь обрекает на вечный огонь лишь "козлов" (ст.41-45), поклонявшихся Ему на словах. А не знавшие Пастыря "овцы" наследуют вечное Царство, оправдаются делами милосердия (ст.34-40), жизнью по совести (Рим.2:14-16).
      Покаявшиеся ниневитяне и многие иные уверовавшие окажутся праведнее отвергнувших Спасителя иудеев (Мт.12:41, 8:10-12), "це будуть всi праведники з помiж поган, якi  жили не за вiрою й не за законом, а по сумлiнню" [Л.25, стр. 268].
      Исполнится ветхозаветное пророчество о душах, находящихся в шеоле. "Много, много людей, которые умерли и спят в могилах, восстанут. Одни для вечной жизни, а другие на вечное поругание и стыд" (Дан.12:2, пер. [Л.1]).
       Обе категории усопших услышат голос Христа (Ин.5:28). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (ст.29), согласно записям в раскрытых свитках (Отк.20:12).
      "На этом Суде мы видим присутствие "книг" - подробных биографий жизни и всех человеческих дел в виде кинолент, которые запечатлят не только содержание жизни, но даже все движения души и духа, намерения и побуждения сердечные" [Л.7; Л.4, 13, 15].
       Зримо представит Господь явные  да тайные дела каждой души (Еккл.12:14). Там "не будет допросов, не понадобятся свидетели, никто не станет оспаривать и доказывать свою невиновность, просить помилования" [Л.2, стр. 806, 807]. Сверх того, не Сам Иисус обличит непокорных, нечто совсем иное.
      "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет (у того уже есть) судью себе: слово, которое Я говорил (возвестил), оно будет судить его в последний день" (Ин.12:48; в скобках, текст из [Л.18]).

9. Тартар (20:13)
    
       В последний день, на великий Суд по делам "соберутся пред Ним все народы" (Мт.25:32). Откуда попадут на него души ВСЕХ умерших? за исключением избранных (Ин.5:24, 3:18), они сами оценивают мир да ангелов (1Кор.6:2, 3). Иоанн видит.

     "(1) Море отдало мертвецов, что были в нём, а (2) смерть и (3) ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам" (20:13, пер. [Л.18]).

     "По поводу хранилища душ умерших, состоящего из "моря", "смерти" и "ада", не существует единого мнения в христианском богословии" [Л.7]. В частности, пучина принимается за буквальную стихию [Л.6, 9, 13, 17 и др.], в ней утонули тела [Л.2, 3, 8, 14, 15, 18]. Соображение, вызывающее удивление, ведь многие тонут в реках, озёрах, иных водоёмах; и захороненных в земле гораздо больше, чем утопленников.
       Для правильной экзегезы ст.13 необходимо учесть, видение относится не к физической вселенной, но к трансцендентному темпоральному миру. Там происходят воскресение умерших, царствование со Христом, суд по делам, уничтожение смерти (20:4-6, 11-15).    
      Оттого в принципе верно воззрение, "это, конечно же, не естественное море, но обширное отделение преисподней, где помещена основная масса душ умерших грешников" [Л.7]. "У моря есть синонимы - бездна, преисподняя, пропасть" [Л.28, стр. 551], т.к. оно считалось, одновременно, царством мёртвых.
      В древней евр. космологии, "морские воды" это "остаток бездны на земле" [Л.26, стр. 582], а слово "бездна" - "в буквальном переводе "глубина" [Л.27]. Глубины пучины да тверди ассоциировались "с шеолом, могилой, преисподней, пропастью, бездонной ямой", подразумевая "смерть и/или ад" [Л.28, стр. 216].
    Новозаветный образ архетипа "бездна" (греч. "тартар") "обозначает нижнюю часть ада" [Л.29, стр. 34]. Вместилище "нематериальных частей человеческой природы неспасённых людей после их физической смерти"  [Л.37, стр. 796].
       Следует учесть, евр. шеол (греч. "гадес") НЕ равен аду (греч. "геенна"), хотя именно так иногда переводится в Синод. Библии (или "могила", "преисподняя"). Если гадес пекло, тогда Иов, Авраам, Моисей, Давид, пророки, многие иные Божьи избранники мучатся в геенне? Нет, её понятие возникло гораздо позже, в период между двумя заветами [Л.27, стр. 804].
       Архетип "шеол никогда не ассоциируется с муками ада" [Л.30, стр. 584, 692], он "не место наказания" [Л.38, стр.216]. Потому что "Ад - это место, где пребывают и подвергаются наказанию умершие грешники" [Л.29; Л.36], помещение "наказания не раскаявшихся грешников" [Л.27], в узах жуткого мрака.
       В Новом Завете, сообщество мертвецов - "синоним греческого "гадес", означающего "невидимый мир духов", а не "ад" или "могила" [Л.31]. Для правильного экзегетического анализа важно знать "тартар и "шеол" ("гадес") - понятия разные" [Л.14, стр. 585].
      Под вторым термином, "смерть", отдавшая мёртвых (20:13), тайновидец подразумевает её царство [Л.40, стр. 422], дом (Иов.30:23), "жилища" (Пр.7:27, "обители" [Л.18]), невидимый мир умерших. "В LXX (Септуагинте) слова "Смерть" и "Гадес" используются часто как синонимы, обозначая царство мёртвых" [Л.35, стр. 494].
       Верно, синонимы, т.е. "понятия тождественные" [Л.39, стр. 13]. "Смерть" - это тоже одно из больших отделений преисподней ..." [Л.7].  Иными словами, в Отк.20:13 архетип погибели: хранилище, отделение,  место [Л.32, 37, 3], вовсе не состояние, по версии [Л.16], или личность [Л.2].
       Первое толкование, а именно, хранилище, место, дом как написано в Иов.30:23, подтверждается словами Господа. "У Меня ключи от смерти и ада!" (1:18, пер. [Л.19, 20]). "Христос обладает властью отворять царство мёртвых ..." [Л.39, стр. 460].
      Итак на разбирательство дел у белого престола отдадут души умерших все хранилища. Шеол ("смерть" в 20:13), Ад и его нижняя часть Бездна (20:3, "море" в ст.13), чтобы "судим был каждый по делам своим".

10. Пылающий  бассейн (20:14)
    
       Что произойдёт с помещениями душ умерших, когда они  опустеют? Иоанн видит загадочную картину.

     "Затем (1) смерть и (2) ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (20:14, пер. [Л.18]).
 
      Почему  в него не брошено море? одно из 3-х хранилищ мёртвых (ст.13). Потому что бездна сама  часть  пекла, в противном случае, надобно признать, у Господа нет ключей от её врат (1:18). Смерть, она  же шеол, и ад, на глазах тайновидца, повержены в море пламени (рис.4).
   Стих 14 опровергает ДВА распространённых заблуждения. Первое, о тождественности шеола и тартара, полном сходстве преисподней и геенны, якобы, это одно место. Например, "все заблудшие будут брошены в ад, озеро огненное" [Л.46, стр. 688].
      Второе заблуждение, о бессрочных мучениях в мире теней. Если ад не вечен, он опустеет (ст.13), затем его бросят в озеро огненное (ст.14), тогда страдания грешников не могут продолжаться до бесконечности.
     Ненадобность в будущем мест содержания душ умерших указывает, косвенно, на исчезновение человека с лица земли или даже самой планеты по окончании тысячелетней теократии (20:7-9, 21:1).
       Данное предположение совпадает с мнением Ийова о продолжительности сна пребывающих в Шеоле, "так и человек - ляжет и не встанет, и, покуда небеса не исчезнут, он от сна своего не очнётся" (Иов.14:12, пер. [Л.18]).
       Равным образом  Павел говорит, "потом наступит конец", когда Христос, победив врагов,  "передаст Царство Богу Отцу" (1Кор.15:24, пер.[Л.19]). Всё-таки нет полной уверенности в правильности гипотезы исчезновения человечества с завершением миллениума.
      Нам также не раскрыта  суть пылающего бассейна, отчего невозможно однозначно уразуметь смысл слов пророка, "Огненное озеро - это  вторая смерть" (ст.14, пер. [Л.19]). "Физическая смерть, или "первая смерть",- это отделение души от тела" [Л.27, стр. 1417], а что означает вторая?
      По-видимому, речь об уничтожении душ, согласно слов Иисуса, "бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мт.10:28, губить "означает "уничтожать", "истреблять" [Л.39]). Погибнет душа грешника (Ин.3:16, Иез.18:4), "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23). Господь мякину "сожжёт огнём неугасимым", сообщает Иоанн (Мт.3:12), ему вторит Павел (2Фес.1:9).
       Иной тезис, "друга смерть буде вiчним роздiленням людей з Богом"  [Л.25, стр. 269], нескончаемым наказанием в огне (Мт.25:41, 46). "Через это событие они войдут в вечное состояние безысходного страдания и абсолютной отчуждённости от Бога" [Л.37, стр. 453]. "Библия не оставляет, однако, сомнения в том, что наказание нечестивых будет вечным" [Л.14]. "То, что адские муки будут вечными, сомнений не вызывает" [Л.42, стр. 611].
      Версии о неиссякаемых истязаниях придерживается большинство толкователей [Л.2, 3, 6, 9, 10, 12-14, 25, 27, 36, 37, 42 и др.], несмотря на её алогичность. Зачем из ада, места бессрочных терзаний (по мнению авторов [Л.27, 29, 37, 42]), осквернённые злом души отправлять в озеро огненное? такое же место неисчерпаемого "безысходного страдания" [Л.37].
       Наоборот, в раввинистических учениях о загробном мире утверждается, некоторые "будут осуждены на вечное уничтожение, что и является второй смертью" [Л.33, стр. 972]. Автор [Л.47] отмечает."Согласно 1Ен.108:3, души нечестивцев, имена которых вычеркнуты из Книги жизни ... уничтожаются" (стр. 385).
     "Он разрушит их и впредь не восстановит ("не созиждет их" Синод. пер.)", предсказывает участь нечестивцев Давид (Пс.27:5, б; пер. [Л.19]. Душа человеческая не бессмертна (1Тим.6:16), поэтому её мучения не могут продолжаться бесконечно.
 
11. Книга  жизни (20:15)
     
       Божий суд в вечности на небесах у великого белого престола, справедливое разбирательство по делам оканчивается так.

      "И кто не был записан (Чьё имя не было найдено записанным) в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (20:15; в скобках, текст из [Л.19]).

      Участь души на процессе восстановления справедливости определят не весы правосудия, нечто иное, там Иоанн видит раскрытый свиток (ст.12). Считается, "в эту книгу внесены только имена спасённых, записанные в неё, от начала мира" (Отк.17:8)" [Л.14, стр. 585], "в неё записаны только истинные верующие" [Л.46, стр. 688].
      Одни толкователи предполагают, ВСЕ обвиняемые не записаны в данный манускрипт. "Никто из представших на этот суд не записан в книгу жизни" [Л.8], их участь - вторая смерть [Л.9, 12, 14, 15, 24]. "В результате отсутствия у них какой бы то ни было обоснованной линии защиты они низвергаются в озеро огненное" [Л.28, стр. 1171].
      Другие возражают, не всех имён участников второго воскресения нет в Книге жизни [Л.2, 3, 7, 25], что подтверждается словами тайновидца, "если чьё имя не было записано ..." (20:15, пер. [Л.1]). "Стих не исключает возможности того, что там будет кто-то, кто не будет брошен в озеро огненное" [Л.3]; "они, хотя и понесут наказание, но не будут брошены"  в него [Л.2, стр. 854].
      Следовательно найдутся записанные имена (Дан.12:1, 2). В частности, некоторых язычников (Отк.21:24, Лк.13:29), милосердных "овец" (Мт.25:31-40) и всех, кто удалялся от зла, жил по совести, творил добро, однако не имел возможности познать Христа (Рим.6-10, 2:14-16).
       "Очевидно, что спасённых окажется намного больше, чем мы предполагаем" [Л.39, стр. 956], т.к. написано нам. "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить , и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (Ин.5:29, пер. [Л.19, 20]). "Бог воздаст каждому по делам его" (Рим.2:6, пер. [Л.41].
      В реестре помилованных могут оказаться духовно проспавшие жизнь "тёплые", т.е. душевные, ритуальные, самозванные христиане (Отк.3:14-19) да "неразумные девы" (Мт.25:5-9). Забывшие елей святости, не готовые к первому воскресению, к встрече с Женихом (ст.10-13). Прощённые обязательно будут, мы не знаем пределов милости Божьей.
       Чьих имён НЕТ в списке? По-видимому, отданных на Суд из ада и бездны ("море" в Отк.20:13). Побеждённых злом не оправдает Господь (Исх.23:7), они лишены вечного Царства Небесного (Отк.21:27, 22:15). Ужаленный в пяту окажется в пучине огня, сгорит будто сухая трава. "Это - смерть вторая" (20:14, б). 
      Есть лекарства от болезней тела, их сотворил Всевышний. Увы, нет лекарства от болезни души не покаявшегося грешника, она лишится жизни. "Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе" [Л.34, стр. 1739], когда личность перестаёт существовать, утрачивается сознание.
      "Только Бог бессмертен" [Л.27, стр. 1183], а душа человеческая - нет (Мт.10:28, Отк.21:8, 1Тим.6:16).   Но она может облечься  в вечность (1Кор.15:54) благодаря Отцу, "даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (ст. 57; 2Тим.1:10).
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
3. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
4. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
5. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
11. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
12. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
13. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
14. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
21. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
22. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
23. Статья № 13 "Тысячелетнее царство".
24. Каргель И.В. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. Собрание сочинений.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 703 с.
25. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
27. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
28. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2016.- 1423 с.
29. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
30. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1: Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
31. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
32. Стагг Ф. Богословие Нового Завета.- Киев: КБС, 1999.- 384 с.
33. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
35. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
36. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
37. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
38. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
39. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088с.
40. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
41. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
42. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
43. Лаури Р. Рапсодия на тему Откровения.- М.: Духовная Академия Апостола Павла, 2011.- 232 с.
44. Уирсби У. Комментарий на Новый  Завет. Том 1.- СПб.: Библия для всех, 2017.- 848 с.
45. Райт Т. Главная тайна Библии: Смерть и жизнь после смерти в христианстве.- М.: Эксмо, 2009.- 384 с.
46. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
47. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма.- СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2007.- 543 с.
48. Элкорн Р. Небеса.- Чернигов: In Lumine, 2011.- 364 с.
49. Кульман О. Бессмертие души или воскресение мёртвых.- СПб.: Контраст, 2015.- 608 с.
День Господень