Комментарии к Книге Откровение. Посмертная участь (20:4-6, 11-15)

      "И кто не был записан в книге жизни, тот
был брошен в озеро огненное" (Отк.20:15)
 
1. Вступление
 
     Одной из главных тем почти всех ветхозаветных пророческих книг является особый эсхатологический "День Господень". Он связан с карами небесными, которые изливаются на все народы, а также с массовой гибелью людей.
     В Новом Завете пророческой Книгой, описывающей события "Великой скорби" (День Господень), служит Апокалипсис. "Ведь Откровение - книга пророческая и по замыслу и по исполнению" [Л.43, стр. 16].
     Однако, в отличие от иных библейских пророчеств, Апокалипсис содержит уникальные видения посмертной участи погибших. Пшеницу соберут в житницу на небесах, а плевелы сожгут в озере огненном, при кончине рода сего, после молотьбы, жатвы, суда.
      Композиция ст.20:4-6, 11-15. 1. Судьбы христиан и прочих умерших (20:4-6).
           2. Последний суд у великого белого престола (20:11-13).
           3. Огненное озеро (20:14, 15).
      Главная тема. Смерть и воскресение в последние дни разных категорий людей.
      Цель написания. Утешить христиан, которые могут погибнуть в дни Великой скорби, а также предупредить всех живущих на земле о существовании второй смерти.
      Содержание. Вне созданной физической вселенной, в ином мире, на небесах пророку открывается видение посмертной участи двух категорий жителей земли. Первая, христиане (20:4), над ними вторая смерть не имеет власти (ст.6). Вторая категория, "прочие" из умерших, они не оживут пока не окончится тысяча лет (ст.5).
     Одно из видений касается последнего Божьего суда у белого престола (20:11), где будут судить по делам всех "прочих" умерших (ст.12). На  последний суд поступят души из всех хранилищ (ст.13), а смерть и ад бросят в озеро огненное (ст.14), куда попадут все, кто не записан в Книге жизни (ст.15). Это смерть вторая.
      Проблемы толкования. Кто именно воскреснет при первом воскресении и кто при втором. Откуда конкретно попадут души умерших на суд, чьи имена записаны или не записаны в Книге жизни, что означает вторая смерть и т.д.
     "Увы, "сегодня у церкви нет чёткого представления о том, что происходит с человеком после смерти" [Л.45, стр. 188].

2. Посмертная участь христиан (20:4)
    
     На протяжении трёх с половиной лет периода Великой скорби умрёт великое множество людей (6:8, 8:11, 9:18, 13:15, 19:21). В том числе христиан (6:9-11, 7:9-14, 12:17, 13:7, 15). Какая участь ожидает их в трансцендентном мире? в каком состоянии они там пребывают? Иоанн отвечает.

   "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса (за истину об Иисусе) и за слово Божие, которые не поклонились (ни) зверю, ни образу (изображению) его, и не приняли начертания (изображения) на чело своё и на руку свою. Они ожили (возродились к жизни) и царствовали со Христом тысячу лет" (20:4; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Отчёт на суде от нас потребуют в нынешнем смертном теле, ибо именно в нём мы живём, веруем, служим" [Л.28, стр. 1197]. Однако Иоанн видит в потустороннем мире не подсудимых, а сидящих на судейских престолах; причём видит их живые "души", а не смертные обезглавленные тела.
     Следовательно к Богу возвращается именно духовная составляющая человека (6:9, 20:4), а не физическое тело (Еккл.12:7). "Даже когда спадёт с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога" (Иов.19:26, пер. [Л.18]), уверен праведный Иов в своей посмертной участи.
     Апостол Павел утверждает "лучше выйти из тела и водвориться ("поселиться" [Л.18- 20]) у Господа" (2Кор.5:8, "покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" [Л.1]). Стать подобным образу Сына Божьего (Рим.8:29), а "Господь есть Дух" (2Кор.3:17, 18).
     Необходимо заметить, дух человеческий, получаемый от Бога в начале жизни, и душа, которая формируется на протяжении жизни,  не синонимы. Вопреки мнению автора [Л.36]. Тем не менее, они представляют собой единую сущность [Л.37].   
     Сидящие на небесных престолах и судящие [Л.35], по-видимому, представляют Церковь [Л.2-8] либо "это святые всех времён" [Л.9-12]. Среди них находятся и апостолы Иисуса Христа [Л.6], по обетованию (Лк.22:28-30).
     Вторую группу душ составляют обезглавленные "за свидетельство об Иисусе" (Отк.20:4). "Это все мученики всей истории Церкви" [Л.13]. Нет. Не логично, ибо о них написано, "которые не поклонились зверю" (ст.4), т.е. мучеников убьют во время пребывания зверей на земле (13:7, 15).
     "Иоанн видел не всех ушедших когда-либо на небо ..." [Л.14], но "убиенных во время великой скорби" [Л.12], "это мученики времени великой скорби" [Л.4; Л.3, 8, 9, 14-16]. Такое мнение подтверждается пророческим видением (7:9-17). Согласно видения, массы стоящих перед престолом Божьим "пришли от великой скорби" (ст.14, б).
     Выражение "тысяча лет" встречается шесть раз в Откровении 20:1-7. Этот период известен как "тысячелетнее царство", или тысяча лет правления Христа на земле" [Л.46,стр. 686].
 
3. Небесное Царство

     Среди великого неисчислимого множества пришедших (7:9), некоторые богословы видят как "души обезглавленных" (20:4), так души тех, кто "не поклонялся зверю и не принял его знак на чело своё" [Л.17, стр.390; Л.38, стр. 720].
    
      Погиб, но не был мученически убит [Л.3]. Все запечатлённые Духом Святым из царства смерти (архетип "Шеол") немедленно перейдут в вечное Царство Небесное (Лк.23:43, [Л.36]; рис.1).   
     В Синодальном издании Библии еврейское слово Шеол (греч. "гадес") неточно переведено несколькими словами: преисподняя (43 раза), ад (15 раз), гроб (4 раза), могила (3 раза), а греческое слово "гадес" неудачно переведено как "ад".
     В каком состоянии пребывают праведники, праведностью Христовой, после смерти? Автор [Л.38] считает ошибочным мнение "между смертью и воскресением душа погружена в сон" (стр. 635). 
     Он прав, так как "после смерти праведники тут же попадают к Иисусу в рай", "сразу после смерти верующий должен встретиться со Христом" [Л.27, стр. 805].
     Потому что врата Шеола, мира умерших, не могут удержать Церковь, "силам преисподней её не одолеть" (Мт.16:18, пер.[Л.18]). У праведного милость Господа ценнее жизни, поэтому для него "день смерти лучше дня рождения" (Еккл.7:1, пер [Л.18, 19]).
     Псалмопевец так говорит о своей участи. "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней ("из плена могильного" [Л.41]; в оригинале - "Шеола" [Л.18]), когда примет меня (к Себе)" (Пс.48:16; 15:10).
     Избавленные от уз Шеола устремятся из его тьмы к жилищу Света, как написано. "Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче - до полного света дня" (Пр.4:18, пер. [Л.19]).
     Они оживут, возродятся, воскреснут "в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти" [Л.36, стр. 1395]. Так обещает Избавляющий от тела смерти каждому, верующему в Пославшего Его, он "на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
      Что же делают возрождённые к новому виду жизни в темпоральной вечности перед престолом Бога? Непрестанно служат Ему, а "Сидящий на престоле будет обитать в них" (Отк.7:15).     
      Продолжительность служения Иисусу Христу пришедших от Великой скорби - тысяча лет (20:4). Очень древняя еврейская традиция "гласит, что царство Мессии будет длиться 1 000 лет" [Л.33, стр. 972]. Именно столько времени отведено на  существование царства Сына Божьего на земле (ст.4-7). И "Царству Его не будет конца" в вечности (Лк.1:31-33; Отк.11:15).

4. Воскресение прочих (20:5)

     Говоря о воскресении христиан, погибших во время Великой скорби (20:4, 6), апостол делает ремарку об участи прочих душ.

    "(Другие мёртвые не ожили (Остальные же мёртвые не возродились к жизни), пока не окончилась (пока не завершились) тысяча лет). Это  первое воскресение" (20:5, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.1]).

    "Фраза "прочие из умерших" говорит о неспасённых, нечестивых мёртвых людях, которые отвергли Христа" [Л.9], "все неспасённые всех времён и народов" [Л.36], "необращённые и непрощённые грешники" [Л.2; Л.33], "нечестивые" [Л.5, 13, 14]. "Тела неверующих всех времён не будут воскрешены до суда у Великого Белого престола" [Л.16; Л.8].
     Однако в ст.5 ничего не говорится об отвергнувших Христа, не спасённых всех времён, нечестивых или просто неверующих. Как считается в [Л.4], здесь "неверующие мёртвые". Однако авторы толкования [Л.6] относят к "прочим из умерших" как не христиан, так и христиан.
     Наиболее взвешенное мнение содержится в работе [Л.11]. "Это, вне всякого сомнения, относится к тем, кто умер без Христа". Жил по совести, умер в дни скорби, но по разным причинам так и не прилепился к Господу всем сердцем своим, не поверил Отцу, не запечатлён Святым Духом.
     Все осиротевшие души "не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (ст.5, "не возвратились к жизни, пока не пройдёт тысяча лет" [Л.18]). Тысячу лет, по земным меркам, "прочие" заблудившиеся духом души будут находиться в царстве смерти, мире умерших, в Шеоле (греч. "гадес" - невидимое    
      Ведь "гадес" - это не ад. Слово гадес относится к царству неверующих мёртвых - временному месту, в котором они ждут воскресения" [Л.44, стр. 677]. Месту удалённому как от ада, так и рая.
     Там "в мире мёртвых (Букв. "в Шеоле". Шеол - место, где пребывают души умерших), куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10, пер. и примечание [Л.19]).
     Иными словами, в темнице смерти, стране тьмы да тени смертной, выходящей за пределы человеческого опыта, "нет устройства" (Иов.10:21, 22). Нет Бога, нельзя познать чудеса и правду Его (Пс.87:11-13), отсутствует полнокровная жизнь (ст.4-7, Пс.93:17, Ис.38:18).
    "Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там всё же присутствует" [Л.39, стр. 13]. Потому что Иисус Христос, между Своей смертью и воскресением, "проповедывал душам умерших при потопе" [Л.19, стр. 1046], заключённым в темнице (1Пет.3:18-20).
     От уз темницы смерти нельзя освободиться самому (Пс.17:6, 48:15). Только Господь может позвать находящуюся в Шеоле душу (Иов.14:13-15), вывести её из мира умерших (1Цар.2:6).
     "Смерть означала уход из этого мира и начало существования в виде тени в шеоле, месте пребывания "мертвецов" или теней, месте безнадёжности" [Л.27, стр. 259]. При этом нечестивые души не задерживаются в Шеоле, они из мира умерших "попадают в ад сразу после смерти" (стр. 805).
 
5. За гранью смерти

     Состояние души в таком полусонном месте как Шеол, где исчезает ощущение времени, не является воскресением. Согласно Писания, воскресение есть переход души из мира умерших (рус. архетип "могила") в райские обители или на суд Божий.
     Судьбы воскресших христиан и прочих людей различны, но сущность воскресения одна и та же. Мнение "должны быть не просто два воскресения, а два разных вида воскресения", первое духовное, при крещении, а второе телесное [Л.42, стр. 531, 579], не соответствует Писанию.
     В одном и том же тексте, одинаковыми словами, не упоминая второго воскресения, Иоанн описывает ОДИН процесс, а не два (духовный и телесный). Также Иисус Христос говорит об одном по содержанию воскресении находящихся в Шеоле, ожидающих всеобщего суда по делам (Ин.5:25-29).
     Они услышат голос Христа (ст.28) "и выйдут из могил ("покинут могилы" [Л.18]). Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" ст.29, пер. [Л.19, 20]).
      Пророк Даниил назвал такой один и тот же процесс пробуждением (Дан.12:2). Как позднее скажет апостол Павел. "Проснись, спящий! Воскресни из мёртвых! И Христос осветит тебя" (Еф.5:14, пер. [Л.20]).
     "Воскресение - это не восстановление жизни, какой мы знаем её, а вступление в новую, иную жизнь" [Л.44, стр. 168]. В отличие от телесного воскрешения, все воскресения духовные. Ни одно из них не является воссоединением души с атомами бывшего тела, с физическим телом похожим на умершее, как считают некоторые богословы [Л.21, стр. 138-141; Л.2, стр. 857; Л.36, стр. 942].
     Например, "тела будут материальными, физическими, в определённой степени связанными с телами, которые опускаются в могилы" [Л.36, стр. 943], "изменённое тело будет создано из физических составляющих нынешнего тела" [Л.37, стр. 459].  
     Нет, Павел ясно пишет. "Погребается тело земное, воскрешается - духовное" (1Кор.15:44, пер. [Л.41]; "сеется физическое тело, а воскресает - духовное" ([Л.19]). Во Втором послании коринфянам (2Кор.5:8)  "Павел говорит о смерти как о выходе из тела, чтобы "водвориться у Господа" [Л.27, стр. 1191].
     Об участи души и тленного тела апостол сообщает нам так. "Мы знаем, что когда наша земная палатка (дом) - наше тело (временное пристанище) - будет уничтожена, тогда на небе (небесах) нас ждёт вечный  (Богом приготовленный) дом - духовное тело ..." (2Кор.5:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.41]).
     "Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам" [Л.27, стр. 1271]. Более того, мы уподобимся самому Богу! "потому что увидим Его, как (каков) Он есть" (1Ин.3:2, в). "В воскресении же мы обретём новую, небесную, духовную телесность, которая позволит нам узреть Бога" [Л.39, стр. 969].
     Невесомое "духовное тело"  приспособлено  для существования на небесах, оно не подвластно разложению (1Кор.15:50).  Следовательно, мнение авторов [Л.35] "первое воскресение Откр.20:4-6, очевидно, указывает на духовное воскресение святых, после этого, позднее, совершается окончательное, телесное воскресение" (стр. 567) является не библейским.
      Как и предположение "после смерти ... душа и дух "подключаются" к промежуточному небесному телу и пользуются им вплоть до воскресения собственного тела" [Л.37, стр. 896, 454].
    
6. Первое воскресение (20:6)

     Слова апостола "Это - первое воскресение" (20:5, б) относятся не к "прочим", но к христианам предыдущего стиха [Л.10], что хорошо видно из ст.6.

   "Блажен (Счастлив) и свят имеющий участие (тот, кто получит жизнь) в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать (вместе) с Ним тысячу лет" (20:6; в скобках, текст из [Л.18]).

     Судя по данному откровению, первое воскресение касается не только христиан, которые погибнут во время Великой скорби (20:4). С наступлением эпохи Церкви счастлив и свят любой, принявший жертву Христа за свои грехи, ибо уже имеет "участие в воскресении первом" (рис.2).
      "Итак, к "первому воскресению" можно отнести все случаи воскресения, которые произойдут до "Тысячелетнего царства" [Л.15; Л.2, 8, 14].
     Или уже произошли [Л.7, 12], как воскресение ветхозаветных праведников (Лк.13:28, [Л.36]), также "спасённых периода Церкви" [Л.16]. Ибо написано.
     "Ты не оставишь в Шеоле меня, не дашь праведнику видеть мир тлена" (Пс.15:10, пер. [Л.18]).
     Или ещё произойдут в Тысячелетнем царстве, так как первая смерть будет существовать на земле "и после второго пришествия Мессии" [Л.22, стр. 111, 124], "в период тысячелетнего царства люди будут умирать" [Л.38, стр. 720].    
     Ведь главная особенность первого воскресения: между смертью верующего и его воскресением для райских обителей на небесах отсутствует какой-либо значительный промежуток времени (Лк.23:40-43, 16:22).
    "Души верующих немедленно отправляются к Господу" [Л.36, стр. 922]. Как написано "лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2Кор.5:8; Фил.1:23), придти в Церковь первенцев, приступить к Богу, "к духам праведников, ставших совершенными" (Евр.12:23, пер. [Л.19]).
     Поэтому не нужно умножать сущности введением новых не библейских понятий. Нет ни чистилища, ни промежуточного Неба, ни промежуточных небесных тел верующих, ни переходного состояния, ни духовного сна или смерти души. В том числе, как правильно отмечает автор [Л.36], нет состояния "бессознательного существования" в ожидании воскресения (стр. 1410, 1415).
     Все истинные христиане эпохи Церкви живы, а не где-то в промежуточном состоянии ждут оживления, когда Христос "вернётся за Его Церковью в конце нынешнего века" [Л.37, стр. 458].
     Ещё одна особенность первого массового воскресения. Над всеми, избавленными от смертного тела, кто приобрёл образ Сына Божьего (Рим.8:29, 1Ин.3:2), "смерть вторая не имеет власти" (Отк.20:6, б).
     Первая смерть данной ей властью разрушает тело, а вторая может уничтожить душу (21:8). Однако небожителям она не страшна, ибо там "смерти не будет уже" (ст.4, б), "смертное облечётся в бессмертие" (1Кор.15:54, пер. [Л.18]).
     Души, участвующие в первом воскресении, становятся "священниками Бога и Христа" (Отк.20:6). Они предназначены для служения "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер.[Л.19]), Который "будет обитать в них" (7:15). Бог и Его народ станут одним целым (21:3, Ин.14:20), составляя ОДНО тело во Христе (Рим.12:5).
     Поэтому когда Господь начнёт управлять Своим царством на земле [Л.23], они  "будут царствовать с Ним тысячу лет" (Отк.20:6). Почему так мало по сравнению с вечностью? потому что через тысячу лет завершится история человечества (ст.7-10).
     В дни Великой скорби души умерших христиан сразу воскреснут для вечного Царства Небесного (20:4), воскреснут в духовных телах (1Кор.15:44). Прочие души в сознательном состоянии пребывают в Шеоле или аду до окончания тысячелетнего правления Христа на земле (Отк.20:5). Затем  состоится второе массовое воскресение для последнего суда, суда по делам у белого престола (ст.11-13).

7. Великий белый престол (20:11)

     Новозаветный пророк получил откровения как о последних днях существования лукавого рода сего (гл.6-19), так о том, что  случится ещё через тысячу лет.  Произойдёт на земле (20:7-9), а также на небесах (ст.11), где Господь поставил Свой престол (Пс.102:19, а).
     "Состоится второе воскресение. Неспасённые воскреснут и предстанут перед Божьим судом" [Л.46, стр. 688].

    (Затем) увидел я великий (огромный) белый престол (трон) и Сидящего на нём, от лица Которого бежало (От Его  присутствия скрылись) небо и земля, и не нашлось им места ("и уже не найти их!")" (20:11; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.18]).

    "Некоторые толкователи понимают сказанное в ст.11 как свидетельство об уничтожении наших земли и неба" [Л.14]. По окончании Тысячелетнего царства "перестала существовать поражённая грехом вселенная" [Л.16]. "Небо и земля исчезнут" [Л.6], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.7, стр. 317, 322; Л.2, 3, 8, 10, 12-14, 20].
     Даже в одном из современных переводов нарушена логическая связность. "Земля и небо бесследно исчезли в Его присутствии" [Л.1]. Но ст.11 не обязательно должен означать физическое исчезновение нашей планеты. Просто рядом с Богом "не нашлось им места" (Синод пер.), "для них больше не было места" [Л.41].
     Ведь речь о трансцендентном мире, небесах, рае Божием (2:7, 4:-1-5). Где отсутствуют привычные для Иоанна небо, земля, море; "прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1, б). Там  ВСЁ новое, в том числе пространство, время, знания (ст.1а, 5, 10-27; [Л.23]).
     Именно в Царстве Небесном, а не "в воздухе", по версии авторов [Л.14], на "особой планете" [Л.7], или "где-то в космосе" [Л.19] находится "великий белый престол" (20:11). О нём Иоанн упоминает около 40 раз, особенно подробно описывая престол на небе в одном из видений (4:1-10).
     Пророк видит "престол и Сидящего на нём" (20:11). "Хотя и не сказано, кто именно этот "Сидящий", речь, по-видимому, идёт о Христе ..." [Л.14]. С таким мнением согласны практически все толкователи да комментаторы, ссылаясь на следующие слова Иисуса Христа.
     "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22). Апостол Пётр говорит над кем имеет право производить суд Христос. "Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых" (Деян.10:42, б), в том числе согрешивших ангелов (2Пет.2:4, Иуд.6). Бог приведёт на суд каждое дело (Еккл.12:14).
     Павел солидаризуется с Петром (2Тим.4:1). Он предупреждает не покаявшихся грешников о специально назначенном Богом дне суда (Деян.17:30, 31) "чрез Иисуса Христа" (Рим.2:11-16).
      Апостол говорит о восстановлении справедливости, о великом последнем суде "в конце истории, когда Бог будет судить дела всего человечества" [Л.27, стр. 1004]. "В этом суде будут участвовать только неверующие ..." [Л.46, стр. 688], "суд не коснётся верующих" [Л.39, стр. 174]. Вопреки следующему не библейскому мнению, "перед троном Божьим стоят и христиане и неверующие"  [Л.43, стр. 86]. "Никто не избежит этого суда (ст.12-13)" [Л.42, стр. 588 - 593 [Л.19].

8. Суд над мёртвыми (20:12)

     Судьба участников  второго массового воскресения открывается Иоанну в виде грандиозного зрелища огромной толпы из сотен миллионов предстоящих (см. Дан.7:10), из сущностей человеческих, вернувшихся к Сущему.

    "И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих (у престола) пред Богом, и книги раскрыты были, и (затем) иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному (согласно записям) в книгах, сообразно (согласно) с делами своими" (20:12; в скобках, текст из [Л.18]).

     Великие, знатные и не знатные осиротевшие души умерших всех времён, призванные на суд (рис.3), кто они?
     Понятно, не христиане, которые воскресли в первое воскресение (20:4-6). Ведь обещано Господом "верующий ... на суд не приходит ("Не предстанет он перед Судом" [Л.18]), но перешёл от смерти в жизнь" (Ин.5:24; 3:18).
    "Тот факт, что упоминаемые здесь мёртвые не воскресли прежде, свидетельствует сам по себе, что жизни вечной они не наследуют" [Л.14; Л.24].
     Это "нечестивые" [Л.5, 9, 13],  "осуждённые пленники" [Л.16], "все неверующие" [Л.36], "неспасённые" [Л37, 46], "неверующие всех веков" [Л.8; Л.33], "духовно для Бога мертві через переступи та гріхи" [Л.25; Л.2, 15].
     Однако широко распространённое  мнение "всех их ждёт одна и та же участь" [Л.37] алогично. Оно не подтверждается содержанием Отк.20:12-15, где говорится о разделении человечества на "спасённых и погибших" [Л.39, стр. 788].
     Вышеуказанное популярное мнение об одной участи всех судимых также противоречит другим местам Писания. Например, не согласуется со словами Христа о ДВУХ категориях людей, Он будет судить их по делам "на престоле славы Своей" (Мт.25:31-33).
    "Последний суд, охватывающий все народы, описан в Мф.25:31-36. Также последний суд ... описан в Откровении 20:11-15"
[Л.32, стр. 345; Л.36, стр. 1288, 1289], "на последнем суде (Мф.25:31-36) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение" [Л.36, стр. 1291].   
      В результате всеобщего справедливого Суда по делам Господь осудит на вечный огонь только "козлов" (ст.41-45), поклонявшихся Господу словами. Но "овцы", не знавшие Пастыря, наследуют вечное Царство, оправдаются делами милосердия (ст.34-40), жизнью по совести (Рим.2:14-16). Покаявшиеся ниневитяне и многие иные уверовавшие окажутся праведнее отвергнувших Христа иудеев (Мт.12:41, 8:10-12).
     Исполнится ветхозаветное пророчество о душах, находящихся в Шеоле. "Много, много людей, которые умерли и спят в могилах, восстанут. Одни для вечной жизни, а другие на вечное поругание и стыд" (Дан.12:2, пер. [Л.1]).
     Обе категории людей в мире умерших услышат голос Иисуса Христа (Ин.5:28). "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (ст.29), согласно записям в раскрытых книгах.
    "На этом Суде мы видим присутствие "книг" - подробных биографий жизни и всех человеческих дел в виде кинолент, которые запечатлят не только содержание жизни, но даже все движения души и духа, намерения и побуждения сердечные" [Л.7; Л.4, 13, 15].
     Зримо представит Господь явные  да тайные дела каждой души (Еккл.12:14). Там "не будет допросов, не понадобятся свидетели, никто не станет оспаривать и доказывать свою невиновность, просить помилования" [Л.2, стр. 806, 807]. Более того, не Сам Иисус осудит непокорных, а нечто иное.
     "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе (у того уже есть судья): слово, которое Я говорил (возвестил), оно будет судить (осудит) его в последний день" (Ин.12:48; в скобках, текст из [Л.18]).

9. Море, смерть, ад (20:13)
    
     В последний день, на великий последний суд по делам "соберутся пред Ним все народы" (Мт.25:32). Но откуда попадут на Суд души ВСЕХ умерших? За исключением избранных (Ин.5:24, 3:18), они сами судят мир да ангелов (1Кор.6:2, 3). Иоанн видит.

   "Море отдало мертвецов, что были в нём, а смерть и ад отдали мертвецов, что были у них, и каждого судили по его делам" (20:13, пер. [Л.18]).

    "По поводу хранилища душ умерших, состоящего из "моря", "смерти" и "ада", не существует единого мнения в христианском богословии" [Л.7]. Например, таинственное "море" считается буквальной морской стихией [Л.6, 9, 13, 17 и др.], в ней утонули тела [Л.2, 3, 8, 14, 15, 18]. Странное мнение, ведь люди тонут также в реках, озёрах, иных водоёмах. Кроме того, захороненных в земле гораздо больше, чем утопленников.
      Для правильной экзегезы ст.13 следует учесть, видение пророка относится не к земле или морю сотворённой физической вселенной, но к трансцендентному темпоральному миру. Там происходят воскресение душ умерших, царствование со Христом, суд по делам, уничтожение смерти и ада (20:4-6, 11-15).    
     Поэтому верным, в принципе, является  следующее мнение. "Море" - это, конечно же, не естественное море, но обширное отделение преисподней, где помещена основная масса душ умерших грешников" [Л.7]. "У моря есть синонимы - бездна, преисподняя, пропасть" [Л.28, стр. 551].
      В древнееврейской космологии "морские воды" это "остаток бездны на земле" [Л.26, стр. 582], а слово "бездна" - "в буквальном переводе "глубина" [Л.27]. Глубины моря да земли ассоциировались "с шеолом, могилой, преисподней, пропастью, бездонной ямой", подразумевая "смерть и/или ад (наказание после смерти)" [Л.28, стр. 216].
     Новозаветный образ архетипа "бездна" (греч. "тартар") "обозначает нижнюю часть ада" [Л.29, стр. 34]. Вместилище "нематериальных частей человеческой природы неспасённых людей после их физической смерти"  [Л.37, стр. 796].
     Следует также учесть, Шеол (греч. "гадес") НЕ равен аду (греч. "геенна"), хотя именно так иногда переводится в Синод. переводе (или "могила", "преисподняя"). Если шеол есть ад, тогда Иов, Авраам, Моисей, Давид, пророки и многие иные Божьи избранники после смерти мучились в АДУ? Нет. Понятие ада возникло только в период между двумя заветами [Л.27, стр. 804].
     Ветхозаветный архетип "шеол никогда не ассоциируется с муками ада" [Л.30, стр. 584, 692], Шеол "не место наказания" [Л.38, стр.216]. Потому что "Ад - это место, где пребывают и подвергаются наказанию умершие грешники" [Л.29; Л.36]. "Место наказания не раскаявшихся грешников" [Л.27], в узах адского мрака.
      В Новом Завете евр. Шеол - "синоним греческого "гадес", означающего "невидимый мир духов", а не "ад" или "могила" [Л.31]. Важно знать "ад" и "шеол" ("гадес") - понятия разные" [Л.14].
     Под вторым термином, "смерть", отдавшая мёртвых (20:13), тайновидец подразумевает её царство [Л.40, стр. 422], "жилища" (Пр.7:27, "обители" [Л.18]), невидимый мир умерших, т.е. Шеол. "В LXX (Септуагинте) слова "Смерть" и "Гадес" (шеол) используются часто как синонимы, обозначая царство мёртвых" [Л.35, стр. 494].
     Смерть и царство мёртвых "понятия тождественные" [Л.39, стр. 13]. "Смерть" - это тоже одно из больших отделений преисподней ..." [Л.7].  Иными словами, в Отк.20:13 архетип "смерть" является хранилищем, отделением,  местом [Л.32, 37, 3], а не состоянием, по версии [Л.16], или личностью [Л.2].
      Первое толкование слова "смерть" - хранилище, место, дом как в Иов.30:23, подтверждается словами Господа. "У Меня ключи от смерти и ада!" (1:18, пер. [Л.19, 20]). "Христос обладает властью отворять царство мёртвых ..." [Л.39, стр. 460].
      Итак на Страшный суд у белого престола отдадут души умерших все хранилища. Шеол ("смерть" в 20:13), ад и его нижняя часть бездна (20:3, "море" в ст.13). Чтобы "судим был каждый по делам своим".

10. Огненное озеро (20:14, 15)
    
     Но что произойдёт с хранилищами душ умерших после того как они  опустеют? Иоанн видит следующую загадочную картину.

   "Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть - огненное озеро" (20:14, пер. [Л.18]).
 
     Почему  в "озеро огненное" не брошено море? но только "смерть и ад". Потому что море-бездна есть часть  ада, в противном случае, придётся признать,- у Господа нет ключей от её врат (1:18). Смерть же (Шеол) и ад, на глазах тайновидца, повержены в озеро огня (рис.4).
     Стих 20:14 опровергает ДВА довольно  распространённых заблуждения.
     Первое, о тождественности шеола-смерти и ада, а также ада и озера огненного, якобы это одно и тоже место.
     Например, "все заблудшие будут брошены в ад, озеро огненное" [Л.46, стр. 688].
     Второе заблуждение, о бесконечных мучениях в аду. Если ад не вечен, но опустеет (ст.13) и будет брошен в озеро огненное (ст.14), тогда адские мучения грешников не могут продолжаться до бесконечности.
     Ненадобность в будущем хранилищ душ умерших (шеола и ада) указывает, косвенно, на исчезновение людей с лица земли или даже самой Земли по окончании тысячелетнего Царства (20:7-9, 21:1).
     Такое предположение подтверждается высказыванием Йиова об участи пребывающих в Шеоле: "так и человек - ляжет и не встанет, и, покуда небеса не исчезнут, он от сна своего не очнётся" (Иов.14:12, пер. [Л.18]).
     Также  апостол Павел утверждает "потом наступит конец", когда Иисус Христос, победив врагов,  "передаст Царство Богу Отцу" (1Кор.15:24, пер.[Л.19]). Всё же нет полной уверенности в правильности вышеуказанной гипотезы.
     Нам также не раскрыто содержание понятия "озеро огненное". Поэтому невозможно однозначно уразуметь смысл слов пророка. "Огненное озеро - это  вторая смерть" (ст.14, пер. [Л.19]). "Физическая смерть, или "первая смерть",- это отделение души от тела" [Л.27, стр. 1417]. Что же тогда означает вторая смерть?
     Идёт ли речь об уничтожении душ грешников Богом? согласно слов Иисуса "бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мт.10:28, глагол губить "означает "уничтожать", "истреблять" [Л.39]).
     Ведь душа согрешающая, та погибнет (Ин.3:16, Иез.18:4), "Ибо возмездие за грех - смерть ..." (Рим.6:23). Господь мякину "сожжёт огнём неугасимым", как утверждает Иоанн Креститель (3:12) и вторит Павел (2Фес.1:9).
     Или имеется в виду бесконечное осознанное мучение в огне вечном? (Мт.25:41, 46). "Через это событие они войдут в вечное состояние безысходного страдания и абсолютной отчуждённости от Бога" [Л.37, стр. 453]. "То, что адские муки будут вечными, сомнений не вызывает" [Л.42, стр. 611].
    Данной версии придерживается большинство толкователей [Л.2, 3, 6, 9, 10, 12-14, 25, 27, 36], несмотря на её алогичность. Зачем из ада, места вечных мучений да страданий, по мнению авторов [Л.27, 29, 37, 42], отправлять души в озеро огненное? такое же место вечного "безысходного страдания" [Л.37].
     Напротив, в раввинистических учениях о загробном мире утверждается, некоторые "будут осуждены на вечное уничтожение, что и является второй смертью" [Л.33, стр. 972]. "Согласно 1Ен.108:3, души нечестивцев, имена которых вычеркнуты из Книги жизни ... уничтожаются" [Л.47, стр. 385].
      Ведь душа человеческая не бессмертна (1Тим.6:16), поэтому её мучения не могут быть бесконечными.
 
11. Судьба участников последнего суда
     
     Божий суд в вечности на небесах у великого белого престола, справедливый суд по делам человека оканчивается так.

     "И кто не был записан (Чьё имя не было найдено записанным) в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (20:15; в скобках, текст из [Л.19]).

     Иоанн видит раскрытую Книгу жизни на последнем Суде (ст.12), "в эту книгу внесены только имена спасённых, записанные в неё, от начала мира" (Отк.17:8)" [Л.14, стр. 585], "в неё записаны только истинные верующие" [Л.46, стр. 688].
      Одни богословы считают, ВСЕ подсудимые не записаны в данный свиток. "Никто из представших на этот суд не записан в книгу жизни" [Л.8], их участь - вторая смерть в огненном озере [Л.9, 12, 14, 15, 24]. Другие возражают, НЕ все имена участников второго воскресения отсутствуют в Книге жизни [Л.2, 3, 7, 25].
     Последнее мнение подтверждается словами тайновидца "если чьё имя не было записано ..." (20:15, пер. [Л.1]). "Стих не исключает возможности того, что там будет кто-то, кто не будет брошен в озеро огненное" [Л.3]. Именно "они, хотя и понесут наказание, но не будут брошены в озеро огненное" [Л.2, стр. 854].
      Следовательно найдутся имена, записанные в книге (Дан.12:1, 2). Например, некоторых язычников (Отк.21:24, Лк.13:29), милосердных "овец" (Мт.25:31-40) и всех, кто удалялся от зла, жил по совести, творил добро, однако не имел возможности познать Господа Иисус Христа (Рим.2:14-16).
      "Очевидно, что спасённых окажется намного больше, чем мы предполагаем" [Л.39, стр. 956], так как написано о суде по делам. "Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить , и те, кто делал зло, поднимутся, чтобы получить осуждение" (Ин.5:29, пер. [Л.19, 20]).
     В списке помилованных могут оказаться духовно проспавшие свою жизнь "тёплые" христиане (Отк.3:14-19) и "неразумные девы" (Мт.25:5-9). Забывшие елей святости, не готовые к первому воскресению, к встрече с Женихом (ст.10-13).
     Чьих же имён не будет в Книге жизни? По-видимому, отданных на Суд из ада и бездны ("море" в Отк.20:13). Побеждённые злом никогда не попадут в вечное Царство Небесное (21:27, 22:15), не облекутся в бессмертие, но окажутся в озере огненном. "Это - смерть вторая" (20:14, б). 
     Есть лекарство от смертельной болезни тела, его дарует Господь. Однако нет лекарств от смертельной болезни души грешника, её ждёт вторая смерть. "Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе" [Л.34, стр. 1739], когда душа перестаёт существовать, утрачивается сознание.
     "Только Бог бессмертен" [Л.27, стр. 1183], а души человеческие - нет (Мт.10:28, Отк.21:8, 1Тим.6:16).   Однако смертная душа может облечься  в бессмертие (1Кор.15:54) благодаря Богу, "даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (ст.57; 2Тим.1:10).

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1150 с.
2. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
3. Хэдинг Д. От времени в вечность. Книга Откровение.- Ровно: Живое слово, 2008.- 328 с.
4. Стэдмен Р. Последнее слово Бога. Постигая Откровение.- Новосибирск: Посох, 2004.- 416с.
5. Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 6. - Netherlands, Dutch Reformed Trast Society, 2004.- 405 с.
6. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Минск: Харвест, 2001.- 1 312 с.
7. Канатуш В.Я. Апокалипсис и Второе Пришествие.- М.: ХРЦ "Протестант", 2000.- 384 с.
8. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1465 c.
9. Кастэр С. От Патмоса до Рая. Толкование книги Откровение.- Greenvill, BJU Press, 2006.- 255 с.
10. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 787 с.
11. Новый Библейский комментарий: в 3 ч. Ч.3. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2001.- 751 с.
12. Бэйнс Т.Б. Откровение Иисуса Христа.- Germany, Dillenburg: GBV, 1994.- 300 с.
13. Грюнцвейг Ф. Откровение Иоанна.- Корнталь: Свет на Востоке, 1992.- 597 с.
14. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
15. Рогозин П. Тайны Апокалипсиса.- Корнталь: Свет на Востоке, 2003.- 432 с.
16. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
17. Баркли У. Толкование Откровения Иоанна.- Всем. Союз баптистов, 1986.- 439 с.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
19. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
20. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687 с.
21. Джон Ф. Мак-Артур. Слава Небес: истина о Небе, ангелах и вечной жизни.- Киев: Grace Publishing International, 2008.- 320 с.
22. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд, Коннектикут, США, Славянское миссионерское издательство, 1996.- 602 с.
23. Статья № 13 "Тысячелетнее царство".
24. Каргель И.В. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. Собрание сочинений.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 703 с.
25. Барчук І. Пояснення на книгу Об’явлення.- Київ: Дорога правди, 1993.- 288 с.
26. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 720 с.
27. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1503 с.
28. Словарь библейских образов. СПб.: Библия для всех, 2005.- 1423 с.
29. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
30. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1: Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
31. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308с.
32. Стагг Ф. Богословие Нового Завета.- Киев: КБС, 1999.- 384 с.
33. Клеон Л. Роджерс - мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008 с.
34. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
35. Ветхий Завет на страницах Нового. Т.3. Деяния св. Апостолов. Общие послания. Откровение.- Черкассы: Коллоквиум, 2013.- 592 с.
36. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение.- СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.
37. Баракман Х. Флойд. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения.- М.: Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 2002.- 958с.
38. Лэдд Д. Богословие Нового Завета.- СПб.: Библия для всех, 2003.- 800 с.
39. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
40. Нюстрем Э. Библейский Словарь.- СПб.: Библия для всех, 2001.- 523 с.
41. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
42. Коттрелл Джек. Вера, переданная святым: Библейская доктрина для современных читателей.- Симферополь: Teaching Ministries International, 2006.- 640 с.
43. Лаури Р. Рапсодия на тему Откровения.- М.: Духовная Академия Апостола Павла, 2011.- 232 с.
44. Уирсби У. Комментарий на Новый  Завет. Том 1.- СПб.: Библия для всех, 2017.- 848 с.
45. Райт Т. Главная тайна Библии: Смерть и жизнь после смерти в христианстве.- М.: Эксмо, 2009.- 384 с.
46. Уирсби У. Комментарий на Новый Завет. Том II.- СПб.: Библия для всех, 2018.- 696 с.
47. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма.- СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2007.- 543 с.
День Господень